Полная версия
Истории Преображения
Так я оказалась в МФТИ. Это, правда, совсем другая история.
Но главный вывод, который был сделан на следующие два десятилетия – лучше мне не писать!
Однако всю жизнь я была ведома желанием позволить сердцу говорить и писать. Не для того, чтобы кому-то о чём-то рассказать, а чтобы почувствовать связь с собою. И теперь для меня очевидно, что искренние переживания чувств и изложение их – это и есть мой путь.
Только в сорок лет писать стало для меня настоящим удовольствием, и сейчас я делаю это каждый день.
Давайте верить в себя, давайте познавать себя!
Давайте вспомним, что мы любили, когда были детьми. Что нам давалось особенно легко? Чем мы отличались от других детей?
Пусть в нашей жизни больше будет того, чем мы готовы заниматься каждый день, не ожидая в ответ денег или иной выгоды, не замечая хода времени. Давайте вспомним, что даёт нам силы, даже когда мы истощены, что возвращает нас к полноценной жизни, что мы делаем, когда никто не смотрит на нас, что мы хотим сделать, чтобы изменить этот мир.
Пусть в наших сердцах вспыхнет страсть, вспыхнет тот самый огонь, который позволяет нам выразить, кем мы действительно являемся. Давайте не забывать: то, что является нашей неистребимой страстью – это не слепая случайность, а само призвание!
Мы зажигаем мир, занимаясь тем, что зажигает нас!
Предвестник перемен
Есть, на мой взгляд, очень наглядная и поучительная английская притча о важности и неизбежности внутренней мотивации и одновременно об индивидуальности порога боли. В сетевых источниках, если сделать запрос, эта притча чаще всего именуется либо «притчей о скулящей собаке», либо «притчей о собаке и гвозде». Привожу её полностью:
Однажды человек шёл мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке. Рядом с ней на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо, человек про себя удивился, почему же скулит собака.
На следующий день он снова шёл мимо этого же дома. Увидел ту же старушку в кресле-качалке и собаку, издающую тот же жалобный звук.
На третий день он опять увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, а собака на своём месте жалобно скулила.
Он больше не смог этого выдержать.
– Извините, мэм, – обратился он к старушке, – что случилось с вашей собакой, что она так скулит?
– Ничего особенного, мистер. Просто она лежит на выпирающем гвозде.
Смущённый и озадаченный её довольно простым и спокойным ответом, человек спросил:
– Если она лежит на гвозде и ей больно, то почему она просто не встанет с него?
Старушка улыбнулась:
– Значит, ей больно ровно настолько, чтобы лишь скулить, но не настолько, чтобы решительно сдвинуться с места.
Мы все приходим в мир с разным болевым порогом. Кто-то не терпит даже малейшего дискомфорта, а кто-то может перенести порой невообразимо серьёзные, жестокие страдания. Но в любом случае, боль – это необходимое условие для нашего развития, именно поэтому в слове «больше» так явно присутствует слово «боль».
Хорошая новость заключается в том, что та степень боли, которую мы готовы перенести, определяем мы сами.
Не столь важно насколько мы толстокожи и инертны, важно чуткое и чёткое осознание, что боль – это неоспоримый предвестник перемен, это указатель для следующего решающего шага в качественно другую жизнь, это ободряющее подталкивание в спину с однозначным и верным намеком, что мы достойны гораздо большего.
Но шагнуть в эту боль, чтобы всецело принять её, можно лишь в том случае, если ответишь себе на вопрос: если боль – это опыт, то чему я должен научиться, проживая этот опыт?.. И хочется пожелать не забывать всем нам, что исцеление – это вначале процесс принятия всего, а затем – выбор наилучшего.
Чудесного всем дня!
Искренность от слова «искра»
Долгие годы у меня был страх перед публичностью.
Будучи основателем собственной компании, я часто отказывалась от выступлений на публике, членства в жюри в различных конкурсах красоты, съёмок в телевизионных передачах.
Дело в том, что ещё в детстве до меня в виде пословиц и поговорок донесли следующие мысли: «Чем больше человек имеет внутри себя, тем меньше ему нужно извне» и «Пустая посуда громко звенит».
Этих двух сентенций мне оказалось вполне достаточно, чтобы жить со стойким убеждением: если хочешь погреметь, то это от пустоты.
Нужны были годы, чтобы понять, что именно страхи определяли моё поведение – страх, что меня заметят, страх осуждения, страх выделиться. Да, жить ровно, не высовываясь, гораздо безопаснее, легче. А главное – не так больно.
Но во время обучения в Сколково пришло понимание, что все, буквально все события, обстоятельства в жизни не случайны, что всё это указатели по жизни, ведущие нас на истинный путь, что мы все рождены, чтобы светить сильно и ярко, не оглядываясь на окружающих.
Цветы не открываются и не закрываются в зависимости от того, кто проходит мимо.
И чтобы мне прожить этот страх, пришлось вернуться в тот момент жизни, когда я решила, что я недостаточна, чтобы спросить себя:
– Что сейчас мне нужно услышать там, в юности?
И юная версия меня услышала:
– Будь искренней!.. Прежде всего – с собою. Не случайно в слове «искренность» корень «искра». То есть стать искренним – это загореться, засиять, зажечься.
Давайте засияем и обретём истинную силу, и мир увидит самую лучшую версию нас.
Давайте загораться, чтоб зажигать других.
Давайте светить ярко, чтобы легче было найти нас людям, которым мы так нужны.
Бонус беззащитности
Я запомнила тот день особенно ярко.
Заканчивался второй месяц обучения в Сколково.
