Полная версия
Собрание сочинений. Том 1. Полет в небеса
98. «Девицы только часть вселенной…»
Девицы только часть вселеннойкувшины стройных рекмы без девиц пройдём по вселеннойдуша сказала «грек».Притворился милый обликон увы не узнаваемнад кроватью держит Бог Лик.Ну давай его взломаем!Что посмотрим под доскойукрощает взгляд людской.Над кроватью Бог повисмы у Бога просим жалости.Опускает Бог ресницы внизпряча взоры в темнотеон глядит на наши шалости.И мы уже совсем не те17 февраля 1930 года. Д. X.99. «Где я потерял руку?..»
Где я потерял руку?Она была, но отлетелая в рукаве наблюдаю скукумоего тела.Что-то скажет Дом Печатичто-то скажет раздевалкамоей руки одно зачатиес плеча висит.Как это жалко.Люди!Кто мне примус накачает?Плети!Кто стегаться вами станет?Мыло!Кто в ручей тебя опустит?Никому то неизвестно.Даня!Кто в кровать тебя разденеттвои сапоги растегнёти в шкап поставит.Спать уложит. Перекрестит.перевернётся. кто уснёт?кто проснётся на другой деньпосмотреть в окно и плюнуть?х<о>д ночей был мною пройденразрешите в небо дунуть.Это верно. Мы двурукиравновесие хранимпоперёк души наукиобраз храброго гоним.То отведали полякиболь ранения на сечибыли паны, стали каляки.Заводить убитых речиСилы рта раздвинуть нетколи панов закопали,коли жив на землю гнетостальные в битьве пали.Остальных ломает и мнётполевых цветочков мёд.Но куда-же я руку задевал.Знаю нет её в руковах.Помню куртку надевал.Но теперь понятно ах!Вот она забыв перёдпересела на хребёт.Надо Надоперешить рукав на спину.20 февраля 1930 года.Д. Х.100. «Земли, огня и ветра дщери…»
Земли, огня и ветра дщеримеча зрачков лиловый пламеньсидели храбрые в пещеревокруг огня. Тесали камень.Тут птицы с крыльями носилисьглядели в пламя сквозь очкина камни круглые садилисьтараща круглые зрачки.Кыш летите вон от сюдаим сестры кричали взволнованохрам пещерного сосудаэто место заколдованно.Мы все вместеслужим в трестена машинках день и полночьотбиваем знаки смысловдел бумажных полный стол тучьмух жуков и корамыслов.Только птицы прочь и кышс веток, с тумбов, с окон, с крышь.Очень птицы удивилисьна косматых глядя девклювом стукнули и взвилисьочи злые к небу вздеви когтей раскинув грабли,рассекая воздух перьямиразлетались дирежаблинад Российскими империями.<Февраль 1930>Д. Х.101. переферация
мы открыли наш приютвсех желающих скрипетьи всех на улице поютво дворах которые смотреть.Встала точка места фиостановка выражений.мыслей вспучаных сраженийоборвали разом Лите артисточки смеясьнам кивали четвергомно воскликнул сторож: князьобращаясь так в меняон присел и наклонясьЭм пропел меня веселяа я потребовал принести киселя.всё2 марта 1930 года102. «В небесари ликомин…»
1.В небесари ликоминмы искали какалинс нами Пётр Комиссартвердый житель небесар.2.в этой комнате Коганпод столом держал наганв этот бак Игудиилдуло в череп наводил.и клочёк волос трепалЯ сидел и трепетал.3.Им ответа старый Богобъясняет пули вреддеда мира педагогПовторим усопших бред!То румян и бледен былв карты глядя в чертежистены пали. воздух плылдом и стёкла и чижи.4.Ко́нцы пели гилагаги га гели стерегливышел кокер из углаконцы в землю полегливстали пунцы у конывзяли свинцы мекелепали благи, вьются флаги.воют пунцы в помеле.4 марта 1930 года.Д. Х.103. «Я устал не спать ночей…»
Я устал не спать ночейлоб сгустился тяжелея.Шея встала из плечейЯ пошёл гулять мамеусты вилки голове.Голова моя болитСлетает с неба болидПойду пить пиволениво, лениво, лениво.тут против кол с рукамипоставленный намина память о маме.<Первая пол. марта 1930>104. Не́теперь
