bannerbanner
Формула свободы: Автономная жизнь в согласии с собой
Формула свободы: Автономная жизнь в согласии с собой

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Социальное предписание «надо рожать»

Многие люди испытывают социальное давление, подталкивающее их к рождению детей. При том, что сами они этого не хотят. Откладывают лет до 30-ти, а потом все-таки рожают, потому что «пора» и «можно не успеть».

При этом не каждый человек может быть хорошей матерью или хорошим отцом, и обеспечить детям хорошее детство.

Во-первых, не каждый усвоил в детстве хорошую модель родительского поведения. Модель – это не столько о том, что делать, а в первую очередь о том, что чувствовать. О внутренних состояниях родителя (эмоциях, чувствах), которые выражаются невербально (интонация, улыбка, прикосновение). Эта модель перенимается у родителей. И если вместо хорошей модели усвоено агрессивно-обесценивающее отношение к ребенку, этого не исправить прочтением книжек и посещением курсов для правильных родителей.

Во-вторых, не у каждого есть достаточная поддержка рода. В некоторых семьях старшие поколения:

– имеют пороки (алкоголизм);

– или отклонения (психические нарушения, религиозный фанатизм);

– относятся враждебно (и к ребенку будут относиться так же).

Таким родственникам ребенка не доверишь. А без поддержки рода «поднять» ребенка сложно, это очень сильная нагрузка на родителей, особенно если учесть, что многие матери растят детей в одиночку.

В-третьих, у некоторых людей есть талант, реальный творческий потенциал. Если они будут его развивать и реализовывать, есть шанс, что:

– их картины будут в музеях и частных коллекциях;

– книги будут издаваться миллионными тиражами;

– они будут играть на сцене или сниматься в кино.

Если человек с творческим потенциалом решит завести детей, и при этом у него нет достаточной поддержки рода, так что растить детей придется самому, – он свой талант похоронит. Возможно, он:

– будет заниматься творчеством в режиме «для себя»;

– при этом навсегда останется дилетантом;

– всю жизнь будет страдать от чувства нереализованности.

Именно таким людям: без хорошей родительской модели, без достаточной поддержки рода, с реальным творческим потенциалом, – стоит подумать о ряде моментов, которые могут ослабить социальные программы, накачиваемые в людей.

Для государства каждый дополнительный ребенок – абстрактная демографическая единица. Налогоплательщик, военнообязанный, электорат. Поэтому машина пропаганды чешет всех под одну гребенку, а ближайшее окружение подпевает тому, что говорят по телевизору.

Вот 9 мыслей, которые хотя бы отчасти могут ослабить социальное давление, подталкивающее к рождению детей, невзирая на особенности личности и жизненной ситуации.

1) В Древнем Риме были пролетарии-нищеброды, которые в графе собственность писали «proles» – дети. Если у человека нет ничего, и ничего создать он не способен, остается только нарожать детей, чтобы иметь хоть какое-то достояние.

2) Раньше дети были нужны как помощники (было свое хозяйство, в котором нужны работники), или для передачи семейного дела (хлебной лавки, заводов-пароходов, транснациональной корпорации). Для родителей, которые всю жизнь пашут на хозяина, этот разумный мотив заведения детей неактуален.

3) Про якобы самореализацию через рождение детей, никакого «само» здесь нет. Нет личного творческого вклада, как если бы написал картину, книгу или музыку. Все делает природа. Переспали – залетела – выносила – родила. От зачатия до рождения – чистая физиология.

4) Заводить детей – это не императивно-неизбежный «инстинкт», а социальное предписание. Если бы это был инстинкт, не было бы 15% сознательных чайлд-фри.

5) На выращивание детей родители тратят себя: и на зарабатывание дополнительных денег, и на бытовой уход. Это ведет к преждевременному износу (старению).

6) Родитель выкармливает тушку, школа формирует душу (убеждения, ценности). Стоит ли минимум 18 лет кормить существо, которому в школе, образно говоря, забьют мозги нечистотами?

7) Про «стакан воды в старости». Выращивать прислугу неэффективно, соцработник стоит дешевле. К тому же это просто цинично, видеть в детях обслугу, задача которой – покоить старость родителя.

8) Про «кому-то оставить наследство» – чаще всего реального наследства нет, а вырастить наследника стоит дороже, чем стоимость оставляемого имущества.

9) Не факт, что дети будут радовать. Скорее даже наоборот, относиться с пренебрежением, думать про родителей «предки» – так в школе научат. А полный апофеоз разочарования: алкаш или наркоман, тянущий с родителей крошечную пенсию, и такое бывает.

Об этом стоит подумать, прежде чем принимать решение о рождении детей. Потому что назад не отыграешь. И если кто-то в силу внешних причин не способен быть хорошим родителем, то ребенок будет страдать. Едва ли стоит умножать количество страданий в мире и хоронить свой талант только потому, что к этому подталкивает пропаганда и влияние окружения.

