Полная версия
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
ГЕНЫ. 3,3 млрд. лет назад на планете Земля появились микроорганизмы, размножающиеся на основе генов. Появление генов связано с возникновением первой матрицы протеина: первичного полиптида, кодируемого протеином. Полиптиды оказались пригодны для работы в качестве фермента бесконечного числа преобразований. В них аминокислотные остатки чередовались случайным образом и проявляли биологическую активность при синтезе своей матрицы – протеина. Протеиноиды возникли на начальном этапе эволюции Земли. Они катализировали первые гены, из которых синтезировались уже настоящие белки, но тоже со случайными последовательностями. Как только среди них «нашлись» способные ускорить синтез и репликацию своей матрицы – возникла жизнь.
Ген – фрагмент последовательности молекулы РНК (которая прицельно отключает гены, осуществляя генную цензуру в процессе синтеза определенных белков) – кодирующий белок, ферментирующий определенную биохимическую реакцию в клетке. Гены обеспечивали управление элементарными формами поведения простейших организмов на ранних стадиях биологической эволюции. Жизнь всех существ основана на едином генетическом коде. Белки всех живых организмов имеют одинаковый набор аминокислот. Гены сходны, но не тождественны. Они – «смесь» протеиоидов как ферментов парофосфатазы, каталазы, АТ фазы. «Новые» гены появляются за счет изменений кодирующей информации старых генов. Может происходить перестановка генов, их горизонтальная транспортировка, слияние, расщепление, вставка. Гены – посредники, передатчики матриц наследственности. Ген «действует» не один, а со своей системой, в которой он выступает репликатором. «Эгоистичный ген» – репликатор (матрица) «брал» нужные ему молекулы – мелкие строительные блоки из первичного бульона химических веществ и стал способен воссоздавать себя, свои копии. Прикрепляющиеся строительные блоки аминокислот автоматически располагались в той же последовательности, что и блоки репликатора. Репликаторы размножались в первичных пузырьках, ограниченных полупроницаемыми мембранами (как коацерваты Опарина, микросферы Факса, моригранулы Эгами). Между генами возникла борьба за ресурсы. Прото-хищники разрушали конкурентов. Другие репликаторы защищались, отгородившись первой белковой стенкой, строили контейнеры – носители, обеспечив себе непрерывность существования. Возникли структуры выживания фенотипа – клетки. «Неуловимое» виртуальное действие генов проявляется в генном отборе и отборе более высокого группового уровня, приводящем к классам организмов, более способных эволюционировать.
Генетический код – это «молекулярный разум», который пишет «аминокислотный чертеж», задающий код эволюции ДНК любого живого существа и содержит сведения обо всех предыдущих (и возможности всех будущих форм жизни?). Гистоны (белки, обладающие щелочными свойствами и входящих в ядрах клеток зукариот в составе комплексов с ДНК) участвуют в поддержании и изменении структуры хромосом на разных стадиях клеточного цикла, в регуляции активных генов. Они могут блокировать (отключать, отклонять) проявление отдельных генов и активизировать (включать) другие гены по мере развития организмов. Но некоторые части ДНК остаются незадействованными на протяжении всей индивидуальной жизни организма. Эти фрагменты генетического кода могут содержать программы дальнейшей эволюции, которые ждут реализации в будущем.
Генетический код универсален. Он один для всего живого на нашей планете и неизменен на протяжении более 3 миллиардов лет. Открытием единого генетического кода подтверждено единство живой природы на более фундаментальном молекулярном уровне. Ранее обнаруженное единство живого на клеточном уровне дополнено копированием программы, записанной в генах ДНК, передачей ее от поколения к поколению. Но как возникла программа? Почему генетический код един, а жизнь так многообразна? Как проявляется виртуальность генетического кода и разных видов генов?
