bannerbanner
История древней Армении. От союза племен к могущественному Анийскому царству
История древней Армении. От союза племен к могущественному Анийскому царству

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 16

Летописцы называют Тиграна VII тираном не только за его поступки с церковью, но и за жестокое обращение со знатью. По словам Фавстоса, этот царь приказал истребить две великих феодальных семьи – род Рештуни и род Арцруни. От резни уцелели лишь два ребенка из этих семей – Таджат Рештуни и Шавасп Арцруни, которых защитили два члена семейства Мамиконян – Вардан (или Артавазд) и Васак, после чего укрывшись в области Тайк. По словам Моисея Хоренского, Зора, глава семейства Рештуни, восстал против царя Тиграна во имя преследуемой церкви. Он со своими сторонниками укрепился в округе Тморик провинции Корджайк, на южной границе Армении, но сторонники его покинули, и Зора сдался царю, а тот велел казнить его и весь его род, кроме малолетнего Таджата, племянника Зоры.

По словам Фавстоса Византийского, царствование Тиграна VII закончилось драматически. После соперничества в духе персидских сказок (замены скакуна, которого отправляли как подарок в персидские конюшни, на другого коня) персидский сатрап, марзбан провинции Азербайджан, которого Фавстос называет Вараз-Шапу, устроил так, что Диран пригласил его на большую охоту в округе Апахуник. Во время пира, устроенного после охоты, марзбан воспользовался тем, что все были пьяны, и захватил в плен царя и наследника престола Аршака. А потом приказал выжечь армянскому монарху глаза раскаленными углями в деревне, которая с тех пор называется Адзух, что значит «уголь». После этого персидский военачальник вернулся в свою страну и увез с собой Дирана и всех остальных пленных. По мнению Маркварта, это произошло примерно в 350 году.

Моисей Хоренский тоже пересказал похожую легенду, но у него эти события произошли в конце правления императора Юлиана Отступника, то есть позже 363 г. В его рассказе Дира дал Юлиану солдат во вспомогательные войска для войны, которую император вел в Месопотамии, но император убедил его поклониться «идолам». По воле справедливой судьбы, царь Персии Шапур II, устранив Юлиана, заманивает Дирана на встречу, во время которой приказывает выколоть ему глаза. После этого Шапур отдает трон Армении Аршаку II, сыну своей жертвы. Как увидим дальше, вторая версия выглядит хронологически невероятной, поэтому мы склонны считать, что Моисей Хоренский, а возможно, и Фавстос спутали конец Тиграна VII с концом его сына Аршака II. В любом случае сын примерно в 350 году сменил отца на троне Армении.

Примерно в 360 году император Констанций укрепил власть Аршака II, дав ему в жены Олимпиаду, дочь префекта претория Аблабия.

Аршак II в армянских преданиях. Святой Нерсес

О внешней политике Аршака II мы знаем только по рассказам Фавстоса и Моисея Хоренского. Часть каждого рассказа – легенды, но авторы иногда противоречат друг другу. По словам Фавстоса, Аршак обеспечил в своей стране порядок тем, что вернул свою милость феодальному семейству Мамиконян, которое при предыдущем царствовании было в опале и изгнании, а теперь вернулось из провинции Тайк. Два главы этого семейства, Вардан и Васак, получили звание спарапет, что соответствует генералиссимусу. В систему феодальных налогов и порядок их распределения были внесены изменения, чтобы обеспечить охрану границ. Общее руководство этой охраной было поручено этим двум Мамиконянам и еще одной феодальной семье – семейству Гнуни, иначе Кенуни. «Вся армия и все, что связано с ней, например, запасы оружия, пики, луки, знамена с изображениями орлов и соколов, а также командование войсками во время войны были поручены потомкам древнего рода Мамиконян, которые получили должности стратилатов и спарапетов. Они были известны своим бесстрашием и воинской доблестью. Говорили, само небо отдало им военное управление на всем пространстве Великой Армении. Члены этих двух семейств, а также те из числа знати, кто шел после них и был награжден званием наместника, получили право сидеть в присутствии царя на подушках и носить на голове почетные знаки, не говоря уже о главах великих семей, которые были наместниками и потому тоже допускались во дворец в часы приема пищи и занимали 900 подушек среди участников трапезы».

