bannerbanner
Ангелы и демоны российской власти. Монархи и фавориты
Ангелы и демоны российской власти. Монархи и фавориты

Полная версия

Ангелы и демоны российской власти. Монархи и фавориты

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 11

Когда в мае 1724 года Пётр I получил титул императора всероссийского, он короновал в московском Успенском соборе свою супругу Екатерину I с титулом императрицы. При этом Елизавета Петровна и её сестра Анна Петровна получили титулы принцесс.

После смерти Петра I 25 января 1725 года их мать Екатерина I благодаря интригам Меншикова оказалась на российском троне. Анна Петровна была выдана замуж за герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, потому что планы Екатерины выдать Елизавету замуж за французского короля Людовика XV, несмотря на серьезные уступки в брачном договоре, не увенчались успехом.

Когда Екатерина I умерла в 1727 года, а в следующем, 1728 году скончалась цесаревна Анна Петровна, 18-летняя цесаревна Елизавета Петровна, проживавшая с немногочисленным двором в Александровской слободе, вынуждена была самостоятельно решать свою судьбу. Изредка она появлялась при дворе Петра II, который был влюблён в неё, но она не разделяла его чувств.

Однако один из государственных деятелей, Андрей Остерман, предложил женить Петра II на Елизавете Петровне, соединив потомков от первой и второй жён Петра I. Но церковь не разрешала подобный брак между близкими родственниками, и сама Елизавета Петровна не хотела быть женой юного царя.

Александр Бутурлин

Елизавета стала отдаляться от императора, тем более что к ней пришла первая любовь. Увлекаясь театральными постановками, пением, она в 1727 году влюбилась в Александра Бутурлина, которому было 30 лет. Они потеряли голову, стали почти ежедневно встречаться в Александровской слободе. Бутурлин в то время был уже зрелым мужчиной: ему шёл 31-й год.

Александр Бутурлин (1694–1767) принадлежал к известному старинному роду Ратча, происходившему из Трансильвании, приехавшему на Русь в XIII столетии. Представители этой ветви Бутурлиных служили при дворе государя боярами, окольничими, постельничими, наместниками, а также были походными и городскими воеводами.

Его потомки боярин Иван Андреевич Бутурлин с сыном в 1575 году были казнены по приказу царя Иоанна Грозного; боярин и дворецкий Василий Бутурлин служил судьёй Разбойного приказа. В 1653–1654 годах по поручению царя Алексея Михайловича он возглавлял посольство на Украину и представительствовал на Переяславской Раде, где гетман Богдан Хмельницкий провозгласил воссоединение части Украины с Россией.

Боярин Иван Васильевич Бутурлин получил в царствование Феодора Алексеевича в 1682 году звание ближнего боярина и суздальского наместника. При Петре I боярин Пётр Бутурлин был товарищем царя и получил наименование «князь-папа Всешутейшего и Всепьянейшего Собора». Александр Борисович Бутурлин, ставший фаворитом цесаревны Елизаветы Петровны, являлся его племянником.

Александр Бутурлин служил в гвардии, приглянулся Петру I, и тот сделал его своим денщиком. В 1727 году, когда у него начался роман с Елизаветой, он находился на придворной службе. Заметив, что Бутурлин зачастил в Александровскую слободу, Пётр II разгневался и в 1729 году отправил Бутурлина в армию на Украину.

Елизавета, несмотря на расставание на долгие годы и женитьбу Бутурлина на княжне Екатерине Куракиной, став императрицей, не забыла своего первого возлюбленного и осыпала его милостями. За участие в Семилетней войне она пожаловала его чином генерал-фельдмаршала, затем титулом графа Российской империи и наградила 40 тысячами десятин земли в Воронежской губернии Бобровского уезда. Хотя, по отзыву его потомка М. Д. Бутурлина, он был «не особенно даровитый в военном искусстве».

Бутурлин скончался в Москве в 1767 году и погребен в летней церкви упраздненного ныне Георгиевского монастыря, что на Большой Дмитровке, рядом с Колонным залом Дома Союзов.

Следует признать, что Бутурлин не был фаворитом в буквальном смысле, он был возлюбленным и любовником цесаревны Елизаветы, не имевшим никакого влияния на государственные дела.

Семен Нарышкин

В 1729 году Елизавета Петровна тосковала недолго. Её новым любовником-фаворитом стал Семён Нарышкин, обер-гофмейстер Высочайшего двора. Их отношения были настолько тёплыми и нежными, что придворные стали предполагать, что скоро будет свадьбе цесаревны. Но ревнивый Пётр II пресёк и эти отношения, отослав Нарышкина за границу на долгий срок.

25 января 1730 года после смерти императора Петра II императрицей стала Анна Иоанновна, которая недоброжелательно относилась к Елизавете, в которой видела конкурентку на трон. За цесаревной было установлено постоянное наблюдение. Она не давала денег на содержание двора Елизаветы, и та вынуждена была содержать свой малый двор за собственный счёт.

Когда Высочайший двор переехал в Москву на коронацию Анны Иоанновны, Елизавета поселилась в своём подмосковном селе Покровском и продолжала там жить и после отъезда двора в Петербург. Вместе с любимой статс-дамой Маврой Шепелевой (графиней Шуваловой) Елизавета веселилась в хороводах с сельскими девушками, а зимой каталась на санках с горы, устраивала колядки и совершенно не интересовалась политическими делами.

Но Анна Иоанновна для надзора приказала ей переселиться в Петербург. Елизавета переехала в Петербург, где жила скромно, воспитывая на свои средства двух двоюродных сестёр, дочерей дяди Карла Скавронского. Двери её дворцов были всегда открыты для друзей, но придворные Анны Иоанновны не решались к ней ездить, боясь гнева государыни и Бирона.

