Полная версия
Жизнь и тайны мистера Хефнера
Трубка из шиповника, джаз для души
Деятельность Хефнера и его команды могла нравиться или нет, но равнодушной она не могла оставить никого. Новости о новых проектах Playboy и непосредственно о его редакторе и издателе публиковались в деловых ежедневных газетах, таких, как, например The Times36. Сначала за парнем из Чикаго следили вполглаза, чуть позже – во все глаза.
«И тогда и сегодня к нам относятся с некоторым снобизмом, – рассказывал Хью в одном из интервью. – И я вам объясню, почему. Думаю, потому что начиналась эта история не в Нью-Йорке, а в Чикаго. Мы работали на окраине, но выполняли свою работу лучше, чем столичные парни. Кроме того, мы умудрились «выехать» на запретных в ту пору темах, таких, как деньги и секс. Правда в том, что вокруг очень мало талантливых людей с нормальным, реальным восприятием жизни. Именно поэтому, если кто-то стал успешнее вас, это говорит только об одном – в свое время вы не смогли или не захотели сделать то, что сделал тот, кто ходит с вами рядом».
Успешный, купающийся в роскоши и наслаждающийся жизнью издатель – именно так хотел выглядеть в глазах своих читателей мистер Хефнер.
Почти на всех фотографиях, сделанных в шестидесятые и семидесятые годы, мистер Хью запечатлен со своей любимой трубкой.
«Сигары курят бизнесмены или политики. Во всяком случае, есть такая ассоциация, – рассказывал Хефнер журналистам. – Сигареты – это романтика или… преступники из фильмов в стиле «нуар»37, а трубка – это солидно, она такая же авантюрная и вдумчивая, как и я».
И все же в статьях тех лет Хефнер выглядел, как «худой, замкнутый и довольно мрачный молодой человек». Обвести коллег вокруг пальца оказалось не так-то просто. Зато они давались диву тому, с каким размахом он умеет работать.
С размахом же праздновал Playboy и свой пятый день рождения. В 1959 году чикагскую публику ожидало грандиозное событие: трехдневный джазовый фестиваль.
«Playboy рождался под звуки джаза, – вспоминал Хью. – Джаз звучал в маленькой чикагской редакции, где я делал первый номер журнала, звучал он во всех наших офисах, на всех вечеринках. Джаз изощренный и сексуальный. Именно таким я хотел видеть характер Playboy».
«Playboy Jazz Festival, – читаю в Википедии, – ежегодное, спонсируемое Playboy мероприятие. Был организован Хью Хефнером и впервые состоялся в Чикаго (штат Иллинойс) на Чикагском стадионе».
«Да, это было слишком самоуверенно – обещать такое, – писал в июне 2018 года журналист Playboy Шон Джей О’Коннелл. – Реклама первого джазового фестиваля в истории журнала гласила: «Вы сможете увидеть и услышать больше великих «звезд» за один уикэнд, чем большинство из вас увидели за всю свою жизнь». И тем не менее, обещание было выполнено. В фестивале приняли участие Дэйв Брубек, Диззи Гиллеспи, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Коулмен Хокинс, Нина Симон и Сонни Роллинс, Дэвис Майлз, Элла Фицджеральд.
Позже организаторы фестиваля с улыбкой вспоминали, что Элла Фицджеральд38 потребовала за свое выступление десять тысяч долларов – в два раза больше, чем каждый из участников.
За два года до мероприятия журнал устроил опрос среди читателей: кого из джазовых исполнителей они считают лучшими. По итогам опроса редакция выпустила виниловые пластинки с произведениями тех, кого выбрала публика.
«Спустя время об этом приятно вспоминать, а тогда не обошлось без накладок, – рассказал журналистам Ричард Розенцвейг, начавший свою, почти шестидесятилетнюю карьеру в Playboy в 1958 году. – Было продано семьдесят тысяч билетов. Мы ожидали музыкантов и гостей. Но, по закону подлости, незадолго до начала фестиваля нам позвонили из мэрии и заявили, что мы не можем проводить праздник на Чикагском стадионе. Действовать надо было быстро. Всеми правдами и неправдами мы захватили крытую арену с кондиционером и не прогадали. В первый день фестиваля шел проливной дождь».