Разумеется, этот отрывок указывает, что текст, который известен как работа Фавстоса, сочинен автором, связанным с семь ей Мамиконян. Но он свидетельствует также, что после попытки перехода к абсолютизму наступила мощная реакция – усиление феодалов. Одновременно с восстановлением феодальной аристократии шло восстановление и аристократии церковной: семья святого Григория Просветителя была возвращена на патриарший престол. Мы, разумеется, помним, что после знаменитого апостола веры патриархами были, один за другим, два его сына – святой Аристак (Аристак I Партев, ок. 326–333) и святой Вертанес (Вертанес I Партев, ок. 333–341), а после них святой Хусик, сын Вертанеса (Хусик I Партев, примерно 341-347). После мученической смерти Хусика сан патриарха был отнят у потомков святого Григория. Теперь он был возвращен его потомству: Нерсес, 27-летний внук святого Хусика, в 353 году был избран патриархом. Он управлял армянской церковью до дня своей смерти, 25 июля 373 года, с перерывом в четыре года (359–363) и стал святым Нерсесом I Великим.

Нерсес был не только потомком святого Григория Просветителя по отцу, но и родственником царствующей династии по своей матери, сестре царя Тиграна VII. И также состоял в родстве могущественной семьи Мамиконян: до того, как стать служителем церкви, он женился на принцессе из этой семьи и имел от нее сына, будущего святого Саака. Он был камергером и советником царя Аршака II, когда народ заставил его принять сан католикоса. В ранней юности Нерсес жил в Кесарии Каппадокийской, центре богословия, который продолжал освещать Армению светом учености. По словам автора его биографии, а также по словам Фавстоса, туда же, в Кесарию, он поехал после избрания за посвящением в патриархи. Вернувшись в Армению, Нерсес собрал в своем наследственном имении Аштишат синод, на котором восстановил дисциплину, высказавшись против некоторых пережитков язычества. Например, он осудил браки между близкими родственниками (которые армяне заключали, конечно, под влиянием парфянских традиций), а также обычай выражать свое горе активной жестикуляцией и умышленно наносить себе увечья во время оплакивания умерших на похоронах. Еще он совершил истинно христианское дело – основал несколько больниц, в том числе лепрозории. Армянское монашеское движение при этом патриархе испытывало подъем благодаря нравственности учения, которому следовали монахи, и богатым землям, которые получили монастыри. При нем в Армении жили такие же, как в Египте и Сирии, великие отшельники – сириец Гагита, Кинт из Тарона, грек Епифаний, которые пропагандировали отшельническую жизнь и одновременно продолжали евангелизацию народа (Епифаний особенно известен своими проповедями в округе Большой Дзопк и в Ахцнике).

Власть патриархов, снова получив огромное влияние, скоро вступила в борьбу с царской властью. Это немного похоже на борьбу двух династий – царей-Аршакидов и патриархов, потомков святого Григория Просветителя. Отношения между двумя властями быстро стали такими плохими, что Аршак II на время отстранил Нерсеса от должности патриарха и заменил его (на 359–363 гг.) более послушным первосвященником, Сааком из Маназкерта по прозвищу Чонак. Правду говоря, армянские летописи свидетельствуют (впрочем, они повторяют церковное предание), что царская власть в лице царя Аршака II отступила перед атаками власти патриархов. Аршак погубил своего племянника Гунела, иначе Гнела, и завладел его женой, красавицей Парандзем[127]. За этим преступлением последовало другое злодеяние: Парандзем избавилась от своей соперницы, римлянки Олимпиады, с помощью яда, который велела добавить в Святые Дары, когда та причащалась. Авторы жития святого Нерсеса записали для нас проклятие, которое он тогда обрушил на «род Аршакидов», и считали, что точно повторяют его слова. В тех же летописях сказано, что Аршак II основал в округе Коговит город, который назвал в свою честь – Аршакаван. Чтобы населить этот город, царь Армении поступил так же, как поступали основатели некоторых наших средневековых «вольных городов»: он позвал в Аршакаван «всех должников, обвиняемых и преступников, обещая им помилование». Святой Нерсес выступил против таких безнравственных методов и пророчески предсказал гибель этого города. И действительно, Аршакаван вскоре был уничтожен то ли ужасной эпидемией (так утверждают Фавстос и биограф св. Нерсеса), то ли войсками сатрапов-нахараров, которые захватили город и убили его жителей (так считал Моисей Хоренский).

