bannerbanner
Видение как ресурс. Стратегическая сессия с самим собой
Видение как ресурс. Стратегическая сессия с самим собой

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Вы можете подумать, что я считаю установки чем-то по меньшей мере непродуктивным. Нет. Более того, многие из них закрепились в вашем сознании потому, что как раз в какой-то важный, судьбоносный момент (или даже неоднократно) помогли вам, защищали вас. Поэтому мы в высшей степени доверяем им. И именно поэтому доверяем им свою судьбу слепо и всецело. И уже не отслеживаем, где и как данная конкретная установка сработала, повлияла на наш выбор или какое-то решение. Где была продуктивна, а где в итоге помешала.

Интересно, что установки защищают сами себя, создавая другие, «оборонительные» установки. Например, в начале работы со своими клиентами, бизнесменами, я часто натыкаюсь на установку: «Копаться в себе – это прерогатива слабых». Или прямо брутальный вариант: «…Это не наша мужская тема!» Как вам такая установка? Или вот такая: «В бизнесе нет места чувствам»? Сколько раз я слышал подобные фразы…

Но сложность заключается в том, что, даже усомнившись в истинности установки, довольно трудно отделаться от ее влияния. Например, кто-то авторитетный объяснит вам, что нежелание разбираться в себе, нежелание понять себя – это страшнейшее заблуждение, ведь то, чего мы не осознаем, управляет нами. На интеллектуальном уровне вы можете проникнуться такой мыслью, но еще долго будете в критические моменты своей жизни незримо, по инерции прибегать к «услугам» своей старой установки. Назовем это реактивным поведением.

Или пример с эмоциями в бизнесе: профессиональные коммуникаторы как раз знают и используют тот факт, что переговоры выигрываются или проигрываются именно на эмоциональном поле. Уже десятилетие назад доказали, что в успехе человека эмоциональный интеллект играет куда более важную роль, нежели всем известный IQ. А хороший руководитель понимает, что как раз чуткость к своим импульсам, внутренним ощущениям, интуиция позволяют управлять ситуацией на уровне тонких сигналов. Но для этого нужно уметь распознавать, расшифровывать эти сигналы, доверять себе, отличать, скажем, беспочвенную тревогу от сомнений, имеющих под собой основания. Чем этому научиться, нашей психике куда проще держаться за привычное «никаких эмоций, я же деловой человек».

Итак, продолжаем коллекционирование установок и убеждений, на которые вы опираетесь на самом деле. Еще раз, неважно, кажутся ли вам они сейчас оберегающими или ограничивающими. Пока подойдут все, которыми руководствуетесь именно вы.

Что может помочь нам на этом пути?

1. Имейте под рукой блокнот или возможность фиксировать инсайты. Озарение может застать вас, где угодно: за едой, в машине, на ходу…

2. Делая что-то в ближайшие несколько дней, старайтесь задать себе внутренне вопрос: исходя из какой установки (или даже нескольких) я делаю это – и делаю именно так?

3. То же самое с обратной ситуацией: пытайтесь отрефлексировать, благодаря каким установкам вы не делаете чего-то, не реагируете на какие-то стимулы вовне или внутри себя?

Соберите максимальное количество, которое обнаружится. Но помните, это только сорняки. Нам нужны, продолжая эту метафору, клубни, корни. Считайте это артподготовкой.

Хорошей прополки!

Глава 14. КОПАЕМ ВГЛУБЬ НА ДВА ШТЫКА

Установки как улики

Можно управлять только тем, что мы осознаем.

То, что мы не осознаем, управляет нами.

Публий Сир


Ну как вы сейчас? Каковы ощущения от нашей прополки? Вообще-то, если вы работали усердно, то после работы на грядках спину разогнуть должно быть сложно. Ну, образно говоря… Сколько установок вы «нарыли»? Если по-настоящему актуальных именно для вас хотя бы 15 – это замечательный результат. Но движемся дальше, чтобы мышцы не остыли…


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Следующая часть упражнения – этап осознания собственных установок через нештатные ситуации. Вы читаете вопросы ниже и, отвечая на них, продолжаете поиск установок и ведете их реестр.

