Полная версия
Станционный строитель
Между тем кругленький продолжал углубляться в особенности набора баллов: оказывается, в игре есть очки репутации, которые даются за внутриигровые достижения, причём не все они прописаны в спецификациях.
– Чтобы оставалась интрига, – заметил он с благожелательной улыбкой.
Угу, знаю я эти интриги. Чтобы команда разработчиков могла оперативно эти правила набора очков менять – а то вдруг в самом деле слишком много людей обзаведутся слишком высокой репутацией слишком быстро.
– А как насчёт платного контента? – спросили в чате.
– Платный контент будет запускаться в бета-версии. Пока перед вами – альфа-версия.
– Альфа? – ещё один недоверчивый вопрос. – Видел я эту графику, да ещё трёхмерную, виртуальную… И это у вас альфа такая?
Кругленький ответил в том смысле, что игра создавалась с помощью инновационных ноу-хау, о которых он подробнее говорить не может, и тут же переключился на сценариста игры.
Точнее, сценаристку: я ещё удивился. Обычно среди игроделов женщин дефицит, а если они и появляются, то в инди-тайтлах или в составе команды. Женщина-главный сценарист – ну… не то чтобы нонсенс, но зверь редкий, я таких не видел. А эта к тому же выглядела пожилой, пухленькой и добродушной. Не вполне ещё добрая бабушка, но на пути к тому.
Она начала подробно рассказывать: дескать, по игре существует конгломерация инопланетных рас, которые по большей части все переругались между собой. Кто-то даже и повоевать успел, хотя войны в космосе накладны и бессмысленны…
– Это у вас правила такие, что бессмысленны? – спросили в чате. – Потому что на самом деле…
Дальше я не читал: если чувак видел где-то межзвёздные войны «на самом деле», то я бы на месте здешних заправил вообще трижды подумал, прежде чем оставлять его в команде.
Так вот, расы эти передрались – не все, но многие. Кто-то, правда, наладил общение, заключил союзы и понемногу сотрудничает, но с трудом и через губу: и понимать друг друга тяжело, и сфер сотрудничества, скажем прямо, немного. А потом случилась катастрофа: жахнул в их рукаве Галактики пульсар, который сразу выкосил коридор из нескольких звездных систем с тремя не то четырьмя цивилизациями. Из которых спаслись только летящие в космосе корабли и редкие туристы в других мирах (раз инопланетяне все в натянутых отношениях между собой, то и космический туризм – явление чрезвычайное).
Тогда-то инопланетяне сообразили, что нужно колонизировать Галактику целиком, а не то будут проблемы с выживаемостью видов. Но как земляне в одиночку не тянут космическую экспансию и странам приходится работать для этого совместно…
– А вот Илон Маск… – вякнул кто-то в чате, но тут я тоже дальше читать не стал.
…И странам приходится работать для этого совместно, так и инопланетянам оказалось не по силам затевать такой масштабный проект по отдельности – только вместе.
– А где люди в этом вашем славном сценарии? – появился ещё один вопрос.
Сценаристка улыбнулась, показав ямочки на полных щеках.
– Прямо на вашем месте. Люди – это та раса, которая совсем недавно выбралась на галактический простор и не успела завести врагов. Кроме того, в силу технической отсталости люди никому не угрожают. Поэтому именно человека снабдили нужными технологиями и поставили строить базу, задуманную как дипломатический и торговый перекрёсток создаваемого Межзвёздного Содружества!
М-да, подумал я, ещё один пункт, который надо будет сразу пометить. С одной стороны, задумка интересная, с другой – кто же будет играть в игру, где люди – представители слабой и отсталой расы? Не-ет, нашему народу подавай, чтобы человеки были самые крутые. Уж в крайнем случае, чтобы герою свалился в руки артефакт предтеч, и он сам индивидуально окрутел.
А сценаристка тут и добила:
– И вы как капитан станции по результатам своей работы можете получить право выкупить технологии для Земли – такие, как антигравитация, фабрикаторы материи и тому подобное…
Я решил, что это ещё одна бесполезная плюшка игры. Опять же, среднему игроку самому бы качаться, а не планетарный патриотизм проявлять.
Потом она добавила:
– Кстати, каждая выгодная покупка для Земли повышает ваши баллы репутации. Как вам уже было сказано, для продления контракта их нужно набрать десять тысяч.
