Полная версия
Русская Атлантида
В недавно прочтенном дневнике дочери Григория Распутина я нашел такие строки, касающиеся священномученика Гермогена: «Приехала комиссия искать тело убитого Гермогена, нашли в воде его обмотанного веревками и руки связаны назад, мучили, говорят, его, бедного, страшно, ах, какие мерзавцы большевики, не лучше бы им и не хуже, Господи, накажи их.
Завтра ждут Епископа Еринарха из Тобольска и тогда повезут Гермогена хоронить в Тобольск“ (23 июля 1918 г.) … „Честные останки священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора…
Священномученик Гермоген был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года. 3 сентября 2005 года были обретены мощи священномученика и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля».
12.03.2018 г Воронеж.АННА ХВОСТОВА
(история незаконченного поиска)
Думаю и часто возвращаюсь мыслями к этой старенькой фотографии, на которой изображена миловидная молоденькая женщина в старомодной шляпке с широкими краями. Неведомый фотограф запечатлел образ некоей Анны Хвостовой.
На обратной стороне фотографии указан 1917 год. Фотокарточку прислали мне из Франции несколько лет назад родственники поэта-монархиста Сергея Бехтеева. Древний дворянский род Хвостовых очень разветвленный и многочисленный. Он сильно пострадал в годы революции 1917 года и гражданской войны.
У меня есть также версия, что большевики нередко расстреливали людей просто по фамилиям, особенно известным, дворянским, а не за какие-то сомнительные поступки.
А фамилия Хвостовых была в те годы на слуху у всех. Сразу несколько представителей одной лишь семьи Алексея Николаевича Хвостова (дедушки поэта Сергея Бехтеева) занимали перед революцией очень высокие министерские посты в Царском Правительстве.
Анна Алексеевна Хвостова. Из личного фотоархива автора.
И вот что интересно: среди уничтоженных новой властью и репрессированных лиц даже женского пола с фамилией «Хвостова» значится в доступных просмотру списках более полусотни человек. Но некоторым из Хвостовых всё же каким-то чудом удалось уехать из России и выжить.
На сегодняшний день в моих черновиках имеется весьма разветвленная роспись Орловско-Елецкой ветви рода Хвостовых, ныне живущих за границей. Важным дополнением явились недавно присланные из Франции сведения от одного из прямых потомков этого славного дворянского рода, Елены Хвостовой.
Однако остаются еще и значительные белые пятна и лакуны, заполнить которые еще предстоит пытливым исследователям, генеалогам и историкам.
Но вернемся к фотографии. Исходя из той информации, что имеется на сегодняшний день, просматривается лишь одна версия: изображенная на фотографии молодая женщина – Анна Хвостова, предположительно 1897 г.р. – приходилась дочерью расстрелянному большевиками в 1918 году Хвостову Алексею Николаевичу-младшему (01.06.1872—23.08.1918), бывшему министру внутренних дел, убежденному монархисту и консерватору.
Если это предположение в отношение родства верно (а сомнений в том у меня практически нет), то надпись на фотографии, быть может, одна из самых последних, что начертал своей рукой А. Н. Хвостов незадолго до своей казни (расстрела).
Согласно полученным поисковым сведениям, Анна Алексеевна Хвостова была замужем за Сергеем Сергеевичем Хвостовым, который приходился ей дальним родственником: двоюродным братом её отца. Отец мужа – Сергей Алексеевич Хвостов (1855 – 12 августа 1906 г.) – бывший Пензенский губернатор, трагически погиб при взрыве на Аптекарском острове дачи Столыпина. Он приходился родным дядей отцу Анны.
Сергей Хвостов (муж Анны) участвовал в Первой Мировой войне. В его послужном списке (копию послужного списка корнета 18 гусарского Нежинского полка С. Хвостова любезно передал мне военный историк К. Е. Табачнев) на март 1916 года сообщаются следующие сведения:
«Сергей Хвостов родился 6 июня 1891 года, окончил курс Императорского Александровского Лицея, участник боевых действий, за проявленную храбрость четырежды награждался боевыми орденами, к тому времени был холост. Заболел и был эвакуирован на лечение в Россию 22 сентября 1915 года».
