bannerbanner
Сто жемчужин древнего Киото
Сто жемчужин древнего Киото

Полная версия

Сто жемчужин древнего Киото

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4


Мир для храма длился недолго и закончился у ворот Ходзюдзи-дэн его осадой. В 1184 году войска Минамото Ёсинака осадили маленький храм, захватили императора, а само здание сожгли. Подоспевшие войска Минамото Ёсицунэ и Минамото Нориёри вытеснили его из Киото, и после битвы на мосту Удзи, Ёсинака отступил в провинцию Оми, где был окончательно разбит. К сожалению, внутрь храма я не попал, но во двор заглянул. Садик маленький и скромный, но как всегда в Японии, идеально ухоженный.

Прямо среди плит двора храма притаился маленький сад камней. Осторожней и не зевайте!

Мёхо-ин



В Киото все храмы, сады, святилища расположены достаточно близко друг от друга. Не исключение и район вокруг Сандзюсанген-до. Пройдя от него вдоль улицы всего десять минут, оказываешься рядом со сравнимым с ним по площади, но более тихим и не так наполненным туристами храмом – Мёхо-ин (妙法院 Myoho-in). Большинство зданий комплекса Мёхо-ин закрыты для посещения, но в некоторые из них всё же можно заглянуть.

Монах Сайтё из секты Тэндай основал Мёхо-ин в 805 году. Храм не совсем что бы тихо и не совсем что бы мирно жил себе и дожил до 1161 года. Стоит отметить, что как большенство буддистских храмов он спорил за близлежащие территории с соседями и содержал для отстаивания мнения, внушительную армию. В 1161 году Мёхо-ином стал

командовать (стал настоятелем) император Го-Сирокава, постригшийся в монахи и как будто отошедший от дел. С тех пор все настоятели Мёхо-ин назначались из представителей императорской фамилии. Храм неплохо пережил времена смут и междоусобиц и теперь имеет статус национального достояния Японии, как и отдельные артефакты, хранящиеся на его территории.

Что бы попасть на территорию Мёхо-ин, нужно пройти через ворота ОО-Генкан в стене, окружающей храм.

Главное здание Мёхо-ин (хондо) было построено в стиле Хёгодзукури для установки статуи Фугэн-босатсу (бодхисатвы просветления). Статуя бодхисатвы изготовлена в XII веке в стиле школы Инпа и представляет собой статую Фугэн-босатсу – боддхисаттвы едущего на слоне. Статуя является культурным достоянием Японии. Надо отметить, что здание хондо небольшое по сравнению с другими зданиями Мёхо-ин и находится справа от входа через ворота ОО-Генкан.



Одним из самых больших зданий Мёхо-ин является кухня (Кури). Здание было построено в 1595 году по распоряжению Тоётоми Хидэёси для тысячи монахов, которые молились за болную мать сёгуна. Размеры кухни сравнимы с размерами небольшого замка: двадцать один метр шириной, двадцать три метра длинной и восемьнадцать метров в высоту.

В июне 2000 года на месте одного из старых зданий комплекса храма был устроен сад Суйкоку-эн. Сад представляет собой «сухой» сад (каресансуй). Название свое сад получил в честь разобранного старого здания, на месте которого он был разбит. Неплохой сад, но небольшой. Красивая площадка с песком, камнями, деревьями.

Здание О-Соин было перенесено на территорию Мёхо-ин из Императорского дворца Киото и используется ныне в качестве помещений для приемов. О-Соин состоит из двух залов – южного и северного. Здание было спроектировано в стиле Соин-дзукури Момояма. Из южного зала можно попасть на открытую веранду, выходящую в еще один небольшой садик. Всё это характерно для домов, принадлежащих высшей аристократии. Двери фусима в О-Соин украшены картинами художников Соэя и Эйтоку, принадлежащими к школе Кано.

