Полная версия
Научный материализм
В зависимости от величины отклонения результатов разных людей от нормы их способностям дают разные оценки. Например, если IQ человека составляет семьдесят пять баллов, то его не считают эффективным участником общественных отношений и обходятся с ним иначе, чем с большинством людей; современные любители кино могут найти художественное воплощение такой ситуации в фильме «Форрест Гамп» 1994 года выпуска. Если же, согласно тесту, IQ человека составляет лишь сорок пять баллов, то, если мне не изменяет память, это называют дебильным слабоумием и часто даже взрослому такому человеку назначают опекуна, потому что он неспособен обучаться и не всегда может хорошо позаботиться о самом себе. При этом следует понимать, что число баллов в тесте – величина условная, договорная; всегда можно задать другую систему оценивания и другое число баллов. Но если вы внимательно исследуете людей, которых называют нормальными, отсталыми в развитии и очень умными, вы увидите, что эти люди разительно отличаются по эффективности выполнения их основной биологической задачи. Фактически тесты IQ выявляют эту самую индивидуальную эффективность.
Теперь, когда мы разобрались с причиной всех активностей человека, когда мы знаем проект, которому подчинено всё наше бытие, вас, скорее всего, не удивит моё предположение, что интуитивное ощущение человеком добра и зла также связано с его основной биологической задачей. Давайте поразмыслим об этом подробнее. Если эти понятия действительно привязаны в психике людей к ОБЗЧ20, то большинство людей должны считать и называть добром:
– облегчение их труда;
– повышение качества еды;
– улучшение санитарных условий быта (при наличии знаний о гигиене);
– доступность отдыха;
– стремление окружающих людей говорить только правду;
– мирную жизнь;
– развитие орудий труда;
– отлаженные отношения с ближними;
– рождение здоровых детей;
– распространение в обществе качественных знаний;
и должны считать и называть злом:
– вред их здоровью и здоровью их детей;
– гибель их детей;
– отнятие у них источников еды;
– обман;
– сокращение дружественно настроенной к ним популяции людей;
– воровство;
– принудительный труд на пользу других людей;
– уничтожение результатов их труда;
– супружеские измены.
Как вы можете сами заметить, ровно такие оценки перечисленным явлениям доминируют в обществе на протяжении всей истории человечества. Это подталкивает меня к заключению, что биологическая программа жизни, записанная в ДНК человека, является единственным объективным и постоянным источником представлений людей о добре и зле; любые догадки о сущности добра и зла, которые не соответствуют ОБЗЧ, появляются лишь от невежества и не выдерживают проверки временем. Исходя из этого, я предлагаю следующие определения:
Добро – это события и условия, которые благоприятствуют выполнению оценивающим субъектом его основной биологической задачи.
Зло – это события и условия, которые препятствуют выполнению оценивающим субъектом его основной биологической задачи.
Как и любые другие определения, они не заданы законами бытия в таком виде и с таким смыслом, а являются лишь одним из бесконечного множества вариантов, как можно их задать. Тем не менее такие определения приведут к эффективному обмену информацией между людьми и к более сплочённому обществу, потому что будут совпадать с интуитивными ощущениями людей в наибольшем числе случаев, тем самым устраняя разногласия.
Обязательно следует обратить внимание на то обстоятельство, что определения добра и зла даны относительно оценивающего субъекта. Это означает, что одни и те же явления могут быть оценены разными субъектами как добро и зло в зависимости от того, как они влияют на выполнение основной биологической задачи этих субъектов. Такие различия порождают массу неудобств при построении единой устойчивой картины мира, пригодной для использования всем обществом, но иначе никак нельзя. Если мы попытаемся дать не относительные, а абсолютные определения добру и злу, мы немедленно столкнёмся с двумя серьёзными проблемами:
1. Нам понадобится некая чёткая, понятная и достоверная программа бытия, существующая в мире вне организмов и сознания людей, а такой программы пока не обнаружено. Религий существуют тысячи, они предлагают разные программы, не имеющие твёрдых подтверждений, и противоречат друг другу.
