bannerbanner
Логика традиционного общества (древнеиндийские афоризмы). Ориентиры мышления
Логика традиционного общества (древнеиндийские афоризмы). Ориентиры мышления

Полная версия

Логика традиционного общества (древнеиндийские афоризмы). Ориентиры мышления

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4
26.ardham tyajati pandita iti nyayaПример отказа от половины чего-либо.

Когда есть вероятность, что человек потеряет все, тогда он должен пожертвовать одной половиной для того, чтобы сохранить другую. Иначе говоря, нельзя съесть торт и сохранить его нетронутым. Если мы съедаем торт, то его больше нет. Если же мы желаем сохранить торт, то его нельзя есть.

Руру, внук великого мудреца Чаваны, не в силах вынести скорби и гонимый горем, отдал половину своей жизни, чтобы воскресить свою суженую, красавицу Прамадвару. Бог Яма вернул Прамадвару к жизни, но жизнь Руру была сокращена. «Руру сказал: Половину своей жизни я отдаю: пусть же восстанет моя возлюбленная в уборе из любви и красоты». («Махабхарата», «Адипарва» 1.9.11).

27.alpasya hetorbahuhatumicchannitinyayaПриносить большую жертву ради чего-то незначительного.

Чем только человек не жертвует, какие только беспокойства не испытывает для того, чтобы насладиться мимолетным выигрышем! Но тот воистину мудр тот, кто ищет Бога, отказываясь от незначительного ради Творца, обретя которого, получает все. Так, Дхрува не смог вынести оскорблений своей мачехи и удалился в лес для совершения суровых аскез. Господь, умилостивленный молитвами Дхрувы, даровал ему планету. «Царевич Дхрува, хотя и был еще ребенком, ушел в лес и стал совершать суровые аскезы. Довольный его молитвами, Господь дал ему в награду планету Дхрувалока, которой поклоняются великие мудрецы, обитающие выше и ниже нее» («Шримад-Бхагаватам», 2.7.8).

28.alabhe matta kasinya iti nyayaСтрастная Касини.

Страстная Касини, неспособная найти средства для удовлетворения своей страсти, была вынуждена удовлетворять ее как животное. Этот пример используется, чтобы показать непреодолимую силу похоти и деградацию, вызванную поступками, которые совершает человек в состоянии нравственного отупения.

29.anda kukkutta nyayaКурица и яйца.

Одна курица откладывала каждый день по яйцу. Ее хозяин думал, что он мог бы получить все яйца сразу, которые у нее находились внутри. Он распорол ей брюхо и в результате потерял и курицу и яйца. Человек теряет все из-за своей жадности.

«Не следует подсекать корень свой и других чрезмерной жадностью, ибо подрубающий корень губит себя и других» («Законы Ману», 7.139).

30.asvabhrtyanyayaЛошадь и конюх.

Один человек спросил конюха, ухаживающего за лошадью: «Чья это лошадь?»

Конюх ответил: «Того, кому я служу».

Человек опять спросил: «Чей же ты слуга?»

Конюх снова ответил: «Ну, того, чья это лошадь»

Этот пример применяется к человеку, который приводит доводы по замкнутому кругу или дает уклончивые ответы.

31.ajataputranamotkartananyayaПример конфирмации еще не родившегося ребенка.

Этот пример применяется к самонадеянным, невежественным или бесполезным человеческим поступкам. «Неразумные люди следуют внешним желаниям. Они попадают в сети смерти, распространившейся всюду» («Катха-упанишад», 2.1.2).

32.anteyamati sagatiritinyayaМысли в последний момент жизни становятся причиной нового рождения.

У царя Бхараты была красивый олененок, который обычно всегда ходил за ним, куда бы он ни пошел, и которого царь очень любил. Бхарата оставил преданное служение и отошел от практики мистической йоги. Перед кончиной мысли умирающего царя были сосредоточены на олененке. И таким образом, в своей следующей жизни царь родился в лоне оленихи. «Царь Бхарата оказался во власти неодолимого желания, которое воплотилось в образе оленя. Под влиянием последствий каких-то своих прошлых поступков он сошел с духовного пути и перестал заниматься йогой, подвергать себя аскезе и поклоняться Верховной Личности Бога. Чем еще объяснить то, что Mахараджа Бхарата вдруг привязался к олененку? Ведь до этого он отверг и жену, и сыновей, ибо считал общение с ними препятствием на духовном пути. Tак как же могла у него возникнуть такая безрассудная любовь к животному? Несомненно, виной тому прошлые прегрешения царя. Из-за них Mахараджа Бхарата стал лелеять олененка, ласкать его и так увлекся заботой о нем, что в конце концов совсем забыл о духовной жизни. Но вот настал день, и к царю Бхарате, словно ядовитая змея, вползающая в мышиную нору, пришла неотвратимая смерть. // Умирая, царь увидел, что олененок стоит рядом с ним и скорбит о его смерти, как сын, оплакивающий смерть отца. Все помыслы царя были сосредоточены на олененке, и потому он покинул этот мир подобно тем, кто не обладает сознанием Кришны. Расставшись и с олененком, и со своим телом, он затем родился оленем» («Шримад-Бхагаватам», 5.8.26—27).

