bannerbanner
Орбиты Израиля. Том 1
Орбиты Израиля. Том 1

Полная версия

Орбиты Израиля. Том 1

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Для полноценной реализации такого активного изучения Торы требуется много составляющих, и часть из них сегодня трудно найти или создать даже в Израиле, особенно при проживании вне районов, большинство жителей которых ежедневно посвящают много времени изучению Торы. Нужна атмосфера Торы дома и на улице. Нужно соответствующее Торе построение государства, в первую очередь построение его школьного образования, судебной системы и армии, подчинение Торе экономической и политической жизни, системы послешкольного воспитания и образования. Наиболее близкий, и он же начальный, но принципиально определяющий общий успех аспект: нужна еврейская Школа, которая подразумевает длинный учебный день с серьезным и глубоким, по возрасту, изучением Торы всю первую половину этого дня. И в такой школе должны учиться ВСЕ еврейские дети.

Получение таких знаний Торы для взрослых, которые в детстве были лишены возможности еврейской учебы, сопряжено со многими трудностями, но никакие трудности не могут оправдать отказ от такой учебы. Среди не самых сложных из этих трудностей – и сверхнепривычная форма подачи материала, и незнакомая логика, иная терминология, и иной, непривычный понятийный аппарат, незнакомые методы анализа данных и ситуаций, и отсутствие точных и ясно сформулированных пунктов инструкции по изучению материала, а значит – долгое изучение материла до появления хотя бы смутных представлений о картине в целом. Оставим в стороне трудности языка. Картина не собирается из ясно ограниченных частей мозаики, изучаемых отдельно и последовательно, – каждая часть мозаики постепенно выплывает из тумана незнания. И над всем этим – совершенно непредставимый объем материала для изучения. Недаром о Торе сказано: «Длиннее земли ее мера и шире моря» (книга Йова 11:9). При всех указанных трудностях это изучение требует, на самом деле, от взрослого семейного работающего человека не столь уж многого: ежедневное выделение часа-двух, а кто может – насколько можно больше (а это ой как немало и нелегко) на уроки и самостоятельную учебу (самостоятельную – не сразу даже для людей, привыкших непрерывно учиться в серьезной науке). По мере продвижения в познании – жизнь в соответствии с приобретенным уровнем Знания. Без прямого и ежедневного использования уже полученных знаний, без жизни, полностью погруженной в атмосферу Торы, наращивание знаний «в запас» оказывается невозможным. Эта погруженность в атмосферу Торы ни в какой мере не ограничивает активность человека в мире, а, наоборот, дает мощный импульс к созидательной активности, к познанию Его мира и к активной, полной, бьющей через край активной жизни в Его мире.

Люди, не прикасавшиеся к глубинам Торы (а поверхностное ознакомление с сюжетными перипетиями весьма нетолстой книжки даже легким знакомством назвать нельзя), даже не представляют себе объемы, сложность, красоту и важность для них самих скрытых от них материалов, которые Письменной Торой начинаются, но уже никогда не заканчиваются. Причем эту важность можно бледно проиллюстрировать важностью операционной системы компьютера по отношению к программным приложениям. Бледно – потому что в данном случае сама «операционная система» играет роль важнейшего «приложения», для запуска которого и создан весь «компьютер», а остальные «приложения» играют не вторую, как в обычном компьютере, а третью по важности роль.

У изучения евреями аспекта «сказал» есть еще одна сторона – выбор, что именно учить в безбрежном море этого аспекта. Оттолкнемся от задач учебы, которые ставятся перед этой учебой практической жизнью.

