Полная версия
Процесс присутствия
Эти дыхательные сессии также приводили к взрывным инсайтам. Например, позволяя мне переживать моменты отсоединения от происходящего в моей ежедневной рутине, эта естественная дыхательная практика помогла мне отчетливо определить для себя разницу между тем, чем Присутствие является на самом деле, и моим растущим человеческим опытом. Я не обладал необходимым восприятием, чтобы разграничить эти понятия, до того, как начал сознательно соединять дыхание. Я был настолько опутан повседневным опытом, что то, через что я проходил, стало началом и концом всего, с чем я отождествлялся.
Вследствие применения этой дыхательной техники я начал замечать, что каждый раз, когда я сталкивался с Присутствием, я чувствовал целостность и полноту бытия. Это был опыт безусильного спокойствия, полной гармонии со всем, что происходило в моей жизни. Я осознал, что в корректировке нуждалась не моя суть, а мой разворачивающийся физический, ментальный и эмоциональный опыт, который стал неуравновешенным. Представление о том, что «наше Присутствие требует исцеления», оказалось смешным.
Используя сознательно соединенное дыхание, чтобы больше присутствовать, я наконец обнаружил, что начал принимать решения, которые восстанавливали мое чувство благополучия. Например, я начал отвечать на ситуации, а не реагировать на них. Этот единственный простой сдвиг в моем поведении затронул буквально все грани моего опыта. Мои встречи с миром и людьми вокруг меня стали проявляться со все большей гармонией и комфортом.
Одновременно продолжала отступать моя болезнь. После долгих лет страданий от непрекращающейся неврологической агонии, а также фрустрации, беспокойства, гнева, горя и депрессии, которые она сеяла, я впервые почувствовал, что есть свет в конце этого тоннеля.
Меня осенило, что не существует более исцеляющего инструмента в моем распоряжении, чем сознательно соединенное дыхание и осознание Присутствия, которое эта техника вызывает. Чтобы узнать больше об этом инструменте, я начал обучать этой дыхательной технике других людей, внимательно наблюдая за эффектами.
Другим ключевым инсайтом, посетившим меня, стало то, что мое намерение исцелить себя – то есть «избавиться от своего дискомфорта» – было ошибочным. Возможно, именно поэтому мне не удалось преуспеть в этом, несмотря на все мои усилия. Со временем я отказался от использования слова «исцелить» – из-за идеи, стоящей за ним, что что-то не так и должно быть исправлено. Вместо него я начал использовать слово «интегрировать», для меня это означало, что есть бессознательная часть моего опыта, та часть моего опыта, которой я сопротивлялся, которую контролировал и усыплял, но которая просила быть включенной в целое. В то время как исцеление ощущалось как исключение чего-то из моего опыта, интеграция ощущалась включением всего, что я испытывал.
Эти важные моменты, посредством которых я был представлен осознанности настоящего момента, стали критериями, по которым я анализировал последующие исследования искусства интеграции. Если что-то из того, что я исследовал, способствовало увеличению осознанности настоящего момента, я принимал это как что-то подлинное. Если не способствовало, я больше не тратил на это время. И по сей день переживание осознанности настоящего момента остается моим верным компасом, который помогает мне отметать неэффективную деятельность и разрекламированные, но бесполезные методы, которые являются лишь показухой.
В дополнение к практике сознательно соединенного дыхания я также начал исследовать парадигму шаманизма. На протяжении четырех лет я обучался на Хранителя Огня в Церкви Пейота коренных американцев. Через границу Аризоны я отправился в Мексику, где участвовал в церемониях с «живыми предками Пути Пейота», индейцами Уичоли. Я не упускал любой возможности использовать себя в качестве лаборатории для экспериментов с активацией осознанности настоящего момента, и мой последовавший за этим опыт стал ареной для наблюдения эффектов моего присутствия.
