Полная версия
Ангелы и демоны российской власти. Монархи и фавориты
Екатерина по отношению к Меншикову, как своему бывшему хозяину, несколько лет соблюдала уважение, и Меншиков обращался с ней тоном человека, стоявшего выше ее, который при случае может повлиять на ее судьбу. Эти отношения изменились только в 1711 году. До тех пор Меншиков писал ей: «Катерина Алексеевна! Много лет о Господе здравствуй!», но в письме 30 апреля 1711 года написал ей: «Всемилостивейшая государыня царица», а дочерей ее стал назвать государынями царевнами.
Это показывало, что Пётр уже признавал её своей законной женой, и все подданные должны были признавать её в этом звании. Брак Петра с Екатериною совершился 19 февраля 1712 года в Петербурге, в церкви Исаакия Далматского.
Существуют косвенные доказательства об участии Екатерины в Прутском походе, о том, что Екатерина в минуты серьезной опасности пожертвовала все свои драгоценности на подарки, чтобы склонить турецкого визиря к миру и иметь возможность вывести всю русскую армию из безвыходного положения, в котором она тогда находилась.
Екатерина действительно умела в эти минуты заявить себя и угодить Петру. Через много лет после того, когда государь, приняв титул императора, решил короновать свою супругу, в указе об этом он свидетельствовал о важных услугах Отечеству, оказанных Екатериною в 1711 году во время Прутского дела.
После Прутского похода отношение Петра к Екатерине заметно улучшилось. Она стала его неразлучной спутницей. Совершила с ним заграничное путешествие по Западной Европе, хотя не сопровождала его во Францию и оставалась в Голландии. В 1722 году Екатерина она была рядом с Петром в Персидском походе, разделяя с ним славу успехов, как одиннадцать лет назад разделяла скорбь неудачи в турецкой войне.
Существо их личных отношений может прояснить прочтение писем Петра к Екатерине. В них царь предстает как счастливый семьянин. В его письмах к Екатерине нет и тени той суровости и черствости, которые сопровождают всю его государственную деятельность и отношения с подданными.
В письмах Петра I чувствуется нежная привязанность. Они явно скучают друг без друга, поэтому даже находясь в разлуке, посылают один другому подарки. Когда царь находился за границей, Екатерина посылала ему пива, свежепросольных огурцов, а он посылал ей венгерского вина и желал, чтоб она пила за здоровье, а он и те, кто находился рядом с ним, будут пить за ее здоровье, а кто не станет, получит штраф.
В 1717 году Пётр благодарил Екатерину за присланный презент и писал ей: «Так и я посылаю отсель к вам взаимно. Право, на обе стороны достойные презенты: ты прислала мне для вспоможения старости моей, а я посылаю для украшения молодости вашей». Затем из Брюсселя он прислал Екатерине кружева, а Екатерина отдарила его вином.
Однако Пётр с отроческих лет приучился не стеснять своих желаний и поступков ни в чем. Поэтому он и не мог ужиться с первой женой Евдокией. Вероятно, он не смог бы ужиться с любой другой супругой, кроме Екатерины. Только круглая сирота и иностранка, бывшая служанкой и пленницей, обязанная безропотно повиноваться всякому господину, имевшему право как вещь передать ее другому, – только такая женщина и годилась быть женой Петра.
Потому что российский император был человеком, который не обращал ни на кого внимания и считал себе дозволительным делать всё, что ему ни придет в голову, развлекаться и находить удовольствие во всем, к чему влекла его необузданная чувственность.
Пётр не только не терпел противоречия себе, он не выносил даже сдержанного, не высказываемого прямо неодобрения своих поступков. Он хотел, чтобы все, кто его окружал, признавали хорошим и правильным все, что он делает. Так Екатерина и относилась к Петру. Это была ее первая добродетель.
Другой добродетелью, которой обладала Екатерина, была способность успокаивать царя. Нередко в гневе Пётр приходил в такое умоисступление, что все бежали от него, как от дикого зверя. Только Екатерина, по врожденной женской способности, умела подметить и использовать такие приемы обращения с мужем, которыми было возможно успокоить его свирепость.
