bannerbanner
Религиозные аспекты атеизма: атеизм, ислам и христианство на языке метафизики
Религиозные аспекты атеизма: атеизм, ислам и христианство на языке метафизики

Полная версия

Религиозные аспекты атеизма: атеизм, ислам и христианство на языке метафизики

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

И конечно же, никакой религии не может быть у младенца во чреве матери. Наибольший из всех пророков, Иоанн Предтеча, во чреве Елисаветы радостно поприветствовал Деву Марию, также носившую в то время во чреве Христа (Лк. 1:41,44). Естественно, ни о какой религии в тот момент он и не помышлял. В христианском Предании описывается ещё много случаев, когда младенцы выражают свои чувства к Богу. Поэтому можно говорить о совершенно нерелигиозном и даже довербальном общении с Богом. Например, евангельский призыв «обратиться и стать как дети» (Мф. 18:3; 19:14) как раз об этом. Формулы богословов «христианство – конец религии» и «христианство – суд над религией» детям будут совершенно непонятны. Если же определять христианство как любовь к Богу, это будет понятно всем.

Из сказанного следует, что в современном универсальном значении термин «религия» – крайне неудачный по причине своей абстрактности. Во всяком случае, относить христианство к религии в некоторых случаях было бы неверно.

Взаимоотношения государства и религии

В одном атеисты правы: в религиях большую роль играет человеческий фактор, в них много человеческого, иногда слишком много человеческого. Религия – это социальный феномен. Этим религии отличаются от чистой метафизики. Один, два или три человека могут сколько угодно философствовать о метафизике, но они никогда не создадут религию. И несколько человек, живущих в пустыне, не создадут религию. Она возникает только в довольно большом обществе. Поэтому было бы ошибкой рассматривать какую-либо религию вне исторического, социального и культурного контекста. Многие люди являются последователями той или иной религии не потому, что долго искали и нашли в ней какую-то истину, а просто потому, что это религия их предков, или они были воспитаны в определённой культурной среде или же так принято в кругу их родственников и друзей.

Атеисты зачастую неверно понимают религии, как кем-то придуманные мифы о сверхъестественных существах. Всё совсем не так. Генезис и существование религий имеет много общих аспектов с государством. Несмотря на то, что и государство и религия часто являются предметами обсуждения, нет единого универсального общепризнанного определения этих терминов. Такая неопределённость объясняется тем, что оба эти понятия довольно сложные и многогранные, и совсем непросто выразить всю их сущность одним универсальным определением.

Гегель говорил, что определения государства и не может быть. Однако, подводя итог разным современным определениям, можно выделить его основные характерные черты. Государство – это институт или ряд институтов для регулирования социальных отношений и для обеспечения внутренних и внешних условий поддержания определённого порядка в обществе. Эти отношения узаконены идеологией и традициями, с которыми согласна, по крайней мере, большая часть общества.

Примерно то же самое можно сказать и о религии. Религия – это институт или ряд институтов для регулирования духовных отношений в обществе. Эти отношения узаконены мировоззрением, идеологией, культурой и традициями, господствующими в конкретном обществе. Религия может быть связана с определённой территорией, и тогда она ещё теснее переплетается с государством, но гораздо чаще религия, как и культура, не имеет географических границ.

На эту тему можно написать много книг, но мы пока ограничимся небольшими замечаниями. Государство и религия имеют общую природу – это как бы два русла одной реки, два дерева из одного корня. История изобилует примерами, когда происходила диффузия или слияние государства и религии. Пока есть некая парадигма общественных отношений, есть её отражение в религии, и наоборот. Было много теократических государств или таких, где религия была одним из государственных институтов. Византийский герб – двуглавый орёл – это отражение взаимоотношений почти любого государства и религии. Они имеют единое тело и две головы. Одна голова думает о политических или бытовых вопросах, а другая – о духовных.

Естественно напрашивается вопрос: а как же атеистические государства? В них ведь религия либо запрещена, либо отделена от государства. Однако парадокс заключается в том, что запрет идеологии – это тоже идеология, и запрет религии – это тоже своеобразная религия. Природа государства и религии берёт своё начало от социально-психологической природы человека, которая никуда исчезнуть не может. Поэтому, если «отрубить голову» у двуглавого орла, то на её месте вырастет другая, может быть, совсем не похожая на отрубленную, но тоже голова. Так происходит и в атеистических государствах. Запретив старую религию, они создают на её месте новую. Конечно же, атеисты будут всячески избегать религиозной терминологии, но, по сути, вместо традиционной религии они создают свою религию неверия.

