Полная версия
ПОЭТИКА РОМАНА АГАТЫ КРИСТИ «РОЗА И ТИС». Исследовательская работа
ПОЭТИКА РОМАНА АГАТЫ КРИСТИ «РОЗА И ТИС»
Исследовательская работа
Оксана Дмитриевна Ткаченко
© Оксана Дмитриевна Ткаченко, 2021
ISBN 978-5-0053-4713-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Данная книга посвящается Галине Ивановне Модиной – моему самому главному преподавателю, поверившему в меня. Я всегда буду перед Вами в неоправданном долгу.
И отдельная благодарность моей семье, без которых я не смогла бы написать ни строчки. Именно вы поддерживали меня во всем. И я всегда буду вам благодарна за все!
Введение
Творчество Агаты Кристи на протяжении многих лет привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных литературоведов, подробно исследовавших своеобразие детективных произведений знаменитой писательницы, ставших образцами классического английского детектива наряду с сочинениями А. К. Дойла.
Однако должное внимание не было уделено другой стороне творчества Агаты Кристи – романам под псевдонимом Мэри Вестмакотт, в которых отсутствует детективное начало, но в которых писательница обращается к сложным психологическим проблемам.
Настоящая работа посвящена изучению поэтики романа Агаты Кристи «The Rose and the Yew tree» («Роза и тис») написанному в 1948 году. Этот роман стоит особняком в творчестве писательницы, отличается особой поэтикой, и исследователи часто затрудняются определить жанровый характер этого произведения.
Степень изученности проблемы:
К творчеству Агаты Кристи обращались зарубежные и отечественные ученные. Работы исследователей творчества писательницы посвящены главным образом ее детективным произведениям. Среди работ зарубежных исследователей можно отметить труды: М. С. Вагонер («Agatha Christie»), Д. Мердока («The Agatha Christie Mystery»), Х. Дороти («The Christie Nobody Knew: First Lady of Crime»), Д. Джерарда («Exploring Agatha Chrisite Country»), Д. Кейда («Agatha Christie and eleven missing days»), Д. Каррен («Agatha Christie: Murder in making»), Р. Хэк («Duchess of Death: The Unauthorized Biography of Agatha Christie»), Л. Томпсон («Agatha Christie: An English Mystery»), Э. Харт («Agatha Christie’s Poirot», «Agatha Christie’s Miss Marple»), Ф. Китинга («Agatha Christie: First Lady of Crime»), Р. Фицгиббона («The Agatha Christie companion»), Д. П. Мэйда («The muder she wrote: a study of Agatha Christie’s detective fiction»), Э. Нормана («Agatha Christie: the finished portrait»).
К исследованию личности писательницы и ее детективным произведениям обращались и отечественные ученые: Г. Анджапаридзе (предисловие к роману «Неоконченный портрет», статьи «Вечные загадки Агаты Кристи», «Мир Агаты Кристи»), Е. Н. Цимбаева («Агата Кристи»), Н. В. Тусина (статья «Автобиографическое начало недетективных романов Агаты Кристи», «Недетектвные романы: особенности поэтики»), Ю. Беляев («Агата – королева детектива», «Убийцы среди нас: детективные романы»), Б. Гиленсон («Агата Кристи»), Н. Ильина («Агата Кристи на отечественном литературном фоне»), М. Тугушева («Опасный мир Агаты Кристи»).
Несмотря на богатую историю изучения творчества Агаты Кристи, ее недетективные произведения, написанные под псевдонимом Мэри Вестмакотт, остаются наименее изученными. Исследованию этих романов посвящено несколько работ: диссертация Н. В. Тусиной «Недетективные романы: особенности поэтики», вступительная статья Г. Анджапаридзе к роману «Неоконченный портрет», М. С. Вагонер («Agatha Christie»), Д. Мердока («The Agatha Christie Mystery») и Х. Дороти («The Christie Nobody Knew: First Lady of Crime»). Роман Агаты Кристи «Роза и тис», написанный под псевдонимом Мэри Вестмакотт, прежде не был объектом специального исследования.