2. Люди в любом случае движимы своими внутренними интуитивными позывами, которые соответствуют их основной биологической задаче; ценности и задачи иного рода не найдут отклика у широких масс людей и вызовут сопротивление.
Таким образом, даже если некий абсолютный замысел бытия будет найден, но он будет противоречить основной биологической задаче человека, его по меньшей мере нужно будет адаптировать к ОБЗЧ, чтобы большинство людей его приняли. Если же мы хотим построить надёжное стабильное общество без внутренних конфликтов или даже небольшой, но стабильный коллектив исследователей мира с высокой степенью кооперации, нам лучше сразу исходить из понимания ОБЗЧ и её исключительного влияния на психику людей.
Но даже если смириться с субъективной природой добра и зла, формирование интуитивного представления человека об этих понятиях дополнительно осложняется необходимостью оценивать события и обстоятельства. В зависимости от исходных знаний у индивида и от качества его мышления его оценки могут быть радикально разными. В самом деле, нам не придётся долго искать, чтобы найти живые примеры, как один и тот же человек в детстве считал конкретный обман в конкретной ситуации постыдным, а повзрослев, стал считать это достижением, или как один человек в разное время положительно и отрицательно относился к употреблению алкоголя и поеданию мяса, или как человек менял своё отношение к переезду в другую страну, к определённой политической партии или к массовой продаже оружия; ранее также приводился пример меняющихся взглядов Блеза Паскаля. Нетрудно представить, что индивид, руководствующийся ущербными суждениями, легко может принять за добро то, что в долгосрочной перспективе усложняет для него выполнение ОБЗЧ, как, например, наркотики, попытку заработать денег участием в войне или пренебрежение правилами техники безопасности ради удобства. Мне довелось лично наблюдать немало людей, считающих, что они способны превозмочь математический закон больших чисел и стабильно выигрывать в казино на рулетке в нарушение теории вероятностей; можете не сомневаться, что все эти люди потеряли свои деньги.
Давайте попробуем разобраться, как устроены чувства недальновидного человека, не умеющего хорошо оценивать события и явления, что для него есть величайшее персональное благо (далее я буду пользоваться термином «благо», а слово «добро» я употреблял только из-за его антонимической связки со злом, для ясности изложения). Ответ многие из вас когда-либо слышали и многие даже называли сами. Когда дети играют и привыкают к свойствам окружающей среды, они часто фантазируют, представляя себе удобство, которое дали бы многократно усиленные их способности и добавление новых. Дети любят воображать, что они могут простым волевым посылом мгновенно перемещаться в любое место Вселенной без энергозатрат, что они могут читать мысли других людей, видеть сквозь препятствия, знать одновременно всё, что происходит в мире, изменять материю любым способом и в любых количествах, в том числе давать существам жизнь и отнимать её, создавать и разрушать предметы. Вы, наверное, сразу заметили сходство с описываемыми в религиях божественными сущностями; дети таким своим поведением дают понять, что спонтанным образом человек стремится к всесильному могуществу.
В самом деле, если оценить такое стремление со стороны ОБЗЧ, становится понятной его причина. Биологическая программа требует постоянного обучения и труда, она заставляет ежедневно и круглосуточно сканировать окружающий мир на предмет наличия в нём угроз, заставляет искать половых партнёров, тратить энергию на заботу о потомстве и поддержание нормальных условий собственной жизни. При этом в организме человека заложена система не только поощрений, но и наказаний: при неуспешных попытках приблизить выполнение ОБЗЧ в кровь выделяются химические вещества, угнетающие нервную систему и приводящие к страданиям. По всей видимости, существует два основных способа полностью прекратить эти страдания – прекратить воспринимать что-либо или стать всемогущим и никогда не знать неудач. Первый способ, деструктивный, частично достижим при помощи алкоголя и некоторых химических препаратов и полностью – через самоубийство или полное лишение рассудка, как в случае впадения в состояние комы; второй способ, конструктивный, на данном этапе технического прогресса является невыполнимым, и, взрослея, люди неизбежно сталкиваются с осознанием этого.
