Полная версия
За стеной сна
Наутро семья ненадолго собралась за чаем. Ольга Степановна по начёсу волос в Светкином гребне уже установила, что в квартире находится всё та же, не подменённая никем дочь. Была у неё привычка оставлять перед зеркалом гребень с начёсанными в нём волосами. О ночных блужданиях ей не напоминали, чтобы лишний раз не травмировать детскую психику, но Светлана не удержалась от разговора на щепетильную тему:
– Сегодня ночью они прилетали ко мне, и я встречалась с ними.
– Кто они? – супруги переглянулись между собой в растерянности от непредвиденного оборота ненароком разыгравшихся полуночных событий.
– Инопланетяне. Они пригласили меня на свой корабль, – глаза рассказчицы светились воодушевлением от редкого подарка судьбы.
– Света, ты ведь это всё во сне видела… – Ольга Степановна попыталась урезонить распалившуюся дочь.
– Да нет же, мама! Я вышла к ним на крыльцо, и ко мне подошёл старший инопланетянин с седыми кудряшками над ушами. Совсем как у нашего папы! Он был очень ласковый и разговаривал со мной на своём марсианском языке, но я всё понимала…
– И что он тебе говорил? – не удержался от вопроса Сергей Михайлович, задетый ревностью к залётному инопланетянину.
– Он только дотронулся до меня, и мне передалось состояние невесомости. Ведь такого не бывает во сне! Он провёл меня по лёгкому воздушному трапу на корабль и сказал, что в нём мне будет очень хорошо. Потом мы летали, а вокруг сиял мерцающими огнями сплошной звёздный хоровод… Путешествие по Млечному Пути, какое это наслаждение, мама!
«Ну ладно, со Светкой всё понятно, – размышлял Сергей, – но я-то со своими кудряшками как оказался в роли инопланетянина на ихнем корабле? Ба! Да ведь все мы – земные оболочки! Ольга, как всегда, права… Наши нематериальные мысли и души, покидающие тела, улетают в ноосферу Вернадского, пополняя её новыми сгустками разума. Светка же потянулась в вечность раньше своего часа».
Тем временем разволновавшаяся мамаша, директор детского сада, убеждала дочь в сновиденческой природе приключившейся истории, что такое бывает, когда молодые люди растут, но с годами проходит. Удалось ли Ольге Степановне развеять у своенравной дочери навязчивое наваждение или та сохранила в душе веру в подлинность встречи с внеземной цивилизацией? Если да, то памятный ночной инцидент можно отнести к разряду курьёзов, случающихся с каждым из нас на непредсказуемом жизненном пути. Но если нет, то куда заведёт романтичную Светлану зародившаяся вера в существование параллельных миров?
Чалма
Творчество – это прежде всего эмоция.
А. БергсонТофалария – недоступный край сокровенных красот, край горной тайги, существующий испокон веков и до наших дней сам по себе, вне цивилизации. Тофы, представляющие собой крохотную местную народность, в прошлом кочевники, именовавшиеся карагасами, что в переводе означало «чёрные гуси», поклонялись шаманству, но со временем во многом утратили родной язык и самобытность, сохранив, однако, извечное слияние с природным естеством. Добраться до того естества возможно только вертолётом.
Николай Челноков, молодой живописец, на творческую поездку в страну тофов возлагал немалые надежды. Где ещё найти такие ландшафты, завораживающие и загадочные? В условиях полного бездорожья он в составе группы геологов конным ходом добрался от посёлка Алыгжер до верховьев Уды, в месте впадения в неё другой горной речки Нерхи, неширокой, но с характером. На её крутых поворотах сталкивались быстрые потоки встречных волн, дыбились плотной клокочущей стеной и тяжело оседали, смыкаясь с тёмными водоворотами. Редкая нога человека ступала по тем берегам.
