bannerbanner
Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества
Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества

Полная версия

Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 8

3. Волевая направленность мысли. Т.А. Шилова, исследуя причины и психологические особенности девиантных подростков и юношества, обратила внимание на волевую активность личности как совокупности волевых качеств личности. Низкий уровень волевой активности как устойчивой характеристики личности, приводит при низком уровне ответственности к возникновению краткосрочных агрессивных реакций подростков и т. д., т. к. нет других возможностей в заявлении себя окружающему миру (самоутверждение, потребность в социальном доминировании). Именно волевая активность обеспечивает возможности личности самостоятельно осуществлять коррекцию тех мыслей, которые насыщены безволием, инертностью, безысходностью, низшими желаниями и злом. Волевая активность создает возможности для реализации своих благих желаний, ведущих как к совершенствованию себя, так и окружающего социального пространства.

Важно усвоить аксиому: мысль подчиняется воле, а чувства и ощущения – мысли. Поэтому, молодому человеку необходима помощь со стороны преподавателей и психологов в развитии волевой активности и ее трансформации в социальную активность.

Задача преподавателя заключается и в том, чтобы помочь школьнику, студенту «вынимать» из мыслей, а также из слов и поступков отрицательные эмоции и наблюдать за результатами (метод угашения отрицательных эмоций путем их размысливания). Нахождение человека под властью эмоций делает его уязвимым для окружающих. Поэтому только развитие воли обеспечит укрощение эмоций и власть над ними. Это и есть практика умения владеть собой. Однако, если эта деятельность прерывиста, то она не дает нужных результатов. Поэтому нужно стремиться к постоянству в укреплении воли, обуздании отрицательных эмоций, т. к. качество постоянства является основой для развития всех остальных духовных качеств.

Развитие воли человека является определяющим фактором в развитии его ответственности за свою жизнь и деятельность.

Важной задачей воспитания человека с расширенным сознанием является воспитание ответственности за свои мысли, эмоции, поступки, за свою судьбу и судьбу своей Родины. Важнейшим его механизмом становится развитие и укрепление воли человека. Для этого необходимо:

– Обеспечить процесс саморазвития личности, путем освоения способов познания себя (самопознание), познания мира и других людей, справедливого оценивания себя (самооценка), целеполагания, самоанализа и рефлексии, проектирования.

– Помочь в освоении духовных знаний, понятий, ценностей и их смыслов, способов духовного самосовершенствования.

– Оказать помощь в развитии духовных качеств: мужества, стойкости, торжественности, устремленности, внутреннего спокойствия, доброты, эмпатии.

– Содействовать в контролировании своих эмоций, обуздании низших эмоций, таких как раздражительность, уныние, страх, обида, гнев, вина и другие.

Можно предложить педагогические методы, с помощью которых укрепляется воля личности: напоминание; сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой – метод, с помощью которого достигается чувство понимания к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера; достижение гармонии с окружающим – метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления. Методы укрепления психического здоровья человека: метод угашения отрицательных переживаний – способ «размысливания» таких эмоций как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие угашение отрицательных эмоций (Ю.М. Орлов); метод устранения плохих привычек – осознание вреда, идущего от плохих привычек (курение, откладывание важных дел на «потом», вранье); метод выработки хороших привычек и положительных черт характера; метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта. Следующий метод, влияющий на улучшение характера, установления контроля над своими чувствами, привлечение нужных знаний – метод достижения внутреннего равновесия (метод внутреннего спокойствия) способствует угашению отрицательных эмоций.

Методы укрепления чувства ответственности: метод доверия – развивается вера в свои силы; метод просьбы – обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка; метод беседы-размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником решения, основанного на духовных ценностях; метод лекции – преподаватель раскрывает смысл духовных и нравственных понятий; метод поручения – обращение к студенту с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

Педагогические условия, обеспечивающие профилактику мыслей юношества

Как же обеспечить процесс профилактики мысли как средства развития сознания? Для этого необходимо создавать соответствующие условия, которые условно можно разделить на художественно-творческие, информационно-познавательные, интерактивно-коммуникативные.