На первый взгляд может показаться, что такая ситуация должна приводить к массовым самоубийствам, ведь когда люди терпят страдания, это бывает только ради достижения некой цели, и никто не любит страдания сами по себе; имея в распоряжении осуществимый способ прекратить страдания навечно, многие, кажется, должны были бы использовать его. Эта проблема настолько актуальна для всех людей во все времена и настолько будоражит умы, что монолог об этом Гамлета, принца датского, стал одним из самых узнаваемых и цитируемых в мировой литературе:
Быть иль не быть, вот в чём вопрос.Достойно льДуши терпеть удары и щелчкиОбидчицы судьбы иль лучше встретитьС оружьем море бед и положитьКонец волненьям? Умереть. Забыться.И всё. И знать, что этот сон – пределСердечных мук и тысячи лишений,Присущих телу. Это ли не цельЖеланная? Скончаться. Сном забыться.Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.Какие сны в том смертном сне приснятся,Когда покров земного чувства снят?Вот объясненье. Вот что удлиняетНесчастьям нашим жизнь на столько лет.А то кто снёс бы униженья века,Позор гоненья, выходки глупца,Отринутую страсть, молчанье права,Надменность власть имущих и судьбуБольших заслуг перед судом ничтожеств,Когда так просто сводит все концыУдар кинжала? Кто бы согласился,Кряхтя под ношей жизненной, плестись…Предположительно У. Шекспир21В приведённом отрывке персонаж одновременно поднимает вопрос о самоубийстве как избавлении от страданий и называет ограничивающий фактор, заставляющий людей избегать такого решения, – страх неизвестности, наступающей вслед за прекращением биологической жизни человека. В начале XVII века, когда была написана пьеса «Гамлет», мировоззрение людей в Европе было чрезвычайно религиозным и большинство людей верило в существование иной жизни после наступления физиологической смерти. Религиозное учение предписывало возможность как вечного блаженства, так и вечного страдания в этой новой жизни, причём за самоубийство однозначно полагались вечные страдания. Можно было бы предположить, что именно религиозная картина мира заставляла людей избегать самовольного прекращения жизни, ибо никто бы не захотел менять продолжительные страдания переменной силы на страдания величайшие и вечные. Но и в те времена, и гораздо ранее всё же существовали атеисты, а сегодня их численность сильно возросла; не веря в жизнь после смерти, атеисты тем не менее не спешат массово расставаться с жизнью. Видимо, факторы, влияющие на столь важный для жизни выбор, более глубоки, чем просто убеждения, воспринятые от других людей.
Давайте снова обратимся мыслями к эволюции жизненных форм и изменчивости генетического материала, которая сопровождает этот процесс. Как уже говорилось ранее, в результате длительной эволюции множества форм жизни выжили носители такого генетического материала, который заставляет их максимально цепляться за жизнь и возможность произвести потомство. Таким образом, люди, которые могли бы предпочесть избавление от страданий через самоубийство, не могут при обычных условиях жизни появиться одновременно в большом числе. Чтобы такое явление могло получить массовое распространение, людям придётся сначала заводить детей в достаточном количестве, чтобы увеличивать популяцию самоубийц, затем растить их, воспитывать, помогать им надёжно укрепиться в жизни и привести собственное потомство – и только затем совершать самоубийство. Это должно было бы означать наличие у человека до определённого времени сильного стремления выполнить его биологическую задачу, которое резко меняется на желание непременно уйти из жизни и более не контролировать этого процесса, когда наибольшая его часть успешно выполнена. Хотя, вероятно, такую программу возможно сохранить в ДНК человека, обязательных объективных причин для её формирования и надёжного закрепления в генах не видно. Если же совершать самоубийство до вышеописанной стадии жизни, дети будут менее защищены или не появятся на свет вовсе. Род такого человека не получит продолжения, и генетический материал с возникшим в нём стремлением к самоубийству будет выведен из биосферы Земли.
