Полная версия
Одноактные драмы
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Говори, что хочешь. Все равно, ты – его будни, а я – его праздник.
ЖЕНА. (В сторону.) Ты просто завидуешь мне. В конце концов, что у вас ним общего? Только постель. Это слишком мало, и ты сама это знаешь. Это пятнадцать минут в неделю. Пусть это праздник, но человек живет буднями. Есть еще работа, быт, квартира, дети, родственники, деньги, вещи, планы, будущее, прошлое – и все у нас общее. А у вас нет ничего.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Ты не назвала еще "общие цепи, общая лямка, общее ярмо, общая кормушка".
ЖЕНА. (В сторону.) Общая лямка тоже связывает. А ты – его развлечение, а не праздник. Любовница – это не ужин в ресторане при свечах, а редкий торопливый секс в чужих квартирах или дешевых гостиницах на час.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Пусть наши встречи редки – тем больше они дают нам счастья.
ЖЕНА. (В сторону.) Отравленное счастье – это не счастье. И счастье, построенное на лжи – не счастье. И счастье, построенное на чужом несчастье – не счастье.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Очевидно, для тебя счастье – жить с нелюбящим мужем. Мне тебя жаль.
ЖЕНА. (В сторону.) Пожалей лучше себя. Он с тобой счастлив? Счастлив? И ты счастлива? Не лги сама себе. Ведь не ты носишь его имя, не твои дети называют его отцом. Наш дом, а не твой посещают его друзья.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Я вдруг поняла, что, хотя встречаюсь с ним столько времени, ничего о нем не знаю. Мне выпадают с ним 2-3 часа в неделю, а все остальное время он живет без меня, и эта его жизнь для меня закрыта.
ЖЕНА. (В сторону.) И ему не нужно нервничать, когда я беру его под руку, тайком смотреть на часы, когда он со мной в постели, и пугливо оглядываться, когда он идет со мной по улице.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Идешь по улице с ним ты, это правда, но думает он в это время обо мне.
ЖЕНА. (В сторону.) Я уверена, что ты ему надоела, и он не бросает тебя только из жалости. Ведь он порядочный человек.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Я уверена, что ты ему надоела, и он не бросает тебя только из жалости. Ведь он порядочный человек.
ЖЕНА. (Вслух.) Извините, я задумалась на минутку. Хоть вы и отказываетесь, я вам все-таки плесну коньячку. (Наливает коньяк в рюмки.)
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Как уверенно она держится… Он меня любит, в этом нет сомнения. Но он любит и ее. А, может, и не ее, а дом, быт, устои. Ему тут скучновато, но уютно. Нет, он никогда ее не бросит. Мне надеяться не на что. (Вслух.) Пожалуй, я действительно выпью. (Пьет коньяк. Жена к своему бокалу не притрагивается.) А вы почему не пьете?
ЖЕНА. Я бы охотно выпила с вами, но мне нельзя.
ГОСТЬЯ. Почему?
ЖЕНА. Я жду ребенка.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Это еще что за новость?
ЖЕНА. (В сторону.) Она побледнела.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Врет, конечно. Впрочем, кто знает… (Вслух.) Поздравляю. А кого вы ждете, мальчика или девочку?
ЖЕНА. Пока не знаем. Муж очень хочет сына. Он сказал, что не остановится, пока у нас не будет мальчик.
ГОСТЬЯ. (Стиснув зубы.) Будем надеяться, что он не остановится и дальше.
ЖЕНА. (Лучезарно улыбаясь.) Я тоже на это надеюсь.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Я радовалась, что она так легко впустила меня в квартиру, а теперь понимаю: она сделала это, чтобы втоптать меня в землю.
ЖЕНА. (В сторону.) Будет знать, как являться к законной жене в дом. (Вслух.) Еще одну рюмочку?
ГОСТЬЯ. Можно. И не одну. (Выпивает одну за другой еще две рюмки.)
ЖЕНА. (В сторону.) Может, она еще и алкоголичка?