– А что будет, если миллион наберёшь? – спросил кто-то в чате.
– А если наберёте миллион, – сообщила сценаристка, – то мы отправим вас к инопланетянам, строить такую базу по-настоящему.
Тут, конечно, в чат посыпались смайлики.
После такого вебинара неудивительно, что у меня сложилось впечатление: десять тысяч баллов набрать будет сложно. А тут пятьсот сразу! Впрочем, уверен, со временем награда будет снижаться…
Тут система выкидывает ещё одно сообщение: «Отрицательный бонус в 50 очков. Причина: нерациональное использование бюджета. Узнать больше?»
Удивлённый, тыкаю светящимся на фоне космической ночи пальцем свёрнутое сообщение.
«Установка дополнительного переходного модуля не требуется согласно спецификациям. Дополнительные затраты на обслуживание и техническую поддержку: 200 кредитов в месяц».
Имеется в виду, конечно, игровой месяц: они тут быстрые.
Хмыкаю.
Да уж… реалистичность.
Деньги: 1 150 000 кредитов
Характеристики капитана:
Репутация – 450
Харизма – 5
Дипломатичность – 1
Предприимчивость – 1
3
Телефонный звонок отвлекает от тестирования мелкой мобильной игрушки. Необычные контракты и чьи-то психологические эксперименты – это всё, конечно, здорово, но кушать-то надо. И самому, и Белкину корм покупать. Эти товарищи платят в конце месяца, у меня бюджет рассчитан по-другому.
Кроме того, если всё время тестишь одну игру, есть риск залипнуть и глаз замылить. Поэтому я отвлекаюсь.
Ну эта стандартная: что-то валится сверху, нужно ловить разными способами. Я уже выловил один нехороший баг при включённом гироскопе и нашёл пасхалку – что будет, если пропустить двадцать пять падающих клубничек подряд (не то, о чём вы подумали при слове «клубничка», ручаюсь – появится гигантский клубничный монстр. Молодец разраб, пять с плюсом за чувство юмора.)
Так вот, сижу я на диване, вожу большими пальцами по экрану смартфона, и тут этот самый смартфон начинает пиликать. Игра блокируется при вызове криво – фигурка с сачком замирает, фигня продолжает падать с потолка. Вот и ещё один баг для отчёта.
Беру трубку.
– Да?
– Андрей? Это Григорий, главный менеджер по тестированию проекта «Узел-8090».
Узнаю голос: тот самый кругленький тип в очках.
– Приятно познакомиться, – отвечаю.
Мы с ним лично до этого не беседовали. Со мной разговаривали эйчары.
– Мы получили ваши замечания о конфигурировании станции! – смешок. – Не только ваши, честно говоря. Но вы представили наиболее аргументированный вариант, даже идеи исправления набросать не поленились…
– Да это так, сырые задумки, – бормочу я, слегка удивлённый.
Свой тестовый журнал я заполнял вчера вечером. Они там, конечно, немедленно видят все изменения, но не думал я, что так быстро отреагируют.
– Да, сыровато, но нам как раз и нужно мыслить в этом направлении! – с энтузиазмом говорит Григорий. – Вы с первого дня берёте ответственность за игру, стремитесь, чтобы она стала лучше. Это очень ценно.
У меня возникает нехорошее ощущение, что мне пытаются что-то продать. Очевидно, дорогое и бесполезное. И, кажется, я знаю, что.
– Так что, в будущем вы хотите от меня подобных же комментариев? – спрашиваю я.
Ну правильно, кто же откажется от дополнительной работы за ту же плату… Одно и странно: что они реально посадили аналитика обрабатывать предложения тестировщиков и даже собираются какие-то из них пустить в ход. Это показатель топовой компании, у которой денег куры не клюют. Только вот мне не улыбается работать на чужое благосостояние.
– Разумеется! – ожидаемо возликовал менеджер Григорий. – Пишите всё, что приходит вам в голову! – а потом добавил неожиданное: – За каждое принятое усовершенствование вас ждёт небольшой, но приятный бонус.
Ого!
