bannerbanner
Сто жемчужин древнего Киото
Сто жемчужин древнего Киото

Полная версия

Сто жемчужин древнего Киото

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Расположившийся за воротами Нагоя-мон, построенными в стиле входа в дом обыкновенного самурая, он совершенно не примечателен. Таких ворот достаточно много встречается в Киото.

Энтоку-ин является храмом-спутником Кодай-дзи. Несмотря на то, что они разделены улицей Нэнэ-но-мити – это единый храмовый комплекс. В кассах обоих можно купить входные билеты в оба сразу и график работы одного повторяет график работы другого.

Храм Энтоку-ин был построен в 1605 году на средства вдовы сёгуна Тоётоми Хидэёси леди Нэнэ, и память о ней тщательно

сохраняется внутри его стен до сих пор.

Со времён основания прошло много времени и близлежащие магазинчики очень плотно зажали Энтоку-ин, но он не сдаётся, оставаясь одним из красивейших мест для медитации и отдыха.

На его территории обустроены два сада.

Первый сад – Нан-тэй (Южный сад), представляет собой небольшой сухой сад карэсансуй, разбитый перед главным зданием храма. Это современный сад созданный в 1994 году под руководством Ясуо Китаяма. Не смотря на его молодость, кажется, что он тут был всегда.



Второй сад – Хоку-тэй (Северный сад), тоже является сухим садом карэсансуй. Но в отличии от первого – этот сад был заложен одним из великих садовников периода Эдо – Кобори Энсю одновременно со строительством самого Энтоку-ин. Этот сад более красочный. На его территории больше клёнов и сосен, вертикально стоящих камней – подарков вассалов Тоётоми Хидэёси. Вечером, когда включают разноцветную подсветку, сад особенно завораживает. В Хоку-тэй в старину был пруд, но он высох и только понижение уровня земли, говорит о том, что раньше тут плескалась вода между камнями и плавали карпы.



Пройдя через главные ворота храма – Нагоя-мон и ворота Кара-мон, Вы попадаете в главное здание Энтоку-ин – Ходзё. Здание раньше располагалось в замке Фусими. Но после того, как замок был частично уничтожен врагами Тоётоми Хидэёси, несколько из его построек разобрали и перевезли в Энтоку-ин, где они стали: главным зданием Ходзё и залом для медитаций Сёин. Два этих здания соединяются между собой небольшим деревянным мостиком с высоты которого можно полюбоваться маленькой старинной улочкой.

Ходзё разделено на комнаты традиционными японскими раздвижными дверями токонома, расписанными художником Хасегава Тохаку. Все они являются Важным культурным достоянием Японии и охраняются государством. Наибольший интерес из них представляют четыре: Сансуидзу-хусума – с изображением пейзажа местности рядом с домом Хасегава; Хякурю (белый дракон) – символизирующий Тоётоми Хидэёси; Сетугетука (снег, Луна и цветущая вишня) – символ самого прекрасного явления природы для японца и

Сётикубай (сосна, бамбук и цветущее персиковое дерево) – символы удачи.

Когда закончите любоваться садом и наслаждаться чаем, обратите внимание на выходе на маленькую статую лисы в монашеских одеждах. С ней связана очень любопытная, но трагическая история.



Однажды лис превратившись в монаха и одевшись в соответствующие одежды, решил подзаработать, устраивая чайные церемонии для всех желающих и брать с них деньги. Все было замечательно и успешно, пока ему не попал навстречу опечаленный хозяин лавочки продававший тофу. Лис поинтересовался причиной горя. Хозяин поведал, что дела у него плохи и скоро придется закрыть лавочку. Лис сжалился над человеком и посоветовал в дополнение к тофу, сделать и продавать еще и пасту из сладких бобов. Лавочник послушался и разбогател. В благодарность он сделал лису темпура, а тот отведав кушанья потерял способность превращаться и обернулся лисом. Хозяйская собака, увидев лиса залаяла и он, испугавшись собаки, побежал. Пробегая мимо колодца, лис поскользнулся и упал в него, а после, не сумев выбраться, утонул. Лавочник, чтобы задобрить дух лиса, построил на территории Энтоку-ин святилище.

