bannerbanner
Из уроков обыденной жизни
Из уроков обыденной жизни

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Самые большие разочарования нам приносят ожидания того, что завтра будет лучше. Но, если мы не довольны ни тем, что было вчера, ни тем, что происходит сегодня, то глупо предполагать, что что-то может измениться в ближайшее время. Всё, что может произойти – происходит прямо сейчас. И если способны в каждое переживаемое мгновение выявлять «момент истины», то становимся неподвластны времени, и счастье становиться достижимым, потому, что, живя прямо сейчас мы, как часть, становимся целым, и душа наполняется необходимой силой.

Ответственность связана с умением распознавать в поведении близких, в окружающих событиях, вопросы на которые следует находить ответы. При этом необходимо понимать, что, когда разум ищет ответы, опираясь на совесть, – это уже проявление ответственности. Если проблема возникла, значит, есть и её решение. Необходимо знать, что однозначного ответа, подводящего черту во времени, и на самый простой вопрос, нет, и быть не может. Не следует забывать о том, что все мы, пусть и не благодарные часто, но дети Божии, а потому нам от рождения даровано всё, чтобы жизнь прожить достойно, ибо в любой момент можем опереться на силу Отца. Если этого не понимаем, то ничего не знаем о жизни!

Если всё, что имеем, находится вне нашей души, создано вопреки требованиям совести и закона, и думаем передать это своим близким, то лучше бы нам пребывать в нищете. Богатство только тогда благо, когда оно создано своим трудом с Божией помощью, т.е., пронизано энергиями любви.

Каждый вопрос таит в себе ответ, но найден он может быть лишь в присутствии духа, в свете совести. Нет ничего страшнее при поиске ответов, чем нетерпение, торопливость, желание немедленно получить требуемый результат. Лучше оставаться бездеятельным, чем поступать безответственно, ибо, в таком случае, утяжеляем последствия того, что уже происходит.

Можно ли изменить своё будущее? Это делать необходимо! Сила, изменяющая судьбу, высвобождается посредством разрушения ограничивающих нас рамок, т.е., привычек. Конечно же, в нашей жизни не будет ничего меняться к лучшему, если и сегодня, и завтра будем действовать так, как вчера; если наши реакции на повторяющиеся события одни и те же. Например, болезнь – это, как правило, следствие неправильного образа жизни, или дурного расположения духа. Но до поры болезнь – это только сигнал о том, что мы что-то делаем не так. Если, несмотря на это, не изменяем образа своей жизни, не выявляем причины недуга и не устраняем его, то ясно, что произойдёт с нашим здоровьем.

Всякое усилие, позволяющее изменять наше поведение так, чтобы была проявлена воля к жизни, меняет и наше будущее. Всякий раз, когда изгоняем из своего сердца злые чувства, а из ума – злые мысли; всякий раз, когда начинаем устремлять мир дольний к горнему, т.е., из времени в вечность, то изменяем к лучшему и своё будущее.

Падение легко, добро же требует усилий, изменяющих нас в лучшую сторону. Но это происходит не посредством уменьшения испытаний, но изменения к ним отношения, ибо в том, что является прямым злом, всегда сокрыта прямая возможность укрепления основания своей жизни. Зло нас не перестанет преследовать в земной жизни, но сила его преодоления открывает дверь в вечность. Если зло не порождает в нашей душе ответного зла, то это уже добро, которое облегчает тяжесть испытаний, вплоть до радостного их преодоления.

Вспомните, за чем люди идут в горы, одиночки покоряют океаны и пустыни, они ищут испытаний, которые простому обывателю кажутся невероятными, – для испытания духа, торжества жизни и делают это не только, и даже не столько для себя, – они открывают новые горизонты возможностей для всех. Если сегодня смог один – завтра это смогут все! Это закон! И люди идут покорять вершины духа, рискуя жизнью, ради преодоления смерти.

Изменяется ли наше будущее, если сегодня изменяемся сами, если сознательно начинаем использовать своё право на выбор, если освобождаемся от дурных привычек и склонностей; если в душе устанавливаем гармонию между земными и небесными энергиями; если проявляем усилия с тем, чтобы наша деятельность не угнетала совести, то все эти изменения к лучшему, конечно же, окажут самое решающее значение на то, что будет с нами. Происходящее, будущее – это всего лишь отражение того, что происходит прямо сейчас с нашей душой.

