Полная версия
История древней Армении. От союза племен к могущественному Анийскому царству
Договор в Рандее, утвержденный этой коронацией, оказался удачным вариантом: согласно ему, Армения под властью Аршакидов, которые были вассалами Рима, становилась связующим звеном между Востоком и Западом. Признаком римского протектората был только римский гарнизон в Софене. Тиридат попросил у римлян разрешение отстроить заново Артаксату и получил его. Нерон сам внес вклад в ее восстановление, послав ему архитекторов и рабочих. При восстановлении Артаксаты в ее облике должны были появиться элементы римского искусства – «роскошные колоннады и монументы, каких до того не знала Армения».
Кроме того, римляне всерьез отнеслись к своей обязанности защищать Армению. Ей угрожала новая опасность. К северу от Кавказа, возле Кумской степи, поселились аланы – полукочевой народ скифо-сарматского происхождения. Их шайки, подобно древним скифам, разоряли своими набегами прекрасные земли Закавказья. Нерон перед тем, как был свергнут (68), собирался организовать военный поход против них. В 72 году, по свидетельству Иосифа Флавия, аланы, которые, несомненно, прошли через Дербентский проход, сначала разграбили Мидию на территории Парфянского царства, то есть, несомненно, Атропатену (позже персидский Азербайджан), а потом опустошили несколько армянских округов на территории римского протектората. Царь Тиридат, который повел войска против аланов, едва не попал к ним в плен. Эти варвары все же отступили, но увезли с собой свою добычу. И нет сомнения, что именно для того, чтобы преградить путь новым вторжениям, император Веспасиан (69–79) по просьбе царя Иберии Митридата, или Мирдата, примерно в 75 году приказал укрепить крепость Гармозику в Иберии, то есть Мцхету возле нынешнего Тбилиси.
Траян и римская аннексия
После Тиридата I в Армении царствовал некий Аксидар, о котором мы мало знаем. Одни считают его иберийским принцем, другие, на основании отрывка из Диона Кассия, считают этого царя Аршакидом, сыном царя Парфии Пакора[105]. По свидетельству того же Диона, Аксидар в любом случае закончил тем, что перестал нравиться и парфянам, и римлянам. Новый царь Парфии Хосрой низложил Аксидара и заменил его своим племянником, сыном Пакора, Партамасирисом. Хотя римляне и не были довольны Аксидаром, император Траян посчитал это вмешательство парфян в дела Армении нарушением Рандейского договора, объявил парфянам войну и для начала ввел войска в Армению. В Элегее (Илиджи, в трех лье от Эрзерума) его посетил Партамарсис, приехавший просить, чтобы император утвердил его на престоле. Но Траян твердо решил присоединить Армению к империи; он отказался признать Партамарсиса царем и без всяких объяснений отослал его прочь. На обратном пути злосчастный Аршакид был убит своими же сопровождающими, Армения была объявлена римской провинцией, а ее губернатором стал Л. Катилий Север, прадед по матери будущего императора Марка Аврелия. Колонна римских войск под командованием Лузия Квиета, выступив в поход из Армении, перешла Аракс и отправилась покорять парфянские территории – землю народа мардов (нынешний Гилян) и Атропатену (Азербайджан). Несомненно, Траян желал прочно установить в этом регионе власть римлян, сделать Закавказье одним из оплотов Римской империи. Поэтому он укрепил связи Рима с народами Колхиды, гениохами и махелонами, и дал нового царя албанам (в нынешнем Дагестане).
Возвращение к Аршакидской династии и Рандейскому равновесию
По плану Траяна аннексия Армении и превращение Закавказья в вассальную территорию были лишь подготовкой к завоеванию Парфянской империи. И действительно, в 116 году он отнял у Парфии Центральную Месопотамию и Ассирию, потом Вавилонию вместе с их столицами Вавилоном, Ктесифоном и Селевкией. Но в 117 году восстание евреев и, главная причина, смерть этого великого императора положили конец всем планам. Преемник Траяна, император Адриан, вывел римские войска из Вавилонии, Ассирии и Месопотамии до Евфрата, а в Армении вернулся к режиму, установленному Рандейским договором: один из младших Аршакидов, Вологез, стал ее царем под протекторатом Рима. Был построен всего один римский лагерь в Сатале, у истоков реки Ликос (она же Келькид-Чай, или Гермили), в имперской провинции, которую любившие точность римляне называли Armenia Minor, то есть Малая Армения. В лагере был размещен 15-й легион «Апполлинарис», солдатам которого было поручено наблюдать за границей.