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – нечто постоянно воспроизводящееся в живой системе, повторяющееся в следующем поколении. Николай Кузанский писал о нечто в малом семени, в котором виртуально содержится все будущее раскидистое большое дерево. Укреплялась идея «скрытно» существующих элементарных носителей наследственности, которые могут свободно комбинироваться при слиянии клеток в процессе оплодотворения. Идею генов – нечто сохраняющегося и существующего по вероятностным законам обосновал Г. Мендель в 1865 году относительно растительных гибридов, дал им аналитико-математическое, формально-статистическое объяснение и оказался первопроходцем в генетике, опираясь на собственные наблюдения и теоретические выкладки.
Наследственность и изменчивость выступают не как антиподы, а как единый неразрывный процесс, обеспечивающий воспроизводство себе подобных (молекул, организмов) и определяющий их разнообразие. Оказалось, что механизм передачи генетической информации сопряжен с возможностью «ошибок». «Творчество» Природы заключается в создании новизны этими «ошибками». Биологи подчеркивают, что организм непрерывно обновляет в себе вещества, способен к развитию и новым взаимодействиям. В микромире, химических реакциях, биологических процессах происходят процессы взаимодействия возникновения новых объектов при участии посредников – виртуальных частиц, катализаторов, ферментов, гистонов. В микромире посредники настолько «быстро» действует, насколько быстротечны его процессы. В химических реакциях «посредники» (катализаторы и ферменты) новообразований более устойчивы и наблюдаемы. В биологических процессах гены и ферментативный катализ как «посредники» недостаточно изучены.
1.3. Виртуальность бытия человека
От биологического к социальному, покорение огня, виртуальность трудовой деятельности, виртуальность социальности, виртуальность и субъективная реальность, психологическое и виртуальное, виртуальность языка
ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО К СОЦИАЛЬНОМУ. В соответствии с современной теорией эволюции развитие биологических организмов определяется рядом факторов (мутационным процессом, популяционными волнами, естественным отбором), включенных во взаимодействия с абиотическими системами природы (геологическим, географическим, климатическим фоном). Абиотические факторы – мощный генератор мутационных процессов, интенсивной перекомбинации генофонда. Космические и физико-химические факторы, оказывшие влияние на процесс антропосоциогенеза, изучены менее. Становление человечества происходило в последний период кайнозойской эры истории Земли.
Антропный принцип постулирует, что появление разумного существа в нашей Метагалактике есть явление случайное, но возможное благодаря маловероятному, но реализованному совпадению многих независимых параметров. Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант. Если бы они были другими хоть немного, то человечества нашей планеты не было бы (или оно было бы иным?). Универсальная антропология строится на эволюционном подходе к изучению природы человека, его происхождения как универсального (не уникального) явления мироздания. Формирование антропо-социокультурной системы бытия, как закономерного развития эволюционной энергии природы, оказалось необходимым, поскольку на биологическом уровне она была способна создавать такие сложные живые организмы, как животные. Биологическая эволюция на планете Земля привела к появлению гоминидов. Как от них отделилась особая ветвь, приведшая к появлению человека не известно. Пусковые причины механизма антропогенеза не изучены. Предполагают, что биологическое появление человека произошло на основе маловероятного пересечения в нужном месте и в нужное время практически независимых друг от друга биологических (групп интеллектуально продвинутых гоминоидов, морфологически предрасположенных к прямохождению), климатических (аридизация) и тектонических (образование Восточно-Африканского рифта) процессов. Это случайное стечение обстоятельств закрыло для наших предков возможность адаптации к меняющимся условиям существования как обычным – биологическим – путем и подтолкнуло к более активной реализации имевшегося у них достаточно высокого интеллектуального потенциала. Обладание собственным внутренним миром – существенный признак человека. Высшим животным он присущ в очень малой начальной степени. По мнению антропологов эволюция человека – это не прямая, а довольно ломаная линия – периоды эволюционного затишья сменялись взрывом с появлением новых форм. Развитие гоминидов на территории Африки происходило как бы в виде узелков сети: отдельные ростки прогрессивных форм появились в разных местах. Принцип стадиальности развития не работает: вместо него имела место «сетевидная» эволюция. Известно, что несколько видов предков человека – австралопитеков (самый древний появился 7 млн. лет назад) развивались одновременно, скрещивались, также как позднее, возможно, неандертальцы с кроманьонцами. Биологический источник эволюции человеческого организма, как и любого живого организма, коренится в глубинах развития природы. Становление человека заняло длительный период и завершилось грандиозным скачком в социальное бытие, отделившим его от животного мира.