Вторая версия указывает, что феодалы снова стали поднимать мощные восстания против царской власти. И действительно, в этих же источниках сказано, что Аршак II снова стал проводить по отношению к феодалам политику своего отца Тиграна VII – концентрировать власть в центре. По свидетельству Фавстоса, Аршак убил нескольких нахараров, уничтожил их семьи, а их поместья забрал в казну. Так он поступил и с семейством Камсаракан, которое владело округами Ширак и Аршаруник, крепостью Артагерс в Аршарунике (Страбон когда-то называл ее Артагерас) и городом Ервандашат возле места впадения реки Ахурян в Аракс. (Однако самый младший отпрыск рода Камсаракан, очевидно, был спасен и позже вернул себе имущество своей семьи.) Позже мы расскажем, что Аршак II в конце концов разгневался даже на Вардана Мамиконяна, главу могущественного рода Мамиконянов, и, подстрекаемый царицей Парандзем и спарапетом Васаком, родным братом Вардана, приказал уничтожить Вардана. Тот был убит в своем замке Ерахани в области Тайк (позже Ирхан на р. Чорох). Аршак II значительно укрепил цитадель Артагерса, решив сам укрываться в ней от мести феодалов, и этот замок сыграл важную роль в последующих событиях.

По свидетельству этих же летописей, духовенство во главе с патриархом часто выступало на стороне феодалов против царской власти. В одном из таких случаев дьякон Хат, заместитель святого Нерсеса, едва не был казнен через побивание камнями по приказу царя за то, что протестовал против истребления семейства Камсуракан. И все же тогда Армении угрожали персы, а потому недовольство феодалов было опасно. По словам Моисея Хоренского, святой Нерсес видел эту опасность и сумел хотя бы на время примирить их с Аршаком, но два из самых могущественных феодалов, меруджан Арцруни и Ваган Мамиконян, очевидно, не пожелали прислушаться к упрекам первосвященника церкви. В итоге они уехали в Персию, были приняты при дворе Шапура II, там отреклись от христианства и перешли в зороастрийскую веру. Позже мы расскажем, как они были проводниками сасанидской армии в войне против своей родной страны.

Аршак II между Римом и Сасанидами

В те дни, когда в Армении царская власть разрывала союз с патриархом и духовенством и вступала в опасные столкновения с феодалами, началась новая война между персами и римлянами. Теперь это была чисто религиозная война, и этот ее характер полностью определил всю историю Армении на два века вперед. И действительно, с того момента, когда император Константин своим участием в Никейском соборе окончательно объявил, что становится на сторону христианства (325), Персидская империя стала строже, чем когда-либо, исповедовать зороастрийскую религию. Царь Шапур II из династии Сасанидов (309 или 310-379) собрал вокруг себя высший совет персидского духовенства. Этот совет, которым руководил великий мобед Адхурбад Махраспандан, окончательно установил канонический вариант Авесты – зороастрийской Библии. Древняя борьба между римским миром и Востоком стала для обеих сторон священной войной.

Новый конфликт начался с противостояния Шапура II и римского императора Констанция в то время, когда Арменией правил еще Тигран VII. Сначала противники ограничились позиционной войной: оказались в осаде Сингара (Синджар) и Нисиб в Верхней Месопотамии (338–350). Обе стороны стали просить помощи у Армении: она уже из-за одного своего географического положения могла сыграть в этой борьбе такую важную роль, что иначе быть не могло. Мы уже приводили рассказы Фавстоса и Моисея Хоренского, как царь Персии, недовольный Тиграном VII, заманил Тиграна в засаду и велел выжечь ему глаза. Если Тигран VII действительно перенес эти мучения, то, возможно, его сын и преемник Аршак II был испуган примером отца и какое-то время старался не вызывать гнев у сасанидского двора.

Фавстос, чьи сведения часто достовернее, чем можно предположить по их совершенно неправдоподобной хронологии, рассказывает, что Шапур II пригласил Аршака II к своему двору и вежливостью и лестью сделал все, чтобы привлечь его на свою сторону. Однажды один из служителей, состоявших при царской конюшне, не проявил положенного уважения к Аршаку, и Васак Мамиконян, один из армянских аристократов, приехавших с Аршаком, тут же отрубил голову наглецу. Шапур не только не рассердился, а во всеуслышание похвалил Васака за верность. В другой раз Шапур заставил Аршака поклясться, что тот останется верен союзу с Персией, и позаботился, чтобы Аршак дал эту клятву на Евангелии. Этим царь Персии приобрел дружбу могущественного армянского аристократа Вардана Мамиконяна, старшего брата Васака. Впрочем, эта клятва не помешала Аршаку II бежать от персидского двора. Вернувшись в Армению, он, очевидно, разорвал союз с Персией. Следует отметить, что он поступил так по совету Васака Мамиконяна, и Васак благодаря этому стал главой римской партии при армянском дворе. Его брат Вардан Мамиконян, видимо, возглавил персидскую партию, и, как мы уже говорили, Аршак II в конце концов велел убить его за это.

