
Полная версия
«Свет и Тени» Последнего Демона Войны, или «Генерал Бонапарт» в «кривом зеркале» захватывающих историй его побед, поражений и… не только. Том III. «Первый диктатор Европы!»
… наградой от Наполеона за эту кампанию ему стал Большой крест ордена Почетного легиона (высшая награда наполеоновской Франции). Саксонский король наградил его орденом Св. Генриха, а польское правительство – Большим крестом ордена «Виртути Милитари» (высшая боевая награда Польши)… Кстати,
В 1811 г. по поручению саксонского короля (он же глава Великого герцогства Варшавского) Понятовский ездил с дипломатической миссией в Париж, но она особого успеха не имела. Поляки надеялись, что Наполеон присоединит Галицию к Герцогству Варшавскому. Но император французов здесь еще раз показал, что восстановление старой Польши не входило в его планы и согласился лишь на присоединение к герцогству Краковской области, представлявшей территорию в 914 кв. миль, с полуторамиллионным населением.
К кампании Наполеона против России в 1812 г. войска Герцогства Варшавского подошли в следующем в составе.
Три пехотных дивизии и одна кавалерийская, образовали V-й корпус Великой армию, под начальством князя Понятовского, численностью ок. 30. тыс. чел.
Но кроме этих войск, по другим корпусам Великой армии было распределено еще 30 батальонов польской пехоты, 11 полков кавалерии Герцогства Варшавского, два кавалерийских полка на французской службе и 1 легко-конный полк в гвардии Наполеона, т. е. еще 37 тыс. чел. и 30 орудий.
не считая инженерных войск, атиллерийских парков, обоза и нестроевых. Правда, ок. половины этого войска, содержалась на средства французского правительства, но, тем не менее, снаряжение его стоило огромных расходов и тяжким бременем легло на население страны. Таким образом, Герцогство Варшавское, имевшее всего 4 млн. жителей, выставило на войну 1812 года с Российской империей 48 тыс. пехоты, 17.200 чел. кавалерии и 104 орудия, что, в общей сложности, представляло внушительную цифру в 67 тыс. чел.,
3 марта 1812 г. он – командир V-го (польского) корпуса Великой Армии, принявшего участие в Русском походе, 30 июня 1812 г. перешёл Неман у Гродно и вторгся в Россию. По некоторым данным Понятовский в самом началерусского похода предлагал Наполеону двинуться со своим V-м армейским корпусом на Киев, чтобы вызвать антирусское восстание на Украине. Однако это предложение не нашло отклика у императора. Особо стремились отличиться поляки, вспомнив былую славу предков, в Смоленском сражении.
В ходе штурма Смоленска Понятовский командовал правым флангом французской армии. Его войска наступали на него с востока и юго-востока, сосредоточив основные усилия на овладении городскими предместьями Никольское и Раченки. Но в борьбе за них они понесли большие потери, так и не сумев ворваться в город. Впрочем, такая же неудача постигла и другие наполеоновские корпуса, наступавшие на Смоленск с других направлений. Овладеть Смоленском штурмом Великой армии не удалось.
Затем была кровавая Шевардинская «прелюдия» и Бородинское сражение. В нем корпусу Понятовского пришлось двигаться по Старой Смоленской дороге, чтобы сломить сопротивление русских в районе Утицы и, тем самым, помочь главному удару наполеоновских войск по Семеновским флешам. Однако Понятовский встретил упорнейшее сопротивление войск Н. Тучкова 1-го. Захватив-таки Утицу, польские войска большую часть дня потратили на то, чтобы овладеть Утицким курганом. Только к пяти часам вечера его корпусу удалось оттеснить русских, захватить курган и, казалось бы, выйти на оперативный простор. Однако сил, чтобы произвести дальнейшее нападение на сбитый левый фланг русской армии, у Понятовского больше не было. Его солдаты уже были измотаны и обескровлены.
Во время отступления из Москвы войска Понятовского сражались под Тарутино и Малоярославцем, 29 октября 1812 г. он был контужен при падении с лошади у Гжатска. Проявил себя с самой лучшей стороны у Вязьмы [22 октября (3 ноября) 1812 г.], пытаясь оказать совместно с корпусом Богарне, помощь арьергарду Даву, который был отрезан от остальной наполеоновской армии войсками Милорадовича. V-й корпус сам подвергся мощным атакам противника и вынужден был отступить. Тем не менее, отвлечение им на себя крупных сил противника серьезно облегчило положение арьергарда Великой Армии и в конечном счете позволило ему избежать неминуемого уничтожения.