Всё это позволяет сделать заключение, что спонтанное неприятие самоубийства большинством людей продиктовано устройством наших молекул ДНК независимо от того, есть ли для этого некая высшая причина. Именно поэтому, имея надёжный способ прекратить страдания через самоубийство и при этом осознавая невозможность обрести всесильное могущество, люди всё же терпят страдания ради выполнения их основной биологической задачи.
Какой-нибудь читатель может найти в этом огорчение для себя и почувствовать протест против крохотных молекул, которые ограничивают свободную волю его сознания и не дают ему избежать страданий простым способом; кто-то, возможно, захочет сознательно перешагнуть через это ограничение при помощи силы воли и уйти из жизни. Чтобы остановить и утешить таких людей, я поделюсь собственным отношением к бытию. Согласно научным оценкам, до моего рождения Вселенная и Земля существовали на протяжении миллиардов лет, и меня всё это время не было; согласно научным прогнозам, после моей смерти они просуществуют ещё миллиарды лет, и меня всё это время также не будет. В коротком промежутке между этими миллиардами лет свершилось нечто удивительное: я не просто появился на свет, сложившись из невообразимого числа молекул и развившись из одной биологической клетки до взрослого человека, а я к тому же наделён разумом, могу осознавать себя, активно познавать мир и изменять материю около себя желаемым способом. На нашей планете живут миллионы различных биологических видов, и только один – Homo sapiens – является обладателем настолько развитого сознания. Удел бактерий – безвольно болтаться в воде и воздухе под действием ветров и течений, удел устриц – годами лежать в одном и том же месте морского дна, удел слона – всю жизнь с утра до вечера поедать траву и листья, чтобы прокормиться, и только человек может слагать стихи, писать картины, изучать математику, совершать открытия в физике, путешествовать в дальние края, строить удобные жилища и создавать полезные механизмы. Мне невероятно повезло родиться человеком, и если кому-то дано постичь тайны Вселенной и, возможно, изменить её каким-либо удивительным способом, то это должны быть мы с вами – люди. Это потрясающе интересное приключение, и я хочу использовать этот шанс; мне дорога каждая секунда моей жизни, и я посвящаю своё время постоянному развитию, чтобы успеть совершить как можно больше полезного и интересного. Такого же отношения к жизни я желаю и вам; подумайте об этом и не спешите огорчаться.
Кто-то возразит мне, что такая моя позиция во многом обусловлена всё тем же свойством ДНК, отвращающим нас от самоубийств, которое, возможно, возникло случайно и не имеет высокого смысла. Что ж, вероятно, это так. Но коль это свойство встречается у подавляющего большинства людей, то все мы продолжим жить и по возможности развиваться, а я лишь предлагаю сомневающимся порцию воодушевления и мотивации.
Вернёмся к наивысшему в представлении индивида персональному благу. Между прекращением жизни и всесильным могуществом человек чаще всего предпочитает последнее, потому что всесильность, кроме избавления от страданий, соответствует биологической программе и к тому же даёт человеку возможность по своему желанию и в любое время исследовать такой многообразный и загадочный источник опыта, как мир, данный нам в ощущениях. Согласно многочисленным наблюдениям за поведением людей, хотя такое состояние недостижимо для человека, стремление к нему остаётся. Но есть ещё один популярный способ ухода от страданий, который ещё не был упомянут, потому что он избавляет от страданий не полностью, а лишь временно и имеет недостаточную надёжность. Речь идёт о вытеснении страданий наслаждениями.