Например, в атеистическом СССР вера в Бога была заменена верой в науку и догмы марксизма-ленинизма. Инакомыслящие (даже учёные) подвергались репрессиям и дискриминации, так что можно провести аналогию с инквизицией. Была цензура, и вполне религиозный культ почитания останков Ленина в Мавзолее. Церковные Соборы были заменены съездами коммунистической партии. Повсюду воссылалась слава КПСС (взамен религиозному прославлению Бога) и т. д. и т. п.

Когда религия переносится на новую почву, она неизбежно вступает во взаимодействие с предыдущими традиционными религиозными представлениями, ведь невозможно начать «с чистого листа». Новая религия либо встраивается в предыдущие, либо, происходит некая диффузия, гибридизация. Именно поэтому в иудаизме был строгий запрет даже на бытовое общение с язычниками, и христиане из иудеев очень настороженно относились к обращению язычников, а римляне насторожено смотрели на христианство, так как видели в нём угрозу для своего государства. История показывает много примеров гибридизации религий. В Византии зачастую была смесь неоплатонизма, эллинского язычества и христианства, просто завуалированная под другими именами, под другими масками. В Латинской Америке и Африке под видом христианских святых до сих пор почитают своих этнических духов, просто поменяли их имена и внешние атрибуты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

John Hogan, Scientific American, December 1, 2014.

2

Здесь и далее везде перевод с английского сделан автором.

3

Франк, Смысл жизни, 19.

4

Подробнее о квалиа см. в книге: Волкодав. Эволюция, 139.

5

Видеозапись этих дебатов на https://www.youtube.com/watch?v=uSwJuOPG4FI за восемь лет посмотрели более сорока одного миллиона человек.

6

Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanense) 313 г. провозгласил религиозную терпимость на территории Римской империи, и христианство стало легальным.

7

См.: Виленкин, Мир многих миров. Ч. IV. До начала. Глава 16. Было ли у Вселенной начало? За пределами неразумных сомнений.

8

Цит. (в переводе) по: Wetter G. Dialectical Materialism: A Historical and Systematic Survey of Philosophy in the Soviet Union. N. Y., 1958. P. 436.

9

В. А. Леглер в своей книге Научные революции при социализме писал, что во все периоды советской истории от 1920-х годов до момента написания книги (1985 г.) советская наука (все её области, включая естественные науки) находилась под влиянием государственной (атеистической) идеологии.

10

Академик Николай Вавилов (1887–1943) умер в камере смертников. Он был известным генетиком, вице-президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. В 1948 г. все генетические исследования в СССР были прекращены. Были уволены сотни ведущих профессоров и преподавателей. Из библиотек изымались и уничтожались книги по биологии, основанные на генетике.

11

Дэвид (Давид) Юм (англ. David Hume; 1711–1776) – шотландский философ, представитель эмпиризма, номинализма и скептицизма. Исследование о человеческом познании (1748), раздел 10 «О чудесах» часто публиковался отдельно.

12

В 2003 г. космологи Арвин Борде, Алан Гут и Александр Виленкин доказали теорему о сингулярности. Она говорит о том, что расширяющееся пространство-время не продолжается бесконечно в прошлое, но имеет начало, т. е. Вселенная имеет начало. См.: Borde A., Guth A. and Vilenkin A. Inflationary space-times are not past-complete. Phys. Rev. Lett., 90151301, 2003.

13

«В 1973 г. я пришёл к заключению, что наша Вселенная действительно была внезапно создана из ничего (ex nihilo), и это – следствие известных физических законов. Это предположение поразило людей: одних – как нелепое, других – как очаровательное, третьих – как и то и другое одновременно. Новизна научной теории творения ex nihilo вполне очевидна, ведь долгие годы наука внушала нам, что Некто не может создать нечто из ничего». Эдвард П. Трайон (Edward P. Tryon), профессор физики, Нью-Йоркский университет, США. What made the world? New Scientist, 8 March 1984. P. 14.

14

Климишин, Релятивистская астрономия, 243.

15

Зельдович, Я. Б. «Возможно ли образование Вселенной ‘из ничего’?» Природа 4 (1988).

16

Однако в Послесловии к ней академик А. Д. Сахаров посчитал необходимым «указать на большую неопределённость в нашем понимании ситуации. Эта неопределённость носит глубоко принципиальный даже философский характер. Философски острым является, в частности, вопрос о так называемом антропном принципе, объясняющем особенности нашей Вселенной тем, что только в такой Вселенной могла возникнуть разумная жизнь, в отличие от бесконечного числа других, спонтанно возникающих „мёртвых” Вселенных».