Возможно, это заболевание и было началом дальнейшего длительного психического расстройства, от которого Сергей лечился несколько лет за границей в Германии. Этот факт сообщила на допросе арестованная чекистами мать Сергея, новомученица и исповедница Российская Анна Ивановна Хвостова (в монашестве мать Анастасия), расстрелянная в 1938 году под Вологдой.
Судьбы Анны и Сергея Хвостовых в эмиграции обстоятельно проследить пока не удалось. Вероятнее всего, они расстались. Быть может, умер Сергей, и Анна осталась уже в молодости вдовой.
Были какие-то обрывочные сведения от французских родственников Сергея Бехтеева, что жизнь у Анны за границей в эмиграции была очень тяжелой и несчастной. Что работала она как-будто в прачечной…
Но это будет потом. А пока же со старой фотографии смотрит на нас ангельское личико, еще не ведая своего будущего трагического бытия на чужбине и, возможно, мечтающее о счастливом сказочном конце…
Надпись на фотографии: «Милая моя Анночка, мне так тяжело, что ты не здорова. Лечись непременно. Благословляю тебя, твой папа. 1918 год. Помнишь стихи „чрез столько лет та надпись распадется, чрез сколько дней забудут обо мне?“ Я буду молиться за Тебя и Там, куда ухожу. Сережу поцелуй».
2019 г. Воронеж(Фрагмент из неопубликованной книги «Хвостовы»)АКТЕРЫ, УЗНИКИ СТАЛИНСКИХ ЛАГЕРЕЙ
Часть I
Свое повествование я хочу прямо начать с перечня персоналий, к каждой из которых я добавил краткие комментарии. Итак:
1. Зоя Алексеевна Федорова (1907—1981), заслуженная артистка РСФСР. Приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима, с заменой на заключение во Владимирскую тюрьму сроком на 9 лет с конфискацией имущества и ссылкой для членов всей семьи.
Ее сестра Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария – к 10 годам исправительно-трудовых лагерей в Воркуте (скончалась до окончания срока в 1952 году). 11 декабря 1981 года Зоя Алексеевна Федорова была убита выстрелом в затылок в своей квартире. Убийство до сих пор не раскрыто. Мотивы его не известны.
2. Капнист Мария Ростиславна (1913—1993), дочь графа Ростислава Ростиславича Капниста-старшего, праправнучка атамана Ивана Серко. Заслуженная артистка Украинской ССР. Начиная с 1941 года дважды арестовывалась и была освобождена лишь в 1956 году. Срок отбывала в Карлаге и Степлаге на тяжелых работах. Погибла по трагической случайности (была сбита машиной при переходе через дорогу). После тюрем и лагерей активно снималась в кино.
3. Сац Наталья Ильинична (1903—1993), народная артистка СССР, создатель детского музыкального театра. В 1937 году была арестована как «член семьи изменника родины» (ее муж Вейцер И. Я., народный комиссар внутренней торговли, был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности). В лагерях ГУЛАГ (Волголаг, Рыбинск) провела пять лет.
4. Андроникашвили Кира Георгиевна (1908—1960), княжна, жена Б. А. Пильняка. Репрессирована в 1937 году. Срок наказания (7 лет) отбывала в Акмолинском лагере изменников Родины.
5. Мессер-Плисецкая Рахиль Михайловна (1902—1993), актриса кино, мать Майи Плисецкой. Осуждена в 1938 году на 8 лет (освобождена досрочно). Находилась в Акмолинском лагере для изменников родины вместе с грудным ребенком.
6. Гаркуша-Ширшова Евгения Александровна (1915—1948), актриса театра Моссовета, киноактриса, жена академика П. П. Ширшова. На домогательства всесильного Берия публично ответила пощечиной, за что позже и заплатила своей жизнью. В 1947 году по сфабрикованному обвинению в шпионаже актриса была осуждена на 8 лет лагерей с отбыванием под Магаданом. В 1948 году, не вынеся испытаний, покончила собой, выпив горсть снотворных препаратов.
