bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Русская литература конца XIX – начала ХХ в.: Девяностые годы. М.: Наука, 1968; То же: 1901–1907. М.: Наука, 1971; То же: 1908–1917. М.: Наука, 1972.

См. также примыкающую к изданию коллективную монографию «Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX в.». М.: Наука, 1975.

7

Л.: Наука, 1983. Т 4.

8

Pyman A. A History of Russian Symbolism. Cambridge, 1994 (см. также перевод: Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998); к сожалению, нам осталась недоступной посвященная этой теме работа: Peterson R. A History of Russian Symbolism. Amsterdam, 1993.

9

Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала ХХ века. Л.: Сов. писатель, 1977. С. 5–59.

10

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. Кн. 1–2. Статья И. В. Корецкой размещена в кн. 1. С. 688–731.

11

Лучшее на данный момент издание: Мережковский Д. С. Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы / изд. подготовила Е. А. Андрущенко. СПб: Наука, 2007. – С. 428–502; см. также: Мережковский Д. С. Эстетика и критика. М.; Харьков: Искусство, 1994. Т. I.

12

Со стихотворной продукцией Мережковского предпочтительнее всего знакомиться по самому основательному изданию: Мережковский Д. С. Стихотворения и поэмы / вступ. ст., сост., подг. текста и прим. К. А. Кумпан. СПб: Академический проект, 2000.

13

См.: Минц З. Г Статья Н.Минского «Старинный спор» и ее место в становлении русского символизма // Ученые записки Тартуского университета. Тарту. 1989. Вып. 857. Перепеч.: Мин ц З. Г Поэтика русского символизма. СПб: Искусство-СПБ, 2004. С. 150–161. Текст ст. см.: Критика русского символизма / авт. – сост. Н. А. Богомолов. М.: Олимп; АСТ, 2002. Т. 1. С. 22–31.

14

Вестник Европы. 1892. № 9. С. 115–143.

15

Довольно часто до сих пор под «декадентством» понимается только ранний символизм, а под «символизмом» – тот, который был теоретически определен символистами младшего поколения. С нашей точки зрения это неоправданно.

16

Вестник Европы. 1894. № 8. С. 890–892; 1895. № 1. C. 421–424; № 10. С. 847–851 (всюду за подписью: Вл. С.). Наиболее доступные современные издания: Соловьев Владимир. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1989; Соловьев Владимир. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.

17

Наиболее доступное и представительное издание – Брюсов Валерий. Среди стихов: Манифесты, статьи, рецензии. М.: Советский писатель, 1990.

18

Изложение теории и художественных принципов символизма в кратком объеме вряд ли возможно, потому отсылаем читателей к наиболее авторитетным исследованиям, среди которых назовем: Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Сов. писатель, 1981; Он же. Русские поэты начала ХХ века. Л.: Сов. писатель, 1986; Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977 (см. также переиздание с восстановлением цензурных купюр в кн.: Смирнов И. П. Смысл как таковой: Художественный смысл и эволюция поэтических систем; На путях к теории литературы. СПб: Академический проект, 2001); Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е годы. М.: Новое литературное обозрение, 1996. Для любителей сложного языка и жестких схем назовем также: Ханзен-Лёве А. Русский символизм: система поэтических мотивов. Ранний символизм / пер. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха; научный ред. А. В. Лавров. СПб: Академический проект, 1999; То же: Мифопоэтический символизм начала века; Космическая символика / пер. Ю. М. Некрасова. СПб: Академический проект, 2003. См. также в приложенной к нашей книге библиографии.

19

Товарищ. 1907. 23 авг.

20

Архив А. М. Горького. М.: Гослитиздат, 1959 Т. VII. С. 61. См. также: Горький М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. М: Наука, 2000. Т. 6. С. 73–74.

21

Волошин Максимилиан. Лики творчества: И. Ф. Анненский – лирик // Аполлон. 1910. № 4 (январь). С. 11–16 второй пагинации; Иванов Вячеслав. О поэзии И. Ф. Анненского // Там же. С. 16–24.

22

Минц З. Г К изучению периода «кризиса символизма» (1907–1910): Вводные замечания // Ученые записки Тартуского университета. Тарту. 1990 [на обл. – 1991]. Вып. 881. Блоковский сборник. Х. С. 3–20; перепеч.: Минц З. Г Поэтика русского символизма. С. 207–222. Наши суждения по этому поводу см.: Богомолов Н. А. К литературной истории 1910 года // L’anno 1910 in Russia / A cura di Duccio Colombo e Caterina Graziadei. Salerno, 2012. P 51–62 / Collana di «Europa Orientalis» / A cura di Mario Capaldo e Antonella dAmelia.

23

Переписка ‹Брюсова› с Н. С. Гумилевым / вступ. ст. и коммент. Р. Д. Тименчика и Р. Л. Щербакова; публ. Р. Л. Щербакова // Литературное наследство. М.: Наука, 1994. Т 98. Кн. 2. С. 500.

24

См.: Hellman Ben. Poets of Honor and Despair: The Russian Symbolists in War and Revolution. Helsinki, 1995.

25

См.: Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 418–492.

26

См. также главу «Издательства символистов», написанную Е. А. Голлербахом (Книга в России, 1895–1917 / под общ. ред. И. И. Фроловой. СПб: [Изд-во Российской национальной библиотеки], 2008. С. 228–276. Там же дается краткий очерк символистской периодики). Отметим также недавно вышедшую в США интересную книгу: Stone Jonathan. The Institutions of Russian Modernism: Conceptualising, Publishing and Reading Symbolism. Evanstone, 1ll.: Northwestern University Press, 2017.

27

Брюсов Валерий. Дневники 1891–1910 / подг. к печ. И. М. Брюсовой; прим. Н. С. Ашукина. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1927. С. 21. Данное издание представляет собой очень сокращенную и очищенную версию рукописного оригинала. Здесь и далее мы сверяли текст с рукописью и при необходимости вносили исправления.

28

В отличие от Е. А. Голлербаха мы не считаем возможным определить таким образом изданные книги как «Издательство В. Я. Брюсова» или «Издательство Н. Е. Пояркова».

29

Название связано со знаком Зодиака, под которым оформлялась идея издательства. Ср., однако, соображение Н. В. Котрелева о добавочных обертонах в этом названии (Литературное наследство. Т. 98. Кн. 2. С. 27).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2