bannerbanner
Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль
Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль

Полная версия

Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

И еще один из ожидающих включился: «А где вы видели, чтобы у нас выполнялись законы?».

Мне пришлось сказать только одну фразу, что законы не выполняются потому, что их никто не читает и не знает. И еще я попросил всех присутствующих ответить себе, читали они хотя бы Конституцию.

В ответ услышал: «Какую? Ельцинскую? Он ее делал под себя».

И все же настаиваю на проход в кабинет вне очереди. Обращаюсь к «грузному» мужчине: «Я Вам представился, а Вы кто будете, Ваше воинское звание, если Вы военнослужащий». «Я – старший прапорщик, и что?!». Заявляю: «Граждане, я имею право посещать социальные учреждения вне очереди, еще и как чернобылец». «Ну, это другое дело» – смилостивился «грузный».

Из кабинета выходит пациент, и передо мной пулей влетает тот, у которого закон – дышло. Сразу же усаживается в кресло пациента.

Офтальмолог, очевидно, слышала полемику в коридоре, предложила и мне присесть в кабинете. Уже перед моим выходом из кабинета она приглашала: «Действующие военнослужащие есть?»

Выхожу из кабинета. «Грузный» стоит у двери. Молча, иду по коридору в гардероб. И вдруг навстречу – начальник поликлиники, главврач. С ним мы дети одной Alma mater, всегда здороваемся. И он спрашивает: «Как дела? Есть ли проблемы?». «Вот» – отвечаю, – «еле пробился вне очереди, старший прапорщик с трудом пропустил». И надо же такому, «грузный» через весь коридор кричит: «Иди отсюда!».

Главврач реагирует молниеносно, он подходит к старшему прапорщику, берет его медицинскую книжку и говорит: «Ко мне в кабинет!». «Грузному» неведом был главврач, который вдруг оказался здесь, при этом был не в халате, выглядел как обычный посетитель.

В кабинете главврача «грузный» блеял, что он под кабинетом устал ждать и кого-то пропускать. Но главврач, ознакомившись с его паспортными данными и диагнозами в медкнижке, убедил гражданина в его неправоте. «Грузный» стал извиняться.

Я спросил: «У кого вы просите прощения?». «У Вас тоже».

Прощаясь с главврачом, я поблагодарил его за защиту. Однако в искреннее раскаяние этого старшего прапорщика я не верю.

Размышления и выводы. Вот уже почти 100 лет как не стало Российской царской армии и флота. Мог ли ее прапорщик сказать полковнику: «Иди отсюда»? А если бы вдруг сказал? Что бы последовало? Не хочется продолжать. Один лишь вывод: культура воинского сословия оставляет желать лучшего.

Ужин в ресторане ярославской гостиницы

Апрель 2014 года. Древний русский город – Ярославль. Знакомство начинается с рассказа экскурсовода о театре имени Ф.Г. Волкова. Проходим сквозь Демидовский сквер, осматриваем Успенский кафедральный собор и площадь перед ним. Стрелка – мыс в месте слияния Волги и реки Которосль, отсюда с 1010 года берет начало древнейшая история Ярославля. Здесь была найдена в 1787 г. рукопись «Слова о полку Игореве» в библиотеке Спасо-Преображенского монастыря. Ярославль гордится не только основателем града Ярославом Мудрым, но и поэтом Н.А. Некрасовым, певцом Л.В. Собиновым, первой женщиной-космонавтом В.В. Терешковой, ярославским расторопным мужиком купцом Петром Елисеевым, магазины которого до сих пор украшают центральные улицы Москвы и Санкт-Петербурга. На современной тысячной купюре изображена остроконечная колокольня Ярославля.