Поведение евреев, а в дальнейшем – и поведение народов мира будет определяться еврейской Алахой (иначе не удастся в чистоте служить в Храме и вести себя правильно перед Тв-рцом, причем правильно – не по понятиям человека, а по Его критериям правильности), а ее осуществление на практике обеспечивается широкими знаниями этой области всем еврейским народом, и именно единым и одинаковым образом понятой Алахой контролируется, уточняется, реализуется единство правил поведения и одинаковость решений в одинаковых ситуациях со стороны еврейской судебной системы (не путать с той судебной системой, которая ныне существует в государстве Израиля: между ними нет ничего общего ни в каком аспекте. Современная судебная система Израиля является одной из более или менее удачных модификаций судебных систем народов мира и не является никаким приближением к нормативной еврейской судебной системе). Поэтому нам нужно рассмотреть взаимодействие народов мира с этой судебной системой, которая для них окажется совершенно новой, незнакомой, непривычной, но которой будет необходимо подчиниться (подчиниться не насильно – Тв-рец позаботится о непреодолимом желании как народов в целом, так и отдельных людей в частности принять эту судебную систему (впитавшую в себя все истинные достижения судебных систем мира) и отбросить все предыдущие судебные системы). При этом мы считаем априори бесспорным подчинение еврейского народа этой судебной системе.

Приведем несколько цитат из первоисточников.

Сначала – о безусловной Б-жественной важности справедливого суда: Йешаяhу 5:16: «И Г-сподь Воинств возвысится правосудием, и Б-г Святой освятится справедливостью». Здесь нам дано понять громадную важность праведного, основанного на еврейских ценностях, продиктованных Тв-рцом, суда для устойчивости существования Его мира, если даже Сам Тв-рец возносится и возвышается вследствие правильного и справедливого судопроизводства и Сам же осуществляет Высшую судебную власть.

Далее рядом первоисточников нам дается понять, что хотя служить Тв-рцу в Храме (в Доме молитвы в категориях Йешаяhу) – молиться, приносить жертвы – будут все народы (при этом сам технический процесс жертвоприношения продолжит осуществляться исключительно коэнами), именно евреям будет принадлежать судебная власть (из чего никак не следует что судьями будут исключительно евреи, хотя, как мы дальше увидим, по мнению пророка (которое всегда осуществляется в подходящее для этого время) большинство сохранившихся к тому времени народов станут евреями), то есть фактическое руководство народами. Начнем, как обычно, с Торы.

А. Тв-рец – Аврааму: «…и благословятся тобой все народы земли» (недельная глава «Лех леха» книги Берешит 12:3). Ицхак – Яакову: «…и поклонятся тебе народы…» (недельная глава «Толдот» книги Берешит 27:29). Тв-рец Яакову: «…и благословятся тобой и потомством твоим все племена земли» (недельная глава «Вайеце» книги Берешит 28:4. Обратим внимание, что впервые в таком аспекте явно упомянут не только праотец Яаков, но и его потомство в качестве источника благословения для всех нееврейских народов. Хотя, полагая себя потомками праотцев, несущими их благословение, наследующими им и продолжающими их путь, мы и так воспринимали обещанное праотцам как обещанное непосредственно нам). Трудно предположить легкое, формальное признание почета евреев, их ума, их знаний и прочего. В то время, когда вся земля будет полна знанием Всевышнего, просто формальное воздание почета не стоило бы тройного упоминания в Торе («…тройная нить не скоро порвется» – Коhэ́лет (Экклезиа́ст) 4:12). Здесь речь идет о признании со стороны народов мира превосходства еврейского учения и о добровольном подчинении этому учению, которое все века несли и несут евреи. А подчинение еврейскому учению достаточно автоматически подразумевает бо́льшие знания о мире, более правильную судебную систему, а потому приводит к добровольному подчинению народов несущим и развивающим это учение евреям, их указаниям о том, как правильно жить и правильно поступать, а как – делать неправильно, подчинение еврейской судебной системе как наиболее справедливой. Причем народы будут изучать это учение для его правильного применения, но высшими носителями этих знаний (а значит, руководителями и верховными судьями) останутся евреи (не потому, что представители иных народов глупее, а лишь потому, что именно евреям самим Тв-рцом дарована особая проницательность и особые таланты в изучении именно этого аспекта Творения).

В. «И взойдут освободители на гору Сион [евреи взойдут в Иерусалим], чтобы судить гору Эйсава [народы мира]» (Овадья 1:21).

С. Приведем мягкий, красивый, хотя и несколько далекий по смыслу от оригинала перевод стиха 47:4 из Псалмов Давида (перевод взят из махзора «Врата раскаяния» на Рош hа-Шана и Йом Кипур изд-ва «Маханаим»; псалом, читаемый перед трублением в шофар в Рош hаШана): «Подчинит Он народы Учению нашему и Суду от нас».

