Полная версия
Летопись Килийщины. Края обетованные
Палеолит
К концу раннего палеолита (около 100 тысяч лет назад) оформился новый тип человека – неандерталец. В эпоху среднего палеолита (100 – 40 тысяч лет назад) в так называемое мустьерское время охотничьи коллективы численно возросли. У них появились более совершенные орудия из кремня – скребло и остроконечник, метательное орудие – дротик.
На территории Одесской области памятников раннего и среднего палеолита известно лишь восемь: пять в Кодымском районе (местонахождение Жолубец у села Лабушное – наиболее древнее), в городе Белгород-Днестровском – 1 и в беляевском районе -2: включая пещеру Ильинка, в которой найдены многочисленный костные останки пещерных медведей и кремневые орудия. В период позднего палеолита (40 – 10 тысяч лет назад) оформился человек современного типа – кроманьйонец. Они и неандертальцы длительно время жили рядом. Произошло дальнейшее усовершенствование кремневых орудий труда – ведущими стали пластинчатые скребки и скребла, резцы, проколки, сверла, а также микропластинки, служившие вкладышами метательных орудий. Созданы и применялись орудия из кости: наконечники копий, дротиков и гарпунов, шила, проколки и иглы. Коллективная охота была – в основе хозяйства. В Одесской области поздний палеолит представлен на всех его этапах – раннем (Зеленый хутор II, Шепеткив Яр II), развитом – Каменка, Ивашково поле и заключительном (Большая Аккаржа I и II, Ивашково VI, Срединный Горб.
Мезолит
Мезолит Украины датируется VIII – VI тысячелетиями до нашей эры (10 – 8 тысяч лет назад). Поселения этого времени, судя по массовости культурных останков, принадлежали относительно оседлому населению, занимавшемуся охотой и собирательством. Широкое распространение в эпоху мезолита получили лук и стрелы. Наряду с кремневыми скребками, резцами, ножевидными пластинами в мезолите повсеместно использовались составные орудия из дерева и кости с кремневыми вкладышами – микролитами в виде сегментов, трапеций, ромбов. В VII – VI тысячелетиях до нашей эры на територии Украины было приручено первое животное – собака. Мезолитические памятники Одесской области обнаружены в основном по долинам рек Барабой (Овидиопольский и Беляевский районы), Малый Куяльник (Ивановский район) и Кучурган (Фрунзовский район). Вблизи северного побережья озера Сасык (Татарбунарский и Саратский районы). Среди памятников выделятся две хронологические группы: ранняя (Белолесье, Царинка и другие) и поздняя (Гребеники, Гиржево, Доброжаны, Мирное и другие).
Неолит
Неолит в Северном Причерноморье длится со второй половины VI по начало IV тысячелетия до нашей эры. В это время наряду с охотой, собирательством и рыболовством начинают зарождаться производящие формы хозяйства: земледелие и скотоводство. Среди орудий труда продолжают преобладать кремневые. Вместе с тем, совершенствуется техника изготовления каменных и костяных орудий с применением шлифования, сверления и пиления. Широко распространяются орудия для обработки дерева и почвы – топоры, тесла, мотыги. Впервые появляется глиняная посуда. Возникает ткачество. Неолитические памятники в Одесской области представлены пятью пунктами на крайнем севере и одним – на юге. На севере – у города Саврань и в Балтском районе – это поселения, относящиеся к буго-днестровской культуре. Ее племена, занимавшие все среднее течение Южного Буга и Днестра, уже выращивали три вида пленчатых пшениц и одомашнили, кроме собаки, свинью и быка. Найденая на поселениях посуда (остродонные горшки и плоскодонные миски-чашки), украшена как прочерненным, так и штампованым (оттиски гребенки) орнаментом, составляющим различные криволинейные, угловые композиции. В Савранском поселении выявлено место захоронения людей Буго-днестровской культуры, где двое погребенных лежали на боку. В южной части области – у села Огородное Болградського района – отмечено неолетическое погребение, относящееся, судя по керамике, украшенной пальцевыми защипами, к культуре Криш, племена которой обитали, в основном, к западу от Прута.