Разместились в зимовье, что приютилось у подножия Удинского хребта, и участники экспедиции, освоившись на стойбище, занялись своими делами: геологи – бесконечными изысканиями минералов, кони, привыкшие к самообслуживанию, подались на подножный корм, а Николай присматривался к местности в поисках броских уголков природы для рисования с натуры. А выбор был такой, что глаза разбегались. Вдоль Уды раскинулись, все под таёжным покровом, пологие холмы. За ними высились мраморные вершины заснеженных скалистых гольцов. Ранней осенью Восточный Саян открывался художнику во всём великолепии буйных красок. Склоны одного берега притягивали сочной зеленью пушистого кедрача, а на другом глаза слепила прозрачная позолота лиственничной бахромы. На стыках холмов, не сообразуясь с законами земного притяжения, во все стороны растекались ручьи и ручейки, мелкие и покрупнее, весёлые и говорливые. Погода менялась быстро. Только-только радовал погожий день, как с севера по речной долине уже нависали низкие свинцовые тучи, заполняя пространство, которое вдруг обращалось в таинственную облачность, оставляя человека наедине с собой, одиноким и потерянным в белой туманной мгле.
Художник набрасывал этюды один за другим, отставляя их в сторону и принимаясь за новые. Тут-то Николаю послышались короткие реплики двух расторопных геологов, намеревавшихся отвести его в какое-то особое место:
– Отведём? – не отступал от навязчивой идеи Егор, старший из них, не сводя с дружка цепких жуликоватых глаз.
– Под каким предлогом?
– Там же шикарные виды для рисунков! Вот и предлог.
Поддавшись на уловку, Челноков двинулся за проводниками в «самое экзотическое место Тофаларии». Шли в подъём по берегу Нерхи еле заметной звериной тропой, часто натыкаясь на непроходимые буреломы. Где-то поперёк тропы застыли витые корневища, а то под ногами шуршала опавшая листва. Попадались искривлённые сосенки с корявыми наростами и утолщениями на стволах, в которых, по заверениям аборигенов, потомков «чёрных гусей», жили духи деревьев. Их кроны напоминали те же корневища, словно ветки натыкались в пространстве на невидимые препятствия, обходя их для произрастания.
Местами тропа выходила на речной галечник, где не в диковинку были там и сям попадавшиеся полудрагоценные камешки. Подарки от затерянного мира были щедро разбросаны не только под ногами. По склонам известняковых пород под солнцем переливались вкрапления зелёного турмалина. Геологи пояснили, однако, что эти кристаллы не имеют практического применения, они лишь подзадоривали изыскателей заглянуть в подземные кладовые, обещая немалые скрытые сюрпризы.
Но вот группа вышла на ровную площадку, откуда можно было осмотреться.
Речная долина скрывалась под облачностью, низко осевшей по земле, что было не редкостью на здешней гористой местности. Над белой пеленой угрюмо возвышалась каменная гряда уходящих к горизонту гладко обточенных ливнями скальных образований.
– Вот здесь и малюй, – объявил художнику Егор. – По радиологическому возрасту этим горкам три с половиной миллиарда лет, такие по пальцам пересчитать. Кстати, с тех же пор на Земле началось развитие биологических систем. Вот тебе памятник рождению планеты, его можно и в Лувре выставлять!
На том геологи отбыли, пояснив напоследок, что чуток ниже по тропе, на плёсе, они подёргают рыбку.
Николай принялся за привычное дело. Местечко для зарисовок и впрямь являло собой редкостную природную композицию. Речной распадок. Причудливость обветренной каменной гряды. Мягкие белые облака, прибившиеся к подножию гор. Развернул этюдник, приглядываясь к ближайшей скале, которая притягивала необъяснимой магией. Было в ней что-то колдовское, что приводило сердце в трепетное волнение. «Вот чего мне всегда недоставало! Душевного трепета! Вероятно, именно так работают гениальные живописцы», – подсказывало художнику обострившееся сознание. Но поначалу надо было подобрать наиболее выгодную картину изображения и зафиксировать её фотокамерой, чтобы позже, при работе в мастерской, снимки заменяли вид с натуры. Челноков медленно передвигался по поляне, выбирая выгодную точку обзора. Время от времени он вскидывал фотоаппарат, висевший на груди, и наводил на искомый ракурс объекта.
Стоп! Вот она, точка, с которой открывался вид для создания шедевра путём нанесения масляных красок на льняной холст, изготовляемый из толстой пряжи. Широко распахнутые глаза художника устремились на вершину, увенчанную каменной головой азиата. Плотно обёрнутая чалмой горбоносая голова вполоборота, свисающий по заплечью кусок ткани, глазные провалы – всё это создавало образ духа гор, которому издревле поклонялись местные шаманы, приводящие себя в религиозных обрядах в состояние неудержимого экстаза.