В такие минуты одна Екатерина могла подступиться к нему без боязни. Даже один звук её голоса успокаивал Петра. Она сажала его, брала за голову, лаская и почесывая, и тем наводила на него успокоительный сон. Иногда два или три часа он покоился у нее на груди и утром просыпался свежим и бодрым. Без этого раздражение вызывало у него головную боль.
Когда Екатерине несколько раз удалось это средство, она стала для Петра необходимым успокаивающим существом. Как только приближенные замечали на лице царя судорожные движения рта, они немедленно звали Екатерину, в которой было что-то магнетическое и исцеляющее.
Тут напрашивается прямая аналогия с Распутиным при семье императора Николая II и с Раисой Максимовной – женой генерального секретаря Горбачева, а также с легендой о Розе Каганович, якобы «третьей жене» Сталина.
Пользуясь таким значительным влиянием на супруга, Екатерине, казалось бы, легко было стать ангелом-хранителем и для многих – заступницей несчастных, настигнутых царским гневом. Но Екатерина, от природы одаренная большим женским тактом, не злоупотребляла этим и позволяла себе обращаться к Петру с заступничествами только тогда, когда замечала, что ее заступничество не только не будет отвергнуто, но и понравится царю.
Но иногда, при всем своем житейском благоразумии, она ошибалась. В этом случае, получив отказ, она не смела повторять свою просьбу и не давала супругу заметить своего неудовольствия. Наоборот, она спешила выказать полное равнодушие к судьбе виновного, за которого пыталась просить, и признавала безусловно справедливым решение Петра.
Еще одна её добродетель заключалась в том, что Екатерина старалась думать обо всем, как думал Петр, интересоваться тем, чем интересовался он, любить то, что он любил, шутить над тем, над чем шутил он, и ненавидеть то, что он ненавидел. Екатерина полностью «растворилась» в супруге, у нее не осталось самобытной личности: до такой степени она подчинила себя во всем воле Петра. Но в ответ он также обращается с нею не так, как деспот с рабыней, а как властитель со своим лучшим и верным другом.
В это время бесхарактерный и ничтожный, но упрямый и своевольный царевич Алексей, убежавший от отца в Вену, в разговоре с имперским канцлером указывал на Екатерину как на главного своего врага и приписывал злому влиянию мачехи нерасположение к себе родителя. Однако он же, вернувшись в отечество, валялся в ногах у Екатерины и умолял её о заступничестве перед царем.
Когда царевича Алексея не стало, потомки Екатерины оказались в выигрыше от его смерти, что, естественно, вызывает подозрение, будто Екатерина была довольна трагической судьбой пасынка как конкурента на престол. Но свидетельств, подтверждающих это подозрение, не существует.
5 февраля 1722 года Пётр I издал закон о престолонаследии, который определил право царствующего государя назначать себе преемника, руководствуясь только своей волей. Поэтому дети Алексея Петровича уже не имели права на престол по своему первородству, а Екатерина была еще молода и могла произвести на свет ребенка мужеского пола, которому Пётр мог бы передать свой престол по завещанию. Если бы Екатерина даже не родила сына, то Пётр мог решить вопрос о наследнике как угодно.
15 ноября 1723 года он издал манифест о том, что его супруга и государыня Екатерина Алексеевна «во всех его трудах помощница была и во многих воинских действиях, отложа женскую немочь, волею с ним присутствовала и елико возможно вспомогала, а наипаче в Прутской кампании с турки, почитай отчаянном времени, как мужески, а не женски поступала, о том ведомо всей армии, а от нее, несомненно, и всему государству».
Пётр учредил особый отряд телохранителей – роту кавалергардов из шестидесяти дворян. Капитаном этой роты был сам государь, а капитан-лейтенантом – генерал-лейтенант и генерал-прокурор Ягужинский. Эта рота впервые сопровождала Екатерину в день коронации.
Трое суток перед торжеством Екатерина соблюдала строгий пост и молилась. Это нужно было для того, чтоб русский народ поверил в её преданность православию и она получила право царствовать и управлять государством самодержавно. Обряд коронования совершился 7 мая в Успенском соборе с церемониями по церковному чину как при царских венчаниях.