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Она просто вытирает об меня ноги. Разливается о любви мужа, хотя прекрасно знает, что я с ним сплю. Пользуется тем, что я не могу возразить. А что если врезать ей всё в открытую и во всех подробностях? Мне есть, что рассказать. Посмотрим, как она тогда будет улыбаться.
ЖЕНА. (В сторону.) Нельзя доводить ее до бешенства. Иначе она сорвется и устроит скандал, а мужу предъявит ультиматум: «или я, или она». И неизвестно, чем это кончится. (Вслух.) Я, пожалуй, уберу коньяк. Ведь вы на работе.
ГОСТЬЯ. Да, конечно. (Поспешно глотая рюмку, которая была у нее в руках, и неохотно отдавая ее. В сторону.) Надо взять себя в руки, иначе это неизвестно чем кончится.
ЖЕНА. (В сторону.) Пока ничего не произнесено вслух, ничего не произошло. Мы обсуждаем страховку квартиры, и больше ничего. Главное – не начать выяснять с ней отношения, и не давать ей делать это. Иначе я рискую потерять все.
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Главное – не начать выяснять с ней отношения, и не давать ей делать это. Иначе я рискую потерять все.
ЖЕНА. (В сторону.) Лучше ее выпроводить, пока дело не дошло до взрыва. (Вслух.). Может, теперь, когда вы все осмотрели, мы сразу сейчас квартиру и застрахуем?
ГОСТЬЯ. А вы можете прямо сейчас заплатить?
ЖЕНА. Почему нет? Через несколько минут придет муж, мы с ним обсудим ваши условия, и он расплатится.
ГОСТЬЯ. (Встревоженно.) Ваш муж? Разве он не должен быть в это время на работе?
ЖЕНА. Почему вы так решили? Вы разве знаете, какая у него работа?
ГОСТЬЯ. Нет, но… (Закрывает планшет.) К сожалению, я сейчас тороплюсь. И это так быстро не делается. Я должна сделать по всей форме опись, составить смету… К тому же, у меня нет с собой бланков полиса.
ЖЕНА. (В сторону.) Я так и думала. (Вслух.) Очень жаль.
ГОСТЬЯ. Я обязательно зайду к вам еще раз. (В сторону.) Значит, сейчас он снова возвратится в свою клетку, будет здесь томиться и думать обо мне. Как жаль! У нас с ним всё было бы по-другому.
ЖЕНА. (В сторону.) «По-другому»? Все было бы так же или хуже. Ты ошибаешься, если думаешь, что любовница – это всегда поэзия, а жена – проза. Но даже если так, знаешь ли ты, как быстро поэзия превращается в прозу! Брак не может кипеть страстями. Так он долго не продержится. Страстный брак – это что-то ненормальное.
ГОСТЬЯ. (Складывая планшет в сумку.) Пожалуй, я пойду. (В сторону.) А если честно, ты права: я тебе завидую. С тобой он делит горе и радость, а со мной просто развлекается на стороне. И сердиться мне на тебя не за что. Скорее я перед тобой виновата.
ЖЕНА. (В сторону.) Я действительно тебе завидую. Живет он со мной, а любит тебя. И виновата, наверное, я сама. За что мне на тебя злиться?
ГОСТЬЯ. (В сторону.) И он никак не может сделать выбор. Видимо, одной из нас ему просто недостаточно, чтобы быть счастливым. Может, самое разумное для меня и дальше оставаться половинкой его счастья?
ЖЕНА. (В сторону.) Видимо, одной из нас ему просто недостаточно, чтобы быть счастливым. Может, самое разумное для меня и дальше оставаться половинкой его счастья?
ГОСТЬЯ. (В сторону.) Я не сержусь на тебя. Но руку мы друг другу не подадим. (Вслух.) Прощайте.
ЖЕНА. (В сторону.) Я не сержусь на тебя. Но руку мы друг другу не подадим. (Вслух.) Прощайте.