Алексей Шубин

К Елизавете любили приезжать гвардейцы Семёновского полка. Среди них был Алексей Шубин, очень красивый, энергичный и темпераментный молодой прапорщик незнатного происхождения. Однако он был лидером даже среди тех, кто был выше чином. Гвардейцы любили его, и он имел на них большое влияние.

Поэтому он стал объектом страстной любви Елизаветы, которая писала о нем:

Я не в своей мочи огнь утушить,Сердцем болею, да чем пособить?Что всегда разлучно и безъ тебя скучно —Легче-б тя не знати, нежель так страдатиВсегда по тебе.

В Слободе Шубин и гвардейские офицеры откровенно вели разговоры о несправедливости предоставления российского престола грубой, невежественной Анне Иоанновне, а не красавице Елизавете, образованной и воспитанной дочери Петра Великого. Елизавета скромно поддерживала их мнение, но не проявляла явного желания взять власть в свои руки.

За это время она сблизилась со многими гвардейцами, бывала на их свадьбах, становилась крестной матерью их детей, с нежным вниманием относясь к их семьям. Солдаты-именинники приходили к ней, по старому обычаю, с именинным пирогом, она дарила им подарки, подносила чарку анисовки и сама выпивала чарку за здоровье именинника. Естественно, что солдаты гвардии полюбили добрую и ласковую цесаревну и разделяли мнение Шубина, что именно ей нужно быть на троне.

Став фаворитом цесаревны, Алексей Шубин искренне хотел защитить красавицу Елизавету и восстановить справедливость по отношению к ней. Тем самым он стал главным участником в пока еще только замысле заговора против Анны Иоанновны в пользу Елизаветы.

Поэтому, когда Анне Иоанновне и Бирону донесли о том, что её часто посещают гвардейцы Семёновского полка, и об их разговорах, они поняли, что здесь может созреть заговор. Шубина арестовали и заключили в крепость, а потом надолго сослали на Камчатку.

Однако с 1728 по 1730 год появились слухи, что Елизавета родила от него двоих детей – мальчика и девочку. Проведённый в 1740 году розыск по делу князей Долгоруковых показал, что под пытками они признались, что действительно хотели мешавшую им Елизавету заточить в монастырь, предъявив её незаконных детей. Но в январе 1730 года планы их рухнули в связи с неожиданной смертью от оспы Петра II.

Предполагают не без оснований, что дочерью Елизаветы была не княжна Тараканова, которой боялась Екатерина Великая настолько, что с помощью Алексея Орлова вывезла её из Европы в Россию, а Августа, впоследствии ставшая монахиней Досифеей. Княжне Таракановой, которая называла себя принцессой Владимирской, в 1775 году было, по её признанию, всего 23 года, следовательно, она родилась не в 1730 году, а в 1753 году, когда Шубина уже не было на свете.

Елизавета никогда не забывала своих фаворитов-любовников. Став императрицей в ноябре 1741 года, она уже в 1742 году приказала разыскать Шубина, освободить и вернуть. В начале следующего года Шубин вернулся в Петербург, но ссылка сильно подорвала его здоровье, и он стал набожным аскетом.

Указом Елизаветы 2 марта 1743 года Шубин был произведён «за невинное претерпение» в генерал-майоры армии и лейб-гвардии Семёновского полка майоры, получил Александровскую ленту и звание дворянина. Ему были пожалованы богатые вотчины. Но он недолго пребывал при дворе, предпочёл выйти в отставку и жить в пожалованной ему вотчине. На прощание императрица Елизавета подарила ему образ Спасителя в драгоценном окладе и часть ризы Господней. После 1744 года сведений о нём нет.

Алексей Разумовский

Елизавета не могла жить без любви. Поэтому после ссылки Шубина её новым фаворитом стал Алексей Разумовский. В 1731 году в капеллу императрицы Анны Иоанновны был принят Алексей Розум, привезённый из села Чемер на Украине для пополнения императорского хора певчими. Он обладал прекрасным голосом, выучился грамоте у дьячка из села Чемер и учился пению в церковном хоре, был хорош собой и пленял всех своим проникновенным пением.

На одном из выступлений придворного хора цесаревна Елизавета увидела его, услышала чарующее пение и пленилась его красотой и голосом. Она уговорила Лёвенвольде передать Розума в хор её малого двора. Сближение Елизаветы с новым Алексеем, теперь уже Розумовским, было обусловлено его внешностью и тем, что они были ровесникам, но главное – он был скромен, никогда не претендовал на высокое положение и обожал свою благодетельницу.

Когда Разумовский потерял голос, Елизавета предоставила ему место бандуриста, но это была непрестижная должность, а затем назначила его управляющим одним из своих имений. Когда он справился с этим, Елизавета назначила его дворецким всех её имений, ему было присвоено звание камер-юнкера малого двора и назначено жалованье, которое позволило ему оказывать материальную помощь матери и выдать замуж двух его сестёр. Так Алексей Григорьевич Разумовский стал фаворитом цесаревны Елизаветы.

Разумовский принимал участие в бескровном дворцовом перевороте 25 ноября 1741 года и в возведении Елизаветы на престол, за что был пожалован генеральским чином Лейб-кампании. Став императрицей, Елизавета Петровна продолжала награждать Алексея Разумовского: он стал обер-егермейстером Императорского двора и получил несколько имений в России и Малороссии. В этот год Разумовский стал официальным фаворитом императрицы Елизаветы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
11 из 11