Тяжелое отступление сильно сократило численность поляков. В Орше V-й Польский корпус вместе с Вестфальским корпусом Жюно (.) насчитывал уже не более 1.5—2 тыс. чел., из более, чем …. , Вот и все, что осталось от войск V корпуса, а также многих польских частей и соединений, входивших в состав других корпусов Великой армии, в том числе и Императорской гвардии – Легиона Вислы под началом Клапареда. К середине ноября 1812 г. польский корпус практически перестал существовать. К этому времени в его рядах оставалось не более 800 человек. Сам Понятовский, получивший в бою при Березине сильную контузию и к тому же еще вскоре серьезно заболевший, вынужден был покинуть армию и уехать в Польшу. в котором поначалу числилось до 17,5 тыс всех ушедших на Москву! 35 тыс. поляков (!)
Оправившись от болезни и контузии, Понятовский вновь вернулся в строй и проявил большую энергию в деле организации новой польской армии. Однако воссоздать ее в прежнем виде ему уже не удалось. Значительная часть вновь сформированных войск пошла на укомплектование гарнизонов крепостей Модлин и Замостье, а с оставшимися силами (8—10 тыс. чел.) Понятовский отступил за реку Пилица на соединение с австрийским корпусом князя Шварценберга, а уже оттуда вместе с австрийцами отошел в Галицию.
В соответствии с договоренностью, заключенной с австрийским правительством, Понятовский отвел свои войска из Галиции в Саксонию, где присоединился к главным силам наполеоновской армии.
Понятовский очень тяжело переживал потерю большей части своих войск, но уже весной 1813 г. в Кракове он воссоздал польскую армию. Теперь это был VIII-й корпус новой армии Наполеона. Во главе него Понятовский участвовал в кампании 1813 г. в Германии. Однако на первом этапе этой кампании его немногочисленный корпус активного участия в боевых действиях не принимал. В конце данного периода он был направлен на прикрытие австрийской границы в район Циттау.
16—19 октября 1813 г. произошло решающее сражение под Лейпцигом, известное в истории как «битва народов», в котором его корпус весь день 16 октября действовал на крайнем правом фланге наполеоновской армии, южнее Лейпцига, стойко отражая удары многократно превосходившего его в силах противника (австрийцы) в районе Конневица. Поляки сражались доблестно. Они не только оборонялись, но и сами часто контратаковали врага, который под их бурным натиском вынужден был даже начать отступление.
Восхищенный героизмом своих союзников, мужеством и умелыми действиями их командира, Наполеон тут же, прямо на поле боя, производит раненного пикой в руку Понятовского в маршалы Франции (16 октября 1813 г.). В приказе по армии, отданном в тот же день, между прочим было сказано: «Желая выразить князю Понятовскому чувства особенного нашего уважения и признательности и вместе с тем связать его теснейшими узами с интересами Францию, пожаловали мы его в достоинство маршала нашей Империи».
. Так славный сын польского народа, лихой кавалерийский рубака,стал предпоследним по счету, 25-м маршалом Наполеона Правда, как уже говорилось выше, маршальские эполеты Понятовский носил всего лишь три дня.
Ни одного документа с его подписью не сохранилось! маршала Франции
…17 октября 1813 г. новый наполеоновский маршал направил свой последний рапорт императору Франции: «Неприятель не продвинулся ни на шаг. Войска проявили отвагу и выдержку, достойные удивления, но мы потеряли не менее одной трети людей и совсем не имеем боеприпасов». Весь день 18 октября, несмотря на все ухудшавшееся тяжелое положение наполеоновской армии, войска Понятовского сражались на юго-западе наполеоновских позиций с прежним упорством и доблестью. Наконец, полностью осознав невозможность дальнейшего удерживания своих все более и более сжимавшихся к центру и назад позиций, Наполеон в ночь на 19 октября начал отвод своей армии от Лейпцига…
…Польский корпус назначался в состав арьергарда, получившего задачу прикрыть отступление главных сил французской армии, отходившей через Лейпциг на левый берег реки Эльстер. В частности, Понятовский получил задачу оборонять южное предместье Лейпцига до тех пор, пока основные силы армии не отойдут за реку. Новый маршал обещал императору защищать свою позицию до последней капли крови и сдержал свое слово…
…В упорных боях 19 октября польские войска задержали наступление противника с юга и начали отступление только тогда, когда союзные армии, наступавшие на Лейпциг с севера и востока, уже ворвались в город. Частям VIII-го корпуса пришлось с боями прорываться к единственной переправе через Эльстер…
…А потом случилось непоправимое!