КОНЕЦ
Дорога туда, откуда нет дороги
АННОТАЦИЯ И ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта драма – короткая -притча о долгом жизненном пути. Действие происходит в некоем автобусе, символизирующем быстротекущее время (как у Пушкина в «Телеге жизни»: «Ямщик седой – лихое время, везет, не слезет с облучка».) На глазах у зрителя два персонажа – мужчина и женщина – в течение часа с небольшим проживают свои детство, молодость, зрелость и старость, расцвет надежд и их увядание, любовь и равнодушие, веру в лучшее и разочарование, начало жизни и ее угасание. Эпизоды сменяют один другой, и пьеса мчится быстро, как сама жизнь. Переход от одной сцены к другой должен совершаться, без разрывов и перерывов.
В этой сравнительно небольшой пьесе много персонажей, но их роли играются небольшим числом исполнителей. Как минимум, их должно быть трое (ОН, ОНА и КОНДУКТОР.), лучше – пять-шесть. Однако в спектакле может быть занято много актеров (преимущественно актрис.), и даже массовка: дети, студенты, пассажиры автобуса. Актриса в этой пьесе играет десяток разных неуловимо изменяющихся ролей (это одна из особенностей пьесы.) – школьной подруги, жены, дочери, любовницы, сиделки и пр. Полный список ролей приведен в конце пьесы.
Сцена изображает нечто вроде внутреннего пространства автобуса – сиденья, поручни, место для кондуктора. Впрочем, сходство это очень условно. Пассажиры иногда сменяются, но и это не обязательно. Их можно обозначить манекенами. Временами этот автобус резко тормозит, его трясёт, подбрасывает на ухабах, пассажиры покачиваются, но, в общем, его движение довольно спокойное. В одном из кресел сидит Старик. Женщина-кондуктор усталым голосом привычно объявляет остановки.
КОНДУКТОР. «Детский сад»! Следующая остановка «Школа»!
В автобус заходит ОНА, ведя за руку ребёнка. Автобус продолжает движение. Женщина садится, берет малыша к себе на колени и ласково обнимает его. Мальчик с интересом смотрит в окно.
МАЛЫШ. Мама, гляди, какая птичка!
ОНА. Это ласточка.
МАЛЫШ. Как она быстро летает!
ОНА. Все ласточки быстро летают.
МАЛЫШ. Я тоже хочу быстро.
ОНА. А куда тебе спешить?
МАЛЫШ. Быстро – это хорошо.
ОНА. Вырастешь – и будешь быстрый, как ласточка.
МАЛЫШ. А я скоро вырасту?
ОНА. Скоро.
МАЛЫШ. Я хочу скорее.
ОНА. Ты уже большой.
Старик с улыбкой наблюдает за ребёнком.
МАЛЫШ. (Продолжая смотреть в окно.) А зайчика я увижу?
ОНА. Зайчиков в городе не бывает.
МАЛЫШ. Совсем-совсем?
ОНА. Есть только один зайчик, очень славный. (Целует ребенка.).
МАЛЫШ. (Улыбаясь.) Это я?
ОНА. Ну конечно.
МАЛЫШ. (Обнимая мать.) Мама, я тебя очень люблю.
ОНА. Я тебя тоже.
МАЛЫШ. Когда ты будешь старенькая, я буду о тебе заботиться.
ОНА. Спасибо, милый.
Старик грустно качает головой.
КОНДУКТОР. «Школа»!
ОНА и Малыш выходят. Входят ОН и ОНА. Они встают у поручня, тесно прижавшись друг к другу.
ОН. Ты не устала?
ОНА. Нисколько.
ОН. Мы ведь бродили по городу всю ночь.
ОНА. А перед этим весь вечер ещё отплясывали на балу.
ОН. Когда мы подарили учительнице букет, она чуть не расплакалась.
ОНА. Да и я с трудом удержала слёзы. Всегда так хотелось побыстрее закончить школу, а теперь даже жалко с ней расставаться. Всё-таки в ней было много хорошего, правда?
ОН. Правда. А главное, это уже никогда не повторится.
ОНА. Да… Грустно, правда? Я маме уже года три твердила, что я взрослая, а сейчас поняла, что детство закончилось только сегодня.
ОН. Ты разве этому не рада?