7. Окуневская Татьяна Кирилловна (1914—2002), заслуженная артистка РСФСР (1947). Родилась в дворянской семье. Отец расстрелян в 1937 году и похоронен на Бутовском полигоне. 13 ноября 1948 года Окуневская была арестована по статье 58.10 – антисоветская агитация и пропаганда. Была осуждена на 10 лет. Отбывала наказание в Степлаге, Каргопольлаге, Вятлаге.
В 1954 году была выпущена на свободу и вернулась в труппу театра имени Ленинского комсомола. С 1959 по 1979 гг. работала артисткой Госконцерта и Москонцерта. Автор мемуаров «Татьянин день».
8. Токарская Валентина Георгиевна (1906—1996), народная артистка России (1993), актриса театра и кино, считалась самой красивой и богатой актрисой довоенной Москвы. Была с труппой актеров в плену, где продолжала играть. В 1945 году арестована и отправлена в ссылку в Воркуту. В заключении познакомилась с киносценаристом Алексеем Каплером, который стал ее мужем. Освобождена в 1953 году, после чего играла в Московском театре сатиры.
Список этот далеко не полный. В тюрьмах и лагерях томилось множество актеров и актрис разного жанра. Георгий Жженов, например, женился в ссылке на актрисе Воронцовой Лидии Владимировне, которая была осуждена на 10 лет лагерей и отбыла свой срок от звонка до звонка.
В этой статье я намерено не касаюсь певиц и литераторов, но невольно вспоминаются знаменитая Лидия Русланова и дочь Марины Цветаевой Ариада Эфрон.
Ничего подобного с этой бредовой шпиономанией и столь диким и бесчеловечным обращением с народным достоянием история России доселе никогда не знала, и дай Бог, чтобы не узнала в грядущем!
Часть II
1. Жженов Георгий Степанович (1915—2005), народный артист РСФСР (1980), Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1975). Кавалер ордена Ленина (1991). Репрессирован дважды по обвинению в шпионаже. Отбывал наказание с 1938 по 1945 (Магадан) и с 1949 по 1954 (Норильск). Был также арестован в 1937 году и умер в 1943 году на каторге его родной брат Борис. Георгий Жженов – один из любимейших наших советских актеров.
В 1955 году он был полностью реабилитирован. Снимался во многих фильмах, в том числе в фильмах «Чапаев», «Экипаж» и «Ошибка резидента». Плодотворно трудился и в театре. Автор 10 книг-воспоминаний. Вел активную общественную деятельность.
Состоял членом Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, входил в состав Комиссии по помилованию при Президенте России.
2. Вельяминов Петр Сергеевич (1926—2009), народный артист РСФСР (1985). Происходил из древнего дворянского рода Вельяминовых. 31 марта 1943 года в возрасте 16-ти лет был арестован вместе с отцом и приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ. В лагере узнал об аресте матери, после сильного потрясения вскрыл себе вены, однако его удалось спасти.
Был освобожден 9 апреля 1952 года, проведя в заключение 9 лет. Играл в различных театрах страны (Абакан, Тюмень, Дзержинск, Новочеркасск, Чебоксары, Иваново, Пермь, Свердловск). После ярко исполненной роли в фильме «Тени исчезают в полдень» в 1972 году переехал в Москву. С 1995 года жил и работал в Санкт-Петербурге, играя в академическом театре комедии имени Н. П. Акимова.
Никогда не имел никакого профессионального театрального образования. Тем не менее, преподавал на кафедре актерского мастерства в Балтийском институте экологии, политики и права. С 1994 по 1997 годы являлся вице-предводителем Санкт-Петербургского Дворянского собрания. Реабилитирован полностью в 1984 году.
3. Дикий Алексей Денисович (1889—1955) (настоящая фамилия Диков), народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949-дважды, 1950). В Первую Мировую войну служил в Императорской армии прапорщиком. В 1927—1928 году был режиссером Московского драматического театра, в 1925—1928 ставил оперы и балеты в Большом театре. В 1937 году был арестован и приговорен по 58 статье к пяти годам лишения свободы. Наказание отбывал в Усольлаге НКВД.
После освобождения много снимался в кино, сыграл главные роли в фильмах «Кутузов» (1943) и «Адмирал Нахимов» (1946), за которые был удостоен Сталинской премии. Исполнял также роль Сталина в нескольких фильмах, заслужив похвалу вождя.