Часы работы Энтоку-ин с 9:00 до 16:30, в период с 29 октября по 5 декабря с 9:00 до 21:30 в вечерние часы на территории храма включают подсветку, добавляющую очарования.

Стоимость входного билета 500 иен.

Кодай-дзи



Попав на территорию Кодай-дзи (高台寺 Kodai-ji), не забудьте – всё здесь пропитано духом дзэн.

Как и соседний с ним Этоку-ин, Кодай-дзи был построен в 1605 году по распоряжению вдовы Тоётоми Хидэёси.

Храм принадлежит буддистской секте

Риндзай, но монахи не закостенели и достаточно открыты к светской жизни. Каждый сезон в течение года на территории храма появляется что- нибудь необычное, новое и интересное, не чуждо им и современное искусство.



Кодай-дзи получил своё название в честь своей основательницы. После смерти Тоётоми Хидэёси его жена Кита-но-Микото (леди Нэнэ) приняла монашество и взяла себе имя Кодай-ин. Хидэёси и его жена очень почитаемы киотцами: соседняя с Кодай-дзи улочка, идущая мимо Энтоку-ин, носит имя Кита-но Микото.

Первоначально территория храма была больше, чем сейчас. Начиная с 1789 года храм несколько раз горел, но большая часть его изначальных построек дошла до наших дней. Сейчас все они являются важным культурным достоянием.

Поднимаясь от Нэнэ-но-Мити по длинной, похожей на спину дракона дорожке, подходишь к главным воротам храма. Если Вы интересуетесь чаем, чайной церемонией или Вам просто любопытно – смело входите! Не пожалеете!

От первоначального комплекса осталось достаточно много: Кайсан-до (зал основателей храма), Отама-я (Святилище), Омотэт-мон (ворота перед Отама-я), Каса-тэй и Сигура-тэй (чайные домики), Кангэцу-дай (мост, ведущий к Кури). Остальные здания храма были выстроены заново.

Рядом с Кайсан-до расположен сад храма, спроектированный Кобори Энсю на месте старого, некогда здесь располагавшегося. С двух сторон здания находятся пруды: восточный пруд Энгецу-ти чуть меньше, чем западный Гарё-ти. Через Энгецу-ти перекинут крытый мост

Канэцу-дай, ведущий к Кури (зданию для приёмов). Западный пруд Гарё-ти отделяет Кайсан-до от Отама-я, через него перекинут очень длинный мост Гарё-ро (коридор лежащего дракона). В здании Кайсан-до установлена статуя настоятеля храма Санко Дзоэки.



Расположившееся неподалеку здание Отама-я является святилищем Тоётоми Хидэёси и Кита-но-Микото, в котором установлены их деревянные статуи, а так же специальные маленькие храмы – вместилища духа. От здания Кайсан-до видно большое здание Кита-соин.

Перед главным зданием храма – Ходзё – разбит сухой сад (карэсансуй) Хасин-тэй. На поверхности песка сада монахи сооружают инсталляции современного искусства, например, ныряющего дракона или что-то особенное и малопонятное для простого человека. Сад всегда меняется, и, придя сюда месяца через три, вы обнаружите нечто совершенно отличное от виденного. На противоположной стороне от веранды главного здания, вдоль которого разбит сад, располагаются ворота Тёкуси-мон.



Два из трёх расположенных на территории Кодай-дзи чайных домика спроектированы великим чайным мастером Сэн-но-Рикю. Первый получил название Каса-тэй в честь того, что крыша домика изнутри похож на традиционный японский зонтик: такие же прямые тонкие бамбуковые спицы составляют стропила домика.

Второй домик – Сигурэ-тэй (крыша души) является уникальным, двухэтажным чайным домиком, и ранее он располагался на территории замка Фусими. Третий чайный домик Ихо-ан интересен своим круглым окном.

