bannerbanner
Размышления о Евангелии от Луки, главы 11–14
Размышления о Евангелии от Луки, главы 11–14

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Если так гуманно обошелся с преступным сыном земной отец, то Небесный обходится еще милостивее. Его милость неизменно превозносится над судом! Христос учил: «…Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). «Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35). Только на небесах мы узнаем, скольких смертных приговоров нам удалось избежать благодаря милости Бога!

Отцовская любовь прощает непрощаемое!

Через два года по прибытии в Иерусалим Авессалом добился встречи с отцом и, пав на землю, умолял о восстановлении отношений. Отец умилосердился, простил его и закрепил прощение поцелуем! Представьте себя на месте Давида: вы лишились первенца, которого безмерно любили и на которого возлагали большие надежды. И вот убийца, не в порыве аффекта, но с холодным расчетом поднявший на ваше сокровище руку, просит прощения. Смогли бы вы простить от всего сердца? Смогли бы, вдобавок, поцеловать его? Я бы нет! Однако Давид целует Авессалома! И это не все! Давид восстанавливает его в правах царевича и наделяет немалыми финансовыми возможностями! Это было действительно прощение непрощаемого!

Дорогие друзья, так неужели любовь Божия свершила меньше, чем любовь Давида? Мы были повинны в смерти единородного Сына Божия. Наши грехи привели Иисуса на крест, однако вместо наказания убийц Своего Сына Небесный Отец примиряется с ними и посылает к ним Утешителя – Святого Духа, Которого богословы назвали «поцелуем Бога». Любить такой прощающей любовью способен только Бог!

Отцовская любовь желает спасения даже извергу!

Отнести к Авессалому эпитет «изверг» не было бы преувеличением. Вскоре после прощения и восстановления в правах он завел себе лошадей, колесницы и скороходов. Он построил памятник в царской долине, чтобы увековечить в истории свое имя. Однако вскоре его честолюбивые замыслы устремились на захват престола Давида. К этой операции он готовился весьма тщательно. «И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» (2 Цар. 15:2–6).

Когда практически весь Израиль встал на сторону Авессалома, он, собрав войско, двинулся на Иерусалим и без боя взял его. Давид с верными ему слугами оставил город, а народ радостно приветствовал самозванца. Люди полагали, что Бог отступил от Давида и будущее за Авессаломом. На сторону мятежников перешел и мудрейший советник Давида Ахитофел. Он был дедом Вирсавии, и, видимо, много лет таившаяся горечь проснулась в его сердце. Ахитофел вспомнил, что из-за Давида потерял прекрасного зятя Урию, и посчитал восстание удобным моментом, чтобы отомстить за его смерть.

На военном совете Ахитофел внес предложение преследовать Давида и убить его. И Писание повествует о невероятном: «…понравилось это слово Авессалому и всем старейшинам Израилевым» (2 Цар. 17:1–4). Какая неслыханная подлость! Авессалому понравилось предложение убить отца, словно он не знал заповедь «почитай отца и мать», словно отец не простил его, не восстановил в правах сына и не снабдил средствами к существованию!

Мне довелось слушать исповедь девушки, которая отравила свою мать-алкоголичку. Она решилась на преступление, потому что хотела избавиться от позора иметь опустившуюся, невменяемую мать. Авессалому же понравилось убить примерного отца, Божьего пророка, сладкого псалмопевца Израиля! Все отцовское добро было забыто, перечеркнуто, растоптано! Какая невероятная неблагодарность и жестокость!