Вернувшись с долгой пешеходной экскурсии, мы с женой предвкушали вкусный обед в ресторане гостиницы. Сделали заказ из трех блюд для меня и двух для жены. Принесли борщ и розетку сметаны, которую отдал проголодавшейся супруге. С хлебом быстро съели начальную еду. В другом углу зала компания молодых людей приступала к празднованию какого-то события. Официант постоянно подавал туда блюда. Ждем свой заказ. Проходит немало времени. Напоминаем о себе. «Да-да скоро приготовим». Проходит еще немало времени. Наше уже возмущение не приводит к результату. Оставляем деньги за съеденное, бегу в магазин, вечер, нужно до закрытия купить еду. Успел. Ужин был в номере по-походному.

У администратора узнал фамилию и имя владельца ресторана, написал жалобу. При этом деньги за оплаченный завтрак попросил перевести на домашний адрес. Уехали с испорченным праздником посещения одной из достопримечательностей Золотого кольца России. Никакого извинения и возврата денег до сих пор нет.

Случай в электричке

5 октября. День учителя. Пожилой профессор входит в вагон проходящей в Москву электрички и направляется в купе, в котором сидит единственный пассажир. Подойдя ближе, он видит, что на пяти местах разложены пачка сигарет, шарф и другие предметы. Шаг в купе и слышит: «Занято. Не видишь, дебил?». Оторопь. Еще вопрос: «Что, все места заняты?» – «Все. Что не понял, идиот?». Вот тут наступил полный ступор у бедного профессора. Он присел в соседнем купе с ужасным состоянием обиды и злости. Однако в 70 лет с сорокалетним мужиком справится не каждый. Внутри все кипело. «Хозяин» купе встретил тех, кому держал места. Эта группа ежедневно садилась в этот вагон, где их ждали свободные места. Немного пообщались и «герой» надел наушники. Перед самым выходом профессор встал и обратился к попутчикам: «Уважаемые пассажиры! Этот гражданин, как многие слышали, мне не позволил сесть и при этом произнес в мой адрес два грубых слова «дебил» и «идиот». Я хочу представиться: Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук и профессор. Мне хорошо известно, что в слабоумии есть стадии: дебил, олигофрен, имбецил и идиот. Каково мне слышать эти слова, которые произнес этот субъект в мой адрес. Видите, граждане, кто нас окружает, с кем вы ездите». Никакой реакции пассажиров не последовало. А «хозяин» купе наушники не снимал…

В службе судебных приставов

Законопослушный немолодой профессор с солидным опытом вождения автомобиля получает от службы судебных приставов грозное предупреждение за неуплату штрафа. К законному удивлению профессора, он с квитанцией об оплате штрафа едет в местное отделение этой службы. По фамилии пристава из Предупреждения находит ее кабинет, но в нем пусто. Из смежного кабинета слышна речь двух собеседниц на бытовую тему, чувствуется под утренний кофе.

Через время в открывшейся двери перед профессором появляется в форме лейтенанта вполне очаровательная «служительница справедливости». В позе, перекрывающей по диагонали вход в кабинет, задает вопрос: «Что Вы хотите?» – «Во-первых, поздороваться с Вами. А во-вторых, снять с себя незаслуженное обвинение». Профессор толково разъяснил, что штраф за случайное нарушение скорости (второе на своем веку), он в половинной стоимости по закону и в законный срок оплатил и хотел бы отвести от своей личности угрозу наказания. «Сегодня не приемный день». Вокруг никого, принять гражданина, просмотреть квитанцию, вспомнить свою письменную угрозу, желания нет. Вынужден профессор представиться и попросить разрешения оставить документы для рассмотрения в приемное время, поскольку он тоже ценит свое время для работы с учениками.

Молча открыв проход к столу для возложения на него документов, не признав вины и не извинившись, судебный пристав села за стол и погрузилась в свои бумаги.

Вот такой морально-нравственный уровень отдельных должностных лиц и в этой государственной службе.

Прочие аморальные мелочи

В 1988 году мне было присвоено воинское звание полковник медицинской службы. Старожилы помнят, время было сложное, но чтобы дойти до унижения военных, нужно было постараться.