Дело Монса
В 1724 году случилось событие, которое ряд иностранцев расценил как возможный разлад между царственными супругами. Дело было в том, что у Екатерины был правитель канцелярии, заведовавший делами в её имениях, – Вильям Монс, родной брат Анны Монс, бывшей любовницы Петра. Пётр приревновал его к своей супруге, но придрался к нему за злоупотребления в управлении её делами и осудил на смерть.
Екатерина попыталась было просить о помиловании осужденного, но Пётр пришел в такую ярость, что разбил вдребезги богатое зеркало и сказал: «Эта вещь составляла лучшее украшение моего дворца, а я вот захотел и уничтожил ее!»
Этим Пётр показал Екатерине, что она должна была ясно понять, что царь, вознесший ее на такую высоту, может свергнуть её и поступить с ней так, как поступил с драгоценным зеркалом. На это Екатерина с обычным спокойствием кротко сказала в ответ только то, что могла сказать: «Разве дворец ваш лучше стал от этого?»
Монса казнили, а его голову выставили публике напоказ на вершине столба. После этого Пётр специально проехал вместе с Екатериной в коляске мимо этого столба, наблюдая, как она прореагирует на ситуацию. Но Екатерина, умевшая владеть собой, была спокойна и только сказала: «Как грустно, что у придворных может быть столько испорченности!»
Из дела Монса видно, что он действительно был обличен во взяточничестве и разных злоупотреблениях. Пользуясь милостями Екатерины и Петра I, он зазнался, как поступали и многие другие временщики. Петр, который всю жизнь преследовал взяточников, естественно, был в гневе, тем более что к этому примешивалась и его тайная ревность.
Хотя вряд ли можно было серьезно предположить, чтобы Екатерина в обращении с Монсом дала повод к такой ревности. Она была слишком благоразумна и понимала, что от императора невозможно что-либо утаить, поэтому из соображений собственной безопасности не позволяла себе преступных шалостей.
Она видела это на примере Евдокии и Глебова. На Евдокию Пётр уже не имел никакого права, после того как сам отверг ее. Много лет прошло после её разлуки с царем, когда она сошлась с Глебовым. Однако когда Пётр узнал об их любовной связи, то не простил им обоим.
Поэтому добрые отношения Петра к своей супруге и влияние императрицы при дворе продолжались до самой его кончины. Екатерина помирила вдову царя Ивана Алексеевича царицу Прасковью с ее дочерью Анной, и только по ходатайству Екатерины мать простила Анну – так высоко ценилась в царском семействе личность Екатерины.
В ноябре 1724 года, уже после казни Монса, совершилось обручение герцога Голштинского с дочерью Петра и Екатерины Анной. Это было сделано по настоянию Екатерины, которая давно покровительствовала герцогу, но Пётр медлил с согласием на этот брак по политическим соображениям.
Болезнь и смерть Петра
Пётр I смертельно заболел в январе 1725 года. Доктор Блюментрост, лечивший его, ошибочно принял эти признаки за болезнь мочевого пузыря и решил, что у него образуется каменная болезнь. Пётр не терпел никакого лечения и плохо соблюдал предписания врачей.
3 января 1725 года он производил выбор нового «князя-папы» в своем Всешутейском и Всепьянейшем Соборе, где много пил. Это подорвало его здоровье, и в январе усилившиеся боли заставили его созвать на совет других врачей.
Итальянец Лазарити нашел, что болезнь Петра происходит от внутренней язвы, и советовал сначала выпустить накопившуюся мочу, а потом лечить язву, но Блюментрост был против и продолжал лечение по-своему, пока страдания царя не дошли до крайней степени. Екатерина в это время ни на минуту не оставляла супруга.
22 января Пётр пожелал, чтоб вблизи его спальни устроили подвижную церковь и совершили богослужение. После этого он исповедовался и причастился.
Лазарити настоял на выпуске мочи. Операция была проведена английским врачом Горном, и Петру сразу стало легче. Все обрадовались, и весть об этом распространилась в народе, который сходился толпами в церквях молиться о выздоровлении императора.
