Полная версия
Путь к естественному питанию. Часть вторая. Пища, достойная Человека
Татьяна Куницына
Путь к естественному питанию. Часть вторая. Пища, достойная Человека
1. Свобода выбора имеется у каждого
Из рук раба негоже пищу брать
Анастасия
Дорогие друзья!
Попробуем поразмышлять над этим выражением, единственное слово которого – «раб», скорее всего, у некоторых людей вызывает непонимание. Так уместно ли оно? Уместно, да ещё как, особенно при промышленном производстве продуктов питания! Ведь однокоренные слова «РАБочий» и «РАБотник» подразумевают людей, которые за свою работу получают хоть и лучшее вознаграждение (деньги), чем раб (еду, одежду), но также вынуждены выполнять предписанные им действия (например, производить продукты, не дающие в полном объёме жизненной энергии человеку), то есть их тоже можно отнести к подневольным людям. Их отличие от раба в том, что рабочий/работник может выбирать область своей деятельности, вид и условия работы и размер вознаграждения за работу. Иначе говоря, любой человек, работающий в индустриальном сельском хозяйстве, пищевой промышленности и в отраслях, имеющих отношение к производству продуктов, как РАБотник добросовестно выполняет предписанные ему действия для получения вознаграждения (денег), порой не задумываясь о вреде произведённой им продукции.
Ведь владелец производства продуктов питания при выращивании или организации их производства закладывает, в первую очередь, получение прибыли (денег) после их продажи, поэтому стремится к снижению себестоимости продукта и увеличению его конкурентоспособности в ущерб питательной составляющей продукта. Представляете, во все выращенные индустриальным методом и в промышленно произведённые продукты изначально заложена главная цель – получение денег как производителем, так и работником. Только одни руководят, а другие исполняют. И каждый желает получить как можно больше денег, которые и стимулируют их производить не полезные для питания человека продукты. Раз так, то зерновые и масленичные культуры, плоды и овощи в индустриальном сельском хозяйстве, домашний скот в животноводстве и рыба в рыбных хозяйствах относятся к пище, произведённой подневольным трудом для получения денег, и которая не может полноценно питать потребителя этой продукции. Этот ответ напрашивается сам собой.
Если вы сомневаетесь в том, что продукты производятся в целях получения денег от их продажи, то прочитайте первую часть книги. И чтобы было больше денег от их продажи, в первую очередь обеспечивают им влекущий вкус и запах, привлекательный внешний вид и красивую упаковку, длительный срок хранения и возможность транспортирования на дальние расстояния. Достигается это новыми методами селекции растений, повышением их урожайности за счёт внесения химических удобрений в землю, уничтожения сорняков «химией» и обработки пестицидами, а также в процессе переработки с добавлением в новый продукт несвойственных ингредиентов и пищевых добавок. Не лучше обстоит дело в животноводстве, птицеводстве, рыбном хозяйстве и с продуктами их переработки. Поэтому промышленно произведённые продукты могут содержать «химию» и чужеродные гены, одновременно сильно проигрывая перед природными продуктами в разнообразии и количестве полезных веществ, особенно в витаминах и микроэлементах. Ни один человек, покупающий продукты индустриального сельского хозяйства и промышленного производства, не только не знает их реальный состав, то есть, какие вещества (органического и искусственного происхождения) наполняют их, но и какой он может быть в идентичных природных продуктах.
Даже сейчас в дикорастущих растениях витаминов и макро- и микроэлементов в десятки раз больше, чем в выращенных в индустриальном сельском хозяйстве. Значит в природных овощах и плодах их тоже раньше было в несколько раз больше. Вы и сами подсознательно понимаете это, но придя в супермаркет, выбираете обречённо или нет из предложенного ассортимента продукты. Даже более полезные продукты из торговой сети не дадут вам всего комплекса необходимых вашему организму веществ. Только выращивая продукты для себя и своей семьи, мы задумываемся не о их денежном содержании, а о наполнении более полезными веществами.