Следующее здание Мёхо-ин – Найбуцу-дэн. Здание представляет собой три зала, открывающиеся друг за другом и ориентированные с юга на север: Амида-до (со статуей Будды Амиды), Гома-до и Дайкоку-тэн. Залы используются монахами для проведения ежедневных ритуалов. Статуя Фудо в зале Гома-до является национальным достоянием Японии и была сделана в IX веке. Эта статуя является старейшей статуей Будды из почитаемых представителями секты Тендай.

В каждом храме в Японии имется своя библиотека – здание Рюгэ-дзо, в Мёхо-ин как раз и используется для хранения священных буддистских свитков с изображениями Будды и священных предметов. Артефакты, хранящиеся в Рюгэ-дзо, периодически выставляют для всеобщего обозрения.



Здание для проведения официальных церемоний Син-дэн украшено табличками с именами более шестидесяти императоров и императриц, начиная с эпохи Муромати и заканчивая нынешним временем. Во дворе перед зданием находится памятник, посвященный семи возглавившим реставрацию Мэйдзи японцам, приведшей к падению сёгуната Токугава и возвращению власти Императору.

В 2000 году был восстановлен дом для гостей Мёхо-ин (Дзуйру-дэн), комнаты которого украшены работами Тацуя Исиодори.

Помимо О-Соин из императорского дворца Киото, было перенесено здание О-Гэнкан. Здание было построено для проведения свадебной церемонии императора Го-Мидзуо и Тохукумонин Масако в 1620 году. Здание представляет собой просторный зал, разделенный 20 фусима расписанными большими соснами.

Комнаты здания Сиро-Соин используются в качестве гостевых для посетителей, прибывающих к настоятелю Мёхо-ин и оформлены в стиле Сукия-дзукури.

Комнаты в здании Годза-но-ма используются в качестве кабинета настоятеля. Фусима этих комнат демонстрируют пейзажи, нарисованные Окъё, Госюна и Гессена в стиле школы Мураяма Сидзё.

Гёкудза – пожалуй последний небольшой комплекс строений в Мёхо-ин и представляет собой открытое пространство с двумя верандами на восточной и южной сторонах. Он использовался императором Мэйдзи во время двух его визитов перед реставрацией и сразу после неё. Вдоль восточной веранды установлена чаша для воды необычной формы.

Напомню, что проникнуть в Мёхо-ин – достаточно большая удача.



Выйдя из Мёхо-ин, впечатленный его красотой, я посчитал удачу путешественника – пойманной за хвост, и отправился искать что-то еще, не забывая про общее направление на Киёмидзу-дэра. И не ошибся! Пройдя метров двести и перебравшись через знаменитый, древний тракт Токайдо, я оказался у парка с красивой перспективой на изогнутый каменный мост. На горизонте виднелись ворота… Как позже выяснил, это были ворота Отани Хомбё – мавзолея, посвященного основателю секты Дзёдо Синсю.

Отани Хомбё

Пройдя по каменному горбатому мостику через парк, оказываешься у небольших ворот, главной бросающейся в глаза деталью которых является большая табличка с надписью на японском.

Это вход на территорию Отани Хомбё (大谷本廟 Otani Hombyo) – мавзолея, посвященного основателю секты Дзёдо Синсю – Синрану Соину.

Надпись над воротами сделана двадцатым патриархом секты монахом Коньё.



Мавзолей является частью главного храма секты – Хигаси Хонгандзи, который находится недалеко от центрального вокзала Киото и рассказ о котором ещё впереди.

Мавзолей был построен в 1262 году после смерти основателя секты – монаха Синрана Соина под руководством его дочери (да, такое тоже случается в Японии – у монахов бывают дочери, рождающиеся тогда, когда они уже стали монахами). Когда мавзолей был построен, управление им принял его внук Какуэ, а потом и правнук Какунё. Последний сменил название мавзолея на Хонгандзи и официально переименовал его в храм.



Позднее храм перешел под управление секты Тэндай, но в 1457 году настоятелем храма стал Рэннё – восьмой патриарх, попытавшийся возродить изначальное учение. Но монахи с горы Хиэй очень на это обиделись, а поскольку были еще и воинственны, то пришли под стены Хонгандзи и разрушили храм. После долгих перипетий и приключений разных представителей Дзёдо Синсю им удалось опять закрепиться в Киото, но несколько в ином месте, где они восстановили храм Хонгандзи и заново воздвигли мавзолей Отани Хомбё на изначальном месте.