Через некоторое время войска Авессалома и Давида должны были вступить в битву. Давид провожает напутствием свое небольшое войско. Он не просит их: «Ребята! Будьте храбры! Сражайтесь за царя и отечество! На нашей стороне правда и Бог!». Он просит об одном: «Сберегите мне отрока Авессалома!». Для царя важна была не столько громкая победа, сколько жизнь сына-изверга! Если сын желал ему смерти, то отец не платил той же монетой…

Когда скороход Ахимаас прибежал возвестить царю о победе, то первый вопрос престарелого Давида был не о трофеях или численных потерях армии, а другой: «…благополучен ли отрок Авессалом?» (2 Цар. 18:29). Вы встречали подобную отцовскую любовь? Я не встречал! Ей нет равной в истории! И все же мы должны с благоговением сказать: любовь Божия больше! Она желает спасения извергу! Нет такого греха, который Бог не захотел бы простить! У Бога всё – великое, в том числе и любовь. Бог говорит: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Отцовская любовь не отрекается от своего отцовства!

Невозможно без сердечного содрогания слушать причитания убитого горем отца: «И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33). Давид не сказал: «Ну и поделом тебе, отцеубийца! Собаке – собачья смерть!». В своем горьком плаче он непрестанно повторяет: «Сын мой! Сын мой!». Неужели царь забыл лицемерие Авессалома, когда тот обольстил Израиль ложью и показной добротой? Нет, не забыл. Но он все равно не отрекается от отцовства! Неужели Давид крайне не оскорбился, когда Авессалом поставил на крыше дворца палатку, чтобы на виду жителей города спать с царскими наложницами? Да, Давид был беспредельно возмущен, и однако же не отрекся от отцовства! Неужели Давид не понимал, что Авессалом вел войска в сражение, чтобы его убить? Понимал, и однако не отрекся от отцовства!

Мы потрясены этой историей. В нашем грешном мире был отец, который любил не сына-героя, а сына-злодея бескорыстной, жертвенной, нежной, стойкой любовью! Был как исключение из правил! Был как прообраз Божьей любви! И перед этим примером Давида нам, отцам, неловко и даже стыдно – насколько наша любовь мелка и эгоистична!

Однако, сравнивая любовь Давида к Авессалому, мы должны снова и снова повторить: любовь Божия неизмеримо больше! Ведь Бог также не отрекается от Своего отцовства. В изумительной притче о блудном сыне раскрывается характер Бога: старший брат, уверенный в своей порядочности, отрекается от непутевого брата, расточившего часть отцовского наследия с блудницами. Отец же не отрекся, но устроил в честь вернувшегося скитальца грандиозный пир: «сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Бог не отрекается от Своего отцовства, потому что оно не было случайным, как у некоторых легкомысленных земных отцов. Бог рождает Себе чад Словом истины, в соответствии с предвечным замыслом, учрежденным прежде вековых времен. Аннулировать Божье отцовство значило бы аннулировать Его план, разорвать золотую цепь спасения (Рим. 8:30), обесценить новое творение (2 Кор. 5:17). Но самое главное, была бы уничижена Отцовская способность вразумления непокорных детей. В отличие от бессильного Давида сильный Бог способен научить праведности взбунтовавшихся сынов.

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:29–32).

«…Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:5-10). Неужели кому-нибудь под силу превзойти Бога в дисциплинировании непокорных? Все, что Бог делает, в конце концов, безмерно увеличит Его славу! Он никому не проиграет!

Отцовская любовь готова пожертвовать собой!

Давид плакал: «О, кто бы дал мне умереть вместо тебя!». Можно понять желание родителей пожертвовать собой ради хороших детей, но умереть вместо отморозка… А Давид желал умереть за сына-отморозка. Если бы такая возможность была, он, не колеблясь, занял бы его место на дубе и подставил сердце острой стреле. «И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне. И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство. А царь закрыл лицо свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 19:2–4). На такую безмерную скорбь способна только великая любовь!

Бог не может любить, как самый лучший отец. Он любит в миллион раз больше! Он любит Своих чад сильной, сострадающей, прощающей, самозабвенной, бескорыстной, нежной, жертвенной любовью! Давид не мог умереть вместо грешного сына, не мог вместо него сойти в ад, а Бог сделал это! Сделал в лице Сына Своего возлюбленного, Чьи Голгофские страдания были адскими по силе и глубине. Голгофа Сына была так же и Голгофой Отца. Большего доказательства любви к грешникам не существует!