Изобилие и кажущееся разнообразие продуктов промышленного производства может также подсказать об их не природном происхождении. Когда мы едим переработанные и видоизменённые продукты, к тому же содержащие «химию», то обманываем сами себя, так как не только не даём организму необходимые вещества, но и заставляем принимать чужеродные, отчего нарушаются жизненно важные функции в организме. Употреблять пищу надо не для того, чтобы насытить себя чем-то или в угоду чувственным наслаждениям, а ради поддержания своего организма в здоровом состоянии. Здоровым человек будет тогда, когда каждая его клеточка функционирует в пределах нормы. Это достигается только поступлением в клетки нашего организма питательных веществ из природных продуктов. Ведь человек и Природа взаимосвязаны, едины. Стоит на уровне чувств понять, что в Природе всё совершенно, а наша жизнь и здоровье зависят от нас самих, то осознание этого даст возможность внимательно проанализировать и изменить хотя бы своё питание.
Любые покупные продукты, в том числе фермерские, не несут всего комплекса питательных веществ, которые необходимы человеку для поддержания жизненного потенциала организма. Они, как и продукты промышленного изготовления, также могут негативно влиять на физиологическое и эмоционально-психологическое состояние организма. Это влияние сначала проявляется в виде незначительных нарушений, и только потом человек заболевает. Ведь каждая наша клеточка, обладая собственной энергией и функционируя в пределах нормы в здоровом организме, вынуждена сначала приспосабливаться к изменившимся условиям, если мы наносим даже незначительный вред самим себе, и только потом при превышении адаптивных возможностей – заболевать. Поэтому только с течением времени человек через боль понимает, что заболел, хотя нарушения произошли задолго до этого. Если мы едим не полезную пищу, пьём не пригодную для питья воду, дышим отравленным воздухом, постоянно испытываем стрессовые ситуации, то о каком здоровье и счастливой жизни может идти речь? Тем более о здоровье и счастье детей.
Представим человека, который питается «абы как» или в угоду своим чувственным наслаждениям от еды. В первую очередь страдает его энергетика, что сказывается на всплеске эмоций, нарушении психологического состояния человека и прочее. Может появиться апатия, потеря интереса к окружающему миру, или наоборот, тяга к алкогольным напиткам и другим сильнодействующим внешним раздражителям, которых немало в настоящее время. И дети, как самая уязвимая часть населения, подвержены этому в большей степени, чем взрослые люди. В дальнейшем происходит нарушение в функционировании того или иного органа или системы, но это говорит не о конкретном заболевании, а об ухудшении здоровья всего организма. Иначе говоря, диагноз может быть один, но организм при этом болеет весь. Если не устранить причину заболевания, то получается, что человек сам толкает себя на путь болезней. И часто причиной заболеваний является питание, ведь пища изменяет тело человека не только на физиологическом уровне, но и влияет на него на энергетическом уровне.
Конечно, не малую роль играют и другие факторы, но и питание оказывает существенное влияние на здоровье и качество жизни человека. Вот почему так важно не только наличие в питании природных продуктов, выращенных с любовью и радостью самим человеком для себя и своей семьи, но и приготовление пищи с добрыми пожеланиями для тех людей, кто её будет употреблять. Ведь очень важно получать из продуктов именно питание для клеток, а не некую массу, которая только придаёт ощущение сытости.
Обсуждая с людьми разных возрастных групп проблемы питания выяснила, что немалая часть потребительского общества отходит от навязанного образа питания. Если человек будет принимать пищу для поддержания своего организма в здоровом состоянии, а не ради удовлетворения чувственных наслаждений или для того, чтобы что-то съесть, то и жизнь человека станет намного радостней и счастливей. Мы ведь сами всегда желаем другим людям здоровья и счастья, так поможем и самим себе этого достичь.
