Полная версия
33 марта. Приключения Васи Голубева и Юрки Бойцова
Кажется, дело подходило к концу. Но молодой врач безжалостно предложил:
– Приступим к внутреннему осмотру!
«Как же это они начнут осматривать меня изнутри? – не без робости подумал Вася. – Ведь не вздумают же они меня резать?»
Но резать его никто не собирался. В комнате погас свет, и экран на стене вспыхнул мерцающим розовато-синим светом. Молодой врач навёл на Васю один из шлангов. Из репродуктора вдруг раздался голос:
– Свейтить бронхи!
Вася вопросительно посмотрел на дедушку, и тот шепнул ему:
– Это, видно, американец просит. Он же по телерадио всё видит и слышит.
Васю попросили повернуться спиной. Перед его глазами оказался экран. Он посмотрел на него и обмер. На экране светились, дышали, бились, двигались все его внутренности. Он видел, как сжимается и разжимается его сердце, видел, как вздыхают сероватые лёгкие, как бежит в жилах ярко-красная кровь. Он видел всё в красках, в цветах и не просто в натуральную величину, а в значительно увеличенном виде.
Так вот почему учёные даже не поднялись с мест! Они пользовались цветным рентгеновским аппаратом, который просвечивал тело насквозь, позволяя видеть невидимое, скрытое.
Кто-то попросил по радио:
– Включите сердечные шумы.
О, это было что-то совершенно невероятное! Вася услышал, как стучит его сердце, стучит так, что его можно было услышать даже за сто метров.
Учёные в зале и учёные в далёкой Индонезии изучали состояние Васиного организма с такой точностью, что ошибок в их оценке быть не могло. И всё-таки, когда длительный внутренний и внешний осмотр окончился, учёные вдруг стали спорить. В спор вмешивались и те, что были за океаном, и, как потом оказалось, африканские учёные, которые просто не успели прилететь, но были извещены о конференции. Все забыли о Васе, и он присел на диванчике. К нему подошёл дедушка, крякнул и опустился рядом. Прислушиваясь к спору учёных, он с уважением сказал:
– Вот, брат, как разговорились! И понимаешь, всё по-латыни! Подумать только – ведь, кроме врачей и аптекарей, теперь уж, наверно, никто не знает латинского языка. А они на нём как на родном разговаривают.
Вася следил за молодым врачом, который почти не участвовал в споре. Он стоял на сцене, заложив руки за спину, выпрямившись, и на его лице играла лёгкая улыбка собственного превосходства. Она почему-то показалась Васе такой неприятной, что он спросил:
– А кто этот задавака?
– Этот? А ты не знаешь? – хитро улыбнулся дедушка.
– Не-ет…
– Это, братец мой, сын Сашки Мыльникова. Да… Вот стал врачом.
– Сын… Сашки Мыльникова? Значит, он жив?!
– Ну как же! Известный поэт.
– Он и сейчас пишет?
– А как же! Товарищ Мыльников! – окликнул дедушка молодого врача. – А что пишет сейчас ваш отец?
Мыльников-младший выпрямился и с гордостью, отчеканивая слова, ответил:
– Мой отец пишет сейчас новую поэму! Называется она «Космос». В ней будет двести тысяч строк.
И Вася подумал, что этот Мыльников-младший не столько сам «воображает», сколько кичится своим папашей. Однако Вася невольно ощутил прилив уважения к поэту Александру Мыльникову. Подумать только – двести тысяч строк! Это ж надо высидеть!
Между тем учёные-врачи как будто окончили свой спор, и Мыльников-младший обратился к Васе очень официально:
– Мы вам очень благодарны, товарищ Голубев, но вам придётся ещё потрудиться. Нам нужно съездить с вами на то место, где вы замерзали и отмерзали.
Прежде чем Вася успел что-нибудь сказать, дедушка решительно запротестовал:
– Нет! Я не разрешу этого. Человеку нужно отдохнуть. У него и так слишком много впечатлений.
Ли Чжань первый согласился с дедушкой, и все решили, что экскурсию на место Васиного «воскрешения» нужно отложить до следующего дня.
Глава девятнадцатая
Что такое счастье?
В машине Васю ждали Лена и Женька.
Солнце скрылось за ближними домами, и над сопками в зеленоватом небе взошла бледная, пятнистая луна. Она была едва заметна и казалась заплутавшимся обрывком облака. В домах зажглись разноцветные огни. Слышались звуки музыки. Бесшумно проносились сияющие мягким светом электронки.