1. Вы живете так, как вы живете. Казалось бы – очевидно. Тогда порассуждайте, какие установки определяют ваш сегодняшний стиль и ритм жизни? Через какие стереотипы и интеллектуальные модели вы укоренились в тех жизненных выборах, которые уже сделали к настоящему моменту? В силу каких убеждений вы выбрали именно эту специальность, это учебное заведение? Почему у вас именно такая профессия или такое место работы, должность? Почему такие отношения и такое распределение функций в семье? Почему именно так вы проводите свой досуг, отпуска, так относитесь к деньгам, к накоплениям?.. За всем этим стоят установки. Ловите их за хвост и записывайте – не надейтесь на память. Им, честно говоря, невыгодно оказаться разоблаченными…

2. Следующая часть потребует от нас некоей смелости. Несмотря на то что вся эта работа может происходить внутри вас, иногда трудно выполнять такие задания. Проанализируйте чрезвычайные ситуации в своей жизни. Чем шире амплитуда (по времени, дислокации, областям жизни), тем лучше. Скорее всего, вы можете заметить некоторые закономерности в том, как вы действуете, проявляетесь в подобных экстремальных обстоятельствах. В чем схожесть этих реакций? Что определяет именно эту реакцию перед лицом ограничений или при дефиците ресурсов? Какие мыслительные привычки срабатывают в таких ситуациях? Записывайте новые установки – те, что не повторяют уже найденные ранее.

3. Еще глубже… Проанализируйте события и ситуации, в которых падает ваш энергетический уровень. Я имею в виду энергию, но не столько физическую, не усталость, а упадок сил, угасание интереса, появление разочарования, дискомфорта. Например, встреча с определенными людьми приводит вас в замешательство, смятение, растерянность. Или, когда сталкиваетесь с каким-то отношением к вам, с определенной реакцией на вас и ваши действия, вы съеживаетесь, вас накрывает желание выскочить из ситуации. Или определенный тип задач блокирует жизнь в вас. Вы как будто сдуваетесь – ваши батарейки почти мгновенно разряжаются. Вспомните такие ситуации. И не пытайтесь доказать себе, что их просто не существует. Такие триггеры – причины быстрого расходования заряда – могут оказаться совсем рядом: в общении с родителями, в личных отношениях, в необходимости взаимодействовать с ребенком или заниматься определенным видом деятельности и т. д. За таким сопротивлением, скорее всего, кроется целый набор установок. Собирайте скорее урожай, пока эти установки вновь не спрятались. И опять же: записывайте те, которых еще не было в списке, или уточняйте имеющиеся.

И еще: чем сильнее пылают ваши щеки, чем сильнее дискомфорт, неудобство, смущение, когда вы обнаруживаете очередную установку, тем больше будьте уверены, что проникли на нужную глубину. Гордитесь: вы накопали что-то ценное и системообразующее. Это именно то, что нам сейчас нужно. Это вообще новая компетенция – принимать себя в таком состоянии. Но об этом несколько позже…

Глава 15. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ УСТАНОВОК

Сила вопроса «Почему?»

Теперь, когда в вашем перечне есть пара-тройка десятков пунктов, настало время рассмотреть, исследовать их: понять их природу, уловить взаимосвязь и проникнуть в глубь причин их появления. Ведь они что-то скрывают за собой.

Есть несколько направлений такой работы. Первая задача – «протрясти» сам список, если вы не делали этого в процессе самой охоты на установки. Протрясти – означает отсортировать высокочастотные установки, использующиеся или всплывающие чаще других, заметить повторы или близкие по смыслу установки, обнаружить подчиненность поверхностных, легких убеждений каким-то более глубинным и основательным. Если вы образно мыслящий человек, будет идеально весь список представить (а то и изобразить) в виде ветвистого дерева. На нем установки, привычные ментальные модели и убеждения будут располагаться от самых значимых и базовых у основания к менее значимым и более легким – выше, на кроне.

Что важно: для анализа своего набора установок вам не понадобятся все – достаточно разобраться с основными. По принципу Парето, 20 % их определяет 80 % всех ваших реакций и действий. И в нашем случае 20 % – это те, что начинаются от основания дерева или являются самыми толстыми его ветками.

