Полная версия
Путь домой. На Север и обратно
– Ой, как интересно! – всплеснула руками Савватея. – Мне, как учёному, обязательно надо там побывать! Сделать описание, провести наблюдения – ведь никто ещё этого не делал.
Апар с досадой сплюнул под ноги.
– Я говорю там нет ничего – она изучать рвётся. Ну, вот чего там изучать? Снег? Он такой же, как и здесь, только много и не тает никогда. А кроме него там вообще больше ничего нет!
– Не хочешь – не иди, – с потаённой надеждой буркнул Мофей. – Мы вон, с Савкой пойдём. Мне сплошная выгода: ест мало, и разбойников отпугнёт при случае. Они ведь тоже, чай, не железные, страх имеют.
– Какая я тебе Савка?! – возмутилась девица, стёклышками гневно блеснула.
– Тощая! – отрезал Мофей. – За что и ценю.
Апар деловито откашлялся и чинно сложил руки на животе, поверх изрядно запачканной простыни.
– Вот ты поспешный какой-то! – проворковал убедительно. – Не горячись, не меняй сходу проверенного, верного спутника на кого попало!
– Я не кто попало! – хлопнула тощей ладошкой по столу Савватея. Звук интересный получился – словно две деревяшки встретились.
– И не о тебе моя печаль,– спокойно объяснил Апар. – А о себе, горемычном. Но если уж влезла в разговор, то скажи нам, что за науки ты тут практикуешь? Колдовством, часом, не балуешь?
И прищурился со святым подозрением. Савватея фыркнула презрительно.
– Тёмные люди! Колдовства не бывает. А вот наука – дело, самое что ни на есть, настоящее. И польза от неё немалая.
– Ну-ка, ну-ка, просвети, – заинтересовался Мофей. Что делать, с детства тянетна всякие замысловатости, хоть и жалеть о том приходится частенько.
– Да вот, хотя бы, мой последний опыт, – сухим, деловым тоном доложила девица. – Берём двух крыс, накрываем каждую медным тазом и колотим: по одному железным молотком, а по другому деревянным.
– Ну и зачем? – хмыкнул Мофей.
– Смотрим, которая крыса скорее сдохнет.
– Ну и зачем? – не поленился повторить гвардеец.
– Изучаем распространение звуковых волн и их влияние на живой организм.
Тут уж и выдержанный, обычно, Апар не выдержал.
– Ну и зачем? – воскликнул обречённо. – Польза-то в чём?
Савватея медленно поднялась, упёрлась ладонями в стол и угрожающе нависла над служителем.
– Это наука! В науке бесполезных знаний не бывает. И если ты этого не понимаешь, то ты – неуч, невежа, мракобес и тормоз прогресса!
– За тормоза – извиниться придётся! – не убоялся служитель костлявой угрозы. – Учение Гончара – вот настоящий свет! А ты тут безвинных крыс муками страшными изводишь! Извергиня очкастая!
– Мракобес брюхатый!
Мофей, снисходительно улыбаясь, выставил перед собой широченные, как лопаты, ладони.
– Ну, вот чего взъелись по пустякам? – прогудел добродушно. – Я, к примеру, вообще ничего не понимаю ни в Науке, ни в Учении. А вот то, что двумя крысами меньше стало – это я одобряю. Не люблю я их, голохвостых. Тазики только жалко – наверняка ведь погнула, добро испохабила?
Савватея шумно выдохнула и уселась на место, а вот Апар демонстративно отцепил себя от простыни и встал.
– Не хватает у тебя… На столе, луку зелёного. Лук в хозяйстве есть, или тоже, под медным тазом?
– Огород за домом, – дёрнула белобрысой головой девица, очки в окно едва не улетели. -Там найдёшь.
– Хозяйка, тоже мне…
Бормоча что-то неодобрительное, служитель выкатился из кухни, а Мофей обратил доброжелательный взор на раскрасневшуюся девицу.
