Полная версия
Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье
В 560 г. Истеми начал войну с царем эфталитов Гатфаром (545-565). Эфталиты сосредоточили свои силы у Бухары, но Гатфар не решился принять бой на равнине, где тюркская конница имела значительное преимущество, и отступил в горы. В 563 и 565 гг. тяжелые поражения эфталитам нанесли персы. После этого шахиншах Хосров I распространил свою власть на все бывшие эфталитские земли южнее Амударьи.
Решительный бой между тюрками и эфталитами произошел в 565 г. у Нахшеба (Карши). Он продолжался восемь дней и закончился полным разгромом эфталитов. Средняя Азия вошла в состав Тюркского каганата, который, таким образом, стал соседом Ирана. Истеми-хан потребовал, чтобы персы выплачивали ему ту дань, которую раньше платили эфталитам. Хосров I ответил отказом, после чего тюрки переправились через Амударью и попытались продвинуться в глубь иранских владений. Однако линия мощных приграничных укреплений, воздвигнутая персами еще в V веке против эфталитов, оказалась для них неприступной. Наступление захлебнулось, и уже в 569 г. тюрки вернулись в Согдиану. Истеми-хан завязал с Хосровом переговоры, благополучно завершившиеся через два года. По договору 571 г. прежние владения эфталитов были поделены следующим образом: шах получил земли нынешнего Афганистана, а к тюркам отошла Согдиана. Амударья стала пограничной рекой.
Еще прежде Истеми-хан совершил поход на Северный Кавказ, подчинил болгар и хазар. Западная граница Тюркского каганата достигла Азовского моря и у Боспора сомкнулась с византийской. Держава тюрок достигла расцвета своего могущества. (При Мукан-кагане территория каганата, простиравшаяся от Хингана до Кубани, была разделена на четыре удела, а при его приемнике Тобо-хане – на восемь. Во главе каждого удела стоял близкий родственник кагана из рода Ашина. Ставка самого кагана находилась около Алтая, в исконных тюркских землях).
II. Византия, Иран и варвары
1. Зинон (474-491)
Изначальное имя Зинона было Тарасикодисса Русумвладеста. Он происходил из племени исавров. (Кандид: 1). Около 447 г., в канун войны с гуннами, он привел в Константинополь сильный отряд федератов. (Дашков: “Зинон”). Император Лев Макелла стал возвышать Тарасикодиссу, так как хотел опереться на исавров в борьбе с всесильной германской знатью, получившей огромное влияние при Константинопольском дворе. Лев переименовал Тарасикодиссу в Зинона и выдал за него свою дочь Ариадну, после того, как Зинон овдовел. (Кандид: 1). В 464 г. он назначил его военачальником малоазийских войск, затем – комитом эскувитов, в 469 г. – консулом, а в 470 – начальником фракийских войск. (Дашков: “Зинон”). Он хотел передать ему после себя и императорскую власть, но так как подданные были настроены против Зинона, Лев, умирая, провозгласил императором внука, сына Зинонова, Льва II. После смерти деда Лев с согласия сената немедленно венчал отца на царство. Таким образом, ловкий исавр все-таки достиг императорского трона. (Кандид: 1).
По свидетельству Малха, Зинон был человек способный к войне. Он не имел от природы той жестокости, которая была у Льва. Гнев его не был так неутолим и не оставался в нем навсегда. Он был честолюбив, действовал только из-за славы, чтобы дивились ему, больше напоказ, чем для пользы. Он не был опытен в делах, не имел тех познаний, при которых можно твердо управлять государством. До корысти он был не так падок, как Лев, однако ж, и он не был выше этой страсти. Римляне имели бы хорошее управление, если бы фаворит императора Себастьян, который разделил его власть, не управлял им, как вздумается. Себастьян всем торговал, как на рынке и не позволял, чтобы при императорском дворе что-нибудь делалось не за деньги. Ни одно дело не проводилось без взятки. (Малх: 4). Сам Зинон отдался неистовым удовольствиям и царствовал беззаконно. (Феофан: 466). С самого начала он предался сластолюбию и так сросся с этим пороком, что считал недостойным своего звания совершать пороки скрытно и без свидетелей, а предавался им явно на глазах у всех.(Евагрий: 3; 1).
