Полная версия
Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль
Наши личные соображения были выражены в двух статьях, которые не увенчались опубликованием.
Астрономия или законопослушание
Фото 2. Письмо главному редактору газеты «Аргументы и факты»
Б. Иванов – Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор
«Астрономия или законопослушание и мораль?»
70 лет – возраст, в котором доживший имеет право подводить итоги жизни, делать выводы из прожитого и давать советы молодым. Не претендуя на истину, считаю необходимым выразить собственное мнение по вопросу о введении в школьную программу новой учебной дисциплины «астрономия». Сам я её в школе проходил, изучал звёздное небо с учителем Александром Александровичем Даниловым, но не знал, что этот предмет отсутствовал в новое время.
Всегда было интересно увидеть, что первым делом предложит новый главный в профессии человек, особенно, если это министр.
Каждое введение новой школьной дисциплины – это событие, запрос и вызов времени. Пример – информатика. Важно признать, что эта учебная дисциплина – безальтернативное требование времени. Любая новая дисциплина в школе, колледже, институте, академии, университете требует учебных часов. Сегодня можно нередко услышать о перегруженности школьной учебной программы. Следовательно, для введения нового необходимо ужимать имеющееся.
Зададим себе вопрос: что больше всего, важнее и актуальнее из проблем общества «просится» в современную учебную школьную программу? Чем страдает общество нашей страны, что из-за отсутствия в обучении молодёжи может составить конкуренцию потребности учить детей астрономии в школе?
Обществом руководит закон и мораль. Эти две линии, два столпа определяют правила всей жизни человека. В своей педагогической практике я задавал ученикам вопрос: «Что будет, если швейцарца обвинят в нарушении конституции?». Сам отвечал: «Он не будет спать». А что ответит наш гражданин на тот же вопрос? Куда он вас пошлёт? А читал ли наш гражданин её когда-нибудь?
Назначенная министром образования и науки О. Васильева утверждает: «.. Между тем начинать прививать общечеловеческие ценности надо как можно раньше, с детского сада. Ребёнок же не рождается с готовым пониманием добра и зла – его воспитывают в нём взрослые…» (АиФ, № 46, 2016, c.8).
Совершенно верно, прививать. Но не астрономия же даёт детям понятия о добре и зле. Религиоведу к месту было бы вспомнить 10 божественных заповедей. Вот где начало общечеловеческих ценностей, азбука добра. При этом обязательно необходимо вспомнить, что «закон божий» преподавался в школах дореволюционной России. Это можно считать элементом морально-нравственного воспитания молодых людей.
«Мы – страна, первая полетевшая в космос, – лишили детей астрономии. Возмутительно!» – говорит О. Васильева (АиФ, там же). Да, полетели, но на Земле до сих пор не можем правильно собирать и утилизировать мусор, а астрономия этому не учит.
Обществоведение, история, другие учебные дисциплины формируют сознание выпускника современной школы. Однако вряд ли можно считать современную молодёжь законопослушной, морально устойчивой и правильно воспитанной. Конечно, нельзя огульно говорить обо всех молодых людях. Но масса резонансных примеров свидетельствуют о пробелах в общей культуре (аморальное поведение) населения разных возрастов, а о нарушениях законов ярчайше говорят деяния лиц из правоохранительных органов и высших государственных чиновников. Но мы, по-прежнему, в сфере законопослушания довольствуемся принципом: «Незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение».
В Российской академии образования решается вопрос о введении в школьную программу предмета «… «Основы православной культуры», рассчитанной на всё время обучения – с 1-го по 11-й классы…» в качестве отдельного дополнительного предмета. «Эта программа, – по словам министра О. Васильевой, – была рассмотрена Академией образования и отправлена на доработку…» (KП № 136-ч (26613-ч) от 1.12.2016 г.). Следует отметить, что программа рассматривается как факультативная, хорошо известно, как изучается и каков результат обучения по форме факультатива.
«Напомним, что министр образования Ольга Васильева в интервью «Комсомолке» неоднократно подчёркивала, что рамки курса «Религиозной культуры и светской этики» увеличивать не планируется (сейчас он изучается в 4-м и 5-м классах)…» (KП № 136 (26613) от 30.11.2016 г., c.7).
Да, можно считать указанную дисциплину одним из элементов нравственного воспитания. Но преподавать предмет нужно шире, чем «Основы религиозной культуры и светской этики», тем более чем «Основы православной культуры».
