Полная версия
Хранители тайн
Глава 3
Очнулся Арк оттого, что Алиса щекотала ему лицо. За окном была уже ночь, от дыма не осталось и следа, рядом на полу лежал Тим, а около него – открытый графин. Тим храпел и бормотал во сне разнообразные непотребства, поэтому Арк ткнул его ногой, и Тим недовольно открыл глаза.
– А? Что? Который час?
Складывалось впечатление, что Тим неоднократно в своей жизни вскрывал закупоренные древние сосуды, от дыма которых терял сознание, ибо он поднялся на ноги и стал делать зарядку. Пораженный, Арк съязвил:
– То есть мы отключились, надышавшись газа из бутылки неизвестного происхождения, а ты просыпаешься, все еще чувствуя на зубах вкус газа, и начинаешь делать зарядку?
– Более того, – ответил Тим, выставив руки вперед и начав приседать, – я и тебе советую, кроме шуток. Меня к этому приучила бабушка. В детстве я был пухленький, и один из хулиганов сказал, что меня, жиробаса, никто никогда не полюбит. Однажды об этом узнала моя бабушка и забрала меня к себе жить. В еде меня особо не ограничивала, каждый день делала комплименты, но зато мы ежедневно делали зарядку, гуляли, бабуля даже пошла со мной в зал! За год я скинул больше килограммов, чем ты весишь сейчас…
• • •– О, проснулись наконец.
Тим и Арк повернули головы и, не успев удивиться, обнаружили, что в дверном проеме стоит некто, напоминающий старика Хоттабыча, если бы тот был молодым. В детстве Арк очень любил книгу Лазаря Лагина, предпочитая не дочитывать ее до конца, чтобы не портить впечатления. Ему очень нравилось первое появление джинна, потому что там было небольшое описание чудесного существа. Лагин описывал: «Это был тощий старик с бородой по пояс, в роскошной шелковой чалме, в таком же кафтане, шароварах и необыкновенно вычурных сафьяновых туфлях». Арку очень нравились слова: чалма, кафтан, шаровары, вычурный и сафьяновый, – несмотря на то что он не понимал их смысла и даже не мог представить примерно, как все это выглядит на самом деле. Теперь Арк взглянул на неожиданного гостя и не просто представил, а увидел. Единственное отличие заключалось в том, что у этого бородка была козлиная, такую точно легко не выдернешь.
Неожиданный гость заговорил:
– На будущее запомните: некоторые джинны могут жить исключительно в опасных, иногда даже взрывоопасных газах. Открывать сосуд с джинном можно только в противогазе с усиленной системой фильтрации дыхания, иначе вы рискуете окочуриться до того, как исполнятся ваши дурацкие желания, жалкие вы дураки! И еще: кто из вас бросил меня на пол, причем дважды? Кто это был? А ну поднимайся скорее, чтобы я мог исполнить твое желание, а потом дать тебе по башке! Вы вообще в курсе, что каждый удар по бутылке – это девятибалльное землетрясение внутри? Вы хоть понимаете, что разрушили половину моей уютной комнатки? Там же Настасья, в чем она виновата? Что ты смотришь на меня?
Тим не ответил и заговорил с Арком:
– Ты его тоже видишь?
– О, так у нас тут завелся скептик, – возмущался джинн, явно не намереваясь успокаиваться. – Интересно, часто ли ты находишь сосуд с живым существом внутри? Это у тебя хобби такое, умник? Вас таких много? У вас есть свой сайт? Скинь мне ссылку, я вам туда гадостей напишу, а потом еще выловлю на улице и так отпинаю…
– То есть вы хотите сказать, что вы – джинн? – спросил Арк.
– Батюшки мои! А у тебя случайно ученой степени нет? Может, ты магистр мгновенных умозаключений или профессор кафедры научного фантазирования? Слишком уж ты смышленый для того, кто не в состоянии пробить засор в раковине. Давай загадывай желание. Что там? Засор пробить?