ОРГАНИЗМ человека – результат эволюции жизни на планете Земля. И ныне каждый человеческий эмбрион как бы повторяет некоторые стадии эволюция живого. В этом проявляется закон повторения в индивидуальном развитии организма всего предшествующего хода эволюции и объясняющего наличие ряда примитивных признаков предыдущих форм у эмбриона. У человека сохраняются рудиментарные органы, которые были важны его биологическим предшественникам. В геноме человека 95 % генов сходных с генами примитивных насекомоядных млекопитающих. Человек строением организма и физиологией относится к приматам, к отряду обезьян, являясь его особым видом. Методом молекулярной гибридизации выявлено, что у человека и шимпанзе 91 % сходных генов, у человека и гиббона – 70%, у человека и макаки-резус – 66%. Более того, оказалось, что шимпанзе ближе к человеку, чем к орангутангу. Всего 8 – 5 млн. лет тому назад разошлись линии шимпанзе и прачеловека. В качестве «модельного предка» человека и шимпанзоидной линии некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе-бопобо, обитающего в джунглях экваториальной Африки.
Выходя на путь социального развития, человек биологически остался сыном планеты Земля. Эволюция Вселенной не завершена. Человеческий род – не венец творения Природы. Он – апофеоз биологической эволюции на нашей планете и биологически представляет собой не более чем один из миллионов отростков на ветвях широкого разросшегося в ходе эволюции древа жизни. (На других планетах возможны иные, чем на Земле, формы жизни и разума.) В человечестве находит отражение один из возможных этапов длительного развития материи. Все, что было в эволюции планеты Земля до человека, в обобщенном и интегрированном виде, «есть» в человеке. Отсюда две крайности антропного принципа: принятие параметров Вселенной абсолютно случайными для того, чтобы появился человек, и признание неслучайности факта совпадения параметров нашей Вселенной и условий в ходе физической, химической, биологической стадий эволюции, приведшей к появлению человека. Этапы эволюции содержат тупики восхождения по усложняющимся стадиям. Хронология Универсальной истории по Дэвиду Христиану представляется следующим образом. Если за исходную точку взять Большой Взрыв и условно от него отдалиться на 13 лет, то на этой шкале времени планета Земля сформировалась 5 лет назад, многоклеточные организмы на ней – 7 месяцев, гоминиды – 3 дня, собственно вид Homo Sapiens – 53 минуты, а время индустриального общества длится всего 6 секунд.
Эволюционное развитие биологического вида HOMO SAPIENS включало анатомические, физиологические и психофизиологические изменения. Человек остается живым существом и основные законы физики, химии, биологии действуют в его организме, поскольку его сформировала планета нашей галактики. Влияние их констант на организм человека отражено в величине массы его тела, росте, структуре тела, которые зависят от физических характеристик планеты, от степени ее «прогрева» Солнцем, от геологических и биологических условий обитания на ней. Человек – биологически ограниченное существо: у его органов чувств узкий диапазон восприятия, у тела ограниченный запас выносливости и краткий срок жизни, и все это сокращает эволюционный потенциал человека как биологически слабого вида, который не выжил бы, не встав на путь социального развития.