Пройдя через главные ворота (честно говоря, после посещения Мёхо-ин за такими небольшими воротами ожидаешь увидеть скромное небольшое здание в окружении невзрачной территории), оказываешься напротив главного здания мавзолея (Буцу-дэн), посвященного Будде Амиде.



Рядом с главным зданием находится засыпанная гравием площадь, на которую посетители попадают, пройдя через ворота, охраняемые двумя статуями стражей (нинтэн мон).



Напротив главного здания, за открытой площадкой, расположено достаточно большое здание Митё-до, построенное в 1661 году в память о четырёхста последователях Синрана.



С правой стороны от Митё-до расположены два современных высоких здания – Муродзё-до один и два – представляющие из себя захоронения последователей Синрана со всего света (внутри установлено около двадцати тысяч маленьких алтарей).

За стенами мавзолея находится кладбище с могилами последователей Соина. Очень большое и впечатляющее. Кладбище тянется до входа на территорию Киёмидзу-дэра, и по дороге встречается еще парочка небольших храмов с лавочками ритуальных принадлежностей.



Территория с кладбищем грандиозная. Если задуматься, то проходя через небольшие ворота, совсем не ожидаешь подобного масштаба.

Пройдя кладбище по тихой дорожке и полюбовавшись живописными алтарями, попадаешь к боковому входу Киёмидзу-дэра.



Киёмидзу-дэра

Большинство посетителей попадают в Киёмидзу-дэра (清水寺 Kiyomizu-dera), проходя мимо Ума тодомэ, за которым скрывается обычная конюшня с несколькими стойлами. Здесь посещавшие Киёмидзу-дэра в стародавние времена богатые паломники оставляли своих лошадей перед тем, как подняться наверх, к храму через главные ворота Нио-мон. Из четырех самых посещаемых туристами мест в Киото это – самое переполненное (на мой взгляд).

Киёмидзу-дэра из маленького святилища, появившегося в 778 году, стараниями монаха Этина превратилась во всемирное наследие, охраняемое ЮНЭСКО.



По преданию Этину явилась многоликая Канон и повелела найти исток реки Ёдогава. Монах отправился на поиски. Очень долго искал Этин, пока, изможденный и оборванный, не услышал на склоне Отова шум воды. Мгновение, и его взору открылся водопад, окутанный клубами тумана. Неподалеку от водопада обитал отшельник Гёэй, который приютил монаха и накормил. Без каких-либо слов Гёэй вручил Этину кусок дерева и исчез. Этин вырезал из этого куска статую отправившей его к реке Богини и остался жить в хижине. Так появилась Киёмидзу-дэра.



Первое большое здание храма появилось в 798 году, когда Этину удалось увлечь учением, которое он проповедовал, воина Тамурамаро, как-то забредшего в его хижину во время охоты в окрестных лесах. Тамурамаро, впечатленный учением, подарил монаху материалы на строительство храма, которые, в свою очередь, получил в подарок от императора.

Киёмидзу-дэра много раз разрушался и горел, как и многие храмы и дома Киото. Так продолжалось до эпохи Эдо. После очередного пожара 1623 года Третий сёгун Токугава повелел отстроить Храм в очередной раз, и с тех пор Киёмидзу-дэра радует всех посещающих его путешественников своей окончательно сложившейся архитектурой.

Попав на территорию Киёмидзу-дэра со стороны Отани Хомбё, вы сразу оказываетесь в гуще туристов, особенно если это выходной день и часть толпы составляют отдыхающие после рабочей недели японцы. С этой стороны особенно изящно смотрелись крыши Сандзю-но-то, и клены уже начавшие краснеть.

Поднявшись к воротам Сай-мон – Западным воротам – вы поймете, что шли не напрасно, и будет, чем «поживится» фотографу.