Джинн подошел к раковине, дунул в мутную воду, и в этот же миг она смылась. Он тяжело вздохнул, дотронулся до ржавчины на кране, и металл заблестел так, будто его только что отшлифовали. То же произошло и со столом. Грязная скатерть со стершимся узором исчезла, а сам стол стал казаться только-только вытесанным из дерева, что еще утром гнулось под весом росших на нем плодов. Кухня наполнилась запахом свежего дерева. Джинн подходил ко всем вещам, превращая старое и грязное в чистое и новое. Даже пол, на котором лежал Арк, внезапно отделился от него толстым и красивым ковром. В углу появился миниатюрный домик, в котором тут же поселилась Алиса и стала бегать по колесу. В остальном тоже произошли невиданные перемены, и квартира вдруг приобрела вид не клоповника, не гадюшника, а приличного жилища. Арк даже подумать боялся о том, что случилось с его драгоценным матрасом.
Так как Арк и Тим все еще сидели на полу и подниматься, видимо, не собирались, джинн присел на свободную табуретку и стал ждать, демонстративно поглядывая на часы, которых не существовало. Первым поднялся Арк. Он встал, подошел к раковине, удивившись отсутствию засора, открыл кран и умылся холодной водой. Он повернулся к гостю, затем к раковине и снова умылся. Так продолжалось несколько минут, пока он наконец не сказал:
– Если вы пришли за долгом, то денег у меня нет.
Джинн звонко ударил себя ладонью по лбу, отчего у него отвалилась голова. Она ударилась о стену, срикошетила и покатилась по груди. Тут он поймал ее, прикрепил обратно и заговорил:
– И это каждый раз! Все время одно и то же. Больше всего в современных людях, то есть конкретно в вас, меня раздражает скептицизм по отношению к чуду. Раньше было хорошо: даже безногий мог поверить в то, что он до свадьбы еще бегать будет! Вот было время: какой-то крестьянин находит тебя в куче лошадиного навоза, отмывает, боясь открыть. Хранит тебя на полке, пылинки сдувает, ибо ты – самое ценное, что есть в его доме. Это, кстати, и вас касается. Потом наконец жена говорит ему: «Может, пора открыть?». А он ей: «Погоди, старуха! Пусть стоит!». И ты стоишь и ничего не делаешь – благодать. Потом он все же решается, призывает меня, я ему все объясняю. Человек молча выслушает, потом закивает и скажет: «Хочу лошадь! – помолчит, помолчит и добавит: – Нет, хочу две лошади!». Ты ему говоришь: «Оки, бать, держи кобылку – раз, держи вторую». Все, человек счастлив, никаких вопросов не задает. А теперь я должен стоять тут и распинаться перед двумя… – он осекся, чтобы вдохнуть воздуха, но, видимо, вовремя вспомнил, что он не дышит, потому что снова открыл рот, но его перебил поднимающийся на ноги Тим:
– У меня знакомый работает доставщиком пиццы. Приезжает он однажды по адресу. Выходит парень и с виноватыми глазами протягивает деньги и лотерейный билет. Денег было меньше, чем сумма заказа, но почему-то брат его пожалел и взял тот билет, а недостающие деньги вложил сам. Мол, надо же хоть что-то хорошее для людей делать. А вчера он позвонил и сказал, что выиграл в ту лотерею 100 000 рублей, а потом отвез парню бесплатную пиццу. Жмот.
– И к чему ты это щас? – спросил джинн, удивленно глядя то на Тима, то на Арка.
– Сто тысяч? – Арк был снова поражен, но у него опять не было материала, чтобы сравнить и удивиться еще больше.
Тим вытер лицо полотенцем, которым до этого прикрывал отсутствие штанов, и продолжал:
– Не слишком уж мне верится, что это просто так. Ты что, Стивена Кинга не читал? Языком мелешь так, будто все книги на свете написал, а не знаешь, отчего люди могут быть такими недоверчивыми. Помнишь, у него был рассказ про черта, который открыл магазинчик с бесплатными вещами? Человек взял пылесос, а потом этот же пылесос засосал человека внутрь себя, оставив в мешочке для пыли одни только кости и кишки. Или как бабка, которая взяла стеклянную банку, а потом сама оказалась в этой банке. Ну или как-то так, я сам не читал, только слышал.
– Ладно, – спокойно сказал джинн, понимая, что с этими ребятами спорить бесполезно. Он взял в руки белую мышку, пробегавшую мимо, и добавил: – Представим, что эта мышка больше всего на свете желает, чтобы у тебя появились штаны. Так исполним же ее желание и прикроем этот срам наконец.