Археологические памятники палеолита, мезолита, неолита* (наименование районов Одесчины даны до реформы 2020—21гг., автор)
Килийский район
Село Васильевка – мезолитическое местонахождение
Село Черновый Яр – мезолитическая стоянка
Село Мирное – мезолитическая стоянка Мирное (многослойное), мезолитическое местонахождение Мирное II и III.
Бронзовый век в Одесской области
Использование человеком металла началось еще в эпоху энеолита, когда была освоена обработка самородной меди. Однако мягкость этого металла не позволяла изготовленным из нее орудиям труда соперничать с каменными. Настоящий переход к веку металлов произошел только с открытием бронзы – искусственного сплава меди с другими металлами (мышьяк, олово), обладавшего всеми качествами для изготовления высоко эффективных орудий труда и оружия.
Исторический период с XXV по XI века до нашей эры характеризуется широким распространением изготовления и употребления бронзовых орудий труда и оружия, которые постепенно вытеснили каменные. По принятой в археологической науке периодизации бронзовый век делится на три периода: ранний, средний и поздний. На территории Одесской области ранний период бронзы относится к XXV – XVII векам до нашей эры, средний – к XVII – XIV векам до нашей эры, поздний – к XIV – IX векам до нашей эры.
Использование бронзы стало причиной значительных прогрессивных хозяйственных, социальных и культурных успехов, что вся история человечества начала развития истории человечества стремительными темпами. Использование бронзы у древних племен в век металла наиболее рано (с середины IV тысячелетия до нашей эры) началось в Месопотамии, Передней Азии, затем в Восточном Средиземноморье, на Балканах и Придунавье.
Ввиду особого географического расположения Одесской области на крайнем западе причерноморских степей, граничащих на Дунае с районом древнейших очагов металлообработки и земледелия, племена, жившие здесь, первыми в Восточной Европе вступили в эпоху металла.
Ямная культура
В середине III тысячелетии до нашей эры на территории Одесской области с востока продвигаются племена ямной культуры: скотоводов. Многочисленные степные курганы Одесской области созданы этими племенами. Строительство курганов над умершими членами рода, находки антропоморфных стел в могилах, сложный погребальный обряд – свидетельство развитого культа предков. Прекрасный образец древнейшей монументальной каменной скульптуры обнаружены на кургане у села Старые Трояны Килийского района. Предположительно, она представляет собой изображение старейшины рода с посохом за поясом. Находки деревянных колес в погребениях ямной культуры у сел Яськи и Маяки Беляевського района, Холмское Арзизского района, Богатое Измаильського района, Новоселица Татарбунарского района указывают на использование этими племенами колесного транспорта. Находка деревянных псалий в погребении у села Виноградовка Арцизского района указывает на освоение ямниками верховой езды. Облик глиняной посуды из ямных погребений в степях Одесской области явно определен контактами оставившего их населения с племенами Юго-Восточной и Центральной Европы. Открытие ямных погребенй на территориях Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии свидетельствует о продвижении ямных племен вдоль Дуная далеко на запад и юго-запад. Ученые связывают трансформацию земледельческих культур Юго-Восточной Европы и расселение древнего ядра предков индоевропейских народов по всей территории Старого Света с перемещением степных племен из Северного Причерноморья.
Ямные памятники причерноморских степей не единообразны. Особенности материальной культуры позднеямных племен на территории Одесской области, связанны с участием в их формировании остатков населения усатовской культуры и контактами с западными соседями и позволяет выделить памятники позднеямной культуры в отдельную буджакскую культуру ямной культурно-исторической общности.