Между тем, царствование Зинону выпало трудное, полное смут и мятежей. В начале 475 г. Василиск, брат Верины, тещи Зиноновой, живя в Гераклее Фракийской и опираясь на Верину и кого-то из сенаторов, восстал против Зинона, который, убоявшись, бежал 9 января из Константинополя с женой Ариадной и множеством денег в одну сильную сирийскую крепость, называвшуюся Вара. Отсюда перебрался он в Тесседу, по той причине, что полководцы Илл и Трокунд, приверженцы Василиска, начали осаждать его. Между тем Василиск провозгласил себя императором. А вскоре вслед затем восстал на православие и особым эдиктом отверг решения Халкидонского собора. (Феофан: 467). После этого шага он быстро утратил популярность. К тому же между узурпатором и его сестрой начались распри. Верина надеялась, выйдя замуж за магистра Патрикия, привести его на царство. Но Василиск убил Патрикия. Тогда Верина стала деньгами помогать Зинону. (Кандид: 1,2). После того, как Василиск процарствовал год и восемь месяцев, практически все, особенно же дворцовые воины, возненавидели его из-за страшной скупости. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 3; 7). Полководцы Илл и Трокунд, державшие в осаде Зинона, примирились с ним. Взяв Зинона, они отправились на Константинополь. (Феофан: 469). Василиск выслал навстречу своего племянника Армата. Когда они расположились лагерем вблизи друг друга, Армат передал Зинону свое войско с условием, чтобы Зинон провозгласил его совсем маленького сына Василиска кесарем, а в случае своей смерти оставил бы его преемником престола. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 3; 7). В августе 476 г. Зинон вступил в Константинополь и был принят народом и сенатом. Покинутый всеми Василиск бежал в церковь, положил свой венец на жертвенник и укрылся с женой в крестильнице. Вышел он только после того, как Зинон дал обещание, что не обезглавит его. Однако, спустя некоторое время император, заточил узурпатора в Кукузе (в Каппадокии) в башне с женою и детьми и приказал уморить голодом. Василиска, сына Армата, он провозгласил кесарем. Выполнив, таким образом, свою клятву, он велел потом умертвить Армата на лестнице во дворце, когда тот шел на Ипподром, а сына его, кесаря, велел посвятить в чтецы. (Феофан: 469).
Спустя немного времени в 479 г. против Зинона восстал Маркиан, сын римского императора Антемия, женатый на младшей дочери Льва Макелла Леонтии. Около императорского дворца произошла сильная схватка. И хотя многие пали, как с той, так и с другой стороны, Маркиан обратил в бегство своих противников и мог бы овладеть дворцом, если бы не упустил удобного случая, отложив дело на завтра. На другой день он был выдан сообщниками. Его насильно постригли вместе с женой и сослали в Тарс Киликийский. (Евагрий: 3; 26). Поскольку все интриги шли от Верины, в 480 г. Илл посоветовал Зинону удалить тещу из столицы. Под каким-то предлогом он изгнал ее в Халкидон, а потом в крепость Папурий. Ариадна просила возвратить мать из ссылки и сказала императору: “Либо Иллу оставаться во дворце, либо мне.” Зинон отвечал: “Разумеется тебе. Делай с Иллом, что пожелаешь!” Ариадна подослала убить его схолярия Спаникия. Когда Илл восходил по лестнице Ипподрома, Спаникий занес уже меч, но мечник магистра, подскочив, принял удар на свое плечо. Зинон приказал казнить убийцу, уверяя, что он ничего не знал о замышлявшемся покушении. Илл сделал вид, что поверил ему и просил позволения удалиться на Восток, где был сделан главным военачальником. Прибыв в Панурию, Илл освободил Верину и велел ей венчать на царствие патрикия Леонтия, родом сирийца, его старого друга. Вскоре после этого она умерла, но искры мятежа, брошенные ею, разгорелись с огромной силой: восстали сирийские легионы и федераты, к сирийцам присоединилось население Египта. В 484 г. Леонтий вступил в Антиохию. Зинон отправил против мятежников армию во главе с Иоанном Скифом. Тому удалось одержать победу над Иллом и Леонтием и запереть их в Панурии. После четырехлетней осады в 488 г. они были наконец захвачены и казнены. (Феофан: 472,473,476,480). Приблизительно в то же время готы, поселившиеся во Фракию еще во времена Феодосия Великого, с оружием в руках восстали против византийцев под начальством Теодориха, патриция, получившего в Византии звание консула. Но умевший хорошо пользоваться обстоятельствами, Зинон убедил в 488 г. Теодориха отправиться в Италию и, вступив в войну с правившим там Одоакром, добыть себе и готам власть над Западной империей. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 5; 1).