ОНА. Не знаю… Если разобраться, чем плохо быть детьми? Мы все так торопились стать взрослыми, а теперь вдруг мне стало немного страшно.
ОН. А мне нисколько не страшно. Я рад свободе. Слишком много над нами было командиров: родители, учителя… Да и вообще, любой взрослый нас поучал и нами командовал. А теперь я сам взрослый.
ОНА. (Улыбаясь.) И будешь сам поучать и командовать?
ОН. Я? Никогда!
ОНА. А мне всё-таки жаль, что детство кончилось.
ОН. Брось ты… О чём жалеть?
ОНА. Десять лет мы были с тобой в одном классе… Десять лет вместе… И всё потому, что были детьми. А взрослые… Взрослые всегда расстаются.
ОН. Почему ты так думаешь?
ОНА. (Пожав плечами.) Каждый идёт своей дорогой. Вот и мы с тобой… Я буду учиться на медсестру, а ты пойдёшь в университет…
ОН. Ну и что? Что нам помешает встречаться?
ОНА. Не знаю. Жизнь.
ОН. Я не согласен. (Помолчав.) Знаешь, что? Давай дадим друг другу клятву: никогда не расставаться.
ОНА. После школы все так говорят: давайте часто встречаться, давайте не будем расставаться… А проходит год-другой, и все станут друг другу чужими.
ОН. Но не мы с тобой.
ОНА. Ты вправду в это веришь?
ОН. Конечно. На то мы и взрослые. Способны сами принимать решения.
ОНА. Ну хорошо… Только давай без всяких клятв. Просто не будем расставаться и всё.
ОН. Хорошо.
ОНА. Никогда, ладно?
ОН. Ладно.
ОНА. Мне выходить. Ужас как не хочется.
Молодые люди целуются.
ОН. До завтра?
ОНА. До завтра. Вернее, до сегодня. Ведь уже утро. Поспим немного и снова встретимся.
ОН. Я давно хочу тебе сказать… Я просыпаюсь, и первая мысль каждое утро, знаешь, какая? «Я её сегодня снова встречу». И от этого я уже счастлив.
ОНА. «Её» – это кого?
ОН. (Смеясь.) А ты, оказывается, кокетка.
ОНА. (Тоже смеётся.) А ты не знал? (Целует Его.)
КОНДУКТОР. «Университет»!
ОНА торопливо выскакивает из автобуса. СТАРИК с сожалением провожает её взглядом и даже непроизвольно делает движение, чтобы её удержать. ОНА возвращается, но выглядит уже по-другому.
ОН. Наконец-то! Я уже беспокоился. Ну как?
ОНА. (Устало, но с торжеством.) Отлично!
ОН. Я так и знал. А ты боялась.
ОНА. Попался счастливый билет.
ОН. Ерунда. У тебя всегда все билеты счастливые.
ОНА. Я и сама счастливая.
ОН. (Радостно.) Ну что ж, экзамены позади! Жаль, правда, что учеба еще не кончена. Надоело зубрить.
ОНА. Остался всего один год.
ОН. Не «всего один», а ещё целый долгий год!
ОНА. Какой ты нетерпеливый.
ОН. Уж какой есть. Надоело учиться, хочется делать дело, работать, зарабатывать. У меня такие планы!
ОНА. Грандиозные, конечно?
ОН. Разумеется.
ОНА. Например?
ОН. Ну, не знаю, какие… Одно только мне ясно: я добьюсь многого. Что-нибудь открою, придумаю…
ОНА. Экономика – наука старая и скучная. Что можно в ней придумать нового?
ОН. Ты ничего не понимаешь. Это самая интересная наука! И самая молодая. Она даже ещё не стала наукой, законы её ещё не открыты, и потому в мире царит хаос.
ОНА. Ты не преувеличиваешь?
ОН. (С жаром.) Подумай сама: кризисы, непрерывный рост цен – разве всё это не полная нелепость? Ведь сейчас один человек способен произвести столько, сколько раньше не производила целая тысяча, а товары почему-то дорожают. И почему растёт безработица, когда на Земле столько дела? Надо прокладывать дороги, рыть каналы, орошать пустыни, строить дома – а у людей нет работы! Просто экономике не хватает нужных стимулов, рычагов. И я их придумаю.
