Полная версия
ПОЭТИКА РОМАНА АГАТЫ КРИСТИ «РОЗА И ТИС». Исследовательская работа
Менталитет и современный английский характер, их нравственные представления, их восприятие культуры и литературы в значительной мере сформировались как реакция на викторианское мироустройство.
Модернистская литература характеризуется диалогичностью, интертекстуальностью, мифологизированностью, ссылками на наследие прошлого, иронией, игрой с традицией, пародиями и стилизациями. Писатели обращаются к викторианской эпохе, являющейся культурно и исторически значимой со всеми ее противоречиями. Обращение к национальному культурному наследию и, в особенности, к викторианской эпохе становится одной из черт английской постмодернистской литературы.
В основе обращения литературного искусства к викторианству лежит идея сохранения и преемственности английской литературной традиции. Это достигается созданием в произведениях широкого интертекстуального пространства. Викторианская эпоха становится для английских писателей не только образцом классической литературы, но и источником вдохновения. Она обретает новое звучание в современной интерпретации и несет викторианские идеалы. Вероятно, обращение к викторианству, к его строгой системе ценностей вызвано стремлением понять противоречия современной действительности и найти опору.
Творчество Агаты Кристи развивалось на фоне процесса перехода от уходящей викторианской эпохи, с которой у нее была крепкая связь, к новой, неотвратимо приближающейся, современной.
Этот переход от одной эпохи к другой предопределил сложность духовной и творческой жизни писательницы. Ее сознание было ярким образцом викторианского сознания. Ей были свойственны принципы и идеалы, присущие старой английской аристократии, и вместе с тем она была личностью, устремленной к познанию всего нового.
Викторианское мироощущение с его добродетелью, с его верой в человека нашло свое отражение в ее детективных произведениях. Викторианская система ценностей оказала огромное влияние на формирование морально-нравственных ценностей писательницы, на ее мировоззрение, на формирование ее литературного вкуса, а впоследствии и литературного стиля писательницы. В своих недетективных романах Агата Кристи зачастую изображает внутренний конфликт героев, обусловленный вечным выбором между добром и злом на фоне войн и разрушения социальных институтов – на стыке эпох.
Вторая Мировая Война повлияла на историю Великобритании и стала важным рубежом в развитии английской культуры и литературы, в частности. В первые послевоенные годы процесс отпадения от Великобритании ее прежних колоний стал особенно интенсивным. Происходящие процессы подтверждали невозможность возврата к прошлому. Литература живо откликалась на происходящие события, что проявилось в ее интересе к переосмыслению и переоценке британцами своего положения на мировой арене, в стремлении определить свою «английскую сущность».
Именно в романе и драме с наибольшей полнотой отразилась реакция широких кругов английского общества на войну и ее последствия. Между двумя мировыми войнами английская литература отразила глубокий кризис буржуазного общества, упадок былого могущества Британской империи и рост демократических антифашистских сил. Одновременно в английской литературе развивается модернистское течение, представленное школой «потока сознания». Писатели этого направления рассматривают духовную жизнь личности в отрыве от социальной среды, погружаясь в исследование психологических нюансов, отыскивая причины поведения и душевных состояний героев в подсознательных мотивах.
Наиболее крупный представитель этого течения – ирландец Дж. Джойс. В его произведениях сознание человека предстает как хаотичное нагромождение случайных деталей туманно-символистского характера. Поэт Т. Элиот выражает сознание предельной опустошенности жизни в буржуазном мире. О. Хаксли пишет историю разочарований английских интеллигентов, утративших почву под ногами, мечущихся в поисках выхода и не находящих его. В этот же период в Англии развивается прогрессивная литература, непосредственно связанная с рабочим движением и революционно-пролетарской идеологией, имеющая свои исторические корни в демократических и социалистических традициях [Хьюитт, 1994, с. 81].
После войны в английской литературе на передний план выходит тема перемен, которые происходят не только в жизни Великобритании, но и во всем мире. Основой для сюжетов становятся страшные явление, пришедшие вслед за войной, потрясшей весь мир и пошатнувшей христианскую доктрину.
По мнению С. Цвейга в европейском обществе начала XX века происходит расшатывание системы ценностей, которое отражается в своеобразном сюжете романа рубежа веков, в основе которого духовный кризис героев [Цвейг, 1991, с. 49].