Страдавший эпилепсией Зинон умер в 491 г. во время припадка. Сохранилось предание, что бесчувственного императора выдали за покойника и похоронили по приказу Ариадны. Позже, когда Зинон очнулся, его не стали освобождать, хотя и слышали его крики. (Дашков: “Зинон”).
2. Одоакр
Происхождение Одоакра было темно уже для его современников. Одни источники называют его ругом, другие – готом, третьи – скиром. Возможно, отцом его был тот самый Эдико, который в 448 г. приехал в Константинополь в качестве посла Аттилы. После смерти Эдико Одоакр вел скитальческий образ жизни между варварами Норика и как по своему характеру, так и по своему положению был готов на самые отчаянные предприятия. Однажды он явился в хижину к святому Северину, чтобы испросить его благословения, и тот предрек ему, что в Италии его счастливая судьба будет соответствовать величию его души. Одоакр поступил на службу к римскому императору и скоро занял почетную должность между телохранителями. Летом 476 г. варвары-федераты восстали против императора Ромула Августула и его отца, магистра армии Ореста из-за того, что те не исполнили своего обещания и не раздали войску в качестве вознаграждения треть итальянских земель. Этот момент показался Одоакру подходящим для исполнения его честолюбивых желаний: он объявил, что удовлетворит все требования солдат, если они вручат в его руки верховную власть. Сразу после этого варвары стали стекаться под его знамена из всех лагерей и гарнизонов Италии. Орест укрылся в Павии. Одоакр взял ее штурмом. 28 августа он велел казнить Ореста, а 5 сентября низложил его сына Ромула, последнего императора Западной империи. По внушению Одоакра сенат обратился к византийскому императору Зинону с просьбой принять знаки императорской власти, а Одоакру пожаловать титул патриция и доверить ему управление “италийским диоцезом”.
Одоакр был первый варвар, царствовавший в Италии. Правление его было мягким и справедливым, и в конце концов он даже приобрел некоторую популярность, несмотря на то, что передал треть всей земли в руки своих солдат. К католическому духовенству Одоакр относился с уважением, хотя и был арианином. С набегами варваров было покончено. Одоакр вел успешные войны в Далмации и совершил поход за Альпы для того, чтобы отобрать Норик у короля ругов Фавы. Руги были разбиты, а Фава попал в плен. Но в 489 г. Одоакру пришлось столкнуться с врагом несравненно более опасным – на Италию двинулось огромное войско остготов во главе со своим королем Теодрихом. Одоакр ожидал врага на реке Изонцо неподалеку от развалин Аквилеи. Готы успешно атаковали позиции его армии, одержали первую важную победу и овладели всей Венецианской областью. Неподалеку от Вероны Одоакр дал Теодориху второе сражение, вновь потерпел поражение и бежал в Равенну. Вскоре, правда, ему удалось добиться некоторого успеха, разгромив большой отряд готов близ Фаэнцы, но во второй решительной битве под Вероной он потерпел окончательный и полный разгром. Одоакр хотел укрыться в Риме, однако горожане отказались принять его, так как уже присягнули Теодориху. Одоакр заперся в Равенне и в течении трех лет упорно отражал все нападения готов. Только угроза голода заставила его вступить в переговоры. Теодорих пообещал Одоакру разделить с ним власть. Но через несколько дней после заключения мира, Одоакр был убит во дворце Теодориха во время пира. Одновременно были перебиты все его солдаты.