17

Краусс. Вселенная из ничего. Предисловие.

18

Альберт Эйнштейн заметил на эту тему: «Единственное, что мешает мне учиться, – это полученное мной образование». (Цит. по: Известные цитаты и афоризмы/Альберт Эйнштейн [Электронный ресурс] – URL: http://tsitaty.com/автор/альберт-эйнштейн/1 (дата обращения: 11.05.2018).

19

Краусс. Вселенная из ничего. Глава 10: «Нестабильное ничто».

20

Краусс. Вселенная из ничего. Предисловие.

21

Краусс. Вселенная из ничего. Предисловие.

22

Исаак Ньютон (1642–1727 гг.). Цит. в переводе по: In Brewster, Memoirs of Newton (1855), vol II, Ch. 27.

https://www.brainyquote.com/quotes/isaac_newton_387031

23

Vilenkin, Alexander. “Creation of Universes from Nothing”. Physics Letters 117B, # 1, 2 (1982). P. 25–28.

24

«Тот самый Мюнхгаузен» советский художественный двухсерийный телефильм 1979 г. Литературным материалом для сценария послужила пьеса Григория Израилевича Горина «Самый правдивый». В пьесе было написано: «Серьёзное лицо ещё не признак ума, все глупости на земле делаются именно с таким выражением лица». Но при озвучивании фильма Янковский оговорился, сказав: «Умное лицо ещё не признак ума». В таком виде фраза, несмотря на протесты Г. Горина, и осталась в фильме.

25

Например, в чине Литургии в священнической молитве Трисвятого пения («иже от небытия во еже быти приведый всяческая»), в чине отпевания («древле убо от не сущих создавый мя»), которое написал прп. Иоанн Дамаскин, и др.

26

John Chrysostom In Gen. 13. 2; Cyr. Hieros. Catech. 4. 18; Nemes. De nat. hom. 2; Theodoret. Haer. fab. V 9; Hieron. Adv. Rufin. II 10; 5-й анафематизм Cобора 561 г. в Браге – Enchiridion symbolorum. N 455; О том, что всё сотворённое приведено в бытие из небытия, писали свт. Григорий Нисский, свт. Василий Великий, свт. Афанасий Великий.

27

Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев.

28

Бесконечное и безграничное море сущности (греч. τί πέλαγος ουσίας άπειρον καί άόριστον). S. Greg. Naz. Or. 38, in Theophan. 7 // PG. XXXVI. C. 317.

29

B. Augustini Conf. XI, 11 // PL. XXXII. C. 813: splendorem semper stantis; aeternitatis cnfr.: De Trinit. V, 1, 2 // PL. XLII. C. 912: sine tempore sempiternum.

30

B. Augustini Conf. XI, 14 // PL. XXXII. C. 816: praesens autem, si semper esset praesens nec in praeteritum transiret, non jam esset tempus, sed aeternitas.

31

У Которого нет изменения и ни тени перемены (греч. παρ’ ο ουκ ένι παραλλαγή ή τροπής άποσκίασμα).

32

Флоровский, Георгий (Прот.). «Творение: его начало и конец».

33

Априори – знание, полученное до опыта и независимо от него, т. е. знание, как бы заранее известное.

34

Здесь и далее везде под «сердцем» мы подразумеваем метафору, означающую некий духовный центр или духовные глубины человека. В Библии такая метафора используется очень часто. Вообще «сердцем» в ней часто называется центр или глубина. Например: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Очевидно, что у Земли нет сердца (как физического органа), а есть глубина.

35

Например, Деян. 17:22 «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны». Греч.: «Σταθεὶς δὲ ὁ Παῦλος ἐν μέσῳ τοῦ ᾿Αρείου πάγου ἔφη ἄνδρες ᾿Αθηναῖοι, κατὰ πάντα ὡς δεισιδαιμονεστέρους ὑμᾶς θεωρῶ».

36

Χερουβικὸς ὕμνος, греч. текст: Οἱ τὰ Χερουβεὶμ μυστικῶς εἰκονίζοντες, καὶ τῇ ζωοποιῷ Τριάδι τὸν τρισάγιον ὕμνον προσᾴδοντες, πᾶσαν τὴν βιοτικὴν ἀποθώμεθα μέριμναν, ὡς τὸν Βασιλέα τῶν ὅλων ὑποδεξόμενοι, ταῖς ἀγγελικαῖς ἀοράτως δορυφορούμενον τάξεσιν. Ἀλληλούϊα. Ἀλληλούϊα. Ἀλληλούϊα.