На следующую ночь Пётр спал спокойно, и надежда на выздоровление возросла. 26 января он попросил есть. Ему дали овсяной кашицы, но едва он съел несколько ложек, как у него начались судороги, а затем лихорадочные припадки. Врачи осмотрели его и нашли, что надежды на спасение нет – язва в мочевом канале превратилась в гангрену.
К Петру допущены были сенаторы и вельможи. Он вспомнил старинный обычай своих предков: когда их поражала тяжкая болезнь и они чувствовали близость смерти, то спешили сделать добрые дела, чтоб умилостивить Бога за свои грехи.
Он указал освободить всех преступников, осужденных на каторжные работы, исключая убийц или осужденных за преступления против религии и верховной власти. Было дано прощение дворянам, не явившимся на смотр по царскому указу и подлежавшим потере движимого и недвижимого имущества. Все помилованные должны были в знак благодарности молиться Богу о его выздоровлении.
В тот же день после полудня архиереи и члены Синода совершили елеосвящение. Следующую ночь Пётр провел беспокойно. Он бредил, вскакивал с постели, и его с большим трудом удерживали. В полдень Пётр решил выразить свою последнюю волю.
Ему подали письменные принадлежности, но он написал только неразборчивые знаки, которые после, по догадкам, растолковали как слова: «Отдайте все…» Он позвал цесаревну Анну Петровну, но, когда она явилась к отцу, он уже не в силах был произнести ни одного слова…
Ночью троицкий архимандрит предложил ему еще раз причаститься и, в случае согласия, просил его шевельнуть рукою. Пётр не в силах был говорить, но с трудом шевельнул рукою. Его немедленно причастили, и сразу после этого началась агония.
Тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский читал над ним отходную до тех пор, пока у царя не прекратились признаки дыхания. Екатерина закрыла ему глаза и в изнеможении упала на постель умершего императора. Было пять часов с четвертью утра.
● СВОЙ ВЗГЛЯД
Разгадка фантастического влияния Екатерины на царя Петра проста, но уникальна. Пётр родился царем. Он с детства был таким, каким хотел быть, и делал только то, что хотел. А Екатерина, ставшая ему сначала любовницей, потом женой и, наконец, императрицей, была именно той единственной, которая ему была нужна. Она была ему матерью, женой, любовницей и другом одновременно. Кроме того, они искренне и сильно любили друг друга без всякой корысти. Новая жена Петра обладала качествами, которых он не встречал у других женщин. Она была отзывчивой, веселой, способной к сопереживанию, добросердечной, неприхотливой, отменно здоровой и с большим запасом жизненной силы. Среди всех соратников Петра только Екатерина и Меншиков обладали почти такой же, как сам государь, феноменальной энергией и импульсивностью. Крестьянский здравый смысл Екатерины помогал ей мгновенно распознавать любую лесть и обман. Она, как и сам Петр, высказывалась прямо, просто и откровенно. В семейном кругу она любила веселую шутку и иногда обращалась с Петром как с большим ребенком. Но у нее хватало такта на людях держаться в тени. Она была проницательна, умела вникнуть в заботы Петра и понять его характер. Веселая и незлобливая по натуре, она не таила обиды на мужа, даже если он бывал в мрачном настроении и вел себя несносно. Александр Гордон, зять друга Петра Патрика Гордона, пояснял: «Главное, отчего царь был так к ней привязан, – это её исключительно добрый нрав: её никогда не видели брюзжащей или унылой, она всегда была услужлива и вежлива со всеми и никогда не позволяла себе забыть о своем прежнем положении». Екатерина, как никто другой, умела справляться с болезненными припадками, которые сопровождались у царя страшными судорогами. Поэтому при появлении этих грозных признаков приближенные бежали к Екатерине, которая решительно укладывала мужа, брала его голову к себе на колени и ласково поглаживала ему виски и волосы, пока он не засыпал. Так она могла часами сидеть неподвижно, убаюкивая его и успокаивая, когда он начинал беспокойно ворочаться. Наутро царь всегда просыпался бодрым и посвежевшим. Но Екатерина была для него не просто заботливой сиделкой. Её душевные качества позволяли не только утешать, веселить и любить Петра, но и заглядывать в его