Живописец лихорадочно набрасывал карандашом эскиз будущего шедевра, весь поглощённый царившей в местечке аурой, но лучше бы он не погружался в сакральный мир каменного истукана. Челноков всё ещё относил охватившую его лихорадку к состоянию необычайного творческого воодушевления, какого не припоминал за собой даже после принятия изрядной порции спиртного. «Так вот как рождаются шедевры!» – ублажал себя художник. Однако его азарт упорно вытеснялся какими-то тревожными предчувствиями и неодолимым желанием дать ход безотчётной внутренней активности. Он ощущал себя вулканом, готовым выплеснуть скопившуюся энергию. Дальше – хуже! Николай уж не находил себе места в тщетных попытках освободиться от тяжёлого дурмана.
Отчаявшись, Челноков начал оглядываться по сторонам, топтаться на месте в поисках путей к спасению, как вдруг его подхватило порывом неодолимой магии, закрутило и понесло в исступлённой плясовой круговерти по облюбованному пятачку обозрения. Его фигура сгорбилась: головой вниз, подбородком в грудь, руками в стороны наподобие крыльев, и весь этот подневольный ритуал сопровождался гортанными звуками непонятного содержания, адресованными не иначе как древнему божеству. Так шаманы при встрече с Богом впадают в транс.
«Это чалма! – пронзила догадка Николая, обессиленного и обескураженного. – Это она, чалма, вселила в меня дух шамана и гоняет себе в утеху по поляне!» Он бросил взгляд на каменную статую, выкинувшую новый фортель. Глаз великана, ближний к жертве острых ощущений, излучал узкий пучок света! Вот он, памятник, достойный размещения в Лувре! И невдомёк было бедолаге, что это солнечный луч пробился через глазницу, придав природному изваянию фантасмагорический вид. «Бежать! Бежать от этого колдовства, пока ещё работает сознание, пока остались силы для спасения!» – художник с трудом вырвался из состояния неистового возбуждения и, не забыв прихватить этюдник, устремился знакомой тропинкой вниз, вслед за проводниками, устроившими ему весёленькое приключение.
Геологи уже развели небольшой костёр, на котором наскоро готовили хариусов, в изобилии водившихся в реке. Распотрошённых рыб они насаживали на заострённую палочку, или «на рожна», как поговаривали раньше, которую втыкали над раскалёнными углями. Сочные запечённые хариусы отдавали терпкими запахами таёжного костра.
– Угощайся, Никола! – пригласил Егор запыхавшегося художника. – Что-то ты быстро возвернулся. Ну как, схватил чалму за бороду?
– Долго ли сделать набросок и несколько снимков? По ним и буду дальше работать, – уклонился от расспросов Николай, всё ещё находившийся под кошмарными впечатлениями.
* * *По возвращении из памятной поездки Челноков проявил плёнку и отпечатал несколько фотографий загадочной скалы, но при попытках воспроизвести по ним рисунок снова, как и на колдовской местности, начинал впадать в состояние нервного возбуждения и помрачения сознания. С мечтами о шедевре пришлось расстаться.
Как-то в разговоре со знакомой гадалкой Николай проговорился о загадочных фотографиях, хранящих в себе бесовские наваждения. Гадалка, звавшаяся Тамарой, выпросила снимки «для проведения экстрасенсных опытов». Художник поинтересовался у неё природой испытанного им таинственного явления.
– Аномалия, только-то и всего, – ответила гадалка.
– Какая?
– Обыкновенная геопатогенная. Она создаётся в зоне разломов тектонических плит, куда проникает плазма и выбрасывает заряженные частицы. А ещё энергетическую активность испускают подземные реки.
Гадалка оказалась права! Особенно сильно аномалии проявляются в местах подземных рек и речек, когда водный поток, образуя зигзаг по вертикали, сначала выталкивается на гребень течения, а затем обрушивается с высоты бурным водопадом. В этой зоне над земной поверхностью, называемой на языке Всевышнего зоной энергетического захвата, творится невидимый взору атмосферный хаос, в котором земные магнитные поля исковерканы так, будто крутая морская волна разбилась в пену и месиво о прибрежную скалу. В разразившемся магнитном шквале образуется воздушная плазма, перемешанная с мельчайшими микрочастицами физического вакуума, доселе неизвестными науке. У человека, оказавшегося в такой сильной аномалии, блокируется нервная система, он теряет самообладание, впадает в психоз, что и случилось с Николаем при общении с чалмой.
