bannerbanner
Путь к себе: жизнь в радости
Путь к себе: жизнь в радости

Полная версия

Путь к себе: жизнь в радости

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

По ряду многих причин зачастую следованием не зову своим индивидуальности и интуиции, а социальным нормам, ожиданиям других людей человек подавляет собственную потребность в самоактуализации, заглушает ее излишней социальной активностью, деструктивными способами. Порой это случается из-за страха, низкой самооценки. В итоге внутренние неудовлетворение и напряжение растут, прорываясь и выплескиваясь в экзистенциальные кризисы, мощность которых будет усиливаться. Хроническое же неудовлетворение влечет за собой появление психосоматических болезней, неврозов, депрессий.

Еще одной из причин неспособности реализовать себя является то, что порой человек, не удовлетворив свои базовые потребности в еде, безопасности (жилье), не способен идти дальше. Нуждаясь в поиске хлеба насущного, он просто не может задаваться вопросами о смысле жизни и своего существования, предназначения, некого мистического Пути. Однако, несмотря на то, что это верно для большинства, некоторые люди реализовывают себя вне зависимости от удовлетворения своих базовых потребностей. Точно так же как один из путей обретения своей сути и ценности того, что имеешь, что важно, – именно путь через страдания – позволяет человеку разобраться в себе и жизни.

Что же происходит в случае уклонения человека от самоактуализации? В. Франкл описал это состояние как ноогенный невроз, который проявляется в виде соматических и психологических расстройств [32]. Наступают экзистенциальная пустота, отсутствие или потеря смысла существования. Человек автоматически ведет привычный образ жизни, он социально активен, строит карьеру, но не ощущает радости, вкуса жизни, не чувствует энергии. У него теряется опора, дающая осмысленность. Появляются лень, апатия, скука. Когда человек не реализовывает себя, свой творческий потенциал, занимаясь только рутинной работой, он ощущает неудовлетворенность собственной жизнью. Социальная среда, общество навязывают свои стандарты. Человек не выражает индивидуальность: собственные способности, личностные качества, мечты, он не может ощутить себя полноценно функционирующей личностью. Периодически у него возникают мысли о бесполезности своего существования. «Каждое отступничество [от собственной сущности], каждое преступление против своей природы фиксируется на нашем бессознательном и заставляет нас презирать себя» [42]. Характерные признаки (соматические) ноогенного невроза – апатия, депрессия, утрата жизненных интересов, удовольствия от жизни, вплоть до мыслей о суициде. Нет смысла в жизни – нет смысла и жить.

Если проблема не решается (человек находится в напряжении из-за неудовлетворения потребности в самоактуализации – в постоянном стрессе, который заглушает деструктивными зависимостями), развиваются психосоматические симптомы: бессонница, снижение иммунитета – частые респираторные заболевания, головные боли, мигрени и т. п.

Интуиция, внутренний голос, прорываясь, пытается намекнуть, тихо подсказать, что нужно для самореализации, в чем она состоит, что будет комфортно и для самого человека, и для окружающих в целом, в чем данная личность может принести пользу, гармонично проявить, реализовать себя. Но человек не верит своему внутреннему голосу, игнорирует его, старается заглушить чрезмерной социальной активностью, алкогольной зависимостью, пустым времяпрепровождением, играя в компьютерные игры, часами смотря телевизор или читая новости, перееданием – заеданием проблем. То есть он делает всё для того, чтобы не слышать, что говорит ему внутренний голос: «Ты живешь не так, не своей жизнью, остановись, этот путь уводит тебя от твоего предназначения, от того, что лучше всего у тебя получается». И в конце жизненного пути у человека остаются только разочарование и ощущение бесцельно прожитой жизни. «Что я сделал для людей?» «А ничего из того, что мог. У тебя получались красивые изделия из стекла, и твои работы, сделанные с душой, украсили бы этот мир. Купив такое изделие, человек принес бы его в свой дом, любовался, и это давало бы ему энергию. Но ты выбрал другой путь – работу, которая совсем не по душе. Да, это приносит постоянный доход, но удовлетворения и радости нет». И человек проживает всю свою жизнь, занимаясь тем, чем ему не нравится. Это не дает энергии. Он приходит домой усталым и разбитым, ему уже не до хобби, хочется просто спокойно отдохнуть, чтобы завтра опять идти и заниматься делом, к которому не лежит душа. Периодически в жизни человека станут происходить кризисы, эмоциональные срывы, казалось бы, на пустом месте, беспочвенно, однако, когда неудовлетворенность жизнью будет скапливаться годами, ей нужен выход. Происходит выплеск всего накопившегося – в скандале, эмоциональном срыве, и если не осознать причину, глубину этого, не найти ответа на вопрос: «Почему так случилось?», то всё пойдет, как и прежде, опять до очередного срыва. И так всю жизнь. Момент кризиса – подходящая возможность понять и осознать: для чего вы здесь, что вам приносит радость в жизни, чего вы хотите. Ведь, занимаясь любимым делом, человек получает массу энергии, удовольствия, радости.