В следующий момент у Тима появились шикарные, хоть и немного старомодные штаны, чем-то напоминающие шаровары, что были на джинне. Он продолжал:
– А всем скептикам, собравшимся в этой комнате, хочу официально заявить: я – существо, появившееся мученическим образом и таким же образом обретшее магические способности, что является в меньшей степени даром, а в большей – настоящим проклятием. Сделай я что-нибудь не так, меня тут же лишат лицензии, после чего крепкие ребята запакуют меня в безалкогольное пиво, и меня никто никогда не найдет.
Наступило молчание, во время которого Арк пытался осмыслить, насколько серьезны его проблемы с головой. Тим, наверное, занимался тем же, а вот странный гость нетерпеливо болтал ножкой и поглядывал в окно. Арк встал и вышел из кухни. Новый вид квартиры скорее смущал, чем радовал. Никогда он не видел такой дорогой мебели. Матрас исчез, пустые шкафы полностью преобразились и были наполнены разнообразной утварью вроде чайных сервизов, коллекции керамических ножей, хрустальных блюдец. Окна стали пластиковыми и были приоткрыты, хотя этого и не требовалось, потому что в квартире пахло свежими цветами. Вернувшись на кухню, Арк заявил:
– Возвращай все к тому, как было. Я не согласен.
– Как? – оторопел джинн. – Что значит: не согласен?
– То и значит. Мне ничего этого не нужно.
– Ну, если бы мы встретились этак тысячу лет назад, у тебя, возможно, и было бы право голоса, но теперь я сам решаю, что нужно людям.
Арк схватил топор, висевший на большом магните над раковиной, и со всей силы ударил им по столу, отчего тот пошел страшными трещинами. Джинн отскочил и ударился головой о холодильник.
– Ты совсем, что ли, сдурел?! Ты хоть знаешь, каким умственным усилием достигается такая совершенная материальная форма? Это тренируется тысячелетиями!
– Верни все, как было! – закричал Арк и замахнулся еще раз, готовясь ударить по шикарному ковру.
Джинн вздохнул, и в следующий же момент квартира откатилась к предыдущей версии. Тим на всякий случай схватился за штаны, надеясь удержать их на себе, если вдруг гость передумает и захочет их отобрать.
Джинн потер макушку, где уже от двух ударов успела выскочить внушительная шишка:
– Послушайте…
– И слушать ничего не хочу. Забирай свой дурацкий графин, дурацкую монетку, забирайся вовнутрь и катись подальше! Я вообще понятия не имею, как ты здесь оказался.
– Монетку? – удивленно спросил джинн.
Тим поднял с пола пробку, которой какое-то время назад была заткнута бутылка, вытащил из нее монету и протянул джинну. Тот долго рассматривал ее, то ли не веря своему счастью, то ли пытаясь вспомнить, откуда она. Наконец он взял ее в руки и спросил:
– Где вы ее взяли?
– Какой-то странный тип кинул мне ее под ноги в тот день, когда я обнаружил графин. Ты меня слышал? Катись со своими чудесами.
– Боюсь, теперь это невозможно, – как-то загадочно произнес он. – Судя по всему, ты меня навсегда освободил, а не вызвал временно…
Глава 4
К счастью для Циана, злым умыслом заключенного в им же сделанный сосуд, в королевстве было достаточно знаний, чтобы научиться плавить песок, но недостаточно для того, чтобы знать, что никакого края света не существует.
Неизвестно, сколько именно времени сосуд с Цианом пробыл в воде, но в конце концов его прибило к берегу, где он и был найден людьми. Ими оказались моряки, корабль которых около тридцати лет назад потерпел крушение и был пущен на дно гигантскими волнами. Их было двое, и находка вызвала у них неподдельные изумление и восторг, потому что они десятилетиями не видели вещей, сделанных чужими руками. Их шаткий домик, кое-как возведенный из пальм и обломков корабля, не шел в расчет. Оба надеялись, что это вино, так как устали пить забродивший кокосовый сок, но сосуд оказался пуст, и они едва не выкинули его обратно. Спасло их то, что графин выпал из рук и сильно ударился о камень. От удара пробка прокрутилась несколько раз, выпустив наружу Циана.
Он впервые (за год, два, тысячелетие?) вдохнул свежего воздуха и ничего не почувствовал. Хоть он и не дышал, но не мог же он не ощутить запах моря, не увидеть любимый песок, оказавшийся под ногами, и не заметить двух человек, лежавших без сознания на этом драгоценном песке. Это были единственные люди, которых он видел за все время заточения, не считая, конечно, Настасьи. Но была ли она человеком? Как бы там ни было, он опустился на колени и стал приводить этих несчастных, выглядевших одичалыми, в чувство.