К художественно-творческим условиям относятся те условия, которые обеспечивают процесс движения человека по пути Красоты. Если разрушаются памятники культуры как материальное воплощение энергии Красоты, то тогда исчезает и энергия, питающая мысли человечества в процессе их эволюционного движения. Но все ли является объектами культуры? Произведения, несущие в себе разрушение и хаос личности, насыщены низшими вибрациями, которые соседствуют с высшими. Сейчас появилось большое количество произведений, несущих в себе эти энергии. Поэтому задача образования и воспитания заключается в том, чтобы помочь молодому человеку научиться отличать истинные произведения, несущие Свет и Красоту, от низших как апологетов зла, несущих человечеству инволюцию, регресс. Произведения культуры в силу человеческого невежества или неразвитости (прежде всего у подростков и юношества) не могут быть сразу восприняты, так как путь к ним связан с преодолением личностных препятствий, идущих от уровня сознания человека. Задача образования – раскрыть внутренние пути в сознании и мыслях при восприятии прекрасного.

Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и молодого человека, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому образовательное учреждение должно ставить подростка и студента в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески осваивая ценности, идеи, знания, образцы.

Феноменом культуры является культурная среда как пространства энергообмена и развития ее субъектов друг с другом и культурными объектами (памятниками культуры, средствами передачи культуры) с целью становления и совершенствования культуры личности. Культурная среда нема сама по себе. В результате появляется специальный вид деятельности – педагогический, который обеспечивает процесс освоения культуры.

Педагогическое влияние рассматривается как принятый сообществом результат: помощи и поддержки подростков и юношества в его индивидуальном развитии и саморазвитии; участия педагога и юношества в инновационной деятельности; помощи в создании образовательных традиций, личностно значимых для подростков и студентов; создания условий для коммуникативного (разнообразные сообщества) обеспечения и интерактивного взаимодействия; оказания помощи в освоении правил жизнедеятельности в школе, вузе, социуме; в освоении знаний, планировании, проведении, рефлексии (анализе) деятельности; в овладении культурными способностями; реализации культурного опыт педагога в процессе совместной деятельности; участия в организации коллективной жизни и самоуправлении, развитии новых сообществ в соответствии с культурными запросами юношества; участия в развитии информационной и знаково-символической среды образовательной организации.

Итак, движение по пути Красоты – это ознакомление и восприятие одухотворенных художественных полотен мастеров живописи, экскурсии на природу для эстетического осмысления ее красоты, осознание красоты слов поэзии и прозы, их героев, посвятивших свою жизнь Общему Благу. Все это формирует у подростков и юношества ценностное отношение к прекрасному, к воспроизводству светлых желаний, устремлению мыслей к творчеству.

Преподаватель может ориентироваться в своей деятельности на использовании творческих методов: метод творческого выполнения задач; метод сотворчества: метод игры – творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; метод развития интуиции; метод увлечение красивым – возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь их; увлечение загадочным – возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры.

Информационно-познавательные условия (освоение философских и социальных знаний) связаны с открытиями, совершаемыми молодыми людьми при самостоятельном переосмыслении научных теорий, участия в научно-исследовательской деятельности, коллективных научных проектах, познавательных экскурсиях и путешествиях.

Это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей, познавательной активности подростка и студента с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума предполагается начинать с развития способности к участию в постоянно усложняющейся умственной деятельности, к рефлексии, а также аналитических, обобщающих, различительных и иных интеллектуальных способностей, затем систематизация полученных знаний, подчинение их возвышенному идеалу, включение их в комплекс мыслей, связанных с профессиональным интересом юношества. При этом – умение контролировать свою умственную деятельность, соизмеряя со своим идеалом, удаляя все низменные мысли, тем самым, подчиняя ум своей воли.

Работа с нашим сознанием должна быть направлена на возвышенное устремление к поиску Истин, связанных с идеей Всеобщего Блага, эволюционного развития человечества и его процветания. Критериями становятся высшие духовные чувства и, в соответствии с ними, поступки. Все они взаимосвязаны. Поступки определяются мыслями и чувствами, а также физическими возможностями тела. В свою очередь, развитие чувств зависит от мыслей, поступков и состояния тела.