Угасающее настроение вызывает расслабление, леность, ведущие, в свою очередь, к ухудшению самочувствия. То и другое обусловливают друг друга. Этот замкнутый круг, как и любой ритм, который задаётся привычками, служит причиной того, что наша жизнь идёт по нисходящей спирали, когда каждый виток делает нас слабее, можно разорвать только усилием воли. У нас всегда достаточно сил, для того чтобы остановить своё падение. Для этого необходимо волевым усилием подвести черту, сформировать площадку, остановившись на которой, собраться с духом принудить себя к тому, чтобы выйти из сложившейся ситуации. Лучше всего это можно сделать, заставив трудиться и душу, и тело: здесь все варианты хороши, главное, – перевести своё внимание от того, что действует на дух угнетающе.

Новое настроение возникает, если душа и тело начинают действовать, преследуя предельно доступные цели. Но они должны располагаться за пределами привычного круга действий. Слом привычек всегда связан с проявлением усилий, в результате которых затраченная энергия не просто восполняется, но и значительно увеличивается. Всякий раз, когда используем своё право осуществлять выбор, при чём, заставляя себя следовать в свете совести, мы и получаем необходимые для этого силы. И не иначе! То, что выбираем в виде целей, с тем вступаем в обмен энергиями, в результате которого либо теряем и то, что имеем, либо наши жизненные силы возрастают.

Для укрепления воли к жизни, главное, чтобы тело и дух трудились, добывая хлеб насущный, сохраняя, при этом, в душе настроение жизни. Нужно помнить: дух в принципе не насыщаем. Если его направляем на решение приземлённых задач, и он утрачивает связь с небесными, родными ему, сферами, он начнёт бесчинствовать, нанося ущерб окружающему миру, а также телу и душе, утрачивающими естественные границы удовлетворения своих потребностей. Отсюда – страсти, извращение любви в похоть, делающие нас, часто, просто невыносимыми для окружающих людей, а других, невыносимыми для нас.

Благоразумный понимает, что любое порицание, любая недобрая оценка нашему поведению – справедлива, ибо что-то в нас послужило причиной. Но, это не основное свидетельство мудрого отношения к жизни. Главное, чтобы отношение к нам других не вгоняло нас в печаль и уныние, или во гнев-раздражение. А пробуждало силу-желание уничтожать в себе, проявляемые отношением к нам близких, недостатки, т.е., то, что лишает нас человеческого достоинства.

Есть и другая сторона мудрого отношения к жизни: признавая справедливость и самых нелицеприятных оценок, мы, по отношению к другим, должны действовать, не забывая о том, чей образ они несут. Наши поступки, а не слова, должны напоминать людям о совести. Без Божией помощи мы ничего доброго по отношению к упавшему сделать не сможем. Следует обрести умение настраивать душу на путь восхождения к Духу. Начало этого пути открывает молитва о человеке, наша вера в него и любовь.

Значимость и достижимость поставленных целей напрямую зависит от того, даёт ли их достижение возможность решать свои насущные задачи людям, которые связаны с нами. Если, стремясь получить что-либо, рассчитываем только на себя, следовательно, мы и результатов желаем только для себя, т.е. противопоставляем себя другим. Делая это, так или иначе, получаем помощь лукавого. При этом, любое внешнее достижение будет приводить к обнищанию жизни внутренней, душевной. Ибо она всегда связана с энергиями любви-единения с другими, с укреплением их духовных сил.

Если наша деятельность не пробуждает в других желание стать нашими сотрудниками, т.е., людьми, делающими сознательно общее дело, то такая деятельность не создаст благо. Ибо, благо для нас только то, что является добром и для тех, кто с нами рядом действует. Ведь солнце светит для всех. Так и труд наш не должен затемнять нашу светоносную сущность, душа, по мере прохождения своего жизненного пути, должна укреплять свою способность к любви, дарованием теплом и светом всех, кто имеет с ней дело. Быть источником животворящей силы – это естественное предназначение души, и если в результате преследования своих целей истощаем, заболачиваем этот источник, то чтобы не делали, чтобы не имели – это будет нам во зло. Ибо, мы первые почувствуем следствия затемнения, замутнения собственной души.