Пока жизнь идет по накатанной колее, труднее что-то изменить, но под влиянием нарастающего напряжения происходит взрыв – экзистенциальный кризис. На протяжении жизни, если личность не реализует себя, возникают экзистенциальные, духовные кризисы. Они даются человеку, чтобы пересмотреть ценности и свое собственное существование. Кризис – это выход из тупиковой ситуации и в первую очередь – возможность на следующем жизненном этапе реализовать себя, переосмыслить всё, пересмотреть траекторию жизни: туда ли ты идешь, и насколько та жизнь, которой живешь, твоя. Не проживаешь ли ты чужую жизнь в угоду социуму, другим людям: родителям, желающим, чтобы ты стал тем, кем они хотели, или жене (мужу), либо твоему начальнику, требующему отдавать внерабочее время, выходные всё новым и новым проектам. Когда человек интуитивно ощущает неудовлетворенность своей жизнью, но продолжает жить по инерции, рано или поздно наступает кризис. Дальше он так не может, и, если сам не пытается ничего изменить, жизнь помогает ему. Однако в этом случае помощь будет уже хирургической – затянулась ситуация. Он может попасть в больницу, где внешняя активность сводится к минимуму и вдоволь времени на обдумывание себя: туда ли ты идешь, и то ли делаешь, для этого ли родился. Ведь каждый ребенок с рождения обладает данными ему от природы способностями, и правильно и логично их развивать, чтобы впоследствии был успех именно в какой-то определенной области. Занимаясь тем, чем нравится, испытываешь комфорт, удовольствие, всё легко получается и, как результат, выходит более качественно, чем у других. Если нет внутреннего спокойствия, а есть сомнения и терзания, что вы идете не туда, куда хотелось бы, живете не той жизнью, – это симптомы того, что нужно остановиться и разобраться в себе, не дожидаясь, когда грянет гром. Когда человек искренне настроен на то, чтобы понять себя, – жизнь обязательно ему в этом поможет.

Как проявляется экзистенциальный кризис? Некоторые люди описывают его так: «ощущаю, что старый мир рухнул, нового нет», «потерял смысл жизни», «пропала цель в жизни», «потеряно ощущение того, что делать дальше, и как жить», «я, словно в дремучем лесу» и т. п. То есть возникает ощущение своей никчемности: «зря живу», «…я, как в болоте, и ничего не могу сделать, будто загниваю», «чувствую себя нереализованным», «я не живу, а умер», «ходячий труп», «ощущаю бесцельность существования», «чувствую бессмысленность жизни». В основном беспокойство приносит нереализованность личности в профессиональной сфере, для женщин – также в плане создания семьи, материнства. Некоторые ощущают, что идут не своим путем: «потерял мечту», «иду не той дорогой», «работаю просто для того, чтобы заработать денег на содержание семьи», «чувствую себя сбившимся с дороги путником».

Многочисленные описания экзистенциального кризиса в последние моменты жизни свидетельствуют о том, что человек сожалеет, что отпущенный ему срок потрачен впустую, не реализованы сокровенные мечты и желания. Когда человек находится близко к смерти, сама возможность жизни воспринимается им совершенно по-иному, невольно происходит переосмысление ценностей. Главными для него становятся жизнь, здоровье, реализация себя, атрибуты же успешной социальной жизни отходят на второй план. В предсмертный час проносится вся жизнь человека, что дает ему понять, так ли он жил, как хотел, и всё ли сделал. В том случае, если он выздоравливает и продолжает жить, эта ситуация является мощным катализатором развития его личности.

Проявление внутреннего беспокойства вызвано тем, что подсознательно ощущается потребность в самореализации, актуализации того, что заложено природой. И эта неудовлетворенная потребность создает напряжение.