33.aparahnacchayanyayaВечерняя тень.

Пример используется в случаях, когда знакомство продолжается до восхода Луны. В противоположность кратковременным знакомствам, знакомство гопи и Кришны продолжалось вечно, так как они никак не могли насладиться лилами и обликом друг друга. Когда они любовались друг другом, и гопи, и Кришна становились еще красивее. «Глядя на красоту гопи, Господь Кришна Сам становится еще красивее. А чем дольше гопи любуются красотой Кришны, тем красивее становятся они сами» («Чайтанья-чаритамрита», 1.4.192).

34.asaranamapibahunamitinyayaПример нечто незначительного, но могущественного.

Соломинка обладает незначительной силой, но когда она соединяется с другими и становится большой веревкой, то может связать и усмирить даже бешеного слона. При пахтании океана, чтобы вырвать гору Мандару из земли, боги, полубоги и демоны объединились и совместными усилиями смогли поднять гору и потащить ее к океану.

«Защита своих интересов такое важно дело, что приходится иногда заключать перемирие с врагами» («Шримад-Бхагаватам», 8.6.20).

35.asneha dipana nyayaЛампа без масла.

Пример используется, когда человек тратит больше, чем зарабатывает; когда дом строится на шатком фундаменте; когда человек заботится о временных вещах вместо чего-то более постоянного.

«Невежды заботятся только о своем теле, которому суждено стать пищей для собак – они наряжают его, украшают драгоценностями и гирляндами и умащают ароматическими маслами» («Шримад-Бхагаватам», 3.14.28).

36.akasaparicchitratvanyayaРазделение и разграничение безграничного и всепроникающего.

Бесконечное пространство не может быть измерено, разделено или ограничено. Этот пример используется в тех случаях, когда человек предпринимает попытки решить невозможные задачи; или хочет выразить безграничный, вечный и всепроникающий аспект природы. «Даже звучный и авторитетный язык Вед не может в совершенстве описать Абсолютную Истину» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.36).

37.akasamuptihanananyayaБить кулаками небо.

Пример бессмысленного и или невозможного действия. Невозможно, будучи привязанным к земным наслаждениям обрести видение Всевышнего Господа. Махараджа Амбариша был императором всего мира, но считал свое богатство временным. Понимая что материальные блага – причина обусловленной жизни, он совершенно не был к нему привязан и занимал свой ум и чувства постоянным преданным служением. Такой путь называется отречением, посвященным Всевышнему – юкта-варагья. «Mахараджа Амбариша, счастливейший царь, установивший совершенные законы в мире, состоящем из семи островов, достиг невероятного богатства и процветания на земле. Tакого высокого положения редко кто достигает. Но Mахараджа Амбариша не заботился обо всем этом, так как хорошо понимал, что все богатства материальны, а, значит, преходящи. Подобно воображаемой мечте, материальное могущество в любой момент может исчезнуть. Царь знал, что каждый непреданный, обладающий таким богатством, неудержимо втягивается во мрак материальной природы. // Mахараджа Амбариша был великим преданным Верховной Личности Бога, Васудевы, и святых преданных Господа. Это позволяло ему считать всю материальную вселенную столь же незначительной, как и кусок камня. // Ум Mахараджи Амбариши всегда был занят медитацией на лотосные стопы Кришны, его язык – прославлением Господа, его руки – уборкой храма Кришны, его уши – слушанием слов Кришны или о Кришне. Глаза Mахараджи Амбариши всегда были заняты созерцанием божеств Кришны и святых мест Кришны, подобных Mатхуре и Вриндавану. Его осязание было занято прикосновением к чистым преданным Господа, его обоняние – вдыханием аромата туласи, предложенной Господу, а его язык – вкушением прасада. Ноги Mахараджи Амбариши помогали ему посетить святые места и храмы Господа, а его голова была занята поклонением Господу. Все его желания заключались в служении Господу на протяжении двадцати четырех часов в сутки. Mахараджа Амбариши никогда не хотел ничего для удовлетворения собственный чувств. Все его чувства были заняты преданным служением и различными делами, связанными с Господом. Tаков путь возрастания привязанности к Господу и полного освобождения от всех материальных желаний

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4