Полная версия
Мудрость жизни
Поэтому, когда вы узнаете правду от кого-то, вы узнаете не о том, что произошло, а о том, как человек увидел произошедшее, как понял то, что увидел и пережил и что он о нем думает, с учетом своих интересов. По сути, правда – это просто чье-то мнение о чем-то. Оно необязательно будет ложным, просто оно будет отражать ситуацию именно так, как человек ее увидел и как он ее понял. Или так, как ему хочется ее видеть и понимать. А еще эта его правда будет зависеть от того, как он ее объяснит, ведь от этого тоже многое зависит. Некоторые люди многое видели, многое знают и многое понимают, но не могут это объяснить, пересказать достаточно грамотно и точно, чтобы их поняли. Знать – это одно. А уметь передавать свои знания – это совершенно другое. Тот, кто многое знает, совсем необязательно может это достаточно ясно и четко объяснить другим. Поэтому, если человек красиво и складно говорит, то это не означает, что он говорит правду. А тот, кто двух слов связать не может, пытаясь что-то объяснить, совсем необязательно, что лжет. Я много раз обжигался в жизни, думая, что правда всегда одна и что она принадлежит тому, кто лучше всех что-то объясняет. Нет, все гораздо сложнее.
Всякая правда может быть кому-то выгодна, а кому-то невыгодна. А потому столкновение правд неизбежно. По сути, в любом обществе постоянно идет своего рода информационная война, при которой каждый старается затмить чужую правду своей правой. И я не говорю о лжи, я говорю именно о том, что одни и те же события, одни и те же факты могут подаваться разными способами, чтобы они отражали разные правды, а значит и разные интересы. Кто до вас свою точку зрения донесет лучше всего, за тем и будет правда, по вашему мнению. Либо речь может идти о том, что будет обсуждаться на повестке дня, какие вопросы, какие проблемы. А это означает, что о какой-то правде вы даже не узнаете. Невыгодная кому-то правда, скажем, невыгодная официальной власти, может просто замалчиваться. Событие есть, причем очень важное, а вы о нем не узнаете, потому что все информационные источники будут рассказывать о других событиях, тоже правдивых, но других. Ведь в наше время, когда среднестатистический человек перегружен всякого рода информацией, важное значение приобретает не то, что является правдой, а что ложью, а то, какую правду обсуждают, о какой правде говорят, какую правду доносят до людей. Поэтому, порою следует проявлять больше интереса к тому, о чем говорят вскользь или вовсе умалчивают, хотя вы об этом слышали, чем думать о том, о чем трубят на каждом углу, ибо умалчиваемое чаще всего важнее обсуждаемого.
Мы должны понимать, что всегда было и будет такое в жизни любого общества, что одни силы в нем будут противостоять другим силам и это противостояние будет сводиться в первую очередь к тому, чья правда и в каком виде станет преподноситься большинству людей для концентрации их внимания на ней. Вот говорят, что сытый голодному не товарищ. А значит и видение каких-то вещей, теми, кому хорошо живется и теми, кому живется плохо, будет разное. Одни будут оправдывать любую несправедливость, любое беззаконие, любое насилие, любые законы, ограничивающие одних и дающие безграничные возможности другим, пока у них все хорошо. А те, кто страдает от всего этого, разумеется, будут против такого положения дел. Видение одной и той же ситуации у разных людей всегда разное, какой бы эта ситуация сама по себе ни была. А у людей, которые в материальном смысле сильно отличаются друг от друга, оно тем более будет разным и сильно разным. Тот, кому хорошо живется при действующей системе, будет отзываться о ней хорошо, а тот, у кого какие-то проблемы, соответственно, плохо. И каждый будет по-своему прав, у каждого будет своя правда, абсолютно обоснованная. Один скажет, что он вполне справедливо пришел к тому, что имеет и желая это сохранить, не захочет никаких перемен. А тот, кто ничего не имеет, у кого все отняли или кто не смог ни к чему прийти, будет вполне справедливо недоволен этим, поскольку такое положение дел сказывается на качестве его жизни, а в некоторых случаях и угрожает ей. И такое человек хочет перемен и настаивает на них. В таком столкновении правд нет и не может быть правого, с объективной точки зрения. Правым окажется тот, кто в итоге добьется своих целей. Либо все останется так, как есть, в угоду тем, кого все устраивает, либо все поменяется, как того хотят те, кто ничего не имеет или имеет очень мало. А это значит, что вам не надо думать о том, что является правдой. Думайте о том, что вам выгодно и это поддерживайте. Может это и не красиво, зато выгодно.