– Экая ты склочная баба, Савка, право слово.
– Я не баба! – вскрикнула та рассерженно.
– Нашла чем гордиться! Уж и не знаю, как с тобой быть. Как не назови – всё не по нраву. Ладно, лучше скажи, зачем тебе с нами на Север-то шарашиться? У тебя ж тут всё как у истинного учёного: кормят, поят, чепуховиной всякой заниматься не мешают. Чего тебе ещё надо?
Савватея серьёзно покачала головой, очки забавно перекосились.
– Новые горизонты зовут. Неизведанное манит, неизученное. Хочу, чтобы моё имя помнили потомки!
Мофей непонимающе губы скривил.
– Не хотел бы я, что бы моё имя помнили подонки.
– Не подонки, глухарь, – в сердцах воскликнула девица. -Потомки!
– Можно подумать, среди них подонков не будет.
– О-о-о… – Савватея с громким стуком опустила задницу на лавку. – А тебе-то туда зачем? Твоей простой душе чего не хватает?
Мофей коротко хохотнул.
– Ума мне не хватает – оттого и дураком зовут. А идти всё равно куда-то надо. Жизнь идёт – и я иду. Куда приду – видно будет. Может быть даже пойму зачем?
Неспешную беседу прервал дикий вопль, в котором поровну смешались боль, страх и недоумение. Вопль быстро приближался, Мофей вскочил, повернулся к двери, привычным движением выдернул саблю из ножен. В кухню ворвался багроволицый Апар, его рот извергал отчаянный вопль, а в глазах застыло детское недоумение и нешуточная обида. Поскольку никто за служителем не гнался, Мофей положил оставшуюся безработной саблю на стол и усадил бедного Апара на лавку возле окна.
– Ты чего это, мил человек? – вопросил участливо. – Кто тебя так напугал, сердешный?
– А вот гляди!
Апар задрал подол служивого одеяния и выставил перед собой голую ногу. На хозяйку взглянул гневно, обличающе. На белой и пухлой, как свежая булка, икре, красовался отпечаток чьих-то зубов. Кожа вокруг укуса покраснела, а внутри уже начала наливаться густой синевой с багровыми прожилками. Укушено оказалось неслабо, от души. Аккурат чуть повыше сапогова голенища.
– Собака, что ль, тяпнула? – посочувствовал Мофей.
– Капуста!!!
Мофей немедленно отпрянул от изобиженного Апара. Служитель и раньше-то городил несусветное, а теперь, похоже, и вовсе с головой раздружился. Савватея же вновь подскочила, очки размашисто поправила.
– А зачем тебя в капусту-то понесло? – выкрикнула запальчиво. -Ты ж за луком пошёл!
– Дорогу хотел срезать! – плаксивым голосом ответил служитель. .
Мофей понял, что ничего не понял: то ли на кухне один дурак, то ли два сумасшедших.
– Ну-ка, девка, объяснись, – буркнул недовольно.
– Чего тут объяснять? – удивилась девка. – Я капусту с волком скрестила, потому что зайцы повадились её воровать. Вот я и нашла средство!
– А забор не проще было поставить? – спросил Мофей для порядка, с полной безнадёгой в голосе. Этой – не проще. Умна шибко.
– Я не приемлю ваших отсталых методов! -подтвердила Мофееву безнадёгу очкастая. – Наука-то для чего?
Мофей тяжело вздохнул и сокрушённо покачал головой.
– Ну и как, помогло?
– Результат прекрасный, – гордо выпрямила костлявую спину Савватея. -Капуста сожрала всех зайцев! Правда, теперь к ней подойти невозможно – кусается, скотина растительная! Но я уже работаю над этим: вывожу новый вид гусениц, которые эту капусту сожрут.
Апар протяжно и горестно вздохнул.
– Значит, ни щей теперь, ни рагу из зайчатины. Одни гусеницы поедят досыта. Мофей! Надо что-то делать, и я предлагаю не откладывать дело в долгий ящик!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.