Вхожу в военно-морской форме в трамвай. Меня обгоняют двое молодых мужчин (мне-то 42 года), которым чуть за 30. Один из них, поравнявшись со мной, произносит: «Нахлебники». Каково слышать?

Вам не приходилось испытать обиду, когда перед вами опускается шторка в билетную кассу железнодорожного вокзала? Без предупреждения. А возмущение ни к чему не приводило.

Или еще испытание чувств. В своей жизни мы с женой 14 раз переезжали, меняя место жительства. Трижды въезжали в новые квартиры. Дважды на фоне приятных ожиданий знакомства со своим домом мы встречали «подарки» строителей. В Ленинграде (1980 г.) в ванне нам оставили кучу фекалий, в Подмосковье (1998 г.) этот «подарок» находился в центре большой комнаты. На этот счет жена сказала: «Значит, жить здесь мы будем долго». В Питере прожили 18 лет, в Подмосковье уже более 20. В Мурманске (1985 г.) в квартире было чисто. При заселении в Ленинграде жильцы получали и самостоятельно устанавливали унитаз, так как их воровали.

Платная индивидуальная экскурсия в Костроме. С погодой не повезло. Дождь лил все время, выходили из машины не у всех достопримечательностей. Однако, не в этом ущербность обзора. К окончанию экскурсионного времени нас по ужасной дороге привезли в магазин местных изделий и сувениров. Как стало известно, это договорная с торговлей часть поездки оплачивалась экскурсоводу в размере 7 % от стоимости покупок туристов. Но главное не это, а то, что важнейшая достопримечательность города – монастырь с храмами, в котором первый царь династии Романовых – Михаил принимал царствование, была указана нам для собственного осмотра, нас же отвезли в гостиницу. Ненавязчивый советский сервис, хотя все происходило в 2017 году.

Одна из современных форм мошенничества – это обман преимущественно пожилых людей путем снятия денег с карточек и счетов. Сколько раз лично подвергался атакам этих негодяев! И ведь кто-то из банковских сотрудников, нарушая тайну вкладов, выдавал паспортные данные клиентов. Совершенно безнравственно, когда деньги снимают со счетов накопления для больных детей.

О национальной идее

Очень часто слышим, читаем, что общество нуждается в национальной идее. Само словосочетание для России не совсем верное. В отличие от Японии – мононационального государства, в Российской Федерации наций и народностей более 100. В связи с этим поиск общей для всех народов единой идеи правильно было бы называть государственной или общенародной идеей.

Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) рассматривая первоочередные задачи посткоммунистической России, писал о важнейшей проблеме нового русского отбора, который должен быть одушевлен творческой национальной идеей. «Нужна новая идея – религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу», при этом Н.А. Ильин утверждал, что новой России нужна будет и новая общенациональная идея.

Вот его цитата: «Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле продолжается. И ныне нам более чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие, и выговаривать за нее от ее лица и для будущих поколений ее творческую идею. Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальную… Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов и подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему: русское, по-русски. У других народов был издревле другой характер и другой творческий уклад… У них свои достоинства и свои недостатки… И когда мы сумеем преодолеть свои национальные недостатки, – совестью, молитвою, трудом и воспитанием, – тогда наши достоинства расцветут так, что о чужих никто из нас не захочет и помышлять…».

Обратимся к нашему выдающемуся знатоку слов В.И. Далю (1801–1872). Вот как он определяет слово «идея»: «понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображение предмета; умственное изображенье. Мысль, выдумка, изображенье, вымысел; намеренье, замысел!». Из всех предложенных слов к проблеме больше всего, по нашему мнению, подходят слова «намеренье» и «замысел».

По сути, идет поиск того, что сегодня актуально для государства и общества, что может быть признано главным намереньем, принятым большинством народа.

На данный исторический период в России в различных формах и проявлениях можно видеть государственные меры «сбереженья народа».