Это были три дня счастья для музыкантов, зрителей, слушателей и сотрудников редакции.
«Джаз – музыка, объединяющая нацию, – говорил Хью. – За те три дня джаз воссоединил семьи, старшее и младшее поколение, друзей. Это было прекрасно».
Стоит ли говорить, что совместное празднование пятого дня рождения Playboy вызвало и укрепило доверие читателей к мистеру Хефнеру и его команде.
В клубах не было мест для звезд
В 1960 год Хью и его журнал входили уверенной поступью.
Из своей тесной комнатки Хеф перебрался в роскошный особняк, который приобрел на Золотой набережной Чикаго.
В сентябрьском номере читателям было позволено заглянуть в особняк глазами фотографов Playboy. Просторные комнаты с изысканной мебелью, ломящиеся от снеди столы, бассейн, подводный бар, пещера с водопадом (один из корреспондентов The Times назвал ее «гротом тайных свиданий»). Теперь все были совершенно уверены в том, что Хефнер ведет именно такой образ жизни, какой пропагандирует в своем журнале.
Когда кто-то из журналистов поинтересовался, что самое ценное в особняке, Хефнер ответил: «Моя круглая кровать».
Именно на ней, разложив фотографии, конверты со статьями, листки с отпечатанными статьями, заметками, репортажами и интервью, сутками работал Хеф.
Не пожелал расстаться со своими кроватью и обжитой комнатой Хефнер и тогда, когда редакция Playboy и все относящиеся к ней департаменты переехали в чикагский небоскреб на Мичиган-авеню.
«Подписчиков у нас к тому времени насчитывалось, как я уже говорил, более миллиона, поэтому мы решили, что пора бы пригласить их к нам в гости. Нам нужно было место, где наши читатели могли бы как следует отдохнуть, вкусно поесть, немного выпить и поговорить по душам. Так был открыт первый клуб Playboy в Чикаго», – рассказывал Хью Хефнер.
Работать в журнале и заниматься открытием клубов приходилось на фоне бесконечных запретов и судебных тяжб. В 1960 году агентство Associated Press39 цитировало слова мистера Хефнера, протестовавшего против запрета продажи журнала в газетных киосках штата Коннектикут и заявлявшего о том, что продукция будет распространяться в штате «…даже если мне придется идти туда пешком и торговать изданием самостоятельно».
В декабре 1962 года администрация штата Нью-Йорк задержала выдачу лицензии клубу Playboy.
Однако уже к апрелю 1963 года, по данным The Times, клуб стал самым посещаемым заведением города. Ежедневно он принимал около 2700 человек. Сюда, как и в любой клуб Playboy (а клубы Хефнера росли, как грибы – сначала в городах США, затем на Ямайке, в Японии, на Филиппинах, в Англии и Канаде), приходили поболтать, поесть, выпить, послушать музыку и, главным образом, поглазеть на официанток-«кроликов».
«Первый такой клуб в Чикаго был открыт 29 февраля 1960 года, – вспоминал Ричард Розенцвейг. – Это было очень уютное местечко, где можно было отлично повеселиться. В вечер открытия здесь работали артисты, официантки угощали посетителей сигаретами, разносили напитки и еду. Я до сих пор помню вкус потрясающих бифштексов из филейной части, которые там подавали. И, конечно, королем вечера был сам Хью. Он был счастлив, ведь ему удалось перенести фантазию, со страниц журнала в жизнь».
Атмосфера чикагского клуба (а проработал он ровно 26 лет) была воспроизведена во всех клубах Playboy.