ОНА. И, конечно, прославишься?
ОН. Во всяком случае, в своем деле я буду не последним, это уж точно! Когда-нибудь я скажу, как Архимед, когда он придумал рычаг: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» А ты хочешь, чтобы я когда-нибудь прославился?
ОНА. Я хочу, чтобы ты меня обнял. И не когда-нибудь, а сейчас.
ОН. Извини, я настоящий болван. Ты вышла с экзамена с отличной оценкой, а я тебя даже не поздравил. (Обнимает девушку.)
В автобусном приемнике бодрый баритон поет песню:
«Пусть дни нашей жизни, как волны, бегут,
Мы знаем, что счастье нас ждёт впереди,
Порукой в том юность и радостный труд,
И жаркое сердце в груди».
ОНА. (В объятьях.) Вот так бы ехать и ехать… Хороший автобус, правда?
ОН. Отличный! Только ползёт медленно.
ОНА. А ты, как всегда, торопишься. Тебе плохо, что ли?
ОН. Мне очень хорошо. Просто мне вообще нравится скорость. Вперёд, только вперёд!
ОНА. Кстати, куда мы едем?
ОН. Какая разница? К счастью!
Песня по радио сменяется зажигательной музыкой.
ОНА. Классная музыка.
ОН. Давай спляшем, хочешь?
ОНА. Прямо здесь?
ОН. Почему нет? (Увлекает ее в танец.)
Молодые люди танцуют весело и темпераментно. СТАРИК, улыбаясь, наблюдает за ними. Он и дальше будет молча реагировать на поведение пассажиров.
ОНА. Хватит, я устала.
ОН. А я бы ещё попрыгал. Столько сил – не знаю, куда девать!
ОНА. Хорошо нам, правда?
ОН. Правда. И будет ещё лучше!
ОНА. И хорошо, что в автобусе почти никого. Только этот противный старик. Мне кажется, что он все время на нас смотрит.
ОН. Плевать на него. Погляди лучше в окно – красивый у нас город, правда?
ОНА. Очень.
ОН. И ты красивая.
ОНА. Только сегодня заметил? А другие мне это давно говорят.
ОН. (Нахмурившись.) Правда? А кто ещё, кроме меня?
ОНА. Так тебе всё и скажи.
ОН. Нет, серьёзно.
ОНА. А ты поревнуй, поревнуй немножко. Так и полюбишь постепенно.
ОН. Я тебя и так люблю.
ОНА. Ну, наконец-то услышала.
ОН. Я тебе и раньше говорил.
ОНА. Надо так сказать, чтобы я поверила.
ОН. А сейчас ты веришь?
ОНА. Ты многим уже признавался?
ОН. Ты первая.
ОНА. Как ты убедительно врёшь. Но всё равно приятно.
ОН. Честное слово, ты первая. Правда, в школе у меня была одна девчонка… Как же ее звали? Забыл. Тогда мне казалось, что я в неё влюблен. Но это было так, сама понимаешь… Детские глупости. А теперь я люблю по-настоящему.
ОНА. Сказать честно, я тоже.
ОН. (Ласково.) Ты моё солнце. (Привлекает её к себе.) Я всегда буду так тебя звать: Солнце. Дай, я тебя обниму по-настоящему.
ОНА. Если по-настоящему, то не здесь.
ОН. А где же?
ОНА. Не знаю… (И, как бы невзначай, прибавляет.) Между прочим, дома сегодня у меня никого нет.
ОН. А где же родители?
ОНА. Уехали на дачу.
ОН. Отлично! Хотя… Сказать по правде, мне это немножко надоело.
ОНА. (Насторожившись.) Что тебе надоело?
ОН. (Засмеявшись.) Да нет, ЭТО мне никогда не надоест. Но надоело встречаться вот так… Когда родителей нет дома, и всё такое.
ОНА. У тебя есть лучшие варианты?
ОН. Есть.
ОНА. Так поделись.