Ю.В. Чайковский в статье «Пятьсот лет споров об эволюции» (ВФ. №2, 2009) проанализировал постепенность изменения идеи эволюционизма в морфологическом, эмбриологическом, физиологическом, поведенческом и экологическом планах. Он отмечал, что и поныне современный дарвинизм умеет описывать только включение, выключение и мелкие модификации уже существующих генов, но не появление новых генов. В учении об эволюции человека в дарвинизме ныне выделяют три идеи: 1. Каждая стадия очеловечивания давала какое-то преимущество, которое подхватывалась отбором; 2. С тех пор как человек стал человеком, его биологическая эволюция прекратилась, так как естественные факторы уступили место социальным факторам; 3. Процесс становления нынешнего вида людей есть биологически линейная последовательность поколений и ее в принципе можно приблизительно восстановить. Ю.В. Чайковский отмечает, что два первых пункта декларативны. Выступающие против идеи биологической изменчивости ссылаются на то, что в природных организмах все отлажено, осуществляется не борьба, а взаимопомощь, сотрудничество. Отдельные клетки организма выполняют то и только то, что им положено, хотя возможностей «делать» что-то иное у них гораздо больше.
Материальная действительность в своем объективном существовании самодостаточна настолько, что позволила живым организмам, в том числе и человеку, эволюционным путем, пройдя пробы и ошибки, постепенно самосоздать, закрепить, развить в себе органы и системы необходимые для адекватного отражения и преобразования среды обитания. Интеллектуальные способности человека не могут развиваться и формироваться иначе, кроме как способом уподобления диалектической код-матрицы вселенской материи. Этой матрицей определяется в жизни человечества абсолютно все: и его способности к познанию своего внешнего окружения, и его способности к преобразованию этого окружения и себя. (А.К. Белов)
Перед тем как появиться речи эволюцинизировал мозг в течение миллионов лет жизни приматов. «Живое разумное вещество» (термин В. Вернадского), разум во Вселенной, в самотворящей Природе возник не случайно, и тем самым произошло «оразумление биосферной эволюции». Илья Пригожин писал, что пассивная Правселенная не способна порождать Созидающую Вселенную. (Пассивной Правселенной не было.) Развитие представляет собой не просто смену одной формы материи другой, а аккумуляцию «содержания» предыдущих ступеней последующими с их посредниками. Так называемые «высшие» ступени не утрачивают «содержания» присущего «низшим», но включают его в себя в обобщенном преобразованном виде. (349. 249) В системах предпсихологического уровня: мембран, вирусов, клеток проявляется виртуальность посредников. Она способствует возникновению у многоклеточных организмов регулировки энергетического обмена и выживания. В измененном виде она сохраняется у человека.
Прямохождение прапредков закрепилось в период похолодания, когда на планете гибли тропические леса, и пришлось выживать в новых условиях. Совместная добыча пищи собирателями, защита от хищников, забота о потомстве провоцировали постоянное использование рукой предметов окружающего мира. Биологические особенности, будучи первичными во времени, («развитый» мозг и передние конечности, опора на задние конечности) плюс жизнь сообща оказались предпосылками возникновения социального опыта и остаются природным условием социального бытия. Возникающие общественные признаки совместной «деятельности» обретали относительную независимость от биологических свойств человека, становились основным условием развития его социальности.