4. Названов Михаил Михайлович (1914—1964), заслуженный артист РСФСР (1949). Лауреат трех Сталинских премий (1948,1949, 1950). Арестован в 1935 году. Приговорен по статье 58 УК РСФСР к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Освобожден в 1940 году. В 1944 году был реабилитирован.
Работал в театре Моссовета, в Московском театре им. Пушкина, во МХАТе, где служил до 1960 года. Снимался во многих фильмах и телеспектаклях, успешно выступал и как певец. Скончался в Москве.
5. Смоктуновский Иннокентий Михайлович (1925—1994), народный артист Советского Союза (1974), Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда (1990), участник ВОВ. Отец, дед и дядя подвергались репрессиям. Дед по матери был раскулачен, осужден на 10 лет и расстрелян. Дядя был также расстрелян. В Киеве попал в плен к немцам, из плена бежал.
Имел правительственные боевые награды. После войны в тюрьмах и лагерях не был, но получил «минус 39» (запрет на проживание в 39 городах). Скрываясь от дальнейших возможных репрессий, уехал в Норильск, за полярный круг, где поступил в театр. В Норильске Смоктуновский познакомился и подружился с другим невинным страдальцем, Георгием Жженовым.
Запомнился как выдающийся актер по многочисленным фильмам, в том числе: «Берегись автомобиля», «Преступление и наказание», «Звезда пленительного счастья», «Гамлет», «Они сражались за родину», «Мертвые души», а также по театральным ролям и радио спектаклям. По мнению Олега Ефремова, Смоктуновский был «первым, первейшим артистом России».
6. Романов Николай Яковлевич (1908—1991). Запомнился зрителям в роли шефа контрабандистов в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». 1932 году актер был арестован и осужден сроком на 5 лет лагерей и направлен на Беломорканал. Освобожден досрочно в 1935 году. Был реабилитирован в 1961 году. После чего смог вернуться в Москву, где работал на киностудии имени М. Горького до 1972 года.
7. Вацлав Дворжецкий (1910—1993), народный артист РСФСР (1991). По происхождению из польских дворян. Сыграл роли в 73 фильмах. Отец известного киноактера Владислава Вацлавовича Дворжецкого (1939—1978). В 1929 году осужден Особым совещанием ОГПУ по ст. 58 УК на 10 лет за участие в студенческой организации «Группа освобождения Личности» («ГОЛ»).
Отбывал наказание в лагерях ГУЛАГа: Котлас, Пинега – Сыктывкар, остров Вайгач, Соловки, Беломорско-Балтийский канал, Медвежьегорск, Тулома. Освобожден в 1937 году, но через четыре года вновь арестован и осужден на 5 лет лагерей. Освобожден в 1946 году.
С 1968 года снимался в кино и на телевидении. Запомнился зрителям по фильмам: «Щит и меч», «Угрюм-река», «Забытая мелодия для флейты» и ряду других. Работал в театре «Современник» (1978—1980), а с 1988 года в Горьковском театре драмы имени М. Горького.
Реабилитирован только в 1992 году, после своей смерти.
Представленный список невинно осужденных и пострадавших, среди известных деятелей театра и кино, далеко не полный. Можно добавить (внести) в него:
народного артиста РСФСР киноактера Леонида Леонидовича Оболенского (1902—1991);
кинорежиссера и ведущего программу «кинопанорама» Алексея Яковлевича Каплера (1903—1979);
актера и выдающегося режиссера Всеволода Мейерхольда (1874—1940), после пыток и избиений подписавшего «нужные» следствию показанию и расстрелянного в 1940 году;
народного артиста РСФСР режиссера Леонида Варпаховского (1908—1976);
народного артиста РСФСР ленинградского оперного тенора Николая Печковского (1896—1966), и его супругу, тоже оперную певицу Таисию Александровну, урожденную Николаеву, погибшую в лагере под Рыбинском от голода и болезни в 1942 году;
великого азербайджанского актера и режиссера, народного артиста Азербайджанской ССР Шарифзаде Аббас-Мирза Абдул-Расул оглы (1908—1976), расстрелянного после пыток во времена сталинских репрессий;
балерину и балетного педагога Тамару Яковлевну Чепинога (урожденную графиню Шереметьеву) (1927—2020)
и многих других, имя которых Ты один, Господи Боже наш, знаешь!..