В результате Армении оказалось нужно примирить свою восстановленную независимость с проникновением на ее землю двух чужих культур – иранской и римской. Некоторые надписи донесли до нас любопытные свидетельства этого примирения. Например, один из армянских монархов в своей надписи именует себя Aurelios Pakoros, basileus Megalès Armenias (Аврелий Пакор, царь Великой Армении) и сообщает, что построил в своем царстве гробницу для своего скончавшегося в Риме брата, имя которого было Aurelios Merithatès (Аврелий Меритат). Это сочетание иранских и римских имен характерно для ирано-римской культуры тогдашней Армении. Рандейский договор, когда его положения исполнялись правильно, делал Армению территорией согласия, где встречались эти две культуры. И видимо, эти положения исполнялись верно в течение 44 лет (117–161). К тому же и Рим, и Парфия были одинаково заинтересованы, чтобы защищать Армению от аланов, иногда вторгавшихся в нее из степей Предкавказья. Около 135 года эти варвары получили поддержку царя Иберии Фарасмана II, совместно с ним захватили на парфянской территории Атропатену и угрожали Армении и римской провинции Каппадокии. Царь Парфии Вологез IV добился отступления аланов, откупившись от них деньгами. А Фарасмана II император Адриан сумел сделать союзником Рима; позже Фарасман приехал в Рим и принес вассальную присягу.
Армения при последних Антонинах и при северах
В царствование Антонина Пия, в 140–144 годах, была отчеканена монета с надписью Rex Armeniis datus («Армении дан царь»). На ней изображен этот император в момент, когда он надевает тиару на голову некоего правителя. Возможно, Антонин короновал Соэма, который, как мы увидим позже, в 163 году повторно занял трон Армении и, вероятно, был одним из младших Аршакидов, хотя его имя скорее сирийское[106].
Соглашение между Парфией и Римом по поводу Армении было разорвано в 161 году по вине парфян. Царь Парфии Вологез III прогнал из Артаксаты царя, возведенного на армянский престол римлянами, и заменил его на своего избранника, Аршакида по имени Пакор. Римский наместник Каппадокии Седаций Севериан попытался изгнать Пакора, но потерпел поражение в бою возле Элегеи и покончил с собой. Однако император Марк Аврелий действовал энергично. В 163 году один из его полководцев, Стаций Приск, ввел римские войска в Армению, захватил Артаксату, вынудил Пакора бежать и в 164 году вернул на трон Соэма, которому Рим мог вполне доверять, поскольку этот уроженец Востока имел звания сенатора и консула. Во время взятия Артаксаты Приск почти полностью разрушил ее. Рядом с ней он велел построить новый город, который в энциклопедии «Суда» упомянут под названием Кайнеполис. Видимо, его позднейшее название – Вагаршапат. В Кайнеполисе был расквартирован римский гарнизон, и есть свидетельство, что он еще находился там в 185 году. Марций Вер, сменивший Приска во главе римских войск этого региона, окончательно сделал этот город столицей Армении[107].
При императоре Септимии Севере снова началась война между парфянами и Римом. В 197 году Север вошел победителем в парфянские столицы Селевкию и Ктесифон и отдал их на разграбление. Тогдашний царь Армении – вероятно, в то время царствовал Санатрук – едва не скомпрометировал себя сотрудничеством с парфянами. Его сын Валарзас (Вагаршак, имел и второе имя – Вологез), видимо, тот самый, чьим именем назван Вагаршапат, присоединился к парфянам как раз в то время, когда победа римлян доказала, что он ошибся. Он поспешил попросить о мире, дать заложников и уплатить дань. Примерно через 20 лет после этого преемник Севера, Каракалла, находясь в Сирии, вероломно заманил туда Вагаршака и велел заковать его в цепи, чтобы аннексировать его страну (216). Но римская армия под командованием Феодокрита, войдя на территорию Армении, потерпела поражение от сопротивлявшихся местных жителей. Преемник Каракаллы, император Макрин, вероятно, признал царем Армении Тиридата II, сына Валарзаса. Несомненно, этот Тиридат II – тот царь, которого Моисей Хоренский (217) называет Хосров Медз (Хосров Великий). Макрин прислал Тиридату, как своему вассалу, золотой царский венец и вернул ему мать, взятую в плен Каракаллой.
