bannerbannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Перцептивный мир (от perception – восприятие) является наиболее подвижным и изменчивым слоем образа мира. Образы актуального восприятия являются составляющими перцептивного мира. Перцептивный мир модален (чувственен), но он является одновременно и представлением (отношение, предвидение и достраивание образа предмета на основе прогностической функции образа мира в целом), регулируемым более глубокими слоями. Перцептивный мир осознается как множество упорядоченных в пространстве и времени движущихся объектов (в том числе и свое тело) и отношение к ним. Возможно, что собственное тело задает одну из ведущих систем пространственно-временных координат. Перцептивный слой образа мира определяется, прежде всего, современным образом жизни, но опыт традиционных видов деятельности накладывает отпечаток и на семантику, и на восприятие предметов окружающего мира по той же психологической схеме, которая описана для развития перцепции при приобретении опыта профессиональной деятельности (Серкин, 2005, 2012).


Пример 9. Для иллюстрации этого положения достаточно вспомнить знаменитый пример А. Р. Лурии (Выготский, Лурия, 1993) о чукотском охотнике, различающем более двадцати оттенков снега и имеющем для многих из них отдельные названия на своем языке.


Кроме того, особенности перцептивного уровня образа мира описываются на основе анализа продуктов творческой деятельности: не только профессиональной, но и детской, и обыденной взрослой – эстетика одежды, жилья, оформление оружия, инструментов, лодок и машин и пр.


Пример 10. Многие животные «знают», какую траву и при какой болезни нужно есть. Мы не можем объяснить это «знание» рационально. Мы также не можем (нет оснований) объяснить это прижизненным научением. Довольно странно предполагать, что, например, домашняя кошка успела «научить» котят медицинским знаниям. Остается предполагать либо инстинктивное «знание» (врожденное), либо неизвестные нам свойства обоняния («химизм»), на основе которых животное (например, хищник) безошибочно выбирает (нужда в химических веществах?) «нужную» при болезни траву и съедает ее.

Возможно, в период шаманской болезни (см. ниже) психика человека частично перестраивается так, что актуализируется часть использованных в антропогенезе способностей, которые шаман может использовать при лечении, но не может объяснить окружающим (кроме: «я вижу», «я знаю») из-за отсутствия соответствующей терминологии в языках. Хотя часто такое знание не хуже, а лучше (осознаннее) «кошкиного», потому что цель действий (например, лечебных) всегда осознанна.


Нам даже трудно представить, насколько отличается от нашего образ мира человека, с рождения представляющего себе не один, а три особых образом взаимосвязанных мира.


Пример 11. Перцептивный мир (внешний слой, Рис. 1) шамана в буквальном смысле слова объединяет три мира (Верхний, Средний, Нижний)[26], при этом для многих шаманов (не для всех) эти миры являются инфернальными (существующими параллельно, как, например, три кинофильма, проецируемые одновременно на один экран) и отчасти влияющими друг на друга. Дерево (древо) жизни является не метафорой единства взаимопроникающих миров, а, говоря терминами К. Кастанеды (1992), «точкой сборки» или, я бы сказал – «точкой сотворения» всех миров (Космоса). Восприятие шамана можно отчасти интерпретировать как культурно специфичное восприятие профессионала. Точно так же, как восприятие профессионала в нашем (Среднем) мире «настроено» на выделение стуков двигателя у механика, неровностей поверхности у шлифовщика, хрипов дыхания у врача, гармоник пульса у врача тибетской медицины и пр., восприятие шамана «настроено» на проявления тонких сущностей и инфернальных миров. Как уже отмечено выше, при выполнении многих шаманских практик восприятие (чувствительное тело) является осознанно регулируемым.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Все мои тексты о Шамане, изданные до конца 2020 года, вышли под грифом «Литературно-художественное произведение» и объединены в «Большую книгу Шамана». М.: Издательство АСТ, 2018–2020 (годы переизданий). 592 с.

2

Позитивистский здесь – основанный только на позитивных эмпирических (наблюдение, опрос, эксперимент и т. д.) данных и логических выводах на их основе.

3

СВГУ – Северо-Восточный государственный университет (Магадан), отделение психологии; НИУ ВШЭ – Национальный государственный университет «Высшая школа экономики» (Москва), факультет (сейчас департамент) психологии.

4

Под этим термином в отечественной литературе подразумеваются также малочисленные народы не только Северо-Востока России, но и всего российского Дальнего Востока.

5

Система мышления классического шамана была выстроена на основе других принципов (деятельностных), чем требуются (и воспитываются) для прохождения современной (понятийной) системы образования.