Моряки, впрочем, очнулись очень скоро. Открыв глаза и поймав фокус, они одновременно отскочили от гостя, схватили первое, что попалось под руку (по два внушительных и острых булыжника!), и поприветствовали гостя.
– Не знал, что у вас так принято, – смутившись, сказал Циан, понемногу пятясь от безумцев. – Но в моем городе, если вы теряете сознание, а вас приводят в чувство, вы должны обнять человека, а после накормить его колбасой. У вас есть колбаса? С объятиями пока не будем торопиться.
– Нет, – ответил один из моряков, бросив в песок один из двух булыжников. – Но я каждый день о ней думаю.
– Я – тоже, – добавил второй моряк, но булыжник оставил при себе.
– Послушайте, ребята, если бы я мог, я обязательно сделал бы так, чтобы перед вами сейчас оказалась целая тарелка, наполненная разнообразными колбасами, но…
Он не успел закончить, поскольку перед моряками действительно образовалась широкая глубокая тарелка, доверху наполненная колбасой. От удивления первый моряк уронил свой булыжник, и тот упал прямо в тарелку. Послышался звон стекла, часть колбасы высыпалась в песок, но это никак не помешало тому, что оба моряка бросились на колени и стали пожирать ее, не обращая внимания ни на песок, ни на осколки…
– Приятного аппетита, что ли… – проговорил джинн, не понимая, что сейчас произошло.
Наевшись до отвала, моряки повалились на спину и тяжело задышали. Джинн терпеливо ждал, но интерес его был так велик, что он не унимался и продолжал спрашивать:
– А чего бы вам еще хотелось?
– Пива! – через силу сказал один из них.
– Что ж, – отвечал джинн. – Давайте попробуем как в прошлый раз. Если бы я мог, то обязательно…
Не успел он закончить, как перед моряками выросла груда песка. Подул ветер, песок осыпался, а под ним оказалась деревянная бочка. Моряк, не выпускавший из рук булыжник, ударил острым краем о бочку, и оттуда хлынул поток темного пива. Он присосался губами и пил до тех пор, пока снова не повалился на спину. Тогда к бочке примкнул другой. Через несколько минут и он тоже свалился и тяжело задышал.
– Что ж, – отвечал волшебник, только-только открывший, что он волшебник, – давайте в третий раз попробуем. Чего бы вы хотели?
– Десерта! – не раздумывая, пробормотал первый.
– Нет! – второй набросился на него и схватил за горло. – Домой! Хочу домой.
– Домой, – повторил первый, сбросив с себя взбесившегося товарища. – Сделай так, чтобы мы вернулись домой.
Джинн взглянул на хилую хижину, стоявшую неподалеку, и попросил неизвестно кого сделать так, чтобы моряки вернулись домой. Через секунду песок накрыл два тяжело дышавших тела, а спустя другую подул ветер, и на месте моряков осталось только два довольно больших следа.
• • •Исполнив последнее, третье, желание, джинн хотел было прогуляться по острову, поискать кого-нибудь еще, но только исчезли моряки, он, как и в первый раз, осыпался пылью и снова оказался внутри графина. Пробка встала на место, Циан опять оказался замкнут.
Вскоре наступил прилив. Волны подхватили стоявший на берегу сосуд и унесли его обратно в море.
• • •Снова оказавшись в стеклянной тюрьме, Циан осознал трагедию своего положения. Все время, до того как его впервые освободили, он считал, что умер и наблюдает загробную жизнь. Он был поражен безыдейностью смерти, отсутствием у нее воображения, свойственного живому.
Его пристанище, в котором он пробыл столько времени, представляло собой небольшую каморку, походившую больше на шкаф, чем на комнату. С презрением смотрел он на свою обитель. Крошечная клетка, шагов в пять длиной, имевшая жалкий вид из-за своих желтых, пыльных и отстававших от стен обоев. К тому же она была до того низкая, что, будь он хоть на несколько сантиметров выше, ему непременно стало бы неуютно находиться в ней из-за мысли, что он вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель состояла в сговоре с помещением: были один старый стул, всякий раз скрипевший, когда на него садились, маленький стол в углу, усеянный грудой белых листов, и, наконец, неудобная, неуклюжая, но широкая софа, занимавшая почти всю стену и половину ширины всей комнаты. Когда-то она была обита ситцем, но теперь стояла в лохмотьях, употребляемых в качестве и подушки, и простыни, и одеяла. Также у софы стоял маленький столик, за которым он обедал. Стоит сказать и о том, что между софой и одной стеной имелась маленькая дверца, ведущая в отвратительную комнатку неизвестного происхождения. Она вся была закоптившаяся, чем-то напоминающая деревенскую баню, и там повсюду были пауки, потому Циан никогда ее не открывал.