«Артисты могли зарабатывать здесь, сколько им хотелось, – вспоминал Ричард Розенцвейг. – Тут можно было посмотреть на «настоящих» знаменитых музыкантов, певцов и певиц, комиков, танцовщиц. В клубах (например, в Сент-Луисе) был бар с фотографиями «подружек», уголок карикатур, пиано-бар, библиотека, на нижнем этаже – парикмахерская, салон красоты и клубные офисы».
Звезда американской эстрады 1950-х Тони Беннет и Сэм Дистефано, музыкальный директор первого клуба, будущий вице-президент всей сети клубов Playboy / Wikimedia
Членство в клубе оценивалось в 25 долларов плюс 20 долларов ежегодных взносов. Каждому, кто состоял в клубе, выдавался ключ с эмблемой в виде головы кролика. Ключи, как и членство в заведении предназначались исключительно для мужчин, которые, в свою очередь, могли приглашать дам. С заветным ключом можно было свободно посещать клубы в любом городе, где они были открыты.
По данным журналистов, только за два года существования клуба в Сент-Луисе, было выдано восемнадцать тысяч клубных ключей. По вечерам, в любую погоду у дверей заведений Хефнера толпились очереди. Часто они растягивались на целые кварталы. Даже таким гостям, как Бобби Дарин40 – популярному и любимому исполнителю, известному своим хитом Mack the Knife – однажды отказали в столике из-за переполненности залов.
Хью Хефнеру пришлось немало попотеть, продумывая концепцию клубов. Одной из задач, которая заставила издателя не спать ночами, стала униформа официанток. Какой она должна быть? Поначалу ему пришло в голову нарядить девушек в короткие ночные сорочки, но вскоре родилась идея получше.
Так и началась история кроличьего костюма, которую каждый журналист преподносит по своему усмотрению.
Согласно первой версии, идею костюма, который перекликался бы с логотипом журнала, подала Хью подруга директора Playboy по рекламе Виктора Лоунза, Ильза Тауринс. А сшить первый такой костюм помогла мать Ильзы, работающая портнихой.
Согласно второй версии, автором униформы стала владелица первого бутика темнокожих на Манхэттене, афроамериканка Зельда Вин Вальдес. Одевавшая таких знаменитостей, как Мэй Уэст41, Элла Фицджеральд, Зельда стала первой, о ком вспомнил Хью.
Так появился «кролик» с заячьими, надевающимися на голову ушками, галстуком-бабочкой, воротничком, манжетами, купальником и приделанным сзади кокетливым хлопковым хвостиком (Со временем хлопковые пришлось заменить на хвосты из искусственного меха. Вторые не загорались, когда мужчины, развлекаясь, поджигали их).
Известная американская журналистка, феминистка Глория Стейнем42, на время сменившая имя и профессию ради того, чтобы на собственном опыте испытать, каково это – быть «кроликом», писала в статье «Мечта (сказка) «кролика»», опубликованной в журнале Show.
«Косточки костюма в талии заставили бы побледнеть саму Скарлетт О’Хара43, а конструкция костюма имела тенденцию подталкивать всю свободную плоть к груди».
Стейнем вспоминала, что костюм был настолько тесный, что молния царапала ей кожу каждый раз, когда эту молнию надо было застегнуть и расстегнуть. Правда, отмечала журналистка, всего за несколько дней работы она сбросила десять фунтов веса и, когда костюм начал сидеть на ней более или менее свободно, швея отрезала с каждой стороны еще по два дюйма ткани.
Сам же Хью гордо отмечал: это первая коммерческая униформа, которая была зарегистрирована Управлением по патентам и товарным знакам США. И тут же со смехом вспоминал, как оформляя необходимые документы, он представлял своих девушек чиновникам и, когда один из них увидел «кролика» в костюме, густо покраснел и, отвернулся лицом к стене.
Newsweek44 тех лет подтрунивал над мистером Хефнером, называя его заведения «Диснейлендом» для взрослых», между тем, интерес публики к клубам Playboy только возрастал.