Однако через пару дней Тамара заявилась в мастерскую художника, выложив на стол злополучные снимки, и рассказала о полном провале спиритического сеанса, для участия в котором были приглашены две её подруги. Они расположились за столом, на котором Тамара разложила пасьянс из фотографических картинок каменных изображений. Пристально вглядываясь в молчаливые изваяния веков, гадалка водила над ними ладонями, заряжаясь энергией языческих времён. В напряжённой тишине раздавались заклинания, зовущие приглашённых женщин в неведомый потусторонний мир для встречи с духами умерших предков.
Подруги не спешили с перемещением в чужеродное пространство, в которое, однако, первой угодила сама вещунья чудесных явлений. Её руки вдруг зашлись над фотографиями в судорожной тряске, глаза наполнились диким безумием и раздались истошные вопли: «Держите меня! Держите, там, в горе, старая дубовая дверь, из неё тянутся за мной длинные руки. Держите, они утащат меня!» Подруги вцепились в Тамару, спасая её от зловещих длинных рук. Графина воды, выплеснутой на лицо вещуньи, хватило, чтобы вернуть её в реальный мир.
Выслушав историю с гаданием на фотографиях, Челноков сидел в глубокой задумчивости над ворохом немых свидетелей существования потусторонних сил. Да, немало великих умов толковали об энергетической сущности Вселенной, размышлял Николай. В Саянах испокон веков складывались религиозные каноны Востока, властвовали веяния и сгустки буддизма, не воспринявшего его, православного христианина от крещения. О том предупреждает и православная церковь.
Решив избавиться от опасного архива, пока не накликал на себя новой беды, Николай скидал в картонную коробку фотоплёнку и снимки, незаконченные этюды и даже камешки, подобранные поблизости от тофаларской каменной гряды. Вывез поклажу за город и сбросил её в костёр. Языки пламени охватили колдовские свидетельства, от которых чёрными скрутками повалил густой дым, возносясь над местом сожжения и сложившись в воздухе в знакомые очертания. Чалма! Она предстала на мгновение художнику, обозначив вечность магии, и растворилась в пространстве.
Лариса Джейкман
Лариса Александровна Джейкман (Скрипченкова) родилась в городе Астрахани, где впоследствии получила экономическое образование. Диплом был не красный, но без троек обошлось. После института началась трудовая деятельность, но это не было пределом её мечтаний.
Мир огромен и интересен, его надо познавать и писать обо всём, что волнует и не даёт покоя. Так начались пробы пера – стихи, а затем проза.
Первая книга Ларисы Джейкман вышла в 2004 году, когда она уже проживала в Англии. С тех пор было издано более десяти её произведений. Широкий круг читателей, общение с ними, неиссякаемый интерес к жизни вдохновляют автора и поддерживают её творческий потенциал.
Юлиан
Я никогда не поверил бы в эту историю, если бы она не случилась с моим другом. Такая странная, такая запутанная и такая неправдоподобная, что я решил поведать её. Думаю, что каждый из вас должен узнать всё и попробовать разобраться и понять случившееся сам. Я верю, что это откроет вам глаза на многие вещи, о которых мы порой только догадываемся или знаем понаслышке.
В ту злополучную ночь мне не спалось. Где-то далеко в ночной тиши кричала птица. Нехорошо кричала, тревожно. Я подсознательно ждал звонка и мысленно умолял своего лучшего друга Юлиана дать о себе знать. Он исчез пару дней назад, как сквозь землю провалился. И его встревоженная мать, миссис Виндфилд, умоляла меня помочь разыскать его.
Я пытался восстановить в памяти наши последние беседы, встречи, телефонные разговоры – всё, что могло бы навести меня на мысль о его странном исчезновении.
Стоп! Вот оно! На прошлой неделе, да это случилось точно на прошлой неделе, во вторник. Я был на репетиции в студии, когда меня неожиданно позвали к телефону. Это был Юлиан.
– Майкл, со мной что-то не так. Ты не мог бы приехать ко мне сегодня, поговорить нужно, – прозвучало в трубке довольно взволнованно.