Продуктам промышленного изготовления (что они собой представляют и какие опасности несут) было уделено много внимания в первой части книги для более полного понимания ситуации на рынке продуктов. Ведь мало кто вникает в то, из какого сырья и как изготовляют в пищевой промышленности продукты питания.
В отличие от них продукты, выращенные самим человеком или взятые им в окружающей его Природе полноценно питают не только физическое тело, но и невидимое тело человека. Эти продукты можно назвать природными. Все они должны быть выращены естественным путём в экологически чистых условиях. И ещё есть одно условие. Чтобы человек с любовью относился к Земле-Матушке и всему окружающему пространству и с любовью выращивал продукты на своей земле. Ведь все растения и животные помнят, кто к ним прикасался, и возвращают энергию Любви человеку, взрастившему их. Не лишне будет напомнить, что от животных человек может взять без нанесения вреда себе только то, что они сами ему могут отдать, то есть молоко. Чтобы ощутить воздействие от собственных плодов и овощей, молока от собственной козочки или коровки, надо не только вырастить их с любовью, но и создать вокруг Пространство Любви. Только тогда человек понимает ВСЮ разницу в продуктах, ведь он будет получать всё самое лучшее для сохранения своего здоровья и счастливой жизни. Питание такими продуктами и есть естественное питание.
Именно наполнением (энергиями и ценными веществами) будут отличаться природные продукты от покупных. И это вы теперь знаете из первой части книги, поэтому не будете отождествлять энергию продукта с его калорийностью, которую так красиво и неправильно сейчас называют «энергетической ценностью». Осознав, что энергия в продуктах может быть разная, человек понимает насколько вредны не им выращенные продукты. Взращивая продукты с любовью и радостью, мы вместе с этими продуктами получаем приумноженную энергию любви и радости, а покупая продукты, выращенные на страданиях животных и Земли с использованием подневольного труда работников, мы получаем негативную энергию. Ведь в процессе работы наёмные люди при выращивании и изготовлении продуктов на продажу вкладывают в них не энергию радости и любви, а энергию уныния подневольного труда. Вот и получается, что только продукты, выращенные и приготовленные самим для себя и своей семьи, несут в себе весь комплекс питательных веществ. Не случайно с каждым годом увеличивается количество людей, которые предпочитают сами выращивать продукты, особенно плоды и овощи народной селекции.
Свобода выбора остаётся за вами.
Чтобы лучше понять суть естественного питания, предлагаю прочитать книги трёх первых авторов из перечня используемой литературы. Для эпиграфа к этой главе как раз и взяты слова Анастасии – героини серии книг «Звенящие кедры России» Владимира Мегре. И книга, которую вы держите в руках, появилась неслучайно. Главную роль в её написании отвожу собственному осознанию содержания этих книг, культуры жизни наших далёких прародителей (русичей) и того, что именно их питание было более естественным для человека. Нам надо гордится нашими предками и следовать их культуре жизни, а не привносить в свою жизнь навязанный извне образ жизни и питания.
Ведь стандартные требования к продуктам промышленного изготовления и чуждые для нас привозные продукты, домашняя пища и еда в предприятиях питания на основе этих продуктов и рекламируемых способов приготовления формируют новые пищевые привычки. Вы это и на себе почувствовали. Такие изменения в питании происходят не только в нашей стране, но и у других народов, несмотря на различия в национальных кухнях. Забыли же мы (русские) свою исконно русскую кухню, основой которой были зерновые культуры, плоды, овощи, дикорастущие растения, увлёкшись колбасами, пельменями, шашлыками, фастфудом и прочим. Если свято не верить в некоторые вымыслы, то простые и известные факты послужат доказательством того, что изначально русская кухня была вегетарианской. Это легко понять, ведь на характер питания раньше влияли культура жизни народа и его среда обитания, что и формировало национальные кухни. Теперь – навязанный образ жизни.