Начиная какое-либо дело, мы должны предусмотреть то, что, скорее всего, избираемые нами меры, обеспечивающие достижение результата, не принесут успеха. Мы изначально должны иметь возможность для изменения своей тактики. И то, что служит непреодолимым препятствием, может оказаться только подсказкой для принятия нужного решения. Двигаться к цели следует широким фронтом, не в одиночку, а с союзниками. Для этого наши цели должны быть и их целями.

Если враг не нападает, – это означает только одно: он готовится к нанесению удара. Главное, чтобы мы не утратили бдительности и удерживали своё сердце от зла, а ум ото лжи. Смиренное сердце – лучшая защита. Настоящему врагу важно одно – увлечь нас страстью к чему (кому) –либо, ввергнуть в состояние уныния по поводу утраты чего-либо, например, здоровья. Но главное для врага – отнять у нас веру, а потому и волю к сопротивлению, волю к победе. Важно для него, чтобы мы отказались от права на выбор жизни, чтобы не заметили подмены правды кривдой.

Знание, становящееся мудростью, это знание того, что именно прохождение испытаний, преодоление возникающих проблем, – это и есть то, что придаёт смысл жизни, дарит ощущение её полноты. Именно достойное прохождение самых трудных периодов жизни и составляет её главную ценность. Ибо здесь обретаем и силу, и свободу, и единство (любовь). Беда-горе и даже смерть, нас подстерегающие, дают настоящие поводы для укрепления духа, просветления души.

Враг наиболее опасен, когда кажется побеждённым, именно это представление делает нас наиболее уязвимыми. Ибо через гордыню, самодовольство, сытость, чаще всего, и попадаем в неволю, терпим сокрушительное поражение. Ведь пройдя и огонь, и воду, закалившись, казалось бы, до предела возможностей, преодолев даже немыслимые испытания, враг по отношению к нам применяет последнее средство – он дарует упокоение от трудов, удовлетворение достигнутым.

Только глупец может предположить, что враг оставит его в покое до самых рубежей этой жизни. Пока в мире есть и укрепляется зло – оно стережёт и нашу душу. Главным оружием против неприятеля являются смирение, терпение и любовь. Как только в нас угаснет способность к дарению, мы утрачиваем возможность и восприятия истины. Потому пропадает и сам смысл жизни.

Состояние расслабленности, рождаемое духом самодовольства или уныния, от сытости или горя-беды, представляет смертельную опасность, которую может свести на нет только пост и молитва, т.е., состояние при котором душа и дух в поте лица добывают себе пищу. Любые усилия, производимые нами без свидетельства совести, без проявления её светом последствий, несёт прямую угрозу жизни. Если полученное нами не есть результат творческого отношения к миру, людям, ко своей силе, а результат присвоения, то это будет на пользу только лукавому. Лишь та деятельность нам во благо, осуществляя которую, даём больше, чем берём. Тогда, на самом деле, будем иметь самое необходимое.

Тепло и пища спасают нас, если в состоянии их вкусить. Если, имея возможность оказать помощь, этого не делаем, то именно это и есть свидетельство настоящей нищеты. Горе нам, если никто не молится о нашем благополучии и даровании разумения. Мы спасаемся, укрепляем силы своего духа-души, только спасая других, молясь о них, даруя им любовь, освобождающую их души от зла и греха.

Глупо обижаться на тех, кто, как нам кажется, нас не уважает. Скорее всего, мы именно им и не показали в себе то, за что можно было бы к нам относится по-доброму. Если же нас не любят за нашу веру, за утверждение в своей жизни добра, если по этой причине в нас видят то, что мешает укоренению их в грехе и зле, то и ненависть их – только награда нам. Когда душа не трудится, т.е., не выявляет в себе то, что оставляет её несовершенной, зависимой; когда она не способна сопротивляться похотям, прибывает в состоянии ненависти, зависти… то куда бы её не поместили, она не увидит там ничего, кроме того, что имеет сама. Нет на земле рая, нет и сообщества людей совершенных, а потому тот, кто сам ничего не делает для обретения Царства небесного внутри себя, он этого царства не увидит нигде. Внешний мир, лично для нас, – это отражение того, что представляет наша душа. Да, конечно, он существует независимо от нас, но мы можем иметь только собственные представления о нём. Если душа не находится в состоянии преображения, то вместо добра будем видеть зло и всё, что имеем не сумеем обратить во благо.