Так вот, в статье А.И. Солженицына (1918–2008) «Как нам обустроить Россию (посильные соображения)» находим: «В 1754 году, при Елизавете, Петр Иванович Шувалов предложил такой удивительный Проект сбережения народа. Вот чудак? А ведь – вот где государственная мудрость».

Шувалов Петр Иванович (1710–1762), граф, российский государственный деятель, генерал-фельдмаршал. Фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне…

Современное руководство страны и большинство граждан понимают, что для такой огромной территории государства существующей численности населения недостаточно. Более того, практически нет его прироста. Этому посвящается демографическая программа.

Так случилось в истории государства, что процесс эволюции образования и воспитания человека был надломлен в 1917 году. Многочисленная когорта образованных культурных людей была удалена из процесса формирования качественного состава управленцев, инженерно-технических работников, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Лишение многих прав лиц непролетарского происхождения тормозило, снижало уровень образовательного и воспитательного процессов. Постановлением Совнаркома 1918 года во все образовательные учреждения принимались абитуриенты без документов о начальном образовании. Одна из форм обучения – семинар был введен для того, чтобы учащиеся учились правильно разговаривать, излагать содержание прочитанного или услышанного.

Термин «красная профессура» означал присвоение звания «профессор» без защиты докторской диссертации.

Запрет на инакомыслие, свободу слова внес изменения в нравственность людей. Несогласие с линией единственной партии приводило к печальным и трагическим последствиям. Угодничество, доносительство становились распространенными во всех категориях людей и на всех уровнях власти. Еще одно явление – нежелание слушать оппонентов прочно вошло во взаимоотношения людей.

Даже в недалёкой истории сохранились примеры этого общественного порока. Выдающиеся люди страны (А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын и др.) становились изгоями. Тормозилась наука, например, генетика.

Очень редко представители высокой власти могли быть охарактеризованы как интеллигентные люди, интеллектуалы. Взять руководителя СССР (1953–1963 г.г.) Н.С. Хрущева. Угрожая противникам с трибуны ООН, он стучал по ней туфлей. А его указания по развитию сельскохозяйственной отрасли за счет посева кукурузы даже в Архангельской области. Еще можно вспомнить запрет исследований в генетике. Словарь того времени гласил: «Генетика – лженаука о якобы…».

По моему глубокому убеждению, прогресс нашего общества в значительной мере находится в образовательно-воспитательной сфере.

* * *

Перспектива развития общества, утвержденная поправками в Конституцию РФ, дополняется Указом Президента о национальных целях, которые надо выполнить до 2030 года (КП 22.07.2020). Рассмотрим этот документ с точки зрения улучшения качества человека (фото 1).

Если внимательно посмотреть на 5 представленных целей, то все они могут быть объединены одним слово «достичь», то есть мы видим план или замысел. У ученых принято считать, что цель – одна, а для ее достижения должны быть решены определенные задачи. Это можно видеть и из заголовка статьи «Пять задач для России от президента».

На мой взгляд, все пять целей направлены прямо или косвенно на достижение более высокого уровня жизни человека, что должно привести к увеличению продолжительности жизни людей (интегральный показатель благополучия страны). Как следствие, улучшение жизни и повышение ее продолжительности приводят к устойчивому росту численности населения.

Вот только хотелось бы, чтобы среди задач для России от Президента, была бы сформулирована задача на качественное совершенствование человека. Такая необходимость вытекает из проблем общества: коррупция, казнокрадство, закононепослушание и низкий уровень нравственности во всех категориях граждан, во всех властных структурах. При этом население воспринимает болезненно негативные явления, прежде всего, когда в них замешаны высокие должностные лица, чиновники федерального уровня. Происходит подрыв авторитета государства, которое допускает к управлению лиц, пренебрегающих законами и не имеющих высокой нравственности. Такая ситуация является следствием неудовлетворительного кадрового отбора, но, прежде всего, пробелом образования и воспитания населения в правовом и морально-нравственном аспекте. Эти явления беспокоят общество не меньше, чем бедность его значительной части.