Моё убеждение: необходимо с первого класса и до конца обучения в школе иметь учебную дисциплину под условным названием «законопослушание и мораль», дающие основы российского законодательства, а главное – воспитывающую глубокое уважение к выработанным веками основам поведения в человеческом обществе и внутреннюю потребность в их неукоснительном исполнении. История нашей страны имеет опыт обучения в школе «Закону божиему». Вы, конечно, слышали, что «Моральный кодекс строителя коммунизма» – это пересказ именно религиозных заповедей. Ещё при Петре I было разработано и издано для молодых людей пособие по воспитанию манер хорошего тона («Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». 1720).
Перелом в сознании людей и законопослушании произошёл после октябрьского переворота. Не перестают ужасать известные из истории отношения к человеку на принципах революционной целесообразности, красного (белого) террора, неприятия непролетарского происхождения, классовой ненависти и пр. Сколько пролито крови, сломано судеб, уничтожено жизней живых и не родившихся в революцию и гражданскую войну? Какие последствия получило общество при коллективизации и раскулачивании, от создания и решений «тройки» по борьбе с «врагами народа». Позднее в стране длительное время основным было «телефонное право». Для признания и принятия на законодательном уровне «Всеобщей декларации прав человека», объявленной ООН 10 декабря 1948 года, понадобилось 43 года (5 сентября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека на съезде народных депутатов CCCР). Всё это свидетельствует о забвении законопослушания и низком морально-нравственном уровне общества. И сколько бы ни говорилось о создании правого государства, без обучения населения основам законодательства и морали во всех сферах жизни результат не достижим.
Конечно, астрономия должна изучаться. Однако, вряд ли можно сравнить общественную значимость изучения в школе учебных дисциплин «астрономии» и «законопослушания и морали». Знания о солнечной системе, карте звёздного неба, расстояния до Луны, планет, звёзд разве сопоставимы со знаниями правил и норм поведения человека в семье, в коллективе на работе и в обществе в целом. Сегодня в обществе, как отмечалось выше, существуют многочисленные проблемы, связанные с правонарушениями и низким морально-нравственным уровнем части населения.
Строительство правового государства начинается с усвоения всеми членами общества, населением страны азбуки законов. Вот и надо юристам, педагогам предложить гражданам и их детям такую азбуку и её расшифровку на все годы школьного обучения. Дальше же пусть ВУЗы на следующем уровне развивают правопослушание в учебно-научно-производственном направлении и необходимом объёме.
В учебном процессе существуют 3 ступени роста: быть ознакомленным, знать, уметь. По отношению к астрономии запрос общества может быть ограничен двумя первыми уровнями. Другое дело, когда мы хотим иметь правильные отношения в обществе. Здесь нужно стремиться к достижению III ступени образования – уметь. Этот уровень требует значительного учебно-воспитательного образовательного вклада.
Первой врачебной заповедью является «не навреди» (ne noceas). А почему только врачам это предписано? А юрист, инженер, бизнесмен, рядовой гражданин любой профессии может не следовать этому принципу? Ему можно вредить и прощать нанесённый вред? Предлагается в современном обществе заповедь распространить на всех трудящихся.
Жизненный и профессиональный опыт, длительный педагогический стаж позволяют сделать вывод о том, что условия жизни общества и сам отдельный гражданин будут качественнее, если в школе появится новая учебная дисциплина под условным наименованием «Законопослушание и мораль». Своим внукам хочу пожелать жить в правовом обществе.
В ожидании новаций от нового министра
Не получив ответа от редакции, активный гражданин бросился со следующей статьей в еще более критически настроенную газету.
Фото 3. Письмо редактору «Независимой газеты»
«В ожидании новаций от нового министра»
Предыдущего министра образования и науки кто только ни критиковал. Огромная часть общества с надеждой встретила назначение Ольги Юрьевны Васильевой на этот трудный, но очень важный пост. Первым значимым ее решением стало введение в школьную программу астрономии. Явилось это ответом на злобу дня?
Какие же из всех болей общества, которые можно отнести к издержкам образования и воспитания, являются главными и важными, требующим устранения? Какие пороки общества должны рассматриваться в плане стратегии в системе общего образования, школьного образования и воспитания?
Посмотрите на «мажоров», которые издеваются над обществом, включая правоохранителей. В своем поведении они исключают законопослушание и мораль. Сидящий за рулем машины не пропускающий скорую медицинскую помощь человек оказывается лицом, участвующим в назначении местной власти. Еще одно должностное лицо, стоящее на посту в правоохранительной структуре по борьбе с коррупцией набил до потолка квартиру рублями и валютой. Серия дел по воровству и взяткам губернаторов, министра… Все они учились в школе и ВУЗах, но не усвоили ни законодательство, ни морально-нравственные нормы.