Таким образом, получается, что у всех своя правда и вам надо отстаивать свою, которая удобна и выгодна именно вам. Не искать надо правду, ибо эти поиски будут приводить вас к чужим эгоистическим точкам зрения, а создавать, сформировать ее в том виде, в каком она вам удобно. Или можно присоединяться к уже существующим и полностью вас устраивающим мнениям по тем или иным вопросам, отражающим какую-то правду и отстаивать их. Никакой объективности искать не нужно, умейте свою точку зрения доносить до людей, в своих взглядах их убеждать, свои ценности и цели им навязывать. Ищем мы истину и то, в основном для себя, а правду не ищем, а создаем и навязываем ее другим, рассказывая людям о чем-то так подробно и настойчиво, чтобы они нам поверили. Потому что важна не правда, а то, что она вам дает. Ее полезность для вас важна. Ну, к примеру, если вас будут судить за преступление, особенно за такое, которое вы совершили случайно, по глупости, то разве для вас так будет важно сказать в суде правду, какой бы она ни была, за которую вас могут сурово наказать? Или все-таки лучше так представить ситуацию, чтобы вас оправдали или хотя бы не очень сильно наказали? Ваше благородство в этом мире эгоистов никого особо не впечатлит. Конечно, вас могут похвалить за честность, за то, что вы объективны в каких-то вопросах, в ущерб своим интересам, но вряд ли вы сможете добиться каких-то существенных успехов в жизни, если будете отстаивать правду, которая не будет учитывать ваших интересов, а просто будет самой, скажем так, правильной правдой. Вас просто обойдут более хитрые и гибкие люди. Нам для того и нужно собственное мнение, чтобы получать от него выгоду. И часто именно этим мнение людей и является – отражением их интересов.
К любой правде следует относиться, не как к достоверной информации, ибо достоверность не всегда нужна, когда мы учитываем чье-то мнение, а как к чему-то, от чего либо есть польза, либо ее нет. Достоверность сама по себе пользы не несет, если не позволяет людям или отдельно взятому человеку решить какие-то важные задачи, для которых нужна определенная информация. Достоверная, но бесполезная информация – это бесполезная правда или даже опасная правда. Ну вот, к примеру, знаете вы правду, скажем, о чьих-то преступлениях или о каких-то исторических событиях и что дальше? Можете ли вы такую правду использовать в своей жизни для решения ваших повседневных или любых других важных для вас задач? Если нет, то зачем она вам нужна? Иной раз даже и не хочется знать правду, чтобы не портить себе жизнь, когда, к примеру, человек узнает о некрасивом прошлом своего партнера или о том, как и из чего делают колбасу, которую он каждый день покупает в магазине. Если от правды нет пользы или если она причиняет вред, боль, то ее не просто можно, ее нужно игнорировать. А иногда и подавлять, уничтожать, чтобы она не навредила людям. Вот, к примеру, почему раньше некоторых ученых называли еретиками и сжигали на костре, хотя они говорили людям правду и просвещали их? Например, по мнению одних историков Джордано Бруно был сожжен на костре за его веру в то, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Правда, другие историки это опровергают, но нам это неважно, в истории все запутано, в ней много выдумок и лжи, поэтому тут концов не сыщешь. Но предположим, что это было так и кого-то сжигали на костре за просвещение масс, то почему это делали? С одной стороны, очевидно, что это делалось потому, что они подрывали авторитет тогдашней власти в лице той же церкви, у которой была своя точка зрения на все и вся. Но не только в этом их вина. Их вина еще и в том, что они могли своими правдами нарушить существующий порядок в обществе, вызвать в нем хаос из-за таких знаний, к которым «темное» общество не было тогда готово. Ведь некоторая правда может нарушить весь порядок в обществе и привести к анархии. Люди могут перестать подчиняться власти, если она потеряет авторитет и силу в их глазах, они начнут совершать преступления и потом будет очень непросто угомонить обезумевшую толпу. Мы знаем, что любая пугающая информация всегда вызывает в обществе панику, из-за которой люди совершают много глупых поступков, от которых страдают больше, чем от той угрозы, о которой узнали. К примеру, при пожаре довольно часто больше всего людей гибнет именно от паники, а не от опасных факторов пожара. А представьте себе, что вы сейчас раскроете людям такую правду, согласно которой, пришельцы из космоса колонизировали нашу планету и ходят среди нас в облике обычных людей. К чему такая информация, поданная как правда и подкрепленная доказательствами может привести? Точно неизвестно, но определенно паника возникнет. А паника приведет к беспорядкам и преступлениям, к анархии в обществе. Люди могут начать убивать друг друга, считая друг друга пришельцами. Всякое может случиться. Поэтому, правду порой лучше держать за семью замками, какой бы она ни была. А тех, кто ее распространяет нужно изолировать или уничтожать. Это будет меньшим из зол.