Важнейшими факторами превращения животных (высших гоменидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение родовых объединений, формирование нравственных правил поведения, социокультурных объединений людей на базе возникающего производства. Все эти и другие факторы развивались в диалектическом взаимодействии друг с другом. Вместо морфологического совершенствования организма человек в своем развитии пошел по пути социального коллективного взаимодействия, переходя от собирательства к охоте, эффективность которой многократно возрастала с изготовлением все более сложных орудий. Произошла первая бифуркация в истории человека – палеолитическая революция. Древние люди объединились в роды, племена и сумели выживать в природе и перейти к социальному развитию, жизни в новой реальности. Австралопитеки существовали 7 – 1 млн. лет т.н, известно восемь их видов. Среди них Homo habilis, Homo ergates – человек Кении был охотником. В интервале от 1,2 млн. до 900 тысяч лет тому назад человек оказался на грани вымирания. 800 тыс. лет тому назад из Африки через Сицилию и Гибралтар человек проник в Европу, где климат оказался холоднее, и ему пришлось овладеть огнем, строить жилища (из бивней и шкур мамонтов), одеваться в шкуры. Гейдельбергский человек укрывался от холода в пещерах, был каннибалом. Неандертальцы анатомически были уже близки современным людям. В Азию древние люди отправились также из Африки. Человечество становилось разнообразным, возникали расы. Вехи антропогенеза: 2,5 млн. лет назад существовал род Номо, 2 -1,5 млн. лет назад началось производство искусственных орудий труда, 500–400 тысяч лет назад морфологическое преобразование человекоподобных видов перешло в новое качество – человека современного типа, 300 тысяч лет назад он обрел современный биологический вид.
Условно-рефлекторная «деятельность» высших приматов «перешла» к стадной жизни людей типа Эректус, которые два миллиона лет назад начали и длительное время производили одну и ту же несложную операцию по оббиванию камня для получения острой режущей грани. Каменный век (палеолит) оказался на длительный период чрезвычайно стабильным. Но люди постепенно переходили к более сложной обработке камня. Эволюция человека очень медленно набирала темп.
Разрыв между рефлекторным «трудом» гоминидов и общественным осознанным трудом древнего человека мог быть преодолен усложнением образа совместной трудовой деятельности и появления у него нового биологического органа будущего аппарата членораздельного голосообразования: гортани с голосовыми связками, движением мышц губ и языка, нервных связей между ними и возникшими отделами головного мозга. Возникли в мозгу речеобразующие зоны и зоны понимания услышанной речи первобытного языка. Человечество медленно переходило от биологического обитания к социальному образу жизни. Ввозникающее сознание опиралась на материальный аппарат биологического преобразования горла, уха, соответствующих центров мозга.
Разум и человеческий язык рождались очень медленно, вырастая и сопровождаясь «языком» жестов, криков-сигналов. Центр управления речью (он в левом полушарии мозга в зоне Брона и Вернике, где находится и центр управления правой рукой) обслуживал язык жестов. Предполагают, что процесс перехода к устной речи завершился уже 730 тысяч лет назад, ибо к тому времени появились следы знакового творчества в виде линий, цветовых пятен на «произведениях» древнекаменного мобильного искусства, найденных в Странской скале в Чехии. При этом многие исследователи склонны считать, что вначале у человека была только внешняя речь, а уж потом появилась внутренняя речь и сознание.
Может ли современный человек биологически изменяться? Положительный ответ дают те, кто отмечает увеличение численности населения планеты, продолжительности жизни людей. Но происходит это уже под влиянием социальных факторов. Ф. Бааде подсчитал, что 8 тысяч лет тому назад численность людей на Земле достигала 10 миллионов. Удвоение населения произошло через 2500 лет, второе удвоение через 2000, третье через 1500, четвертое через 1000, пятое удвоение через 900, шестое через 100 лет. Если в 1900 году Земле жил 1,5 млрд. человек, то в 2018 году численность населения оказалась 7,5 млрд., то есть в пять раз. Продолжительность жизни людей каменного века была 19 лет, эпохи бронзы – 21,5 лет, европейской античности – 25 лет, людей XYI века – 27,5 лет. В 1801- 1880 годах – 36,6 лет, в 1947 году – 54, 7 лет. В наши дни в развитых странах продолжительность жизни равна 70 годам. В генотипе закрепление социального опыта выражается в том, что он в свернутом виде содержит информацию об историческом прошлом человека и это выражается в задатках, склонностях, влечениях, в избирательном отношении людей к выбору профессии. Продолжается социальный эволюционизм. Люди по природе различны, а не одинаковы. «Ждать равенства сил и способностей людей нелепо и бесполезно», – писал В.И. Ленин. (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 24, С. 363)
Идут ли малозаметные морфологические и физиологические изменения в организме, закрепляется социальный опыт в генном аппарате? Неизвестно
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ
Homo sapiens появился 300 – 200 тыс. лет назад, а не 42 тыс. лет, как полагали ранее. Деятельность его предков по использованию речной гальки началась около 2 млн. лет тому назад. Сосуществование и смешение различных биологических «подвидов» предков человека имело место на всем протяжении эволюции. Расхождение Номо сапиенс и неандертальцев началось 300 тысяч лет назад, их обособление 200 тысяч лет назад. 25 тысяч лет назад неандертальцы вымерли. (Голландцы и другие светлокожие народы несут в себе ряд неандертальских признаков: глубокие глазницы, надбровные дуги, светло-рыжий оттенок волос.)
КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТРУД. Переход от инстинктивного образа действий гоминид с предметами к предсоциальной жизнедеятельности и целеполагающим формам трудовой деятельности людей до сих пор не известен. «Общественный» инстинкт животных вызван совместным биологическим существованием ради выживания вида. Разделение функций у особей, например, в муравейнике необходимо для самосохранения и продолжения биологической жизни. «Социальности» нет ни у муравьев, ни у пчел. Человеческая социальная общность появилась не по биологическим причинам.
Развивающиеся когнитивные способности пралюдей позволяли контролировать психические состояния и отношения к себе подобным, трудовая «дятельность» обеспечивали выживания примитивного коллектива по пути становления социальности. Выход прачеловека за пределы биологической эволюции преобразовал животный инстинкт подражания в следование трудовым навыкам из поколения в поколение при создании орудий труда. Стадный инстинкт обеспечивал общение пралюдей в начальной совместной жизнедеятельности, дал толчок к формированию социальной памяти. Инстинкты выживания, продолжения рода, стадности и подражания – не единственные предпосылки становления общественных свойств человека. Невозможность биологической эволюции в приспособляемости организма прачеловека вызывал у него появление способности в экстремальных условиях превосходить обычный для животного порог умений и возможностей.
Первые признаки социальности у пралюдей, живущих на кормовой территории первобытным стадом, обнаружились в эпоху раннего палеолита, когда предки стали регулярно использовать необработанные камни. В течение длительного периода постепенно затихала их биологическая эволюция, и совершался переход от первобытного стада к первобытно общинной орде. Изготовление орудий труда – условие, «оправдывающее» биологическую неизменность вида Homo sapiens. «Орудийные» действия были свойственны приматам. Палка, камень остаются «приложением» к кисте орангутанга, гиббона, шимпанзе. Первые вначале инстинктивно, а затем «сознательно» изготовленные каменные орудия труда – обколотые речные гальки – оказывались как бы «продолжением» тела человека, изменив и дополнив способности его руки. Она преобразилась, носила отпечатки его социального существования. Труд преобразовал функцию кисти руки предка социально, поскольку создаваемые орудия служили не только отдельной особи, а коллективу пралюдей. К тому же труд, даже при простейшей манипуляции рукой при обработке камня обеспечивался изменившимся «социально» функционированием особой зоны мозга, корректирующей сигналы, управляющей движением руки на основе обратной связи. В процессе многократных повторени операций рукой устанавливались устойчивые связи между нейронами головного мозга. Осознаваемый акт управления руками переводил действия прапредка в «автоматический» режим, включал условно-рефлекторные механизмы управления действием. В изменившейся кисте руки телесно выражена социальная деятельность человека. Она сущностно отделила его от биологического бытия, подвела к совместному общественному производству и бытию. Орудия труда, изготовляемые рукой – овеществленная форма программы социальной деятельности людей. Любая вещь, созданная для осуществления каких-либо совместных практических нужд, воплощает в себе определенную способность человека действовать и жить сообща.