Моя личная одиссея может показаться кому-то романтичной, и определенно я много повеселился на этом пути. Однако она редко была легкой, а сам путь – ясным. Изначально не было никакой точки опоры, которая позволила бы мне понятно объяснить другим суть Присутствия и осознанности настоящего момента. У меня не было даже подходящего словарного запаса, чтобы рассказать, что я открывал и чего пытался достичь. Шаг за шагом я шел по тропе, которая имела смысл только для меня.
Много раз я впадал в замешательство и в уныние. Бывало, я сомневался в своих инсайтах. К счастью, у меня всегда был способ восстановить связь со своим поиском: соединяя свое дыхание и вновь входя в сияние Присутствия. Каждый раз, когда я делал это, я вспоминал, что мой поиск довольно прост. Тогда я не мог найти нужных слов для его описания, однако могу сейчас: «Как я могу стать все более присутствующим, чтобы оставить тропу, по которой смогут пройти другие желающие проявиться в своем жизненном опыте?»
Я не понимал, отправляясь в этот поиск, что его итогом должна стать конкретная процедура. Однако, оглядываясь в прошлое, я вижу, что вследствие моего намерения, через собственный опыт я был направлен к обнаружению практических техник, инструментов восприятия и глубоких инсайтов, которые впоследствии эволюционировали в «Процесс Присутствия».
По сути, я нес свое намерение воссоединиться с Присутствием и достичь осознанности настоящего момента вне ментальной сферы, укоренив его на земле в качестве практического, методичного, интегрированного процесса, приводящего в баланс физический, ментальный и эмоциональный аспекты нашего опыта.
В 2002 году, после девяти лет вдали от Южной Африки, я вернулся, зная, что совершил первый шаг в своем поиске: получил сырой материал для создания процедуры, которая позволяет активировать, поддерживать и продолжать процесс накопления осознанности настоящего момента. Позже, в том же году, через пятнадцать лет после того, как я рухнул на обочину дороги в Транскее во время первого приступа болезни Хортона, я начал сознательно воплощать в жизнь свою цель, делясь Процессом Присутствия с другими.
Независимо от того, сколько людей я лично провел через Процесс Присутствия, и независимо от того, насколько часто я делился им через инструкции и письма, я остаюсь в восторге от того, что этот процесс способен дать каждому, кто желает пройти его. Процесс Присутствия – это редкое сокровище. Он предлагает нам методичный подход к разрешению неинтегрированных травм прошлого и пугающих проекций будущего, которые не дают нам проживать то, что все мы разделяем, – Присутствие и глубокий опыт жизни в осознанности настоящего момента.
Процесс Присутствия – это приглашение шагнуть на путь, который освобождает нас из тюрьмы бессознательного ментального безумия. Я был свидетелем того, как много тех, кто посвятил себя прохождению этого путешествия, переродились в своем восприятии, стали послами самой жизни и теперь живут в семьях и обществе как подлинные миротворцы.
По прошествии четырех лет интенсивного ведения других людей через этот процесс мне стало ясно, что тренировать людей на ведущих Процесса Присутствия – не мой подход. Мне кажется, что такой подход может ослабить влияние этой процедуры, неверно истолковать ее мудрость и превратить ее в средство заработка для ведущих, специализирующихся на «духовном бизнесе». Я понял на собственном опыте, что только сама жизнь может научить нас иметь целостность для ведения других и что жизнь совершает это, приглашая нас в первую очередь развить эту целостность сквозь ведение самих себя. В соответствии с этим инсайтом Процесс Присутствия сосредотачивается на искусстве «самоведения».
Мое намерение заключается в том, чтобы Процесс Присутствия был доступным инструментом эмоциональной интеграции для каждого. Поэтому вместо трансформирования Процесса Присутствия в метод, которым делятся тренированные ведущие, я решил сделать его доступным вам напрямую с помощью этой книги. В этом случае он будет у вас в его чистейшей форме. Процесс Присутствия написан и подан в манере, которая позволит тебе стать ведущим собственного путешествия в осознанность настоящего момента. Теперь каждый, кто ищет пробуждение от безумного заклятия менталитета времени, имеет доступ к этому процессу по цене книги. Однако я все же призываю вас быть товарищами друг другу, отправляясь в это величественное путешествие. И пусть суть этого товарищества будет испытана на примере, свободном от любых надуманных авторитетов.