Во время всех этих бурных событий, даже в периоды, когда младшая ветвь Аршакидов, царствовавшая в Армении, не ладила с ктесифонским двором, парфянская культура продолжала оказывать глубокое влияние на армянскую культуру, в особенности на армянский язык. Мейе отмечает, что «основная часть ираноязычных заимствований, вошедших в армянский язык, взята не из персидского, а из парфянских наречий».
Армения и первые Сасаниды. Воцарение Тиридата III
От подписания Рандейского договора до падения Парфянской империи (63–234) Армения сохраняла независимость. Конечно, ее цари, младшие Аршакиды, неизбежно сталкивались с попытками ее аннексии Римом и с внезапными вторжениями парфян, которые всегда были склонны считать своих младших родственников из Армении всего лишь представителями своих царей в этой стране, чем-то вроде позднейших вице-королей. Но при этом всегда побеждало равновесие, установленное Рандейским договором, и Армения имела счастье пользоваться результатами этого равновесия.
Положение изменилось в 224 году: властителями Ирана вместо парфян-Аршакидов стали персы-Сасаниды. Армянские Аршакиды избежали катастрофы, которая обрушилась на иранскую ветвь этой семьи, однако им угрожала вражда новых «великих царей» Ирана. Римляне постарались использовать эту вражду в своей начинавшейся тогда долгой борьбе с империей Сасанидов. Император Александр Север в 231 году во время похода против персов направил одну из своих армий через Армению, чтобы зайти противнику в тыл со стороны Мидии (Атропатены, персидского Азербайджана).
По словам Агафангела, которые повторяет Моисей Хоренский, царь Армении Хосров Медз, он же Тиридат II у классических историков, оставшийся единственным представителем Аршакидов, желал отомстить за свой род участием в войне против нового хозяина Ирана – Ардашира Папакана, великого царя из семьи Сасанидов, а затем против сына Ардашира, Шапура I. Армянский монарх, чтобы вернуть на иранский трон парфянских царей, старшую ветвь своего рода, попытался создать большую коалицию, куда вошли бы и его соседи, и правители, жившие далеко. Он обратился за поддержкой к народам Кавказа, албанам и иберам, и даже к аланам из степей возле Терека. Он стал искать союза и с еще одним народом, который жил намного дальше, но которому тоже угрожали Сасаниды, а именно – с великой «индо-скифской» династией Кушан, которая правила в двух местах Афганистана – в долине Кабула (в Баграме, в области, которая тогда называлась Каписа, теперь это окрестности Кабула, и в Пурушапуре, то есть Пешаваре, в области, тогда называвшейся Гандхара), а также на северо-западе Индии, в Пенджабе. Кушанский царь, который правил в то время и к которому была обращена эта просьба, носил имя Васудева. Это был тот правитель, который в армянских документах назван именем Весаджан, или Весаджен, а с 230 году упоминается в китайских источниках (в хронике «Троецарствие») под именем По-тяо. План раздавить молодое государство Сасанидов силами коалиции армян, опорой которым стали бы их северные соседи, и индо-афганской Кушанской империи был грандиозен, и это делает большую честь задумавшему его армянскому монарху из рода Аршакидов. К несчастью для него, Шапур I в период с 241 по 251 год захватил Афганистан, дошел до Пушкабура (так назван в его надписи Пешавар), завладел этим городом и сверг с престола кушанского царя Васудеву. Об этих событиях свидетельствует надпись, сделанная по приказу Шапура I на стенах Каба-Зардушта в Накши-Рустаме и обнаруженная в 1939 году; ее упоминает в своих сочинениях господин Гиршман, замечания которого мы и приводим здесь.