На самом же деле для смены союзника и перехода на противоположную сторону нужно было больше времени. Прокопий в том месте своего текста, где он вроде согласен с некоторыми утверждениями Фавстоса Византийского, написал, что Аршак даже какое-то время воевал возле Нисиба против римлян как союзник персов. С другой стороны, по свидетельству Аммиана Марцеллина[128], современника этих событий, хорошо знавшего обстановку в этом регионе, император Констанций в 360 году вызвал к себе в Кесарию Каппадокийскую «царя Армении Арзаса», то есть того же Аршака II, «и, приняв его с величайшим почетом, стал всеми возможными разумными доводами и всеми видами убеждения склонять его к тому, чтобы он оставался верен союзу с римлянами. А император знал, что царь Персии испробовал все – обманы, интриги, угрозы, чтобы оторвать этого правителя от нас и привлечь на свою сторону. Арзас поклялся, что скорее умрет, чем изменит нам, а затем он и его свита вернулись к себе, щедро одаренные. Он остался верен этой клятве, ведь его действительно привязывали к Констанцию многочисленные узы благодарности. Главной связью был его брак с Олимпиадой, дочерью Аблабия, бывшего префекта претория, которая до этого была помолвлена с братом императора Константом. По свидетельству того же Аммиана Марцеллина, в 361 году Шапур II, пытаясь создать противовес римскому влиянию на царя Армении, прислал Аршаку II множество подарков, среди которых были великолепнейшие царские одежды. Но правитель Армении, очевидно, остался верен союзу с римлянами: Аммиан сообщает, что в 362 году Арзас отправил в Константинополь посольство к только что сменившему Констанция императору Юлиану.

Известно, что в 363 году Юлиан организовал большой военный поход по сасанидской Месопотамии. Этот император дал Аршаку под начало 30 000 римских солдат и поручил ему нанести отвлекающий удар «в округе Хилиоком, самом плодородном во всей Мидии». Сам Юлиан повел основную часть легионов на столицу персов, Ктесифон (363 г.). К несчастью, этот император-солдат умер от раны, полученной где-то между Ктесифоном и Ассирией в арьергардном бою, а его недостойный преемник Иовиан трусливо вернул персам все, что завоевали римляне, то есть, во-первых, крепости Сингару и Нисиб, которые господствовали над правым берегом Тигра со стороны Ассирии, и, во-вторых, пять провинций за Тигром, а именно – Арзанену (область с главным городом Арзан), Моксоену (Мокк), Забдикену (область с главным городом Финик (Пинака), к северо-западу от Джезирет-ибн Омар), Рехимену (в южной части стрелки, которую образуют Ботан-Су и Тигр при своем слиянии), и Гордиену (в будущей провинции Хаккяри). Как видим, жалкий правитель Иовиан отдал персам именно «южные бастионы армянской крепости» (в 363 г.).

Но Иовиан в своем пораженчестве не ограничился этим. «В дополнительной статье договора он сделал уступку, настолько же бесчестную, насколько гибельную, – правдиво пишет Аммиан Марцеллин. – Было установлено, что Арзас (Аршак II), давний и верный союзник римского народа, не сможет в будущем получать от нас помощь против персов. Так враг хотел, во-первых, наказать этого правителя за разорение провинции Хилиоком, которую тот опустошил по приказу Юлиана, а кроме этого, создать себе возможности для будущего захвата Армении». Армянские летописцы, со своей стороны, рассказывают, что в конце своего царствования Аршак II был должен вести борьбу с персидскими захватчиками. По словам Фавстоса, армянская армия, когда Иовиан заключил договор с Шапуром II, надзирала за армяно-персидской границей возле Гандзака (Гянджи, он же Елизаветполь), там, где Армения граничила с сасанидским Азербайджаном[129]. Аршак II, которому помогал спарапет Васак Мамиконян, сопротивлялся персам больше года, и, видимо, нанес им не одно поражение.

