Полная версия
Пленники судьбы и истории. Герои и антигерои
В середине августа 1608 года Мнишков действительно отпустили в Польшу. Но, как указывает историк Н. И. Костомаров: «Мнишек успел как-то дать знать в Тушино, что они едут, и изъявил желание, чтобы их перехватили».
В дороге Ежи всячески тормозил продвижение отряда, а потом и вовсе остановился. Некоторым полякам станет понятен его замысел, и они уедут и благополучно перейдут границу с Литвой. А остальных вскоре ожидаемо догонит тушинский отряд под командованием Зборовского, Стадницкого и князя Мосальского и отобьёт из-под стажи.
Но Мнишек и здесь схитрит. По его настоянию Марина постоянно переходила из рук в руки.
Вот и 29 августа Ян Сапега с отрядом в 7000 бойцов, по дороге из Литвы в Тушино, войдёт в местечко Любеницы, где Ежи специально загодя уговорил тушинцев встать на привал. И Сапега без труда перехватит Марину, взяв её под своё польское покровительство!
Московской царице Мнишек по дороге в Тушино везде оказывали почёт и уважение. В Можайске жители встречали её даже хлебом-солью.
Она грезила возвращением к чудом спасшемуся супругу и на законный престол… Но, когда её привезли к Тушинскому лагерю, Марина уже знала всю правду и отказалась встречаться с новым Лжедмитрием, оставаясь в отдельно стоящем стане Сапеги.
Портрет Лжедмитрия Второго. Неиз. худ.
В очередной раз началась торговля телом дочери. К нему теперь прибавилось ещё и царское звание. Так что через две недели торгов Юрий Мнишек в очередной раз продал дочь за 300 тысяч золотых рублей и полное владение Северской землёю с 14 городами.
9 сентября Сапега привёз Марину в Тушино. Через унижение Мнишек признала в Лжедмитрии Втором своего супруга.
Пока тушинский лагерь пил и гулял несколько дней, неизвестный ксендз тайно обвенчал Марину и самозванца, так как она без обряда отказывала ему в близости. В результате этого циничного брака Марина родила сына – «царевича-ворёнка» Ивана Дмитриевича.
Примечательно, что при этом Мнишек отвергла союз с польским королём Владиславом, когда тот занял трон в Москве.
А когда Лжедмитрия II-го убили в Калуге в 1610 году, Марина стала заложницей и любовницей свирепого донского казачьего атамана Ивана Заруцкого. Он был одним из руководителей первого Земского ополчения, выдвигавшего на русский престол малолетнего марининого сына – «ворёнка» Ивана.
В январе 1611 года Заруцкий перевёз Мнишек из Калуги в царский дворец в Коломне. Марина жила там с царскими почестями.
Но в 1612 году, борясь за власть, атаман совершил ошибку – он организовал покушение на князя Дмитрия Пожарского.
В августе войско Заруцкого было разбито под Москвой. Он примчался в Коломну, забрал Марину с сыном, спалил город дотла и спешно ушёл на юг, в Астрахань.
Атаман Иван Заруцкий. Неиз. худ.
В то время вести из Москвы шли долго, и астраханцы поначалу отнеслись к московской царице и малолетнему «царевичу» Ивану весьма благодушно. Их с комфортом устроили на жильё за крепкими стенами Троицкого монастыря. Марина тут же приказала открыть при монастыре домовую католическую церковь, которую освятил 28 августа 1613 года монах-августинец Николай Мело.
В документах обители упоминается про трапезную палату Троицкого собора: «А каменная церковь теплая с трапезою, а под нею хлебня и теплый погреб почата делаться в 1606 году…». В этих покоях в 1614 году жили Марина Мнишек и атаман Иван Заруцкий.
Марина запретила монахам бить в благовест к ранней заутрене, поскольку колокольный звон пугал её маленького сына.
