bannerbanner
От этногенеза к этнофутуризму. Индоевропейские народы России
От этногенеза к этнофутуризму. Индоевропейские народы России

Полная версия

От этногенеза к этнофутуризму. Индоевропейские народы России

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Поселения расположены на невысоких надпойменных террасах рек или стариц, не имеют укреплений. Жилищами служили полуземлянки (см. Землянки) или наземные сооружения столбовой конструкции

Большинство погребальных памятников – подкурганные захоронения. Могильники имели невысокие земляные насыпи, окружённые по основанию каменными оградами круглой или квадратной формы, иногда менгирами. Стены погребальных ям обложены камнем или деревом, прослеживается обряд кремации и наличие костей жертвенных животных. Погребальный инвентарь составляют предметы вооружения (бронзовые двулезвийные кинжалы), орудия труда (бронзовые серпы, вислообушные топоры, костяные изделия для обработки кожи), принадлежности конской сбруи (костяные и роговые псалии), украшения (золотые, медные височные подвески, литые браслеты, серьги с раструбом).


Погребальный инвентарь: 1. Алакульская культура. 2. Федоровская культура (по В. В. Евдокимову, В. В. Варфоломееву. // Байпаков К. М., Таймагамбетов Ж. К. Археология Казахстана


4. Абашевская КИО

Начало позднего бронзового века (вторая половина III тыс. до н э – начало II тыс. до н э).

Ареал распространения – лесостепи Восточной Европы от Северского Донца на западе до междуречья Урала и Тобола на востоке, с выходом в степь до излучины Волги и Дона на юге.

На сегодняшний день точное её происхождение не установлено, мнение учёных по этому вопросу расходится. Некоторые исследователи объединяют абашевскую с синташтинской культурой, другие считают, что абашевская культура не относится к андроновской, хронологически ей предшествуя, она распространяется не в степной, а лесостепной зоне и принадлежит к фатьяновскому типу КШК.

Внутри общности выделяются следующие локальные культуры:

• Доно-волжская культура (бассейн Дона, правобережье Волги)

• Средне-волжская культура (бассейн Средней и Верхней Волги)

• Уральская культура (Южный Урал).

Этапы развития:

1) протоабашевский

2) раннеабашевский

3) позднеабашевский

В ареале абашевской культуры находилось два известных очага металлообработки – Донской и Южно-Уральский.

Места поселений абашевской культуры встречаются редко, такие найдены в Приуралье и на Дону. Поселения располагались по берегам рек, на возвышенных мысах, посёлки состояли из слабоуглублённых в землю построек с двускатной или четырёхскатной крышей, стены с деревянной облицовкой. Внутри жилищ располагался очаг открытого типа, хозяйственные и жертвенные ямы и колодцы.

Погребальный обряд представлен курганным способом захоронения с остатками кострищ. Могильные ямы имеют прямоугольную форму, дно выстелено берестой, стенки могильных ям обложены деревом или обмазаны глиной. Сопровождающий инвентарь – орнаментированная глиняная посуда, медные и серебряные украшения, орудия труда из камня и меди, кости домашних животных и колесницы.


1.Доно-волжская абашевская культура. 2.Средневолжская абашевская культура, реконструкция женского головного убора. 3.Уральская абашевская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. 1987 г.


Андроновскую культуру характеризует высокое развитие горного дела и металлургического производства, достигшего расцвета в эпоху финальной бронзы.


Реконструкция металлургического производства. Синташтинская культура.


Другим важным достижением андроновцев было усовершенствование прежней тяжёлой повозки с запряжёнными быками и массивными цельнодеревянными колёсами. Теперь в повозку стали запрягать коней, с целью её облегчения и увеличения скорости было изобретено колесо со спицами. Так появились колесницы – один из определяющих символов индоевропейской культуры.


Реконструкция кибитки кочевника медно-бронзового века


1. Следы колесницы; фото Н. Б. Виноградова. 2-3. Реконструкция колесницы из погребений 28 и 12 большого грунтового могильника. Синташта.


1. Изображения колесниц на андроновском и срубном сосудах и петроглифах Казахстана, Памира, Индии и Тувы // Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии, 1994 г. 2. Реконструкция колесницы по древним технологиям без единого гвоздя. // Государственный историко-культурный заповедник «Аркаим», 2017 г.


Андроновская тяжёлая боевая колесница Страна Городов, XX-XVI век до н.э. Скульптор Андрей Хоробров. Художник Юлия Мошура.


Реконструкция андроновской боевой колесницы. Художник Михаил Лобырев


В XII – XI вв. до н э, в поисках новых пастбищ и рудных месторождений, андроновцы начинают миграцию в Среднюю Азию, способствуя тем самым, распространению коневодства, металлургии и колёсного транспорта.

Другой важнейшей инновацией финальной бронзы стало распространение верховой езды, об этом свидетельствует археологический материал (новые типы стержневидных псалиев). Следствием появления воинов-всадников стало увеличение арсенала, создание новых видов оружия и конской сбруи, результатом чего явилось существенное расширение металлообрабатывающего производства, его специализация и первое появление железа.


Жара. Художник Максим Сухарев.


.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ РЖВ

Скифо-сарматская культура

Первым историческим населением андроновской и срубной культуры, согласно ассирийским хроникам, были киммерийцы и скифы, известные нам по греческим источникам со времён Гомера. В ахеминидских надписях Дария и Ксеркса они назывались саки.

Под скифской культурой принято понимать вещественные памятники VII – III вв. до н э на территории Украины, Северного Кавказа и Сибири, их отличительной чертой является «скифская триада», сопровождающая погребальные комплексы:

1. Специфическое оружие акинак – короткий железный меч с бабочковидным перекрестием.