Цель выхода из экзистенциального кризиса – найти себя, свой Путь, собственное предназначение, определиться с основными жизненными ценностями. (Подробно техники поиска себя, своего предназначения, способы реализации и достижения будут рассмотрены в 7 – 10-й главах.).

Глава 4. Свобода воли

«Что же тогда получается: вся жизнь человека запрограммирована?» – спросит уважаемый читатель. Отнюдь. Нет ничего категорически предопределенного. Однако свобода воли не исключает того, что каждый человек с рождения обладает данными от природы задатками и способностями к чему-либо.

Основываясь на результатах различных исследований в области синергетики, или теории самоорганизации живых и неживых систем (Э. Ласло, И. Пригожин, Г. Хакен и др.), удалось установить интересные свойства и закономерности [6; 18; 35]. Так, говоря о синергетическом подходе в психологии, можно отметить, что естественное развитие личности не является жестко детерминированным социальным и биологическим факторами, ей присущ источник самодвижения, то есть наличие внутренней активности, способности к саморазвитию. Теория самоорганизации эффективно разрабатывается в настоящее время в ряде научных школ.

В своем развитии любая сложная система, и человек в том числе, проходит так называемые точки бифуркации – «точки ветвления возможных путей эволюции системы» [14]. Есть некие переломные критические моменты неопределенности будущего развития. Зона бифуркации, как отмечают исследователи, характеризуется принципиальной непредсказуемостью: неизвестно, станет ли развитие системы хаотическим или родится новая, более упорядоченная структура. Это открытие еще раз подчеркивает проявление свободы воли. На протяжении всей своей жизни человеку приходится сталкиваться с переломными моментами, когда старый способ существования не удовлетворяет, а новый – еще не родился. Отсюда и кризис, который не только не означает проблему, а всячески способствует раскрытию потенциала личности, это возможность перехода на следующий этап развития, выбора из различных вариантов жизни именно своего. Проходя через кризис, человек каждый раз находится в поиске Я, собственной идентичности, своего Пути. В переводе с греческого языка слово «кризис» означает «момент принятия решения», «поворотный пункт», «переломный момент». Это некая развилка на дороге, и только сам идущий по своей воле поворачивает в определенную сторону. Это как перекресток, на котором путник выбирает свой Путь из возможных вариантов судьбы, собственное направление (рис. 4.1). И так до следующей развилки…


Рис. 4.1. Точки бифуркации на жизненном пути человека


В психологии выделяют приблизительные возрастные границы наступления кризисов. Так, в детском и юношеском возрасте это 1 год (отношение к миру: «принятие – непринятие»), 3 года («Я сам!»), 6—7 лет (переход от детства к общественно значимой деятельности, «взрослость»), 12 – 14 лет (кризис идентичности – «Кто Я?»), 17 лет (выбор профессии, построение жизненных планов, поиск себя). У взрослых отмечают кризис молодости – 20 – 25 лет (становление в социуме, семье), зрелости – 30 – 35 лет («Чего я достиг?»), среднего возраста – 40 – 55 лет (сожаление об упущенных возможностях и неудовлетворенность жизнью), поздней зрелости – 55 – 65 лет (интегративность, принятие, наставничество в профессии), пожилого возраста – 66 – 75 лет (переосмысление ценностей; если нет занятия и друзей, ощущение ненужности), старческий – 75 – 90 лет (обретение мудрости или глубокое отчаяние). Возрастные границы могут смещаться, поэтому строго ориентироваться на годы не следует. На каждом из этих кризисных этапов человек сталкивается с новыми вызовами. Важно осознать, что кризис – это всегда возможность приблизиться на шаг к себе, еще раз понять, что вам нужно, и скорректировать свою дальнейшую жизнь. Если человек самореализовывается, имеет семью, друзей, увлечения, хобби, физически активен, позитивен, то прохождение переломных периодов значительно облегчается и сглаживается.

Динамическая иерархичность – «основной принцип прохождения системой точек бифуркаций, ее становления, рождения и гибели иерархических уровней» [6]. Этот принцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали (метаморфозы по типу: гусеница – куколка – бабочка). То же самое относится и к человеку: на протяжении всей жизни происходят неоднократные трансформационные процессы, особенно в период кризисов, которые являются точкой перехода в новую форму. Проходит время, и, оглядываясь в прошлое, человек порой с трудом верит в то, каким он был раньше. На различных жизненных этапах происходит переосмысление ценностей, пересмотр идеалов, что казалось существенным и актуальным отходит на задний план, рождаются новые интересы. Важно видеть за каждым таким отрезком своего пути полученный жизненный опыт и осознавать, что он дал для развития. Вспоминается ли этот опыт как радостный или печальный – в любом случае он обогащает, приходит лучшее понимание себя и жизни, развиваются личностные качества, расширяется мировоззрение. И следует относиться с благодарностью ко всему, что с вами происходило, и к людям (независимо от того, позитивным либо негативным было взаимодействие), которые, так или иначе, повлияли на ваше развитие.