Современники Агаты Кристи ощущали себя менее уверенно в резко меняющемся мире. Прежде незыблемые идеалы оказались ложными, вечные ценности утратили свою значимость. Традиции, представления о жизни, викторианские ценности теперь подвергались сомнению и критике. В это же самое время в английской литературе появляется героическая тема, отвечающая потребностям своего времени, она выражается в изображении мужества и силы духа человека в его борьбе за жизнь и мир. Героическая тема продолжается и в изображении жизни послевоенного общества. Чувство неуверенности в следующем дне и ужас пережитого ослабевают веру человечества в прежние идеалы, приводят к сомнениям относительно них. С. Цвейг отмечает: «Для эпохи рубежа веков равно характерны как умонастроения „конца века“, „кризиса цивилизации“, „заката Европы“, так и стремления к обновлению, поиску „иных“ форм жизни. Метания между прошлым и будущим, сомнения, колебания и нестабильность – именно на этой почве внутренних терзаний формируется литература начала XX века. Ощущение иных жизненных возможностей, стремление к жизни более яркой и свободной, не скованной условностями и предрассудками, пробуждает неудовлетворенность и создает ту напряженность, которая ведет к скрытому взрыву, к отрицанию, всего созданного прежде» [Цвейг, 1991, с. 64].
К. В. Раевская пишет: «Духовная ситуация эпохи, кризис культуры конца XIX – начала XX вв. проявлялся не только на уровне идей, но и на уровне тем, мотивов, форм сюжетной организации художественного произведения. Нараставшее в течение десятилетий ощущение конца европейской цивилизации, надвигающегося распада прежде стабильных форм жизни и ценностей нашли свое отражение в кризисе художественного языка. Но этот кризис, приведший к возникновению новых художественных форм в искусстве XX века, начинался исподволь, в глубине плохо осознаваемых человеком переживаний, в непоследовательности поступков, в различных формах моральной непрочности личности, в бессознательных стремлениях отказаться от прошлого» [Раевская, 2010, с. 16].
В литературе это отразилось в новых способах построения художественного образа, в методах изображения внутреннего мира героев, в особых психологических деталях. Человек, находящийся в состоянии конфликта с самим собой, с окружающим миром становится предметом изображения в романе. Драматизм внутренней жизни героя усугубляется и приобретает новые черты в связи с ситуаций, происходящей в мире в первой половине XX века. Это свойственно и недетективным романам Агаты Кристи, их герои являются представителями своей эпохи, находятся в ситуации духовного кризиса, глубоких переживаний и поисков своего собственного «я».
В ХХ веке одним из самых популярных и показательных жанров «массовой литературы» становится детектив, призванный отвлечь общество от социальных и политических катастроф. В английской литературе писатели, работающие в этом жанре, становятся его классиками. Читатели и критики высоко оценивают произведения Агаты Кристи, получившей мировую известность и ставшей признанной «королевой детектива». М. А. Черняк в работе «Массовая литература XX века» пишет: «Классический детектив – это порождение урбанизированного сознания, миф о преступлении и его наказании, своеобразная романтика законности, возможная там, где нормы общественной морали совпадают с нормами права и закона. Преступление – это идеальный в своей наготе сюжет, где каждая следственная версия тождественна психологическому мотиву» [Черняк, 2007, с. 286]. И как замечает А. Генис: «За нашим жадным любопытством к уголовным процессам стоит надежда проникнуть в тайну личности – и чужой, и своей. Сама процедура сыска есть философский дискурс вроде сократического диалога, где методом проб и ошибок выясняется истина о человеке» [Генис, 1997, с. 58].
Детективы Агаты Кристи значительно отличаются от «полицейского романа». В произведениях писательницы отсутствуют описания жестокости и насилия. Вероятно, это связано с тем, что взгляды писательницы и ее мировоззрение формировались в еще спокойное для Англии время, в эпоху правления королевы Виктории. По собственному признанию Агаты Кристи она ощущала, что принадлежит двум мирам. Родившаяся в 1890-м году, она застала закат викторианской эпохи и прожила всю жизнь в новой, принесшей человечеству столько переживаний.
В детективных произведениях Агаты Кристи отсутствуют используемые многим авторами описания шпионских преследований, всевозможных уловок, погонь и перестрелок. Писательница полагается на дедуктивный метод, требующий внимания к деталям и диалогам. Раскрытие всех преступлений в детективных романах Агаты Кристи осуществляется при помощи психологического анализа подозреваемых и выявления их скрытых мотивов. Сосредоточенность писательницы на диалогах, на мыслях, которые скрываются за сказанными словами, на поведении героев, их малейших сигналах делает ее детективные романы психологическими. Она уделяет большое внимание деталям и мелочам, ее лаконичные описания героев дают читателю полное представление о них. Все созданные ею персонажи отличаются своей правдоподобностью, описываемый быт также достоверен. Выразительный мир романов Агаты Кристи изображает Англию начала ХХ века, преимущественно провинциальную. Героями ее романов становятся представители среднего и высшего классов. Детективные сочинения Агаты Кристи можно считать памятником своего времени, все события в ее произведениях происходят в контексте реального времени, автор использует обыденный, повседневный, житейский опыт людей. Мир людей, мир подлинных ценностей представляет непосредственный интерес для писательницы.