Заруцкий, как всегда, расхитил часть монастырских сокровищ, предавал смертной казни возмущавшихся его порядками. Позднее астраханский воевода доносил в Москву: «Семена Чуркина и многих добрых людей и попов и чернецов велел казнить и в воду сажать; а животы их и остатки грабить, а паникадило серебряное в монастыре у Троицы живоначальныя взял да стремена слил себе.».
Но не долго музыка играла…
Добралась до Астрахани царская грамота: «…против Государевых изменников Ивашка Зарутцково и иных битися до смерти…», не поддерживать притязания на царский престол «Маринки-люторки, еретицы» и «вора Ивашки Заруцкаго».
«Бегство Марины с сыном Иваном» на Медвежьем острове на реке Яик. Худ. Л. Вычулковский
Романовы перекрыли подвоз продуктов к Астрахани, и горожане осадили кремль. Тут же от казаков бежал ногайский мурза Иштерек со своим отрядом.
Единственным путем к спасению оставались несколько десятков стругов у Никольской пристани. На них в дождливую ночь 12 мая Заруцкий и Марина с сыном бежали из астраханского кремля через Никольские ворота.
25 июня 1614 года их пленили и в кандалах отправили в Москву.
Казнь была быстрой и лютой. Сначала повесили малолетнего «ворёнка» Ивана за Серпуховскими воротами Китай-города. А на Лобном месте на кол посадили Заруцкого. Думается, что и с Мариной Мнишек расправились быстро.
Но существует легенда, что её заточили в башне Коломенского кремля. Там она якобы обернулась сорокой и улетела в Польшу. Ну, а как же иначе, колдунья всё-таки!
Так кем была эта маленькая худенькая длинноносенькая иноземка Марина Мнишек? Царицей, колдуньей или жертвой? Судите сами… Но её жажда стать и быть Московской царицей любым способом говорит сама за себя.
Елецкий кошмар Тамерлана
Историческая миниатюра и расследование
«Рубите всех – Аллах узнает своих!»
Тимур
Войско Тамерлана в походе
«Месяца августа двадцать шестого, на память святых мучеников Андреана и Натальи повесть полезная, из древних сказаний сложенная, представляющая преславное чудо, бывшее с иконой пречистой Богородицы, которая называется Владимирской, как пришла она из Владимира в боголюбивый град Москву, избавила нас и город наш от безбожного и зловерного царя Темир Аксака.
Господи, благослови, отче! В 6903 (1395) году, во время княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли… Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей он поднял в Орде и на Руси своим приходом.
Об этом же Темир Аксаке рассказывали, что по происхождению не царского был он рода: ни сын царский, ни племени царского, ни княжеского, ни боярского, всего лишь низший из самых захудалых людей из числа заяицких татар, из Самаркандской земли, из Синей Орды, что за Железными Воротами. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке – безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Когда раньше работал у одного хозяина, тот, видя его злонравие, от него отказался и, избив, изгнал от себя; он же, не имея пропитания, разбоем кормился.
Однажды, когда он был еще молод и с голоду крадя кормился, украл он у кого-то овцу, но люди тотчас выследили его. Он же пытался убежать, но быстро многими был окружен, схвачен и связан крепко, и всего его избили нещадно, и решили убить его до смерти; и перебили ногу ему в бедре пополам, и тут же бросили его как мертвого, недвижимым и бездыханным; ибо решили, что умер, и оставили псам на съедение. Лишь только зажила у него эта смертельная рана, поднялся, оковал себе железом ногу свою перебитую, – по этой причине и хромал; потому и прозван был Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак – хромец….