В небе, освещённые последними отблесками розовой зари, почти бесшумно проплывали вертолёты – маленькие, похожие на жучков, индивидуальные, и побольше – семейные или общественные. Много было и пешеходов в лёгких красивых одеждах. У иных модников одежда была отделана цветной светящейся тканью, которая мягко и загадочно мерцала в сумерках.
И Васе почему-то стало грустно…
Он устал во время врачебного осмотра и сейчас, вспоминая его, не мог не думать и о Сашке Мыльникове.
Значит, он жив! Значит, он не сумел сделать всё для того, чтобы спасти его из занесённого снегом шурфа! Разве он, Вася, смог бы успокоиться, если бы знал, что его товарищ погибает или даже уже погиб! Да он бы сам лучше замёрз! А Сашка, оказывается, смог и даже не расстроился.
Он, наверно, окончил школу отличником. Ведь не мог же человек, окончивший школу кое-как, стать известным поэтом, который пишет космические поэмы в двести тысяч строк! Потом он, наверно, окончил какой-нибудь литературный институт и вот теперь пишет себе свои поэмы по всем правилам, и все его уважают.
А то, что этот уважаемый человек оставил в беде товарища, никто и не знает.
Но тут впервые Васе показалось, что он ошибается. Ведь не может быть, чтобы Сашка – пусть парень и положительный, хотя порой и вредный, самолюбивый и всё такое прочее, но всё-таки пионер, советский школьник, Васин товарищ – поступил так подло! Не мог он так поступить! И стоило Васе начать оправдывать Сашу, как он немедленно вспоминал, что ведь и родители тоже не нашли его. Так чего же ждать от Сашки Мыльникова? Значит, были какие-то особенно серьёзные причины. И узнать о них он может только тогда, когда повидается с Мыльниковым.
Словом, почти всё выяснилось, но ощущение грусти всё-таки не пропадало. Может быть, ещё потому, что Вася как будто даже завидовал и Женьке Маслову, и Сашке Мыльникову. Подумать только! Один – биомеханик, второй – известный поэт. А что он, Вася! Что из него ещё выйдет! Ох, неизвестно… Вокруг столько интересного…
– Нужно спешить, – сказал дедушка, – сейчас самая лучшая видимость межпланетных телевизоров.
– Да, – подтвердила Лена, – а то начнутся служебные переговоры – не настроишься на волну.
И несмотря на то что Вася чувствовал себя немного несчастным, он всё-таки заинтересовался этим разговором и спросил:
– Это что ж, можно будет посмотреть, как живут люди на других планетах?
– Да, конечно, – безразлично ответила Лена и едва заметно зевнула.
Вася был неприятно удивлён таким равнодушием.
– И что же, служебные переговоры очень мешают настраиваться на волну?
– Да как тебе сказать… Не так чтобы очень… Лунные ещё ничего, а вот те, что работают на наводке межпланетных кораблей, и особенно те, что связаны с Марсом и Венерой, – вот эти очень мешают. Они же очень сильные! Шутка сказать – послать радиоволну сначала на Луну, оттуда передать на промежуточный искусственный спутник, а потом уж оттуда на Марс или на Венеру! Вот эти-то служебные станции и мешают… Да и вообще-то, мы уже не смотрим Марс или Венеру, а уж Луну тем более! Ничего интересного! – капризно закончила Лена.
Вася очень удивился: не интересоваться тем, что делается на Луне или Марсе? Да если бы в его время появился кинофильм «На Луне», так к кинотеатру нужно было бы пробиваться сквозь сплошную толпу. А тут – неинтересно! Подумаешь, какая умная…
Лена заметила, как у Васи сначала удивлённо расширились глаза, потом они стали узенькими и между бровями прорезались тоненькие, упрямые морщинки. Она поняла, что сказала что-то не так. Чтобы исправить впечатление, она разъяснила:
– Видишь ли, вначале это, может быть, и интересно, а потом всё одно и то же: машины, красивые картинки лунной природы, потом опять машины и машины… А людей почти не видишь. Ну разве может быть что-нибудь интересное без людей?
Это объяснение только рассердило Васю. Вот они – девчонки! Во все времена одинаковы. А ведь что может быть интересней машин?