Но давайте же полистаем меню одного из клубов Playboy 1963 года и полюбопытствуем, чем кормили посетителей в вышеуказанных заведениях:
Суп дня – 1.50
Французский луковый суп – 1.60
Коктейль из креветок – 4.95
Картофельные чипсы – 2.50
Банни бургер (с сыром, луком, грибами) – 4.95
Куриные крылья в специях – 2.50
Стейк в специях – 3.50
Овощная тарелка (брокколи, томаты, картофель, спаржа) – 4.95
Кофе, чай, молоко – 0.50 и т.д.
Из алкогольных напитков посетителям предлагали «Текилу», «Пина коладу», фруктовый пунш Rabbit Punch и т.д.
(Цены указаны в долларах при средней зарплате составляющей в шестидесятые годы в Америке 333 доллара).
Кролики
Playboy
: носить тяжелые подносы, не наклоняться через стол.
«Вы устали от рутины? Вам надоело убивать свое время в душном офисе? Вы привлекательная, молодая мисс в возрасте от 21 до 25 лет? Вы можете удвоить то, что зарабатываете сегодня, пополнив ряды «кроликов» Playboy.
Заработки высоки. Веселье и гламур прилагаются. Есть возможность «путешествовать» по другим клубам страны. Если вас заинтересовало наше предложение, звоните мисс Фрэнки Хелмс, и записывайтесь».
Несмотря на вездесущую цензуру и строгие, царящие в американском обществе шестидесятых годов нравы, увидев в газете объявление о наборе «кроликов», девушки шли нескончаемым потоком. В одном только Сент-Луисе после публикации о поиске сотрудниц, в клубы мистера Хефнера были записаны восемьсот девушек, а отобрана из этого количества только сорок одна.
Счастливицам было дано направление в школу «кроликов», занятия в которой вел брат Хью – Кит. Впоследствии Хеф шутил: «Ни в нашей редакции, ни в школе Кита дивана для кастинга не было».
Чему же учили в школе «кроликов»? Об этом и не только рассказывала в одном из своих интервью Шарон Берштейн Пентон, поступившая на работу в клуб Playboy в Балтиморе в 1964 году.
«Впервые я увидела журнал Хью Хефнера, когда пришла в гости к своему приятелю. С одной из страниц смотрели на меня девушки-«кролики». Тогда я еще подумала, что было бы здорово стать одной из них. Прошло несколько лет и в одной из местных газет мой парень вычитал, что у нас в Балтиморе открывается клуб Playboy. Немного поразмыслив, я отправилась на собеседование и была принята. Затем последовало четырехнедельное интенсивное обучение.
Мы должны были выучить назубок название всех блюд и напитков, которые предлагал клуб своим посетителям.
Нас обучали определенной манере подачи еды и напитков. Если в других случаях официантки наклоняются вперед через стол, то мы должны были подавать со стороны и по кругу. У нашей униформы были очень глубокие вырезы на груди. Думаю, чтобы у нас не возникало смущения, у приходящих с мужчинами девушек – раздражения, а у самих мужчин – нехороших мыслей, и была придумана эта манера подачи.
Мы должны были научиться носить тяжеленные подносы, спускаясь и поднимаясь по лестницам, а также, лавируя в темноте между людьми и столиками. И все это – в обуви на высоченных каблуках. В дальнейшем, за все время работы я уронила поднос лишь однажды. У многих «кроликов» были слишком слабенькие руки, чтобы поднимать подносы с тарелками и стаканами. Что до меня, мне повезло – в детстве я занималась спортом.
Кроме того, в школе Кита Хефнера нас обучали тому, как выглядеть, как можно красивее: как наносить макияж, чтобы лицо приятно выглядело в темноте и, как с этим макияжем не переборщить, каким должен быть маникюр – лак для ногтей категорически запрещался, какая прическа допускается (приветствовались шиньоны). Оттенок туфель должен был соответствовать оттенку матерчатых кроличьих ушей и костюма (выбирать можно было из двенадцати оттенков)».