Всё моё общение с однокурсниками проходило в режиме обсуждения проектов, я постоянно говорила о бизнесе, о проблемах внутренних и внешних, с которыми столкнулась моя компания, обсуждала предположения, позволяющие пройти все эти угрозы, изучала текущую ситуацию отрасли. И вот в таком напряжённом мыслительном процессе я вдруг попадаю на занятие по эмоциональному интеллекту.
Мы всем курсом, а это пятьдесят человек, рассаживаемся в круг, и каждый говорит о своём эмоциональном состоянии. Кто-то шутит, кто-то отнекивается, кто-то открывается, я же привычно держусь за амплуа женщины-предпринимателя-«достигатора».
Как же мне эта роль знакома! Я живу с ней долгие-долгие годы, она помогала мне выходить из кучи тяжелейших ситуаций, и я благодарна ей за это, потому что абсолютно убеждена – только так следует проходить все жизненные испытания.
Но вот очередь дошла до меня, и меня спросили о том, что я чувствую. Моя реакция была настолько молниеносной и непредсказуемой, что я не успела взять её под контроль – слёзы прыснули из глаз фонтаном! И – о ужас! – всё это произошло на глазах у всех!
Я сидела и рыдала. Мне было стыдно за слёзы, я была обескуражена своей же реакцией, злилась на себя, что не сдержалась, я была испугана за свою репутацию бизнес-леди, смущена такой детской реакцией на вполне невинный вопрос…
Много чего тогда пронеслось в голове, и главное, что я точно осознала, что чувствую пустоту, истощённость и усталость.
И вдруг мне кто-то протянул стакан воды, ещё кто-то меня обнял, кто-то стал шептать мне на ухо тёплые слова, кто-то даже поцеловал. И я настолько не ожидала, что столько людей проявят заботу, дружелюбие, любовь, просто человеческое участие, что мой мозг частично отключился, я перестала понимать, где я нахожусь, я только могла чувствовать теплоту этих рук, глаз и сердец.
Было ощущение, что у меня день рождения, когда тебя искренне поздравляют люди, причём все разом.
И знаете, что особенно меня накрыло? – Внезапное ощущение себя полнейшей дурой!
Все предшествующие годы жила и всем пыталась доказывать, что я этакий сверхчеловек! Я многое в жизни брала на абордаж, ломилась в закрытые двери, проламывала стены, а как только отважилась показать миру свою человечность, жизнь сама дала в руки ключи от всех нужных мне дверей и даже сердец.
Мы все забыли, что мы люди. Мы встречаемся с людьми и видим в них лишь функции: это дизайнер пошёл, это официант нас о заказе спрашивает, это администратор от нас чего-то хочет. Но, самое главное, видя в людях только функции, мы сами стали функциями. Мы запретили себе чувствовать, а на вопрос: «Что ты чувствуешь?», чаще всего уклончиво отвечаем: «Надо подумать…».
Об умении слушать
Я была замужем уже шестнадцать лет, когда в моей жизни появился он – человек, который умеет слушать!
Я говорила без остановки долгие часы. А он слушал. Я делилась самым сокровенным, плакала от пустоты и одиночества, а он слушал. Я сбивчиво рассказывала о своих страхах, жалела себя, а он слушал. Я проживала боль за болью своей жизни, а он слушал. Я просыпалась от наваждения, открывалась сама для себя, а он слушал. Я понимала, что это конец моего брака, загадывала новую жизнь, а он слушал…
Каждый человек на этой планете хочет, чтоб его разглядели.
Самый лучший подарок, который мы можем преподнести другому человеку – это по-настоящему услышать его, глубоко увидеть, рассмотреть его уникальную душу, сонастроиться с ним, прочувствовать.
Каждые проблемные отношения – это результат того, что мы смотрим невнимательно. Львиную долю жизни мы проводим, скрывая подлинных себя, тайно надеясь, что кто-то когда-то сможет разглядеть нас.
Давайте слушать и слышать себя, других людей, мир! Давайте открывать сердца, ведь они как окна, их трудно разбить, когда они открыты.
Не предавать себя
Бывают случаи, когда родственники становятся близкими друзьями. Мне повезло, у меня такое случилось.
Мы дружили и дорожили нашими отношениями. Мы чувствовали друг друга даже на расстоянии, ведь жили в разных городах. Мы помогали и поддерживали, плакали и смеялись, проживали и переживали. Но всё когда-то заканчивается. И я грущу по этому поводу, но вместе с грустью приходит безграничная благодарность за всё, что было.
Приходит понимание, что мы говорим новому «да», а старому – «нет».
Это сложная для меня тема. Я с лёгкостью и очень сильно привязываюсь к людям: дружу десятилетиями, сотрудников нанимаю на годы. Стабильность, надёжность и предсказуемость я долгое время считала главными своими добродетелями.
И сейчас всё чаще и чаще убеждаюсь, что эти ценности держались именно на моих страхах. Я боялась впускать в жизнь новое, боялась нестабильного мира, страшилась отпустить. Я боялась одиночества и боялась доверять.
Именно страхи не позволяли мне расти, слышать себя.
Сама мысль, что кто-то покинет ближний круг с моей подачи, заставляла чувствовать некое предательство. И я, действительно, предавала, но предавала, прежде всего, себя.
Два человека начинают забег с одной линии старта, один вырвался вперёд, а другой отстал. Можно ли считать, что тот, кто вырвался вперёд, бросил отстающего? Думаю, вряд ли. У каждого бегуна свои задачи на этот забег – кому-то обязательно нужно выиграть, кому-то проверить себя и просто добежать до финиша, кому-то пройтись по дистанции неспешным шагом и получить удовольствие. Но что точно стоит сделать – это поблагодарить всех участников, без них забега могло и не быть.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.