Так царь Армении лишился сильного союзника и оказался один лицом к лицу с Сасанидами, извечными врагами своей семьи, которые теперь торжествовали победу в Иране. Кончилось тем, что он стал жертвой своих планов. Он принял при своем дворе в Вагаршапате знатного парфянина «по имени Анак(?)»[108]. Но этот эмигрант был не тем, кем казался на первый взгляд: он имел товарищей, связанных с Сасанидами, и коварно убил царя Армении (ок. 238 г. или позже?). С другой стороны, Иоанн Зонара[109] сообщает, что римский император Филипп Араб, заключая в 244 году договор о мире с царем Шапуром I из рода Сасанидов, уступил Армению персам, но негодование легионов заставило императора отменить это решение. Согласно армянской традиции, которую зафиксировал Агафангел, после убийства Хосрова персы захватили Армению, но один из малолетних сыновей убитого, Трдат, будущий Тиридат III, был тогда спасен своими воспитателями: они увезли мальчика в Рим, где тот был в безопасности. Точно известно лишь одно: по свидетельству Зонары, Шапур с 252 года господствовал в Армении и посадил на ее трон верного ему царя Артавазда. Разгромное поражение римского императора Валериана, которого Шапур в 260 году взял в плен, лишь укрепило власть персов над Арменией. Положение изменилось в 282 году благодаря победоносному походу императора Кара, который дошел до Ктесифона, западной столицы Сасанидов. В результате этого разгрома персов, а затем энергичной восточной политики императора Диоклетиана, персидский двор был вынужден вернуть римлянам право протектората над Арменией. Так подопечный римлян Тиридат III был возвращен на армянский трон (примерно в 287 г.). Через девять лет война между римлянами и персами началась снова, и царь Персии Нарсес начал наступление на Армению, но был остановлен римским цезарем Галерием, которому помогал царь Тиридат III. Войска Нарсеса были обращены в бегство, и царь Персии был вынужден окончательно признать протекторат римлян над Арменией и Иберией (осень 297 г.). Тогда же он отдал самой римской империи верхнюю часть долины Тигра, то есть, кроме Софены (Дзопк и Ханзит), еще Ингилену (Ангех-Тун, Эгил), Арзанену (Ахцник, Арзен), Моксоену (Мокк, область между озером Ван и рекой Ботан-Су), Кардуену (Корчайк или Горджайк, область, где находится Бетманин) и Забдикену (к северо-западу от Джезирет-ибн Омар).
В армянских преданиях сохранилось воспоминание о помощи, которую Тиридат III оказал римлянам. Агафангел и Моисей Хоренский рассказывают о подвигах, которые этот царь совершил в юности, когда укрывался от врагов у римлян и участвовал в их войнах против готов и персов. Моисей сообщает, что эти подвиги были совершены в царствования императоров Проба (276–282) и Кара (282–283). Фактически его возведение на армянский престол стало важной датой: с этого времени Армения окончательно повернулась лицом к греко-римскому миру. Гибель Парфянской империи, оборвавшая династические связи царей Армении с Ираном, подготовила этот поворот, а завершило его воцарение Тиридата III, который долго жил среди своих римских друзей. Этот поворот виден еще ясней, если учесть, каким решительным поступком этот царь окончательно повернул Армению в сторону стран Запада: он принял христианство.
Парфянское влияние на культуру Армении
Мы дошли в своем рассказе до момента, когда Парфянская империя исчезла из истории, а династия парфянского происхождения, но с этого времени полностью армянская по культуре и обычаям, продолжала царствовать в Айястане; поэтому важно отметить, что парфянская культура значительно повлияла на армянскую цивилизацию, и это влияние засвидетельствовал армянский язык. Мейе отметил, что основная часть иранских заимствований, вошедших в армянский язык, была взята из парфянских наречий. Р. Готьо[110] же доказал, что в армянском словаре даже больше слов из парфянского, чем мы предполагали. Чтобы показать, как велико было это влияние, достаточно сказать, что было заимствовано слово kari – «очень». Числительные hazar – «тысяча» и bewr – «десять тысяч» тоже явно заимствованы из языка иранской группы. Мейе также отмечает: «Влияние парфянского словаря на словарь армянский можно измерить по количеству иранских прилагательных, которые принял в себя армянский язык». А Бартоломе считает очевидным иранское происхождение армянского суффикса -ean.