Фото 4. Национальные цели из Указа Президента

* * *

При рассмотрении вопроса о национальной идее, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, правильнее говорить об общенациональной идее, поскольку наций в Российской Федерации очень много. Во-вторых, у В.И. Даля – идея – это замысел, намерение, то есть то, что еще нужно сделать, создать.

Из истории России можно условно полагать, что до переворота 1917 года главным девизом в стране был «За веру, царя и Отечество». Являлся этот призыв общенациональной идеей? Во всяком случае, сильнее лозунга не было. Что в революцию произошло с лозунгом? Вера запрещена, храмы разрушены. Царь с семьей расстрелян. Объявлено построение нового Отечества: мы старый мир разрушим до основания, а новый – создадим.

В новом государстве – СССР общенациональной идеей было провозглашено построение коммунистического общества, главенствующим принципом которого предполагался «от каждого по способности, каждому – по труду». Идею коммунизма узаконили в Конституции, ее активно пропагандировали во всех слоях населения. К идее был составлен «Моральный кодекс строителя коммунизма» – набор правил и принципов человеческих отношений, которые должны были воспитываться у людей, то есть составлять идеологическую основу общества. Коммунисты признавали, что в основу Морального кодекса положены божественные законы. Хотя советским людям обещали: «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме», он не состоялся, произошел возврат капитализма.

Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) рассматривая первоочередные задачи посткоммунистической России, писал о важнейшей проблеме нового русского отбора, который должен быть одушевлен творческой национальной идеей. «Нужна новая идея – религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу», при этом Н.А. Ильин утверждал, что новой России нужна будет и новая общенациональная идея.

Вот его цитата: «Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле продолжается. И ныне нам более чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие, и выговаривать за нее от ее лица и для будущих поколений ее творческую идею. Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальную… Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов и подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему: русское, по-русски. У других народов был издревле другой характер и другой творческий уклад… У них свои достоинства и свои недостатки… И когда мы сумеем преодолеть свои национальные недостатки, – совестью, молитвою, трудом и воспитанием, – тогда наши достоинства расцветут так, что о чужих никто из нас не захочет и помышлять…».

Общенациональная идея – это общественно-государственный договор, согласие на совместные убеждения и действия, фактически это идеология. Она должна иметь отношение ко всем гражданам, любой национальности и профессии. Под словом «идея» В.И. Даль разместил также слово «идеал» и «образец мечты».

И здесь возникает вопрос: «Что в нашем обществе отсутствует, или чего главного и важного не хватает для более совершенно общежития людей?».

Все, что кроме природы, создано на Земле – это продукты труда человека. Жилища, одежда, орудия труда, оружие, наука, искусство, культура, религия – все от человека, и т. д. и т. п.

Сам человек – анатомо-физиологическое существо – продукт природы или Бога. В отличие от других животных – он, homo sapiens, существо мыслящее, в чем его преимущество и одновременно ущербность. По причине человеческого мышления все его достижения, успехи равно как все недостатки, пороки, грехи от недомыслия или умышленного запланированного деяния. Каков сегодня человек и созданное им общество? Человек живет как по законам природы, так и по им же разработанным правилам. Последние условно можно разделить на две категории: собственно законы и моральные принципы.

С этих позиций и следует определить, чего современному обществу не достает до идеала.

Большие деньги отбирают у людей моральные ценности. Особенно это наблюдается у артистов и футболистов. И все это может длиться долго и упорно, если не взяться за воспитание и наказание людей.

Воспитание законопослушного гражданина с высокой нравственностью на основе традиционных моральных ценностей. Без этого будущие поколения обречены по-прежнему жить в коррумпированной стране, где нарушаются права, честь и достоинства гражданина.