Но в это время гнусный предатель Меруджан Арцруни повел врага против своей родины. На этот раз персы атаковали Армению с юга. Они шли со стороны Ахцника и Дзопка, «давя мужчин ногами своих слонов и привязывая женщин и детей к дышлам своих колесниц». Они разрушили древнюю столицу Армении Тигранакерт, а ее жителей увели в плен. Персы не смогли захватить замок Ангел, или Англ, на западе Дзопка, в котором находили гробницы некоторых из древних царей, но им больше повезло с замком Камах-Ани в Даранахике: предатель Меруджан устроил так, что этот замок отдали ему, и там персы осквернили другие царские гробницы. Фавстос добавляет к этому, что вскоре Васак Мамиконян внезапно напал на персов, освободил пленных, забрал останки древних царей и велел похоронить их в селении Ахцк, в труднодоступном ущелье Арарата. Но неизвестно, насколько можно верить тексту Фавстоса, поскольку с ним переплетены или в него вставлены отрывки из какой-то героической поэмы, прославляющей род Мамиконян, в том числе из входящего в нее рассказа о тридцати битвах, в которых герой Васак Мамиконян постоянно обращал в бегство персидских захватчиков и их сообщника Меруджана Арцруни. В конце рассказа Фавстос сообщает, что многие нахарары последовали (в большей или меньшей степени) примеру Меруджана и покинули Аршака II. Именно тогда главные феодалы областей Ахцник, Кордук и Тморик на южной границе Армении, в верховьях Тигра, и области Арцах (нынешний Карабах) с главным городом Шуша, на восточной границе, между низовьями Аракса и Куры, стали изменниками и объявили себя вассалами сасанидского двора[130]. Эта измена была еще более преступной оттого, что те, кто ее совершил, были владетелями пограничных областей и их предательство разрушало систему обороны государства. Пример им был подан в самых верхах власти: мы уже рассказали, что сам Ваган Мамиконян, родной брат спарапета Васака, уехал ко двору Шапура II, и там, как Меруджан Арцруни, перешел в зороастрийскую религию. По словам Фавстоса, царь Персии выдал одну из своих сестер замуж за Вагана; по словам Моисея Хоренского, руку сасанидской царевны взял Меруджан.

Похоже, святой Нерсес, который раньше часто защищал привилегии феодалов против царского абсолютизма, на этот раз пытался остановить мятеж, который уже граничил с изменой и даже отступничеством. По словам Фавстоса, нахарары пришли к Нерсесу и стали излагать ему свои жалобы. Не отрицая перед своими собеседниками ошибок царской семьи, «мерзостного рода Аршакидов», Нерсес напомнил жалобщикам, какие услуги в прошлом оказало это семейство Армении, и в особенности именно армянской знати: «Это от них многие из вас получили свои уделы!» А потом стал сурово наставлять этих знатных господ, чтобы они не заигрывали с наследственным врагом и вражеской верой: «Вместо служения Христу, вашему Господу, вы хотите служить вере магов!» Но наследственные наместники слышали только собственные жалобы на власть царя и не захотели слушать Нерсеса; они ушли с царской службы и уехали каждый в свое поместье.

С этого момента Аршак II был обречен. Ему, которого покинули римляне и предали армянские феодалы, оставалось лишь одно – пытаться помириться с персами. А Шапур II, знавший, в каком тяжелом положении находится Аршак, как раз в это время пригласил его к своему двору, угрожая снова начать войну, если Аршак не приедет, и давая самые торжественные гарантии безопасности в случае приезда, и в подтверждение своих обещаний прислал Аршаку кольцо с изображением священного символа персидских царей – вепря. Аршак вместе с верным Васаком Мамиконяном отправился к персидскому двору. Когда он туда приехал, Шапур принял его грубо, как сюзерен обходится с вассалом, на которого гневается. Фавстос рассказывает, что, столкнувшись с такой наглостью, армянский монарх, потомок гордой семьи Аршакидов, которая четыре столетия правила Ираном, не смог скрыть, с каким высокомерием он относится к царю из семьи Сасанидов, чьи предки были вассалами его предков. Тогда Шапур велел заточить его в замок Аниуш, иначе Андмеш – Замок Забвения в провинции Хузистан. Несчастный Аршак долго пробыл в этой тюрьме и в конце концов покончил с собой. Васака Мамиконяна пытали, потом содрали с него кожу, набили ее соломой и выставили в Замке Забвения[131].