Более того, первыми, благодаря кому в культуре Армении стало всерьез ощущаться греческое влияние, были писцы-арамейцы из парфянских «правительственных учреждений». Мы, конечно, уже знаем, что при династии Артаксиадов армянский двор «эллинизировался», потому что это было в моде или нравилось придворным. Но это было лишь поверхностное подражание грекам, которое не затрагивало ни народ, ни даже чиновников. В эллинистический период Армения, хотя и казалась страной эллинской культуры, только выглядела такой. Настоящая ее эллинизация началась в ранний период Римской империи, и проводниками греческого влияния были администраторы Аршакидов, точнее, писцы-арамейцы, служившие этим администраторам. Мейе в своей книге «О парфянском влиянии» писал: «Хюбшман уже отметил, что, например, слова zoïg – „пара“, philosophaï – „философ“, akhsorkh – „изгнание“, dram – „драхма“ попали в армянский язык через арамейский. Эти очевидные примеры, несомненно, не единственные».
Подводя итог, можно сказать, что в течение всего аршакидского периода армянская аристократия пользовалась парфянским диалектом иранского языка как языком культуры, а народ продолжал говорить на своем «хайском» языке. По словам Мейе, это было похоже на ситуацию в Англии XII–XIII веков, когда языком аристократии был французский, а языком народа саксонский.
Армянское язычество
Религия дохристианской Армении включала в себя, с одной стороны, местные армяно-фригийские элементы и, возможно, сохранившиеся следы урартской религии, с другой – заимствования из иранского пантеона. О первой группе элементов у нас не так много документальных свидетельств. Отметим только вместе с Адонцем, что в античной Армении существовал в основном фригийский культ богини Ма, Великой Матери, божества земли, которой поклонялись в Пессинонте, Комане и Зеле и которую греки потом стали считать своей Кибелой: свидетельства об этом есть у Страбона и Псевдо-Лукиана. Фригийский миф о Кибеле и Аттисе, скорее всего, тоже имел в Армении соответствие, и аналогом Аттиса был Диорпон, бог горы, которая находится возле Аракса. Кроме того, Адонц полагал, что упомянутый Платоном «Эр Армянин», который встречается в армянской мифологии как «прекрасный Ара», был «двойником юного фригийца Аттиса». Наличие в ранней Армении таких же, как во Фригии, храмовых служительниц-иеродул, которые занимались «священной проституцией», тоже свидетельствует о существовании этих старинных культов.
Какой бы ни была почти неизвестная религия армяно-фригийцев, в Армении она подверглась сильному влиянию иранских культов. Не будем забывать, что примерно с 612 до 333 года до н. э. Армения находилась сначала под властью мидян, потом под властью Ахеменидов, а потом большую часть двух первых веков нашей эры была под властью младших Аршакидов. Такой долгий симбиоз не мог не оставить следа. Корень древнеперсидского слова baga («бог») встречается в армянском языке в географических названиях (Багаран, Багаван) и в именах (Баграт), а также в слове bagin («алтарь»). Армянское слово gacht («жертва») тоже имеет иранское происхождение. В Армении акклиматизировались все главные божества иранского пантеона. Ахурамазда, верховный бог Ирана, почитался в Армении под именем Арамазд – кстати, это парфянское произношение его имени[111]. Арамазд был «сильным и великим», «дарующим плодородие земле», «отцом всех богов». Ему поклонялись главным образом в Ани (позже Камах в округе Даранаги), а также в маленьком городе Багарич, или Багаридж (позже Пеккеридж в провинции Дерзен, иначе Терджан) и в Багреванде (Алашкерте). Митра, индоиранский бог порядка, а позже бог света, был принят в семью богов Армении под именем Михр. Его эманациями были Арев – солнце, которое называли также Арег-акн, то есть «видимое солнце», и Лусин – луна. Главный храм этих трех божеств находился в Армавире[112]. В Армавире также было священное дерево Сос – серебристый тополь-оракул, отвечавший на вопросы шелестом своей листвы. Бог Тир, писец Арамазда, оставил свой след в именах царей: имя Трдат, иначе Тиридат, означает «дар Тира», как имя Митридат, или Мирдат, – «дар Митры». Храм Митры был в Эразамойне, между Вагаршапатом и Артаксатой; по словам Агафангела, в этом храме коллегия жрецов толковала сны и «преподавала искусства». Веретрагна, иранский бог войны и победы, почитался армянами под именем Ваагн. Этого бога прославляли как убийцу драконов, подобного Гераклу. Ваагну в этом его облике армяне поклонялись в Аштишате (Сурб-Саак в области Тарон), а также возле озера Ван и в Малом Ахбаге (к северу от Джуламерка). И наконец, иранская богиня Анахита[113], первоначально богиня воды и плодородия, имела святилище в Эрезе, или Эризе, нынешнем Эрзинджане, в области Акилисена (Екегиац). Этот храм был знаменит своими богатствами, множеством приходивших в него паломников и золотой статуей Анахиты, из-за которой эта богиня получила прозвище «мать золота» (Оскемайр). Анахита, «великая владычица, мать всей мудрости» стала считаться защитницей языческой Армении. Праздник в ее честь торжественно отмечали с песнями, танцами и множеством цветов в месяце навасарде[114].