3. Анастасий I Дикор (491-518)
Анастасий был родом из Диррахия в Иллирике. (Евагрий: 3; 29). Он был широко образован, славился разумом, добропорядочным поведением и пользовался благосклонностью императрицы Ариадны. (Дашков: “Анастасий Дикор”). Муж Ариадны император Зинон умер в 491 г., не оставив по себе ни одного сына, а только брата Лонгина, человека безумного, жестокого и невоздержанного. Лонгин надеялся завладеть престолом, но Ариадна, сенат и все войско провозгласили императором Анастасия, состоявшего в это время в должности силенциария (так называли служителей, на обязанности которых лежало поддержание порядка во дворце). (Феофан: 483). Патриарх Евфимий воспротивился было этому избранию, называя Анастасия еретиком из-за его склонности к учению монофизитов. Но Ариадна и сенат принудили Евфимия к согласию. Впрочем, он не иначе допустил это, как с условием, если Анастасий предоставит письменное обещание, что за символ веры примет определения Халкидонского собора, что он и сделал. (Федор: 2; 6). После чего Евфимий венчал Анастасия на царство, и он взял себе в супружество Ариадну. Исаврийская знать, поддерживавшая Лонгина, не сразу признала свое поражение и не уставала строить козни новому императору. В 493 г. Анастасий изгнал из Константинополя всех исавров за многие учиненные ими беспорядки. Исавры восстали и дошли уже до Фригии, когда Анастасий послал против мятежников полководца Иоанна Скифа. Иоанн одержал над исаврами полную победу, но те, опираясь на крепости и горные твердыни Тавра, вели войну еще три года. В 496 г. Иоанн Скиф после долгой осады захватил и казнил их вождей. Множество исаврийцев было переселено во Фракию. Патриарха Евфимия, которого Анастасий подозревал в соумышлении со своими врагами, епископы низложили и отлучили от церкви. Перед этим Анастасий силой отобрал у него свое письменное вероисповедание. На место Евфимия в патриархи возвели Македония. Впрочем, с ним отношения у императора тоже не сложились. (Феофан: 483,485,487,488).
Евагрий пишет, что Анастасий, как человек, расположенный к миру, решительно не хотел никаких нововведений, особенно в положении церквей, и всеми мерами старался о том, чтобы церкви не были возмущаемы. Решения Халкидонского собора при нем не были ни явно признаваемы, ни вовсе отвергаемы, – и каждый из предстоятелей распоряжался так, как ему заблагорассудится. Однако, не смотря на это, все время его правления прошло в религиозных смутах, причем православное духовенство не переставало нападать на еретические взгляды императора. Анастасий не оставался в долгу. (Евагрий: 3; 30). В 511 г. певчие в дворцовом храме Архангела стали петь трисвятую песнь, вставив в нее вопреки обычаю слова “распятый за нас”, как это принято было у монофизитов Антиохии. Православные напали на них и была между ними жестокая распря. Анастасий за это разгневался на патриарха, осыпая его явно и всенародно самыми непотребными оскорблениями при посредстве отщепенцев-монахов. Возмущенный своемыслием императора, патриарх в свою очередь обвинил его в потворствовании манихеям , после чего между Анастасием и Македонием произошел полный разрыв. Столичная чернь в большинстве своем стояла на стороне православной церкви и не раз шумно выражала свою ненависть к императору-еретику. Накал борьбы дошел до того, что Анастасий в страхе запер двери дворца и держал наготове корабли для бегства. В 512 г. он подговорил двух негодяев обвинить Македония в мужеложстве и еретичестве. На основании этих обвинений патриарха силою вывели из его дома, многие священники, его сторонники, были посажены в темницу. Не смея нарядить над Македонием следствия, Анастасий сослал его без суда, а патриархом назначил Тимофея. (Феофан: 499,503,504). В 512 г. из-за тех же слов “распятый за нас” в Константинополе произошло величайшее возмущение, как будто этим прибавлением совсем отвергалась христианская вера. Много людей было перебито, много домов сожжено. Испуганный разгулом черни, Анастасий вышел на конское ристалище без короны и послал глашатаев объявить народу, что он готов сложить с себя верховную власть. Видя это, народ тот час затих и стал просить Анастасия надеть корону и обещал успокоиться. (Евагрий: 3; 44).
В следующем году религиозная война выплеснулась за пределы столицы. Граф фракийских федератов Виталиан объявил себя защитником православия и со множеством гуннов (булгар) занял всю Фракию, Скифию и Мезию, дошел до Константинополя и начал его осаду. В 514 г. Анастасию пришлось принять все требования восставших: он согласился созвать новый Вселенский Собор и на нем разобрать все разномыслия в толковании догматов веры, а также вернуть престолы свергнутым православным епископам. Но едва Виталиан отступил, Анастасий отрекся от своих обещаний. Весь народ и сенат громко упрекали императора за клятвопреступление, но он бесстыдно отвечал им, что существует закон, допускающий императору в случае нужды нарушать клятву и обманывать. (Феофан: 506). Император собрал чрезвычайное заседание государственного совета, и Виталиан был объявлен врагом народа. Против него была выслана восьмидесятитысячная армия под командованием Ипатия. В ответ Виталиан призвал на помощь орду гунно-булгар из задунайского региона и с их помощью напал на византийский лагерь в Одиссосе. Имперские войска были жестоко разбиты, а сам Ипатий взят в плен.