Похоже, то, что они собираются мне продать, не только дорогое и бесполезное, но ещё и дохлое. Впервые слышу, чтобы игроделы платили тестерам за предложения…
– Ладно, – говорю, – если будут ещё идеи на миллион, я их вам накидаю.
– Очень ждём! – менеджер Григорий прощается со мной на таком подъёме, что я и правда начинаю чувствовать себя вернувшимся блудным сыном. Телец там вдали нигде не мычит, часом?
Но самый большой сюрприз ждёт меня через полчаса, когда я, покормив Белкина и приняв изъявления благодарности (Белкин всегда запрыгивает мне на колени помурчать после еды), снова захожу в игру.
Панель добавления модулей на базу выглядит иначе!
Она располагается справа, почти прозрачна и с трудом видна на фоне космоса. Но теперь я вижу, что там загорелись зелёные, голубые, розовые и красные огоньки. Тоже неяркие, так, чтобы не мешали игре, но всё же…
Открываю и вижу: теперь зелёным выделены модули, которые «имеют мало шансов возникновения проблем при стыковке», голубые – те, где такой шанс составляет от пяти до двадцати процентов, розовые – до пятидесяти, красные – свыше пятидесяти. Обалдеть. Ни фига себе как они быстро развернули…
Мне становится слегка не по себе, я встряхиваю головой. Вроде бы ничего особенного, скажете вы – подумаешь, изменили вид одной панели! Но даже если говорить об одной прогерской работе, это вам не комар чихнул, а если добавить ещё усилия дизайнера… ну, сутки провозиться – легко, насколько я в этом понимаю. Однако это ещё мелочи! В таких крупных масштабных играх с проработанной графикой любое изменение обмусоливается на бесконечных совещаниях, посвящённых совещаниям по подготовке совещаний, проверяется на тестовых группах, утверждается у начальства – и так до бесконечности. Чтобы принять предложение какого-то левого перца, а через пару часов выкатить уже готовый патч… Не бывает. Ненаучная фантастика.
Но тем не менее обновлённый дизайн панельки – вот он, висит передо мной. Если только у меня не было раньше галлюцинаций, остаётся признать, что ребята из команды «Узла» сделали невозможное.
Трясу головой – шлем, повинуясь настройкам, отключается, я стаскиваю его и некоторое время гляжу в чёрный экран старомодного монитора. Белкин высовывается из своего домика, висящего на батарее, и удивлённо смотрит на меня: рано же ещё, что это с хозяином?
Потом мне приходит в голову успокоительная мысль: конечно же, они не переписывали эту панельку с нуля, о чём я только думаю! У них, небось, всё уже было готово в нескольких вариантах. Когда процент жалоб достиг некой критической отметки, они просто выкатили один из этих рабочих вариантов. Уф-ф.
Мироздание не рушится, картина мира не плывёт, крыша не едет. Всё объяснимо в этом худшем из миров.
С чистой совестью я надеваю шлем и погружаюсь в работу. У меня там инопланетяне незаселённые.
* * *Три модуля и хаб уже представляют собой минимальную рабочую конфигурацию. Можно играть и с такой. Но в этом случае я, как гласит описание, могу принимать только пассажирские шаттлы с пролетающих мимо лайнеров. Ни один крупный звездолёт к моей станции не пристыкуется.
А это плохо, потому что если бы стыковались, платили бы за место в доках, за дозаправку, да и экипажи их гуляли бы в станционных заведениях… Правда, гулять у меня пока негде, но лиха беда начало.
Так что на выделенные мне дополнительные кредиты я покупаю ещё доковый модуль, который стыкуется напрямую к хабу и не требует коннектов с жилыми модулями. Это хорошо, меньше геморроя. Подключаю причал.
«Поздравляем с запуском первого коммерческого предприятия на станции Узел-8090!
Получено умение: Деловая хватка.
Получены бонусы: +3 к предприимчивости, +1 к дипломатичности.
Получены очки: +10 к репутации».
Денег на сей раз не дают, но прокачка характеристик – тоже хорошо.
В этой игре левелов в общепринятом понимании нет: ты просто качаешь и качаешь своего персонажа, капитана станции. И чем больше у тебя баллов репутации или баллов характеристик, тем больше возможностей тебе доступно. Список характеристик тут явно из РПГ, но при этом обрезан. Ни силы, ни ловкости, например, в нём нет. Зато есть – и почему-то разделены – «харизма» и «дипломатичность» (обычно «дипломатия» идёт как навык, а не как характеристика), а также «предприимчивость», которая даёт различные бонусы при общении с торговцами и дельцами, которые у меня на станции рано или поздно, конечно же, появятся.