«Нелинейность в мировоззренческом смысле означает, – по определению Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова, – многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции, а также необратимость эволюционных процессов» [14]. Только сам человек ответственен за выбор своего Пути. И каждый раз, а особенно в моменты протекания кризисов, нужно делать новый: поступить учиться на экономиста или на переводчика, выйти замуж за Петю или за Васю, расти профессионально или заботиться о семье, детях, перейти на новую – интересную, но ответственную работу или остаться на старом, но привычном месте, реализовывать себя и свои таланты либо просто работать. Из таких выборов и состоит жизнь человека. И как трудно порой принять правильное решение. Каждый советует, исходя из своей точки зрения, верной для него. Как ни стараются родители, друзья подсказать лучшее, но жить вам, это ваша жизнь, и никто, кроме внутреннего советчика – собственной интуиции, Высшего Я, вам не подскажет. Это как внутренний компас, который должен работать. С точки зрения логики, взвешивая плюсы и минусы, нельзя просчитать, какой вариант нужен именно вам. Важно научиться слушать себя, следовать своему собственному выбору (рис. 4.2).


Рис. 4.2. Нелинейность, многовариантность путей жизни


Другими словами, человек как живая система имеет заложенное природой свойство к развитию, развертыванию своей индивидуальности, и, проходя на протяжении жизни через точки бифуркации (кризисы), сам выбирает тот или иной дальнейший путь своего развития.

Как же тогда предсказания гаданий, которые сбываются? С одной стороны, действительно можно предвидеть траекторию некоего отрезка жизни человека, когда жизненный путь идет, как по рельсам, без его активного управления своей судьбой. С другой стороны, то, что человек слышит, вызывает у него самое непосредственное самопрограммирование. Невольно, когда он соглашается или нет с услышанным, раз за разом прокрученные мысли проникают в его подсознание и уже через установки влияют на события, происходящие в жизни человека, подстраивая их под предсказание. Однако, когда человек понимает и видит, что он действительно сам может воздействовать на свою жизнь, изменяются даже линии на ладонях.

В целом на развитие человека непосредственно влияют биологические и социальные факторы, но главное – это активность самой личности, то, как она переживает эти факторы.

Биологические факторы включают в себя наследственные, обусловленные генотипом, и врожденные. Так, наследуются строение тела, физиологические, психодинамические, нейродинамические свойства. Особенности нервной системы определяют лишь темперамент, на основе которого формируются личностные качества, а наследуемые задатки имеют лишь вероятность развития способностей. Если у вас были в детстве прекрасные вокальные данные, но родители не отдали в музыкальную школу, да и потом вы сами считали это чем-то несерьезным, в таком случае способность угаснет.

Внутриутробный период жизни также важен в формировании психики. Психологическое состояние матери во время беременности, ее отношение к будущему ребенку, к себе – всё это составляет предпосылки для формирования личностных качеств человека, как и сам процесс рождения. Таковы врожденные свойства, на основе которых впоследствии, во взаимодействии со средой, формируются личностные качества. Но «гены – чертежи, а среда – сырье».

Значительное влияние на развитие человека оказывает социальный фактор посредством культуры, присущей данному обществу. Социальные условия развития в широком смысле – это общество, его традиции, система образования, наука и искусство, которые самым непосредственным образом влияют на формирование черт личности. В более узком смысле – социальное окружение (родители, учителя, одноклассники, близкие друзья), где через межличностное общение, отношения, совместную деятельность происходит формирование личности. Любовь, эмоциональная теплота, сочувственное понимание проблем ребенка, поддержка, уважение способствуют развитию у него позитивной Я-концепции, уверенности в себе, раскрытию творческого потенциала.