Я, честно говоря, растерялся от такой неожиданной и тревожной просьбы. Но я был чертовски занят все эти дни и смог появиться у него только на следующий день к вечеру.
Выглядел мой друг, надо сказать, неважно: как-то странно блестели глаза, лицо было бледным, руки дрожали.
– Что с тобой случилось, дружище? Ты заболел или влюбился? – нарочито бодрым голосом спросил я.
Он ответил не сразу. Тут я заметил стакан с виски на кофейном столике и слегка изумился. Он раньше никогда не пил в одиночестве.
– Ни то и ни другое. Понимаешь, Майкл, я видел страшный и странный сон.
– Ну и что? Не ты первый, не ты последний, – передёрнув плечами, произнёс я.
– Нет, это несколько другое, такое чувство, что это и не сон вовсе, настолько я всё реально пережил.
Я заметил его волнение. Он налил мне немного виски и сам сделал довольно большой глоток.
– Ну и о чём твой сон? – спросил я, стараясь скрыть раздражение.
Юлиан, по-видимому, заметил это. Пройдясь по комнате, он сел в кресло, как бы раздумывая, продолжать этот разговор или нет. Я почувствовал себя виноватым и решил его подбодрить:
– Знаешь, всегда становится легче, когда поделишься с кем-нибудь. Расскажи мне свой сон. Извини, если я был немного нетерпелив.
Юлиан стал рассказывать. Голос его был слегка хрипловат, чувствовалось, что он волнуется. Я решил во что бы то ни стало не прерывать его, выслушать до конца, а потом подобрать слова, чтобы как-то успокоить.
– Представь себе площадь, огромный костёр, толпа народа, но это не праздник, не карнавал и не народное гулянье. Видно, что люди здесь не по своей воле, лица грустные и испуганные, – он прервался и опять сделал большой глоток. – Говорят все то ли по-испански, то ли по-итальянски, но говорят тихо, почти шёпотом. Я смотрю вокруг и вдруг замечаю человека в коричневой сутане.
– В чём? Это ещё что? Никогда не слышал, извини, – не удержался я и спросил для ясности.
– Ну сутана, знаешь, такая длинная одежда, как у монахов, церковные служители раньше обряжались в такие. Да и сейчас, наверное, обряжаются кое-где. Так вот, этот человек в сутане вдруг так страшно посмотрел на меня в упор. У него было ужасное лицо, просто ужасное. И взгляд… Он смотрел как бы сквозь меня, точнее, пронизывая насквозь. Он что-то кричал мне, чего я совершенно не понял. Скорее всего, это всё же испанский, насколько я могу судить. И тут я увидел костёр…
Он опять сделал паузу. Не могу сказать, что я был очень уж увлечён историей, но решил отдать должное моему другу и выслушать всё до конца. Что-то всё-таки беспокоило его, мне хотелось понять, что.
– Майкл, они сжигали человека, живого человека на костре! И самое ужасное то, что я чувствовал, что знаю его, но никак не мог вспомнить, кто это. Я так и не вспомнил. Я стал отчаянно кричать и просить остановить эту страшную смертельную пытку, но меня никто даже не слышал. Тогда я вырвался вперёд и буквально набросился на этого, в коричневом одеянии, вцепившись ему в волосы, но не тут-то было. Он сбросил меня на землю, потом выхватил из костра горящую головешку и ударил меня по голове, вот сюда. Потом я, наверное, потерял сознание, так как больше ничего не помню.
– Всё? Ну и что из этого? Обыкновенный ночной кошмар. Что тут такого ужасного? Я ещё и не такое видел во сне, – начал было я.
– Подожди, послушай. Во-первых, этот сон повторяется довольно часто. От него я просыпаюсь и не могу больше заснуть. А во-вторых, посмотри, что я обнаружил.
Юлиан повернулся ко мне правым боком, наклонил голову и раздвинул свои блестящие густые волосы. Под ними я увидел большое – размером с детскую ладонь – пятно на коже головы. Розовато-коричневое родимое пятно было и вправду похоже на след от ожога. Но я старался не поддаваться панике, меня не так-то легко было сбить с толку.
– Ну и что? – не унимался я. – Ты обнаружил это пятно лишь в свои двадцать три года, стал постоянно думать о нём. И как результат твоих навязчивых мыслей – твои кошмарные сны. Забудь о нём и благодари Бога, что оно у тебя не на лице, – резонно заметил я.