Пока не поймём, что факторы, лишающие душевного равновесия, указывают на истинные цели текущей жизни, мы останемся духовно невежественными. Слабость – это обратная сторона силы, т.е., её искажение, недостаток. Но и обретение силы обращается в слабость, если её начинаем использовать только для себя. Мы проявляем себя как центр творения, как венец его, если наша душа излучает свет и тепло любви.

Если в нашей душе господствует настроение нужды, то это свидетельствует о том, что нуждаемся только в одном: в изменении настроения. Ибо оно делает нас ненасытными, и всё получаемое в результате деятельности, ощущение нужды только усиливает. С тем, чтобы обрести удовлетворение от жизни, должны научиться одаривать других тем, что имеем. Лишь таким образом можем получить в избытке то, что необходимо на самом деле, – жизненные силы, непрерывный прилив которых открывает двери к счастью и радости, и даёт возможность без надрыва решать возникающие в царстве времени трудности.

Именно энергии любви-дарения придают нашей жизни непрерывность, вневременность. Ведь если мы не отделяемся от сущего, от целого, то начинаем ощущать в себе его силу, дающую и нам возможность постижения сокровенного смысла жизни. А жизнь – непрерывна, неразрушима, вечна. Понимание этого сердцем и разумом уничтожает причины страхов; уничтожает рамки, ограничивающие нашу свободу. Мы становимся свободными только посредством деятельности, делающей свободными наших близких.

Душевное здоровье укрепляется посредством сотворения истинного блага для других. Через обращение способности любить в потребность отдавать тепло и свет своего сердца близким, обретаем-восстанавливаем естественное состояние единства со всем творением. Божия благодать наполняет душу только того, кто не жалеет своих сил для блага близких, например, силы нашего терпения и сотворят добро, в виде уничтожения зла.

Пока у нас есть время, до тех пор имеем возможность изменять судьбу, следовательно, мир. Изменения в нашей жизни происходят непрерывно. Главное, – их характер. Если не проявляем волю, обеспечивающую усмирение непомерных желаний тела, страстей; если не проявляем усилий, разрывающих путы привычек, лишающих нас свободы, то изменения в нашей жизни будут происходить по спирали нисхождения. Если начинаем жить осознанно, т.е., оценивая последствия своих действий и желаний, то наши усилия будут связаны с укреплением жизни.

Главное в личной жизни, – это истинность преследуемых целей, достижение которых и дарует нам желание жить. Без этого желания даже само знание, например, того, что наносит вред здоровью, мало что значит. То, что вредно для нас, – мы часто знаем, но по причине слабости веры, действуем как самые настоящие враги себе.

На нас лежит ответственность не столько за то, что не становимся сильными сами, но, главным образом, за то, что наши слабости губят жизнь близких.

Настоящие проблемы у нас возникают не при совершении ошибки, даже если её не исправляем, а когда начинаем искать виноватых. Ошибки в нашей жизни неизбежны. Ибо в ней естественное всегда искажено неестественным, и любое добро может иметь в виде последствий – зло, которое необходимо либо предотвратить, либо угасить. Нет такого добра в земной жизни, которое невозможно было бы обратить во зло. Но это происходит только посредством человека со злою душой. Зло и грех неестественны, они основания в вечности не имеют, они есть искажение основания мира, которое есть совершенное благо. Наша задача и заключается в том, чтобы узнавать в себе зло и грех, и уничтожать их, приводя к истинному основанию. Корень всех заблуждений, делающий нашу жизнь не к Жизни, но к Смерти, в уравнивании добра и зла, естественного с неестественным.