37

Ван Гог, Гоген и другие художники, чьи работы сейчас оцениваются в $100 млн. за картину, жили в бедности и едва сводили концы с концами. Также, в музыке гениальный Моцарт и др. жили в бедности, тогда как менее талантливые были гораздо более обеспечены.

38

См: Ириней Лионский (Adversus haereses, III, 10, 2 и в Прологе, глава 5); свт. Афанасий Александрийский (Contra Arianos I, 39). Примерно то же самое говорили Василий Великий и Григорий Богослов.

39

См.: Скабалланович, «Что мы ждем от обновленных монастырей?», 20.

40

Ζητεῖν τὸν Κύριον, εἰ ἄρα γε ψηλαφήσειαν αὐτὸν καὶ εὕροιεν, καί γε οὐ μακρὰν ἀπὸ ἑνὸς ἑκάστου ἡμῶν ὑπάρχοντα (Πράξ. 17,27).

41

фр. saint Curé d’Ars (1786–1869) св. Жан Батист Мари Вианней – французский священник, покровитель приходских священников и исповедников. англ. Curé of Ars.

42

Цит. по: Антоний Блум (Митр. Сурожский). Труды. Кн. 1, 715.

43

Антоний Блум (Митр. Сурожский). Труды. Кн. 1, 821–822.

44

Для большого корабля добавочный вредный груз может составлять несколько сотен тонн.

45

См.: Иоанн Зизиулас (Митрополит Пергамский). Церковь как икона Царствия Божия, 62–63.

46

Например, Карл Барт, Томас Мертон, Дитрих Бонхёффер, прот. Александр Шмеман.

47

Engels, “Bruno Bauer and Early Christianity.”

48

Греч. παράδοξος – противоречащий установившемуся мнению, необычный, невероятный, необыкновенный.

49

Кондак Рождества в пяти строках описывает пять антиномий. Греч. текст: Ἡ Παρθένος σήμερον, τὸν ὑπερούσιον τίκτει, καὶ ἡ γῆ τὸ Σπήλαιον, τῷ ἀπροσίτῳ προσάγει. Ἄγγελοι μετὰ Ποιμένων δοξολογοῦσι. Μάγοι δὲ μετὰ ἀστέρος ὁδοιποροῦσι· δι’ ἡμᾶς γὰρ ἐγεννήθη, Παιδίον νέον, ὁ πρὸ αἰώνων Θεός. Перевод на русский: Дева сегодня рождает Высшего сущности, и Земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Младенец, Превечный Бог.

50

Strong’s Exhaustive Concordance. https://biblehub.com/englishmans_hebrew.htm

51

Цит. по: Антоний Блум (Митр. Сурожский). Труды. Кн. 1, 361.

52

Цит. по: Антоний Блум (Митр. Сурожский). Труды. Кн. 1, 295.

53

Цит. по: Антоний Блум (Митр. Сурожский). Труды. Кн. 1, 328.

54

Греч. Ψαλμοκατάρα (от греч. ψαλμός – «псалом» и κατάρα – «проклятие») – богослужебный обряд, бытовавший в практике греческой Православной Церкви, по крайней мере, в XII–XVII веках. Содержится в греческом Номоканоне 1528 г.

55

Составители этого чина взяли на основу таинство Соборования, только делали его инверсию, т. е. всё наоборот: Соборование совершается для исцеления, в Псалмокатара – для болезни.

56

Алмазов, Проклятие преступника псалмами (Ψαλμοκατάρα). К истории суда Божьего в Греческой Церкви.

57

Киприан Карфагенский, свщмч. «Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков».

58

Эта идея ярко выражена в сборнике работ о. Александра Шмемана За Жизнь Мира и в Дневниках.

59

англ. Thomas Merton (1915–1968), в монашестве Людовик.

60

Правда этот приём далеко не безопасный, более рациональный метод – отжиг искусственной кромки пожара.

61

«Никто не знает глубин своего собственного сердца. Многие считали себя христианами, не будучи в действительности таковыми; некоторые же думали, что были атеистами и вовсе не являлись ими. Филипеску отрицал существование Бога. Но то, что он отрицал, в действительности и не имело отношения к вечному бытию, к реальности любви и справедливости, а было лишь его собственными примитивными представлениями». (Вурмбрандт Р. Христос спускается с нами в тюремный ад. [Электронное издание], 78–79).

62

Augustini Hipponensis episcopi. De vera religione. PL 34, cap. VI, 11, 128. Paris, 1845.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6