Юношество должно быть связана с современными открытиями. Студенты и подростки должны активно взаимодействовать с обучающимися из других образовательных организаций, научными и творческими центрами, музеями, выставками, производствами из России и других стран во время различных общих мероприятий, в том числе интернет-конференций, интернет – дискуссий, интернет-встреч.

В работе для реализации информационно-познавательных условий предлагаются: методы развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых подросток и студент получает возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату: метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; метод сравнительных характеристик; методы познания как способности к приобретению знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях – эмпирические: наблюдение, эксперимент, измерение, теоретические: методы анализа, синтеза, обобщения в процессе исследования, метод безмолвия ума – ум не должен судить о вещах и людях, так как он не является инструментом знаний, а только их двигателем. Поэтом заставив замолчать свой ум, можно привлечь нужные знания и мысли из пространства, притянутые созвучно вашему сознанию; методы развития интеллектуальных способностей. Для внутренних открытий очень важно развитие ума, интеллектуальное развитие, так как ум является или важным инструментом, или препятствием расширения сознания. В обычном состоянии ум ограничен, узок, но нужен ум разносторонний, гибкий. Это требует усилий. Для этого можно использовать метод синтеза противоположностей. Человеку важно научиться рассматривать явления с разных точек зрения для возвышения и гибкости мыслей. Например, можно сформулировать один тезис, а затем противоположный. Затем начинается мыслительный процесс размышлений для разрешения данной задачи путем синтеза, для объединения ее в более емкую идею, идею иного качественного уровня.

Метод различения – умение выявить максимальное количество особенностей, отличающих предметы одного типа.

Метод «полярностей» – умение в каждом объекте, процессе или явлении видеть противоположные значения, например, сутки = день и ночь (можно реализовывать в форме игры, например, «Разнобой»).

Метод «мозгового штурма» – совместный поиск решения, поиск идей при снижении самокритичности в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям.

Метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной ситуации, когда молодой человек сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения.

Интерактивно-коммуникативные условия создают возможности для реализации своих идей, заложенных в мыслях, в процессе творческого сотрудничества в коллективе сверстников, в учительско-ученических и преподовательско-студенческих сообществах, в разновозрастных коллективах (квесты, тренинги самопознания и саморазвития, креативные дискуссии и беседы, проекты, мероприятия, экскурсии, походы, экспедиции и т. д.). Студенты и школьники учатся договариваться, воспроизводить свои идеи и корректировать их, проявляют волевые качества для реализации своих идей. Осмысление своих действий и поступков, рефлексия логики движения к цели, обязательно имеющей социальную значимость, отсортировка низших желаний и соответствующих им мыслей в процессе деятельности и общения, обеспечивает процесс профилактики мыслей.

Методы развития организаторских способностей: метод сотрудничества; метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки); метод упражнения – повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий, метод коллективного планирования; метод коллективной подготовки дела (И.П. Иванов).

Методы развития коммуникативных способностей: метод создания воспитывающих ситуаций – ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам – «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету и т. д.); метод творческого поиска. Метод согласованного спора: спор порождает не истину, а конфликт, поэтому важно не настаивать на своей точке зрения, а поняв идею оппонента, найти решение, удовлетворяющее обе стороны.

Необходимо менять сущностный подход к процессу воспитания человека, т. к. история доказала неэффективность развития личностного сознания, которое под влиянием обстоятельств легко меняет свои ценности, взгляды, убеждения, отношения. При таком сознании под влиянием низких эмоций, поддерживаемых соответствующими мыслями, люди легко разрушают дружеские отношения, начинают войны и т. д. Ориентация на развития духовного сознания даст мощный толчок эволюционного движения человечества.

Профилактика низших мыслей и творческое устремление к высоким мыслям обеспечат расширение сознания человека.