Неподалеку от них находится красивейшая башня Санздю-но-то. В здании пагоды установлена статуя Дайнити Нёрай. Рядом расположено небольшое здание Кё-до, в котором хранятся священные манускрипты, а чуть дальше вверх Кайсан-до – здание, посвященное основателям Киёмидзу-дэра. По преданию, здание сделано из дерева императорского дворца материалы, которого были подарены воину Тамуромару. Внутри здания установлены статуи Энтина и Гёэя.

Пройдя серединные ворота Тодороки-мон, вы сможете полюбоваться каменной чашей для омовения рук, которая украшена бронзовым драконом. Слева от ворот находится зал Асакура, построенный в честь самого щедрого мецената Киёмидзу-дэра (хотя официальное название у здания Хоккэ-кё). В здании расположена статуя бодхисаттвы Канон со спутниками Бисямоном и Дзидзо (они достаточно любимы и почитаемы в храме). Еще одной достопримечательностью Асакура является камень с отпечатками ног Будды Шакьямуни, снимающий самые тяжелые грехи.

Пройдя сквозь крытую галерею Кайро, вы попадете на террасу перед главным зданием храма – Хондо. Главное здание построено, как принято считать, так же, как и Касан-до, из дерева императорского дворца. Терраса перед Хон-до выступает на двенадцать метров над скалой, и все ее сто тридцать девять опор собраны вместе без единого гвоздя (не только русские такие умельцы, оказывается). Ранее эта терраса служила для церемониальных танцев, а сейчас – это визитная карточка Киёмидзу дэра и по совместительству – отличная смотровая площадка (но жутко переполненная людьми).

С террасы виден источник Отава-но-таки, давший название храму и охраняемый божеством Фудо Мё-о. Три струи источника символизируют Будду, буддистский закон и духовенство. Тот, кто пьет воду из источника, обретает мудрость, здоровье и долголетие. Необходимо пить только из двух струй, иначе ничего не получишь, а можешь даже навредить себе и навлечь несчастья. Именно в честь этого источника полное название храма звучит как Отоваси Киёмидзу-дэра.

Здание из неокрашенного дерева с белыми простенками и коричневой крышей – это Сяка-до (зал Будды Шакьямуни) с алтарем, посвященным Будде. Алтарь сохранился с эпохи Камакура и пережил многие пожары.

К Сяка-до примыкает небольшое здание Нисики-но-дзидзо. С этими Дзидзо тут можно запутаться, потому как есть еще Хякутай Дзидзо (зал ста Дзидзо), расположенный между Амида-до и Сяка-до. Очень почитают Дзидзо в Киёмидзу-дэра.



В Амида-до, посвященном Будде Амиде, помимо его статуи есть статуи его спутников Нино Босацу и Гэко Босацу (очень похоже на Асакура) – Будд солнечного и лунного света. На месте этого здания, по легенде, в 1188 году основатель секты Чистой земли Хонэн и придумал выражение: «Наму Амида Буцу!»



Еще одно здание, посвященное тысячерукой Канон и ее спутникам – это здание сокровенного храма Окуни-но-ин. С площадки рядом с ним очень хороший вид на Хондо.

Позади Хондо находится небольшое синтоистское святилище Дзисю-дзиндзя, посвященное богу любви Окунинуси-но-микото и его посланнику – зайцу. Святилищу около 400 лет, и перед ним можно наблюдать интересную и увлекательную картину: как японец или японка, закрыв глаза, переходят от одного камня к другому. Есть поверье, что тот, кто дойдет от одного камня до другого с закрытыми глазами, скоро встретит свою любовь. Если при этом тебе кто-то помогает, то найти свою вторую половину без посторонней помощи будет нелегко.



Несмотря на огромную популярность и толпы туристов, в Киёмидзу-дэра есть тихий, тайный уголок: храм Дзёдзю-ин или, как его еще называют, «Лунный сад». Сад был построен в 1735 году и относится к так называемому саду с декорированным прудом. Сад охраняется и является историческим памятником древнего Киото. Первый раз сад был описан в работе по разбивке садов «Цукияма тэйдзодэн», написанной Китамура Энкинсаем.