Катакомбная культура
Средний период бронзового века (XVII – XIV века до нашей эры) связан с проникновенем в начале ІІ тысячелетия до нашей эры в западные области степей Северного Причерноморья новой волны степных племен из Побужья, известных под именем катакомбной культуры, распространенной от Волги до Дуная. Количество катакомбных погребений на территории Одесской области намного меньше ямных и отражают кратковременность пребывания здесь оставивших их людей (XVII – XVI века до нашей эры). В материальной культуре западной части катакомбников прослеживаются черты, характерные как для всей катакомбной культурной общности (каменные топоры, глиняная посуда), так и связанные с контактами буджакской группы племен ямной культуры.
Многоваликовой керамики культура
Вторжение катакомбников привело к возникновению в Северном Причерноморье новой культуры – многоваликовой керамики (XVI – XIV века до нашей эры). Среди памятников этой культуры: глиняная посуда, украшенная налепными валиками. В это время продолжается развитие бронзолитейного производства, устанавливаются широкие экономические и культурные связи с отдаленными районами Евразии. Всемирно известен Бородинский клад, найденный в 1912 году у села Бородино Тарутинского района, среди предметов: серебрянный кинжал, булавка, наконечники копий, инктустированные золотом, прекрасно отшлифованные каменные топоры и булавы. Т.е. – типы изделий, распространенных от Эгейского моря до Сибири и Алтая. У села Семеновка в кургане найдено погребение с булавой, аналогичной экземпляру из Бородинского клада. Балкано-Дунайско-Эгейские связи племен Северо-Западного Причерноморья этой эпохи отразились и в находке золотой чаши у села Крыжовлин Балтского района.
Сабатиновская культура
В поздний период бронзового века (XIV – IX века до нашей эры) происходит развитие культуры племен многоваликовой керамики, упрочнение их связей с земледельческими племенами Подунавья. Это привело к изменению хозяйственного уклада степных племен Северо-Западного Причерноморья. Развивались скотоводство, земледелие и бронзолетейное ремесло. На территории Одесской области осели пастушеские племена и появилось более тысячи оседлых поселений с развитым каменным домостроительством. Эти памятники археологи выделили в отдельную сабатиновскую культуру. Раскопки поселений у села Ильинка и хутора Черевичный на Хаджибейском лимане, у города Болград открыли большие каменные жилища со сложной планировкой и различным названием помещений. Дома в древних поселениях располагались по определенной уличной планировке. Среди керамики поселений: глиняные сосуды, украшенные налепными валиками, предназначенные для хранения пищевых запасов (зерна, масла, вина). Обработка металла у них достигла высокого уровня развития. Возле села Маяки Красноокнянского района в 1932 году был найден клад тальковых литейных форм для отливки мечей, кинжалов, кельтов, наконечников копий, украшений конской сбруи. Клады бронзовых изделий найдены у села Новые Трояны Болградского района, у села Бецилово Раздельнянского района, у села Пужайково Балтского района. Среди них много бронзовых серпов для уборки урожая и кельтов для древних строителей. Прогрессивное развитие скотоводства, земледелия, бронзолитейного производства обусловили у сабатиноских племен высокий уровень экономики и организации военного дела. У села Борисовка Татарбунарского района в кургане обнаружено погребение воина с бронзовым мечом и деревянным щитом. На территории Микенской Греции и древней Трои найдены обломки керамики сабатинского типа. Древнегреческие мифы позволяют связывать их с древнейшим народом нашей страны киммерийцами.
Сабатиновская культура подразделяется на два этапа: собственно сабатиновский ранний (XIV – XII века до нашей эры) и поздний – белозерско-тудоровский.
Экономика раннего времени, базировалась на земледелии и скотоводстве. Несовершенство пахотных орудий, препятствовало развитию земледелия, это совпало с кризисом бронзолитейного производства и добычи металлов на Балканах и в Трансивльвании (основных поставщиков металла для сабатиновских мастеров). Увеличение роли скотоводства и переход к кочевничеству, привели к опустению древних поселений и появлению земляночных жилищ, обнаруженых на поселениях возле сел Зализничное Болградского района и на реке Дракуля в Килийском районе и др. В керамике белозерско-тудоровских поселений и погребений заметно ощутимы влияния культур фракийского гальштата, племена которых занимают территории родственных сабатиновцам племен культуры Ноа и Кослоджени. Предметами фракийского импорта являются бронзовый сосуд и кельт из кургана у села Павловка Арцизского района.