Новое воспитание нужно затем, чтобы развивать сознание человека, чтобы он, используя интеллектуальные методы (анализ, синтез, обобщение, различение и т. д.) мог выявить высокие идеи и мысли, чтобы мог развивать нужные качества (духовные чувства), а также способности, взаимосвязанные с этими качествами, стимулировать действия и поступки, способствующие развитию этих качеств и способностей, а также обеспечить сознательное, разумное воздействие и волевое усилие на тело человека с целью гармонического развития всех его частей, подчинению личностного сознания духовному, что в результате обеспечивает его развитие.

В работе современного педагога, как и в прежние времена, возникают трудности, потому что он стремится воспитывать подростков и юношества по своему образу и подобию, опираясь часто на узкопрофессиональные взгляды и мысли. Только развитие сознания и профилактика собственных мыслей позволит преподавателю понять и почувствовать особенности обучающихся, осуществить поиск адекватных средств и условий для оказания им помощи в их развитии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение сознания в философии, педагогике, психологии, социологии.

2. Сравните понятие сознание в разных научных областях знания.

3. Раскройте свойства сознания в психологии.

4. Какие 3 слоя сознания выделяют современные философы и психологи?

5. Раскройте виды сознания в психологии.

6. Взаимосвязь мышления и сознания.

7. Каковы функции сознания в педагогике сознания и психологии.

8. Сущность сознания в духовном воспитании.

9. Раскройте виды сознания в духовном воспитании.

10. Роль мыслей в развитии духовного сознания.

Примерная тематика рефератов:

1. Исследование сознания в психологии и физике.

2. Глубинное сознание: способы развития.

Литература

Основная

1. Велихов Е. П., Зинченко В.П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода, ВФ, 1988, № 11.

2. Вундт В. Основы физиологической психологии СПб.: Типография П.П.Сойкина. – Т. 3. – 1908.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. –Т. 3. – 368 с.

4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2.

5. Иванов А.В. Теоретико-методическое исследование воспитания ребенка по развитию его сознания: Монография. – М.: Перспектива, 2017.

6. Иванов А.В. Педагогика сознания: концептуальные основы и технологии. – М., 2018.

7. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. – М.: Народное образование, 2000. – Сб. № 10. – 272 с.

8. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. – М., 1956.

9. Макарова Е. Сознание в Психологии. Образование и Наука. М., 2011. (http://fb.ru/article/3742/soznanie-v-psihologii).

Дополнительная

10. Сатпрем. Шри Ауробиндо или Путешествие сознания. Пер. с фр. А.А. Шевченко, В.Г. Баранова. – СПб: Савитри, 1993. – 352 с.

11. Функции сознания. Интернет: https://infopedia.su/9x1e3c.html

12. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 14. Жизнь Божественная – 1. Пер. с англ. – СПБ: Адити, 2005. – 336 с.

Глава 3. Концептуальные основы и психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания детей, подростков и юношества

3.1. Целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания

Ведущим педагогическим смыслом нового воспитания является «Жить и трудиться во имя Общего Блага».

Идея Общего Блага активно рассматривалась еще в античности. Истоки ее можно найти в древнеиндийских ведах. В настоящее время эта идея не вызывает интереса у людей, кажется им архаичной. Но именно она является ведущей идеей, отражающей суть эволюционного движения человечества, вписанной в развитие Планетарного Бытия.

Общее Благо – в социальной философии: «все необходимое для обеспечения полноценной жизни каждого человека и сообществ, в которых он участвует…Это вся сумма общественных, правовых, экономических, культурных, религиозный условий, все нужное для образования и воспитания, для сотрудничества, взаимопомощи, личной инициативы и творческой самореализации, для общественных и деловых проектов, для духовного возрастания личности» [54].

Сократ употреблял понятия добро, добродетель в широком значении блага, то есть высшего воплощения духовного потенциала человека, духовного совершенства, достигаемого выполнением высоких духовных целей наилучшим способом. Для Сократа это означало жить в мире с самим собой, обладать чистой совестью и самоуважением. Эту же мысль поддерживали Платон и Аристотель.