Это есть Это.То есть То.Это не то.Это не есть не это.Остальное либо это либо не это.Всё либо то либо не то.Что ни то и ни это, то ни это и не то.Что то и это, то и себе САМО.Что себе Само, то может быть то, да не это, либо это да не то.Это ушло в то, а то ушло в это. Мы говорим Бог дунул.Это ушло в это, а то ушло в то и нам неоткуда вытти и некуда притти.Это ушло в это. Мы спросили: где? Нам пропели: Тут.Это вышло из Тут. Что это? Это ТО.Это есть то.То есть это.Тут есть это и то.Тут ушло в это, это ушло в то, а то ушло в тут.Мы смотрели но не видели.А там стояли это и то.Там не тут.Там то.Тут это.Но теперь там и это и то.Но теперь и тут это и то.Мы тоскуем и думаем и томимся.Где-же теперь?Теперь тут, а тепер там, а теперь тут, а тепер тут и тамЭто быть то.Тут быть там.Это, то, тут, там, быть Я, Мы, Бог.29 мая 1930 года. Даниил Хармс.105. Сон рубашку
Я не сплю. Темно в печи.взоры к берегу мечи.Видишь берег бел и крутволны в берег бьют и мрутвот и мухи как мячивьются около свечиЯ же свечки не боюсьЯ как муха на пшеневспоминаю о жене.пом<н>ю день покинул садБыло год тому назадехал я, стучал вагонбыл я грустный как охакон.<1–8 августа 1930>106. Лапа
У храпа есть концы голосподобны хрипы запятымподушку спутанных волосперекрести ключом святым.из головы цветок воростаетсон ли это или смертьзверь тетрадь мою листаетчервь глотает ночь и збертьтам пух петуховна Глинкин плацосел шатром из пушки бацсон упёрся на бедроветер западный. – Ведро.О статуя всех статуйдням дыханье растатуйлеса лужи протекигде грибы во мху дикимолви людям: пустякимне в колодец окунатьсямрамор духа холодитья невеста Землякане в силах по земле ходитьВо мне живёт младенца тяжесть.Жесть неба сгинь!От ныне я жесть.И медь и кобальт и пружинав чугун проникли головойот туда сталь кричит: ножи на!И тигра хвост моховой!И всё же бреду я беременнаяБатюшка! Это ремень но не я!Батюшка! Это ревень но не мать!Будут тебя мой голубчикБудут тебя мой голубчикБудут тебя мой голубчикСосны тогда обнимать.Сказала и упала.А эхо крикнуло: Магога!И наступила ночь Купалакогда трава глядит на Бога.Два Невских пересёкли чащипустя по воздуху канатики паровоз дышал шипящев глаза небесных математик.Ответил Бог: на камне плоскомстоял Земляк. он трубку курил.Его глаза залепленны воском.«Мне плохо видно». – он говорил.«Куда ушла моя статуямоё светило из светил.Один на свете холостуявзоры к небу привентил.По ударам сердца счётвремя ласково течётпо часам и по столупо корням и по стволу.и отмечу я в тетрадивстречи статуя с тобойтебя радижизнь сделаю рабой.Тебя ради встану ранолягу в воду по лопаткилеги неги деги вегибоги воги нуки вуки».Из Полтавы дунул духполон хлеба полон мухкто подышет не упимама воздуха купи.Я гора, а ты песокты квадрат, а я высокЯ часы, а ты снарядскоро звёзды закорят.Мама воздуха не дастатмосферы тонок пластблещут звёзды как ножи.Мама Бога покажи!Ты челнок, а я лодьяты щенок, а я судьяты штаны, а я подолты овраг, я ниский долты земля, а я престол.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь* * *Земляк —Что это жужжит?Власть —Это ты спишь.Земляк —Я вижу цветок над своей головой.Можно его сорвать?Власть —Опусти агам к ногам.Земляк —Что такое агам?Власть —
Разве ты не знаешь?
Жил старик. Его сын работал на заводе и приходил домой грязный. Старик кипятил воду чтобы сын мыл руки. В воде плавали тараканы и мелкие бацилы. Сын смотрел скозь голубую воду и видел дно. В воде плавало отражение сына. Старик выплёскивал воду из таза вместе с отражением сына. Но отражение застревало в трубе и машинка не спускалась. Старик шёл к управдому и просил поченить уборную. Управдом писал отношение и ложился спать. На другой день сын шёл на завод выделывать дробь.