Более близкий к тексту, хотя тоже не дословный, а комментированный перевод: «Безусловно [можно прочитать: „болезнями“, но можно прочитать: „Своим словом, приговором“] подчинит Он народы нам, и народности – нашей власти».

D. «Вот, Я поставил тебя [еврейский народ Своим] свидетелем над народами, властителем, повелевающим племенам» (Йешаяhу 55:4). У Йешаяhу подобных мест несколько. Например, в 42-й главе: «Возложил Я на него [на еврейский народ] дух мой, понесет он народам Закон» (42:1), «Не ослабеет он [еврейский народ] и не сломится, пока не установит на земле правосудие и учения его острова ждать будут» (42:4) (острова (т.е. иные народы) именно ждать будут, а не будет осуществляться экпансия евреев!), «И сделаю тебя [еврейский народ] светочем народов» (42:6).

Заметим, что подготовка еврейских [религиозных] судей (в системе главного государственного раввината Израиля) сегодня длится очень много лет: сначала нужно получить диплом (смиху) раввина (специалиста по Алахе), что для весьма талантливых учеников занимает не менее четырех лет, причем засчитывается только учеба с возраста 18 лет (минимальное требование главного раввината по продолжительности учебы), а затем нужно еще не менее семи лет учить собственно еврейскую юриспруденцию. Мы затрудняемся оценить насколько еврейским судьям важно и нужно изучать большие и неоспоримые достижения юриспруденции и криминалистики других народов, хотя явно не в еврейских традициях пренебрегать мудростью великих гойских ученых и юристов после их критической еврейской переработки.

Похоже, что сильно поменяется и сама еврейская юриспруденция. Эскизно укажем на некоторые совсем лежащие на поверхности вопросы, которые придется решать еврейской юриспруденции именно на поле ее собственной организации.

Полагаем, что в современном нам мире уже невозможно отказаться ни от соревновательного исследования обвинения между обвинителем и защитником (в уголовном процессе) или соревновательной подготовки материалов, доказывающих обоснованность претензий и правоту своей стороны, представляемой юридическими специалистами каждой из тяжущихся сторон (в гражданском процессе) на стадии подготовки судебного процесса и в самом судебном процессе, который должен проходить при активной роли суда в исследовании собранных доказательств и аргументов сторон. Уже невозможно отказаться ни от современного ведения следствия, ни от достижений криминалистики (изучение которой уже давно отделено от собственно юридического образования и в самой себе имеющей достаточно много направлений), ни от привлечения экспертов, обладающих широкими познаниями в самых разных областях науки и практики (на ум в первую очередь приходит медицинская экспертиза (включая психиатрически – психологическую), экспертиза техническая и финансово-экономическая, но этим список экспертиз далеко не исчерпывается).

Возможно, придется серьезно пересматривать всю систему наказаний, чтобы превратить ее в систему, восстанавливающую справедливость и при необходимости – систему, исправляющую свернувшего с правильного пути человека, и вряд ли нужно будет сохранять современную систему наказаний, которая через тюремное заключение или ломает человека (чаще всего впервые оступившегося), или воспитывает из преступников еще более квалифицированных и изощренных «специалистов преступного дела». При этом из жизни осужденных выбрасываются существенные периоды их жизни, что общество и считает ведущей частью наказания.

Придется выработать серьезное юридическое отношение к организованной преступности (когда руководители и организаторы систем организованной преступности самостоятельно действительно не выполняют никаких преступных действий, а сами преступные действия выполняют только низовые члены банд («шестерки»), которых руководителям не жалко, или иные люди, успешно зашантажированные членами преступных группировок и вынужденные выполнять необходимые преступникам действия или закрывать глаза на преступные деяния других людей. Поэтому сегодня мозг и мотор организованной мафиозной группировки почти всегда оказывается неподсудным). Правовой системе особо сложно будет решать вопросы слияния мафии и полиции (особенно ее следственных структур), мафии и властных структур всех уровней (включая судебные). О сегодняшних излишне тесных (незаконных) связях прокуратуры с судебной системой мы скромно умолчим.