Актуальность и новизна исследования обусловлены:
– неизменным вниманием отечественного и зарубежного литературоведения к творчеству Агаты Кристи,
– неизученностью ее произведений, созданных под псевдонимом Мэри Вестмакотт,
– автобиографическим характером романа «Роза и тис»,
– высокими художественными достоинствами романа «Роза и тис,
– недостаточной изученностью автобиографического и психологического аспекта поэтики Агаты Кристи.
Объект исследования – роман Агаты Кристи «Роза и тис»
Предмет исследования – поэтика романа «Роза и тис»
Материалом исследования стали романы Агаты Кристи «Роза и Тис» («The Rose and the Yew Tree», 1948), «Автобиография» (Autobiography, 1965) писательницы.
Теоретическим основанием работы послужили труды по поэтике литературного произведения А. Н. Веселовского, Б. В. Томашевского, М. М. Бахтина, работы по теории жанра В. М. Жирмунского, Н. Л. Лейдерман, А. Я. Эсалнек, А. Б. Есина, теоретические исследования особенностей психологического романа Л. Я. Гинсбург, Л. И. Панковой и С. Шурыгиной.
Цель работы – исследование особенностей поэтики романа Агаты Кристи «Роза и Тис», выявление художественного своеобразия романа Агаты Кристи.
Задачи исследования:
1. Определить жанровые особенности психологического романа;
2. Выявить особенности мировоззрения Агаты Кристи, влияние викторианских традиций на мировосприятие и творчество писательницы;
3. Рассмотреть автобиографический характер «недетективных» произведений Агаты Кристи;
4. Изучить историю создания романа «Роза и тис», поэтику его названия;
5. Изучить особенности его сюжета, характер конфликта;
6. Изучить особенности пространственно-временной организации в романе;
7. Исследовать особенности психологизма на примере образа викторианской женщины в романе;
Методы исследования.
В работе используются следующие методы:
– биографический метод, для установления связи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения;
– историко-литературный метод, позволяющий привлекать суждения критиков литературоведов о творчестве изучаемого автора;
– метод исторической поэтики, для анализа системы средств, используемых автором в художественном произведении;
– метод мотивного анализа, для анализа семантики и лейтмотивов;
Объем и структура работы. Работа содержит 91 страницу печатного текста, состоит из введения, двух глав, девяти параграфов и заключения. Исследование включает также список литературы, насчитывающий 94 источника.
Жанровые особенности психологического романа и «недетективные» романы Агаты Кристи
Психологический роман как литературный жанр
Роман является одной из самых свободных литературных форм, предполагающий большое количество видоизменений и обнимающий несколько главных ответвлений повествовательного жанра. Л. П. Гроссман считает, что в современной европейской культуре под этим термином понимается какая-либо воображаемая история, возбуждающая интерес в читателе изображением страстей, живописью нравов или же увлекательностью приключений, развернутых всегда в широкую и цельную картину [Гроссман, 1925, с. 724]. Этим определяется отличие романа от повести, сказки или песни. Он требует обширного развития основной темы при сохранении целостности главного замысла во всех побочных эпизодах повествования; при этом он не предполагает обязательного морализирования, как некоторые другие виды повествовательного искусства.
Н. Т. Рымарь отмечает, что психологическому роману предшествует роман воспитания – роман, в центре которого внутренняя жизнь героя, постепенное формирование и самоопределение его как личности, поиски возможностей самореализации в обществе [Рымарь, 2007, с. 62]. Возникновение этой разновидности жанра во второй половине XVIII в. связано с процессом разрушения культуры традиционного типа и возрастанием интереса к неповторимой индивидуальности. Утверждение ценности автономной личности вело к новым сложностям в ее отношениях с другими, обществом, традицией, что стало центральной проблемой в процессе ее самореализации и темой романа. Развитие романа в английской литературе XVIII в. свидетельствовало о том, что новый тип личности стал определять собой характер культуры. В английском романе складывается тип повествования, центр которого составляет личная жизнь героя как высшая ценность. Роман воспитания, – отмечает Н. Д. Тамарченко, – является одной из форм более широкого типа – романа становления личности, к которому можно отнести и психологический роман [Тамарченко, 2008, с. 218].
Психологический роман – это вид романа, отличающийся особым вниманием к внутреннему миру человека. А. Кеттл отмечал, что психологический роман – это история поисков писателем надлежащей философии жизни [Кеттл, 1953, с. 40]. Это особое реалистическое художественное произведение в прозе, исходной проблемой которого является отношение между концепцией личности и социальной средой. Обычно в романе читатель сталкивается привычным изображением героя, с описанием его внешней (социальной) жизни и внутренней (переживаний и чувств). В психологическом романе внимание обычно сосредоточено на втором, поэтому определить его границы непросто.
Как особую черту психологического романа Л. И. Панкова выделяет «повышенное внимание к внутренним процессам» [Панкова, 2007, с. 4]. Предметом изображения в таких романах, – пишет она, – становится психологический анализ. Писатель изображает чувства и мысли героев посредством их внешности, манер и прочих невербальных выразительных средств, позволяя читателю видеть истинные мотивы поступков героев.
В психологических романах писатели прибегают к определенным художественным приемам: изображают внутреннюю речь героев, зачастую особое внимание уделяется описанию их снов, их размышлениям, их наблюдениям за природой и ее явлениями. В данном типе романа интерес обращен к человеческой личности, глубоким переживаниям и чувствам, к ее отношениям с социальной группой, которой она принадлежит, к взаимоотношениям с общем в целом. Внимание автора сосредотачивается на внутренней, духовной жизни героя, его психологии и мотивах, которые им движут [Панкова, 2007, с. 8].
Авторов психологических романов привлекает личность, оказавшаяся в ситуации конфликта с окружающим миром, сталкивающаяся с жизненными испытаниями, обычно незаурядными. Героем психологического романа становится человек, чье мировосприятие сталкивается со сложившейся социальной идеологией, он находится в поиске смысла жизни, уходит от традиционных классовых представлений. Испытания, через которые проходит герой психологического романа, порождают внутренние противоречия, терзающие героя, и, преодолевая их, он обнаруживает новые горизонты и ответы на вопросы. Предметом изображения в таком романе становится именно сознание героя, находящегося в поиске истины, мир его чувств, переживаний, его философия жизни. Автор создает героя, либо разительно отличающегося от людей своего времени и класса, которому принадлежит, либо выбирает наиболее типичного представителя данных категорий. В обоих случаях писатель изображает внутреннюю жизнь героя в конфликте с внешней средой, ведущую роль отдавая изображению первой.
Интерес психологических произведений концентрируется вокруг духовных сфер жизни и ее анализа. Человек, ставший предметом изучения в психологическом романе, не лишен социальной жизни, однако, автору, прежде всего, интересны его переживания, поэтому внимание сосредоточено на изображении его внутренней жизни.
Герой психологического романа зачастую оказывается в ситуации выбора, от него требуется принятие важного решения. Это не всегда сильная и яркая свободная личность, зачастую, герой не способен принимать сложные решения самостоятельно, и это становится предметом изображения. Личность находится в состоянии внутренней борьбы одновременно с ситуацией конфликта с миром внешним. Эти внутренние переживания, терзающие героя, делают его личность трагической. Именно на этом споре человека со своей собственной натурой, по мнению Л. И. Панковой, строится психологический роман [Панкова, 2007, с. 6—8]. В данном типе романа часто встречается ситуация раздвоения личности, связанная с идущими в разрез действиями героя и его убеждениями.
Автор, стремясь познать человеческую природу, пытается ответить на важнейший вопрос о возможностях духовного роста человека, о его природе и его сущности. М. М. Бахтин отмечает: «Роман имеет дело с неготовой текучей современной действительностью, герой предстает в состоянии поиска, самоопределения, что порождает конфликтность и подвижность их внутренней жизни. Психологический роман призван отражать состояние души человека в совокупности с происходящими в действительности событиями. Внутренняя жизнь человека может быть исследована лишь посредством психологического анализа» [Бахтин, 1986, с. 196]. Герой ставится в сложные жизненные ситуации, заставляющие человека страдать, выявляющие скрытые свойства его натуры. Глубокий психологический анализ играет важную роль в романе, он существенен для создания более точных литературных образов. При помощи анализа писатель выявляет разного рода последствия столкновения с внешним миром, действующие на человека, характеризует и оценивает их влияние. Глубокий анализ психологических особенностей личности устанавливает зависимость сферы чувств и мыслей человека от различных воздействий внешнего мира. Наиболее распространенным для психологического романа становится сюжет «крушения иллюзий», который воплощается через характеры, находящиеся в развитии, когда первоначальное представление о жизни опровергается столкновением героя с ее законами. Психологический роман сосредотачивается на психологии личности, его основной темой становится судьба человека и его духовное движение, конфликт между внутренним миром героя и его социальной реализацией [Панкова, 2007, с. 65—66].
В 1982 году Н. Л. Лейдерман вводит термин «лирико-психологический роман», который может быть применен для характеристики недетективных произведений Агаты Кристи. В работе, посвященной жанровым особенностям прозы, он отмечает: «Рождение романа нового времени было подготовлено высшими достижениями в лирических жанрах» [Лейдерман, 1982, с 72]. Лирико-психологический роман он рассматривает как разновидность романа субъективно-повествовательной структуры, в котором самыми ценными являются «затаенные в этой форме возможности для пристального исследования самых трепетных проявлений души, для доверительного общения с миром и читателями» [Лейдерман, 1982, с. 72].
Говоря об отличительных чертах творчества Агаты Кристи можно выделить ее «исповедальную» манеру повествования, реализующуюся в стремлении писательницы прийти к пониманию близких и свойственных ей самой проявлений человеческой личности, посредством анализа внутреннего мира ее героев. Можно предположить, что она стремится познать природу переживаний не только созданных ею персонажей, но и своих собственных. Агата Кристи изображает в романах психологию обычного человека, находя в нем неисчерпаемое духовное богатство. Ей более всего интересны переживания и чувства, свойственные многим людям и понятные каждому.
Г. Анджапаридзе отмечал: «Агата Кристи в своих книгах отдавала дань „психологии“, но под этим она понимала нормальные реакции человеческого сознания на нормальные раздражители, а не к месту примененные теории клинической психиатрии» [Анджапаридзе, 1989, с. 369]. Герои психологических романов Агаты Кристи оказываются в реальных для читателей ситуациях, сталкиваются с жизненными проблемами. Этот реализм, являющийся особой манерой повествования в ее детективных сочинениях, становится отличительной чертой и ее недетективных произведений.
В детективных романах Агата Кристи проявляет себя тонким психологом, она хорошо знает особенности человеческой психики. А. Генис, говоря о детективном жанре, отмечает, что авторы данного жанра являются превосходными психологами. Преступление – это всегда идеально-отточенный сюжет. Каждая версия расследования совпадает с психологическим мотивом одного из героев. Вероятно, за желанием разгадать загадку преступления и разоблачить виновного кроется стремление человека проникнуть в сознание другой личности, познать ее, мотивы, которые властвуют над ее поступками, а на примере чужой личности познать и свою. «Процедура детективного сыска является своего рода философским дискурсом, вроде сократического диалога, в котором методом проб и ошибок выясняется истина о человеке» [Генис, 1999, с. 57].
Иными словами, будучи признанной «королевой детектива», Агата Кристи является еще и непревзойденным психологом. Даже в своих детективных произведениях она всегда лаконично и емко описывает персонажей, указывая читателю на незначительные на первый взгляд детали, предоставляя ему возможность самостоятельно дорисовать образ. Ее детективные произведения признаны классическими образцами детективного жанра, вместе с тем Агата Кристи затрагивает в них многие социальные проблемы своего времени, с которыми пришлось столкнуться ее поколению: война, крах идеалов и нравственных ценностей, разрушение классовой системы и семейных идеалов.
Б. А. Гиленсон говорил о детективном творчестве писательницы: «Книги Кристи относятся к жанровой разновидности „интуитивного“ детектива, когда преступление раскрывается не с помощью исследования фактов, конкретных улик и доказательств, а исключительно с помощью особой психической проницательности, которой обладают её герои» [Гиленсон, 1966, с. 826]. Это замечание подтверждает, что психологизм присущ детективным произведениям Агаты Кристи.
Произведения писательницы, написанные под псевдонимом Мэри Вестмакотт, отличаются особым, повышенным вниманием к внутреннему миру героев, их основной темой является личная судьба человека, его духовные метаморфозы. Во всех шести романах, опубликованных под этим именем, писательница обращается к индивидуальной психологии, к человеческой личности, познающей законы жизни; ее герои подвергаются художественному и психологическому исследованию, ставятся в такие жизненные ситуации, которые позволяют выявить потаенные свойства человеческой натуры. Особенности психологизма недетективных произведений остаются малоизученными и представляют большой интерес для литературоведов и исследователей творчества Агаты Кристи.
В своих произведениях Агата Кристи описывает жизнь английского общества на протяжении первой половины XX века, и на протяжении всей своей жизни она сохраняет верность идеалам викторианской эпохи, проходящим красной нитью во всех ее произведениях. Агата Кристи стала свидетельницей двух мировых войн, разрушения Великой Английской Империи, отказа от традиций и моральных ценностей и при этом не переставала верить в идеалы уходящей викторианской эпохи. Будучи современницей Д. Г. Лоуренса, В. Вулф, Д. Джойса, Т. Элиота, Агата Кристи не могла не обратиться к проблеме личности, которая стала занимать одно из центральных мест в современной литературе, вместе с тем писательница хранила верность викторианским ценностям.
Традиции викторианской культуры в творчестве Агаты Кристи
Викторианская эпоха – это время правления королевы Виктории Великобританией и Ирландией, в это же самое время Индия была британской колонией и тоже подчинялась королеве. Эру ее правления принято считать английским «ренессансом» [Тревельян, 2007, с. 402], оно стало одной из самых значимых в истории Англии. Календарный срок правления королевы Виктории составляет шестьдесят четыре года с 1838 по 1901 год, однако строгие границы того, что принято считать викторианской эпохой, определить нелегко. Влияние ее распространялось на английское общество в течение продолжительного времени и после завершения царствования Виктории.
В данный исторический период страна становится Великой Английской Империей, что отражается на всех сферах жизни ее населения. Викторианская эпоха привнесла в жизнь страны научный и технологический прогресс, развитие науки, перемены в экономической, социальной и духовной сферах. Такое стремительное развитие стало возможно благодаря отсутствию какой-либо угрозы со стороны. На протяжении всего периода правления королевы Виктории английское общество развивалось и процветало. Развитие науки и образования, а также возросший интерес к религии способствовали развитию социальных институтов, появлению более строгих и регламентированных правил поведения, появлению идеи совершенствования личности [Тревельян, 2007, с. 433].
В эпоху царствования королевы Виктории сохранялось классовое разделение, которое предполагало соблюдение определенных правил представителями среднего и высшего классов. Образ жизни людей того времени строился на соблюдении и поддержании моральных и общечеловеческих ценностей, среди которых были: бережное отношение к понятиям «честь» и «достоинство», чувство долга, ответственность, стремление поддерживать определенную репутацию и быть уважаемым, придерживаться установленной морали. Общественные стандарты играли важную роль в жизни англичан, необходимо было обладать хорошими манерами, иметь благополучную семью, положительную репутацию и благосостояние, наличие которого, а в частности, возможность заниматься благотворительностью, отличала средний класс от низшего. В традиционных викторианских семьях царили патриархальные порядки, женщина воспринималась как хранительница домашнего очага: кроткая, слабая и беззащитная. Девочек воспитывали в строгости, на высоких моральных и этических идеалах, с раннего возраста готовя их к замужеству, благородными, целомудренными, покорными мужу [Гринберг, 2013, с. 142].
Имперское сознание, а позднее и колониализм стали особой, важной чертой викторианской эпохи, отразившейся на сознании людей. Патриотизм поддерживался идеей о расовом превосходстве. В эпоху правления королевы Виктории широкое распространение получает также дарвинизм, сыгравший одну из ключевых ролей в научном развитии того времени, в частности, в области биологии, химии и геологии. Несмотря на возросший интерес и внимание населения к религии, в это же самое время научные открытия привносят новый взгляд на мир, сотрясающий моральные и религиозные устои и демонстрирующий, что Вселенная является чем-то нестабильным, меняющимся [Тревельян, 2007, с. 446].
На протяжении всего двадцатого столетия викторианство вызывало у англичан активную реакцию, выражающуюся либо в продолжение викторианской традиции, либо в отталкивании от нее. Рубеж XIX – XX вв. и распространение модернистских идей ознаменовали собой недолгий период «антивикторианства» в английской литературе. Однако в 30-е и 40-е годы, а позднее и в 50-е и 60-е годы XX века наблюдалось своеобразное «викторианское Возрождение», возвращение к традиции английского реалистического романа, что отмечает в своей работе В. Ивашева [Ивашева, 1974, с. 4].
В сознании англичан эпоха королевы Виктории включает не только годы царствования (1837—1901), но и годы ему предшествовавшие, что практически означает весь XIX век. Говоря о литературе, замечает В. Ивашева, викторианской эпохой принято считать годы Джейн Остен и Вальтера Скотта (живших до царствования Виктории), как и годы Троллопа и Коллинза, которых называют «последними викторианцами» [Ивашева, 1974, с. 5].
К. Хьюитт, автор книг «Понять Британию» и «Понять английскую литературу», отмечает: «Викторианство приравнивается к особому образу мышления, мировоззрению, идеологии, и если в послевоенной Европе слово „викторианский“ первоначально имело негативный оттенок и обозначало, прежде всего, проявление регрессивности, эмоциональной сдержанности, личностной угнетенности, несвободы, холодности и скрытности, то в конце XX века оно уже приобрело комплиментарный характер, ознаменовав тем самым своеобразную моду на все викторианское» [Хьюитт, 1994, с. 39].
Современное искусство неизменно обращается к викторианству, на страницах литературных произведений реконструируются: викторианские ценности, викторианский склад ума, викторианский стиль, викторианский кодекс джентльмена. Этот интерес и обращение к викторианству вызваны ностальгией англичан по былому величию Британии, желанием увековечить и канонизировать данный исторический период. Современные писатели продолжают реконструировать произведения XIX века, вместе с тем, подобная ретроспекция является своего рода переосмыслением, позволяющим вскрыть противоречия, лежащие в основе викторианской ментальности.
Причины данной ностальгии, этого активного обращения писателей-постмодернистов к прошлому, а в особенности к викторианской эпохе, также становятся предметом широкой научной дискуссии. XIX век ассоциируется в сознании современного англичанина с поистине великими событиями: «В XVIII веке мы изобрели новое в науке, сельском хозяйстве и промышленности, как, например, паровой двигатель. Затем мы победили Наполеона. В XIX веке мы еще больше расширили нашу империю, произвели на свет таких ученых, как Дарвин, усовершенствовали парламент, увеличили богатства Британии и приняли участие в Первой мировой войне под развевающимися британскими флагами» [Хьюитт, 1994, с. 56].