6

Допускаю принципиальную возможность восстановления такого типа мышления, но уже только после сознательного «преодоления» (на новом витке спирали развития) сложившейся понятийной системы.

7

Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества. (Большой психологический словарь. 2003.)

Мышление здесь описывается как направление сознания (потока сознания, фокуса сознания) на решение задачи (непосредственное решение или организация деятельности (индивидуальной или групповой) для получения результата. В отечественных и зарубежных учебниках и словарях содержательного определения мышления не дается (высшая форма отражения и пр.), но называются некоторые его важные характеристики: обобщение и выделение существенного, связь мышления с высшей нервной деятельностью и языком.

Мышление изучается как процесс отражения действительности в её существенных и обобщенных чертах в отечественной психологии на основе марксистской методологии. В зарубежных психологических подходах чаще исследуют структуру мышления (когнитивная психология), связь мышления с языком (когнитивная лингвистика) и связь мышления и процессов в мозге (нейронауки).

8

Обобщение (англ. generalization) – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид обобщения, выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. (Большой психологический словарь. 2003.)

9

Существенное – это важное, ключевое для успешного выполнения деятельности. В одном и том же предмете для одной деятельности могут считаться существенными одни признаки, а для другой деятельности – совершенно другие. Например, при выборе телефона один человек выделяет существенным признаком большой размер экрана, потому что это позволит ему удобнее играть в мобильные видеоигры. Другому человеку не важен размер экрана, он считает существенным признаком цвет и материал корпуса, потому что ему хочется, чтобы телефон как аксессуар сочетался с его деловым имиджем.

10

Неосознаваемая необходимость смены наполнения понятия.

11

«Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание – не две в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство». Большой психологический словарь. 2003.

12

От франц. Interio-risation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний. Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения символов и структур социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Интериоризация не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти.

13

В своей работе (1988) я вводил следующие определения: 1. Культура сообщества есть пространство реализуемых этим сообществом деятельностей. 2. Онтогенетическая структура культурного сообщества – последовательность реализуемых членами сообщества ведущих деятельностей.

14

См. более подробно статью (Серкин, 2014) «Образ мира и образ жизни шамана». https://publications.hse.ru/chapters/129237958

15

Как методолог с грустью отмечаю, что большинство исследователей повторяет ОШИБКУ К. КАСТАНЕДЫ (1992), которую тот сам признал и частично сумел исправить:

1. Сначала Кастанеда пытался втиснуть то, что говорил ему Дон Хуан, в перечень университетских и других заученных категорий (привычное «описание мира»). В итоге он получил набор чуши.

2. Лишь когда он стал все понимать и описывать в понятиях самого Дона Хуана (другое описание), тогда стал что-то реально понимать.

16

По моей статье (2014).

17

По данным археологических раскопок, – тысячелетия до н. э.

18

Еще в 1988 году в кандидатской «Функциональный генез значения в практической деятельности» (МГУ, факультет психологии) я определял культуру как пространство реализуемых деятельностей. У практикующего шамана другое пространство деятельностей. Соответственно, другая культура и другой образ мира (и образ жизни). См. также здесь Приложение 1 «Магия как другая деятельность».

19

Такое действие называется инструментальным. Подчиняется не логике естественного движения, а логике использования инструмента.

20

В рамках, конечно, определенной культуры.

21

Не одного человека, а суперпозиции значимых (оказавших влияние) людей.

22

Это отчасти связано с искренней верой коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в жизнь после физической смерти в мире предков. Дети, конечно, не знали еще многих мифов, но мировоззрение, образ мира родителей «впитывались с молоком матери».

Многие исследователи, начиная с первых казачьих походов, отмечали отсутствие у КМНС страха смерти в нашем понимании. Это же отмечено в записках Иннокентия Вениаминова (Алеутские острова), это же можно наблюдать и сегодня в некоторых селах. См., например: Хаховская Л. Н., 2018.

23

Разговор проходил в поселке на границе Камчатской области и Чукотки. Женщина идентифицировала себя как корячка.

24

Само понятие «образ мира» как психологическое было широко введено в отечественную психологию А. Н. Леонтьевым (1979).

25

Писал об этом и в докторской (2005), и в «Вестнике МГУ» (настоящего, им. М. В. Ломоносова). Сер.14. Психология в 2006-м в статье «Пять определений образа мира» и позже. К сожалению, во многих учебниках и «мировых» лабораториях по-прежнему сохраняется экологически невалидная неправильность про восприятие.

26

В некоторых культах семь и более миров.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2