Здание Дзёдзю-ин было построено задолго до того, как был разбит сад, в 1526 году в качестве места уединения императора Го-Касивара.

Сад очень элегантен и, как всегда, с изюминкой. Если смотреть на Дзёдзю-ин со стороны долины Юядани, он выглядит больше, чем если на него смотреть с севера, сидя на открытой веранде (соин). Эта разница в восприятии возникает из-за того, что фоновый пейзаж при наложении сливается с основной композицией сада.

Сад создавался вокруг пруда с двумя островками, на которых расположены вертикально стоящие камни. Большой камень на правом острове пруда называется Эбоси-иси (из-за того, что он похож ан официальную шапочку чиновника эпохи Хэйан – эбоси). Перед верандой располагается чаша для воды, камень для которой был подарен Тоётоми Хидэёси, как и многие камни, подаренные Киёмидзу-дэра. Еще одним примечательным камнем является Ритосэки на левом островке.

К сожалению, сад открыт очень ограниченное время с 17 ноября по 2 декабря.

Стоимость входа 600 иен.

Хочется отметить, что Киёмидзу-дэра очень красив вечером, его специально подсвечивают, а в пиковые сезоны (весной и осенью) время посещения продлевают, чем Вы можете воспользоваться и вернуться в Киёмидзу-дэра вечером, чтобы сделать фотографии без толпы туристов и местных жителей на фоне.

Входной билет в Киёмидзу-дэра для взрослого стоит 300 иен, а вечерний билет – 400 иен.



Выйдя с территории храма, вы попадете на шумную торговую улочку Мицубара-дори. Гомон и толпы туристов заставят вас порадоваться, что вы не стали заходить с центрального входа.

Потолкавшись и поискав сувениры, вы заметите высокую пагоду, и вот она – следующая цель. Прощай, шумная Мицубара-дори!

Пока бодро шел к пагоде навстречу попалась импозантная группа китаянок, одетых в яркие кимоно и набелённых как гейши, заворачивающих в какое-то местное синтоистское святилище.

Пагода манила своей высотой, да и «гейши» пошли в ту сторону, что и я.



Ясака-но-то



Пятиэтажная пагода Ясака-но-то (八坂の搭 Yasaka-no-to) поднимается на высоту сорока шести метров и является старейшим буддистским храмом в Киото. Пагода была построена в 589 году и за свою историю несколько раз горела, но как феникс – отстраивалась заново. Современное здание было построено в 1440 году по указанию сёгуна Асикага Ёсинори.

Пагоды – очень устойчивые здания, их конструкция, несмотря на высоту, выдерживает достаточно сильные землетрясения. Такую же конструкцию имеют многие токийские небоскребы.



Если ворота на территорию Ясака-но-то открыты – вы везунчик и, заплатив порядка четырех сотен иен, можете полюбоваться на устройство пагоды не только снаружи, но и изнутри с первого этажа.

Рядом с пагодой есть небольшой садик и святилище. Здесь часто проводят фотосессии любительницы кимоно.

Рёдзэн гококу – дзиндзя

Покинув территорию пагоды Ясака-но-то и снова влившись в лабиринт Киото, вы сможете подняться повыше в гору и, пройдя метров пятьсот, увидеть белого Будду.



Попытавшись найти дорожку к интересному месту, я набрел на вход в синтоистское святилище Рёдзэн гококу-дзиндзя (京都霊山護国神社

Ryôzen Gokoku jinja), историей которого хочу с вами поделиться. Пусть она и небольшая, но интересная.

В прошлом территория его принадлежала храму Дзисю Собо-дзи, но 1809 году была выкуплена Мураками Куниясу, придворным, ушедшим на покой от двора и решившем посвятить себя «исконной религии» Японии – синтоизму. Выкупив территорию, он построил святилище Рэймэй. Надо сказать, что в эпоху Эдо по правилам, установленным сёгунатом Токугава, все похоронные ритуалы совершались по буддистскому канону. Мураками Куниясу отрекся от буддизма совсем, как от чужой, принесенной извне религии, и объявил себя исключительно синтоистом. Он стал первым настоятелем святилища Рэймэй и был похоронен по синтоистскому обряду своими последователями.