На границе Кодай-дзи, находится одна из трех знаменитых бамбуковых рощ Киото.

С 1994 года в сезон цветения сакуры и в сезон алых клёнов территория храма подсвечивается более чем тысячью светильников, в дополнение к которым укладывается двадцати пятиметровая река из светящегося голубым светом оптического волокна.

Храм прекрасен во все сезоны и открыт для посещения круглый год, но из-за того, что он находится несколько на отшибе, туристические потоки обходят его стороной.

Время работы с 9:00 до 17:00 (в сезон до 21:30)

Стоимость входного билета 600 иен.

Даюн-ин



Комплекс зданий храма Даюн-ин (大雲院

Daiun-in) легко отыскать среди низеньких домов, окружающих его, благодаря высокой башне- пагоде. Если Вы окажетесь в районе неподалеку от Кодай-дзи и увидите пагоду с необычной зеленой крышей и шпилем тонким и слегка напоминающим копье – это и есть знаменитая пагода Даюн-ин.

Храм был основан по приказу Тоётоми Хидэёси в 1587 году в память об Ода Набунага и его сыне Ода Набутада. Как раз в честь посмертного имени последнего и получил своё название Храм.

Храм так же известен тем, что на его территории похоронен японский Робин Гуд – Исикава Гоэмон. После неудачного покушения на кошелек очередного состоятельного жителя, Исикаву поймали и сварили в масле.



Самая заметная достопримечательность храма – пагода- башня Гион-каку. Как называют ее сами японцы – бронзовый павильон (по аналогии с золотым и серебряным павильонами). Гион-каку напоминает башенку Цуки-хоко, которую таскают по улочкам Киото на праздник Гион.

Башня была построена в 1928 году под руководством Китиро Акура и изначально находилась в ином месте. На территорию Даюн-ин башня была перенесена в 1972 году, и с тех пор её медная крыша далеко видна с близлежащих улочек, а ее шпиль стал прекрасным ориентиром для путешественников. Общая высота башни составляет 36 метров, и с ее обзорной площадки отлично видно местные достопримечательности.



Так что забирайтесь и наслаждайтесь видами (если Вам повезет, и башня окажется открытой для посещения в этот день).

Стоимость посещения Даюн-ин 600 иен.

Отани Собё

Отани Собё (大谷祖廟 Otani Sobyo), является еще одним мавзолеем, посвященным Синрану Соину, и является не только местом захоронения праха Синрана, настоятелей храма Хигаси Хонгандзи, но и многих простых людей, следующих за учением направления Отани по всему миру.



После разделения храма Хонгандзи на два (Ниси и Хигаси Хонгандзи) в 1602 году, двенадцатый настоятель Хигаси Хонгандзи соорудил временный мавзолей Соина. Спустя шестьдесят восемь лет, четырнадцатый настоятель на этом же месте решил соорудить уже постоянный мавзолей в честь учителя Соина, и сделать все более капитально.

С 1701 года Храм при мавзолее много раз переименовывался, пока в 1981 году не стал Отани Собё.

Ежегодно в праздник О-Бон (14-16 августа) около десяти тысяч паломников посещают этот мавзолей, чтобы выразить почтение учителю Соину и его последователям. Они совершают обряд «ханамодзи ден до», при котором преподносят в дар храму красочные панно с надписями, изготовленными из цветов, с обязательным разъяснением значения изготовленного ими выражения всем желающим, что бы те почувствовали близость к Будде.



Рядом с территорией Отани Собё, как и в Отани Хомбё, находится очень большое кладбище.

Мавзолей представляет собой комплекс сооружений: здание хондо, собственно могилу Соина, колокол под крышей, чашу для омовения рук и входные ворота. Сада при Отани Собё нет, но растущие на склонах холмов клены эффектно подчеркивают строгость темного, старого дерева зданий.

Место интересно для почитателей Соина, для остальных же будет интересно заглянуть сюда во время подношения цветочных панно.