Единственным счастьем, коротким светлым мгновеньем во всем этом беспроглядном мраке была Настасья. Раз в день она без стука входила в его комнату и приносила еду и чай. Она не разговаривала с ним, не отвечала на его вопросы, часто даже не смотрела в его сторону… Только ставила поднос и удалялась. В следующий раз заходила с новым подносом, старый забирала и так же молча удалялась. Он и плакал, и молил ее, и кричал на нее, но она ни разу не ответила. Однажды он попытался броситься на нее с кулаками, но Настасья ловко вывернулась, скрылась за входной дверью и не появлялась несколько столетий, если переводить в понятное нам всем время. Он попытался выглянуть за дверь, туда, где скрылась девушка, однако его ждал парадоксальный тупик. Открывая дверь и входя в нее, он раз за разом оказывался в этой самой каморке, где и продолжал влачить свое жалкое существование.
Лишившись единственного, пускай и молчаливого, друга, Циан взялся сочинять, что и подобает делать каждому, имеющему разбитое сердце и уничтоженную душу. Однако и первые, и последующие стихи выходили ужасными, и он перевел, наверное, миллиард листов, пока не отказался окончательно от этой идеи. Несколько лет подумав, он обратился к прозе, и это понравилось ему больше. Сначала Циан попытался написать приключенческий роман о тех моряках, что встретились ему какое-то время назад, но очень скоро ему это наскучило.
Сначала Циан описал собственную жизнь, прибегая к ярким метафорам и сложным эпитетам, но надо напомнить: он был молод, – а потому материал для письма очень скоро иссяк. Он изложил всю свою жизнь и ужаснулся тому, сколь мало листов это заняло. Тогда Циан стал писать о том, что знал лучше всего, – о ремесле. Он излагал рецепты и формулы, отлично вписавшиеся в великие книги по искусству алхимии, однако вскоре опять столкнулся с тем, что его знания иссякли, а он даже не использовал и тысячи листов. Долгое время Циан не знал, чем себя занять и о чем стоило бы написать, пока в один прекрасный день его снова не призвали…
• • •Он вновь оказался на песчаном берегу и сразу же бросился целовать песок, один из своих любимых материалов. Тут он увидел босые женские ноги, погруженные в песок, а потом и саму девушку, державшую в руках его графин. Он удивился тому, что она совсем не испугалась его появления. Циан встал напротив нее и увидел, что глаза ее покрыты белой непрозрачной пленкой. Тогда он встал и, стараясь не испугать ее неожиданным появлением, тихо сказал:
– Чего пожелаешь, прекраснейшее, но беднейшее из существ?
Девушка совсем не обратила на него внимания. Она продолжала щупать сосуд, водя пальцами по гравировке, но тут же убирая их, словно обжигаясь… Тогда Циан понял, что она не только не видит, но и не слышит. Он аккуратно дотронулся до ее бледного локтя и впервые за долгое время ощутил тепло человеческого тела. Девушка испугалась, но не убрала руку. Она дотронулась сначала до его пальцев, внимательно ощупывая каждую косточку, словно впервые держала кого-то за руку. Затем прикоснулась к его лицу и улыбнулась, но ничего не сказала. Циан понял, что она лишена и этого дара.
Тогда он встал рядом с ней и повел ее вдоль берега. Ему и самому хотелось пройтись, почувствовать под ногами влажный песок, задрожать от холодных волн, время от времени выбиравшихся так далеко на берег. Он глядел на горы, видневшиеся вдалеке, слушал шум моря, очаровывавший слух, и понял, чего могла бы пожелать эта девушка.