Я благодарен учителям, которые поделились со мной своим опытом, чтобы я мог открыть эту глубокую процедуру. Процесс Присутствия дает возможность каждому ощутить Присутствие и осознанность настоящего момента без необходимости проходить длинный трудный путь, какой пришлось пройти мне. Оглядываясь назад, я понимаю, что бо́льшая часть моего путешествия была направлена на то, чтобы узнать, чего делать не стоит. Следуя простым инструкциям, заключенным в этом тексте, вы можете пройти свой путь к переживанию Присутствия без необходимости тратить время и энергию на исследование последствий ошибочного намерения.
Кроме того, сейчас мне очевидно, что, несмотря на то что уважительное применение лекарственных растений и церемоний активирует осознание Присутствия, для большинства из нас эти инструменты лучше рассматривать как указатели на пути, но не как сам путь. Мало кто призван быть «человеком медицины» в жизни. Я принимаю эти инструменты, ритуалы, «медицину» и их преданных хранителей как союзников. Я всегда буду так относиться к ним. Я знаю, что они были поставлены на человеческий путь, чтобы помочь нам вспомнить то, что было забыто, и дать нам увидеть проблеск того, что возможно. Однако я не считаю их подход путем для каждого. Механизмы пути для каждого уже заложены в каждом из нас, они обнаруживаются как внутреннее устройство, умышленная программа и заложенное право по рождению.
И хотя ритуалы и употребляемые вещества инициируют осознание Присутствия и позволяют испытать осознанность настоящего момента, таким образом предоставляя большее количество инсайтов для человеческой эволюции, их действие существенно ослабевает со временем. Из-за того, что они не могут подпитывать сопутствующий каждодневный опыт, необходимый для поддержания осознанности, они потенциально могут настолько же вводить в заблуждение, насколько приносить пользу. Как следствие, те, кто использует этот подход многократно для достижения и поддержания осознанности, но не использует одновременно силу воли и дисциплину для развития этой способности естественным образом, рискуют стать жертвой противоречия, развив внешнюю зависимость во имя внутреннего развития.
Мой опыт показывает, что для большинства из нас развитие подлинных открытых отношений с Присутствием и осознанностью настоящего момента лучше всего совершать естественно, через сознательный и трезвый доступ, накопление и применение силы воли и постоянной дисциплины. Достижение осознанности настоящего момента – это образ жизни, ежедневный подход к жизни на этой планете, а не одноразовый быстрый способ решить все свои проблемы. Это путешествие, а не пункт назначения. Именно этот естественный подход Процесс Присутствия теперь делает доступным для всех.
Красота Процесса Присутствия заключается в том, что он прокладывает нам путь возвращения в свое подлинное состояние способом, который не требует никаких искусственных инструментов или внешних действий – никаких сложных церемоний, ритуалов, догм или убеждений. Он требует только сознательного и дисциплинированного использования внимания и намерения. Практическое вхождение в этот процесс – и для многих из нас повторение его около трех раз – постепенно активирует ту общую способность, которая есть у всех нас, позволяя нам накапливать осознание Присутствия и последующее излучение осознанности настоящего момента. Теперь это можно сделать просто и безопасно в рамках нашей повседневной жизни, независимо от того, где и как мы раскиданы в этом быстро меняющемся, сложном мире. Ни на каком уровне он не требует ухода оттуда, где мы есть прямо сейчас.
Процесс Присутствия также представляет нам несвойственную миру постоянно меняющихся условий концепцию, которая заключается в том, что Присутствие не знает порядка сложности. Под этим я имею в виду, что Присутствие имеет чудодейственную способность выявлять в нашем ежедневном опыте именно те обстоятельства, которые необходимы для интеграции той дисфункции, которая в текущий момент не позволяет нам переживать осознанность настоящего момента.