Отступление, как известно, самый сложный вид боя, а единственным путем служила длинная и узкая дамба через болотистую речную долину. Рискованный маневр грозил многими опасностями, но другого пути уже не было !
Отступая, Наполеон отдал приказ начальнику 28-30-тысячного арьергарда маршалу Макдональду, отличавшемуся по словам самого Бонапарта «непоколебимой преданностью в самые тяжелые моменты» и полякам князя Понятовского держаться до последнего. Взорвать единственный Линденауский мост через реку Эльстер надлежало только после прохода арьергарда. Первой отходила артиллерия, затем – обозы, потом – кавалерия, последней – пехота. Парадоксально, но опытнейший Бертье так и не отдал заблаговременно приказа навести на случай отхода пару понтонных мостов и тем самым обрек на гибель тысячи людей.
На улицах Лейпцига кипели кровопролитные рукопашные схватки. Русские и пруссаки несли тяжелые потери от засевших в домах французских стрелков. Почти 100 тыс. наполеоновских солдат – Старая Гвардия, корпуса Нея, Удино, Ожеро, Виктора и Мармона – с боями успели отойти через Эльстер. Но в 14 часов в страшной неразберихе саперы по ошибке взорвали мост слишком рано: начальники сваливали ответственность за время подрыва друг на друга и, в конце концов, принимать решение о запале фитилей пришлось… капралу! Бедолага не справился с ответственнейшим заданием: только-только завидев вдалеке небольшой отряд русских солдат, он в панике взорвал мост, забитый отступающим арьергардом. В результате ок. 28 тыс. человек отважно бившегося арьергарда не успели переправиться, в том числе и самоотверженно сражавшиеся поляки, для которых очередная катастрофа Наполеона означала крах последних надежд на восстановление королевства Польского…
…Даже когда мост был взорван раньше времени, Понятовский продолжал отчаянную борьбу, медленно отходя к реке. Часть польских войск, попавшая в окружение в Лейпциге, вынуждена сложить оружие. Правда поляки сумели оговорить одно очень важное условие: они сложат оружие только перед русским императором. Оно было принято…
(в 0,5—1,5 км восточнее Эльстера) …А вот вождю Войска Польского уготована была другая судьба. Окруженный остатками своих героических улан и гусар, он вышел на берег реки Плейссы . Раненый в руку, он падает прямо в воду. Его успевают спасти, но все междуречье Плейссы и Эльстера уже заполнял противник. Преодолев вброд Плейссу, князь и его спутники направляются к реке Эльстер. Вражеские егеря, засев в прибрежных кустах словно в тире на спор поражали цели: спасающихся вплавь наполеоновских солдат. Шикарный маршальский мундир Понятовского делает его самой привлекательной для стрелков целью: он оказывается на мушке одновременно у десятков желающих поучаствовать в соревновании «кто самый меткий!?»…
…И вот кто-то из снайперов еще раз ранит маршала – на этот раз пулей в бок.
Дважды раненный Понятовский все же снова оказывается в седле и слабеющей от потери крови рукой еще успевает направить своего боевого друга с обрывистого берега прямо в покрасневшие от крови воды Эльстера. По легенде именно в этот момент еще одна пуля попадает ему в грудь, другая – в коня и герой польского народа навсегда исчезает под водой… и обретает Бессмертие в памяти восторженных его героизмом поляков…
… по легенде якобы гадалка как-то сказала Понятовскому: «Бойся сороки!» Понятовский не понял о чем идет речь и относя к этому с большой иронией. И в то же время в переводе с немецкого языка река Эльстер означает… «сорока». Так и осталось непонятно, где небыль переплетается с былью и, наоборот… После гибели в водах Эльстера князя Юзефа принадлежавшее ему огромное состояние унаследовала его дальняя родственница (двоюродная племянница) графиня А. Потоцкая… Кстати сказать,
Спустя пять дней рыбак случайно нашел труп кавалера всех польских военных орденов и многочисленных европейских, в том числе, трех орденов Почетного легиона (Командор – 1807 г., Великий офицер – 1809 г. и Большой орёл – 14 июля 1809 г.). Ему было ровно полвека и почти четверть из них он отдал службам в разных армиях Европы, столько же ему потребовалось чтобы стать маршалом Франции. 26 октября союзники предали его прах земле со всеми воинскими почестями. История дальнейших перезахоронений праха национального героя Польши весьма мутная и каждый вправе самостоятельно в ней «покопаться»…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.