Вход на территорию бесплатный.

Тёраку-дзи



В нескольких минутах ходьбы от Отани Собё находится тихий и небольшой храм

Тёраку-дзи (長楽寺 Choraku-ji). Храм редко посещается людьми. Это, возможно, связано с тем, что во времена войны кланов Тайра и Минамото в 1185 году дочь Тайра Киёмори и мать императора Антоку стала монахиней в этом храме.



Тёраку-дзи был основан в 805 году монахом Сайтё и с момента основания до наших дней переходил из рук в руки представителей различных буддистских течений. В эпоху Хэйан он принадлежал секте Тендай. В начале эпохи Камакура спустившийся с гор Хиэй монах Рюкан-рисси основал на территории монастыря школу Сэнсю Нэмбуцу секты Дзёдо. В эпоху Муромати храм был передан представителям секты Дзисю. А с 1876 году и по сию пору является главным монастырем этой секты.



Сейчас территория храма значительно меньше, чем в былые времена. В начале эпохи Мэйдзи, во времена борьбы с буддизмом, большая часть территории храма была передана под организацию общественного парка Маруяма. Но зато оставшаяся часть находится в одном из самых живописных уголков Киото. Со склонов холма, на котором располагается Тёраку-дзи,



открывается прекраснейший вид на город. Территория выглядит несколько диковато, но этим-то Тёраку-дзи и привлекает любопытных туристов.

Рядом с главным зданием храма разбит небольшой парк с прудом, видавшим лучшие времена. Здания, если приглядеться, тоже весьма не новы: по углам паутина, и можно сосчитать всю добычу свивших ее пауков на татами и на токонома.

Помимо запущенного сада, храм интересен статуей Хотэя – одного из семи японских богов счастья. Статуя была создана Соити Кокуси порядка 800 лет назад, и с тех пор копии статуи очень популярны в качестве подарка на удачу.

Храм открыт с 9:00 до 17:00

Стоимость посещения составляет 650 иен.



Ясака-дзиндзя

Красочное и шумное святилище Ясака-дзиндзя (八坂神社 Yasaka-jinja) является настоящей драгоценностью квартала Гион, его даже иногда называют Гион-дзиндзя (святилище Гион).

Оно прекрасно в любое время года и в любое время суток.

Святилище посвящено богу Сусаноо-но-Микото и было основано в 656 году по приказу императрицы Саймэй. Здания святилища были восстановлены после последнего разрушения в 1654 году при четвертом сёгуне Токугава.

С 1871 года Ясака-дзиндзя отнесено к рангу каннэй-тайся (святилища первого ранга) – святилищ, наодящихся под патронажем правительства.



На территории святилища проводится множество фестивалей. Начинается всё с Окера Мацури (первое посещение храма) и заканчивается предновогодними торжествами. Но самым знаменитым является Гион Мацури – красивый и шумный праздник, в котором участвует почти весь Киото. Про фестивали можно рассказывать много и долго, но не будем отвлекаться.



Главное здание (Хондо) святилища было реставрировано в 1654 году и украшено фигурами белых Тигров, драконов и слонов. Высота здания составляет пятнадцать метров, площадь его порядка 1320 квадратных метров, а построено оно в стиле Гион-дзукури. Очень красивое внешне здание. Перед ним всегда многолюдно – японцы приходят попросить что-нибудь у верховного божества.

Напротив главного здания храма расположен Буцуден (помост для ритуальных танцев гагаку).

На территории Ясака-дзиндзя находится много интересных малых святилищ, посвященных другим божествам на все случаи японской жизни. Например, Синме-ся (святилище лошадиного бога) в котором установлены две статуи лошадей в натуральную величину. Храм – память о подаренных Ясака-дзиндзя конях.

Святилище Дзю-ся, посвященное большому набору знаменитых и не очень божеств (находится в длинном здании слева от Хондо).