сердце, говорить с ним о важном, обсуждать его планы и поддерживать надежды и чаяния. Ее присутствие действовало на него благотворно, беседы с ней подбадривали и умиротворяли его. После женитьбы на Екатерине у Петра бывали случайные любовницы, но они для него ничего не значили. В своей жизни он испытывал глубокое чувство только к четырем женщинам – к матери, сестре Наталье, Анне Монс и Екатерине. Но среди них исключительное место занимали мать и Екатерина, которая заняла его благодаря тому, что сумела стать Петру второй матерью. Её беззаветная, нерассуждающая любовь была сродни всепрощающей материнской любви. Поэтому царь Пётр верил ей безгранично. Екатерина ничем не напоминала изнеженную принцессу из терема. Крестьянская выносливость и желание всегда быть с царем позволили ей вместе с ним исколесить всю Россию, побывать в Польше, Германии, Копенгагене и Амстердаме. Она была с ним во время Прутского похода против турок и во время Каспийского похода против персов, стойко перенося все тяготы походной жизни и ужасы войны. Она могла скакать верхом по двое-трое суток и спать в палатке на голой земле под грохот канонады. Кроме того, Екатерина не была грубой и мужеподобной. Ничто женское не было её чуждо. Она научилась танцевать, и самые сложные па выполняла с удивительной грацией, и этот талант передался ее дочери Елизавете. Екатерина любила наряды и роскошь. Она могла спать в палатке, как солдатская жена, но, когда поход завершался, предпочитала жить во дворце и носить драгоценности. Для Екатерины Пётр строил дворцы и разбивал парки в Петербурге, Петергофе и Ревеле. Из переписки царственных супругов видно, что Екатерина старалась думать обо всем, как думал Петр. Она не подражала ему, а вместе с ним искренне интересовалась тем, чем интересовался Петр, любила и ненавидела, как он. Личность Екатерины слилась и подчинилась личности и воле царя. Поэтому Пётр Великий обращался с ней как со своим лучшим и верным другом. В молодости многие считали Екатерину привлекательной и даже красивой. С возрастом она изменилась, родила Петру I нескольких детей, большинство из которых умерли в младенчестве. В 1711 году, накануне Прутского похода, Пётр представил Екатерину своей сестре Наталье, невестке Прасковье и двум её дочерям как законную жену. Он объяснил, что они должны почитать её как русскую царицу, потому что он заключит с ней брак, как только позволит время, но, если ему суждено умереть прежде, они должны принять Екатерину как вдовствующую царицу. В феврале 1712 года Пётр сдержал слово и сыграл свадьбу, на которую был приглашен дипломатический корпус и устроен грандиозный банкет с фейерверком. Перед этим Екатерина была крещена по православному обряду, а крестным отцом стал её пасынок – царевич Алексей. Поэтому царицу стали называть Екатериной Алексеевной. Исходя из изложенного, можно сказать, что Екатерина, бывшая крестьянка Марта Скавронская, которая сначала была любовницей, потом женой Петра I и императрицей Екатериной Первой, в действительности являлась настоящим ангелом-хранителем русского императора Петра Великого. Можно также добавить, что к ней терпимо относились знатные дворяне и царский двор. Но к ней, если не с любовью, одобрительно относились и простые россияне и особенно гвардия. Она своими поступками не только не нанесла ущерб государственным интересам России, но во многих ситуациях, участвуя в Великом посольстве в Европу и в военных баталиях рядом с Петром, принесла ощутимую пользу.
Личность Петра в истории
В «Библиотеке Павленкова» приводится мнение Кавелина о том, что «личная и государственная жизнь Петра стали первой фазой осуществления начала личности в русской истории».
Михайловский расширил это понимание личности первого российского императора: «Пётр пробудил русского человека… Для него была поставлена цель – служение народу, и границы – интересы государства… Для всех народов, несмотря на расовые и национальные различия, устанавливается одна общая цель: безусловное признание достоинства человека, лица и всестороннего его развития. Пётр беззаветно служил интересами идеалам русского человека, не современных и подвластных ему людей, а того народа, которому он готовил великую историческую будущность».