Важно отметить, что развитие личности осуществляется не механическим соединением двух факторов (биологического и социального), а путем «внутренней переработки» – переживания – внутреннего отношения человека к тому или иному моменту действительности. И именно переживание является определяющим, как то или иное событие повлияет на ребенка и на человека. Имеет значение не сама по себе ситуация, а то, как личность относится к ней. Результат воздействия среды будет зависеть, прежде всего, от того, через какие индивидуальные особенности она преломляется, и какие переживания по этому поводу возникают. От активности самой личности, от того, как она воспринимает биологические, социальные факторы, и зависит развитие (рис. 4.3). Степень активности участия самого человека в формировании своей личности обусловлена его характером и уровнем самосознания.


Рис. 4.3. Условия развития личности


В экзистенциально-гуманистической психологии активное отношение человека к жизни является неотъемлемым условием развития личности. Ж.-П. Сартр утверждал: «Человек – не что иное, как то, чем он делает себя сам» [29]. К. Роджерс, не отрицая влияния ни наследственных факторов, ни социальной среды, считал, что поведение человека определяется его внутренним чувством, внутренней свободой: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я сам» [28]. С точки зрения А. Маслоу, человек свободен и ответственен за решение, какой образ жизни и путь ему выбрать. Причем свобода менее выражена в детском возрасте, и постепенно, по мере взросления, с поднятием в иерархии потребностей человек становится свободнее в своем отношении и выборе. Если в детстве он в некотором смысле был ограничен проявлением воли родителей, учителей, с возрастом его личная свобода расширяется. Равно как по мере удовлетворения своих базовых потребностей человек становится более свободен в выборе в отношении своей жизни. В. Франкл, психолог, философ, прошедший все ужасы концентрационных лагерей, писал: «Влияние среды больше зависит от того, что человек из нее делает, как он к ней относится» [33].

«Человек, – утверждал Э. Фромм, – должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни». Благо, – в его понимании, – это «утверждение жизни, развертывание человеком своих сил, ответственность за собственное существование, … порок – безответственность по отношению к самому себе» [34].

Несмотря на биологические и социальные факторы, именно активность самой личности – внутренний мир человека, его позиция, отношение к себе, миру, переживание им этих факторов – и является определяющим условием его дальнейшего развития. Самоактуализация, реализация себя – одна из основных потребностей и целей человеческого существования. Но, чтобы ее осуществить, необходимо в первую очередь познать себя, свои интересы, потребности. Как было отмечено выше, это не некое однократное действие, а постоянный поиск себя, собственной индивидуальности, нахождение своего Пути и места в мире. Только сам человек несет ответственность за свою самореализацию.

И тогда возникают новые вопросы: «Как же искать свой Путь?», «Куда идти?» и «Что мне нужно?».

Глава 5. Знаки на Пути

В китайской философии одна из важнейших категорий – это Дао – Путь, и у каждого он свой. «Дай мне силы не сбиться с Пути, Великий Путь максимально рассеян…» – находим мы в трактате «Дао дэ цзин» (Книга Пути и благодати) китайского мыслителя, основателя философии даосизма (VI—V века до нашей эры) Лао-Цзы [17]. Несмотря на множество интерпретаций значения слова «Дао», одно из основных – это жизненный Путь человека, на котором он постигает себя и мир в целом.

Путь к себе проходит через всю жизнь человека, начиная с открытий в детстве, когда годовалый малыш видит свое отражение в зеркале и впервые называет собственное имя, когда трехлетний ребенок начинает чувствовать и проявлять свое Эго – свою волю, капризничая по любому поводу, когда подросток пытается отстаивать самобытность и независимость, отрицая все нормы и правила, когда юноша ищет свое призвание в профессиональной сфере, когда сорокалетний человек, проходя очередной жизненный этап, задается вопросами: «А туда ли я иду?», «Так ли живу?». Опять происходят переоценка ценностей, поиск себя. И так до конца жизни. Когда человек находит себя, наступает успокоение, но лишь на некоторое время. Затем опять он проходит через так называемую точку бифуркации, выбора, происходит поиск: «Чего я хочу?», «Каким себя вижу?». Порой процесс затягивается, ответы не появляются, неудовлетворение собой и жизнью растет, как снежный ком, – это в том случае, если вовремя не реагировать на свои потребности в самоактуализации.

Иногда другим людям кажется очевидным, что человек совершает ошибку, однако такое заключение может быть неверным. Перед каждым стоят свои жизненные задачи – в этом и есть уникальность Пути. В качестве иллюстрации можно привести притчу о пяти мудрецах.

Притча о пяти мудрецах

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

– Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:

– Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:

– Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:

– Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:

Вы все не правы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись – каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из леса. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие – нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!

Но он ошибался.

ВСЕ поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

На страницу:
2 из 3