Кстати, репутационные очки можно обменивать на очки характеристик, но не наоборот.
Ну что, с таким набором можно уже начинать играть! Жду первых постояльцев.
Надавливаю на большую синюю кнопку «Открыть станцию».
Жду.
* * *Я ожидал, что ко мне сразу же посыплются запросы на заселение и создание дипломатических служб. Но вместо этого ворчливый голос Демьяна интересуется:
– Не хотите познакомиться с вашим экипажем?
– Что? – удивляюсь. Потом соображаю, что имеются в виду начальники различных станционных служб, которыми я по сюжету должен управлять. – Давай, валяй.
Тут же мой начаток станции, который до этого висел в пустоте на значительном отдалении – чтобы можно было окинуть одним взглядом, – начинает стремительно нестись навстречу. Ещё немного, и я попадаю внутрь центрального хаба. Ага, вот эти вагончики, словно бы подвешенные под основным кольцом – это рабочие кабинеты различных служб, они даже подписаны. А торчащая в центре пимпочка с застеклённой башенкой – командирская рубка. Это, видно, одна из немногих в игре уступок красоте перед реалистичностью: лично я бы упрятал рубку в самые недра станции. Реальное окно наружу для руления космическим трафиком никому не сдалось: это вам не диспетчерская аэропорта. Скорости у звездолётов всё равно такие, что визуальный контроль ничего не даст. Да и вообще человеческие реакции, скорее всего, при сколько-нибудь плотном трафике ни к чёрту не годятся, всё нужно автоматизировать.
Ну что ж, вот я и в капитанской рубке. Знакомлюсь.
– Нирс Раал, хозяйственный заместитель, – представляется непись.
Он, конечно, не человек: по легенде я – единственный представитель хуманов на станции. Но выглядит почти человеком, если бы не плотная голубая чешуя, покрывающая всё лицо, и не три красновато-бордовых рога, торчащих из синих волос. А глаза, кстати, совсем будто наши, только склера более голубоватая. Никаких тебе вертикальных зрачков, которые бы смотрелись с таким обликом самое то. При этом черты лица у него – как у голливудского… нет, театрального актера. Красавчик. Да ещё и щеголяет в мундире Межзвёздного содружества, весь такой подтянутый.
«Для женской аудитории», – делаю я пометку для себя.
Для мужской тут другой мой зам, по дипломатическим отношениям – некто Бриа из клана Золотого пятилепесткового соцветия, как она представляется по всей форме, кланяясь. Тоже выглядит максимально человечно, чтобы в случае экранизации гримёрам не пришлось перенапрягаться. Облако пушистых белых волос, похожих на одуванчиковый пух, эбонитово-чёрная кожа, яркие зелёные глаза с гигантским зрачком, как у кукол. Одета во что-то среднее между сари и восточным халатом, золотисто-оранжевое, переливающееся. Тонкие руки украшены звенящими браслетами, словно у индианки. Осиная талия, полные бедра, красивая грудь. Жалко, что складки её одеяния всё это маскируют. Зато иногда они расходятся, и видны соблазнительные участки кожи… И выглядит это приманчивее, чем если бы она ходила в обтягивающем латексе, расстегнутом на груди.
В общем, тут дизайнеры станции отработали на все сто, молодцы. Даже любуюсь ей и пропускаю, что она говорит.
– Хотите познакомиться с главным инженером? Мы можем спуститься в его берлогу. Сам он оттуда редко выходит…
Иду знакомиться – почему нет? Походу, пока меня не протащат по обязательному ознакомительному туру, играть я не начну.
Мы «идём» коридорами центрального хаба. Как ни странно, они не пусты: тут и там бегают паучки малых фабрикаторов, работают монтажники. Дизайн вполне утилитарный, художники явно не старались сделать его «инопланетным». Кроме одной детали: стены опутывает тонкая светящаяся сетка, которая как будто переливается и постепенно разрастается.
Смотрю в окно – к доку уже стыкуется первый корабль. Не знаю только, это загруженный ролик или игра действительно уже началась?