Весьма сложным вопросом будет в дополнение к судебной системе мести, возмездия (практически единственной в современном мире – сначала преступление, затем наказание за него, а жертва преступления уже необратимо пострадала), разработать и внедрить в жизнь системы профилактики преступлений (воспитательная система общества, которая должна научить мирному или по крайней мере законному разрешению возникающих конфликтов и противоречий интересов) и системы предотвращения, недопущения уже созревшего преступления.

Будет необходимо вести обсуждение вопроса, столь чуждого принятой (в том числе и у евреев) морали о прелиминарном (предварительном) наказании за еще не осуществленные, но практически неизбежные в будущем преступления (по сюжету о буйном и непокорном сыне, приведенном Торой в стихах 21:18—21 недельной главы «Ки Теце» книги Дварим), тяжелые проблемы профилактики рецидива преступлений, защиты будущих практически неизбежных жертв рецидивных преступлений.

Все эти вопросы, по крайней мере, на теоретическом уровне нужно пытаться решать уже сейчас чтобы быть готовыми к будущему внедрению теоретических разработок в практику.

Но если евреям придется организовывать судебную систему для народов мира (а именно это и утверждают первоисточники), нет шанса, что удастся за обозримое время подготовить представителей народов мира для судебной деятельности в еврейской системе судопроизводства внутри еврейской юриспруденции (неизбежно расширенной достижениями юриспруденции других народов). Сегодня количества подготавливаемых квалифицированных судей не хватит не только на судебную систему для народов мира, но этого количества судей не хватит и только для еврейского народа, если судебная система евреев вдруг станет еврейской. Причем нужно учесть ожидаемое резкое количественное увеличение еврейского народа за счет массового перехода в иудаизм «многих народов». Мы не можем несерьезно относиться к словам пророка Зхарии (2:15): «И присоединятся многие народы к Б-гу в тот день, и станут они для Меня народом Моим…»

Значит, огромное количество судей (и учителей судей) нужно готовить уже сегодня, сначала для удовлетворения нужды в судьях для еврейского народа и далее – для народов мира. А сегодня для такой подготовки подходят только евреи, глубоко знающие, тщательно соблюдающие и непрерывно изучающие Традицию и хорошо знающие мир Тв-рца (в его широком понимании. А это знание сегодня – редкость даже для евреев, непрерывно изучающих только Тору, но не материальный мир и зачастую свысока смотрящих на специалистов, владеющих естественно-научными знаниями). И число таких евреев очень невелико даже для удовлетворения потребностей Израиля.

Израильская армия в ее существенной части построена на службе в запасе, в резерве (иврит: милуи́м). Когда возникает военная потребность, милуи́мники (резерв армии) оставляют свои самые разнообразные гражданские должности и специальности и приходят в армию на свои освоенные ранее и поддерживаемые ежегодной тренировкой армейские должности. Та же модель должна быть и в отношении потребующихся в будущем (вскорости, в наши дни) еврейских судей, учителей, руководителей для вдруг начавших нуждаться в этом народов мира. Схема: освоение специальности – поддержание навыка периодическим освежением знаний и навыков – готовность, ожидание необходимости оставить свое прежнее положение в специальности и перейти к использованию «резервного» знания. Конечно, это легче сказать, чем реализовать.

Одним из не самых главных требований к судьям Санхедрина при Храме было требование знать 70 языков, чтобы вести разговор со свидетелями на их языке – ведь даже квалифицированный перевод может несколько исказить смысл сказанного или исказить мелкие, но важные для справедливого судебного решения детали. Наши источники утверждают, что все судьи Санхедрина этим фантастическим знанием обладали. Сегодня столь детальное (лучше профессионального переводчика с одного-двух языков) знание многих языков представляется нереально-фантастическим. О насущной необходимости понимать не только слова, не только язык, но ментальность свидетелей, их культуральные особенности, национальные традиции (иначе трудно объективно и адекватно воспринять передаваемую ими суду свидетельскую или иную информацию) мы скромно умолчим.