В следующей главе предложу своё видение истинной русской кухни и некоторые объективные данные, подтверждающие, что ещё тысячу лет назад она соответствовала естественному питанию человека, а вы, возможно, задумаетесь над причинами и последствиями её изменения на протяжении последующих веков.
Неоценимую помощь в воссоздании подлинной исконно русской кухни оказали книги Владимира Николаевича Мегре и Александра Борисовича Саврасова, из которых мы узнаём БЫЛЬ РУСИ (истинную жизнь русского народа в прошедшие два тысячелетия), а не её придуманную историю. Из этих книг можно собрать много интересных сведений и о продуктах, которые использовались в пищу в то время.
Спасибо, что читаете эту часть книги.
2. Естественное питание и истинная русская кухня
Погружаясь в суть естественного питания человека пришла к выводу, что оно ни чем не отличается от питания народа Руси тысячу двести лет назад и даже пятьсот лет спустя. Их объединяет единый смысл питания, который заключается в сохранении своего здоровья для счастливой жизни. Пристально взглянув на особенности питания на Руси на стыке двух тысячелетий, можно легко понять и суть естественного питания.
Почему взят именно этот период для понимания по-настоящему здорового питания? Потому, что он является переломным в судьбе народа Руси. Ведь их культура жизни в то время резко отличалась от нравов других народов, и, в первую очередь, от народов Западной Европы. Значит и культура питания, как часть культуры жизни любого народа, тоже отличалась. Это даёт основание к пониманию, что каждый русич (Русь – русич – русский) знал истинный путь к сохранению здоровья, немаловажную роль в котором имел характер питания. Их неразрывная связь с Природой, мудрость в понимании того, какая пища и как влияет на здоровье и счастливую жизнь, и сформировали высочайшую культуру питания, которую сейчас называют исконно русской самобытной национальной кухней. Её своеобразие определили и продукты, которые с радостью и любовью выращивались в каждой семье для себя, и уникальные методы приготовления кушаний из этих продуктов, в том числе, «живой» пищи в глинобитной печи (других очагов в то время на Руси не было), и то, что была вегетарианской, а это значит, что она поддерживала жизненный потенциал человека. Эти отличия истинной русской кухни подробно освещаются далее, чтобы её искажённое видение, сформированное позднее, не смогло убедить вас в обратном. Ведь с тех времён она претерпела немало изменений, постепенно на протяжении последующих веков засоряясь чуждыми продуктами и инородными заимствованиями. Но сумела сохранить до настоящего времени немало общего с домашней кухней многих семей в нашей стране. Кто-то может возразить, что на территории Руси жили разные народы (поляне, древляне, северяне и другие), но все они были родственные с единой культурой жизни (одинаковыми устоями, нравами, особенностями характера, праздниками и прочее), что налагало одинаковый отпечаток на их питание.
Письменных отечественных источников, из которых можно получить сведения о быте и питании русичей в интересующий нас период с X по XIII и даже по XV век, крайне мало. Тем более их нет за более ранний период. Удивительно, даже сохранившиеся летописи представлены только более поздними копиями (часто вторыми и третьими) от якобы утерянных оригиналов, которых, возможно, никогда и не было. О том, что эти летописи появились в более поздние века, свидетельствует то, что написаны они на церковно-славянском языке, которого на Руси тысячу лет назад не могло быть. Сведения о быте и питании на Руси, собранные буквально по-крупицам из этих «копий», на мой взгляд, содержат много странностей и очевидных противоречий, отчего не могут быть полностью достоверны.
Почему-то принято считать, что отсутствие отечественных письменных источников (летописей и других записей), дающих широкое представление о жизни на Руси до X века, связано с отсутствием письменности, что и позволило науке назвать весь предыдущий период «долетописным». Но если учесть, что в западных странах, как и в восточных, в то время уже было много аналогов русским летописям (например, анналов истории, хроник), в которых имеется немало сведений и о характере питания в этих странах, то появляется уверенность, что на Руси ранние письменные источники преднамеренно уничтожались в более поздние века для сокрытия достоверных и неугодных правящей элите фактов.