По-видимому, в сознании жителей Армении культы иранской Анахиты и фригийской Великой Богини, иначе Богини-Матери, достаточно рано стали влиять один на другой. По свидетельству Страбона, жрицы Анаитис в Акилисене занимались «священной проституцией», как жрицы сирийской богини. В Армению проникли и другие подобные культы, ассировавилонские или сирийские. В этом случае можно вспомнить богинь Астхик и Нане. Астхик была богиней одновременно сладострастия и материнства; ее возлюбленным был бог-воин Ваагн; ей и Ваагну вместе поклонялись в храмах Аштишата. Похоже, праздник Вардавар («ворота из роз»), который отмечали шествиями и танцами в «месяце роз», по современному календарю в августе, объединял культы Астхик и Анахиты. В Аштишате золотая статуя Анахиты действительно стояла в святилище рядом со статуями Ваагна и Астхик. Армянская богиня Нане, «защитница воинов и девственниц», была двойником богини Нанай с индо-скифских монет. Она была не иранского происхождения, и в конце концов ее стали отождествлять в одних случаях с Астхик, в других – с Анахитой; почитали ее в городе Тиле, в Акилисене, к северо-западу от Эрзинджана. Что касается еще одного бога, Баршама, то, похоже, он имел сирийское происхождение (Баршам=Баал Шамин, «хозяин небес»). Его храм находился в Тордане, в округе Даранахик (позже – округ с главным городом Камах). Статуя этого бога была сделана из слоновой кости и хрусталя и стояла на серебряном пьедестале, за что Баршам имел почетное прозвище «бог, сверкающий белизной». Моисей Хоренский утверждал, что культ этого бога ввел Тигран Великий. По его словам, этот монарх позаимствовал культ «хозяина небес» в Месопотамии, что в любом случае убедительно доказывает арамейское происхождение культа.
Разумеется, сначала греки, потом римляне, устанавливая свой протекторат над Арменией, не упустили случая уподобить армянских богов своим. Именно поэтому, согласно сообщениям Агафангела и Моисея Хоренского, «в Ани Зевс Олимпийский был установлен в храме Арамазда, в Тиле Афина и Нане стояли в храме рядом, как сестры, Артемида делила с Анахитой святилище в Эрезе, а Гефест не почувствовал себя неловко, встретившись с богом Михром в святилище, которое предназначили ему в Багаридже[115]». Тира отождествляли с Аполлоном, а иногда с Гермесом. Дружеские отношения, возникшие между двором цезарей и младшими Аршакидами на армянском престоле после Рандейского договора, лишь ускорили это объединение пантеонов. Но при этом армянские божества, большинство из которых были иранскими по происхождению, при сближении с греко-римским пантеоном теряли свой традиционный облик. Как правило, армяне заимствовали их из иранского пантеона в парфянскую эпоху, до того, как династия Сасанидов сделала зороастризм официальной религией Ирана. С точки зрения ортодоксальной религии эпохи Сасанидов поклонение этим божествам было «иранским язычеством», которое торжествовавшая победу зороастрийская религия могла лишь осудить.
И действительно, Мейе настаивает на том, что иранские божества, перешедшие в армянский пантеон, – именно парфянские боги. «Заимствования, которые сделала Армения из иранской религии, относятся именно к парфянской эпохе. Культы, существование которых засвидетельствовали Агафангел и другие древние армянские историки, – это культы, проникшие в Авесту, но чужие для самого зороастризма. Культы Арамазда, его дочери Анахиты, сына Ваагна и Михра, несомненно, являются парфянскими. Легенда о чудесном змее или драконе по имени Вишап (Ушаб), имя которого стало в армянском фольклоре нарицательным, обозначающим целую группу дьявольских существ, тоже имеет парфянское происхождение.