Женька как будто понял Васины мысли. Он неожиданно хмыкнул и сказал:
– Конечно, стишков там никто не читает, песенок не поёт и даже никто ни за кем не ухаживает… Конечно, ей неинтересно. Вот если бы там про записочки что-нибудь рассказывали, тогда да! Тогда бы она от экрана не отходила.
Лена неожиданно покраснела, быстро покосилась на Васю и вдруг накинулась на Женьку:
– Что ты говоришь? Болтун! Как тебе не стыдно!
Но чем больше она кричала и возмущалась, чем настойчивей старалась ударить Женьку, который привалился в самый угол сиденья и, отчаянно хохоча, прикрывался от Лены не только руками, но и коленями, – тем больше Васе казалось, что Лена краснеет неспроста. Записочки, вероятно, были…
«Ну а мне что за дело? – спрашивал себя Вася. – Мало ли кто пишет записки или переписывает для девчонок стихи… А я-то тут при чём?»
Но чем больше он убеждал себя, тем грустнее становилось у него на сердце. Лена всё-таки… смелая девочка. Вон как она решительно познакомилась с Тузиком. Наконец, она просто сильная и ловкая девочка. Как она лихо справлялась с тайменем! Потом, она, конечно, ещё и… добрая девочка – даже заплакала, когда плакал Вася.
И чем больше думал Вася, стараясь не сказать самого главного – что Лена просто красивая девочка, которая ему понравилась с первого взгляда (теперь-то он понимал это очень хорошо), – тем больше самых великолепных качеств он отыскивал в ней и тем грустней ему становилось. Он надулся и отодвинулся от Лены как можно дальше. А она, стараясь достать до Женьки, всё ближе придвигалась к нему.
Женька, отбиваясь, всё время подзуживал сестру:
– Сказать, от кого записка? Сказать?
Лена яростно визжала и всё сильней наваливалась на совсем загрустившего Васю.
Женька не унимался:
– А про стишки рассказать? А как песенками переговаривались, рассказать? Слушай, Вася… – начал было он.
Но Вася только безнадёжно отодвинулся подальше от Лены. Он с горечью думал:
«Ну и пусть записочки… Пусть песенки… Пусть даже стихи… Сашку бы Мыльникова сюда – он на любую тему любой стишок состряпает».
Ему казалось, что он должен быть совершенно безразличным и строгим, как настоящий мужчина. Но в то же время Вася понимал, что он вдруг стал очень несчастным, даже несчастней, чем в масловской машине, когда он понял, что пролежал замёрзшим целых полвека. Он даже подумал, что не стоило и отмерзать только для того, чтобы узнать, какая замечательная и, без всякого сомнения, самая лучшая из всех девочек, которых он встречал за… за…
Это окончательно сбило его с толку. За сколько же лет он впервые встретил такую замечательную девочку, как Лена? За тринадцать, за тридцать семь или за шестьдесят три? Вот дурацкое положение! Даже не знаешь, какой у тебя возраст.
Вася немного успокоился и почувствовал себя менее несчастным, чем секунду назад. Тем более Лена так натурально кричала на Женьку, что он всё врёт, что он всё выдумывает, что стоило только захотеть, и можно было поверить, что Женька действительно говорит неправду. Когда она искоса, почти умоляюще посматривала на Васю, в её красивых – больших и тёмных – глазах сверкали самые настоящие светлые и чистые слёзы. Её ресницы сами по себе стали склеиваться стрелками, а лицо раскраснелось, и от этого светлые, выбившиеся из-под тюбетейки кудряшки были ещё красивей. Вася не выдержал. Он поверил ей и почувствовал, что он скорее счастливый, чем несчастный.
«Всё-таки как-никак, а ещё никто не может похвалиться, что он приручил мамонта, – думал он. – Ещё ни один мальчик из нашего города не может похвастаться, что ради него съехались учёные со всех концов света. И вообще, поживу месяц в двадцать первом веке – ещё поглядим, кому записочки будут писать!»
Он уже так уверился в невиновности Лены, в собственной неотразимости, что даже сам не заметил, как у него появилась сила воли, решимость и даже, кажется, способность мыслить логически. Он уже решил, что нужно одёрнуть Женьку, довольно вредного третьеклассника, который явно не умеет вести себя в приличном и солидном обществе. Но Женька наконец добился своего. Он закричал:
– Валька Башмаков тебе записочки писал! И ты ему писала! Я сам видел. Он тебе и стишки переписывал. И провожать ходил…
Вася обмер. Ну ладно – записочки, стишки, там, песенки. Ну бывает. Ну кто не поскользнётся… Но – провожать! Да, тут всё понятно.