Лицевой летописный свод о нашествии Тамерлана
Пришел Темир Аксак войной на царя Тохтамыша, и был между ними бой на месте, называемом Ораинским, на кочевье царя Тохтамыша; и изгнал он царя Тохтамыша…
И собрал он всех воинов своих, прошёл всю Орду и всю землю Татарскую, подошёл к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошёл из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан…
Лицевой летописный свод о нашествии Тамерлана
Так по Божьей благодати неизреченной милости, молитвами святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксакцарь возвратился назад, ушёл в свою землю. Что за преславное чудо! Что за великое диво! Какое милосердие к народу христианскому! В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, – в тот же день Темир Аксакцарь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашёл на него страх и трепет, вторгся страх в его сердце и ужас в душу его, вошёл трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратилися без успеха, впали в смятение и заколебались, как будто кто-то их гнал. Не мы ведь их гнали, но Бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей Матери, скорой заступницы нашей в бедах…».
Лицевой летописный свод
Кошмар Тамерлана
Тимур в ожидании битвы
У Великого Повелителя Вселенной с утра разнылась давно покалеченная нога. Тимур завоевал половину мира, но постоянная боль в правом бедре не давала покоя, бесила, напоминая о том, что он всего лишь простой смертный. Весь день промучился, разминая мышцы и втирая мази. Ничего не помогало!
Пытаясь отвлечься, Повелитель глубоко втягивал в себя степной воздух, насыщенный горечью полыни, с примесью запаха тления мертвецов и гари догорающего у его ног города русов.
Тимур любил этот особый букет запахов победы. Они радовали его душу, согревали стареющее сердце воина, охлаждали кипящую кровь кочевника. Главное, они успокаивали боль в ноге.
Повелитель даже смог подняться и, прихрамывая, вышел из полевого шатра, чтобы ещё больше насладиться волнующими запахами.
На голову возвышаясь над воинами своей охраны, он долго смотрел вдаль, на Север, сквозь дымную завесу, закрывающую от глаз лесистые просторы. Он грезил о Москве, о богатой добыче, о ещё одном драгоценном камушке в венце своего мирового господства.
Штурм русской крепости
Но вид огромного дымящего кострища на месте града лишь расстроил его, напомнив о потерянном времени и больших жертвах среди горной пехоты, понесённых при штурме. Недаром накануне он приказал даже название «Елец» истребить в памяти поколений. Досадная заноза в виде этого маленькой русской крепости остановила на две недели его трёхсоттысячную непобедимую армию.
Ельчане в битве с полчищами Тамерлана. Худ. И. Г. Мишин
Вот почему его нукеры до сих пор безжалостно убивали найденных в окрестных лесах горожан и посадских, жгли и истребляли деревни и сторожи, не щадя ни малых, ни старых, ни княжичей, ни бояр. Никто во Вселенной не должен был узнать об этом позоре, о его «пирровой победе». Просто не было этого недоразумения на его славном пути в Москву.
«И, разгоревшись яростью и возгордившись, дерзнул окаянный Темир унизить веру христианскую и святых Божиих угодников, святых русских чудотворцев, особенно великого в святителях чудотворца Петра. И пошёл на Русскую землю, на христианское стадо, желая полонить её, как второй Батый, которому до этого из-за грехов наших Бог попустил полонить христианство. Темир, видя, что никто не противится ему, прошёл всю землю варварскую, и, дойдя до пределов земли Рязанской, взял город Елецк, князя Елецкого пленил, людей замучил, так как зол был и лют этот гонитель христиан, жесток и немилостив.».
Лицевой летописный свод
Ещё Повелитель очень сожалел о коне. Красавец Аргамач, степной скакун чистых кровей, пал от стрелы в бою, и вместе с седоком – воеводой, рухнул с горы на город. Коня похоронили со всеми почестями до захода солнца, но боль осталась и щемила грудь, и ныла в ноге…
Он ещё мог рассмотреть хвост удалявшегося обоза, растянувшегося, что было видно глазу в глубину бескрайней степи. Обоз отбили у неблагодарного пса Тохтамыша в кровавой битве на Тереке. Хан бежал на север. Куда-то сюда. Но пусть не сомневается, и его настигнет кара Повелителя!