Итак, анализ и синтез начинается с простых задач:

• соберите группы похожих или вытекающих друг из друга установок;

• найдите и избавьтесь от явных дублей;

• скомпонуйте индивидуальную карту установок по приоритетам – так, чтобы для вас было понятно, какие из установок являются «материнскими», а какие «дочерними» по отношению к первым;

• отсеките менее важные установки и определите лежащие в основе остальных, те, с которыми будем теперь работать.

Для последнего я предлагаю известную методику!

Если вы делаете задания и успеваете, к настоящему моменту у вас уже солидная коллекция собственных установок. И хотя я уверен, что некоторые из них дались вам нелегко, напоминаю, что каждая из них – не результат, а только «улика». Помните образ, в котором установки и убеждения были названы «сорняками»? Наша задача: выкопать их, дойти до их основания. Что толку просто срезать верхушки?

Мы сосредоточимся на самых важных, системообразующих установках.

Одной из возможностей для этого может стать прекрасный прием, которым пользовался Сакити Тоёда, основатель компании Toyota, принимая решения в ситуациях неопределенности. Он называл это правилом «пяти «почему?». При задавании пять раз подряд вопроса «почему?» он (или его собеседник) проникал все глубже в суть ситуации, открывая доступ к истинным мотивам или скрытым потребностям. И тогда, с высокой долей вероятности, в ответ на пятое «почему» открывалась первопричина, маскируемая под другие, менее значимые, доводы и аргументы. «Пятое «потому что» и есть – настоящий вы», – так считал Тоёда.

Примерно так же мы можем начать копать в глубь наших установок и убеждений. Четвертое, пятое, а может и шестое «потому что» выводит на свет то, что было доселе сокрыто. Как правило, мы удовлетворяемся первым снятым слоем почвы – первым же иногда очевидным ответом. Но это всего лишь дерн, не земля. И в анализе нам нужно просто не «покупаться» на поверхностные, скорее всего привычные объяснения и построения – рационализации.

Например, установка, звучащая как-нибудь так: жить и проявляться скромнее. Давайте зададим столько «почему», сколько нужно, чтобы прийти от политкорректных и даже подчас благородных объяснений к истинным и неприкрытым. Что же может скрываться за предлагаемой установкой?

Почему нужно проявляться именно скромнее?

Потому, что хороший человек должен быть скромным, незаметным.

А почему? Зачем это хорошему человеку?

Чтобы не высовываться…

А почему так важно не высовываться, не бросаться в глаза?

Ну, потому что это привлечет внимание других…

А почему так неправильно?

Ну, очевидно же, можно привлечь много завистливых взглядов, тебя могут сглазить…

Почему это вызывает напряжение? Что, твой успех или счастье так зависимы от того, сколько людей это знают?

Да нет, просто они же могут осудить. Или будет совсем неловко, если у меня не получится, а они увидят…

Оп! А, собственно, почему так болезненно, когда кто-то замечает тебя в момент неудачи или поражения?

Ну, потому что…


И тут, с высокой долей вероятности, вы доходите до главного. Главного страха, опасения, сомнения. А может даже – боли! Болевая точка! Например, в нашем случае это может быть нежелание столкнуться со стыдом неудачника или опасение столкнуться с критикой, враждебностью и недоброжелательностью. Мы можем продолжать, потому что даже под тем, что в критике человек видит враждебность, может таиться подоплека.

Именно эту глубинную боль, переживание, страх опасности мы и укрываем за ворохом разных условных рефлексов и, на первый взгляд, вполне рациональных установок и убеждений. Мы не пойдем далее – для этого нужна серьезная работа со специалистом, – но так, дидактически, замечу, что, скорее всего, корень этой боли, этого переживания зародился когда-то давно, совсем в детстве, когда не были удовлетворены или не удовлетворялись на регулярной основе какие-то важнейшие ваши жизненные потребности. И именно те эмоции, которые вы испытали тогда по отношению к переживаемому опыту и от которых не могли избавиться в силу возраста и отсутствия ресурсов, и сформировали весь ваш психологический панцирь: ценности, установки и убеждения, паттерны поведения, выбранные социальные роли и жизненные сценарии. И теперь мы только пожинаем плоды этой истории. Мы еще поговорим об этом позже.