Всё исчезло – и сила воли, и убеждение в невиновности Лены. Осталось одно презрение к этой девчонке, которая так натурально умеет врать. Вася был горд и неприступен, и Лена, взглянув на него, поняла это. Она вдруг бросилась в дальний угол машины, закрыла лицо руками и заплакала. Ещё минуту назад Вася попытался бы её успокоить, но сейчас он отвернулся. В его глазах ещё светилось презрение. Женька понял это по-своему. Он опустил свои исцарапанные, в коричневых, подживающих рубцах колени и не очень уверенно сказал:
– Разревелась… Пусть не задаётся… Машины ей не нравятся!
Вася молчал. Он сложил руки на груди и независимо смотрел в окно. И тут только он заметил, что электронка стоит на месте, дедушка обернулся и, улыбаясь, посматривает на них. Он улыбался так хитро, так понимающе, что Васе опять показалось, что перед ним когда-то знакомый круглолицый Женька Маслов. И он невольно испугался, что тот Женька обязательно отмочит какую-нибудь шутку, после которой придётся краснеть. Поэтому Вася покраснел заранее и предупреждающе сказал:
– Ладно, Женька, брось…
Он обращался к дедушке, но откликнулся маленький Женька:
– А чего бросать? Я правду сказал…
– Врёшь! Врёшь! – Лена сорвалась с места и мокрой от слёз рукой залепила Женьке звонкую оплеуху. – Всё врёшь, противный мальчишка!
Прежде чем Женька смог опомниться, щека у него побагровела, нос стал розовым. А Лена, выпрыгнув из машины, убежала в дом.
Вася посмотрел ей вслед. Конечно, Валька Башмаков – неприятность, но нужно признать, что затрещину Лена залепила звонкую и умелую.
«Можно сказать, со знанием дела», – с уважением подумал Вася и вдруг опять понял, что он очень несчастный человек.
Глава двадцатая
Лунный рудник
Вечернее освещение масловской квартиры поразило Васю. Ему показалось, что в комнатах каким-то невероятным образом застряли разные кусочки дня.
В прихожей был яркий, но не резкий летний полдень, когда тонкие облака покрывают небо и оно едва голубеет. И глаза можно не щурить.
В другой комнате остался вечерний час – свет был золотистый, богатый и какой-то весомый. Кажется, что его можно набрать в руки и подержать. Обстановка словно выступила вперёд, стала красивее. Даже в углах комнаты, как при закате, переплетались багровые, синие и оранжевые тона, незаметно для глаза дополняя друг друга.
В третьей комнате стоял рассвет. Но не южный – быстрый и буйный, больше похожий на закат, – а северный, летний. В нём преобладали нежно-зелёные и едва розовые тени. Свет был такой спокойный, такой радостный и добрый.
Вася заглянул в тёмный кабинет Женькиного отца и удивился ещё сильнее. В кабинете стояла настоящая, живая ночь. Было очень темно. И всё-таки в кабинете был свет – тихий и успокаивающий, как летней ночью у моря или реки, когда яркие звёзды мерцают над головой и их лучики перекрещиваются и едва заметно вздрагивают и в воздухе, и на воде. И кажется, словно света нет, неоткуда ему взяться, и всё-таки всё светится, всё живёт своей особой, таинственной жизнью.
Поражённый этой тихой необыкновенной темнотой, Вася постепенно стал понимать, что в комнатах нет ни одной лампочки, ни одного источника света. Лучилось всё – стены, потолок, вещи, карнизы, двери, рамы окон. И каждый из этих предметов светился по-своему, едва-едва отличаясь от окружающих, а все вместе образовывали этот общий необычный свет.
«Но ведь этого мало для освещения», – подумал Вася и снова пошёл по комнатам.
Оказалось, что лампы были, но они прятались в углах, за вещами, в карнизах и незаметно лили свой необыкновенный свет.
Снова и снова переходя с вечера в полдень, а с полудня в раннее утро, Вася думал, что как было бы красиво жить в его время, если бы люди по-настоящему занялись освещением. Как красиво, сказочно красиво стало бы в комнатах и домах, на улицах и в парках…
Пока он думал об этом, возившийся возле стены Женька удовлетворённо сказал:
– Ну вот! Луна поймана!