Восточная часть Ясака-дзиндзя заканчивается красивым, в рыжих тонах, многоярусным святилищем Тамимицу, которое посвящено божеству Инари и в котором, на входе, расположены статуи лисиц – её вестников. Святилище очень красиво и загадочно выглядит вечером с подсветкой.

Еще одно интересное святилище – Уцукуси-додзэн, посвященное трем богиням красоты. Японки приходят сюда попросить богинь подарить им красоту и омыть

лицо и руки из священного источника, расположенного рядом.

Вход на территорию Ясака-дзиндзя осуществляется через главные ворота Ро-мон, по сторонам которых стоят фигуры охранителей. Ворота были перестроены в одно время с Хондо и стали такими же красивыми и яркими. Помимо них, на юге, имеются еще одни большие ворота Минами – Ро-мон, высота которых составляет 9,5 метров.

Вход на территорию святилища – бесплатный. Но народу тут многовато и потолкаться придется.

Тиён-ин



Тиён-ин (知恩院

Chion-in) – один из главных буддистских храмов Киото, и точно обладает самыми большими входными воротами в Японии – их длина составляет 50 метров, а высота – 24 метра! В состав храма входит сто шесть больших и малых зданий. Несмотря на всю свою важность и огромность, храм не пользуется большой популярностью. А на его территории есть что посмотреть! Три садика Тиён-ин великолепны.

Храм принадлежит секте Дзёдо-сю (течение Чистой Земли) и является её штаб-квартирой.

Годом основания Тиён–ин считается 1133 год.

Самая известна часть храма, являющаяся его визитной карточкой – главные ворота Сан-мон. Ворота подарил храму второй сёгун Токугава – Токугава Хидэтада. Возведены ворота были в 1621 году. Они настолько огромны, что во внутрь ворот (точнее, на второй этаж) уместился храм, посвященный Будде Шакьямуни. Потолок в этом помещении богато украшен изображениями буддистского рая и летящими сквозь облака драконами. Этот храм действующий, и посетить его можно в любой день. Но фотографировать внутри, как и на его веранде, нельзя.



Пройдя через ворота и поднявшись по небольшой лестнице на огромный двор комплекса, вам сразу бросится в глаза здание Миэй-до, посвященное основателям Тиён-ин. В здании установлена статуя первого настоятеля храма – монаха Хонэна. Здание было построено в 1639 году. Его длина составляет 35 метров, а ширина – 45 (если мерять все относительно главного входа), по периметру же его окружает открытая веранда шириной 3 метра. При входе внутрь посетителей встречает коллекция забытых когда-то зонтиков (васурагаса). В Миэй-до проводятся занятия по нэмбуцу.

Слева от Миэй-до расположено здание Сюэ-до, в котором установлена статуя Будды Амитабхи. По преданию она была изготовленна настоятелем Эсином. Неподалеку от этой статуи расположены статуи Токугава Иэмицу и Токугава Иэцунэ.



Если вернуться к каменной лестнице, по которой поднимались на двор Тиён-ин, оказываешься перед зданием Амида-до. Ранее оно находилось перед зданием Сэйсин-до, но было сюда перенесено в 1710 году. Внутри него установлена еще одна статуя Амида Будды, как и все в Тиён-ин, гигантского размера (высота статуи три мера). Здание используют для проведения различных церемоний, в том числе и свадебных.



Юго-восточнее Миэй-до находится небольшое здание Кёдзо (здание для хранения священных текстов), построенное в один год с воротами Сан-мон. Снаружи здание неприметно, но обязательно загляните в него! Внутри настоящее буйство красок – стены и потолок расписаны в стиле школы Кано. В центре здания находится многогранный барабан, в котором хранится шесть тысяч томов буддистских манускриптов времен китайской династии Сун, подаренных храму сёгуном Токугава



Хидэтада. Если повращать барабан, то будет считаться, что вы прочли все эти тома.

За зданием Сюэ-до находится самый лучший в Киото представитель архитектурной школы Соин-дзукури – здание О-Ходзё (большой гостевой дом). Здание может быть разделено на 10 комнат раздвижными дверями фусима-э расписанными в стиле Кано. Они весьма красивы, поэтому здесь стоит подольше задержаться и посмотреть.