30 октября в России День памяти жертв политических репрессий. Вечная память невинным страдальцам и страдалицам, узникам и узницам сталинской карательно-изуверской преступной системы.
Узники Гулага —Жертвы произволаВ душу смотрят нынеПрямо и светло.Доблестнее стягаУзников ГулагаНету выше чести,Чтоб нести его!Выжили, воскресли,В духе и терпенье,Не сломили: голод,Козни сатаны.Узники Гулага-Жертвы приношенья,Китежа РоссииЖены и сыны!03.11.2019; 21.10.2020 г. Воронеж.«ОРУЖЬЕМ НА СОЛНЦЕ БЛИСТАЯ…» Забытые имена
(Владимир Александрович Сабинин)
Эта бравая песенка (иногда называемая «Гусары-усачи») памятна мне с раннего детства. Ее очень любил напевать мой покойный отец, обладавший красивым песенным голосом. Автора песни он не знал, считая ее старинной русской гусарской песней.
Таковых в песенном репертуаре отца было несколько, включая очень веселую и смешную, со словами: «Раздаются тары-бары, в село въехали гусары, все красавцы-усачи, впереди их трубачи…» (эту песню, будучи студентами Воронежского государственного медицинского института, мы с большим успехом исполняли со сцены своим вокально-инструментальным ансамблевым коллективом).
«Гусары-усачи». Я пронес слова и мелодию этой старинной песенки через многие годы и храню ее в своей душе, как некую семейную реликвию, нечто важное и сокровенное, неотделимое от самой моей сущности. «Оружьем на солнце сверкая, под звуки лихих трубачей, на улице пыль поднимая, проходил полк гусар-усачей». Такие, казалось бы, незамысловатые простые слова предваряют ее начало, но звучат они даже без музыки бравурным военным маршем, четко ощущается военная ритмика, мгновенно предстает пред глазами городская картинка вхождения в провинциальный городок лихого гусарского полка.
Далее военный ритм песни меняется очень красивым мелодичным переходом на лирический лад: «А там, чуть подняв занавеску, лишь пара голубеньких глаз, смотрела, ох, чуют гусары, что немало здесь будет проказ…» Далее события развиваются в песне стремительно, по-гусарски: «Вот полк разведен по квартирам, уж полночь, все спит мертвым сном. Не снится седым командирам, что творится у них под окном!» И так далее.
В последнем куплете следует припев, повествующий уже об уходе из городка гусарского полка, завершающийся словами: «А там, чуть подняв занавеску, лишь пара голубеньких глаз, искала среди уходивших виновника милых проказ». В найденном в сети интернет полном тексте песни я нашел еще один заключительный куплет, который отец не исполнял: «И часто при свете лампады, во мраке осенних ночей, вспоминали потухшие глазки те звуки лихих трубачей»…
И вот, совсем недавно, мне случайно попалась на глаза биография талантливого русского певца и актера театра оперы и оперетты Владимира Александровича Сабинина (23.05.1888—12.05.1930), который, оказывается, и был автором и первым исполнителем той зажигательной и веселой песенки моего детства. Из различных источников удалось узнать, что настоящая фамилия певца и композитора была Собакин, но из-за неблагозвучности он поменял ее на Сабинина. Возможно предположить, что выбор фамилии был также связан с персонажем оперы «Жизнь за Царя» (Иван Сусанин) Богданом Сабининым?
Владимир Александрович Сабинин. Фото с сайта rusromans.ru
При жизни Сабинин был очень популярен в России. Он пел в оперных театрах Петрограда, Москвы, Одессы, Киева, Свердловска и Баку, много выступал по России и с сольными концертами. Участвовал в Первой Мировой (Великой) войне.