Вася даже вздрогнул – так неожиданно было восклицание. Он подошёл к Женьке и увидел, что матовый экран в стене уже светится и слегка вздрагивает. В его глубине стояли какие-то странные машины. Поразило не то, что они двигались, а то, что они были в ясно осязаемой глубине экрана.
– Странно… Даже не как в кино, – сказал Вася.
– Ну, в кино и не такое увидишь! – беспечно ответил Женька. А Вася подумал, что отстал он здорово: полвека назад в кино можно было увидеть только то, что было давным-давно. Но то, что будет когда-нибудь, – этого он не мог бы увидеть ни за какие деньги.
Сзади неслышно подошёл дедушка, повертел круглые ручки под экраном, и пульсация исчезла. Удивительные машины словно приблизились.
– Почему кажется, что они в глубине? – спросил Вася. – Просто как живые…
– Так видишь ли, теперь телевизоры не только цветные – они ещё и объёмные, или, как говорят, стереоскопические. В твои годы даже стереокино создать как следует не могли, а сейчас даже телевизоры стереоскопические.
Дедушка придвинул поближе кресло. Женька и Вася уселись рядом и уставились в экран.
– Перед тобой, – откашлялся дедушка, – лунный пейзаж сегодняшнего дня. Несколько десятков лет назад люди послали на Луну автоматические межпланетные самолёты. С помощью специальных приборов, в том числе и спектрографов, – это, знаешь, такие приборы, которые по свечению, или, иначе, спектру, определяют присутствие всяких элементов в каком-нибудь расплавленном или нагретом материале не только на Земле, но даже на звёздах, – так вот с помощью спектрографов они открыли…
Дедушка не успел закончить. Там, на Луне, возле домика, что стоял у машин, показался человек в прозрачной оболочке, как будто его упаковали в целлофан. Сквозь эту поблёскивающую на солнце оболочку была видна даже его одежда. В руках он держал чемоданчик и самый обыкновенный раздвижной гаечный ключ. Лунный человек шёл осторожно, выбирая место для своих сапог с необыкновенно толстой подошвой.
– Что это он так? Словно он слепой идёт? – спросил Вася.
– Чудак, у него ж сапоги на свинцовой подошве, – ответил Женька. – Как у водолазов.
– А зачем? – удивился Вася.
– Так на Луне же человек весит в шесть раз легче, чем на Земле. А сила у него остаётся прежняя. Значит, если он шагнёт, как на Земле, так он знаешь как подпрыгнет? А потом шлёпнется: тоже радости мало. А когда на сапогах подошвы свинцовые, он ходит почти как на Земле.
Человек обошёл домик и стал осматривать самую большую машину. Он по очереди снимал огромные кожухи, легко перекладывал их с места на место, как будто они были сделаны из бумаги. Вася сразу догадался, что лунному человеку делать это было нетрудно: ведь на Луне всё весит в шесть раз меньше, чем на Земле. Значит, алюминий наверняка весит столько же, сколько бумага.
– Понятно… Работать ему не так уж трудно.
И Женька, и дедушка посмотрели на Васю с некоторым сожалением.
– «Не так уж трудно»! – передразнил Женька. – А ты попробуй поработай возле металла в воздухонепроницаемом скафандре! Там же температуры какие? Климат, в общем… То жара, как в печи, то холод, какого на Северном полюсе нет. Скафандр то размягчается, то, наоборот, становится хрупким. Чуть заденешь за что-нибудь, порвёшь или повредишь скафандр – и пожалуйста, в безвоздушном пространстве. На Луне же воздуха нет…
Лунный человек всё так же осторожно продвигался вдоль машины, снимая кожухи и проверяя детали машин. Из домика вышел второй человек в прозрачном розоватом скафандре с голубыми разводами и, приплясывая, пошёл вдоль машины. Этого кокетливого, пляшущего человека так и мотало из стороны в сторону, но он не падал, как не падает ванька-встанька: ведь и у того на ногах были свинцовые подошвы.
– Вот, – презрительно сказал Женька, – сразу видно, что девчонка. Растанцевалась…
Но в это время первый человек наклонился, и на его затылке сквозь скафандр все ясно увидели две тёмные косички, уложенные самыми домашними и скучными крендельками. А у второго в коротко подстриженных волосах был пробор. Вася покосился на Женьку. Тот промолчал.