Если за прожитый день мы ничего не сделали для гашения силы своих страстей: не сопротивлялись похоти; в ответ на раздражение – сами гневались; завидовали, не отгоняли злые помыслы. Значит, сегодня потерпели поражение, и дух наш потемнел ещё более, еще более потяжелел. Потому, завтра может не оказаться сил даже для выполнения лёгкой работы. Дух укрепляется только посредством проявления воли, обеспечивающей усмирение страстей; воли, обеспечивающей уничтожение гордыни, своеволия, сеющих раздор и разобщение, стремление брать-отнимать, ничего никому не давая…

Не следует проклинать себя за неверно сделанный выбор. Тот, кто использует право быть свободным неизбежно будет ошибаться. Но самую тяжёлую ошибку жизни делает тот, кто лишает себя свободы выбора. Такой человек отказывается от ответственности, от необходимости сверять свои намерения и действия с требованиями совести. Действующий свободно, даже если и ошибётся, будет стремиться к преодолению последствий неверного выбора. Ибо выбор если он осуществляется, то между добром и злом. Кто отказывается делать выбор, – тот неизбежно становится рабом тяжёлых обстоятельств. Выбирающий будет стремиться к тому, что не навредит. А если и ошибётся, то немедленно постарается ошибку исправить. Кто способен различать добро от зла, конечно же, будет делать выбор в пользу того, что не навредит его жизни. Такого человека неизбежные на жизненном пути падения и препятствия не только не сломают, но позволят непрерывно наращивать мощь духа, т.е. обретать истинное, нетленное благо.

Если складываются тяжёлые обстоятельства, то тот, кого мы виним в их наступлении, – есть, часто, только курьер, которого мы вчера снарядили всем необходимым.

Совесть – это то, посредством чего находят общий язык разум и сердце

Если наш дух не устремлён в небо, то тело нас неизбежно притягивает к земле и делает нас рабами времени.

Способность к жертве, дарению, бескорыстной помощи именно это и делает нашу жизнь живой жизнью.

Мы лишаем себя истинных ценностей посредством неумеренного стремления к их присвоению.

Кто в поисках смысла жизни покидает внутренний круг бытия, тот неизбежно теряет себя. Смысл жизни в том, чтобы жить, а не искать ответы во внешнем мире на вопрос о её смысле. Совершенно неважно, каким образом мы добываем «хлеб насущный». Настоящим делом для нас является то, которое не требует подавления совести.

Чем сильнее наше желание контролировать кого-либо, тем менее это осуществимо. Только в состоянии покоя мы способны придать внешней действительности желаемые черты. Внешнее окружение есть только отражение нашего внутреннего мира. И если этот мир находится в состоянии хаоса, то никакие попытки упорядочить то, что находится вне нас не увенчаются успехом.

Хороший план подобен магниту, притягивающему необходимое для реализации. И если наше внимание и силы не рассредоточиваются на множестве внешних целей, тогда происходит рост силы, обеспечивающей концентрированию элементов окружающей среды в соответствии с решаемой задачей. Успех определяет только внутренняя активность духа, если план промыслен, и принят сердцем, то мы не будем нуждаться в сотрудниках и союзниках.

Часто утрачиваем достигнутый уровень взаимодействия только по причине непонимания того, что первоначальные планы, лают лишь поводы для выстраивания отношений; это разработка почвы, а то, что будет в неё посеяно – это другой вопрос, а каков будет урожай – вопрос третий.

Нельзя загонять себя и других в жёсткие рамки планов и соглашений, не соответствующим требованиям конкретного времени. Каждый день имеет свою задачу, но, при этом, необходимо строго следовать принципам нравственной гигиены. Наши действия не должны приводить к утрате чистоты совести.

Достигнутая сила сопротивления злу и греху, непременно утрачивается, если ослабевает бдительность. Духовное отрезвление и бдительность – это щит и меч, сохраняющие нашу душу от заражения страстями, которые могут быть проявлены во множестве мелких послаблений. А всё начинается с того, что перестаём удерживать в рамках требований совести свой ум. Он мгновенно любовь извращает до похоти, естественные потребности в стремление к излишествам; возжигает чёрный огонь зависти и ненависти.

Открывать правду жизни мы способны в одном случае: если в душе не угнетена совесть. Поэтому именно меры, обеспечивающие укрепления здоровья души, – это меры предупреждения и ослабления непрерывных атак тех, кто в нашу жизнь несёт несчастие и горе. Беду, болезни, несчастья, т.е., то что делает нашу жизнь невыносимой, нередко, приносит вовсе не недостаток внешних ценностей, а их избыток. Корень зол – неумеренность, страстность, похотливость. Именно они лишают нас сил; именно они погружают душу в состояние неспособности отличить истину от лжи. В этом и кроется главная причина возникающих в жизни неурядиц и «непреодолимых» проблем.