Почти так же рассказывает об этой трагедии Аммиан Марцеллин, ее современник. Под заголовком «368 год» он пишет, как Шапур II сумел подчинить себе Армению. «Поскольку народ был настроен против него, он использовал то хитрость, то насилие, то пытался обольстить сатрапов и великих людей этой страны, то начинал военные действия в одном или другом месте. Наконец, с помощью невиданного сочетания уловок и лживых клятв, сумел околдовать самого царя Аршака и завлечь его на пиршество, а потом велел выколоть Аршаку глаза. После этого царь-пленник был закован в серебряные цепи и отправлен в отдаленную крепость под названием Агабана, где он после пыток был казнен».

Мы видим, что разница между рассказами лишь в том, как поступили с Аршаком. По словам латинского историка, царю Армении выкололи глаза. По словам Фавстоса, Аршак был только отправлен в заточение в Замок Забвения, а глаза выжгли его отцу Тиграну VII. Возникает вопрос: не спутал ли Фавстос отца с сыном. Мы еще более склонны верить в ошибку, потому что у Моисея Хоренского рассказана промежуточная версия, согласно которой персы выкололи глаза Тиграну VII, но Моисей явно путает этого царя с Аршаком II: у него это событие происходит после смерти Юлиана, погибшего в 363 году. Похоже, отец Петерс был прав, когда написал, что в этом случае история Тиграна VII «отчасти представляет собой перенесенную в более раннее время историю его сына».

Добавим к этому, что Леман-Хаупт обнаружил в Бошате возле Майяфарикина (возможно, это бывший Тигранакерт) наскальный рельеф – изображение персидского всадника, который, похоже, ведет за своим конем пленника. По словам этого немецкого арменолога, на коне изображен Шапур II, а пленник – Аршак II, и этот барельеф символизирует победу персидского монарха над армянским царем.

Царь Пап и римский протекторат

Захватив в плен Аршака II, Шапур послал армию занять Армению. По словам Аммиана Марцеллина, царь Персии поручил управлять этой страной двум перебежчикам – евнуху Силаксу или Силасесу и некоему Артабану. Фавстос называет наместников, назначенных персидским царем, Зиг и Карен. В это время жена Аршака II, энергичная царица Парандзем, укрылась в крепости Артакерт, которую Аммиан Марцеллин называет Артагерасса, в провинции Аршаруник. В этой мощной цитадели был сильный гарнизон и хранилась царская казна. Парандзем спасла страну в положении, которое казалось безнадежным. Персы подошли к этой крепости и начали ее осаду, но царица сумела обольстить Силакса и Артабана, вернула им прежние должности и с их помощью обратила в бегство осаждающую армию. От Аршака II у нее был сын, принц Пап, или Баб[132], который теперь стал наследником армянского престола. Чтобы уберечь его от мести персов, царица отправила его в Рим. Там император Валент определил ему для жительства город Неокесарию в провинции Понт, где принца содержали в почете и уважении.

Героическое сопротивление Парандзем в Артакерте позволило армянской знати собраться с силами. Аммиан Марцеллин рассказывает, что по инициативе Силакса и Артабана к императору Валенту было отправлено посольство с просьбой вернуть Папа в Армению, чтобы тот царствовал в ней при поддержке римской армии. По словам Фавстоса, это посольство возглавлял Мушех Мамиконян, сын спарапета Васака и достойный наследник рыцарской доблести отца. Валент удовлетворил просьбу, но лишь частично. Он поручил одному из своих приближенных, дуксу Теренцию, отвезти Папа в Армению, чтобы тот был ее правителем, но запретил Папу брать с собой царские регалии. Валенту нужно было бороться с готской угрозой на Дунае; он не хотел разрывать подписанный Иовианом договор об отказе от Армении и взвалить себе на плечи открытую войну с Персией. Поэтому Теренций вернул Папа в Армению, но без легионов для его поддержки. Вышедший из терпения Шапур послал в Армению многочисленную армию, поручив ей разорять эту страну. Пап, которого, по словам Аммиана, сопровождали Силакс и Артабан, бежал в горы провинции Лазик (Колхида, Гурия-Мингрелия). Там он провел пять месяцев, успешно скрываясь от искавшей его персидской конницы. За это время персы возобновили осаду Артакерта, который продолжала удерживать неукротимая царица Парандзем. По словам Фавстоса, эта крепость пала лишь после четырнадцати месяцев осады в результате эпидемии, уничтожившей ее защитников. Парандзем попала в руки персов, вместе с ней им досталась и царская казна. Царицу доставили в Персию; там победители обращались с ней недостойно, а потом убили.

На страницу:
11 из 16