Земляк – А что делал старик?
Власть – Разве ты не знаешь?
Старик читал книгу. Потом закладывал книгу спичкой и растапливал печь. Дрова он носил на согнутой левой руке и нося дрова думал: от дров быстро портится рукав пиджака.
Земляк – А что такое агам?
Власть – Разве ты не знаешь?
На небе есть четыре звезды Лебедя. Это Северный крест. Недавно среди звёзд появилась новая звезда – Лебедь Агам. Кто сорвёт эту звезду, тот может не видеть снов.
Земляк —Мне рукой не достать до неба.Власть —Ты встань на крышу.(Земляк встает на крышу)
Власть —
Ну как?Земляк —
Авла диндури́ пре пре пру кру.(Стату́я на крыше хватает земляка и делает его легким)
Земляк —
Я ле!Птицы не больше перочинных ножиков.Ле!Откройте озеро, чтобы вода стала ле!Откройте гору, чтобы из неё вышли пары.Остановите Часы, потому что время ушлов землю! Смотрите какой я ле!Утюгов – (смотря из – окна наверх) —
Эй послушайте там! Гражданин.вы мешаете читать мне газету.И потом, что за дьявол! На чём вы держитесь?Земляк – (хохоча) —
Я от ха́ха и от хихая от хоха и от хехаеду в небо как орлихаотлетаю как прореха.Утюгов – (размахивая – газетой) —
Я меняю свою жилплощадь на большую!Бап боп батурай!На большую!Запомните кокон, фокон, зокен, мокен.Земляк —
Где я? Что это за место?Ангел – Капуста – Нил.
(Воск тает с глаз Земляка. Земляк смотрит окрестности).
Описание Нила
Картина представляет собой гроб. Только вместо глазури идёт пароходик и летит птица. В гробу лежит человек, от смерти зелёной. Чтобы казаться живым, он всё время говорит.
«Чтобы сварить суп, надо затопить плиту и поставить на неё кастрюлю с водой. Когда вода вскипит, надо в воду бросить морковь и… нет стрелу и фо… нет надо в воду положить карету. Хотя это уже не то».
Судя по тому что говорил человек, он был явно покойник. Но несмотря на это он держал в руках подсвечник. Собственно говоря это и был Нил.
В Ниле плавал Аменхотеп. Он был в трусиках и в кепке.
Вот план Аменхотепа:
Николай же Иванович держал в руках ибиса и смотрел что у него под хвостом.
* * *Земляк – Ну как Николай Иванович?
Н.И. – Да вот знаете-ли ещё не разобрал в чём дело. Тут видете ли пух мешает.
Земляк – Да. Тяжело.
Н.И. – Там лучше было. Там знаете ли
возмешь гречневую кашу с маслом, или ещё лучше если она холодная и с молоком и съешь.
Земляк – Или ватрушку. Особенно если её есть прямо так по простецки, взяв в руку.
Н. И. – (вздохнув) – Или суп. Знаете ли, чтобы сделать суп, надо положить в воду мясо и рыбу.
(К ним подсаживается покойник).
Покойник – Ылы ф зуб фоложить мроковь. Ылы спржу. Ылы букварь. Ылы дрыдноут.
(Из за горизонта доносится крик):
…Меньшую на большую! Бап боп батурай!
Аменхотеп вылезает из воды и идёт по острым камушкам. Итти больно и Аменхотеп машет руками и то и дело приседает. Добравшись до песка он бежит уже свободно и наконец валится в песок и валяется.
«Покурить-бы», – говорит Аменхотеп. вокруг молчат. Николай Иванович сердито смотрит Ибису под хвост.
Аменхотеп снимает трусики, выжимает их и вешает на солнце сушиться. А сам смотрит по сторонам не идёт-ли где женщина. Но женщин не видать, только на берегу подсвечника стоит женская мраморная статуя
Земляк – Ну, ребятки, передохнул с вами, да пора и дальше.
– Куда, – спрашивает его Николай Иванович.
– Да я знаете к Лебедям, – говорит земляк.
И земляк поднимается выше.
Тут стоят два дерева и любят друг друга. Одно дерево волк, другое волчица.