И вывод, который мы делаем, не может быть иным, нежели у апостола Павла: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31–39).

Если вы серьезно воспримете любовь Бога, вы не сможете горячо не молиться! Не сможете не умиляться сердцем! Ибо искренняя, действенная молитва должна быть движима любовью Бога! Иначе она суха, неискренна, обременительна. Поверили ли вы Богу, что Он любит вас несравненно больше, чем Давид своего непутевого сына? Тогда откройте ваше сердце для Божьей любви! Насколько есть у вас силы, благодарите Бога за любовь, воспевайте ее, утешайтесь и ободряйтесь ею. Закрываясь от нее, вы подрезаете крылья молитве. Кто верит в Божью любовь, тот и будет пламенно молиться!

Второй принцип: молитесь, проникнувшись духом единения с народом Божьим!

Христос учил не только произносить в молитве слово «Отче», но и прибавлять к нему притяжательное местоимение «наш». Мартин Лютер верно отмечал: «Христианская жизнь наполнена притяжательными местоимениями. Одно дело сказать “Христос – Спаситель”, и совсем другое – “Он – мой Спаситель и мой Господь”. Даже дьявол может сказать первое, но только настоящий христианин может сказать второе». Слово «наш» свидетельствует, что мы не в единственном экземпляре у Бога. Через рождение свыше мы введены в великую Божью семью, состоящую из старцев и стариц, мужчин, женщин, юношей, девушек и детей. Кто-то из древних отцов церкви сказал: «Тому Бог не отец, кому церковь не матерь». С этим утверждением нельзя не согласиться. Бог проводит серьезное различие между Своими детьми и детьми греховного мира: «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его – к воплю их. Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (см. Пс. 33:16–23). «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс. 144:18–20). Понятно, что по Своей великой любви и милости Бог дарует физические блага даже неблагодарным и злым. Он отвечает на некоторые искренние молитвы необращенных людей, но общаться по-отцовски Он может только со Своими детьми. И только Его дети могут с нежностью обращаться к Нему: «Авва, Отче».

Как же единство с народом Божьим влияет на молитву?

Если вы будете в единстве с народом Божьим, вашим молитвам не будет никаких препятствий

Бог обращает самое серьезное внимание на наши взаимоотношения с церковью: присутствует в них любовь и единство или равнодушие, враждебность, непрощение? Бог отказывается принять молитвы людей, находящихся во вражде друг с другом, даже если бы они молились с воплем, проливая потоки слез (Ис. 58:4–9). Бог возложил на Свой народ пожизненный пост в смысле воздержания от всего, что разрушает отношения. Иисус учил: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Господь подчеркнул, что даже благодарственные молитвы, сопряженные с жертвоприношениями, не будут угодны Богу, если нет нормальных отношений с ближними. Мы должны помнить: Бог принимает на Свой счет все оскорбления, огорчения, которые мы наносим ближним, точно так же, как мы относим на свой счет оскорбления, нанесенные нашим супругам, детям или друзьям. Он воздает за оскорбления, закрывая небо для молитв обидчиков.

Построение взаимоотношений далеко не простой процесс. Верующие различаются по темпераменту, складу ума и духовному состоянию, и эти различия, несовпадения иногда ведут к проблемам. Апостол Павел писал: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). В этих словах представлена объективная картина духовного состояния верующих апостольского периода. Рядом с весьма замечательными членами церкви были и не вполне кристально чистые. К церкви прибились бесчинные люди, то есть не подчиняющиеся установленному порядку. Поскольку они сами себе закон и принимают исключительно то, что им нравится, а что не нравится, энергично отвергают, – апостол повелевает их вразумлять. Задача заведомо непростая!