2. Конская упряжь – бронзовые или железные удила и псалии.

3. Звериный стиль – бронзовые или золотые фигурки стилизованных животных.

Знаменитая Долина царей в Сибири, где расположены курганы Аржан 1 и Аржан 2 – самые древние царские захоронения скифского периода, датируемые IX—VII вв до н э, позволяет отодвинуть даты на более ранний срок и пересмотреть первоначальную территорию расселения скифских племён.

Окончание скифской культуры также рассматривается по разному. Принято считать, что с III века до н э скифов вытеснили родственные им сарматы, пришедшие с южно-уральских степей. Но в Крыму скифское царство продолжало существовать, изменив греческое влияние на римское. Там была построена их столица – Неаполис Скифский. Только во II веке нашего времени вторгшиеся с северо-запада готы захватили степи между Дунаем и Днепром, в IV веке вторгшиеся с востока гунны захватили степи Подонья и Украины.


1. Киммериец VII век до н э. 2. Знатный скифский воин. Южная Сибирь VII – VI век до н э (по материалам раскопок могильников Гилёво-10 и Кичигино 1). 3. Скиф. Келермесские курганы VII век до н э. Художник-иллюстратор Евгений Край.


Сарматская культура, существовавшая с IV века до н э по IV век н э, занимала обширную территорию от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья.

В рамках сарматской культуры выделяют три этапа:

1. Раннесарматская – прохоровская

2. Среднесарматская – сусловская

3. Позднесарматская.

В I – III вв. нашего времени в Приазовье и Предкавказье пришли аланы, которые подчинили себе сарматские племена. В III веке, в результате готской экспансии, сарматы утрачивают своё влияние в Северном Причерноморье. После нашествия гуннов во второй половине IV века часть сарматов была уничтожена, а часть вошла в гуннский союз.


1. Сарматский воин. Степи Северного причерноморья. II—I вв. до н э; 2. Ранне-сарматский рыцарь. Художник-иллюстратор Евгений Край. 3. Сарматский легковооруженный воин. II в. до н э – II в. н э. Иллюстрация для «Большого Атласа Казахстана».


Поскольку сарматы родственны скифам, учёные часто выделяют памятники тех и других в скифо-сарматскую археологию.

Давайте выделим отличительные черты скифо-сарматской культуры:

Поселения.

Скифо-сарматскими племенами было унаследовано несколько типов жилищ:

Первый тип – монументальное срубно-андроновское жилище каркасно-столбовой конструкции с двускатной или четырёхскатной кровлей.

Второй тип – протоюрта, получившая распространение в эпоху финальной бронзы.

Третий тип – крытая повозка, описанная в античных источниках.


Типы лёгких жилищ кочевников. 1 – шатёр; 2 – чум; 3 – конструкция скифского лёгкого жилища; 4 – реконструкция скифской повозки; 5, 6, 7 – наземные жилища; 8 – современная юрта. // Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии, 1994 г.


Погребальный обряд.

Погребальный обряд сохранил преемственность традиционных подкурганных захоронений бронзового века, культа коня, широтной ориентировки. Но скифо-сарматские погребения отличает богатейший инвентарь.

Костюм.

Особенности степного костюма складывались под влиянием суровых экологических условий и хозяйственно-культурного типа скотоводов. Женский костюм составляло длинное платье с довольно широкими рукавами, иногда расшитое по вороту и рукавам бусами. Мужчины носили двубортный кафтан, брюки и войлочные или кожаные колпаки. И мужчины и женщины были обуты в войлочные или кожаные сапожки, украшенные бусами.


1. Скифский курган в разрезе. Художник-иллюстратор Евгений Край. 2. Стела скифа-воина, найденная в селе Ольховчик Амвросиевского района Донецкой области // Собрание Донецкого областного краеведческого музея.


Вооружение.

Как мы знаем, воинственные степные кочевники покорили пол мира, а вместо укреплённых городов они имели хорошо вооружённое, дисциплинированное войско.

Следовательно вооружение имело первостепенное значение в скифо-сарматской культуре. Рассмотрим основные его элементы:

1) Доспехи (шлемы, кольчуги, щиты)

Раннескифские шлемы появились как инновация, связанная с распространением новой тактики боя – верховой езды – и употреблением, наряду со стрелами, ударного оружия. Форма скифского колпака восходит к андроновскому типу, который и был прототипом шлема. На данный момент можно выделить несколько типов скифских шлемов:

– В VI веке до н э – был распространён кубанский тип – тяжёлые бронзовые шлемы с пластинами, прикрывающими щеки.

– С V века до н э входят в употребление импортные шлемы античных типов – халкидские, коринфские, аттические и фракийские.

– Особую группу образуют шлемы-исключения (импортные типы с удалённой нижней развитой частью, шлемы из отдельных пластин и т д)


1. Типы шлемов // Черненко Е. В. Скифский доспех. 1968 г. 2. Шлемы «чешуйчатых типов» 3. Шлемы «кубанского типа» 4. Шлемы античных типов. Художник-иллюстратор Евгений Край.


Основным типом доспехов скифов и сарматов были гибкие кожаные корсеты, покрытые мелкими бронзовыми или железными чешуйками. Тацит в «Истории» упоминает, что доспехи кочевников изготовлены из железных пластинок или очень прочной кожи. Небольшими металлическими пластинами покрывалась и другая одежда скифов (шлемы, щиты, пояса). Панцирь, защищавший туловище, доходил до середины бедра, имел короткие рукава и разрезы по подолу до поясного ремня для удобства верховой езды.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2