Когда земляк выглянул из за угла, то волк кинулся к решотке.
Земляк спрятался.
Волк поцеловал волчиху.
Земляк опять вышел из за прикрытия.
– Где здесь Лебедь? спросил он волков.
И вот вышел сторож в белом халате. Он держал в руках длинный скребок.
– Лебеди, сказал сторож нюхая кусок хлеба чтобы не заплакать. – Они там. Вон в том доме.
Земляк пошёл вдоль пруда. В пруду лежал снег.
ПтичникВ птичнике очень воняло. В углу сидела маленькая девочка и ела земляные лепёшки. Девочка была очень грязная и нечистоплотная. На асфальтовом полу были пробоины, а в пробоинах стояли лужи. Старичок в длинном черном пальто, ходил по лужам и боком смотрел на птиц
Комнату разделяла перегородка вышиной в аршин. За перегородкой расхаживали большие птицы. Пеликаны сидели вокруг бассейна и в грязной воде полоскали свои клювы.
Девочка отложила в сторону земляную лепёшку и запела. Рот у девочки был похож на круглую дырочку.
Девочка пела:
Пли плиКля кляСмах смах гапчанухвекибаки сабачедубти кепче алдалабсмерх пурх соловьисели или е ли асоо суо сыа сесоловеи веи вовие вао вуа вивуа выа вао вюпю пю пю пюзакурак.Один пеликан, самый старый начал танцевать. На голове его изгибался седой хохол, а красные глазки свирепо смотрели в морскую раковину. Сначало он долго топал ногами на одном месте. Потом начал перебигать на несколько шагов то вперёд, то назад, причём его голова оставалась неподвижной в одной и той же воздушной точке. Изгибалась только шея. Вдруг пеликан пустил одно крыло по полу и начал разворачиваться на одной ноге, притоптывая другой. Сначала развернулся в одну сторону, потом в другую, а потом вдруг поплыл как боярышня, волоча за собой по полу оба крыла.
Остальные птицы притихли, расступились и стояли уткнушись носом в стену не глядя на танец пеликана.
– Молчать! – крикнул вдруг старичок в длинном чёрном пальто.
Никто не обратил на это внимания. Девочка продолжала петь, а пеликан танцовать.
– И это небо! – сказал сокрушённо старичок. – Фу фу фу! Какая здесь гадость!
– Почему вы думаете, что это небо? – Спросил старичка другой такой-же старичок неизвестно откуда появившийся.
– Ах бростье, сказал преждний старичок. Я всю жизнь старался не петь глупых песень. А тут ведь поют нечто безобразное.
– А вы тоже попробуйте, – сказал такой-же старичок. Но старичок покачал только головой, отчего пенснэ с его носа свалилось в лужу.
– Ну вот видите? Вот видете? – сказал обиженно старичок.
Дверь отворилась и в птичник вошёл земляк.
– Лебедь у вас? – громко спросил он.
– Да, я тут! – крикнул Лебедь.
– Ура! Это небо? – спросил земляк.
– Да, это небо! – крикнуло небо.
Но тут пролетел Ангел Копуста и земляк сново вошёл в птичник.
– Лебедь у вас? – громко спросил он.
– Да, я тут! – крикнул Лебедь.
– Ура! Значит это небо! – крикнул земляк.
– Да, это небо, – сказал Ангел Копуста.
Это небоибо Лебедь здесь владыкаНу ка девапринеси ка мне воды-ка.Маленькая девочка сбегала за водой. Ангел Копуста выпил воды утёр усы и сказал:
– Холодная сволочь, а вкусная. Сей час господствует эпидемия брюшного тифа, но не беда. Надо только утром и вечером потирать ладошкой живот и приговаривать: Бурчи, да не болей.
Вдруг земляк огромным прыжком перескочил через перегородку, схватил Лебедя под мышку и провалился под землю.
На этом месте выросла сосна с руками и в шляпе и звали ее Марией Ивановной.
Разговор Ангела Копусты с Марией Ивановной.
Анг. Коп. – Вот это да! А только интересно знать, билет у Вас есть?
Мар. Ив. – Ха ха ха, какие глупости! Ведь я индюшка.
Анг. Коп. – Вы не можете так разговаривать со мной. Ведь я ангел.
М. Ив. – Почему?