К церкви принадлежали и малодушные, то есть слабовольные, нерешительные люди. Порой они досаждают нытьем и жалобами. Они сомневаются в своем спасении, теряют мужество в искушениях и жаждут постоянного внимания и заботы. Однако и такие верующие не должны быть брошены на произвол их собственного настроения. Их нужно утешать и ободрять: «Вы любимы Господом, Он доведет вас до неба! Не унывайте, ныне спасение к вам ближе, чем когда вы уверовали! С Божьей помощью вы преодолеете ваши проблемы!». В церкви были и слабые – больные физически или духовно люди. Им требовалась серьезная моральная или материальная поддержка.

Понятно, что бесчинные, малодушные и слабые – словно черные дыры во Вселенной – поглощают время и силы. Может возникнуть искушение избавиться или отгородиться от них неким прозрачным щитом – ты их видишь, но не слышишь. Так, пастор одной церкви решил не принимать в члены разведенных и одиноких, ибо они являются источником многих проблем. Однако полезно было бы спросить: «А считает ли Бог их Своими?». Если да, то как можно ими пренебрегать? Их нужно вместить в свое сердце и помочь им преодолеть проблемы характера. В этом и заключается дух единения.

Моисей был наделен немалыми природными способностями, которые помогли ему блестяще освоить египетскую премудрость, искусство управления армией и страной. Он хорошо умел разбираться в людях и вынужден был убежать из страны, когда его же собратья доложили фараону, что Моисей убил египтянина, напавшего на другого еврея. Моисей понимал, что характер его народа непростой. Зная это, он все же решился принять служение вождя Израиля. Что дало силы Моисею отважиться на этот шаг? Решающим в выборе Моисея было Божье избрание. Он не мог отказаться от тех, кого принял Бог. Апостол Павел писал: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11:24–26).

Если последуем примеру Моисея, то останемся с церковью, потому что ее избрал Бог! Мы будем любить ее, потому что ее любит Бог! «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5:14). Если мы не приросли сердцем к церкви, у нас обязательно возникнут проблемы с ответами на молитву. Тут как в браке: когда «наше» заменяется на «мое», брак распадается. Но если сохранять «наше», то брак переживет лишь временные трудности (1 Пет. 3:7).

Если вы будете в единстве с народом Божьим, ваши молитвы будут глубокими и разнообразными

Бог задумал Церковь как школу духовного обучения. Мы учим друг друга пониманию Писания, правильным отношениям, поклонению и, конечно, молитве. Когда мы слушаем молитвы служителей или простых верующих, мы учимся у них разговаривать с Богом. «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Пр. 27:17). Когда мы узнаем о нуждах других, наш молитвенный план расширяется и мы начинаем ходатайствовать пред Богом за наших братьев и сестер. Я знал одну благочестивую пожилую пару, которая вела список молитвенных нужд. В этом списке значилось около 200 имен – и бомжа, обитавшего в подвале, и городского мэра! Можно ли было назвать их молитвенную жизнь скудной и однообразной?

Если вы будете в единстве с народом Божьим, ваши молитвы будут сильными

Апостол Иаков призывал верующих: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Вспомните, как нарушились взаимоотношения Иова с тремя его друзьями. Поранив друга острой критикой, они заболели духовно. Бог обличил их в грехе бессердечного обращения с другом. Подавленные Божьим обличением, они не могли толком помолиться и получить Божье прощение. Но когда Иов помолился за них, помолились и они. Так их взаимоотношения исцелились.

Если вы будете в единстве с народом Божьим, ваши молитвы будут сопровождаться ходатайством Духа

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Мы бываем недовольны нашими молитвами, находя их то однообразными, то неглубокими, то вялыми, то поспешными. Мы понимаем, что Господь достоин от нас намного лучшего поклонения, чем мы в состоянии принести. Ходатайством Духа исправляются присущие нашим молитвам несовершенства. Однако Святой Дух ходатайствует именно за тех, кто находится в единстве с народом Божьим. На это указывают местоимения «нас», «мы». Тот, кто не имеет единства с церковью, препятствует ходатайственной молитве Святого Духа.