Часто именно сильный неприятель представляет меньшую опасть, чем поверженный враг. Сильный, почти всегда, открыт, а потому – понятен, предсказуем. Кроме того, сильному нет необходимости прибегать к подлым приёмам утверждения своего права.

Мы, на данный момент имеем лишь то, чего достойны. Не более, но и не менее того. Всё, и саму жизнь, имеем по Божией милости. В противном случае, у нас было бы отнято время. А оно у нас есть, есть, раз живы. А потому способны изменить свою, возможно, пока никчёмную жизнь. Свобода выбора, по крайней мере, свобода отношения к происходящему, у нас не отнимается никогда. Происходящее с нами, в нашей власти, когда используем имеющееся время и силы. Если мы относительно здоровы: не лишены рук, ног, зрения, слуха и недовольны своими достижениями, то посмотрев внимательно вокруг себя: разве не найдём примеры того, что люди, которым было дано меньше нашего, куда как более выше нас. В чём причина того, что мы, имея необходимое для достойной жизни, превратились в ничтожество, отравляющее жизнь окружающих; питающееся энергиями, здоровьем своих близких? Кто виноват в том, что не смогли воспользоваться дарованной нам силой жизни, временем? И, тем не менее, раз мы живы, – значит имеем возможность применить с пользой оставшееся у нас время и силу. Что для этого необходимо? Убить змею гордыни, перестать искать оправдания никчемности своего существования, разорвать кандалы дурных привычек. У нас всегда остаётся некий запас сил, для того, чтобы начать подъём даже с самого дна бытия. А проявленные, при этом, усилия, откроют душу и для восприятия Божией благодати спасения. Его сила нас окружает всегда. Мы никогда не остаёмся одни. Просто душа наша запечатала все окна и двери, а потому в неё не проникает ни свет, ни дыхание горнего мира.

Необходимость молитвы, необходимость отвлечения от дел суетных, необходимость отказа от погружения в несуществующее время прошлого и будущего, вызвана тем, что нам для восстановления и укрепления сил, требуется непрерывно настраивать душу на восприятие Божией благодати. Из обычной жизни известно: если не настроить радиоприёмник на нужную частоту, нужную волну не поймать. Так же и душа, не настаивающаяся на волну естественной силы, не будет её и получать. Усилия, которые совершаем, творя молитву, – это и есть установление связи с Господом. Только поддерживая устойчивую связь с Ним, душа способна настраиваться таким образом, что будет находить достойные решения самых непростых вопросов, и, при любых обстоятельствах, не утрачивать духа. Кто не перестаёт настраивать свою душу на волну жизни, тот и живёт.

Тайна свободы разрешается весьма просто, впрочем, как и любая другая тайна, теми, кто способен за внешними явлениями узреть основания. Кто нарушает закон, тот и подвергается опасности лишения свободы. Но если преступления в миру как-то кому-то и удаётся скрыть на время, и избежать прямого наказания, то преступления, совершаемые против законов Жизни, приводят к немедленному ограничению или лишению свободы наш дух. Душа, как его вместилище, начинает терять силу, потому не в состоянии поддерживать в здравии тело, и обеспечивать управление внешними обстоятельствами.

Расширение границ личных возможностей, следовательно, свободы, может быть обеспечено только в одном случае, когда прилагаем усилия, напрягаем волю с целью исполнения, а, может быть, и принуждения себя к следованию требованиям совести. Только сознательное ограничение в своём сердце и разуме того, что ведёт нас к смерти, угнетению духа, лишению его связи с небесными энергиями, и наполняет нас силой, непрерывно умножающей наши возможности во внешнем мире. Истинная свобода, в этом мире, достигается посредством осознанных ограничений своих похотей, желаний-страстей, и действий ими вызываемых. Стремление же обрести свободу действий в погоне за сугубо земными удовольствиями, погружает нас в самое страшное рабство, – делает нас невольниками смерти. Хозяевами сугубо земных благ являются смерть и время.

На страницу:
4 из 5