Тот период ещё называют «дохристианским», так как в нашем обществе считается, что уже в конце X века Русь приняла новую религию (христианство византийского обряда), а значит должна была принять и новый образ жизни. Если было бы так, то вместе с западноевропейскими (в основном, византийскими) христианскими проповедниками и их пропагандой новой веры вскоре пришли бы на всю территорию Русской земли и новые порядки из Византии, которые быстро бы изменили весь уклад жизни её коренного народа. Но этого не произошло, судя по тому, как медленно, на протяжение нескольких веков, распространялось новое учение. Ещё медленней менялся характер питания русичей. Иначе говоря, появление проповедников другого образа жизни не сразу повлекло за собой изменения в культуре жизни даже князей и их окружения, а тем более основного населения Руси. Новые порядки могли насаждаться только из поколения в поколение. Именно так Византия закрепляла государства в сфере своего влияния.
Учитывая, что культура питания – это часть культуры жизни любого народа, вслед за изменением условий и образа жизни меняется и отношение к питанию, но с отставанием по времени и сначала только в правящей верхушке, что и произошло на Руси. Ведь привычка к употреблению определенного вида еды одна из самых устойчивых, сразу её не поменять, а постепенно – можно. О том, что быт князей тоже долгое время мало чем отличался от быта остального народа Руси, имеются сведения. К тому же, совершенно очевидно, если небольшая часть людей (правящая верхушка) изредка стала пробовать какие-то чуждые для них продукты как дополнение к основной пище, то это ни в коей мере не отражалось не только на культуре питания всей остальной части населения Русской земли, но и на основах питания самих князей и их ближайшего окружения.
Вот этим и важен период на стыке двух тысячелетий для понимания особенностей культуры питания русичей в дохристианской Руси, о которой почти нет сведений в сохранившихся письменных источниках, но имеются археологические свидетельства даже о более раннем периоде её существования. Из них мы узнаём, в каких условиях и домах жили люди, какие дикорастущие и культурные растения росли на территории Руси, какой был очаг и утварь для приготовления пищи. Собрав артефакты воедино и на основе культуры жизни русичей в то время, можно на этих неопровержимых данных представить истинную (настоящую, правдивую), иначе подлинную исконно русскую кухню. Именно её нужно приравнивать к естественному питанию человека. А сведения из поздних письменных источников помогут понять, как она менялась на протяжении последующих столетий.
Некоторые читатели, возможно, скептически отнесутся к моему глубокому убеждению, что исконно русская кухня – вегетарианская, а любое отдельно взятое кушанье было «живой» пищей для человека. Чтобы представить такой характер питания русичей на стыке двух тысячелетий, предлагаю вам сначала понять их культуру жизни в то далёкое время, ведь питание не только взаимосвязано с образом жизни и культурой любого народа, но и является её неразрывной частью, что неоднократно подтверждается наукой. Для опровержения версии, что мясо и рыба всегда присутствовали в питании русичей, предложу вам на рассмотрение явные и косвенные доказательства, которые противоречат малому количеству сведений об этом в письменных источниках, на которые ссылаются исследователи истории русской кухни. Поэтому мои размышления об истинной русской кухне основываются на сохранившихся неопровержимых фактах и мудрости русичей в области питания. Более подробно постараюсь также описать, как постепенно в питании народа Руси появлялись чуждые продукты и инородные заимствования, внёсшие немало изменений в русскую кухню.
Под чуждыми продуктами надо понимать не только привозные из других стран продукты, но и несвойственные исконно русской кухне продукты, то есть мясо и рыбу. Привозить на Русь с собой свои продукты для собственного потребления иноземцы могли всегда. Какие-то продукты, вполне возможно, оставляли в дар, но русичи их не употребляли, так как они знали, что выращенные инородцами продукты им не полезны. Поэтому в каждой семье для собственного потребления выращивались и заготавливались продукты во всём их разнообразии, как минимум, до XIV века, а простым народом – до XIX века, когда с бурным развитием промышленности много людей переселилось в города. В сельской местности и сейчас немалый ассортимент продуктов выращивается самостоятельно.