Памятники бронзового века на юге Одесской области
Килийский район
Село Мирное – поселение Мирное I (двухслойное); два поселения (двухслойны); 16 погребений.
Село Новониколаевка – поселение (многослойное).
Село Новоселевка – поселение Новоселовка I (многослойное).
Село Помазаны – 17 погребений.
Село Приморское – 34 погребения.
Село Приозерное – поселение Приозерное II (многослойное); поселении.
Село Старониколаевка – поселение; поселении, поселение Старониколаевка III (двухслойные).
Село Старые Трояны – поселение Старые Трояны I (двхуслойное).
Село Фурмановка – поселение; поселение, поселение Фурмановка I (двухслойные); погребения.
Село Черновый Яр – поселение.
Село Шевченково – 58 погребений.
Энеолит в Одесской области
Энеолит приходится на IV – ІІІ тысячететие до нашей эры. Человек в то время освоил первый металл – медь, чем было положено начало металлургии. Земледелие прошло путь от примитивного мотыжного до более продуктивного – пашенного. В домашнем стаде наряду со свиньями и крупным рогатым скотом, прочное место заняли овцы, козы и лошади. Значительное совершенство было достигнуто в обработке кремня, камня. кости, рога и кож, гончарстве, плетении и ткачестве. А развитие домостроительного дела привело к умению возводить крупные глинобитные здания – вплоть до двухэтажных. Основным населением Одесской области эпохи энеолита были земледельческо-скотоводческие племена Гумельницы и Триполья.
Гумельницкая культура
Гумельницкие племена жили на юге Одесской области (и в Молдове), с конца первой половины IV тысячелетия до начала III тысячелетия до нашей эры. Племена гумельницкой культуры обитали в придунайских районах области, где открыто 19 поселений, три из которых (Болград, Озерное и Нагорное II) раскапывались. На поселениях выявлено два типа жилищ: ранние – полуземлянки, поздние – наземные глинобитные жилища, сохранившиеся в виде «площадок» из обожженых глиняных вальков. В хозяйственном укладе гумельницких племен весьма значительную роль весьма значительную роль играла охота. В домашнем стаде преобладал крупный рогатый скот и мало лошадей. Среди культурных злаков – три сорта пшеницы, два сорта ячменя, овес, просо. Из медных изделий известны лишь найденные на Болградском поселении кольцо и кованное шило. В основном же, разнообразнейшие орудия изготовлялись, по-прежнему, из кремня, камня, кости и рога. Из глины делались пряслица для веретен, фигурки женщин, олицетворявшие образ богини плодородия. Высокого уровня разнообразная посуда: от крупных толстостенных горшков и четырехручных кувшинов с ошершавленной поверхностью до миниатюрных тонкостенных лощеных кубков, украшенных каннелюрами, врезными линиями и тонкой росписью преимущественно белой краской.
Погребения культуры Гумельница виявлены лишь на поселении Болград.
Трипольськая культура
К периоду конца первой половины IV тысячелетия до начала III тысячелетия до нашей эры относят ранний и средний этапы развития трипольской культуры, племена которой в пределах Одесской области населяли, в основном, ее северные районы. Выявлено шесть памятников раннего этапа и около 50 среднего этапа развития трипольской культуры: поселения Александровка (ранний этап) и Кирилловка (средний этап).
Среднетрипольское местонахождение известно и на юге – у села Мирное Килийского района. По материальной культуре, характеру хозяйственной деятельности, быту трипольские племена этого периода во многом схожи с гумельницкими. На ранних этапах Триполья значительную роль играла охота, в животноводстве – преобладало свиноводство. Трипольцы выращивали также карликовую пшеницу и бобовые (вику). Трипольская посуда разнообразней гумельницкой по формам и богаче по художественному оформлению. Она украшалась сочетаниями спиралей, волнистых и прямых линий и лент, которые в раннем триполье наносились на поверхность костяной или деревянной палочкой, а в среднем триполье – черной, красной или коричневой краской.