Нам здесь важно только то, что панцирь этот сильно сужает нашу картину мира, усекает перспективу. Вот почему понять причину установок, а может, даже столкнуться с той болью, с первопричиной тех чувств – гнева, страха, стыда, вины – может оказаться так целительно важно. Чтобы осознать ограничения нашего восприятия мира – угроз и возможностей, людей и событий, – которые вызваны установками. Осознать и усилием воли эту картину мира расширить. Иначе мы плывем в узком коридоре своего привычного восприятия и делаем выбор о своем будущем из ограниченной перспективы видения. А лучше так: из ограниченной Ретроспективы Видения!

Глава 16. РЕВИЗИЯ СОБСТВЕННЫХ СТРАХОВ

Установки как следствие того, чего я боюсь

Через установки мы приходим к тем страхам, которые сформировались за всю прошедшую к этому моменту жизнь. Еще пара десятков глав – и мы прекратим спускаться глубже и глубже, под дерн нашего сознания, и начнем путь наверх. Тут нам очень пригодятся все страхи и сомнения в свой адрес, которые мы «нарыли» в анализе привычных установок и убеждений.

Поэтому сейчас очень простое задание.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Первое. Начните отвечать на вопросы в следующем направлении:

• Чего гипотетически я бы хотел, но оно табуировано для меня, имеет какой-то внутренний запрет?

• О чем я, возможно, мечтал/а когда-то, но отмел/а, как невозможное в своей жизни?

• Как глубинные страхи и появившиеся на их основе установки и убеждения защищают меня от таких идей и стремлений?

• Чего я боюсь и что без данного страха стало бы для меня возможным?

• На что масштабное в своей жизни я «не замахиваюсь» в силу ограничений, давно наложенных основными установками и этими страхами?

И второе. Запишите все страхи, неуверенности, сомнения, которые вы вскрыли в предыдущей работе.

Важная деталь. Сначала выписываете каждый страх в той формулировке, в какой он пришел в голову, а потом пропускаете его через призму самого себя – то есть в формате «в чем страх/неуверенность/сомнения в себе»(!), а не в обстановке, ситуациях, внешних угрозах и рисках, мире вообще или в каких-то других людях. Это очень важно!

Ждите инсайтов!

Глава 17. МОЕ ЛЮБИМОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА ПРОРАБОТКУ СТРАХА

Идем на боль! Начинаем с гомеопатических доз

Страхи, сомнения, неуверенность по отношению к самому себе – ключевой аспект для формулирования по-настоящему большого и ясного Видения. Именно страхи, которые вы в себе открыли, будут всю жизнь стопорить вас и сужать рамки возможного. Вероятно, единственный путь с этим кардинально разобраться – пойти на боль.

Принцип «идти на боль» я придумал уже давно, в подростковом возрасте, когда сидел в стоматологическом кресле. Мне нужно было как-то сублимировать мой страх, и я выдумал такое понятие – идти на него, на этот страх. Потом принцип модифицировался, и начал означать готовность вытаскивать/вынимать/выносить на поверхность/наружу скрытое/неявное/болезненное. Проживать это, проходить как бы сквозь него. В этом и есть парадокс, контринстинктив (термин, предложенный моим замечательным коллегой – Виталием Ильинским). Обычно мы бежим от нашего страха. И тогда он остается с нами. Страх прорабатывается только, когда мы проходим сквозь него. Страх перед бормашиной преодолевается после нескольких соответствующих процедур сверления зубов и внутреннего принятия этой экзекуции. А иначе преследует нас всю жизнь. И если здесь нас догоняет технический прогресс, да и вообще, теперь можно сделать все под анестезией, то множество других страхов так не обойти. И тогда мы просто отсекаем все возможности и преимущества, находящиеся рядом с этим страхом, отдаем их в жертву страху. Или тоже заливаем анестезией – в прямом или переносном смысле. Вот почему страх неудачи никогда не будет побежден аккуратностью и тщательным выбором действий, чтобы не допускать ошибок. И напротив, перестает бояться тот, кто уже несколько раз потерпел неудачи в своей жизни. И вот почему перед тем, как формировать свое истинное Видение будущего, я предлагаю поработать со страхами, неуверенностями и сомнениями в себе. Назовем эту технику Гомеопатией бесстрашия.