Анг. Коп. – Потому что у меня крылья.
Мар. Ив. – Ха ха хоау! Но ведь у хусей и у хуропаток тоже есть крылья!
Анг. Компуста – Вы рассуждаете как проф. Пермяков. Он и сторож Фадей на этом основании посадили меня в этот курятник.
Мария Ивановна зевает и засыпает. Ангел Коптуста будет её.
Ангел Пантоста —
Мария Ивановна проснитесь. я вам доскажу свою мысль об осях.
Мария Ивановна Со сна —
Голубчик, голубочек, голубок. Не косайся таких вопросов. Я жить хочу.
Ангел – Хартраста —
Но всё таки, Мария Ивановна, я большой любитель пшена. Знаете оно попадается даже в навозе. Даже в навозе, честное слово!
Мар. Ив. —
Сосна – Ну уж это нет! Фи донк! Назвос и пшённая каша!
Ангел Холбаста – Ничего-с Мария Ивановна. Хотя конечно смотря чей навоз. Лучше всего лошадиный. В нём знаете этого самого немного, а всё больше вроде как-бы соломы. Коровий помёт это тоже ничего. Хотя он знаете очень вязкий. Вот собачий – тьпфу! Сам знаю, что дрянь! И пшена тоже совсем нет. Но ем. Всё таки ещё ем. Но вот что косается…
Мария Ивановна – (затыкая уши) – Нечего сказать, ангел! Чего только не жрёт! Скажите вы может быть и блевотину едите.
– Как вам сказать, – начал было Ангел Хлампуста, но Мария Ивановна принелась так кричать и ругаться, что Ангел Хлемписта поскорей зажал
свой рот рукой, но от быстроты движения не удержался на ногах и сел на пол.
Андрей же соломея дрынваку и сплюнув гасмакрел похурею вольностей и кульпа фафанаф штос палмандеуб.
глАвНабор
Мах – – – леапие
мамах леапие гае
мамамех леапие гае у
В. – – – Коршун глодал кость.
Х. – Земляк падал на землю.
мои
вои
кои
веди
дуи
буи
вее
ае
хие
сео
пуе
пляе
клёе
поко
плие
плёе
флюе
мое
фое
тое
нюня
тюпя
кёё
пёё
фюю
юю
пляо
кляо
кляс
кля па фео
пельсипао
гульдигрея
пянь
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Маршак С. Я. Собр. соч.: В 8 т. М., 1972. Т. 8. С. 509.
2
См.: Хармс Д. Полн. собр. соч.: <В 5 т. 6 кн.>. СПб., 1997–2002. <Т. 5>. Кн. 1. С. 35.
3
Здесь и далее – отсылки к томам настоящего собрания (римскими цифрами) и соответствующим номерам текстов (арабскими).
4
Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1959. Т. 4. С. 161. Далее ссылки на это издание с указанием римскими цифрами тома и арабскими – страниц.
5
О гоголевских мотивах у Хармса см.: Jaccard J.-Ph. Daniil Harms et la fin de l’avant-garde russe. Bern… 1991 (в перев. на русский яз.: СПб., 1995) – по указателю; Сажин В. Тысяча мелочей // Новое литературное обозрение. 1993. № 3. С. 96–98.
6
Можно назвать лишь несколько работ, в разной степени предваряющих масштабное исследование этой темы: Jovanovic M. Случай Раскольникова и его отголоски в русской советской прозе: (пародийный аспект) // Zbornik za slavistiku. 1981. № 21. P. 46–48; Cassedy S. Daniil Kharms’s parody of Dostoevskii: anti-tragedy as pollitical comment // Canadian – American studies. 1984. № 18. P. 268–284.
7
Альтман М. С. Пестрые заметки // Достоевский: Материалы и исследования. З. Л., 1978. С. 189.
8
У Достоевского этот аспект рассмотрен: Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.
9
Применительно к Достоевскому см.: Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления: («Преступление и наказание») // Structure of Texts and Semiotics of Culture. Paris, 1973. P. 225–302.
10
В оригинале стоит непреличное слово. (Примеч. автора.)
11
именно кичка а не кличка. (Примеч. автора.)
12
Пропуск в источнике текста. – Сост.
13
Пропуски в источнике текста. – Сост.
14
Пропуски в источнике текста. – Сост.