bannerbanner
Психология стиля
Психология стиля

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Анна Шарлай

Психология стиля

Несколько вводных слов

Сотни лет внешний вид человека, вплоть до цветов одежды, определялся социальным классом и родом занятий. Только в XX веке люди получили возможность выражать свои политические взгляды, социальные ценности и личные потребности посредством внешнего облика. Присоединяясь к ведущей тенденции, можно было автоматически почувствовать себя свободным, как хиппи, или женщиной, наделенной властью. В 80-е годы появились первые стилисты, ими были редакторы отделов модных журналов, которые создавали комплекты из вещей рекламодателей для съемки в журнале. Читательницы увидели потенциал в концепции одного образа из вещей разных брендов. Такого комплекта, который дает каждому почувствовать себя творцом своего образа, а не манекеном для идей дизайнеров. В ответ на такой запрос появились персональные стилисты.

Первые стилисты в своих рекомендациях опирались только на внешние данные, но со временем стало понятно, что этого недостаточно. Чтобы образ помогал в жизненном развитии и формировании самоощущения, требуется согласовать внешние черты с внутренними качествами. Так началась эпоха психологии стиля, которая изучает многообразие личных проявлений человека и переводит их на визуальный язык одежды. Обратный перевод тоже работает, когда мы хотим понять, какой человек перед нами, что его мотивирует, а что, возможно, пугает?

Создание образа доступно каждому, и вместе с тем стиль нельзя купить, подарить, украсть. Ни красота, ни интеллект, ни творческий потенциал и культурный уровень не являются гарантией выразительного образа. Это постоянное изучение и создание себя. Перед рабочей встречей, театральной премьерой или просто освобождаясь от темпа будних дней, думайте о том, в какое состояние вы хотите погрузиться. Как вы хотите, чтобы рядом с вами себя чувствовали другие люди? Какой результат от своих действий будет желательно получить? Когда вы отслеживаете, какие вещи покупаете, примеряете или хотя бы замечаете, на что направлен ваш интерес, то можете многое понять о том, какое будущее ждет вас за углом, к чему вы готовы, на что есть силы и энергия. Фиксируя разницу психоэмоционального состояния от разных цветов, тканей и силуэтов, вы поймете, что происходит в вашей жизни без прикрас и опасных иллюзий.

В нашем обществе нет визуальной культуры. Смысл картинок проваливается в подсознание, и оно выдаст результат: «это красиво», «мне нравится» или «это для меня», «хочу купить». Чтобы создать образ, который доносит до публики нужную вам идею, необходимо владеть визуальным языком. Не только интуитивно чувствовать «да»/«нет», но и понимать в деталях: вверху или внизу стоит расположить определенный цвет, важно сделать объект контрастирующим с фоном или сливающимся, слева хаос гибких линий, а справа порядок четких углов или наоборот, что осветить, а что увести в тень в зависимости от нашей задачи. Созданием принципов собственной визуальной культуры мы и займемся в книге, которая сейчас перед вами.

Об авторе книги

Мои самые ранние воспоминания – это краски и тряпки. Рисованием занималась я, а шитьем – бабушка и немножко мама. Видимо, по причине того, что творческая жизнь была слишком очевидной, после успешного завершения художки я поступила в медицинский и закончила фармацевтический факультет с дипломом провизора. Параллельно учебе писала о моде в глянцевом журнале, рисовала узоры для шелковых платков, шила на заказ – впоследствии даже попробовала открыть небольшое ателье. Но основной точкой отсчета профессии я считаю приглашение провести тренинг по стилю для мужчин-пикаперов в 2005 году. Потом был еще один тренинг. Кому-то разбирала гардероб, с кем-то ходили на шопинг или разрабатывали одежду индивидуально.

Имиджмейкерству как таковому я нигде не училась. Начала заниматься стилистикой, когда это еще не было трендом. Пришла к созданию образов из дизайна мужской одежды, училась в St Martins College of Art and Design. Выбрала именно эту специализацию, так как считала, что в женском ассортименте можно спрятать подлинное за декором, рюшами, бантами и красивыми вышивками, тогда как в мужском гардеробе важен крой, структура, если ткани сочетаются, то сочетаются по-настоящему.