За соблюдением правил следила так называемая «матушка Банни» – суровая женщина в летах. Ежедневно проверяла она, соблюдают ли девочки все вышеперечисленные требования, выясняла, хорошо ли накрахмалены манжеты и воротнички, а также интересовалась, не поправились ли ее «кролики». Стоило девушке набрать лишний вес, ей давали две недели, чтобы сбросить злосчастные фунты. Если похудеть не получалось, с девушкой расставались.
«Кролики» нью-йоркского клуба Playboy / Wikimedia
Кроме того, руководство клубов тщательно отслеживало работу «кроликов» и регулярно выставляло оценки:
а) работает превосходно;
б) работает средне;
в) вынесено предупреждение;
г) уволена.
И, конечно, никто не отменял доброжелательности и хорошего настроения, даже если на самом деле настроение у «кроликов» оставляло желать лучшего.
«Главное, что нам следовало усвоить: ни при каких обстоятельствах мы не должны были первыми узнавать посетителей – мужчин. Если посетитель женат, сегодня он может привести жену, завтра прийти с другой девушкой и обе женщины ничего не должны были заподозрить».
А вот что писала в своей статье Глория Стейнем:
«Хефнер подбивал самых привлекательных представителей мужского пола устраивать провокации: посетители клуба предлагали «кроликам» до двухсот долларов, чтобы те согласились пойти к мужчинам домой. Любой, опрометчиво согласившийся «кролик» наутро был уволен. Девушки не должны были встречаться с гостями, если, конечно, эти гости не были старшими членами клуба. «Кроликов» призывали дружить с «держателями ключей номер один» – в основном с известными журналистами, а также с руководством заведения. «Кролик», однажды подавшая в суд на руководителей за провокации, рассказала, что какие-
то люди потребовали прекратить жалобы, в противном случае она может попрощаться с жизнью. Когда девушки попытались устроить забастовку и потребовать повышение оплаты за свой труд, им пригрозили арестом».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Penthouse – эротический развлекательный журнал для мужчин, один из самых известных в мире брендов. Кроме журнала в США, выпускаются журналы на различных языках во всем мире. Отличается от Playboy более «жестким» сексуальным содержанием.
2
Боб Гуччионе – американский фотограф, основатель и издатель журнала Penthouse.
3
Рональд Рейган – американский киноактер и радиоведущий. Также известен как профсоюзный и политический деятель – президент Гильдии киноактеров США, 33-й губернатор штата Калифорния и 40-й Президент Соединенных Штатов Америки.
4
Hustler – ежемесячный порнографический журнал для мужчин, издающийся в США. Первый номер выпущен в 1974 году Ларри Флинтом.
5
ФБР – Федеральное бюро расследований США.
6
Esquire – ежемесячный журнал, основанный в 1933 году в США. Основные темы: культура и искусство, мода и стиль, бизнес и политика, технологии и автомобили, персонажи и интервью.
7
Изображение красивой, часто полуобнаженной, девушки в определенном художественном стиле. В русском языке обозначает конкретный стиль американской графики середины XX века.
8
Эрнест Хемингуэй – американский писатель, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
9
Фрэнсис Скотт Фицджеральд – американский писатель, крупнейший представитель «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность принес роман «Великий Гэтсби» (1925).
10
Альфред Кинси – американский биолог и сексолог, профессор энтомологии и зоологии, основатель института по изучению секса, пола и воспроизводства при Индианском университете в Блумингтоне, носящего сейчас его имя. Исследования Кинси в области человеческой сексуальности глубоко затронули социальные и культурные ценности в США и многих других странах в 60-х годах XX века с наступлением сексуальной революции.
11
Орехотворки – насекомые-паразиты, чьи личинки вызывают появление на растениях наростов, внешне напоминающих орехи.
12
«Я люблю Люси» (англ. I Love Lucy; 1951–1957) – американский комедийный телесериал. Считается одним из популярнейших за всю историю телевидения, завоевал пять премий Эмми.
13
Юстас Тилли, настоящий денди, талисман журнала The New Yorker. «Одет» в высокую шляпу, изящное пальто, а в глаз вставлен монокль, выполненный на заказ и висящий на дорогой цепочке.