ОН. Давай поженимся.
ОНА. Ты серьёзно?
ОН. Такими вещами не шутят.
ОНА. Вот так, сразу?
ОН. Ты ведь сама говоришь, что я нетерпеливый.
СТАРИК осторожно кладёт ему руку на плечо. ОН оглядывается и недовольно стряхивает его руку…
ОНА. Ты хорошо подумал?
ОН. А чего тут думать? Ты разве против?
ОНА. Дай мне время.
ОН. Даже так? И когда дашь ответ?
ОНА. (Улыбаясь.) Сегодня. В более подходящей обстановке. Хотя извини, я забыла, что тебе надоело, и ты к нам не пойдёшь.
ОН. Ещё как пойду. (Обнимает её.)
ОНА. Отпусти меня на минутку. Мне жарко.
ОН. (Выпуская ее из объятий.) Сними плащ.
КОНДУКТОР. «Соборная площадь»! Следующая остановка «Ро
дильный дом!»
ОНА снимает плащ и оказывается в подвенечном платье.
ОН. Это платье тебе жутко идёт. Ты в нём просто королева.
ОНА. Красивое было венчание, правда?
ОН. Да. Сказать честно, я не такой уж религиозный, чтобы венчаться в церкви, но что красиво, то красиво. Спорить не приходится.
ОНА. Это мама настояла. Я тоже неверующая, но такая церемония – память на всю жизнь.
ОН. Какой момент тебе больше всего понравился?
ОНА. Не знаю… Я была как во сне. Как будто я – не я.
ОН. Да, всё как-то непривычно. Мне потом кто-то говорит: «Поздравляю вас и вашу жену». Я даже не сразу понял, что жена – это ты. А я муж. Здорово, правда?
ОНА. Ты счастлив?
ОН. А ты?
ОНА. А я какая-то ошеломлённая. В один миг всё изменилось. Даже не представляю, как мы теперь будем жить.
ОН. Как и раньше. Только спать будем вместе.
ОНА. Какой ты прозаичный, даже слушать тебя скучно. Мы должны начать жить как-то по-новому.
ОН. Это как?
ОНА. Не знаю. Но по-новому. И не так, как другие. Нам нужен огромный запас нежности. Чтобы хватило на всю жизнь.
ОН. Это само собой.
ОНА. Мы должны относиться друг к другу внимательно, бережно. А потом у нас будут дети. И мы все будем друг друга любить. Просто дух захватывает.
ОН. Так всё и будет. А теперь нас, как в доброе старое время, ждёт свадебное путешествие. Кстати, Солнце, надо торопиться, а то опоздаем на самолёт.
ОНА. Подожди, я только попрощаюсь с мамой. (Выходит.)
ОН следит за НЕЙ в окно и приветственно машет невидимым гостям рукой.
КОНДУКТОР. «Родильный дом»!
Входит ОНА, неся в руках завернутого в одеяло новорождённого ребёнка.
ОНА. (Улыбаясь.) Как тебе нравится это чудо? (Открывает ребенку личико.)
ОН. Боже мой, какая маленькая! Действительно, чудо!
ОНА. А потрогай, какая у нее нежная кожа.
ОН. Да… И пальчики такие крохотные… Даже не верится. Дай подержать.
ОНА. Только осторожно.
ОН. (Взяв дочь на руки.) Здорово!
ОНА. Что «здорово»?
ОН. Не знаю, как тебе это объяснить…
ОНА. Ну как, не разочарован? Ты же хотел мальчика.
ОН. Ничего, девочка – это тоже хорошо. А мальчик будет в следующий раз. Договорились?
ОНА. Постараюсь. Но я рада, что у нас девочка. Будет мне подруга и помощница.
ОН. Мне тоже нужен друг и помощник.
ОНА. Мальчик в доме не помощник.
ОН. По-моему, она на меня похожа.
ОНА. Конечно. Вылитый ты.
ОН. Интересно: когда она начнёт что-нибудь понимать?
ОНА. (Чуть обиженно.) Она уже всё понимает.
ОН. Ей же и недели ещё нет.