Люди, мыслящие гибко, очень любят играть с правдой, представляя какие угодно факты удобным для себя образом, описывая какие-либо события с выгодной для себя стороны. Тот, кто умеет искажать информацию себе в угоду – хитер. А тот, кто умеет представлять ее в выгодном для себя свете – мудр. Второе, конечно, предпочтительнее, так как общество любит тех, кто не лжет, пусть даже и представляя информацию так, как ему это удобно. Ложь – это не очень умный трюк. А вот уметь свою правду до людей доносить – это высокое мастерство. А как это сделать, как представить информацию в выгодном для себя свете, не искажая ее, не обманывая людей? Для этого необходимо таким образом ее интерпретировать, чтобы она затрагивала интересы тех людей, которым мы ее передаем. То есть, просто говорите то, что людям может быть интересно и выгодно слышать, всунув в этот контекст свои интересы. Кому нужна ваша правда, какой бы она ни была, если она никого не устраивает, кто будет принимать вашу точку зрения, если она ничего не дает людям? Свяжите свою правду с интересами, желаниями, проблемами, страхами людей, чтобы она показалась им полезной, выгодной, нужной, тогда они за нее ухватятся, даже если в ней будут какие-то нестыковки. Ваша правда должна решать какие-то проблемы и задачи людей, они с ее помощью должны увидеть выход из каких-то сложных для них ситуаций или увидеть в ней способ реализации своих желаний, способ достижения своих целей. В противном случае она им будет не интересна. Говорите, что вы правы в чем-то, потому что ваша правота отражает общие интересы, а не только ваши собственные. Это будет похоже на правду, если вы и впрямь не эгоист и готовы думать не только о себе.
Именно из-за интересов и желаний людей в нашем мире одна правда выделяется на фоне всех других правд. Любая информация отсеивается нужным обществу образом. Люди верят в то, во что хотят верить, видят и слышат то, что хотят видеть и слышать. Правда им нужна в удобном для них виде. Но самое интересное то, что людям правда может быть и не нужна, вообще никакая, ни под каким углом, если она их чем-то не устраивает. Они и ложь готовы принять за правду, если она будет им милее и выгоднее. А вот за настоящую правду, какой бы они ни была, можно и поплатиться. Вы сами-то, часто говорите людям правду, то есть, именно то, что думаете? Если к вам подойдет друг, подруга и попросит высказать свое мнение об их новой машине, прическе, которая лично вам не нравится, вы готовы будете разочаровать его, ее, сказав именно то, что думаете, а не то, что он, она хочет от вас услышать? Я даже предлагаю вам провести такой эксперимент: запишите, сколько раз за день вы говорите людям то, что думаете. При условии, что это будет такой день, когда вы много и со многими будете общаться. Если у вас не бывает таких дней, тогда растяните эксперимент на неделю. И посмотрите, насколько вы правдивы с людьми и главное, подумайте, что дала бы вам ваша правда, скажи вы ее тем и тогда, кому и когда вы ее не говорили. Уверяю вас, вы не всегда будете правдивы с людьми, вы и сейчас с ними не всегда правдивы и это нормально. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, и чтобы нравиться людям, мы не должны быть с ними абсолютно искренними, это вредно и даже опасно. Мы должны выбирать, что и кому мы скажем. Потому что, если человек скажет, к примеру, своему начальнику, что он о нем думает, то если он думает о нем плохо и скажет именно об этом, то ничего хорошего ему такое откровение не принесет. Даже если он скажет такую правду, которую можно доказать, а не просто свое мнение выскажет, все равно он пострадает. Поэтому, мы вынуждены привирать или откровенно лгать, чтобы не портить отношений с людьми, ну и конечно, чтобы добиваться каких-то своих целей. Иной раз лучше польстить человеку, чем высказать свое настоящее мнение о нем. Тогда вы ему будете нравиться, а за правду он вас может возненавидеть. Так что, видите, даже неправда может быть важнее правды, любой правды.