Тем более не употребляли тысячу лет назад мясо и рыбу, так как каждый русич знал, какое влияние они оказывают на физическое и эмоционально-психологическое состояние человека. Некоторые блюда из мяса и рыбы могли появиться уже в XIII веке, но только подавали их во время приёмов правящей верхушкой (князьями, боярами) иноземных гостей. Ведь иноземцам простые русские кушанья были не по вкусу, поэтому для них готовили привычные им блюда из мяса и рыбы. И готовили их, скорее всего, пришедшие на Русь монахи-повара из Византии, так как княжеские повара вплоть до XVI века уступали им в искусности приготовления блюд, свойственных в то время западноевропейской кухне. Возможно, уже в XV веке в питании самой правящей верхушки присутствовали мясные и рыбные блюда, но чаще их подавали на праздничный стол, так как их подача обставлялась особенно торжественно даже два столетия спустя. В основе же их повседневное питание ещё не утрачивало национальный характер.
Не исключено, что к началу XVI века кухня князей и окружавших их знатных людей уже сильно отличалась от исконно русской кухни. К тому времени в княжеских и боярских поварнях (отдельных строениях, предназначенных для приготовления пищи) стали более широко применять приёмы приготовления пищи с использованием открытого очага (в основном, разные способы жарки). Размежевание кухни правящей верхушки и кухни простого народа произошло во второй половине XVI века, когда сформировалось замкнутое господствующее сословие, оторванное от народных масс. Именно с того периода сохранены оригинальные письменные источники, в которых имеются сведения и о питании, но только знатных и богатых людей, о кухне простого народа в них нет ни слова. Она к тому времени ещё не претерпела каких-либо изменений, которые наметились только в XVII веке, но явно стали проявляться в XIX веке с появлением большого количества городских жителей. В сельской местности простые люди и в XIX веке крайне настороженно относились ко всему новому.
Монастырская кухня с самого начала зарождения монашеских обителей на Руси (с XI века) имела немало своих отличительных признаков, так как в них изначально жили иноземные (западноевропейские) монахи. Они не меняли характер питания, принятый в Западной Европе и привычный для них, поэтому готовили совсем другую пищу с использованием открытого очага. Для высшего духовенства (митрополитов и епископов, направляемых на Русь Константинопольским патриархом, которые по XIII век, как правило, были из греков), пищу готовили прибывшие с ними иноземные монахи-повара, которых приглашали в Москву даже в XVII веке. Они постепенно внедряли новые рецепты и приёмы приготовления пищи на открытом очаге, обучая княжеских и боярских поваров готовить несвойственные для русской кухни блюда, в том числе из мяса и рыбы.
Поэтому не стоит всерьёз относится к рассуждениям, что с приходом христианства начинается становление русской кухни. До этого население, живущее на огромной территории с несметными природными богатствами, питалось абы как? Не было сложившихся кулинарных предпочтений? Археологические свидетельства говорят об обратном. Они-то более достоверные и убедительно доказывают, что основой питания до прихода христианства на Русь были плоды, овощи и зерновые культуры, и подсказывают земледельческий путь развития нашей страны на протяжении многих и многих веков, что и отражается в предпочтении этих продуктов. И подтверждает перечень продовольствия, который закупался на Руси иноземными торговыми людьми (купцами). Иные народы преимущественно занимались скотоводством, рыболовством и охотой, поэтому основой их питания были другие продукты, в основном, мясо и рыба. К сведению, наукой установлено, что древние народы, занимающиеся земледелием, по своему культурному уровню значительно превосходили народы, которые занимались скотоводством, рыболовством и охотой.