В интервью газете кинорежиссер А.С. Кончаловский (АиФ, 2016, № 50, с. 3) говорит: «У нас зачастую понятия также важнее законов… меня очень волнует, когда мы начнем заниматься русским культурным геномом и попытаемся разобраться, каким образом этот геном редактировать. Наивно думать, что существующие в России проблемы можно решить только с помощью политики или экономики. Культура определяет политику, а не политика культуру». Как здесь не вспомнить о правовой культуре населения? Этому человеку с генетикой интеллигента, отредактированной не в одном поколении, совершенно непонятна проблема недостатка воспитания людей всех слоев нашего общества.
Уже на следующей странице этого же номера АиФ профессор кафедры госслужбы и кадровой политики ИГСУ РАНХ и ГС Владимир Соколов в статье «Хамству бой?» пишет: «Мы единственная страна европейской культуры, в которой нет общенационального, принятого парламентом кодекса поведения госслужащих… Пока же чиновничье хамство заражает народ и распространяется по обществу, не встречая противоядия» (АиФ, 2016, № 50, с. 4). И если уж признать это утверждение профессора об уровне культуры «руководящего состава», то можно предположить не менее проблемной обстановку во взаимоотношениях рядовых граждан.
Но и в среде обычных граждан эти явления на каждом шагу: в трамвае, метро, электричке, на производстве и в магазине, в любом месте мы сталкиваемся с бескультурьем, хамством, обманом.
Захват сидячих мест в метро, электричке стал повседневным явлением. Стоящие женщины, пожилые люди и сидящая молодежь, уткнувшаяся в гаджеты и «затампонированная» наушниками – обычная картина в общественном транспорте. И если видишь, что место уступают, то это, чаще всего молодые люди из бывших советских республик. Даже места для инвалидов занимаются всегда без сомнения и стыда. А если попробуешь пристыдить – берегись!
Посмотрите под ноги. Как заплевали жвачкой тротуары, перроны, набережные. Забыли принцип: «Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят».
В год 100-летия событий 1917 года происходит осмысление того, что же произошло в России век назад. Революция признала религию опиумом для народа, отменила веру в Бога, утроила гонение на служителей церкви и прихожан. Конечно же, были запрещены и Законы Божьи. Что пришло на смену? У диктатуры пролетариата революционная целесообразность заменила не только Божьи Законы, но и всю правовую систему и мораль. Пролетарская ненависть и пролетарское воспитание стали ведущими принципами общественных отношений.
«За веру, царя и отечество», – это, пожалуй, была национальная идея в дореволюционной России. И вот вера уходит в подполье, царя с семьей расстреляли, отечество стало каким-то новым, где появились герои гражданской войны – те, кто убивал соотечественников и даже родных и близких.
Главным критерием успешности человека при социализме было признание общественной значимости, добытой трудом. Летчик Чкалов, шахтер Стаханов, тракторист Ангелина, скульптур Мухина, артисты Орлова и Бернес, полярный исследователь Папанин и др.
Другой критерий в успешности карьерного роста – партийная принадлежность. Но и эта система, имевшая более 30 тысяч законов, создала Моральный кодекс строителя коммунизма, как сейчас говорят, на основе Законов Божьих. Однако в стране верховодило телефонное право. А главным девизом звучало: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Удивительно, но во время ужасных событий раскулачивания, репрессий люди пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
Капиталисты не задумывались над моральным или аморальным кодексом. Критерием жизненного успеха человека являлось материальное благополучие, его рост и уровень нажитой частной неприкасаемой собственности. Пожалуй, эти принципы живы и до настоящего времени.
Вызывает восхищение и гордость тот факт, что, пройдя через такие испытания и лишения советский народ победил фашизм и, по сути, все полчища европейских государств.
Живя впроголодь, народ за короткий период восстановил страну. Однако бывшие союзники уже задумывали поход против большевизма. Параллельно с этим, человечество задумывалось об общечеловеческих ценностях, правах и свободах граждан. Мы же по-ленински твердили: «Верной дорогой идете, товарищи!», строя самое справедливое общество – коммунизм. И большинство населения верило в утопию.
Коммунистическая партия Советского Союза являлась единственным и непоколебимым организатором всех наших побед. «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», – так было написано на партийном билете. А вот во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года, почему-то написали, что «никакие групповые, партийные и государственные интересы не могут быть поставлены выше интересов личности». Но ведь в стране личностями были только члены КПСС, и если вдруг кто-то думал по-иному, он становился диссидентом. Такими и стали нобелевский лауреат А.И. Солженицын и А.Д. Сахаров – трижды герой Социалистического Труда, изобретатель водородной бомбы.