Еще до начала обучения и после него работала дизайнером в российских масс-маркет-брендах Depeche Mode, Ostin, Tom Farr, Baon. Вела как женские, так и мужские коллекции одежды.

В промышленном дизайне есть понятие, что в одном экземпляре можно сделать все что угодно, а ты попробуй создать такую вещь, которая будет хорошо выглядеть в тираже, садиться на разные фигуры, продаваться десятками тысяч экземпляров, дорого выглядеть при минимальных расходах на материалы и пошив. Это вызов, который вдохновлял меня довольно долго.

Были длительные командировки в Юго-Восточную Азию на фабрики и короткие, но насыщенные поездки в Европу за вдохновением и обучением. Пока в 2011 году я не отправилась в отпуск в Грецию, и на пляже озарило, что я все делаю неправильно. Вещи моего дизайна людям нравятся, их хотят покупать, даже когда очевидно, что вещь не соответствует ни внешности, ни характеру. Я поняла, что коварно соблазняю низкой ценой и эффектной тряпочкой на вешалке. В то время как дорогая и неброская вещь заставляет трижды подумать об оправданности покупки. Эта мысль привела меня в стилистику. Первый проект касался создания интернет-сервиса MOTH, который соединял психологический профиль человека, образ жизни и выдавал рекомендуемый гардероб. Проект в 2011 году оказался резонансным, моя команда выиграла несколько конкурсов, инвесторы предлагали внушительные суммы для разработки, но, чтобы вступить на территорию IT-стартапов, не хватало двух моментов. Технологического – требовалась программа распознавания изображений, которая по фото, сделанном в непонятном ракурсе и неидеальном освещении, могла бы сказать: это платье, черного цвета из шерстяной ткани с рукавом 3/4. Кстати, над такой программой до сих пор работают гиганты программирования такие, например, как Google, и успехи у них весьма скромные. Второе касалось алгоритма принятия решения о рекомендациях. Чтобы понять, насколько хорошо он работает, я писала короткие и длинные тесты, проводила живые мероприятия для общения и тематические вебинары, придумывала опросники и алгоритмы генерации коллажей.

Главным вопросом участникам был: ну как, удалось попасть в ваши ожидания? Насколько этот стиль про вас? Результаты были отличными, положительных реакций насчитывалось 80–90 %. Но еще одно озарение заставило меня прикрыть проект: люди не знают себя. Единицы из тех, кто участвовал в моих опросах, имели четкие представления о своем персональном стиле, могли разграничить то, что им подходит, от того, что нравится и даже от того, что «неплохо». Создавать сервис, который будет рекомендовать человеку то, что он и сам мог бы себе подобрать, я не видела смысла. Однако в процессе тестирования появлялись люди, которым нравились получавшиеся сочетания предметов, и они просили поработать с ними. Так пришли первые клиенты на создание персонального стиля.

В психологию я пришла случайно. Одна из моих клиенток как-то спросила, есть ли у меня психологическое образование, или, может быть, я училась на коуча. Отвечаю: нет. «То, как вы работаете и какие делаете выводы, очень похоже на работу психолога в классической школе. Если бы вы получили образование в этой сфере, возможно, это помогло бы еще больше поднять профессиональный статус или натолкнуло бы на новые горизонты связи стиля и психологии». В конце обучения на факультете психологии в ВШЭ я написала дипломную работу на тему связи психологического типа личности и выбираемого стиля одежды. У меня было более 1200 респондентов, и главная гипотеза подтвердилась: связь с характером человека влияла на выбор одежды больше, чем профессия, уровень достатка и даже внешние данные.

Так началась новая профессия психологии стиля, позже с бизнес-коучем придумали словосочетание «дизайнер образов», чтобы описать то, чем я буду заниматься. Ну а потом начались консультации, вебинары, перераставшие в курсы, книги, тренинги для серьезных организаций, выступления на ТВ и радио, ассоциативные карты для стилистов и даже полноценная настольная игра «Город Образов», у которой есть 27 сертифицированных ведущих. Но главным достижением я считаю сложившееся сообщество вокруг психологии стиля, этих женщин (мужчин в нашей теме пока очень мало) объединяет идея того, что одежда – это больше, чем функциональная оболочка, а образ помогает глубоко познать себя и реализовать скрытые способности.