Сохранение единства с Божьим народом требует некоторых усилий. Мы сохраним единство с церковью, если научимся прощать слабости наших братьев и сестер: «…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13). Также единство с Божьим народом станет все более прочным, когда мы возьмем за правило помогать братьям и сестрам в их нуждах. Так и должно функционировать Тело Христово, в котором о меньшем проявляется большее попечение. Дух единства сохраняется и когда мы разделяем общение с народом Божьим: «…не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16).

Третий принцип: молитесь, проникнувшись осознанием Божьего величия!

На этот принцип указывают слова «сущийнанебесах». Нас должно радовать осознание того, что мы удостоены чести обращаться к непревзойденно великому Богу.

Молитесь, сознавая вечность Бога, – «сущий»

Слово «сущий» указывает на вечность Бога. Он всегда был, есть и будет. Именно как сущий Бог впервые открылся Моисею в Синайской пустыне у объятого огнем тернового куста. Безбожники любят задавать каверзный вопрос: а откуда появился Бог? кто Его сотворил? Они не понимают, что к вечному Богу такой вопрос неприменим, как неприменим вопрос, сколько углов у круга или какова скорость темноты.

Вечность Бога придает устойчивость нашим взаимоотношениям с Ним. Он пребывает в вечной неизменности, а значит, надежности. Мы можем точно знать, на что нам стоит рассчитывать: Бог «…воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:6-11).

Божьи обещания верным людям все так же свежи, актуальны и неизменны, как тысячи лет назад!

• «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3).

• «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис. 54:10).

Иаков, переживавший за сохранность своей семьи от мстительного брата Исава, молился, опираясь на верность Бога Его обещаниям (Быт. 32:9-12). Подобно ему, каждый из нас может основывать свои прошения на Божьих обещаниях, помня, что Бог неизменно их выполняет!

Молитесь, сознавая превознесенность Бога!

Выражение «сущий на небесах» говорит об этом славном качестве. Слово «небо» используется в Библии в двух смыслах: физическое небо с его атмосферой и облаками и место, где вечный Бог более, чем где-либо, являет Свое славное присутствие (2 Пар. 30:27). На небесах живут ангелы (Мк. 12:25), на небесах Христос совершает Свое ходатайственное служение за спасенных (Евр. 9:24), на небесах будут вечно жить верующие во Христа (Флп. 3:20). Мы не должны думать, что небеса полностью вмещают в себя Божью сущность. Мудрый Соломон сказал, что небеса небес не вмещают Бога (2 Пар. 2:2–6). Он пронизывает Своим присутствием и небо, и землю, и преисподнюю. Я хотел бы привести девять характеристик превознесенности Бога и показать, как они влияют на молитву.

· Бог превознесен величием

Разница между Богом и творением такая же, как между художником и его картиной, между гончаром и глиняным сосудом, между часовщиком и часами. Бог спрашивал Древний Израиль: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» (Ис. 46:5). На эти троекратные риторические вопросы ответа нет. Бог абсолютно иной: Он непознаваем в Своей сущности и непостижим в Своих делах. Наше знание о Нем отрывочное и поверхностное! «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2). Вот почему мы не вправе ни изображать Бога, ни тем более молиться изображениям. Изображения Бога безмерно уничижают Его непревзойденную славу. Они сравнивают несравнимое и ставят на один уровень Творца и творение. Молясь на изображение Бога, человек на самом деле молится идолу. И тут не следует пускаться в уловки, что на самом деле человек якобы молится не изображению, а тому, кто изображен. Не следует оправдываться, что изображение помогает сконцентрироваться во время молитвы, что это вспомогательное средство для слабых в вере. Ни пророки, ни Христос, апостолы, ранние отцы церкви, ни христиане первых столетий не молились изображениям и были крепки в вере. Если те, с кого нам следует брать пример, обходились без изображений Господа, почему у нас должно быть иначе?

На страницу:
2 из 3