«Тохтамыш был творением и питомцем милостей его ханского величества эмира Тимура. Он как растение, питался от облака бесконечных даров его и возрастал под тенью непобедимого могущества великого эмира, достигнув степени обладания верховной властью.».
Гийас Ад-Дин Али, «Дневник похода Тимура в Индию».
Этот обоз с богатой добычей сокровищницы беглого хана Тохтамыша гирями висел на войске, связывал руки Повелителя.
Пленение нукерами
Правильно, что избавился от обузы! Пусть до поры схоронится здесь, в ближних скалах. Место пустынное, пещер много. Сам указал, где схоронить, пока шли руслом реки Воргол. Сберечь, и – налегке… Пока русы не ждут!
Он вернулся в шатёр. Присел на ложе и взял в руки большое белое яблоко, сорванное им утром в саду, где разбили стан. Его чистый сладкий аромат не понравился Тимуру. В нём было что-то чужое, враждебное, непонятное. Кинжалом располовинил сочный плод и поёжился от нахлынувшей новой волны неприятного ему запаха холодной свежести. Даже мурашки пробежали по его обветренной спине. Забытое с детства ощущение страха на мгновение напугало его.
Голосом он призвал советников.
– Какие вести? – словно в пустоту обратился он к своим верным военачальникам.
– Великий эмир, московский князь Василий войском в десять туменов под Коломной стоят, но Оку-реку не форсирует, как его отец Дмитрий. Лагерем встаёт. Против наших тридцати шести туменов доблестных батыров под зелёным знаменем Аллаха сила небольшая.
– Их и против хана Мамая было меньше. Что ещё?
– Великий эмир, в окрестностях живой души не осталось. Добыча мелкая, оружие и кольчуги, да скудная казна княжеская. Всё уже отправлено.
– Позволь и мне, Великий эмир, слово молвить?
– Говори, – Тимур продолжал смотреть в пустоту.
– Фуража и ячменя на пять дней осталось. Обозы растянулись по всей степи. Урусские мастера кумыс не пьют, своей еды требуют.
– Убейте!.. Значит, если выступим завтра, до Москвы фуража хватит?
– На всё воля Аллаха и твоя, о Великий эмир!
– Что наш вассал, хан Тохтамыш, нашли его?
– На этой стороне Дона его уже нет. Похоже, он на пути в Сарай. Ползком ползёт, уже не встанет.
«Туктамыш по бесстыдству своему забыл оказанные ему милости и вынул голову из ярма покорности, а шею – из ошейника подчинения…».
«Анониме Искандера».
«Князя московского Василия разобьём, может и встанет. – Великий Повелитель до сих пор был в ярости, мысли набатом гудели в висках. – Собака! Неблагодарный пёс! Пять раз я поднимал Тохтамыша из грязи. Давал ему денег, лошадей, воинов… Бездарный неуч – он всё терял! Да, но он же опять увернулся и не сдох до сих пор! А пожгу я Москву, он её опять подчинит и потом вместе с урусами на меня навалится… Думай, Тимур, думай!»
– Завтра выступаем! – твердо сказал сам себе и знаком приказал накрывать ложе.
Он вышел из шатра размять опять разнывшуюся ногу.
У входа рабыни в чане с тёплым кобыльем молоком омывали юную наложницу, что нукеры нашли ему в городе. После сегодняшней ночи она тоже должна была умереть. Но сначала – своими ласками успокоить болящее тело и раздосадованную душу Великого Повелителя.
Пир Тимура. Арабские хроники.
Светловолосая юная девушка была непривычно бела телом, а её широко открытые синие глаза напомнили ему низкое северное небо. Она смело смотрела на своего Повелителя и не отводила взгляд. Вот и в ней всё было чужое и опасное…
– Убейте её! – раздражённо выкрикнул Тимур в пустоту.
Ни звука не услышал он от своей жертвы. И это снова расстроило Повелителя.