14
The New Yorker – американский еженедельник, публикующий репортажи, комментарии, критику, эссе, художественные произведения, сатиру и юмор, комиксы и поэзию. Издается с 1925 года. Начиная с сороковых, большинство известных американских рассказов впервые публиковались в The New Yorker.
15
Пабло Пикассо – испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.
16
Фридрих Ницше – немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчеркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение основополагающие принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше получают неоднозначные интерпретации, вызывая много разногласий.
17
Мэрилин Монро – американская киноактриса, секс-символ 1950-х годов, певица и модель. Стала одним из наиболее культовых образов американского кинематографа и всей мировой культуры.
18
The New York Times – американская ежедневная газета, издающаяся в Нью-Йорке с 18 сентября 1851 года. Третья по тиражу газета в стране после USA Today и The Wall Street Journal и 40-я в мире. Веб-сайт The New York Times считается одним из самых популярных новостных сайтов с посещаемостью 30 миллионов человек в месяц. Слоганом газеты является фраза: «Все новости, достойные печати». Впоследствии, с появлением сайта The New York Times, этот слоган был переделан в «У нас новости, на которые вы кликаете».
19
20th Century Studios – американская киностудия подразделения Walt Disney Studios, медиаконгломерата The Walt Disney Company. Занимается также производством телефильмов. В 1935-2020 годах носила название 20th Century Fox. Компания основана 31 мая 1935 года в результате слияния двух студий: Fox Film Corporation, основанной в 1915 году Уильямом Фоксом, и Twentieth Century Pictures, основанной в 1933 году Дэррилом Ф. Зануком, Джозефом Шенком, Рэймондом Гриффитом и Уильямом Гетцем.
20
Банни Йеджер (настоящее имя Линнея Элинор Йеджер) – американский фотограф и пинап-модель.
21
Бетти Пейдж – американская фотомодель, снимавшаяся в 1950–1957 годах в таких стилях, как эротика, фетиш и пинап. Во второй половине 1950-х поднялась в США до уровня секс-символа и, как считается, стала предтечей сексуальной революции 1960-х.
22
Альберто Варгас – американский художник перуанского происхождения, рисовавший полуобнаженных игривых девушек пинап. Часто его считают одним из наиболее знаменитых художников в стиле пинап. Многочисленные картины Варгаса продавались и до сих пор продаются за сотни тысяч долларов США.
23
«Безумства Зигфелда» (англ. Ziegfeld Follies) – серия театральных постановок на Бродвее в Нью-Йорке, которые ставились с 1907 по 1931 год. С 1932 по 1936 год также выходила радиопередача под названием «Безумства Зигфелда» в эфире».
24
Элизабет Энн Робертс – американская модель, была «подружкой месяца» журнала Playboy в январском номере 1958 года.
25
Рэй Брэдбери – американский писатель, создавший более восьмисот литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений.
26
Маккартизм – общественное движение в США, существовавшее в период с конца 1940-х по 1957 год. Сопровождалось обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан. Термин был впервые использован карикатуристом газеты The Washington Post Херблоком в начале 1950-х годов.
27
Джозеф Маккарти – американский сенатор-республиканец, придерживавшийся крайне правых реакционных политических взглядов, с чьим именем связывают период политических гонений, известный как маккартизм.
28
Чарльз Бомонт – американский сценарист, автор спекулятивной фантастики, в том числе рассказов в жанрах ужасов и научной фантастики.
29
Маргарет Этвуд – канадская англоязычная писательница, поэтесса, литературный критик, активистка охраны природы и феминистка. Лауреат премии Артура Кларка 1987 года за роман «Рассказ служанки».
30
Сэр А́ртур Чарлз Кларк – английский писатель, ученый, футуролог и изобретатель, наиболее известен совместной работой со Стэнли Кубриком по созданию культового научно-фантастического фильма «Космическая одиссея 2001 года». Командор ордена Британской империи и рыцарь-бакалавр.