Но вот приходит «перестройка» с ее гласностью, утратой однопартийности и находкой общечеловеческих ценностей. Возвращается частная собственность, выборы во все властные структуры становятся альтернативными и т. д. А дальше – развал Советского Союза, переход к рыночной экономике. То есть вернулись к тому, от чего ушли в 1917 году, целый век тому назад. Исчезла коммунистическая идеология с Моральным кодексом строителя коммунизма, появилась частная собственность на средства производства и работодатели.
Одновременно возник общественный хаос и «русский крест» (1992 г.), когда число умерших в стране превысило число родившихся.
За последние 20 лет все общество стабилизировалось, никто не мечтает о революции, все чаще мы слышим о том, что живем в правовом государстве. Правовое государство, по нашему мнению, определяется не наличием законодательства, а предполагает, что все граждане знают Конституцию страны, основные законы и живут, выполняя их требования.
Но для того, чтобы знать, надо этому учить, более того, создать в обществе культ законопослушания. В правовом государстве каждое решение, поступок гражданина должны соответствовать закону или морально-нравственной норме. Достичь абсолютного уровня законопослушания вряд ли возможно, но культ закона во многих странах создан.
Как же и где его создавать? Первое и главное звено этого процесса – общеобразовательная школа.
Главная задача средней школы – научить ребенка жить, то есть обучить его законам и правилам жизни человека. В своем интервью газете Министр образования и науки О. Васильева утверждает: «…Образование – это воспитание и обучение. Причем воспитание на первом месте». Правилам жизни не учит математика, некоторые знания в данном направлении дают литература и история. Главное о жизни черпает школьник из обществоведения (обществознания). Какие результаты мы видим сегодня по вопросам знаний молодежи законов и правил жизни?
В рубрике «Какие изменения ждут учеников в 2017 году» корреспондент «Комсомольской правды» Ксения Конюхова пишет: «Школьников убедят: все-таки Земля вертится. …школьники будут участвовать еще и в НИКО – национальных исследованиях оценки качества образования. … – НИКО по истории показали, что у школьников серьезные проблемы с исторической фактурой, с установлением связей между событиями и явлениями, – приводят пример в Рособрнадзоре. – НИКО по обществознанию показывают, что школьники не понимают прав и обязанностей граждан нашей страны, плохо знакомы с основами государственного устройства и мало знают о массовых профессиях» (КП 2017, 09.01 № 1-п (26627-п) с. 7). Как после этих слов корреспондента не обратиться к сравнению значимости астрономии и законопослушания с моралью.
Как можно мириться (жить) с тем, что в стране граждане не понимают своих прав и обязанностей. А ведь Конституция РФ в ст. 2 определяет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
В канун Нового 2017 года министры Правительства РФ дали серию интервью телеканалу «Россия 24». С интересом прослушал министра образования и науки О.Ю. Васильеву. Первое, что удивило, – это, со слов министра, «… школьная программа пустая, ее нужно наполнять содержанием». Неужели никто до этого в министерстве, Академии образования, в школах не видел пустоты школьного образовательного стандарта? Может, умышленно не замечали? А вот если в интернете открыть сайт «программа средней школы», то мы найдем очень много замечательных умных программ даже различных отдельных школ. Такое заявление нового министра – обидное для школьного педагогического сообщества. Оно может рассматриваться как обвинение учителей в бездеятельности до момента прихода на пост нового министра образования.
В Правительстве есть Министр экономического развития. Он с министерством определяет, куда и как должна двигаться промышленность, экономика страны. Министр образования и науки должен определять стратегию развития человеческого интеллекта, общественного потенциала.
О. Васильева очень мягко говорит: «И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?…» (Независимая газета 20.01.2017, с.8). Но еще важнее внушать молодежи, что нужно жить по закону и соблюдать мораль, это первейшие жизненные принципы.
Говоря о приоритетах развития науки в стране, О. Васильева считает, что «…есть общественный заказ на исследования, который дает возможность науке ориентироваться самой, искать новые пути, давать ответы на те ожидания общества, которые есть…» (Независимая газета 20.01.2017, с. 8). Возражать можно только в отношение того, что наука «сама» ориентируется, а не люди, творящие ее. А что касается «поиска новых путей и ответов на ожидания общества», – эти посылы должны относиться и к образованию и воспитанию детей в школе. Общество, как пишет один из педагогов – академик Е. Ямбург, посылает педагогическому сообществу предложения «как из рога изобилия». Это ведь хорошо, значит, народ видит недостатки образования и воспитания, предлагает меры к их устранению.