Из домика вышел третий человек, большой и грузный, посмотрел на человека в розовом скафандре и, легко подпрыгивая сразу на пяток метров, подошёл к нему. Даже на экране лунного телевизора было видно, что третий ругает второго и руками показывает, что танцевать во время работы не следует. Даже на Луне.
– Да, – усмехнулся дедушка, – не дотанцевал Лунный вальс. Попало? И правильно! Подумаешь, разукрасился! Скафандр – розовый, канты – зелёные, отвороты – голубые… Как попугай.
Оказывается, любители помодничать и позадаваться пробираются даже на Луну.
Три земных человека посмеялись над одним лунным, и Вася спросил:
– А что они всё-таки делают там?
– Как – что? Это же лунный рудник. Добывают некоторые элементы, которых нет на Земле, – те, что открыли с помощью спектрографов. Сделали лунные машины, приспособили их к тамошней обстановке и работают. Причём интересно: на Земле ты эти машины с места не сдвинешь, а на Луне они действуют отлично. Что значит разница в условиях! А сейчас вот обслуживающий персонал проверяет, как они готовы к работе, чтобы поломок не было.
Лунные люди заканчивали осмотр машины, ставили кожухи на места и наконец скрылись в своём домике. Он, как и домик на Земле, был покрыт уже известной Васе фотоэлементной краской.
И здесь, на Луне, она занималась обычным своим делом: перерабатывала световую энергию в электрическую, которая то отапливала домик, когда это требовалось, то, наоборот, охлаждала его.
Глава двадцать первая
Взрывной комбайн
Стоящий на колёсиках домик вдруг дрогнул и двинулся вперёд, вслед за огромной машиной. Она подвигалась к глубокой канаве на краю холма с неожиданно острой, как пика, вершиной.
Лунный пейзаж, в сущности, был очень скучным. Вокруг – ни деревца, ни травинки. Даже паршивенькой, грязной лужи и той на Луне не найдёшь ни за какие деньги. Ведь на Луне нет ни воздуха, ни воды…
На том месте, по которому двигались машина и домик, почва была грязновато-жёлтого цвета, с красными и зеленоватыми прожилками. Особенно много этих прожилок было как раз там, куда была направлена головная часть машины.
– Смотри внимательней! – строго сказал дедушка. – Начинается работа взрывного комбайна.
Из головной части комбайна, как иглы у дикобраза, выдвинулись длинные блестящие спиральные свёрла. Они упёрлись в стену, от которой шла траншея, и начали вращать её.
– Сейчас картина сменится, – предупредил дедушка. – Земные контролёры должны следить за рабочей частью машины.
И действительно, экран задрожал, изображение взрывного комбайна на нём расплылось, но через секунду всё встало на свои места. На экране было прекрасно видно, как медленно выдвигаются вперёд пустые внутри длинные свёрла. Вот они упёрлись в стену и стали всё так же медленно исчезать в ней. Через несколько минут свёрла остановились.
– Случилось вот что, – сказал дедушка, – пустые свёрла сделали в породе отверстия – шпуры, причём все осколки, каменная пыль, полученные при бурении шпуров, ушли по внутренним спиралям внутрь бурового аппарата. Теперь по этим же спиралям аппарат подаст взрывчатое вещество. Смотрите, смотрите! Видите?
Мальчики ясно увидели, что свёрла стали вращаться в обратном направлении, а комбайн начал постепенно отъезжать от стены. Когда свёрла вышли из шпуров, от них протянулась тоненькая проволочка.
– Это проводники взрывателей. Вот смотрите: сейчас машина даст взрывной электроток.
Но дедушка немного ошибся. Сначала машина выдвинула перед собой не то совок, не то фартук, а уж потом сверкнул огонь, поднялась пыль, и мелко раздроблённая порода посыпалась в подставленный совок и стала исчезать в машинном брюхе.
– Это её убирают транспортёры, – пояснил дедушка.
Взрывной комбайн всё отъезжал назад, а за ним опускалась быстро вращающаяся огромная щётка. Оказалось, что при взрыве не вся порода попала в совок. Траншея была усеяна рудой. Вот её-то и собрал аккуратный лунный дворник. Щётка подмела пол траншеи, собрала всю просыпавшуюся руду и ссыпала её в совок.