Это очень интересная, важная и точная, хотя и односторонняя характеристика личности Петра I. Пётр действительно был не только великий реформатор, мудрый и рациональный политик, но идейно-нравственный человек, уверенный в своей правоте и верящий в творческие силы русского народа. Он был человеком дела и неутомимым трудоголиком, обладавший мастерством четырнадцати ремесел.
Он вставал в 4–5 часов утра и сразу принимал доклады, не любил многословия, а обилие иностранных слов в его лексиконе не заслоняло суть вопросов. Царь был прост в общение, быте и одежде. Когда его обвиняют в том, что он был больше завоеватель, чем преобразователь, но его военные баталии были вынуждены и, главное, не являлись целью его политики, а только цели – создать возможности создания в России европейской цивилизации.
(Если судить объективно, то царь Пётр I далеко не во всех сражениях одерживал победы, а в выигранных им сражениях немалую роль играли его верные соратники. Но это не только не умаляет его заслуг, а свидетельствует о сложном периоде в истории России, когда она только набирала силу. При этом умение Петра правильно выбирать помощников в своих свершениях, свидетельствует о его государственной мудрости.)
Поэт точно запечатлел эти качества Петра:
Самодержавною рукойОн смело сеял просвещенье.Не презирал страны родной:Он знал её предназначенье…(Именно в этом отличие и ошибка всех российских элит в последние десятилетия: они стремятся войти в западную цивилизацию любой ценой, но оставаясь при этом отсталыми, а Пётр хотел сначала сделать Россию равной Европе, чтобы только после взаимодействовать с Западом на равных…)
«Нам нужна Европа лет на двадцать, тридцать, а затем мы можем обойтись и без неё», – говорил Петр. В это время во Франции был расцвет деспотизма, а в Германии – всевластие бюрократии, но Пётр нашел на Западе необходимые зерна рациональности и внес в русскую государственную и общественную жизнь зачатки самоуправления и коллегиальности.
Выучившись иностранным языкам, он читал иностранные книги по истории и технике, а по утрам просматривал голландские газеты и делал заметки для «Санкт-Петербургских ведомостей».
К сожалению, Пётр не получил в детстве полноценного образования, он был очень общителен, но совершенно не управлял своими страстями. Отчасти темные стороны его характера объясняются низким уровнем нравственности всей этой эпохи.
При этом Пётр любил и уважал иностранцев за их предприимчивость, энергию и благородное соревнование в искусстве и науках. Поэтому не случайно его женой стала иностранка, происходившая из простого народа, но обладавшая всеми необходимыми для него качествами.
Завоевания Петра имели целью достижение конкретных экономических и культурных целей. Выход к мору способствовал развитию промышленности и торговли. И Россия получила его на Балтике и частично на Азовском и Черном морях. В Петербурге, Москве, Казани и Астрахани было учрежден множество казенных и частных фабрик и заводов – железоделательных, ткацких, писчебумажных, сахарных и кожевенных, которые субсидировались правительством и способствовали бурному развитию экономики.
При Петре быстро развивалась внешняя и внутренняя торговля. Он провел денежную реформу по предложению Исаака Ньютона. Также в 1700 году, по предложению Курбатова, для пополнения казны в России была введена гербовая бумага с двуглавым орлом в верхнем правом углу.
Он отменил действующий в России календарь, ввел юлианский календарь и повелел, чтобы Новый год праздновался не 1 сентября, а зимой. Начало нового календаря стало отмечаться с 1 января 1700 года от Рождества Христова, вместо 7208-го по византийской эре от Сотворения мира.
(Но общественные перемены, нравы и обычаи изменялись и улучшались медленно, потому что были слишком радикальными, а отмену древнего календаря до сих пор ряд авторов расценивает как покушение на древние корни славянской и русской истории и культуры.)
Главной целью Петра было не просто завоевание новых земель для расширения Отечества, а создание экономических и политических условий для национального развития народа и государства на основе общечеловеческой культуры и цивилизации. В России на почве промышленного разделения возникли новые классы и интересы, а государств создавало все условия для эпохи развития, сближения русской жизни с более передовой европейской.