В последние годы правления сёгунов Токугава (приблизительно с 1853 года и до реставрации Мэйдзи в 1868) в среде японцев вошла в моду доктрина «сонно-дзёй», по которой власть должна принадлежать императору и противостоять влиянию западных варваров. Ее последователей на территории Киото после смерти хоронили на территории святилища Рэймэй по синтоисткому обряду. Теория была популярна у населения, и кладбище разрасталось достаточно быстро. Его росту, как ни странно, способствовало и правительство Токугава. Оно организовало политическую полицию Синсэгуми, занимавшуюся политическим террором и убийствами оппонентов сёгуната. Самым показательным стало убийство Рёма Сакамото и Накаока Синтаро на одном из постоялых дворов в районе Каварамати 15 ноября 1867 года. Это были известные своей приверженностью сонно-дзёй люди. Их тела были перенесены с места убийства в святилище Рэймэй, где и были торжественно кремированы 17 ноября. После реставрации Мэйдзи в 1868 году на месте кладбища в святилище Рэймэй было организовано другое святилище Соконса, а в 1877 году уже все земли святилища Рэймэй были переданы в управление святилища Соконса. А еще через некоторое время его переименовали в Рёздзэн гококу. Одновременно с переименованием Эдо в Токио было организовано новое святилище Соконса, и дух погребенных в Киото погибших был перенесен в токийское святилище.



Впоследствии токийское святилище тоже было переименовано, и получило имя Ясукуни-дзиндзя. Под этим именем оно сейчас всем и известно. О Рёдзэн гококу мало кто сейчас знает, но следы в истории оно оставило глубокие.

Рёдзэн, пережив в 30-е годы 20-го века взлет, после мировой войны пришло в запустение и только в конце 20-го века стало возрождаться. На его территории стали проводиться несколько фестивалей, посвященных героям, похороненным на его территории, в том числе Рёма Сакамото и его соратнику.



С площадки, расположенной недалеко от памятника Рёма Сакамото и Накаока Синтаро, открывается прекрасный вид на Киото.

Рёдзэн Канон

В противоположность Рёдзэн гококу храм Рёдзэн Каннон (霊山観音Ryozen Kannon) является храмом поминовения всех погибших во Второй мировой войне, на его территории находится маленький мавзалей в честь погибших солдат, в котором собраны песок и земля с военных кладбищ стран, воевавших во Второй мировой войне (исключением является Россия). Храм был открыт в 1955 году, и его главной точкой является двадцати четырех метровая белая статуя Будды Милосердного, выполненная по проекту архитектора Тёуна Ямазаки. Ее видно со многих точек города Киото, и тут достаточно много туристов приезжающих сюда автобусами.



Под большим белым Буддой, расположено здание собственно храма в котором, за большими золотыми столбами установлена статуя боддхисаттвы Экадасамука в окружении божеств ветра и грома.

В парке за храмом находится еще одно небольшое здание комплекса – зал Хома, в котором установлена статуя боддхисаттвы Аксобхья (Будды непоколебимого). В восьмой, восемнадцатый и двадцать восьмой день месяца здесь проводят церемонию зажжения священного огня в знак единения нации, предотвращения дорожных происшествий, а также для укрепления согласия в семьях.



Помимо зданий в парке храма распологаются многочисленные мемориалы в честь погибших во Второй мировой войне.



Входная плата на территорию храма составляет 200 иен

Энтоку-ин

Узкие, мощёные улочки Киото скрывают множество секретов за стенами домов, за густой листвой деревьев, в невзрачных проходах, кажущихся проходами на задний двор какого-нибудь ресторанчика или магазина. Спешащие туристы проходят мимо уникальных жемчужин Киото. Не всем город открывает свои тайны. Одной из таких его затерявшихся жемчужин является храм Энтоку-ин (圓徳院 Entoku-in).

На страницу:
2 из 4