Сейчас я занимаюсь 3D-одеждой и разработкой виртуальных персонажей. Мне интересны проекты цифровой одежды и все, что касается философии образа человека будущего.

Этапы развития стиля

Мода наделяет силой. Разработка персонального стиля – это способ проникнуть в собственный внутренний мир, а знание языка образов позволяет понять собеседника или даже случайного прохожего. Образ раскрывает творческий потенциал и помогает проявить свою личность, почувствовать себя полнее через красоту и уверенность, обнаружить скрытые таланты. У этого искусства есть разные уровни владения.

Одежда – это не только вещи из разных материалов, но и прическа, косметика, парфюм, татуировки, накладные ресницы и волосы. Кроме того, при движении предметы издают звуки: браслеты позвякивают, каблуки стучат, тафта на юбке шелестит, и эта мелодия тоже одежда. Другими словами, к одежде относятся все средства для изменения тела, чтобы восполнить то, что, как нам кажется, ему недостает.

Посмотрим, какие этапы мы проходим от первой идеи «а не изменить ли мне образ?» до реализации. У кого-то все пять занимают часы, у других – годы, и это нормально.

№ 1. Отрицание

«Одежда не имеет значения», «мне уже поздно», «вот похудею, тогда может быть».

№ 2. Интерес

Чтение книг и изучение тематических сайтов, вдохновляющие цитаты в соцсетях, «а зачем мне это нужно?», «а что, и у меня может быть стиль?».

№ 3. Планирование

Семинары, определение типа фигуры по тестам в интернете: «сколько времени я могу оторвать от других занятий на задания», «посоветуйте специалиста», «сколько это стоит?», «какая последовательность шагов?», «что мне идет?».

№ 4. Действия

Тут чтение книг, скорее, помешает – нужны практические тренинги, составление коллажей, непосредственная активная работа над образом: пересмотр гардероба, покупка вещей, консультации у специалиста и выполнение практических заданий.

▶ Что? Задаетесь вопросами о силуэтах, узорах, цветах. Удачных находок немного, вам кажется, что нужен именно этот оттенок малинового для сумочки, а чуть теплее или темнее будет не то. На этом уровне человек и на себя смотрит как на вещь, пытаясь понять свое место в мире, таланты и ценности.

▶ С чем? В какой-то момент вы понимаете, что красивые и подходящие вам вещи необязательно хорошо выглядят вместе и наоборот: неудачный оттенок или крой балансируется другой вещью. Вы задумываетесь о сочетаниях цветов, пропорциях, деталях и нюансах. На этом этапе человек думает об отношениях с другими людьми, учится взаимодействию для партнерского успеха.

▶ Как? Здесь вы чувствуете полную уверенность, вы можете смело надевать юбку как платье, базовый джемпер с V-образной горловиной превращать в сексуальную вещь с вырезом на спине. Вы поворачиваете рукава сорочки, драпируете свитер диагональными складками или завязываете в узел. Пришла пора осознать, что каким бы самобытным человеком ты ни был, какой бы диапазон связей и уровень решения конфликтов ни имел, все равно перспектива есть только у гибкости. Умения свободно отказываться от отработанных установок и воссоздавать себя заново.

№ 5. Возрождение

На этом этапе полезно не останавливаться на достигнутом, но и не пересматривать бесконечно свой образ, помогайте другим – подругам, коллегам, анализируйте кино, модные тенденции и адаптируйте идеи под себя. Главный секрет, который отличает людей с персональным стилем от тех, кто одевается плохо, – способ мышления образами, а не отдельными вещами. Чем тоньше, необычнее и длиннее вы можете выстроить цепочки ассоциаций между совершенно разными понятиями, тем выше ваш потенциал в сфере искусства стиля.

Каждый из этих этапов важен и нужен, перепрыгнуть тут не получится.