И все-таки все приведенные выше размышления о важности и приоритете судебной системы в жизни общества, о еврейской юриспруденции, о подготовке судей как для еврейского судопроизводства в Стране, так и тем более для удовлетворения будущего мирового спроса на еврейское судопроизводство в реальной сегодняшней ситуации являются предметом размышлений и наработок для весьма немногих еврейских мыслителей. А для основной массы евреев эти очень важные в целом вопросы имеют не столь уж большое практическое значение в повседневной жизни и в ежедневной учебе Торы. Первейшей задачей «массового» еврея всех специальностей, как и во все прошедшее с великого события дарования Торы время, является глубокое ежедневное изучение Торы во всех ее разделах. И здесь задачей огромной важности является существенное изменение структуры учебы – от изучения только и исключительно Вавилонского Талмуда следует переходить к глубокому ежедневному изучению Пятикнижия Моисеева с одной стороны и к серьезному изучению Алахи с другой стороны, оставив изучению Талмуда место важнейшей базовой фундаментальной дисциплины, на которую плотно опираются остальные ветви Учения, но отнюдь не место единственной учебной дисциплины, которой посвящается практически все время, выделяемое на изучение Торы.

Сегодня в многочисленных йешивах основная масса изучающих Тору, даже профессионально, целый день, «с отрывом от производства» (то есть вообще не работая на привычных производительных работах), учит только Талмуд с очень мелкими вкраплениями Алахи, да и то больше по книге «Мишна́ Брура́» (автор – Хафе́ц Хаи́м, называемый так по названию одной из своих многочисленных книг (такое «присвоение имени» широко распространено в иудаизме), он же – рав Исраэль Меир hаКо́эн Ка́ган из Ра́дина (настоящая фамилия, по данным Электронной еврейской энциклопедии, – Пупко́ из Радуна, ныне – Радунь в Белоруссии; URL: https://eleven.co.il/judaism/rabbinical-authorities/11864/, дата обращения: 25.04.2020), умерший в 1933 году по ИХ счету). Эта книга недостаточно глубоко охватывает только четверть основного Алахического кодекса «Шульха́н Ару́х» (XVI век, рав Йосеф Ка́ро) с бессчетными комментариями на него мудрецов последующих поколений (раздел «О́рах Хаи́м» – «Порядок жизни»). Собственно, сам автор вообще писал эту книгу не для профессионально изучающих Тору, а для тех «хозяев домов», которые совмещают работу на привычных в этом мире производительных (и соответственно оплачиваемых) работах и изучение Торы в качестве обязанности любого еврея, – по мнению автора, и эти евреи должны достаточно глубоко знать Алаху в областях, встречающихся им в повседневной жизни. «Мишна́ Брура́» изначально не была предназначена для изучения теми, кто все свое время отдает изучению Торы (эта книга, кстати, шеститомник, считалась очень упрощенной для тех, кто серьезно и глубоко изучает Алаху). Хафец Хаим полагал, что эти люди должны изучать Алаху намного глубже, по «Шульха́н Ару́х» с оригинальными, глубокими и многочисленными комментариями последующих мудрецов, а не по «отжатому» комментарию, написанному им для тех, кто по образу жизни не может тратить заметное время на глубокое изучение Алахи. Полагаем, что факт изучения его книги «Мишна́ Брура́» в йешивах ВМЕСТО изучения «Шульха́н Ару́х» с комментариями и разъяснениями повергло бы Хафец Хаима в глубокую печаль и вызвало бы его сильное разочарование падением уровня изучения Алахи среди тех, кто всё или бо́льшую часть времени отдает изучению Торы.