Сабинин отличался прекрасным изысканным голосом-тенором. Его называли «Певцом интимных отношений». Начинал свою деятельность Владимир Александрович в эпизодических ролях в Московском драматическом театре Корша (1906), а затем в Московских и Петербургских Буфах. Тогда же начал писать романсы и песни. Позже выступал сольно в многочисленных концертах и в театрах миниатюр. Писал песни и тексты к ним сам. В его репертуаре были также романсы и песни на музыку Гурилева, Глиэра и других русских, а также французских композиторов. В послужной список заслуг Сабинова вменяется и возрожденный им романс «Гори, гори, моя звезда», который он с большим успехом исполнял.
В 1915 году Сабинин написал гусарскую песенку «Оружьем на солнце сверкая», которую включили в свой репертуар многие российские певцы. Он оказал немалое влияние на Изу Кремер и, как мне представляется, на Александра Вертинского. Ибо при первом же прослушивании Сабинина улавливается очень большое сходство с манерой исполнения Вертинским. Но Сабинин начал свою концертную деятельность гораздо раньше Вертинского, дебют которого на эстраде состоялся лишь в 1915 году в Киевском театре миниатюр.
А в том же театре гораздо раньше блестяще выступал Сабинин, в том числе со звездами эстрады: Настей Поляковой и куплетистом Сокольским. После революции 1917 года Сабинину предлагали эмигрировать, но он предпочел остаться на родине. Артист продолжал гастролировать, переехав на Украину, работая в театрах Киева и Харькова. Потом уехал в Свердловск, где работал в театре оперы и балета. Там впервые блестяще исполнил он партии Дженарро («Ожерелье мадонны») и Калафа («Турандот»). В 1929 году Сабинин вернулся в Ленинград, где был сразу же принят в бывший Мариинский театр.
В последние годы жизни он пытался сменить свой репертуар, обратившись к текстам Н. Клюева и Д. Бедного, но успеха при этом не имел. 12 мая 1930 года в состоянии сильной депрессии Сабинин покончил жизнь самоубийством. По одной из версий, он застрелился прямо на сцене, где исполнял роль Ленского в «Пиковой даме» Чайковского. По другой версии, которую считают более вероятной, отравился. Немного странное разночтение, но с учетом времени— возможное. Информации о жизни этого талантливого певца и актера в доступных источниках очень мало. К счастью, сохранились звукозаписи некоторых его песен и романсов, в числе которых и столь дорогая мне гусарская песенка «Оружьем на солнце сверкая».
17.09.2019 г. Воронеж.ЗАГАДОЧНОЕ ПИСЬМО
Достоверно известно, что поэт Сергей Бехтеев посылал плененной Царской Семье в Тобольск свои стихотворения («Молитва», «Россия», «Верноподданным», «Святая Ночь», «Боже, Царя сохрани»). Переписку с Царской Семьей вела и родная сестра поэта Зинаида Сергеевна Толстая, а также ее дочь Наталья Петровна Толстая. Царские стихи Бехтеева—образец особого вида доселе еще неведомой возвышенной и прекрасной русской поэзии.
Наибольшей известностью пользуется стихотворение Сергея Бехтеева «Молитва» (сентябрь 1917), которое поэт посвятил Великим Княжнам Ольге и Татьяне. Это стихотворение собственноручно переписывали В. К. Ольга и Сама Государыня Императрица Александра Федоровна. Время каким-то чудом сохранило нам эти подлинники. Известно также стихотворение Сергея Бехтеева «Царский Завет» («Отец всем просит передать…»), которое представляет собой по сути, как поясняет сам поэт, почти дословное переложение подлинных слов Великой Княжны Ольги Николаевны в стихи.
В предисловии ко второму выпуску сборника православно-патриотических стихотворений «Святая Русь» (1923 г.) поэт приводит саму выписку из письма В. К. Ольги: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, т. к. Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили и за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…» Эти строки и явились основой для стихотворения «Царский Завет», написанного Бехтеевым позже в Ницце, в 1941 году:
Отец всем просит передать;
Не надо плакать и роптать,
Дни скорби посланы для всех
За наш великий общий грех.
Он все обиды позабыл,
Он всех врагов Своих простил
И за Него велит не мстить,
А всех жалеть и всех любить.
Он говорит: мир тонет в зле,