Энеолитические памятники юга Одесчины
Килийский район
Город Килия – гумельницкое поселение (многослойное).
Село Мирное – трипольськое поселение (двухслойное).
Село Приморское – одно энеолитическое погребение.
Село Шевченково – одно усатовское погребение.
Остановлюсь на значительных памятниках Одесщины периода Энеолита: медно-каменного века. (период между 3500 и 3000 годами до новой эры), на территории Бессарабии, Румынии и Молдовы расцветала Усатовская культура. Гибридная, сочетающая в себе черты земледельческой позднетрипольской и пришедшей ей на смену полукочевой ямной. Памятники этой культуры обнаружил в 1921 году в одесском пригороде – селе Усатово, одесский археолог Михаил Болтенко. На берегу Хаджибейского лимана было раскопано 18 курганов каменными плитами – кромлехами, два бескурганных могильника и поселение на Шкодовой горе. В Маяках обнаружено поселение, с оборонительным рвом, и могильником, с находками в погребениях: медные кинжалы, топоры, шила, глиняная посуда, в поселении – изделия из кремня (ножи, проколки, острия), каменные зернотерки, ткацкие пряслица, глиняные культовые изделия, фигурки женщин и животных, обломки керамики с орнаментом, грузила и костяные рыбацкие крючки.
Усатовцы были оседлыми скотоводами и рыболовами, но не земледельцами. В конце III тысячелетия до н.э. их ассимилировали, представители ямной общности, которые продвигались с востока на северо-запад Причерноморья. Сабатиновцы были искусными литейщиками. Они делали из оловянистой бронзы разнообразные орудия – от сельскохозяйственного инвентаря до мечей и копий. Некоторые археологи относят их к протофракийцам.
Исследователи полагают, что племена сабатиновской культуры входили в состав так называемых «народов моря», которые в XIII веке до нашей эры терроризировали восточное Средиземноморье. Они участвовали вместе с ахейцами в осаде Трои, потом, возможно, несколько раз вторгались в Египет, где терпели поражения от Рамзеса III, а позже пропали.
В Причерноморье воцарилась белозерская археологическая культура, которая будто бы, генетически связана с сабатиновской.
* * *
Блокнот краеведа: 2 поселения XIV—XIII вв до н.э: обнаруженные в первой половине ХХ столетия в Аркадии и на Жеваховой горе, считают наиболее ранними археологическими памятниками Одессы. Жаль, но серьезных раскопок там не проводилось. Осколки керамики и бронзовые орудия труда добытые рабочими, позволили ученым, атрибутировать памятники. По общепринятой версии, их оставили носители позднебронзовой сабатиновской культуры, существовавшей на юге Украины с XVI по XII века до нашей эры. Хозяйство этих людей основывалось на земледелии и отгонном скотоводстве. Также, на морском берегу они выпариванием добывали соль, игравшую огромную роль в тогдашнем обмене. Именно соль и привлекла их на территорию будущей Одессы. Возле мест соляных промыслов впоследствии и возникнет средневековый Качибей-Хаджибей, переименованный после в Одессу.
Божий жертвенник.
К бронзовой эпохе отнесен Бородинский – «Бессарабский клад», найденный немецкими колонистами в 1912 году близ местечка Бородино Тарутинского района. Клад состоит из 17 предметов – двух серебряных наконечников копий; втулки от наконечника копья; серебряного, с золотой инкрустацией, кинжала; золотой булавки; шести нефритовых топоров; трех наверший булав из талька, двух бронзовых пластин и двух фрагментов стенок лепного сосуда из глины.
Полагают, что этот комплекс вещей оставили носители так называемой культуры многоваликовой керамики (XVI—XIV века до нашей эры), являющейся частью катакомбной культурно-исторической общности. Ее носители хоронили своих покойников, выкапывая для них не просто ямы, а целые подземные погребальные сооружения. В погребальную камеру вел вертикальный колодец, далее горизонтальный коридор-дромос. Вещи Бородинского клада художественно совершены. Исследователи склоняются к мнению, что это своеобразный дар богам, подношение представителя элиты в знак (или в ожидании) некоего значительного успеха.