Виталиан во второй раз подступил к Константинополю. Теперь в его распоряжении был флот – около двухсот дунайских речных лодок. Столица оказалась в опасности полной блокады. Император вынужден был заключить мир с Виталианом на его условиях. Они были таковы: должен быть выпущен имперский указ об ортодоксии; в своих епархиях должны быть восстановлены епископы, смещенные из-за отказа достичь компромисса с партией монофизитов: Виталиан назначался "господином солдат" (magister militum) Фракии и получить 5000 фунтов золота компенсации.
Хотя император согласился с этими условиями, он не думал о верности им. Виталиан со своей стороны не доверял императору и попытался найти новых союзников на случай будущих непредвиденных событий. Скорее всего по его наущению гунны-сабиры совершили вторжение в черноморские провинции Византийской империи в 515 г.
Неясно, имел ли Анастасий какую-либо определенную информацию относительно переговоров между Виталианом и сабирами или же лишь подозревал о наличии контактов между ними, но он, очевидно, решил обезопасить себя и в 516 г. сместил Виталиана с поста господина солдат. Вместо подчинения императорскому приказу Виталиан повел свои войска к Константинополю в третий раз, вновь используя свои армию и флот. Согласно хронисту Иоанну Малала, среди этих солдат и матросов были готы, гунны и скифы. Имперские войска возглавлял храбрый и умелый полководец Юстин. Имперский флот находился под командованием Марина, министра финансов, который использовал химическое соединение, изобретенное Проклом Афинским (возможно, смесь серы и лигроина), с тем чтобы поджечь вражеские корабли. (Это или схожее с ним изобретение стало позднее известно как "греческий огонь"). При его помощи был уничтожен флот Виталиана, после чего сухопутная армия отступила в беспорядке (516 г.). (Евагрий: 3; 43).
Вскоре после этой победы в июле 518 г. Анастасий умер ночью во время страшной грозы, что дало повод православным летописцам утверждать, что император был убит молнией. (Феофан: 510).
4. Юстин I (518-527)
Юстин был по происхождению иллирийский крестьянин. При императоре Льве I он, чтобы избавиться от нужды, вместе с двумя братьями пешком добрался до Константинополя и поступил на военную службу. Прокопий пишет, что у них по прибытии в город не было ничего, кроме козьих тулупов, да прихваченных их дома сухарей, но здесь братьям сразу повезло: поскольку они отличались прекрасным телосложением их отобрали в придворную стражу. Впоследствии, при Анастасии I, Юстин участвовал в Исаврийской войне. Затем он постепенно достиг большой силы и был поставлен во главе придворной стражи. (Прокопий: “Тайная история”; 6). Императорскую власть Юстин получил сверх всякого ожидания, потому что много было людей знатных и богатых, которые состояли в родстве с умершим Анастасием и имели больше прав присвоить себе столь великую власть. Человеком весьма сильным был тогда надзиратель императорских опочивален Амантий. Как скопец, он сам по закону не мог владычествовать, однако хотел положить венец самодержавной власти на Феокрита, человека ему преданного. С этой целью он призвал Юстина, дал ему большое количество денег и приказал раздать их людям, которые особенно были годны к подобному делу и могли облечь Феокрита в порфиру. Но Юстин, потому ли, что этими деньгами подкупил народ, или потому, что снискал ими расположение к себе так называемых постельничих, – об этом рассказывают надвое, – сам себе приобрел царскую власть и вслед затем лишил жизни как Амантия, так и Феокрита с некоторыми другими людьми.
Юстин I вызвал к себе в Константинополь жившего во Фракии Виталиана, некогда покушавшегося лишить Анастасия верховной власти, потому что опасался его силы и его воинственности, о которых повсюду неслась молва. Чтобы внушить ему доверие, Юстин объявил его начальником над частью войска и затем произвел в консулы. В сане консула Виталиан явился во дворец и у одной дворцовой двери был коварно умерщвлен. (Евагрий: 4; 1,3). В отличие от предшествующих императоров Зинона и Анастасия, Юстин исповедовал строгое православие. Он приказал сместить около полусотни сирийских епископов-монофизитов и воздвиг гонения на приверженцев всех еретических направлений. (Дашков: “Юстин Первый”). Антиохийского предстоятеля Севера Юстин даже хотел схватить и отрезать язык за хулы на Халкидонский Собор. (Евагрий: 4; 4).