В процессе эволюции в нас сформировались определённые реакции на внешние раздражители, чтобы мы были лучше приспособлены к выполнению ОБЗЧ; какие-то из этих реакций вызывают в нас приятные ощущения, какие-то наоборот. Благодаря интеллекту и способности творить люди нашли множество способов воспроизвести и усилить приятные воздействия на тело и мозг, получив усиленные реакции организма. Наша еда в основном более вкусна и питательна, чем это бывает в дикой природе; наши женщины гораздо более ухоженны и красивы, чем это бывает в природе; мы можем передвигаться со скоростью, которая недоступна животным, читать книги, смотреть театральные спектакли, кино и телевидение, чего в природе вообще не бывает. Наш мозг бурно реагирует на этот разнообразный опыт. Когда человек испытывает наслаждение, в его кровь выделяются вещества, которые стимулируют нервную систему, придают телу сил, лёгкости и бодрости. При достаточно сильном наслаждении телесные ощущения и психическая эмоция преобладают над стрессом и человек забывает о страданиях. Поскольку без очень сильного внушения у человека нет причин стремиться к страданиям, он не прекращает наслаждений, пока есть такая возможность. Это приводит к опасной тенденции: часто избыток наслаждений только сиюминутно ощущается организмом как большое благо, но в долгосрочной перспективе это ставит под угрозу выполнение ОБЗЧ.
Получив неограниченный доступ к наслаждениям, человек, как правило, неспособен от них отказаться или ограничить их поступление; он пребывает в плену наслаждений, будучи не в силах вернуться к нормальной жизни. Такое свойство присуще и животным: известны лабораторные эксперименты, когда крысы при помощи кнопки и электродов стимулировали центр удовольствия в собственном мозге и умирали от истощения после продолжительного нажимания кнопки. Человек, получивший доступ к постоянным наслаждениям, быстро деградирует, и его пригодность для выполнения ОБЗЧ сильно снижается. Это проще всего наблюдать на примере наркоманов – они, как правило, умирают молодыми. Некоторые богатые люди, которые даже не принимают совсем вредных веществ, но проводят всё своё время в разнообразных удовольствиях, часто теряют контроль над своей жизнью, и у них страдают имидж, отношения с ближними и бизнес. Поэтому, в отличие от всесильности, наслаждения опасны; человек в равной степени стремится к полной всесильности и к бесконечным наслаждениям, но первое для человека спасительно, а второе губительно. Если заранее не знать этого и не вырабатывать внутренней дисциплины, то, достигнув определённого успеха, можно утонуть в пучине наслаждений и позднее выбраться из неё жалкой личностью, растратив здоровье и материальные ресурсы. Даже среди людей, которые считают себя обделёнными, можно встретить проблемы из-за наслаждений: миллионы людей имеют возможность купить больше сладкой и жирной еды, чем способны потребить, и, придя домой вечером, они каждый день поедают такую еду в больших количествах, чтобы вытеснить стресс от работы и несчастливой семьи; большинство из них нездоровы из-за этого и хуже справляются с основной биологической задачей. Всё это результат того, что мозг пока не успел адаптироваться к человеческим изобретениям последних веков – для этого понадобились бы сотни тысяч поколений и стабильная смертность от повышенного уровня наслаждений ещё до создания потомства. Так не была устроена жизнь древних людей, нет такого и сейчас. Таким образом,
наслаждения являются ловушкой для сознания; чем больше наслаждение, тем больше шанс, что оно вредит выполнению основной биологической задачи человека. При впускании наслаждений в жизнь человека следует тщательно рассчитать последствия для выполнения им биологической задачи: неконтролируемый избыток наслаждений погубит в нём здоровье, рассудок и личность.
Всё это выглядит несколько парадоксально. Создаётся впечатление, что в организме существует постоянный конфликт между установками ДНК и работой мозга: мозг не хочет выполнять установленные для него предписания, пытается быть полноправным властелином тела и жить в соответствии с собственными интересами. ДНК задаёт нам программу, которую мы должны выполнять, но мозг не просто устроен так, чтобы обслуживать эту задачу, а получает страдания, если справляется не слишком хорошо. Это похоже не на равное партнёрство, а на принудительное подчинение. При этом ДНК заложила в мозг стремление избегать страданий и таким образом заставила отчаянно искать пути побега от необходимости выполнять ОБЗЧ. Обычно мозг не умеет уклоняться от этого механизма и, получая наказания в виде угнетающих веществ в крови, уступает директивам и выполняет заданную программу, но если он находит источник наслаждения, то пропадает в нём. Зная это свойство мозга, вы сможете гораздо лучше понять происходящее в мире.