Когда добираемся до обиталища главного инженера, становится понятным, почему он никуда не выходит. Он гриб. Без шляпки, правда, форма тоже антропоидная: руки-ноги-голова. Чем-то похож на фигурку толстого будды. Чёрные раскосые глаза без намёка на зрачки или склеру. Да еще и в земле сидит. Стало быть, точно гриб.
Его самого опутывает эта светящаяся сеточка и тянется прочь от него по стенам.
– Добрый день, капитан, – скрипит гриб. – Старший инженер Томирп-Томирл к вашим услугам.
– Очень приятно, – говорю.
– А зря, – отвечает гриб. – День этот чёрен для меня, ибо хотя эта станция только появилась на свет, на ней уже начались проблемы![2]
Ну здравствуй, начало игры.
Деньги: 1 150 000 кредитов
Характеристики капитана:
Репутация – 463
Харизма – 5
Дипломатичность – 2
Предприимчивость – 4
4
Да, на пути в берлогу (или, скорее, грибницу) главного инженера, я видел в иллюминаторе не просто антуражный видеоролик. Игра действительно уже началась, и, пока я знакомился со своими замами, начали прибывать первые поселенцы.
И сходу отказались заселяться.
– Что, те ребята, которые должны жить в земляном модуле? – спрашиваю я у Демьяна, спеша в командную рубку.
С земляным модулем я предвидел больше всего проблем: как-никак самая чуждая среда. То есть можно поспорить, что более чуждо – вода или земля. Но я был уверен, что с какими-нибудь местными дельфинами или китами я договорюсь. А вот черви…
– Нет, ацетики – то есть та же раса, что ваш главный инженер – даже ещё не прибыли, – возражает Демьян. – Претензии высказали Превосходные – гуманоиды, которые должны была занять модуль номер один.
Ах да, значит, не черви, а грибы. Я читал игровую справку по разумным расам, но их там было штук пятьдесят, причём никак не выделялось, какие расы более влиятельные, какие менее. Нет, разумеется, я знал спонсоров станции, от размещения которых по игре отказаться нельзя. В их число входили, например, ацетики – в отличие от неведомых мне пока Превосходных. (Именно поэтому я не ожидал, что ацетики заселятся в один из модулей начального уровня: казалось более логичным, что все «обязательные» расы нужно будет пристраивать в дорогие модули позже по игре.)
Помимо довольно общих сведений о каждой расе в справке не содержалось информации ни о её статусе, ни о политике, ни о заключённых ею альянсах… Можно было бы предположить, что разработчики просто не стали этим заморачиваться, но я был железно уверен, что дело не в этом. Не с характерным для этой игры уровнем проработки. Держу пари, просто игроков – и меня – ждёт немало сюрпризов.
За червеобразную расу я зацепился взглядом, потому что уж больно неприятно они выглядели. Однако, пожалуй, лучше бы всё-таки они, чем грибы, особенно учитывая привилегированное положение последних. Страшно представить, какими закидонами фантазия разработчиков наделила эту грибную расу.
Пока бегу игровыми переходами до мостика, делаю мысленную пометку для рабочего журнала: во-первых, неудобно, что нет быстрого способа переключения между локациями. Это игра или где? А если бы меня кризис застал в одном из модулей, тоже пришлось бы отрабатывать переход, даже если это несколько минут игрового времени? Во-вторых (но это я в журнал не запишу), моделировать инопланетян с земных животных или там растений – дурной тон. Всё это уже так или иначе было, сделать хуже нетрудно, а вот лучше…
Ладно, ещё можно понять тех, кто снимает фильмы: там большинство инопланетян будут гуманоидными просто чтобы поменьше возиться с гримом и не собирать дорогостоящих роботов… или поменьше тратить на компьютерную графику. Но что останавливает тех, кто рисует мультфильмы и компьютерные игрушки? Ничего кроме собственной фантазии. Выходит, этой-то фантазии как раз и не хватает, раз она только и способна, что тиражировать привычные образы…
Тут мне приходится оборвать внутренний монолог, потому что мы в рубке. Получилось быстрее, чем заняла бы реальная пробежка по станции такого диаметра. Видно, разрабы всё же пошли на уступки и ускорили перемещения.