ОНА. Ну и что? Я, по крайней мере, её хорошо понимаю. Дай мне её назад.
ОН. Отнеси её домой, а я зайду на пять минут в магазин.
КОНДУКТОР. «Универмаг»!»
ОНА выходит и возвращается без ребенка.
ОН. Добрый день.
ОНА. Добрый день. Я могу вам чем-нибудь помочь?
ОН. Мы недавно купили квартиру, и мне нужно выбрать для неё мебель. Желательно в кредит.
ОНА. Понятно. Что у вас уже есть?
ОН. Почти ничего. Квартира пока пустая.
ОНА. Сейчас мы подберём всё, что нужно. У вас большая семья?
ОН. Жена и трехлетняя дочка.
ОНА. Замечательный возраст. Таких только ласкать и ласкать.
ОН. Вы имеете в виду жену или дочку?
ОНА. А кого вам больше хочется?
ОН. Вас.
ОНА. Вот как? Не получится.
ОН. Почему нет?
ОНА. У меня муж.
ОН. А у меня жена.
ОНА. Вот её и ласкайте.
ОН. Я уж лучше дочку. Она у меня действительно прелесть. Ручки такие нежные, а смех, как колокольчик…Свет в окошке. Верите ли – я ради неё живу.
ОНА. Верю. Вот и ласкайте обеих.
ОН. То есть дочку и вас.
ОНА. У вас плохой слух?
ОН. Очень хороший.
ОНА. Я сказала, что я замужем.
ОН. Я слышал. Очень?
ОНА. Что очень?
ОН. Вы очень замужем?
ОНА. Когда как.
ОН. Тогда мы с вами договоримся.
ОНА. Давайте сначала договоримся о мебели. Вы предпочитаете кровать или раскладной диван?
ОН. А вы?
ОНА. Я спрашиваю серьёзно.
ОН. А я серьёзно отвечаю. Я предпочитаю вас. А где – для меня второстепенно.
ОНА. Я смотрю, вы очень быстрый.
ОН. А вы любите медленных?
ОНА. Я люблю своего мужа.
ОН. А он у вас есть?
ОНА. Вы, кажется, пришли, чтобы выбирать мебель.
ОН. Правильно. Мы остановились на кровати.
ОНА. Так кровать или диван?
ОН. Неужели для вас это имеет значение?
ОНА. Вы вгоняете меня в краску.
ОН. Значит, я уже чего-то добился.
ОНА. Перестаньте шутить, и вернёмся к делу. Ведь я на работе.
ОН. Ваша работа, как я понимаю, обслуживать клиентов.
ОНА. Моя работа – продавать мебель. И сейчас я занята.
ОН. Дайте телефон, и я позвоню, когда вы будете свободны.
ОНА. Очень уж вы нетерпеливый. Торопитесь жить.
ОН. Чтобы больше успеть. Так какой, вы сказали, у вас номер?
ОНА. Оставьте эти разговоры. Я не сторонница лёгких связей.
ОН. Чем они плохи, если лёгкие?
ОНА. Завязываются они легко, но завершаются трудно.
ОН. Обычно над тем, как закончить отношения, больше ломают головы мужчины.
ОНА. Но вся боль остается женщине.
ОН. Если вы заняты сейчас, давайте встретимся после работы.
ОНА. Мне не нравится ваша настырность.
ОН. Не сердитесь. Вся моя вина заключается в том, что вы мне очень понравились.
ОНА. Что ж, на такие слова женщина не может сердиться. А теперь, извините, меня ждут другие покупатели.
ОН. Хорошо, я уйду, чтобы вам не мешать. Но я вернусь. Вы будете меня ждать?
ОНА. Не знаю.
КОНДУКТОР. «Банк»!
ОН выходит. ОНА снимает фирменную жилетку продавщицы и остается в строгом костюме менеджера. Входит ОН и, стараясь быть незаметным, торопливо садится на одно из кресел.
ОНА. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
ОН. (Подойдя к НЕЙ, очень почтительно здоровается.) Доброе утро.
ОНА. Вы сегодня опять опоздали на работу.