Но я вам не советую откровенно лгать. Это не высший пилотаж в деле общения с людьми. Ложь могут выявить, ее трудно контролировать, трудно согласовывать одну ложь с другой ложью и трудно ее сопоставить с известными фактами, поэтому на лжи можно погореть, если ей увлекаться. А вот представлять людям события таким образом, чтобы ваша правда преобладала над чьей-то еще, вот это действительно полезно уметь делать. Играйте на настроении людей, подстраивая под них, под их потребности свою правду. Если у общества в целом или у какой-то группы людей проблемы в жизни, они страдают и ищут виноватого, на которого можно свалить всю вину, тогда найдите, придумайте им его. А люди всегда ищут виноватого, когда что-то у них не ладится, им нужен козел отпущения. Поэтому, если вы подстроите свою правду под эту их потребность, люди ее охотно примут. Скажите им, кто виноват и что им делать, и как это делать, чтобы наказать виновного или как-то иначе выпустить пар и к вам прислушаются, вы понравитесь людям и могут даже пойти за вами, если вы готовы их вести. Люди любят, когда правда простая, легкая, когда можно решить все проблемы разом, одним взмахом руки. Поэтому, если ваша идея окажется приятной, интересной и легкой в исполнении, люди проглотят такую удобную правду со всеми ее недостатками, со всеми логическими нестыковками и противоречиями. И ни в коем случае не стоит говорить людям правду, на вроде такой: вы сами виноваты в том, что с вами происходит и вам с собой сначала надо что-то сделать, чтобы что-то изменить. Сказать так, значит настроить против себя очень многих. Большинство людей – это взрослые дети, инфантилы, которым такая резкая правда не нужна. Они ее и вас либо просто проигнорируют, либо отомстят вам за нее. К тому же такая точка зрения не всегда является правдой. В некоторых случаях в бедах людей виноваты не они сами, а другие люди. С ответственностью за происходящее не все так просто в этой жизни. Логично, конечно, за все брать ответственность за себя, ибо кому, как не нам, важно что-то поменять в нашей жизни. Но и значение внешней среды и других людей не стоит принижать. А то получится, что всю жизнь только над собой человеку и нужно работать, а внешний мир будет жить по своим правилам. Но все эти рассуждения, они большинству людей не нужны. Они не любят так философствовать, им нужны простые и понятные решения, пусть даже они будут и не всегда правдивыми. Вот их им и предлагайте.
Правду говорить нужно тогда, когда она или очень необходима, например, в процессе обучения людей, когда надо их подготовить к жизни и всякое искажение действительности может пойти им во вред, или когда у вас достаточно большой авторитет, чтобы говорить людям то и так, что и как им не хочется слышать. Они вас послушают и послушаются из-за уважения к вам. В остальных случаях правду нужно подавать в таком виде, в каком она людям удобна. К примеру, если вы хотите сообщить дурную весть, то постарайтесь найти в ней положительные моменты и сформулируйте свое сообщение таким образом, чтобы именно на этих моментах сконцентрировать внимание человека. Допустим, вы хотите сказать человеку, что у него серьезные проблемы со здоровьем, ему нужно сделать операцию, после которой он уже никогда не будет полностью здоровым. Что тут можно придумать, чтобы сказать эту правду так, чтобы она выглядела не слишком тяжелой? Можно сказать, что для сохранения оставшегося здоровья человеку нужно сделать операцию, после которой он сможет оформить себе группу и получать солидное пособие по инвалидности, которое упростит ему жизнь. Понятно, что новость все равно неприятная и вопросы у человека возникнут, но при этом, согласитесь, суть ее не меняется, а значит, вы его не обманываете, а вот форма ее подачи приобретает чуть более привлекательный вид и она воспринимается легче. Потому что она становится менее пугающей. Это правда, это не ложь, вы же не говорите, что человек здоров, что с ним все нормально, ему ничего не надо делать. Вы просто акцентируете его внимание на положительных моментах в вашем сообщении и стараетесь представить его так, чтобы человек думал о выгоде, которую получит, а не о проблеме, которая у него есть и не о потери, которую он понесет.