Крупные религиозные авторитеты говорят, что серьезное изучение Алахи можно начинать не ранее возраста 25 лет. Но это означает, иными словами, направленность ученика всю жизнь учить Тору и только учить Тору. Сегодня реально изучают серьезную Алаху только готовящиеся к раввинским экзаменам (в расчет берется учеба начиная с 18 лет), но даже они изучают только избранные, установленные для экзаменов разделы «Шульха́н Ару́х». Несколько ниже, в главе об идеальном еврейском обществе мы обсудим необходимость производительного труда для большинства евреев и, значит, невозможность для этого большинства целый день учить Тору. А правильно вести себя (в критериях правильности Тв-рца, то есть в пределах Алахи) нужно всем. Значит, серьезное и глубокое изучение Алахи должно опуститься в возрастной шкале на гораздо более ранние ступени (чтобы, выходя в производительную жизнь, еврей, во-первых, умел серьезно и глубоко учить Алаху; во-вторых, чтобы он уже знал ее основы для осознанного, обоснованного соблюдения ее требований; и в-третьих, чтобы его вопросы раввину для точного выяснения деталей той или иной алахи были бы глубокими и серьезными и чтобы его понимание мнения раввина также было глубоким и полным). После появления в мире кодекса «Мишне Тора» РАМБАМа (XII век), и еще больше – после появления сначала кодекса «Арбаа́ Тури́м» («Четыре столбца» – многие еврейские книги традиционно имеют названия, мало коррелирующие с их содержанием) рава Яакова бен Ашера (XIV век), а затем кодекса «Шульха́н Ару́х» («Накрытый стол») рава Йосефа Каро (XVI век) в мир вошло новое понимание и новая необходимость изучения: Гемара́ перестала быть напрямую источником знания практической Алахи, а заняла место фундаментальной, базовой науки об Алахе и правилах ее вывода, учебником еврейской мудрости, источником вдохновения и огромным корпусом еврейских знаний о мире и Тв-рце, а Алаха выделилась в огромную самостоятельную область ОТДЕЛЬНОГО от Гемары целенаправленного изучения. С тех пор (уже более 800 лет, фактически начиная с трудов Рамбама) исключительное изучение Талмуда и только Талмуда как единственного материала и поля для изучения, без массивного изучения Алахи и без ТАНАХа, никуда не ведет даже в понимании раввинов, хотя их общая и закостенелая направленность ориентирует учащихся как в йешивах и дневных колелях, так и в вечерних колелях только на бесконечное изучение и повторение именно и только Талмуда (причем, почти исключительно Вавилонского Талмуда, оставляя в стороне изучение Иерусалимского Талмуда).

В качестве аналога можно привести изучение анатомии в медицине. Знание анатомии не делает человека врачом, но и стать врачом без знания анатомии не представляется возможным. Так и серьезно освоить Алаху без хорошего знания Талмуда невозможно, но изучение только Талмуда к серьезному знанию Алахи принципиально не ведет. А ТАНАХ, особенно Пятикнижие требуют отдельного глубокого и постоянного изучения.

Практическую же Алаху для решения нескончаемого потока задач ежедневной еврейской жизни стало необходимо изучать отдельно, так как базовых знаний в любой области знания резко недостаточно для практического применения этих знаний в жизни. И в процессе обязательной вечерней учебы каждого еврея изучение Алахи должно занять важное место наравне с изучением Талмуда и изучением к удивлению мало изучаемой в наше время Письменной Торы, которая единственная является прямой речью Тв-рца и потому от ее непрерывного и постоянного изучения нельзя отойти. Почти не изучаются остальные книги ТАНАХа (Пророки и Писания). Несколько подзабылась важность алахи «шта́им микра́ вээха́д таргу́м» (дважды прочитать текст недельной главы и один раз – ее перевод. Вначале имелся в виду перевод О́нкелоса на разговорный тогда арамейский язык; сегодня мудрецы полагают, что это требование касается огромного корпуса комментариев на Тору). Часть учащихся йешив (!) плохо знают даже самые распространенные и признанные комментарии на недельные главы и высокомерно, с презрением реагируют на тех, кто учит Пятикнижие. Продолжатель школы йешивы «Слободка» и глава послевоенного воплощения этой йешивы в Бней Браке (в Израиле) рав Ицхак-Айзик бар Йосеф-Хаим Шер сказал в 1950 году (комментируя читаемую в ту неделю главу «Баhалотха́»): «Мы должны укоренить в себе понимание следующего факта: изучение ТАНАХа оставлено и заброшено. И возможно, что самые способные и знающие ученики, владеющие Талмудом, в своих знаниях ТАНАХа – на уровне детей». (Мы цитируем рава Шера по книге М.-М. Гитика «Путешествие по недельным главам». Т. 4. Бемидбар. Иерусалим: 2008. С. 83). С глубоким изучением Алахи дело обстоит еще хуже. Сегодня Алаху на серьезном уровне учат только те, кто собирается стать раввином, а таких – не слишком много. А еврейскую юриспруденцию учат еще более немногие.

На страницу:
3 из 5