Юлиан недовольно посмотрел на меня и спросил:
– Почему оно должно быть у меня на лице? Он же меня не по лицу ударил!
Тут я совсем растерялся:
– Кто? Тыо ком вообще говоришь?
– Майкл, дело в том, что я обнаружил это пятно после своих кошмаров, а не до них. Я раньше никогда не знал о нём и не подозревал. Но эти сны… Я не мог избавиться от навязчивой идеи проверить то место, куда пришёлся удар. И вот тогда я увидел это пятно. Не правда ли, оно похоже на след от ожога?
Тогда мне всё это показалось каким-то бредом. Я обнял своего друга за плечи, слегка встряхнул и попросил:
– Юлиан, не пугай меня. Ты сам не веришь в то, что говоришь. У тебя чего-то нервишки расшатались, а? Почему бы тебе не отдохнуть где-нибудь в приятном местечке? Слетай во Флориду или на Багамы, на юг Франции, наконец! Там сейчас благодать!
Юлиан ничего не ответил, но его взгляд и печальный вид мне совсем не понравились. Не без труда мне удалось уговорить своего друга сходить немного развеяться. Мы отлично провели вечер в кругу друзей. Юлиан выглядел гораздо лучше, он шутил, как прежде, улыбался, ловил на себе восхищённые взгляды девушек, и всё как бы встало на свои места к моей необъяснимой радости.
Мы разошлись по домам далеко за полночь. И все эти разговоры, его страхи совершенно выветрились у меня из головы. Я попросту забыл обо всём этом. Репетиции, концерты, встречи. Я больше ни разу и не вспомнил о нашем разговоре до сегодняшнего момента, попросту не придав этому серьёзного значения.
Птица всё так же надрывно вскрикивала в ночи, и от этого крика становилось не по себе. Вдруг резкий телефонный звонок буквально вытолкнул меня из постели, как пробку из бутылки шампанского. Звонок был частым и прерывистым.
«Юлиан!» – промелькнуло у меня в голове.
Да, это был он. Он умолял меня ни о чём не расспрашивать. Просил что-нибудь придумать и как-то объясниться с его мамой. И ещё просил не волноваться, он, мол, в порядке, скоро вернётся и поведает много интересного. И тут разговор прервался буквально на полуслове.
* * *Юлиан вернулся почти через неделю. Лихорадочный блеск в глазах, ответы невпопад и настойчивые просьбы не волноваться за него изрядно беспокоили меня.
Но его мать, миссис Виндфилд, наоборот, была рада и счастлива видеть Юлиана целым и невредимым. Она, по-видимому, не замечала некоторых странностей в поведении сына. Ей не хотелось задавать лишних вопросов, дабы не спровоцировать очередное исчезновение его из дома. К тому же она ничего не знала о ночных кошмарах Юлиана и о его родимом пятне. Я же, как обладатель этой тайны, не находил себе места, так мне хотелось обо всём его расспросить.
Мы встретились вечером в кафе. Играла тихая музыка, было хорошо и спокойно. Я ждал Юлиана, но он пришёл не один. Я очень удивился, увидев его с красивой незнакомой девушкой, так как он даже не предупредил меня о ней по телефону, когда мы договаривались о встрече.
– Знакомься, Майкл. Это Никола. Никола, это Майкл, мой лучший друг. Я говорил тебе о нём, – представил он нас друг Другу.
Девушка протянула мне изящную руку и улыбнулась. Я знал только одну подругу Юлиана – Роберту. Она была студенткой курса лингвистики Манчестерского университета, который должна была окончить в следующем году. Друзья перезванивались, переписывались, иногда проводили вместе отпуска или выходные. Но был ли это серьёзный роман или только дружба, я не знал. Да и никто не знал. Юлиан не любил распространяться на эту тему.
И вот теперь Никола. Я, признаться, не знал, как себя вести. Думаю, что моя приветливая улыбка выглядела скорее как гримаса. Мы решили выпить кофе, и Юлиан отошёл к стойке бара сделать заказ. Никола вдруг неожиданно спросила меня:
– Как вы ко всему этому относитесь, Майкл?
– Простите, но я не совсем понимаю, вы о чём? – глупо и неловко переспросил я, но тут, к счастью, подошёл Юлиан, и разговор потёк в другое русло.