Путь героя у вещей в шкафу

Возможно, вы читали мою книгу про архетипы и знаете, как я люблю сказки – это сюжеты, которые люди сотни лет рассказывают друг друга, меняя персонажей и обстоятельства. Наш мозг повсюду ищет истории, поэтому хочу начать тему психологии стиля с исследования пути, который проживают предметы за закрытыми дверцами наших шкафов. Вещь отправляется в путешествие подобно герою сказки. На каждом из этих «символических узлов» возникают индивидуальные развилки, волшебные перекрестки. Читая описание этапов, задумайтесь: есть ли он у вас и как обычно проходит? Как долго длится? У некоторых людей затянуты одни этапы и пропущены другие, иногда «выправление» продолжительности и наполнения необходимыми элементами может исцелить все проблемы в гардеробе. Что означает лично для вас тот или иной символический процесс? Кто-то радуется, выбрасывая вещь, а для кого-то это непомерная задача.

Перечислю ключевые этапы, а потом распишу их подробно:

1. Возникает смутная идея образа.

2. Отбор значимых параметров.

3. Как совершаем выбор в реальности.

4. Покупка случилась, идем в гардероб.

5. Первый выход, инициация новичка.

6. Взаимодействие с привычной вещью.

7. Как происходит уход за вещью.

8. Старение предмета или близость.

9. Прощание с вещью и потери.

Возникает смутная идея образа

Задумайтесь, что происходит у вас в точке ноль? Моя клиентка Мария увидела платье на коллеге и сбрасывает мне фото со спины, потом влюбилась в шарф на подруге и зафиксировала, затем щелкнула в расфокусе пальто на девушке, выходящей из кафе. Так она собирает свой moodboard (англ. – «доска вдохновения», обычно это понятие используют дизайнеры одежды, создавая образ будущей коллекции) в мессенджере. Есть люди, которые вдохновляются трендами, причем необязательно напрямую. Например, Георгий сообщает мне, что штаны с накладными карманами не покупаем, так как «Аня, в них теперь будут все». Но людям, которые работают в социальных профессиях, я рекомендую добавлять в свой образ хотя бы намеками текущие тенденции в духе своего персонального стиля: капелька бохо, немного смягченной классики, слегка пройдемся исторической романтикой…

Способ генерации идей, который лично мне кажется самым результативным – задуматься о том, как вы хотите жить в ближайший сезон (3–6 месяцев). Что делать? Какой творческий проект завершить? С кем общаться и как? От каких процессов устраниться? Например, если я хочу добавить в свою жизнь больше спонтанных встреч и разговоров по душам, то мой выбор будет в пользу вечерних и расслабленных нарядов, а не деловых и прогулочных образов. Этот процесс работает и в обратную сторону. Собирая картинки и идеи того, что нравится, можно понять в каком направлении двигается мое развитие. Например, накануне депрессии я скупала пачками черные платья и свитера, много теплой одежды и увлекалась лабиринтами. Сложно сказать, то ли вещи меня привели в это состояние, то ли бессознательное чувствовало поток и выбирало себе оболочку.

Покупая новые вещи на замену старым, вы остаетесь в привычной системе координат. Даже если нужны «просто колготки», все равно постарайтесь придумать в них хотя бы небольшую новую деталь: ажурная деталь, вместо колготок чулки (и наоборот), другая плотность, оттенок и прочее. Покупая джинсы на каждый день, подумайте, возможно, вам необязательно нужны черные, как были, а можно взять хотя бы серые или темно-синие, не зауженные, а прямые, с эластаном или эффектом потертости. Чтобы запустить изменения в жизни, проще всего начать с перемен в гардеробе.

Источники вдохновения, длительность и частота соприкосновения с ними – довольно интимный процесс, и в нем нет правил. Отмечу только, что этот этап лучше не пропускать, так как именно тут мы закладываем ростки всего процесса. Кто-то отправляется в недельное путешествие и, перезагружаясь там, вдохновляется новыми образами. Кто-то несколько раз в сезон проводит «творческие свидания» со своим Я и пересматривает образ. Моей клиентке Светлане очень помогает обсуждение ее идей с двоюродной сестрой. Они совершенно разные по внешности и психологическим качествам, но именно в диалоге, отчаянно отстаивая что-то или легко принимая критику, Светлана понимает, чего хочет на самом деле.

По некоторым клиентам я замечала, что надо время – около 7–10 дней на проживание идей. Например, мы провели консультацию, поняли, как хочется жить в ближайшее время, наметили образы, цветовую гамму, даже обсудили бюджет и магазины для покупок, но мы не идем срочно на шопинг, а ждем. Хороший список на шопинг должен отлежаться. Для меня верным критерием оказывается, когда клиент говорит: сначала восприняла эту вещь нейтрально, но чем дольше думаю о ней, тем четче понимаю – она мне нужна!