Как и многие из вас, кто сейчас заинтересовался этим текстом, я тоже изначально вступил в это приключение из-за симптоматического дискомфорта. Страдание заставило меня обратиться внутрь себя в поиске того, что причиняло мне беспокойство. Я лично был свидетелем того, как этот процесс воздействовал на такие симптоматические болезни у меня и других, как депрессия, фобии, зависимость от алкоголя и наркотиков, горе, гнев, страх, аллергии, чувство недостатка и множество других внешних показателей внутреннего дискомфорта. Он также способствует заживлению физических травм, улучшает спортивные и творческие возможности и вливает свежие силы в различные практики – от йоги до медитации.
Этот процесс демонстрирует, что именно наши глубоко подавленные эмоциональные отпечатки бессознательно отвлекают нас от осознания настоящего. Именно ментальные состояния замешательства, что поднимаются из этих неинтегрированных эмоций, ведут к физическому проявлению дискомфорта, который становится симптомом заболевания.
По сути, Процесс Присутствия является практическим путем, который ведет нас к принятию ответственности за интеграцию своих эмоциональных блоков. Другими словами, это способ сознательно повзрослеть.
Когда мы намеренно инициируем эмоциональную интеграцию, мы неизменно понимаем, что величайший дар этого процесса не симптомное облегчение, которое он часто приносит, но способность, которой он наделяет нас, брать полную ответственность за определение качества всего нашего опыта.
Близкое включение в Присутствие и накопление осознанности настоящего момента – это сильно вознаграждающее путешествие, которое, похоже, не имеет границ. Оно продолжается для меня сегодня с тем же глубоким резонансом, как и когда оно началось в моих опытах с парильней и пейотом. Оно пробуждает способ бытия, который дает возможность отвечать на жизнь, а не реагировать. Оно ведет к осознанию того, что нас объединяет, вместо концентрации на вещах, которые заставляют нас чувствовать себя отделенными. Но пока мы сознательно не начнем свое личное путешествие в осознанность настоящего момента, переживание Присутствия останется спрятанным под завесой мирских требований и суеты.
Активация практического осознания Присутствия – один из лучших подарков, который мы можем сделать самим себе. А еще это ответственный способ внесения своего вклада в человечество, потому что, приходя к осознанности настоящего момента, мы привносим глубину возможностей Присутствия во все сферы нашей жизни и деятельности.
Процесс Присутствия – это приглашение активировать наше общее Присутствие, позволяя ему вести нас во все углубляющееся осознание того, что есть. Это дар, который дает силу изменить наше видение того, что возможно в жизни. По этой причине я рекомендую вам читать книгу не торопясь. Подготовиться к прохождению Процесса Присутствия. Отчаянное желание «закончить как можно скорее» не приносит пользы.
Не стоит относиться к процессу как к чему-то, что требуется пройти, чтобы быстрее попасть куда-то еще. Все, что мы ищем, уже нашло нас и доступно внутри нас. Процесс Присутствия – это возможность пережить личное подтверждение этому.
И да, я успешно разрешил свое эмоциональное состояние, которое проявлялось как моя неврологическая болезнь. Я сделал это, войдя в близкие отношения с Присутствием и позволяя «внутреннему знанию» стать моим проводником в осознанность настоящего момента.
Такое же всемогущее качество есть и внутри вас, потому что мы все объединены им – аспектом того, чем мы являемся. Это состояние бытия легко доступно. Пусть это магическое, мистическое и загадочное путешествие благословит все качество вашего опыта, как благословило мое – и как благословило его для многих, кто уже принял приглашение проявиться полностью в своем опыте.
В быстротечном мире сегодняшнего дня осознанность настоящего момента – это как неизведанный рубеж, так и дверь, ведущая к личному освобождению. Присутствие – это наш верный проводник на входе и дальше за ним. Как и ты, я – любознательный исследователь. Вперед, внутрь и вверх.