Перед вами список страхов. Скорее всего, есть один-два самые критичные для вас. Остальные как будто являются следствием или по сравнению с первыми не столько драматичны. Я бы взялся именно за них, но… В гомеопатических дозировках.

Важный принцип: мы не беремся за эти страхи в стратегически важных сферах жизни. Своим клиентам я предлагаю найти менее опасные зоны на карте жизни, где подобный страх тоже появляется. Найдите менее рискованные задачи или ситуации, где вы могли бы порастягивать пружину в другую сторону. То есть вести себя диаметрально противоположено тому, как вы ведете себя обычно, руководствуясь тем самым страхом.

Например, вам страшно начинать новый бизнес, потому что велика вероятность поражения. Собственно, здесь страх не перед бизнесом, а перед неудачей. Значит, вам, как это не покажется странным, имеет смысл попасть в несколько ситуаций с неудачным исходом. Повторюсь, пусть это будет безопасная область, где вы не рискуете серьезно. Но задача парадоксальная: вам нужно не победить(!) – вам нужно проиграть. И, проигрывая, сфокусировать свое внимание на том, что происходит с вами, что вы чувствуете, как это отражается на вашем психологическом состоянии, каковы следствия этого поражения. Если вы не знаете, как подойти к человеку и завести с ним разговор, и все внутри вас вопит от страха – выберите в вашем дальнем окружении людей, с которыми вы также боитесь познакомиться, но благополучный исход такого знакомства для вас не критичен. Выберите и проделайте все то, что явно приведет к разрыву начатого контакта. Можете пустить в ход все то, что вы не сделали бы с более важными для вас людьми. Причем вы изначально даете себе позволение быть отвергнутым. Не останавливайтесь на первом же поражении. Помните, это такая игра! Важное задание!

Вам неудобно говорить нет, потому что тогда, как вам кажется, вы прослывете занудой или спорщиком, «сволочью»? Отлично! Ищем! Прямо ищем тех людей, да простят нас они заранее, кому вы откажете, с кем начнете пререкаться. Делайте это максимально долго, как можете. И задача, напомню, стать в их глазах занудой, спорщиком и «сволочью»!

Давайте так, на протяжении следующей недели вам нужно проработать один-два своих важных страха по три-четыре раза каждый. И в каждой такой попытке… проиграть! Если вы понимаете, что неудачи не случилось или что вы не стали «сволочью», – попытка не засчитывается!

Глава 18. ЭНЕРГИЯ НЕ ЛЖЕТ

Учимся замечать то, чего не видно

Немного в стороне от исследования установок и страхов есть еще одна область, которая легко диагностирует любого из нас. Это общая энергия человека. Как бессмысленно отрицать, что физически болеющий человек в среднем менее энергичен, чем здоровый, так и нет, наверное, смысла доказывать, что энергия в целом – это некий градусник состояния. Это очевидная мысль. Энергия человека как понятие и явление заслуживает отдельной книги. Но было бы несправедливо не коснуться ее и в нашей работе.

Есть люди, имеющие довольно большой запас жизненной, или витальной, энергии, легко находящие поток и умеющие получать подпитку просто из воздуха. Встретите таких – познакомьте меня с ними! Обычно они гиперактивны, интересуются множеством вещей сразу, постоянно участвуют в различных проектах. Большинству за ними просто не успеть – многим нужны перерывы на отдых и восстановление сил. Они более инертны, ригидны, осторожны и как будто экономят зарядку.

Показатели успешности и мотивированности, скорости реакции и активности, способности принимать решения, находить ресурсы и действовать отражаются в этом понятии – «жизненная энергия». Изучая себя, свои ограничения и шоры, мы в любом случае столкнемся с этим свойством. Ведь Видение вырастает из наполненности, и, наоборот, вряд ли Видение поселится в нищем духе, в пустом сосуде.

Определение энергии как меры способности физической системы совершать работу не вполне достаточно для наших целей. Действительно, в какой-то степени Энергия заставляет предметы двигаться. Мы ведь говорим, в том числе, о том импульсе, который вовлекает других людей, мотивирует их делать подчас невообразимые вещи.