О подарках, связанных с образом

Если сказать коротко, то с точки зрения психологии стиля одежду и аксессуары лучше не дарить, так как это означает, что вы принимаете решение за внешнее воплощение души человека вместо него самого, что, согласитесь, довольно претенциозно. Но если посмотреть детальнее в смысл наиболее распространенных подарков, то можно понять, чего хотели вы, одаривая чем-то, и что желают вам, символически преподнося ту или иную вещь.

Обувь и носки – оберегают ноги, то на чем мы стоим. В архетипической символике ноги олицетворяют нашу связь с реальностью и свободу. В этом смысле, когда вы дарите человеку «одежду для ног», то ставите под сомнение его возможность действовать согласно убеждениям, как бы пытаетесь помочь справиться с внешними обстоятельствами. Вот почему так много анекдотов придумано мужчинами, чтобы высмеять этот тип подарков.

Украшения – декор, амулет, состоятельность. В зависимости от того, что это за украшение, есть много нюансов, но в целом этот подарок хорош тем, что нет предела совершенству. Практически применимые вещи всегда более спорны, так как означают, что одариваемый сам не может их себе обеспечить, а безделушки (сколько бы они ни стоили) – это уже дополнительный уровень. В качестве исключений, которые точно не надо дарить: возлюбленному – часы – отсчет времени до конца отношений, браслеты, так как они отчасти символически перекликаются со значением наручников, а также украшения с изображениями животных и растений, тотемных значений которых вы не знаете.

Отбор значимых параметров

Здесь мы вещь еще не видим, но думаем, какая она будет. Что важно, а что нет? Сразу оговорюсь, что если у вас активный темперамент, то, скорее всего, этот этап пропущен и это нормально. Вы загораетесь идеей, в голове рисуете примерный образ, и дальше уже хочется его материализовать несмотря ни на что! Я замечала, что когда «огненные» клиенты берут себе паузу между идеей и воплощением, то покупки становятся менее спонтанными, и впоследствии эти вещи мы не возвращаем в магазин, а клиенты их носят чаще и дольше. В противоположность таким людям есть те, кто на этапе планирования находится годами. Размышляя, взвешивая, перебирая варианты, замечая, как понравившиеся вещи исчезают с полок магазинов и появляются новые… к которым тоже надо время присмотреться и все тщательно обдумать. Например, Анна – очень умная девушка, она комментирует каждый мой пост в «Инстаграме» о том или ином психосмысле вещи и говорит, что хотела бы такое приобрести, но всегда есть но: цена, посадка, некуда пойти, не одобрит муж и прочее. Стоит ли менять свою стратегию? Да, хотя бы для того, чтобы сравнить результаты смелого проявления себя и привычного осторожного отношения.

Психолога стиля на этом этапе интересует: что в вещах будет воплощать идею? Например, если я хочу в новом периоде жизни больше легкости, то это может проявляться в более светлой гамме, более тонких воздушных тканях или в символах облаков в вышивке. А, может быть, я легкостью называю отношения к самим вещам? Тогда выберу топ и брюки, которые не нужно гладить. Возможно, также лично для меня легкость – это про женскую гибкость в противовес жесткой упорядоченности офисных образов?

На этом этапе мы решаем, нужны ли покупки (тогда какой бюджет и сколько предметов?) или все необходимое можно собрать в текущем гардеробе? Психология стиля – это не про потребительский ажиотаж. Необязательно каждый сезон что-то покупать, но важно находить время для пересмотра своей траектории жизни и вносить нечто новое. По-другому надевать вещь: завязывать, подворачивать. Раньше носили с брюками, теперь надевайте с юбкой. Раньше на платье в цветах не хотелось надевать украшения, а теперь вдохновились цыганской избыточностью и выбрали к нему тяжелое геометрическое колье и сумочку в узорах. Значит, сейчас такой этап!