Благодарю тебя за этот подарок самому себе.
С наилучшими пожеланиями,
Майкл
Часть 1
Настраиваясь на Процесс
ТЕКСТ ЭТОЙ КНИГИ построен так, чтобы поддерживать практическую процедуру, которая называется Процесс Присутствия. Его чтение мягко вводит в этот процесс, приглашает пережить его и ведет к трансформированной жизни.
Переживая Процесс мы становимся присутствующими.
Пройдя этот процесс, мы тренируемся быть самофасилитаторами[1] нашего непрерывного путешествия в осознанность настоящего момента. Мы воссоединяемся с тем аспектом нашего существа, который всегда доступен для ведения нас, освобождая от поиска руководства во внешних источниках.
Процесс Присутствия – это путешествие внутрь самого себя. Он позволяет нам пройти через забытые воспоминания на неизведанные территории наших эмоций. Совершая это, он дает нам силы для интеграции годами подавляемых чувств: страха, гнева и горя, которые просачиваются и отравляют наш повседневный опыт. Эта эмоциональная местность может поначалу показаться чужой, но ее забытый энергетический ландшафт способен воссоединить нас с присущими нам когда-то невинностью, радостью и созидательной силой.
Может показаться, что мы одиноки на своем пути, однако это не так. Первая часть текста помогает понять эту концепцию, ведь она написана, чтобы пробудить прямые отношения с Присутствием. Хотя мы можем не знать, куда направляемся прямо сейчас или как будем двигаться дальше в этом направлении, существует мудрый проводник – аспект нашего существа, который знает все. Именно он приглашает нас отправиться по этому внутреннему пути. Это Присутствие знает, что мы ищем и что необходимо сделать, чтобы заполучить искомое.
Присутствие является нашим лучшим другом и ближайшим товарищем, нашим чемпионом и защитником чести. Оно несет наш флаг. Оно отправляет нас с энтузиазмом и присутствует, чтобы поприветствовать нас, когда мы получим доступ к осознанности настоящего момента.
Первая часть Процесса Присутствия поможет подготовиться и стать более восприимчивым к коммуникации с Присутствием. Через чтение этого текста вы научитесь языку подлинности – языку, на котором говорит с вами Присутствие.
Нет необходимости запоминать и заучивать какую-либо часть этого материала. Однако будет полезно читать его настолько часто, насколько это возможно, особенно в моменты покоя, когда вы чувствуете расслабление и легче понимаете свои чувства.
Если в какой-то момент вы почувствуете увеличение нагрузки, стоит закрыть книгу и дать себе время интегрировать прочитанное. В этом контексте «интеграция» означает тишину и пространство для того, чтобы физически, ментально и эмоционально впустить содержание того, что мы читаем, вместе с перевариванием переживания, которое запускает этот текст, и усвоением духовной пищи, которую он предлагает. Соответственно – позвольте мне это подчеркнуть снова, – вам не стоит торопиться. Очень важно, чтобы вы читали эти слова внимательно и давали себе время, необходимое, чтобы переработать их.
Поэтому, чтобы быть доступным каждому, Процесс Присутствия имеет два уровня входа: вступительный и практический. Первый уровень можно пройти, просто читая текст. Второй уровень включает практические процедуры, которые постепенно раскрываются на протяжении десяти недель. Первая часть этой книги поможет вам сделать выбор подходящего вам уровня. Вторая вводит вас в резонанс с общим намерением Процесса Присутствия, открывая двери и указывая путь. Формулируя наше намерение, фокусируя наше внимание и активируя нашего внутреннего проводника, она подготавливает и подбадривает нас.
Что такое осознанность настоящего момента?
Осознанность настоящего момента – это состояние бытия, противоположное чему-то, что мы делаем. Простейшее определение осознанности настоящего момента – это полностью осознанный момент, в котором мы находимся, – или чувство присутствия и вовлеченности в моменте.