Рядом с большим гостевым домом находится малый Ко-Ходзё на шесть комнат. Стиль оформления повторяет О-Ходзё.

Здание Ко-Ходзё окружает сад в стиле тисэн каюсики (сад для прогулок вокруг пруда), спроектированный мастером Кобори Энсю в соавторстве с монахом Гёкуэном. В сад входят: пруд Синдзи-икэ, чайный домик Аои-ан и зал Токугава – Гонгэн-до. Полюбоваться садом можно в любое время года весною цветением вишни, летом сочной зеленью, осенью прекрасными бликами отраженного от пруда света (причем осенью включается специальная подсветка и можно любоваться садом допоздна), а зимой, когда сад накрывает снегом – он приобретает прямо-таки настоящий дзэнский облик в сочетании с горами Хигасияма в качестве фона. Сад прекрасен всегда.

На территории Тиён-ин имеется еще один сад –Ёдзэн-ан. Это достаточно современный сад, построенный в 1954 году на месте бывшего здесь ранее. Сад разделен на две части: в одной части расположен источник Хигасияма, чистую воду которого подчеркивают посаженные вокруг деревья, вторая часть – сухой сад камней (карэсансуй). На территории сада построены два чайных домика: Короку-ан и Хакудзи-ан. В этих домиках по-особому ощущается близость к природе и ко всей Японии.



Артефакты храма Тиён-ин не исчерпываются зданиями. На территории храма находится еще и самый большой звонящий колокол – великан достигает в высоту 3,3 метра, а в диаметре 2,7 метра, вес колокола 70 тонн. Колокол звонит всего два раза в год во время празднования Хонэн и в новый год. В новый год разворачивается настоящее шоу – семнадцать монахов, сменяя группами друг друга, раскачивают большое било-бревно и наносят сто восемь ударов, звук от которых разносится далеко вокруг.

Самое старое здание Тиён-ин – это здание Сэйси-до. Оно было построено в 1530 году. Ранее в здании находилась статуя Хонэна, но потом она была перенесена в Миэй-до, а на месте нее установлена статуя бодхисаттвы Сэйси. Статуя является важным культурным достоянием.



В глубине комплекса Тиён-ин спрятался мавзолей Хонэна (Гобё). Здание выполнено в стиле китайских ворот и обнесено забором. В 1212 году, после смерти Хонэна, его ученики соорудили мавзолей, в котором захоронили прах учителя. Дошедший до нашего времени мавзолей построен в 1613 году на пожертвования Мацудайра Идзу-но-Ками – правителя провинции Хитати.

Вход на территорию Тиён-ин бесплатный с 9-00 до 16-00. Плата взымается только за посещение садов – 400 иен за сад Ходзё и 300 иен за вход в сад Ёдзэн-ан.

Сорэн-ин

Покинув реконструируемый Тиён-ин и пройдя несколько сот метров по Дзингу-мити на север, Вы оказываетесь перед совсем уж простенькими воротами Сикяку-мон храма Сорэн-ин ( 青蓮院 Shoren-in ). Чуть дальше находятся ворота Нагоя-мон этого храма.



Сорэн-ин формально подчиняется Энряку-дзи и принадлежит секте Тэндай, но в то же время он является одним из пяти храмей мондзэки, настоятели которых назначаются из представителей императорской фамилии или регентов. Помимо Сорэн-ин к мондзэки относятся храмы: Мёхо-ин (про него было написано ранее), Сандзэн-ин, Мансю-ин и Бисямон-до.

Храм Сорэн-ин был основан в 1150 году по приказу императора Тоба. Его первым настоятелем стал двенадцатый настоятель храма Энряку-дзи – Гёгэн, которого на посту сменил седьмой сын императора. С тех пор настоятелями Сорэн-ин становились представители императорской фамилии.

На страницу:
3 из 4