Идея Общего Блага заключается в признании существования некоторого единственно верного положения вещей, наиболее благоприятного для всей Земли, к которому обязан стремиться каждый человек всеми возможными способами. Это способ выживания и процветания человечества на нашей планете. Это внутреннее желание и мотивация каждого жителя Земли установить справедливость и способствовать всеобщему процветанию, в нахождении, утверждении и действии равной для всех меры свободы и справедливости.

В философском энциклопедическом словаре (2010) Благо рассматривается как то, что имеет ценность. «Эти размышления были широко представлены в дискуссиях о соотношении блага и ценностей во второй половине XIX века. Благо является предпосылкой духовно-нравственных ценностей. Так, например, честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага» [118].

Благо – «…, во-первых, это ценность, т. е. способность предмета, процесса или явления быть значимым для людей в культурном, общественном или личностном отношении. Общее благо объективно в том смысле, что объективны принципы, требования, нормы общечеловеческой жизнедеятельности, объективны их роль и значение для человека. Рождаясь, человек застает их уже «готовыми», и в этом смысле они от него не зависят. Субъективность же общего блага заключается в том, что оно существует лишь как результат оценки человеческого действия. В том, что вне человека, общее благо лишено смысла.

Во-вторых, общее благо – не просто ценность, а общечеловеческая ценность. Это означает, что его требования распространяются и признаются всеми людьми, независимо от пола, возраста, партийной, этнической или религиозной принадлежности. В таком общечеловеческом смысле общее благо выступает неким эталоном, с которым соизмеряются другие ценности или поступки людей.

В-третьих, общее благо есть высшая ценность. В силу этого оно обладает всеми характеристиками, которые присущи высшим ценностям, и прежде всего, неутилитарностью, т. е. ценность общего блага определяется не его практическим применением для чего-либо иного, а всё иное, напротив, приобретает значимость лишь в контексте общего блага» [117].

В воспитании – Стремление к Всеобщему Благу осуществляется в иерархической последовательности снизу-вверх – благу семьи, друзей, школьного сообщества, социума, общества в объеме страны, ближайшего дружественного окружения государств, всей планеты, Космоса. Это формирование:

– уважения к личности и интересам другого человека;

– толерантных взаимоотношений, но не попустительских, нарушающих равноправие;

– умения сочетать общественные и личные интересы, умения строить договорные отношения для реализации целей и интересов;

– мировоззрения, основанного на осознании личной заинтересованности каждого человека, что успех в его жизнедеятельности зависит не только от него, но и успеха других, общества, планеты;

– духовных и энергетических качеств (доброта, эмпатия, другодоминантность, спокойствие и равновесие, оптимизм, усердия, мужество и стойкость, справедливость);

– способности к сотрудничеству, сотворчеству, сочувствию.

Благом признается то, что обеспечивает духовное, социальное, психическое, физическое и материальное развитие человека и общества.

Движение к новому воспитанию осуществляется через воспитание по развитию сознания сообразного современной культуре.

Движение к Общему Благу характеризуется не общими нравственными рассуждениями, а естественными процессами движения энергий, происходящими по Космическим законам, прежде всего закону Единства (все взаимосвязано друг с другом) и магнитности (притяжения).

Каждый человек обладает той или иной степенью магнитности, то есть притяжения низких или высоких вибраций, исходящих от испытываемых им отрицательных или положительных эмоций и чувств. Человек постоянно активен, постоянно порождает энергии, связанные с этими эмоциями, тем самым он аккумулирует в себе положительные или отрицательные качества для магнитного насыщения сознания созвучными элементами. Мысли, чувства, действия, насыщенные высшими смыслами (доброта, любовь, красота, мудрость, стойкость, мужество и др.) несут человеку развитие и совершенствование всех его сфер, ведут к накоплению положительного. Негативные, злые мысли, чувства и поступки разрушают все существо человека. Соответственно человек притягивает к себе созвучные энергии из пространства по закону притяжения родственных элементов. Поэтому к человеку с положительными или отрицательными накоплениями притягиваются люди с соответствующими энергиями и уровнем сознания. Это является одной из причин возникновения тех или иных сообществ, групп сверстников.

На страницу:
5 из 8