Что же это за люди такие? Русы!
Сколько он завоевал народов, сколько великих градов пало к его ногам, целые страны откупались от него щедрой данью, а здесь горстка безумцев молча истребляла себя и свой город, не помышляя о пощаде, будто у них не одна, а сотня жизней.
Тревожные мысли прочь гнали сон.
А что же будет дальше?
До Москвы путь не близок. Там, на Севере, ещё много других городов русов. И если в каждом его ждёт такое неистовое сопротивление, то с кем он останется в поверженной Москве?
Тимур рывком повернулся на бок.
В Самарканде не спокойно…
Мысли путаются в его голове.
Доносят, литовский князь собирает войско в помощь Москве…
Нет, конечно, Повелитель не боялся предстоящей битвы. Он, как истинный степной барс, ждал её, но опыт подсказывал, что вдали от дома надо беречь каждого нукера. А если русы будут биться, как под этим проклятым городом, многих людей ему не сохранить…
Тимур перевернулся на другой бок.
Лишь под утро сон победил тревожные мысли Повелителя.
Приснился ему дивный город, весь белый, словно верхушки родных гор. Будто в нём цветут сады, белые от огромных лепестков. И веселятся там дети, качаются на белых цветочных качелях. Он отчётливо слышал их кристально чистый смех. А рядом водят весёлые хороводы прекрасные юные девы в длинных белых рубахах. Через высокий костёр смело прыгают разгорячённые краснощёкие парни. Все радуются, смеются. Счастьем светятся их глаза.
А вот он увидел себя. Он, маленький мальчик, весело гонит отару овец на водопой. Он ловко перепрыгивает с камня на камень. Его ноги полны сил. Он почти летит…
Вдруг он увидел песок, много песка, пустыню. Песчинку к песчинке переносит сильный ветер, обнажая белый лошадиный скелет. И рядом он увидел себя. Седого немощного старца, стоящего на коленях, и – слёзы, текущие из его пустых чёрных глазниц. Он не видел, но чувствовал, что в этот момент над ним возвышается белокурая дева, облачённая в латы, с обнажённым мечом в руках. Он поднял голову и понял, что это та самая юная девушка, которую накануне приводили к нему в шатёр…
Домой!
И проснулся Великий Повелитель Вселенной впервые в жизни в холодном поту. Сегодня он увидел свою смерть и бессмертие русов, хранимых Святою Девой.
И понял Мудрейший из Мудрейших – не покорить ему Москвы! И гордо ушёл непобеждённый Великий Повелитель Вселенной со своей непобедимой армией из-под стен сожжённого Ельца.
И припали благодарные москвичи к спасительному образу Богоматери.
Пушки или чудо остановили Тимура под Ельцом?
Сретение иконы Божьей Матери. 2009. Худ. С. Ивлева
Перелистывая в архиве периодику девятнадцатого столетия, я наткнулся на интересное сообщение, меняющее моё представление о нашествии Тамерлана на Русь.
В «Прибавлении к Орловским губернским ведомостям» №7 за 1840 год елецкий городничий Холодович сообщал: «Икона (Елецкой Божьей матери) весьма древняя, ещё до нашествия Тамерлана она была (перенесена) из острога Талим в Елецкий Троицкий монастырь. Величина: 1; аршина в ширину, 1; в вышину. На ней следующая запись: сей образ Божьей Матери изволением Божьим спасён от нашествия Темир-Аксака в 1385 году и перенесён в Елец.
До 1768 года этот образ находился в монастыре. Но когда он в этом же году сгорел, а монахи были переведены в Тамбовскую губернию в город Лебедянь, в монастырь, называемый Елецким Лебедянско-Троицким, образ, спасённый от пожара, был поставлен в Елецкую Соборную Николаевскую церковь. Из Собора, ежегодно 8 июля, в память освобождения города Ельца от покорения Тамерланом, с этим образом производится крестный ход в село Талец. Но потом его отменил Елецкий Протоерей Иоанн Орловский, узнав, что её хотят отнять жители села Талец. И теперь этот крестный ход из Собора до Казанской кладбищенской церкви. Её (икону) возобновили и великолепно украсили. Кто отправляется в дорогу всегда молятся перед ней.».
