bannerbannerbanner
В СВОЁ ВРЕМЯ. Воспоминания о современниках
В СВОЁ ВРЕМЯ. Воспоминания о современниках

Полная версия

В СВОЁ ВРЕМЯ. Воспоминания о современниках

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

«Солнечные дни» Виктор написал примерно в 1982 году. Года через два у него появилась песня о дожде. И в припеве есть слова о том, что он «…слышит дождь. И этот дождь – для нас». Услышав это, я почему-то сразу вспомнил его слова о поэзии…

В 1990 году Виктор погиб, так навсегда и оставшись в памяти народной менестрелем, певцом-романтиком, в коем лишь немного приоткрылся, забрезжил свет замечательного в будущем поэта, разбудившего уже тогда десятки, а то и сотни молодых людей своими песнями-стихами, ждущего и жаждущего перемен и всё-таки так навсегда и оставшегося со своей «группой крови на рукаве» в той самой траве, о которой он всех нас так искренне предупреждал…

Несколько слов о фильме «Годунов»

Всегда избегал писать рецензии на фильмы и спектакли, но большое количество писем с просьбой высказать мнение об этом фильме обязывает, а потому отвечу, но при этом буду краток и ограничусь лишь общими замечаниями.

Скажу сразу, что фильм очень хороший, и если вести отсчёт с начала перестройки, то, пожалуй, это первый из исторических фильмов, от которого меньше всего веет малобюджетным новоделом. Снимать подобные картины есть немалая смелость даже при уповании на талант артистов – можно опозориться на всю жизнь. И потому спешу выразить моё искреннее уважение режиссёру Алексею Андрианову – задача решена полностью! Игра артистов замечательная, несмотря на провальный (на мой взгляд – почти весь) ряд женских ролей. Все-таки не хватает нынешним отечественным артисткам фактурности и глубины: везде проступает ряженность.

И как актриса ни посмотрит, каждый её взгляд – века нынешнего, а не того, который изображён на экране. Критиковать далее не стану, но не могу особо отметить ни одной женской роли, а вот среди мужчин порадовали и поразили Андрей Мерзликин, Сергей Маковецкий, Александр Горбатов, Евгений Ткачук (потрясающая игра!) и, конечно же, особо любимый мною Александр Устюгов: ему следует дать награду – изумительно сыграл. Работа актёра превзошла своим мастерством все ожидания, и особо это касается мимики. А в целом фильм смотрится как единое целое, и команда – явно в победителях.



Что касается исторических совпадений и несовпадений, то следует признать, что картина не без ляпов, но, думается, все они с лихвой компенсируются общей эстетикой фильма. Правда, эта изобразительность в большей степени напоминает средневековую Европу, нежели Русь, что, собственно, не делает картину хуже, а во многом даже и украшает. Удивило отсутствие характерной «горлатной» высокой шапки на боярах, а это ведь основной головной убор того времени. Даже в иллюстрациях к сказкам он присутствует. Кстати, выйти на улицу без шапки в то время было для знатного человека позорно, здесь же многие, так сказать, простоволосые. Впрочем, отдам должное художникам-гримёрам: что ни говори, а бояре просто красавцы. А то, что почти все они (это не соответствует действительности) длинноволосые, не вызывает желания критиковать, потому как выглядят актёры при этом весьма привлекательно. И все-таки Русь в то время была бритая, а длинные волосы являлись особенностью облика лишь православного духовенства. Сам Годунов на экране с самого начала действия носит усы и бороду. Хотя по источникам того времени известно, что в молодости он брился и отпустил бороду лишь в зрелом возрасте – для солидности. Но и на это стоит закрыть глаза: образ царя, созданный Сергеем Безруковым, без бороды мог бы просто-напросто провалиться, хотя играл артист на полную выкладку. Откровенно говоря, на роль Годунова можно было бы взять кого-то и постарше, и покряжистей, а потому не могу назвать игру Безрукова выдающейся – видимо, просто не его роль. Что касается Грозного, то в соответствии с изображаемыми событиями ему должно быть где-то лет сорок с небольшим, в то время как на экране он выглядит на все восемьдесят. Вероятно, образ скопирован с известного портрета работы Марка Антокольского, а потому иногда больше тянет на колдуна или сказочного чародея, а не на царя.

В целом же идея картины замечательная. Да и вообще было бы неплохо государственной казне раскошелиться и дать возможность талантливым людям экранизировать историю государства российского по Костомарову, Соловьёву или Карамзину полностью, и желательно с этим же режиссёром и составом актёров. Увы, все предпринятые ранее потуги снять нормальный исторический фильм оставляли желать лучшего. И вот – наконец-то! – лучшее, будем надеяться, появилось.

Ас-саляму алейкум – и вам мир!

В 2007 году ушёл из жизни мой отец, Аркадий Павлович, горячо любимый и навсегда дорогой моему сердцу. Мне в ту пору исполнилось сорок три. Помню, находясь в скорби, в одном из стихотворений я написал:

Сорок третий – год военный,До победы ещё два…

Прошло два года, наступил 2009-й, но ничего особенного не случилось: творчество моё продолжалось, всякого рода события шли своим чередом…

Прошёл ещё год, за ним два, пять, десять… И вот сегодня, поминая отца, я совершенно неожиданно вспомнил эти строки вновь. Так о какой победе я тогда говорил? Что должно было случиться со мной, случиться в моей душе, чтобы я смог сам себе сказать: вот она, победа!



За эти годы произошло немало удивительных встреч, созданы замечательные программы для радио, прочитан не один цикл лекций, написано и издано немало книг… Взращены достойные ученики и продолжатели, но ни о какой победе и не думалось, и речи о таковой не ведётся и сегодня. Что случилось? Неужели я сошёл с творческой дистанции, хуже – списан с неё?

Есть у меня один знакомый, узбек, молодой ещё мужчина, но уже достойный отец своих детей – Шейр Али. Знаю и люблю его с того времени, когда обучал его, юного семнадцатилетнего гастарбайтера, русскому языку. Видел и знаю, как трудно было ему выговаривать некоторые буквы, а потому ни я, ни моя мама не обращали внимания на его простое, по имени, обращение к нам. Не так давно он заехал ко мне в гости: сели выпить чая, разговорились… Я попросил его посмотреть забарахливший насос в колодце…

– Хорошо, Игорь Аркадьевич, – с улыбкой произнес он, впервые за семнадцать лет обратившись ко мне по имени, а главное, и по отчеству, с трудом выговаривая сочетание А-р-к…

Откровенно говоря, мне к простому обращению не привыкать: ещё с 23 лет, со времён моего преподавания рисунка и моделирования в Центре внешкольной работы, ко мне так и обращались, но в тот момент встречи было что-то иное. Шейр Али обратился ко мне, называя моё не только имя, но и отчество… «Может, это и есть… победа?» – мелькнула в голове озорная мысль, но вовремя проснувшийся здравый смысл всё расставил по местам. «Стареете, батенька!» – выдал смысл, и мы оба расхохотались. Может, это и была самая настоящая победа?.. Над собой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3