Все эти предпосылки сформировали устойчивый паттерн поведения большинства людей, который имеет огромное влияние на общественную жизнь и очень пригодится нам позднее:
когда у человека есть возможность получить больше могущества или больше наслаждений при относительно низких затратах ресурсов, он всегда спонтанно стремится использовать такую возможность, если способен её распознать.
Это стремление оборачивается для людей и другой стороной: когда человек лишён возможности развиваться и получать наслаждения, а значительные страдания регулярно сопутствуют его жизни, стресс в его организме нарастает, и нервная система сильно угнетается выделяемыми в кровь веществами. Такой человек отчаянно ищет способ избавления от страданий, и либо его мозг в качестве защитного механизма притупляет свою способность воспринимать и обрабатывать информацию, либо человек достигает того же эффекта при помощи алкоголя, либо, в крайнем случае, он всё же выбирает самоубийство. Поэтому помещение человека в условия, препятствующие его развитию, вредно для его психики.
Также важно понимать, что, поскольку для выполнения организмом биологической задачи важен энергетический баланс, люди всегда спонтанно настроены совершать минимум действий для получения желаемого; если возможно получить для себя пользу, не тратя энергию совсем, человек с готовностью использует этот шанс. Такое отношение приводит к такому же эффекту, как при неконтролируемых наслаждениях: человек не развивается, если получает всё необходимое просто так; если повторять такое в течение долгого времени, способность обучаться и психическая устойчивость человека при преодолении трудностей ослабевают, и он оказывается плохо приспособленным к выполнению ОБЗЧ. Это имеет важнейшее отношение к воспитанию детей.
Стремление к достижению наивысшего персонального блага сводится в повседневной жизни человека к его стремлению повышать свой материальный достаток, обретать власть, повышать свой статус в обществе, быть востребованным у качественных сексуальных партнёров. Это приводит к постоянной конкуренции между людьми, ведь каждый понимает, что если у тысячи человек есть по пять граммов золота, то при удачном их ограблении можно получить пять килограммов золота в единоличное владение, и каждый хочет стать этим владельцем; человек, который движим стремлением к наивысшему персональному благу, не видит причин, почему стоит отказываться от такой возможности. В результате в обществе сложилась ситуация, когда подавляющее большинство людей, в зависимости от их способностей, с различным успехом сражаются друг с другом за право присвоить себе все ресурсы и единолично ими распоряжаться. Из этой условной тысячи человек некоторое малое их число руководствуется различными формами морали и не желает участвовать в ограблении ближних; гораздо больше людей не чувствуют себя достаточно способными соперниками для такой борьбы и направляют свои усилия на получение наибольшего полезного результата от своей работы или ведения хозяйства; остальные же постоянно упражняются в применении уговоров, уловок, хитростей, обмана, притворства, дипломатии, подкупа и сговоров, только бы заполучить чужое имущество и приблизиться к наивысшему персональному благу.
Такой тип поведения в чистом виде не является предельно эффективным для выполнения ОБЗЧ. Как уже было сказано прежде, объединение людей в коллектив позволяет добиться гораздо больших результатов за счёт эффекта синергии: древние люди смогли успешно охотиться на мамонтов не потому, что вырастили огромные мускулы, а потому, что распределились по ролям и действовали слаженно. В течение миллионов лет предки современных людей жили коллективами: вместе было проще согреться при холоде, отгонять хищников и разведывать местность. Но поскольку собирательство и охота без оружия давали не слишком много результатов, прирост популяции приводил к осложнениям: приходилось расходиться дальше в разные стороны при поиске еды, что снижало безопасность отдельных особей, требовало больше энергии на перемещения и в конечном итоге приводило к разделению стаи. При этом все члены стаи были друг другу близкими родственниками, но даже независимо от этого без раздумий защищали друг друга при любой опасности, ведь гибель одной особи усложняла и без того нелёгкий процесс их выживания в дикой природе, а гибель нескольких могла привести к их полному вымиранию.