В рубке было бы интересно и без намечающегося кризиса. Знакомясь с замами, я не успел её как следует изучить, сейчас это пригодилось бы. Однако интерфейс игры устроен удобнее, чем я опасался: стоит мне посмотреть на что-то, как сразу же на периферии зрения возникает ненавязчивая полупрозрачная подсказка о том, что это за штука и какую функцию выполняет. Например, над большим полукруглым пультом в центре рубки повисает такая надпись:
«Основная панель управления центральным хабом. Сюда сходится информация ото всех служб и должностных лиц станции и выведены главные каналы связи, дублируются все инженерные сигналы тревоги. При наличии на станции вооружения отсюда же ведётся управление огнём».
Ага, значит, позже по игре вооружение и боевые действия всё же будут доступны. Я-то думал, разработчики пережали с идеями пацифизма, и ничего кроме мира-дружбы-жвачки тут так и не будет, несмотря на заявленную враждебность между расами.
Описание пульта довольно длинное и прокручивается вниз, до конца не читаю. С основными функциями всё ясно. Сейчас для меня самое важное, что связь тоже включается отсюда.
– Демьян, я могу с этого пульта связаться с вновь прибывшими?
– Можете, – сообщает искин. – Желаете также вести визуальный контроль?
– Какой визуальный контроль? – удивляюсь.
Я уже говорил, что рубка представляет собой диспетчерскую башенку по типу аэропортовых, с круговым остеклением. Но в космосе такое окно довольно бессмысленно: всё равно из него ничего не разглядишь. Любой корабль, который не рискует врезаться в станцию через пару секунд (или даже через долю секунды), будет выглядеть словно крошечная светящаяся точка. Нужен очень намётанный глаз, чтобы отличить швартующиеся или отбывающие суда от обычных звёзд или других небесных тел.
А корабль, который уже к станции приблизился, без толку «визуально контролировать»: инерция у него в этот момент такая, что никакие меры не предотвратят катастрофу, если пилот уже напортачил.
Конечно, это если создатели игры собираются придерживаться реализма. Если, наоборот, у них космические корабли будут разгоняться в виду станции со скоростью пешехода, другое дело. А так запросто может быть – ради зрелищности.
Без зрелищности сейчас никакая игра не выживет. Ну, кроме редчайших исключений, которые прекрасно подтверждают правила. А разработчики «Узла» явно вложились в видеоряд не по-детски: всё красиво, как в кино.
Визуальный контроль оказывается реализован проще и изящнее, чем я думал. Едва я даю согласие, Демьян сообщает:
– Приближаю изображение.
Сегмент звёздного неба, на первый взгляд ничем не отличающийся от прочих, начинает стремительно приближаться, пока не занимает всё окно. На нём появляются космические корабли, с виду будто недостроенные Звёзды смерти: металлические шары, вдавленные с одного бока. Только половина обшивки у каждого шара отсутствует, вместо неё – сетчатые структуры, вроде лесов, за лесами вспыхивают и гаснут синие огни и летят искры, как будто там идёт сварка. Один шар побольше, три поменьше. Ничем, кроме размера, они не отличаются. В нижнем углу «окна» появились цифры, обозначающие дистанцию до шара. Слава богу, тут создатели игры мудрить не стали: обычные нашенские километры, только возле каждого стоит знак умножения и десятка в энной степени.
Судя по этим цифрам, шары висят в пустоте, уравняв скорости со станцией – то бишь не приближались и не отдалялись.
– Какие будут распоряжения, капитан? – спрашивает стоящая рядом со мной Бриа. Голос у неё мелодичный и совершенно живой. Не пожалели денег на актрису и последующую обработку.
– Вы ведь мой заместитель по дипломатической работе, – говорю я. – Какие у вас рекомендации?
– В ситуации слишком много неясного, я пока не могу ничего предложить, – открещивается помощница.
– Желаете открыть коммуникационный канал? – снова интересуется Демьян.
– Да, открывай.
Когда я читал спецификации игры, мне показалось странным: зачем нужен искин-секретарь, когда функции неписей-замов и начальников служб на станции тоже выполняют искины. Разве их недостаточно? Почему бы симпатичной Бриа не спросить у меня сейчас, желаю ли я установить связь с вновь прибывшими?