С правдой надо играть, друзья мои. Ею нельзя бить людей, этого никто не любит. Сам на этом много раз обжигался, думая, что правда нужна людям. На самом деле не нужна. Поэтому я записал это правило, чтобы пореже ошибаться, когда говорю то, что от меня слышать не хотят. Не думайте, что если вы станете высказывать правду, какой бы она ни была, на каждом углу, то это поможет вам кого-то в чем-то убедить. Может кого-то вы и убедите, но с большинством скорее всего испортите отношения. Даже если люди говорят вам, что им нужна правда, они ценят правду и хотят ее, не верьте им. Им она не нужна. Говорите им то, что им приятно слышать, не врите, просто говорите не всю правду, часть правды или так ее преподносите, как сами хотели бы ее получить. Тогда она будет воспринята нормально, и вы ни с кем не испортите отношения, а наоборот, только улучшите их.
Глава 3. Факты
В этой главе мы поговорим о значении фактов в нашей жизни и о том, как правильно к ним относиться, как их воспринимать. Все-таки на фактах основаны многие наши убеждения. В нашем обществе принято серьезно относиться к фактам, как к чему-то ценному, что передает истину. Если есть факт, то с ним, якобы, не поспоришь. И если человеку известны факты, то он, опять-таки, якобы, все может понять, во всем способен разобраться. На самом же деле, как я считаю, значение фактов сильно преувеличено и, возможно, не случайно, а для убеждения людей в каких-то вещах, о которых известны какие-то факты, но при этом эти факты интерпретированы таким образом, как это выгодно некоторым людям, желающим сбить с толку всех остальных. Вот, самый, пожалуй, яркий пример – это история. Мы можем знать массу исторических фактов, но то, какую картину мы благодаря им увидим, будет зависеть от интерпретации этих фактов и от их связи с другими фактами. А связать их можно, как угодно, равно как и интерпретировать. Картина может получиться какой угодно. И это, если еще учесть, что факты истинные, а не ложные.
Из одних и те же фактов можно сделать массу разных выводов. В одном случае можно сказать, что, к примеру, какая-то война, которая была в прошлом, произошла по одной причине, в другом, по другой, в третьем, по третьей и так далее. А это уже многое меняет, не так ли? То, что война была – это факт. А вот то, кто в ней виноват – это уже интерпретация данного факта. Поэтому, рассматриваемую нами мудрость можно сформулировать так: сами по себе факты ничего не говорят, их, во-первых, еще надо проверить, чтобы убедиться, что факт – это факт, а не выдумка, а во-вторых, их надо обдумать, чтобы сделать не один, а несколько выводов из каждого факта, а потом подумать, какой из них может быть верным. Это непростая работа. Поэтому, зная факты, совсем необязательно, что человек знает, что именно и почему произошло.
Давайте получше разберемся с тем, что такое факт? Факт – это реальное событие, которое действительно произошло. Вот такое простое и кратное определение. Больше тут ничего и не нужно добавлять. Но как узнать, действительно ли произошло какое-то событие, если, скажем, ты лично не был его свидетелем? Понимаете, если вы лично не видели чего-то или не слышали, или не принимали в чем-то участия, или хотя бы не проверяли что-то путем того же эксперимента, как это делают и должны делать ученые, которые настоящей наукой занимаются, то вы во многих фактах не можете быть уверены, что они являются именно фактами. Вы не можете знать точно, произошло какое-то событие или нет, или это просто чьи-то слова, когда вам кто-то рассказывает о произошедшем. Ведь любую историю можно выдумать. К примеру, в Японии произошло землетрясение, говорят вам по новостям. Факт ли это? Может быть факт, а может и не факт. Может вас обманывают, кто его знает. Если вы можете получить подтверждение этой информации из других источников, например, позвонить знакомым в Японию и узнать у них, действительно ли там произошло землетрясение, тогда можно считать, что это факт. Хотя даже в этом случае будут сомнения, пусть и маленькие, ведь ваши знакомые тоже могут вас обмануть. Или, звоня им, вы попадете на других людей, которые перехватят звонок, представятся вашими знакомыми и обманут вас. С некоторыми людьми так поступают. Ну а если вообще нет возможности эту информацию проверить, то у вас еще больше оснований для сомнений в истинности этого факта. Если только вы не доверяете новостям, из каких бы источников они не исходили, как самому себе. Но человек, с более или менее развитым критическим мышлением, естественно, не должен этого делать. Таким образом, первое, что нужно сделать с фактом, это убедиться в том, что это действительно факт. Может быть, в новостях и не будут врать по поводу землетрясения, не такая уж это важная тема, чтобы в чьих-то интересах было обманывать вас о ней. А вот война – это уже совсем другое дело. Или политика. В них вранья море и не всегда в этом вранье можно разобраться. Да и не всегда нужно это делать. Поэтому, установить факты, не являясь кем-то вроде следователя, в таких вещах, как война, политика, да и во многих других видах человеческой деятельности, в которой затрагиваются чьи-то интересы, бывает невероятно сложно. И пока вы не разберетесь с тем, является ли факт фактом, любая интерпретация таких непроверенных фактов, равно как и их анализ, могут быть абсолютно бессмысленной деятельностью. Думать о том, чего не было, пытаясь понять, как и почему это произошло, значит заранее ошибаться.