Упор делается не на момент, а на бытие, которое мы привносим в наш жизненный опыт, когда уделяем этому моменту полное внимание.
Надежным показателем того, что мы вошли в осознанность настоящего момента, является ощущение, что наш опыт, независимо от того, насколько комфортным или некомфортным он может порой казаться, пронизан благодарностью.
Когда я говорю о благодарности, я не имею в виду тип благодарности, основанный на сравнении, вроде чувства благодарности за то, что у нас лучше здоровье или больше богатства, чем у кого-то еще. И это не та благодарность, которая возникает, потому что жизнь сама течет так, как мы хотим, и все дается легко. Скорее, это благодарность, которая не требует никаких оснований, – благодарность за приглашение, возможность пройти этот путь и дар самой жизни.
Благодарность – это единственный маркер, от которого мы можем зависеть как от показателя того, насколько мы присутствуем в своем опыте. Если нам не хватает благодарности за то, что мы просто живы, то мы ушли из настоящего в иллюзорное ментальное состояние, называемое «время».
Из-за того, что мы рождены в культуре, которая существует почти полностью в мире времени, только некоторым из нас от природы дано продолжительно присутствовать. Это проклятье современной цивилизации. Мы жаждем прогресса, но во многих случаях прогресс ведет к структурированию жизни таким образом, что нам больше нет необходимости присутствовать. Чем более автоматическим становится наш опыт, тем менее мы вовлечены в искусство жизни.
В мире времени трудно быть благодарными, потому что кажется, что ничто не происходит так, как нам видится должным. Прошлое копит в себе сожаления, а будущее обещает улучшения, в то время как настоящее требует постоянной корректировки. Мы, следовательно, тратим мгновения бодрствования и трезвости, размышляя над тем, что не сработало в прошлом, и планируя те изменения, которые, по нашему мнению, необходимы для достижения мира и удовлетворения, которых мы ищем в будущем. Поскольку эти корректировки ориентированы на «лучшее завтра», мы забываем, как наслаждаться осмысленным сегодня. Следовательно, опыт, который мы имеем прямо сейчас, рассматривается только как средство достижения цели. Поскольку у нас нет доступа к другому опыту, который мы могли бы сравнить с нашими сиюминутными трудностями, такая жизнь кажется нормальной для нас.
Живя таким образом, мы постоянно «перепрыгиваем» настоящее. Хотя прошлое завершено и не может быть изменено, а будущее еще не прояснилось, мы предпочитаем мысленно переноситься в них, вместо того чтобы полностью войти и пережить единственный момент, который мы действительно занимаем, – момент настоящего.
Привычно пребывая в состоянии разума, которое позволяет нам проецировать свое внимание в иллюзорное прошлое или будущее, мы упускаем подлинный физический и эмоциональный опыт, который происходит прямо сейчас. Мы практически не обращаем внимания на единственный момент, который несет в себе всю вибрацию жизни. Мы думаем, что живем, но мы просто существуем. Мы думаем, что двигаемся вперед, но мы ходим по кругу. Мы стали чересчур умозрительно все оценивать и пожертвовали опытом физического присутствия и эмоционального равновесия. Следовательно, как бы мы ни верили в свое понимание собственного ментального состояния, мы постоянно пребываем в замешательстве.
Мы настолько привыкли к этому состоянию «небытия», то есть к состоянию существования, что оно кажется нам не только естественным, но и достойным стремления к нему. Разумеется, оно далеко от естественности, ведь в нем нет гармонии. На каком-то уровне мы осознаём это, ведь в моменты ментальных и эмоциональных качелей мы чувствуем, что что-то не так. Наше отсутствие внутреннего покоя отражается внешне: в постоянной хаотичности и импульсивности наших поступков, а также в том, как мы уклоняемся от любого опыта переживания минут тишины и молчания. Лейтмотив нашего беспокойного века – шум и движение.