В «Автобиографии» Агата Кристи открыто говорит о влиянии викторианской эпохи на жизненный уклад семьи, где она выросла, и на формирование ее собственных мировоззрений. Приверженность патриархального уклада семьи она подтверждает словами:
«I think there is no doubt that from the man of the family comes the stability of home. We all laugh when the phrase comes „Your father knows best“, but that phrase does represent what was so marked a feature of later Victorian life. Father – the rock upon which the home is set. Father likes meals punctually; Father mustn’t be worried after dinner; Father would like you to play duets with him. You accept it all unquestioningly. Father provides meals. Father sees that the house works to rule; Father provides music lessons» [Christie, 1977, p. 114].1
Викторинская картина мира нашла свое отражение, как в детективных произведениях писательницы, так и в ее психологических романах. Женские образы в ее романах имеют много общего с описаниями родных Агаты Кристи в «Автобиографии»: ее матери, бабушки, сестры. Образ отца как главы семьи и соответственное отношение к браку, в котором фундаментальная роль отводится мужчине, прослеживаются в произведениях писательницы. Эта, присущая сочинениям Агаты Кристи достоверность, выделяет ее произведения среди прочих. Описываемая ею реальность правдива, и, по словам М. Вагонер, будущие поколения смогут использовать работы Агаты Кристи в качестве пособия по изучению истории английского общества. Агата Кристи оттачивала свое мастерство по созданию конкретных характеров, легко узнаваемых и типичных для определенных социальных классов [Wagoner, 1986, p. 64].
1.3. «Недетективные» романы в художественном мире Агаты Кристи
В цикле недетективных романов, написанных под псевдонимом Мэри Вестмакотт, она обращается к человеку, на первый взгляд, типичному представителю своего класса, и обнажает глубокие психологические проблемы нравственного выбора. Она заставляет своих героев пройти через серьезные испытания выбора между добром и злом, любовью и ненавистью, добропорядочностью и бесчестием. В своих недетективных романах Агата Кристи обращается к проблемам, характерным для творчества ее современников-модернистов (Вирджинии Вульф, в частности), демонстрируя другую сторону своего таланта.
Первый недетективный роман Агаты Кристи, опубликованный под псевдонимом Мэри Вестмакотт, был написан ею в 1930-м году под названием «Giant’s Bread». До этого писательница всегда публиковалась исключительно под собственным именем, и потому тот факт, что она неожиданно выбирает для себя псевдоним, позволяет предположить смену жанровых предпочтений, желание стать независимой от репутации детективной писательницы. Известное имя автора мгновенно отсылает читателя к его уже известным произведениям, вызывает определенные ожидания и представления. Можно предположить, что Агата Кристи избирает для себя псевдоним не только с целью скрыть свое истинное имя, но и раскрыть внутренний потенциал, продемонстрировать другую сторону своей творческой личности.
До сих пор остается нерешенным вопрос о жанровой принадлежности недетективных романов Агаты Кристи. Относительно этих произведений использовались разные определения: женские романы, романтические, недективные, любовно-романтические, но не одно из них нельзя считать исчерпывающим.
Чарльз Осборн, исследователь творчества Агаты Кристи, не относит их к какой-либо жанровой разновидности, в своей книге он называет их «просто романами»: «The six Магу Westmacott titles belong to no genre: they are simply novels» [Osborne, 1983, p. 59].2
Отечественные исследователи не дали конкретного определения жанровой принадлежности недетективных романов Агаты Кристи. В своей вступительной статье к роману Агаты Кристи «Неоконченный портрет» Г. Анджапаридзе писал: «Основной корпус романа «Неоконченный портрет» по форме явственно напоминает традиционный для западной литературы XIX—XX веков «роман воспитания» [Анджапаридзе, 1993, c. 6].
Сама же Агата Кристи в «Автобиографии» назвала их «серьёзными романами»: «What I wanted to do now was to write something other than a detective story. So with rather guilty feeling I enjoyed myself writing a straight novel called «Giant’s Bread» [Christie A., Autobiography, 470].3 Этими словами Агата Кристи обращает внимание читателя на содержание романов в первую очередь.