Железный век в Одесской области
В конце ІІ – начале І тысячелетия до нашей эры на территории Передней Азии и Закавказья была освоена металлургия железа. Оно становится ведущим по значению материалом для изготовления орудий труда и оружия. К концу ІІ тысячелетия до нашей эры железные изделия появляются у древних племен Украины. На территории Одесской области начало железного века представлено курганными погребениями кочевников, которых связывают с историческими поздними киммерийцами, а в Подунавье – с культурой Басарабь, относящиеся к культурам фракийского гальштата. Киммерийские погребения ІХ – VIII веков до нашей эры открыты по всей степной зоне Северно-Западного Причерноморья. Возле села Суворово Измаильского района исследован целый могильник, в погребениях котрого найдены железные кинжалы, изделия из бронзы и серебра, золота, многочисленная глиняная посуда.
Фракийцы
После бронзового века в Одесской области фиксируются фракийские элементы в материальной культуре киммерийских погребений, это объясняются продвижением фракийских племен на левобережье Нижнего Дуная, что фиксируется открытием слоя культуры Басарабь у селе Орловка (на городище Картал) Реннийского района, находками типично фракийской посуды в погребеня у поселка городского типа Сарата.
Великая Скифия….
В первой половине І тысячелетия до нашей эры на территории Одесской области появляется новое, скифское население. Его наиболее древние памятники в степях Северо-Западного Причерноморья представляют собой отдельные находки и целостной картины пока не дают.
Скифские памятники VI – V веков до нашей эры принадлежат кочевникам и представляют собой весьма немногочисленные, разбросанные по степи погребения (у села Червоный Яр, Шевченково, Огородное, и другие). Нередко они впущены в курганы более ранних эпох.
В IV – III веках до нашей эры количество их возрастает. Появляются так называемые зоны обитания – остатки кратковременных стоянок в основном без культурного слоя, с редкими находками на поверхности земли керамики и костей животных. Они располагаются обычно на берегах водоемов, как к примеру в районе придунайских озер. Становятся известны не только подкурганные, но и грунтовые скифские могильники, связанные с оседлыми земледельческими поселениями (Николаевка на Днестре). Хотя большинство скифских захоронений ограблено еще в древности, часть погребального инвентаря все же сохраняется: оружие, украшения, посуда.
Ираноязычные кочевники-скифы появились в Северном Причерноморье почти одновременно с греками. Они частично вытеснили и ассимилировались с жившими здесь ранее киммерийцами. Великая Скифия – «кочевая империя» -союз племен, протогосударство, образовалось в VI веке, в степях между Доном, Южным Бугом и Дунаем. Государство постоянно контактировало с земледельцами лесостепи и античными городами Причерноморья. Контакты эти были военные и торговые. Скифы – посредники между античным миром и внутренними районами Восточной Европы. Лесостепь поставляла грекам зерно, рыбу и рабов. Кочевники контролировали торговые пути и обеспечивали их безопасность, в обмен на часть прибыли. Скифия сумела добиться политического господства над некоторыми греческими колониями (население которых уже с V века до н.э. было смешанным, скифо-эллинским). Основными источниками по истории происхождения скифов являются сочинения античных авторов, основным из которых является «История» грека Геродота Галикарнасского, жившего в 5 в до н.э., который, в основном, описывает скифов Северного Причерноморья. С названием народа тоже не всё понятно. Осталось достаточно неуничтоженных свидетельств того, что скифы воевали с Древним Египтом, основывали мощные государства в Месопотамии, Центральной Азии, Палестине, Индии и Китае. Почти весь континент Евразия, вплоть до Заполярья, 5 тысяч лет назад был занят огромной империей – Великой Скифией, а в древности Ледовитый океан назывался Скифским.