Демократическое правовое государство предполагает высокий уровень культуры, этики и норм поведения населения, которые включают, прежде всего, законопослушание, взаимное уважение граждан, соблюдение правил здорового образа жизни и других качеств каждого человека. Воспитание такого гражданина требует немалых усилий и времени. Государство и общество могут принять такую идею и воплощать ее в жизнь.

Таким образом, по нашему мнению общенациональной идеей может быть человек, его правовое и нравственное образование и воспитание до высокого уровня законопослушания и соблюдения традиционных моральных принципов.

Недоведенное и неуслышанное

Для ученого очень важна реализация результатов его исследований. Поиск и открытие нового, находка забытого и утраченного составляет смысл научной работы. Много из деятельности автора осталось нереализованным…

Гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих

Высокий уровень заболеваемости и смертности воинов в XVIII–XIX веках вынуждали лекарей, докторов искать причины болезней и находить пути их предупреждения. Уже в период правления Петра I вопросам правил содержания жилых помещений солдат и матросов, чистоте и порядку уделялось большое внимание. Многие требования содержались в воинских уставах. На этом этапе в обязанности лекарей входило только лечение больных и раненых. Однако поиску мер и средств предупреждения болезней уделялось все больше внимания.

Великие полководцы и флотоводцы, понимая значение сохранения здоровья воинов, способствовали мерам по предотвращению болезней (заболеваемости) и других нарушений здоровья. Уже первые врачебные труды становились руководствами не только для лекарей, но и для командиров.

По мере накопления гигиенических знаний врачебная деятельность приобретает и профилактическую надзорную функцию. Медицинская полиция, как раньше назывались медицинский контроль и санитарный надзор, становится важной составной частью охраны здоровья воинов. Однако командование и медицинская служба приходят к общему выводу, что профилактика заболеваний может достигать необходимого уровня только при обучении военной гигиене командиров на стадии юнкеров и офицеров.

Один из видных учёных, сторонник самостоятельной учебной дисциплины «гигиена» начальник Императорской Медико-Хирургической Академии (ИМХА) (1869–1875 гг.) профессор Чистович Я.А. (1820–1885) писал: «Гигиена есть по преимуществу наука прикладная, способная принести прямую и очевидную пользу тогда, когда проникнет в жизнь народа и сольётся с ним» (24). Анализ исторической литературы показывает, что гигиеническое обучение в Русской Армии занимало важное место в образовании юнкеров и офицеров (5).

В 1877 году, после того, как в России утвердилась гигиена как научная и учебная дисциплина в Императорской Медико-Хирургической Академии Санкт-Петербурга и Императорском Казанском Университете (ИКУ), выходит первый учебник доцента университета Скворцова И.П. (1847–1921) «Краткий курс военно-полевой гигиены для офицеров и военных врачей» (табл.1). Этот учебник открывает новое направление в военном образовательном процессе – изучение основ охраны жизни и здоровья военнослужащих. Как видно из данных таблицы 1, за 40 лет в интересах образования юнкеров и офицеров Русской Армии издано 9 учебников по военной гигиене.

Военная гигиена как учебная дисциплина входила в планы подготовки юнкеров и офицеров военных училищ Российской армии до 1917 года. Программы учебной дисциплины включали изучение международных правовых вопросов ведения войны, включая обращение с пленными, анатомии и физиологии человека, гигиены питания, водоснабжения, обмундирования, размещения военнослужащих в стационарных и полевых условиях. Учебные вопросы излагались для мирного и военного времени. При этом рассматривалась первая помощь при ранениях, переломах, ожогах и отморожениях, утоплении, отравлениях газами и другие. Отдельными главами в учебники включались эпидемиологические темы – заразные и венерические болезни, дезинфекция. Кроме того, все учебники содержали главу об организации медицинского обеспечения войск, а в некоторых имелись разделы по описанию (классификации) болезней и оценке пригодности к службе, то есть элементы военно-врачебной экспертизы.

На страницу:
3 из 5