О серьезном отношении самой писательницы к этим романам также свидетельствует ее собственное замечание, сделанное в 1950-м году, когда она была пригашена на торжество в честь выхода своей шестидесятой книги. В своем ответе на приглашение Агата Кристи писала: «Thank you for asking me to meet Agatha Christie. If you don’t mind, I Am bringing my old friend Mary Westmacott with me» [Wagoner, 1986, p. 110].4
Исследователь творчества писательницы, Деррик Мердок, писал: «Возможно, писательница мечтала о том дне, когда совершенно неожиданно читатели узнают потрясающую новость о том, что известный автор романтической прозы и королева детектива – одно и то же лицо» [Murdoch, 1976, p. 21].
Макс Мэллоун, второй муж Агаты Кристи, в своих воспоминаниях писал: «The Mary Westmacott novels are of uneven quality, but every one of them is readable and has studies of character easily absorbed, thanks to Agatha’s extraordinary gift for telling a story. At best these books are dramatic, and concentrate an interest on the solution to situations which arise out of the high tensions in life. It will be a pity if they are forgotten against the popular achievement of the detective fiction. I do not think that they will be» [Osborne, 1983, p. 182].5 Романы Mэри Вестмакотт несовершенны, но все они заслуживают прочтения. Благодаря неоспоримому таланту Агаты Кристи рассказывать истории, романы легко находят понимание и отклик у читателей. Характеры героев правдоподобны и понятны читателям, а драматичные ситуации поиска и самопознания, в которых они оказываются, вызывают интерес.
Недетективные романы Агаты Кристи отличаются особым художественным своеобразием: образы во всех шести романах пронизаны зачарованностью таинством смерти, тоской по ушедшему времени, в них вплетены любовные и романтические переживания героев.
Герои этих произведений предстают перед читателем, словно под увеличительным стеклом, чего прежде никогда не делала писательница в своих детективных романах, избегая такого пристального внимания к героям. Агата Кристи отличалась деликатностью в описании чувств, желаний, внутренних страстей своих героев, всегда избегала смелых или откровенных описаний, деликатно, уклоняясь от неугодных викторианской женщине подробностей, изложив необходимый смысл. Описания Агаты Кристи отличаются лаконичностью и вниманием к деталям.
Однако, в романах, написанных под псевдонимом Мэри Вестмакотт, она словно препарирует все чувства, переживания, мысли и терзания своих персонажей. Поэтому именно герои этих романов вызывают ощущение очень личного отношения к ним самой писательницы.
Объединяющими чертами шести романов, написанных под псевдонимом Мэри Вестмакотт, являются: общность тем, схожее сюжетно-композиционное построение произведений, схожие лейтмотивы, присутствие открытого финала, а также ретроспективная композиция произведений.
Герои лирико-психологических романов Агаты Кристи оказываются на пороге новой жизни. Героиня ее романа «Неоконченный портрет» Шейла, находящаяся на грани самоубийства, обретает в себе силы для надежды на новую жизнь: «It is my fixed believe that Celia went back into the world to begin a new life…» [Christie, 1997, p. 412].6
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Для меня не существует сомнений, что незыблемость домашнего очага держится на главе дома – мужчине. Мы привыкли подсмеиваться над выражением „Отец лучше знает“, но в нем отражена одна из характерных черт поздней викторианской эпохи. Отец – это фундамент, на котором покоится дом. Отец любит, чтобы семья садилась за стол в одно и то же время; после обеда отца не следует беспокоить; отец хотел бы поиграть с тобой в четыре руки. Все это выполняется беспрекословно. Отец заботится о том, чтобы семья была сыта, чтобы в доме поддерживался заведенный порядок, чтобы можно было заниматься музыкой» [Кристи, 2008, 163].
2
«Шесть романов под псевдонимом Мэри Вестмакотт не имеют какого-либо жанрового определения: это просто романы».
3
«То, что я хотел сделать сейчас – было написать нечто новое, не детектив. Так, с чувством вины и наслаждением я написала серьезный роман под названием «Хлеб Великанов» [Кристи А., 2008, с. 632].
4
«Спасибо за ваше предложение встретиться с Агатой Кристи. Если не возражаете, я приду с моей давней подругой Мэри Вестмакотт».
5
Романы Мэри Вестмакотт не совершенны, но каждый из них достоин прочтения и содержит в себе легко понимаемые читателям характеры, благодаря непревзойденному таланту Агаты рассказывать истории. Эти книги драматичны, интерес в них сосредоточен на решении ситуаций, которые возникают в переломные жизненные моменты. Было бы печально, если бы они были забыты на фоне популярных детективных произведений. Я не думаю, что это случится.
6
«Я твёрдо верю, что Шейла вернулась в мир, чтобы начать новую жизнь».