Древний образ Елецкой Богоматери
Далее городничий упоминает, что во времена нашествия Тамерлана с Красной площади Ельца к реке Сосне шёл подземный ход «обложенный дубовым лесом».
И ещё один интересный факт: «В Ельце на Красной площади лежат 6 чугунных пушек, которые по преданию были применены против войск Тамерлана, стоявшего на Аргамач горе. Это название произошло из того… Один татарский военачальник в виду русских на своем коне Аргамач стремительно был занесён на эту гору, откуда сорвался и погиб вместе с конем.».
Стоит ли доверять словам елецкого городничего об иконе и о пушках, по преданию, защищавших Елец от Тимура? Давайте попробуем разобраться.
Современный и древний образы Елецкой Богородицы
В избавлении Руси от полчищ Тамерлана чаще всего приводят версию о чудесном заступничестве высших сил в виде чудотворного образа Владимирской Божьей матери: «…Месяца августа двадцать шестого, на память святых мучеников Андреана и Натальи повесть полезная, из древних сказаний сложенная, представляющая преславное чудо, бывшее с иконой пречистой Богородицы, которая называется Владимирской, как пришла она из Владимира в боголюбивый град Москву, избавила нас и город наш от безбожного и зловредного царя Темир Аксака…».
А вот елецкий городничий Холодович упоминает древнюю икону, именуемую, как образ Елецкой Божьей матери, перенесённый в Елец из пограничного поста Засечной черты, находившегося неподалёку от города, рядом с селом Талица.
В Ельце считают, что чудотворная икона из Елецкого мужского Троицкого монастыря, что на Каменной горе, после пожара 1769 года не перевозили в новую обитель в Лебедянь, а передали в Вознесенский (старый) собор, а при освящения нового Вознесенского собора она заняла там почётное место. К сожалению, в советское время она исчезла. Украден несколько лет назад и поздний образ.
Сретенье Владимирской иконы Божьей матери
В русской православной церкви сохранилась история участия этого образа и самой Богородицы в защите Ельца от войск Тимура. Это Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Елецкой» (Владимирской), глас 4: Днесь све; тло красу; ется дре; вний град Еле; ц,/ помина; юще сла; вное чу; до Пресвяты; я Богоро; дицы:/ егда; бо на сто; гнах Первопресто; льныя Москвы;/ ико; ну Ея; чу; дную лю; дие моско; встии срета; ху,/ тогда; Сама;, Влады; чице, на горе; Аргама; чстей во гра; де Ельце;,/ на сре; тение нечести; вому Тамерла; ну изше; дше,/ гро; зное его; наше; ствие вспять обрати;./ Сего; ди; внаго явле; ния изображе; ние на новопи; санней ико; не зря; ще/ и Засту; пницу на; шу за вся благодея; ния Ея; благодаря; ще,/ уми; льно Ей взыва; ем:// и в пре; дняя не оста; ви нас, о Ма; ти Милосе; рдая.
В переводе на современный русский язык звучит так: «Сегодня светло радуется древний город Елец, вспоминая славное чудо Пресвятой Богородицы, когда на улицах первопрестольной Москвы икону Ее удивительную люди московские встречали, тогда Сама, Владычица, на горе Аргамач в городе Елец, вышла навстречу нечестивому Тамерлану, обратив вспять его грозное наступление. Созерцая изображение этого удивительного явления на новонаписанной иконе и Защитницу нашу за все благодеяния Ее благодаря, смиренно к Ней взываем: «Не оставляй нас и впредь, о Матерь Милосердная».