Отношение к фактам имеет большое значение в образованности и, следовательно, в способности человека адекватно и с пользой для себя оценивать окружающую действительность и какие-то события. Когда вы знаете факты, плюс у вас хорошо развито мышление, и вы умеете рассуждать, связывать факты друг с другом, выводить из общего частное, а из частного общее, ваша эффективность в решении многих задач будет очень высокой. Но вопрос в том, где взять нужные для анализа и размышлений факты? Ведь не все то, что называется фактом, является таковым. Первое, что приходит в голову – это, конечно, собственный опыт. Как и в случае с истинами, когда ты сам пережил что-то, ты об этом знаешь, если не все, то достаточно, чтобы иметь много пищи для размышлений. Мы просто не все произошедшее с нами можем объяснить, но главное, чтобы мы все помнили, что пережили, а объяснения найдутся со временем, в тех же книгах. То, что с вами произошло, нужно сравнить с тем, что происходит с другими людьми в аналогичной ситуации, чтобы понять, является ли ваша ситуация уникальной или она весьма распространенная. Это поможет понять, стоит или не стоит изучать данный факт посредством чужого опыта или лучше свою ситуацию не обобщать, считая, что она ко всем случаям применима. А то ведь знаете, как бывает, некоторые люди пережили что-то и думают, что их опыт распространяется и на все другие аналогичные ситуации, не понимая, что в других подобных случаях все можно сложиться иначе.
Обучение в хороших учебных заведениях у хороших учителей, тоже может снабдить человека ценными фактами, которые были проверены другими людьми. Но не всегда. Большинство людей, даже обучаясь в элитных вузах, получают не просто сомнительные с точки зрения истинности факты, они ко всему прочему еще и в интерпретированном виде их получают. Это характерная черта общедоступного образования, в том числе и очень качественного. Людей в большом количестве не могут обучать так, чтобы обучение строилось на предположениях и постоянном поиске истины. Ученик не должен сомневаться в чем-то, он должен думать, что знает истину, чтобы потом смело принимать решения, руководствуясь такими истинами. Для этого он должен верить, факт действительно является фактом, а не предположением, версией, теорией, мнением. Вам не могут сказать в престижном учебном заведении, что возможно человек произошел от обезьяны, но также возможно, что и нет. Ибо это не факт. Нет у этого утверждения достаточных доказательств, нет возможности точечно проверить эту теорию, чтобы с полной уверенностью заявить, что да, это факт – человек произошел от обезьяны. Мы не можем просто взять и повторить этот процесс, чтобы доказать истинность данного факта. А косвенные доказательства вызывают сомнения, должны вызывать. В общем, образовании такое сомнение невозможно, по крайней мере пока. Иначе так можно увязнуть во многих знаниях, сомневаясь в их истинности. Особенно сложно будет таким образом разобраться в истории, где много всего непонятного, с точки зрения истинных мотивов людей и откровенно выдуманного. Но ваше обучение, повторю, не может строиться на сомнениях, поэтому вам с полной уверенностью заявляют, что такой-то факт, в нашем случае речь идет о происхождении человека, истинный. Вас надо готовить к рынку труда, а не вечно во всем сомневающегося мыслителя из вас делать. Не нужны обществу такие Сократы, которые будут знать только то, что они ничего не знают. Во всяком случае, в большом количестве.