На этом этапе велика роль случайных влияний, например, вы могли увидеть выбранный вами цвет на неприятном человеке и потому отказываетесь от приобретения. Или же краем глаза читали блог стилиста с замечанием о том, что нечто модно или вышло из моды. Даже если вы независимый от трендов человек, такая информация способна оказать влияние. По какому принципу у вас идет отбор? Кто в нем участвует, привлекаете ли вы здесь профессиональную помощь стилиста-консультанта? И если нет, то почему? Вступают ли уже тут ограничения по бюджету?

Как совершаем выбор в реальности

В этом месте нам нужно пройти по очень узкой линии, не проваливаясь в излишнее оценивание вещей, но при этом сохранить свою исходную идею, что именно вы хотели бы взять себе.

Расскажу несколько примеров из практики. Маргарите важно быть представленной вещам, иногда доходит до смешного. Мы заходим в магазин, где только развесили новую коллекцию, глаза разбегаются от красоты, а она смотрит на меня и улыбается: «Анна, что вы мне предложите?». Хороший подход, учитывая особенно, что Маргарита – большой босс и привыкла общаться с замами, а не засучив рукава бросаться в дела. А вот мой клиент Антон, наоборот, старается приехать на место предполагаемого шопинга за 30–40 минут, чтобы пройтись мимо витрин, сканируя пространство в одиночестве, он выстраивает с вещами свои отношения, и когда мы заходим в бутик, иногда я даже физически чувствую, что нас тут никто не ждет. Попыталась однажды его обмануть: сказала, что пойдем в одну марку, а потом потащила за край пальто в магазинчик через дорогу. Антон оценил смекалку и купил пару брюк и шарф, которые носит вот уже много лет. Порой полезно менять свои привычки.

Моя мама, например, не видит смысла в просмотре вещи на полочке – «надо мерить», утверждает она. И вот, надев ботинок на ногу, она уже может сказать нечто положительное или сразу отказаться от ужасного дизайна. А это не было видно сразу? Нет. Клиентка Светлана идет со мной вдоль рейлов в шоуруме, разговаривает, глядя в глаза, и ведет рукой по вещам. Если тактильно ее что-то заинтересовало, тогда можно начать рассматривать. Но вот Арсений, наверное, был первым покупателем онлайн. Я ему все уши прожужжала: «давай свожу тебя в магазин по-человечески». Сдался. Пришли и даже купили, ну а через 10 дней его водитель все отвез обратно. Не подошло. Потому что корректная стратегия для него – выбирать лучшие вещи для себя, уткнувшись ночью в телефон в полусонном трансовом состоянии. Дарья, которая много у меня консультировалась, но шопинг проводит себе самостоятельно, ориентируется в своем выборе на людей. Ей нравится долго разговаривать с консультантами, выясняя их личное отношение к вещи. Она обожает покупать с рук украшения и аксессуары и обязательно выясняет у владельца историю – почему что-то не подошло, почему не носилось часто, почему расстаетесь.

По тому, как человек оценивает вещь, я не выношу суждений о его психотипе или стилевой насмотренности. Скорее, для меня важно видеть, что стратегия не случайная и тем более не наученная кем-то – «так правильно», а подлинная и выверенная. Когда вы пробовали разное, смотрели за итоговым результатом жизни вещи в шкафу и только после этого поняли, что ваш наилучший шопинг начинается с этого. В процессе шопинга с другим человеком – от стилиста до подруги – наблюдайте за их процессом, даже изменение скорости продвижения по магазину может значительно изменить ваши результаты в покупках.

После того, как первичный контакт сложился, и уже рассматривается вещь для потенциального приобретения, включаются индивидуальные особенности. Есть люди, которые обращают внимание в первую очередь на цену. Они еще даже не поняли, нравится ли вещь, нужна ли она им, но хотят знать сколько стоит. По моим наблюдениям, это первая стадия интереса к своему стилю, так как через назначенную производителем цену покупатель пытается понять, насколько качественная вещь и востребованный дизайнер. Фокус на стране-изготовителе и материалах показывает человека, ищущего подлинную ценность. Мол, дизайн и бренд – это понятия эфемерные, а у натуральной кожи, шелка или золота есть ценность вопреки всему. Мне кажется, это тоже один из начальных уровней знакомства со своим стилем и, скорее, говорит о ценностях людей традиционного общества.

На страницу:
1 из 4