Известный российский актер, режиссер, народный артист РФ Владимир Хотиненко в интервью АиФ (№ 3, 2017, с. 3) говорит: «Испытания, которым нас мир подвергает, – они же все изощреннее становятся. Потому что им уже понятно: нас на испуг не взять. И они другие способы используют: растлить, развратить. Все, что угодно. Главное – чтобы мы забыли, кто мы. И стремление это, увы, реализуется даже на уровне школьной программы». Разве это не посыл для воспитания законопослушания и укрепления морали молодых людей?
Предлагать можно много различных тем для изучения в школьной программе. Однако как их реализовать? Вероятно, под общим знаменателем «обществознание». Этот предмет, пожалуй, может вместить все нужные и новые темы. Это как дерево, к стволу которого следует прививать новые ветви. Ствол – стержень примет и ОБЖ, и знание законов, законопослушание, морально-нравственные нормы, и здоровый образ жизни, основы светской этики, религиоведение и иные темы жизни общества. Человеку в школе нужно дать элементарные знания правил жизни, его права и обязанности в обществе, а в некоторых вопросах и навыки поведения. Не знания астрономии определяют образованность или воспитанность человека. Законопослушание и высокая нравственность – вот критерии оценки гражданина.
Из давнего (начало XIX века) опыта преподавания в моей Alma mater – Императорской медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Когда обучение было практически теоретическим, можно видеть следующее. Науки для студентов объединялись в программы по принципиальному сходству «суду благочиния», то есть дела и суждения блага для человека. Так преподавались акушерство (наука о повивальном искусстве) и гигиена (наука о сохранении здоровья человека) на одной кафедре.
Испытания аморальностью на собственной шкуре
Мне неприятно описывать эту аморальность, предвижу критические отклики оппонентов, но все, что рассказано – личные переживания, которых могло не быть у меня и моих близких. И уж, конечно, не хотелось бы, чтобы у моих внуков происходили аналогичные встречи, позорящие человеческую сущность, а, с другой стороны, унижающие достоинство гражданина нашей великой державы. Вот почему приведены случаи, которые позволяют размышлять о национальной идее.
Вне очереди к офтальмологу
Октябрь 2014 года. Подмосковье. Микрорайон Купавна города Железнодорожного. Город при строительстве железной дороги Москва – Нижний Новгород получил нелестное название «Обираловка». При стоянке поездов здесь случались нападения на пассажиров, грабежи. Известна станция и тем, что на ней под поезд бросилась героиня романа Льва Толстого Анна Каренина.
В 1973 году Главнокомандующий Военно-Морского Флота СССР Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г. заложил в Купавне главный госпиталь ВМФ. Семиэтажное здание со всей инфраструктурой было построено в срок и укомплектовано высококлассными военно-морскими врачами со всех флотов СССР. Госпиталь приобрел высокий статус и именовался «Центральный военно-морской клинический госпиталь». В период формирования нового облика Вооруженных Сил госпиталь стал филиалом № 3 Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко.
Рядом с госпиталем всегда располагалась военная поликлиника (№ 152) для амбулаторного приема военнослужащих ближайших воинских частей, членов их семей, военных пенсионеров, гражданского населения. В последние годы и поликлиника стала филиалом ГВКГ им. Н.Н. Бурденко.
На кабинетах врачей, ведущих в поликлинике прием, висят таблички «Кадровые военнослужащие, капитаны I ранга, полковники принимаются в первую очередь». Совершенно естественно в военной поликлинике установлен рациональный порядок, свойственный ведомственному учреждению. В гражданских поликлиниках правом внеочередного посещения врачей пользуются медицинские работники.
Под кабинетом офтальмолога очередь из немолодых мужчин. Спрашиваю: «Есть ли в очереди капитаны первого ранга, полковники?». Один из ожидающих отвечает: «Здесь все капитаны первого ранга». Вижу, на скамейке сидит ветеран, а по орденской колодке видно, что участник Великой Отечественной войны. Обращаюсь к нему: «Вы-то не должны быть в очереди. Почему не входите в кабинет?». Он отвечает, что должна подойти его дочь, тогда он и войдет с ней вместе. Разобрались.
Мягко спрашиваю у очереди: «Я являюсь Заслуженным врачом Российской Федерации, доктор медицинских наук и профессор, полковник медицинской службы. Должен ли я стоять в очереди?». Один из пациентов, первый от двери в кабинет, грузный лет 50 человек, ответствует: «А почему бы и нет? Пойдете после меня».
Вот это да! Наступили на больную мозоль правосознательного гражданина с достаточным уровнем самоуважения. «А как же быть с законами, с правами?» – спрашиваю. «А закон как дышло, куда повернул, туда и вышло» – это реплика еще одного из сидящих пациентов.