В следующий момент пленка, отделявшая ее взгляд от мира, исчезла. Девушка остановилась, и ее глаза забегали, не зная, за что ухватиться. Не дав ей как следует рассмотреть песок, лежавший у нее под ногами, Циан сделал так, чтобы она услышала шум моря и крик чаек, носившихся над его поверхностью и то и дело выдергивавших оттуда зазевавшихся рыб.
Она долго привыкала к новым чувствам, то садилась на землю, рассматривая камни, песок, ракушки, воду, то снова поднималась на ноги и с глазами, горевшими огнем любопытства, прислушивалась ко всему, что теперь могла слышать. Наконец она впервые посмотрела на Циана, который должен был осуществить еще одно ее желание, но тянул, стараясь как можно дольше насладиться такой редкой, но долгожданной свободой. Девушка смотрела с надеждой, и Циан исполнил ее последнее желание.
Сделав это, он тут же дотронулся до ее губ, не дав им раскрыться. Они сели на берегу, оставив графин возле ног. Его омывало волнами, и с каждой новой волной он удалялся все дальше и дальше. Когда графин полностью исчез из вида, Циан поднялся и сказал:
– Просто хотел, чтобы ты насладилась молчанием. Для тебя это была последняя возможность.
Непонимающе посмотрев на Циана, девушка тут же снова обратила взгляд в сторону моря. Солнце постепенно тонуло за линией горизонта, отбрасывая яркий мост, словно приглашая за собой.
– Красиво здесь, правда? – спросил Циан.
– Правда, – ответила девушка.
• • •Вернувшись обратно, Циан понял, что будет писать. То, что люди доверяли ему: их желания, истории и тайны. Он вернулся к самому-самому началу и вспомнил первых людей, приходивших к нему в мастерскую и расплачивавшихся не деньгами, а своими историями. Почему-то в памяти всплыл один немолодой мужчина, нищенствующий художник, которому очень уж хотелось привезти домой хоть какой-нибудь сувенир или подарок. Циан дал ему украшения, столовые приборы, игральные кости, краски и много другого. Когда пришло время расплачиваться, старик признался, что денег у него нет, и спросил, можно ли ему расплатиться хорошей историей. Тогда Циан согласился и выслушал рассказ, запомнившийся ему на долгие годы.
– Я жил в очень большой и очень бедной семье, у нас иногда не было денег, даже чтобы купить хлеб. Когда мне было семь, к нам в дом пришел наш сосед – старик, занимавшийся тем, что писал иконы с изображением давно забытых святых. Он сказал, что будет платить родителям за то, что они позволят ему учить меня рисованию. Родители согласились, потому что знали его как очень спокойного и доброго человека. Он рисовал мои портреты, учил меня обращаться с красками, помогал моим родителям материально. Но чем старше я становился и чем лучше обращался с кистью, тем сильнее болел старый художник. К тому времени, когда мою первую картину повесили в молитвенном доме, он уже практически не вставал с постели, не мог держать ложку и с трудом дышал. Его последним желанием было, чтобы я написал его портрет. К сожалению, он не дожил до того дня, когда я закончил, но это полотно сейчас висит в доме моих детей, и для меня это так же священно, как то, что этот человек когда-то спас мою семью.
После старика были другие люди, сотни, тысячи, которым хотелось рассказать историю и получить взамен какой-нибудь товар. Циан помнил каждое слово и записывал все, не отвлекаясь ни на кровать, поросшую лохмотьями, ни на дверцу, за которой копошились пауки. Даже возвращение Настасьи, казалось, совсем его не заинтересовало… Хотя, конечно, в душе он очень обрадовался, но предпочел сделать вид, что не заметил того, что она куда-то уходила. Каждое утро она входила с прежним, безучастным, выражением лица, но теперь стала задерживаться, как бы подглядывая: что такое Циан там пишет? Однажды он повернулся как раз в тот момент, когда Настасья, вытянув свою длинную шейку, заглядывала в листы. Та жутко смутилась и тут же поспешила удалиться, но Циан сказал:
– Если хочешь, я тебе с удовольствием почитаю.
Впервые за все время она отреагировала на Циана. Настасья не вышла, как это бывало обычно, а поставила поднос на стол, сама села на софу, сложила руки на коленях и действительно приготовилась слушать. Циан, не рассчитывая на то, что она согласится, так разволновался, что вырвал несколько листов: так быстро он их переворачивал, стараясь найти что-нибудь трогательное, способное поразить такую холодную, безучастную женщину… Наконец он прочистил горло и стал ей читать: