Полная версия
Неотвлекаемые. Как управлять своим вниманием и жизнью
Очевидно, Чанс была словно околдована всеми этими уловками. В какой-то момент она обнаружила, что ходит беспрерывно, стремясь накопить шаги и очки. «Я приходила домой и, пока ела, или читала, или ела и читала одновременно, или пока мой муж пытался со мной поговорить, все ходила и ходила по кругу: гостиная – кухня – столовая – гостиная – кухня – столовая…»
К сожалению, вся эта ходьба не прошла бесследно. Чанс все меньше времени проводила с родными и друзьями. «Единственным человеком, с которым я в то время сблизилась, – признаётся она, – был мой сослуживец Эрнест: у него тоже был Striiv, так что мы могли давать друг другу задания и соревноваться».
Чанс была как одержимая: «Я рисовала таблицы, чтобы оптимизировать и отслеживать… нет, не физическую нагрузку, а свои виртуальные операции в виртуальном мире, существующем только на экране Striiv». Ее мания не только отнимала время, которое она могла бы потратить на работу и другие важные вещи, но и начала причинять ей физический вред. «Когда я пользовалась Striiv, я ежедневно делала двадцать четыре тысячи шагов. Подсчитайте сами, сколько это в километрах».
Однажды под конец особенно напряженного дня, вспоминает Чанс, она получила от Striiv заманчивое предложение. «Это было в полночь; я чистила зубы, собираясь лечь спать, и тут на экране появилось такое задание: “Мы дадим вам втрое больше очков просто за то, что вы подниметесь на двадцать ступенек!”» Чанс тут же сообразила, что ей и минуты хватит, чтобы сделать это: нужно всего лишь два раза спуститься и подняться по лестнице, ведущей в подвал. Сделав это, она получила следующее сообщение, призывавшее ее подняться еще на сорок ступенек за тройное количество очков. «Конечно, о чем разговор! Это ж о-го-го сколько!» – подумала она и быстро отшагала еще четыре лестничных пролета.
На этом безостановочное хождение не закончилось. Еще пару часов, с полуночи до двух утра, профессор шагала вверх-вниз по подвальной лестнице, словно ее сознанием завладела какая-то неведомая сила. Остановившись наконец, она сообразила, что в сумме одолела более чем две тысячи ступеней. Например, в Эмпайр-стейт-билдинг их 1872. Она шагала среди ночи вверх и вниз по лестнице и никак не могла положить этому конец. Под воздействием умного шагомера Striiv профессор Чанс превратилась в одержимого фитнесом зомби.
На первый взгляд, то, что приключилось с Чанс, – это хрестоматийный пример, демонстрирующий, как вроде бы полезная для здоровья вещь – в данном случае шагомер – способна превратиться в губительный отвлекающий фактор. Как только я узнал о странной одержимости Чанс своим фитнес-трекером, я понял, что это еще не вся история, и захотел узнать подробности. Но сперва нужно было разобраться, что в действительности управляло ее поступками.
⁂На протяжении сотен лет мы считали, что в основе мотивации лежит механизм поощрения и наказания. Английский философ Иеремия Бентам, родоначальник утилитаризма, писал об этом так: «Природа поставила человечество под начало двух верховных повелителей – страдания и удовольствия»[17]. На самом деле мотивация гораздо меньше связана с удовольствием, чем было принято считать.
Мы думаем, что жаждем удовольствия, но в действительности нами управляет стремление избавить себя от страдания, вызываемого неутоленным желанием.
Древнегреческий философ Эпикур сформулировал эту мысль лучше всего: «…когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель… мы разумеем свободу от страданий тела и смятений души»[18].
То есть стремление избавиться от дискомфорта – это коренная побудительная причина всех наших поступков; все остальное – это непосредственные причины.
Рассмотрим для примера игру в пул. Что заставляет цветные шары закатываться в лузы? Белый шар-биток, кий или игрок? Понятно, что белый шар и кий для этого необходимы, но коренная причина – это действия игрока. Белый шар с кием не коренные, а непосредственные причины итогового события[19].
В игре под названием «жизнь» часто бывает нелегко установить коренную причину происходящего. Когда нас прокатывают с повышением на работе, мы, бывает, виним в этом хитрого сослуживца, заграбаставшего нашу должность, хотя на самом деле стоило бы задуматься о том, что нам не хватает профессионализма и предприимчивости. Когда мы ругаемся со своей второй половиной, мы порой сваливаем вину на какое-нибудь мелкое происшествие – например, кто-то забыл опустить сиденье унитаза, – а надо было бы признать, что за годы совместной жизни у нас накопилась масса неразрешенных вопросов. Когда мы превращаем своего политического или идеологического противника в козла отпущения, виним его во всех мировых бедах, мы предпочитаем не докапываться до более глубоких, системных причин этих проблем.
У всех непосредственных причин есть общая черта: они помогают нам переложить ответственность на что-то или кого-то другого. Дело не в том, что белый шар и кий – равно как сослуживец и туалетное сиденье – не входят в состав уравнения; но, безусловно, не одни они несут ответственность за результат. Без понимания и исправления коренных причин мы обрекаем себя на роль беспомощных жертв в трагедии, которую сами и разыгрываем.
Отвлекающие факторы в нашей жизни – результат действия тех же сил: это непосредственные причины, на которые мы возлагаем вину, в то время как о коренных причинах не задумываемся. Мы склонны винить во всем телевидение, фастфуд, социальные сети, сигареты, видеоигры, но все это лишь непосредственные причины нашей неспособности сосредоточиться.
Обвинять смартфон в том, что не удалось сосредоточиться, столь же ошибочно, как обвинять шагомер в том, что пришлось всю ночь ходить по лестнице.
Пока мы не разберемся с коренными причинами нашей склонности отвлекаться, мы будем находить способы отвлечься. Дело, оказывается, не в отвлекающих факторах; дело в том, как мы на них реагируем.
В переписке по электронной почте Зоэ Чанс открыла мне подспудные причины своих экстремальных поступков, о которых она умолчала на конференции TEDx. «Мое пристрастие к шагомеру Striiv совпало по времени с одним из самых критических периодов в моей жизни, – рассказывала она[20]. – Я пыталась найти работу в качестве преподавателя маркетинга в вузе, не имея никакого опыта, и это был изматывающий многомесячный процесс. У меня налицо были все симптомы стресса: выпадали волосы, я плохо спала, то и дело подскакивал пульс. Мне казалось, что я схожу с ума, но должна была от всех это скрывать».
Чанс скрывала и правду о своем браке: ее муж тоже был преподавателем маркетинга, а значит, нужно было либо ей найти вакансию там, где он работал, либо обоим поступить на работу в другой университет. «Кафедры маркетинга в университетах маленькие, – пояснила она, – и две вакансии в одном месте – это нечто из ряда вон».
Ситуация осложнялась еще и тем, что их брак начал разваливаться. «Я не знала, останемся ли мы с мужем вместе, но при самом благоприятном стечении обстоятельств мы должны были со всем разобраться и сохранить наш брак, а я – получить работу у него в университете. Поэтому мы не хотели, чтобы кто-нибудь в университете узнал о возможном разводе, ведь тогда они вряд ли предложили бы мне работу».
Чанс зашла в тупик. «Я знала, что, как бы я ни старалась, я не смогу поручиться, что все будет хорошо, и теперь я задним умом понимаю, что Striiv дал мне то, чем я могла управлять и в чем – добиться успеха». По ее словам, в это особенно трудное время Striiv помогал ей справиться. «Это было бегство от действительности», – писала она мне.
Большинство людей не хотят признавать печальную истину: отвлечение – это всегда нездоровое бегство от действительности. Выбор между благотворным вовлечением и провальным отвлечением зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с досадными внутренними раздражителями.
Для Чанс накопление очков на Striiv стало бегством от реальности, которого она жаждала. У других людей это бегство принимает иные формы: они читают ленту в соцсетях, засиживаются на работе, без конца смотрят телевизор, а бывает – пьют или принимают наркотики.
Если вы пытаетесь убежать от страдания, вызванного чем-то настолько серьезным, как надвигающийся развод, то реальная проблема – не в шагомере. Пока вы не справитесь с причиной дискомфорта, из-за которого стремитесь убежать, вы будете искать утешение в том или ином отвлекающем факторе.
Лишь осознав свое страдание, можно начать справляться с ним и выбирать более удачные способы борьбы с неверными побуждениями.
К счастью, Чанс сумела сделать этот вывод самостоятельно. Сначала она сосредоточилась на реальной причине своего дискомфорта и начала сужать круг внутренних раздражителей, от которых ей хотелось убежать. Несмотря на то что она все-таки рассталась с мужем, сегодня, по ее словам, ей живется гораздо лучше. Если говорить о работе, она устроилась преподавателем в Йельский университет. Кроме того, она нашла более удачные способы поддерживать форму и самостоятельно планировать свое время: составила график регулярных физических упражнений вместо того, чтобы позволять шагомеру собой командовать.
Каким бы достижением ни было для Чанс преодоление этой зависимости, шагомеру Striiv не суждено стать последним отвлекающим фактором в ее жизни. Но в следующий раз она будет лучше справляться с реальной проблемой, потому что точно определит коренную причину и будет знать, что все остальное ни при чем. Стратегии и методы, о которых вы вот-вот узнаете в этой части книги, при совместном применении дают результат сразу и на долгий срок.
ЗАПОМНИТЕ• Выявите коренную причину отвлечения. Вас отвлекают не технические устройства, а нечто более глубокое. Не путайте непосредственные причины с коренными.
• Основа мотивации – это исключительно желание избавиться от дискомфорта. Если в прошлом какой-то образ действия действительно приносил вам облегчение, вероятно, вы будете прибегать к нему и в дальнейшем.
• Все, что избавляет от дискомфорта, способно вызывать привыкание, но это не значит, что этому невозможно противостоять. Понимая, что руководит вашими поступками, вы можете принять меры и взять ситуацию под контроль.
Глава 4. Управление временем есть управление страданием
Поначалу я не хотел признавать досадную правду об источниках отвлечения. Но когда я изучил научную литературу, пришлось признать, что побуждение к отвлечению исходит у нас изнутри. Как и любая другая форма поведения, отвлечение лишь один из способов, которыми наш мозг пытается избавиться от страданий. Как только мы признаём этот факт, становится ясно, что единственный способ перестать отвлекаться – это научиться справляться с дискомфортом.
Если отвлечение отнимает время, значит, управление временем есть управление страданием.
Откуда берется этот дискомфорт? Почему мы вечно нервничаем и испытываем недовольство? Мы живем в самую безопасную, в самую благополучную, просвещенную и демократическую эпоху в истории человечества, и тем не менее что-то в нашей психике заставляет нас постоянно искать спасения от неких ощущений и шевелящихся внутри мыслей[21]. Поэт XVIII века Сэмюэл Джонсон сказал об этом так: «Моя жизнь – это долгое бегство от самого себя»[22]. И моя, собрат мой. И моя.
Однако мы можем утешаться тем, что такая неудовлетворенность нам просто свойственна. Печально, но факт: мы с вами, вероятно, никогда в жизни не будем абсолютно счастливыми. Эпизодические вспышки радости? Непременно. Отдельные приступы эйфории? Конечно. Ах, вам случается горланить Happy Фаррелла Уильямса в одних трусах? Ну, хорошо, а кому нет? Но радость без конца, как в кино, или «жили они счастливо до конца своих дней»? И не надейтесь. Это миф. Так уж сложилось, что подобное счастье никогда не длится долго. Процесс эволюции снабдил нас мозгом, почти неизменно пребывающим в состоянии неудовлетворенности.
Мы устроены так по очень простой причине. Вот что, к примеру, говорится об этом в научной статье, опубликованной в журнале Review of General Psychology: «Если б чувства довольства и наслаждения были неизменными, вероятно, стимул для поддержания стремления к новым благам и достижениям был бы слишком слаб»[23]. Другими словами, чувство довольства для нашего вида не было выгодным. Наши предки упорно трудились и двигались вперед именно потому, что эволюция навсегда лишила их покоя; такими мы остаемся и по сей день.
К сожалению, те самые черты, которые достались нашим предшественникам в ходе эволюции и, постоянно побуждая их к действию, помогали им выжить, сегодня могут нам навредить.
Есть четыре психологических фактора, которые делают чувство довольства преходящим. Начнем с первого – скуки. Просто поразительно (если не возмутительно), на что может решиться человек, чтобы избавиться от скуки. В 2014 году журнал Science опубликовал результаты эксперимента, в ходе которого участников просили посидеть в комнате пятнадцать минут и подумать[24]. Комната была пуста, если не считать устройства, позволявшего участникам нанести себе легкий, но все же болезненный удар электрическим током. «Но с какой стати кому-то это делать?» – быть может, спросите вы.
Перед началом эксперимента участников опрашивали, и все они сказали, что готовы заплатить за то, чтобы не получать удар током. Но, оставшись в одиночестве в комнате с этим устройством и не зная, чем еще себя занять, 67 процентов мужчин и 25 процентов женщин нанесли себе удар током, причем многие не единожды. Авторы статьи завершают ее такими словами: «Люди предпочитают действие размышлению, пусть даже это действие настолько неприятно, что в обычной ситуации они готовы заплатить, лишь бы избежать его. Неподготовленный ум не любит оставаться наедине с самим собой». А потому неудивительно, что из двадцати пяти популярнейших в Америке сайтов большинство поставляют нам средства спасения от каждодневной рутины, будь то шопинг, сплетни о знаменитостях или дозированное социальное взаимодействие[25]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
СЕО – высшая руководящая должность в компании, аналог генерального директора. Прим. ред.
2
Эяль Н. На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Прим. ред.
3
Amazon Best Sellers: Best Sellers in Industrial Product Design. 2017. 29 октября. URL: www.amazon.com/gp/bestsellers/books/7921653011/ref=pd_zg_hrsr_b_1_6_last.
4
Мне настолько понравилось, как Kahoot! и Byte Foods воспользовались моей книгой, что я решил инвестировать в обе эти компании. Здесь и далее прим. автора, если не указано иное.
5
Virilio P. Politics of the Very Worst. New York: Semiotext(e), 1999. P. 89.
6
Измененная цитата Марты Троли-Кёртин из Time you enjoy wasting is not wasted time («Время, которое вы используете с удовольствием, – это не бездарно истраченное время»). Quote Investigator, 19 августа 2018 года. URL: https://quoteinvestigator.com/2010/06/11/time-you-enjoy.
7
Достоверное обязательство – это одностороннее обязательство, взятое контрагентом в отношении самого себя, за неисполнение которого автоматически следуют санкции, а за исполнение автоматически полагается приз. Прим. ред.
8
В современной трактовке луддиты – это люди, отторгающие новомодные технические приспособления и девайсы. Прим. ред.
9
Еврипид «Орест».
10
«Наказание Тантала – вечно жаждать недостижимого». – Картина Августа Теодора Каселовского «Тантал и Сизиф в царстве Аида», написанная примерно в 1850 году (ныне уничтоженная), хранилась в Новом музее. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Tantalus-and-sisyphus-in-hades-august-theodor-kaselowsky.jpg.
11
Anslow L. What Technology Are We Addicted to This Time? // Timeline. 2016. May 27. URL: https://timeline.com/what-technology-are-we-addicted-to-this-time-f0f7860f2fab#.rfzxtvj1l.
12
Платон. Федр. М.: Прогресс, 1989.
13
Simon H. A. Designing Organizations for an Information-Rich World // Computers, Communication and the Public Interest / ed. M. Greenberger. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1971. P. 40, 41.
14
Failing to Deactivate: The Association between Brain Activity During a Working Memory Task and Creativity / H. Takeuchi [et al.] // NeuroImage. 2011. Vol. 55, № 2 (March 15). P. 681–687. URL: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2010.11.052; Cowan N. The Focus of Attention As Observed in Visual Working Memory Tasks: Making Sense of Competing Claims // Neuropsychologia. 2011. Vol. 49, № 6 (May). P. 1401–1406. URL: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2011.01.035; Howard-Jones P. A., Murray S. Ideational Productivity, Focus Of Attention, and Context // Creativity Research Journal. 2003. Vol. 15, № 2–3. P. 153–166. URL: https://doi.org/10.1080/10400419.2003.9651409; Lavie N. Distracted and Confused? Selective Attention under Load // Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9, № 2 (February 1). P. 75–82. URL: https://doi.org/10.1016/j.tics.2004.12.004; Grosz B. J., Gordon P. C. Conceptions of Limited Attention and Discourse Focus // Computational Linguistics. 1999. Vol. 25, № 4. P. 617–624. URL: http://aclweb.org/anthology/J/J99/J99-4006; Gilchrist A. L., Cowan N. Can the Focus of Attention Accommodate Multiple, Separate Items? // Journal of Experimental Psychology, Learning, Memory and Cognition. 2011. Vol. 37, № 6 (November). P. 1484–1502. URL: https://doi.org/10.1037/a0024352.
15
Holt-Lunstad J., Smith T. B., Layton J. B. Social Relationships and Mortality Risk: A Meta-analytic Review // PLOS Medicine. 2010. Vol. 7, № 7 (July 27). URL: https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1000316.
16
Chance Z. How to Make a Behavior Addictive. Выступление на конференции TEDxMillRiver 14 мая 2013 года. URL: www.youtube.com/watch?v=AHfiKav9fcQ.
17
Bentham J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. Oxford: Clarendon Press, 1907. URL: www.econlib.org/library/Bentham/bnthPML1.html. См. издание на русском языке: Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998.
18
Эпикур. Письмо к Менекею / пер. М. Л. Гаспарова // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.
19
Wilson P. F., Dell L. D., Anderson G. F. Root Cause Analysis: A Tool for Total Quality Management. Milwaukee: American Society for Quality, 1993.
20
Из электронной переписки Зоэ Чанс с автором, 11 июля 2014 года.
21
Roser M. The Short History of Global Living Conditions and Why It Matters That We Know It // Our World in Data. URL: https://ourworldindata.org/a-history-of-global-living-conditions-in-5-charts.
22
Gopnik A. Man of Fetters // New Yorker. 2008. December 1. URL: www.newyorker.com/magazine/2008/12/08/man-of-fetters.
23
Bad Is Stronger than Good / R. F. Baumeister [et al.] // Review of General Psychology. 2001. Vol. 5, № 4 (December 1). P. 323–370. URL: https://doi.org/10.1037//1089-2680.5.4.323.
24
Just Think: The Challenges of the Disengaged Mind / T. D. Wilson [et al.] // Science. 2014. Vol. 345, № 6192 (July 4). P. 75–77. URL: https://doi.org/10.1126/science.1250830.
25
Top Sites in United States // Alexa. URL: www.alexa.com/topsites/countries/US.