По свидетельству Прокопия, Юстин был чужд всякой учености и даже не знал алфавита, чего раньше у римлян никогда не бывало. И в то время, когда в обычае было, чтобы император прикладывал собственную руку к грамотам, содержащим его указы, он не был способен ни издавать указы, ни быть сопричастным тому, что совершается. Но некто, кому выпало быть при нем в должности квестора, по имени Прокл вершил все сам по собственному усмотрению. Но чтобы иметь свидетельство собственноручной подписи императора, те, на кого это дело было возложено, придумали следующее. Прорезав на небольшой гладкой дощечке контур четырех букв, означающих на латинском языке “прочитано”, и обмакнув перо в окрашенные чернила, какими обычно пишут императоры, они вручали его Юстину. Затем, положив упомянутую дощечку на документ и взяв руку императора, они обводили пером контур этих четырех букв так, чтобы оно прошло по всем прорезям в дереве.
Жил Юстин с женщиной по имени Луппикина. Рабыня и варварка, она была в прошлом куплена им и являлась его наложницей. И вместе с Юстином на склоне лет она достигла императорской власти. Эта женщина не отличалась никакими достоинствами, она так и осталась несведущей в государственных делах. Во дворце она появилась не под собственным именем (слишком уж оно было смешное), но стала именоваться Евфимией. Сам Юстин не сумел сделать подданным ни худого, ни хорошего, ибо был он наредкость слабоумен и поистине подобен вьючному ослу, способному лишь следовать за тем, кто тянет его за узду, да то и дело трясти ушами. Он отличался простотой, не умел складно говорить и вообще был очень мужиковат. В глубокой старости, ослабев умом, он стал посмешищем для подданных, и все относились к нему с полнейшим пренебрежением, поскольку он не понимал, что происходит. Племянник же его Юстиниан, будучи еще молодым, стал заправлять всеми государственными делами и явился для римлян источником многих несчастий. (Прокопий: “Тайная история”; 6,8,9).
5. Юстиниан I Великий (527-565)
Юстиниан происходил из семьи иллирийских крестьян. Когда дядя его, Юстин, возвысился при императоре Анастасии, он приблизил к себе племянника и сумел дать ему разностороннее образование. Способный от природы, Юстиниан мало-помалу стал приобретать при дворе известность и влияние, особенно после того, как Юстин сам сделался императором. В 521 г. он был удостоен консульского звания. (Дашков: “Юстиниан Великий”). С годами Юстин впал в явное слабоумие и бразды правления перешли к Юстиниану. Это был человек, по словам Прокопия, исполненный хитрости и коварства, отличавшийся неискренностью, хорошо умевший скрывать свой гнев. Он был двуличен, опасен, являлся превосходным актером и умел проливать слезы не от радости или горя, но искусственно вызывая их в нужное время по мере необходимости. Он постоянно лгал: скрепив соглашение грамотой и самыми страшными клятвами, он тут же отступал от обещаний и зароков. Неверный друг, неумолимый враг, легко податливый на зло, он не брезговал доносами и был скор на наказания. Но, будучи таким по характеру, он старался показать себя доступным и милостивым ко всем, кто к нему обращался. Доступ к нему был открыт для любого, и он никогда не гневался на тех, кто стоял перед ним или говорил не так, как подобает. Вместе с тем он никогда не выказывал смущения перед тем, кого собирался погубить. Он никогда наружно не проявлял ни гнева, ни раздражения по отношению к тем, кто ему досадил. Во внешности его ни тогда, ни позже, не было ничего от царского достоинства, да он и не считал нужным блюсти его, но и языком и внешним видом, и образом мыслей он был подобен варвару. Он почти не испытывал потребности во сне и никогда не ел и не пил досыта, но ему было достаточно едва прикоснуться к еде кончиками пальцев, чтобы прекратить трапезу. Словно это казалось ему делом второстепенным, навязанным ему природой, ибо он зачастую по двое суток оставался без пищи.