Но, поскольку речь идет о человеческой системе и о витальной энергии, которая течет, наполняет нас и расходуется, физическое определение не вполне достаточно для наших целей – все-таки совершение работы может происходить и без энергии кинетической, например умственная деятельность или творчество. Я бы добавил к физическому определению еще одну часть: энергия – это совокупность жизненных сил, способствующих качественному существованию тела и психики.

И ключевое слово в этом определении – качественное. То есть энергия заставляет жить и способствует обмену и взаимодействию частиц, клеток, тканей, органов, мыслеформ, идей. Речь идет здесь больше не об энергичности, а об энергетичности человека.

Эту витальную энергию не видно. Но мы можем наблюдать энергию по проявлению и изменениям свойств вещества или системы (будь то душевный настрой человека или кожно-гальваническая реакция) так же, как силу притяжения мы видим, оценивая по нахождению предметов на Земле. Мы не можем однозначно измерить эту человеческую энергию, вернее, способов ее измерения слишком много. Но любой при определенном внимании с легкостью даст оценку состоянию системы – будь то новая компания, в которую вы попали, или настроение собеседника. Мы же видим, зайдя, бывает, в чей-то офис, что там все подчеркнуто вежливы и учтивы, но напряжены и ситуация как будто на грани взрыва?! Или обратный пример – все громко, шумно, не обязательно комфортно, но мы определяем ситуацию и людей в ней как высокоэнергичных, заинтересованных и вполне расслабленных. Так же, как мы, с высокой долей вероятности, оцениваем окружающих (хоть это и не в тренде сейчас, и считается неправильным, но так естественно, так по-человечески), нам стоит наблюдать за собственным состоянием, и давать оценку своей энергии. По любой шкале координат.

Довольно спорно говорить о норме, когда речь заходит о человечестве и человеке. Тем не менее я предложу на какое-то время оттолкнуться от гуманистических идей, и в частности, что в норме человек вполне активен, заинтересован, устает не быстро (особенно, если нет какой-то физической нагрузки или монотонной работы). В норме человек расслабленный, радостный (что не значит веселый) и энергичный. Он не обделяет вниманием ни себя, ни окружающих, отзывчив и вместе со своими потребностями учитывает потребности других людей. Для жизнеобеспечения ему требуется периодическая еда, и после употребления пищи, он или она получают силы.

Почему я говорю об этом? Потому что если это границы нормы, пускай даже грубо выведенные, то любое отклонение мы можем рассматривать как нарушение некоего жизненного, или энергетического, баланса. Если человеку никогда никуда не хочется идти или он свел общение только к компьютеру или книгам, быстро устает или не может продолжительное время держать фокус внимания на чем-то одном, все время или бо́льшую часть жизни в плохом настроении, отказывается от еды или объедается до состояния «нестояния» – скорее всего, это не случайность или особенности структуры личности. Мы бы, вероятно, обратили внимание на это и обеспокоились: что-то не так. Где-то энергия «протекает», уходит в песок. Где-то проводка коротит…

Давайте критически взглянем на собственную жизнь. На себя в динамике. То есть не в данный момент, а на протяжении какого-то продолжительного срока. Скажем, в последние год-полтора. Поразмышляйте сами с собой, где, в какие моменты жизни, в процессе каких видов деятельности, в каких ситуациях энергия просаживается? Что гасит вашу энергию? Что разочаровывает и снижает градус вашей энергии?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Попрактикуйтесь в навыке оценки энергии других людей. Еще раз, я знаю, что это неучтиво и не в тренде – я сам формировал этот тренд лет пятнадцать назад – но нам очень нужен этот навык. Не делайте далеко идущих выводов, не используйте, пожалуйста, информацию против самого человека, но каждый раз, встречаясь с очередным визави, помимо общения с ним, где-то на заднем плане, продиагностируйте его энергию. Эпитеты не важны – можно использовать любые слова, образы, метафорические свойства. И после встречи, уже наедине с самим собой, подведите итог: в какой энергии находился тот человек?

На страницу:
4 из 5