Программирование при помощи кино

Ленин сказал: «Из всех искусств важнейшим является кино». Почему, как думаете? Потому что с помощью кино можно эффективно программировать людей на нужное поведение. Поэтому людей приучают смотреть фильмы, подсаживая на них, как наркоманов на иглу.

Как происходит программирование?

1) Используется механизм подражания. Зритель начинает неосознанно подражать тому, что ему показывают.

2) Образцы для подражания задаются наглядно:

– мысли (какими словами думать о ситуации, какими критериями пользоваться для оценки);

– эмоции (как эмоционально реагировать на ситуацию, что чувствовать);

– желания (к чему стремиться, чего хотеть);

– действия (что делать в ситуации).

3) Сюжет вторичен. Главное – внедряемые в массовое сознание образы: совокупляющиеся парочки, улыбающиеся семьи с детьми, мужики на крутых тачках, все с айфонами и прочими гаджетами, – всему этому зритель начинает лихорадочно подражать, посмотрев очередной штампованный киношедевр.

4) Визуальный ряд обеспечивают иллюзию достоверности и реалистичности.

5) Музыкальное сопровождение позволяет управлять эмоциями зрителя.

6) Спецэффекты поражают воображение и окончательно отключают жалкие остатки критичности.

7) С помощью кино можно формировать систему этических оценок. Причем манипулировать ею как угодно: шлюху или бандита можно выставить привлекательными, а благородного человека – скучным занудой.

8) С помощью кино в мозги внедряются мифы. Например, киномиф про «зло»:

– существует зло;

– зло персонифицировано (конкретные личности, иногда с других планет);

– зло можно, а главное нужно (зачем-то), победить;

– зло побеждается силовыми методами (мордобоем и стрельбой из пистолета).

С помощью кино происходит шизофренизация сознания. В фильмах показывается то, чего не существует. Инопланетяне, маги и колдуны (фэнтези). Апофеоз абсурда – зомби, мертвецы с разложившимися тканями бегают на полном газу и всех вокруг жрут. Из-за иллюзии достоверности зритель отупевает окончательно, и перестает различать кинобред и реальную действительность. А с толпой безумных шизиков, имеются в виду зрители после просмотра кинища, можно делать что угодно, это на руку тем, кто платит за рекламу.

Вряд ли стоит смотреть фильмы, а тем более сериалы, и тратить на это жизнь, а особенно молодость. Она и без фильмов не слишком продолжительная.

Информационная перегрузка и отупение

Современный человек живет в режиме хронической информационной перегрузки.

1) Большинство смотрит телевизор и «общается» в соцсетях. Хотя какое же это общение, если не видишь лицо собеседника и не слышишь его голос? Это – главные источники перегрузки. Некоторые тратят на телек и соцсети по несколько часов в день.

2) Музыка, в большинстве случаев – добежное музло. Люди с воткнутыми наушниками, из которых на 3 метра слышится трешовая долбежка – обычное дело. Состояние мозга подобных «меломанов»: хроническое отупение и ни одной мысли. Есть такая пытка, ее в фильмах показывают, «музыкальная шкатулка» – это воздействие постоянным громким звуком. После нескольких часов человек колется, как сосновое полено, и раскрывает все мировые секреты. Современные любители долбежного музла устраивают себе эту пытку добровольно. Мазохисты, наверное.

3) Айфоны и прочие гаджеты. В которые примерно каждая вторая особь утыкается, как только выдастся свободная минутка. И уже не видит ничего вокруг, кроме мельтешения на экране.

4) Фильмы, по большей части – тупое кинище, штампуемое по стандартному шаблону. Через фильмы в людей встраиваются и подкрепляются социальные установки. Посмотрев очередной кинчик, зритель еще долгое время прокручивает в уме диалоги и разыгрывает сцены, навеянные шедевром кинематографа. И в жизни подражает тому, что показали на экране.

5) Навязчивое аудио: в магазинах, в метро, – где угодно. Играет легкая музычка или кто-то что-то вещает. При таком звуковом фоне сосредоточиться на своих мыслях невозможно.

6) Навязчивое видео: экраны в офисах банков и маршрутках, баннеры на сайтах, – натыканы везде, где только можно.

Одним словом, людей тотально и перманентно обрабатывают, бесконечно повторяя одно и то же. Это вызывает суггестивный эффект, происходит накачка образами, которые подталкивают к нужному поведению: купить то-то, поехать туда-то, – поведение это нужно тому, кто оплатил рекламу.

Результаты такой обработки:

– нарушение концентрации, невозможность сосредоточения и самоуглубения;

– отвлечение от внутренней жизни (эмоции, чувства), она глушится;

– истощение ресурсов мозга на обработку мусорной информации, если перегрузить мозг, не остается ресурса на критическое восприятие реальности;

– невозможность почувствовать себя, утрата ощущения «Я есть».

Стоит ограничивать потоки информационных нечистот, которые все, кому не лень, пытаются лить в глаза и уши.

Культивация инфантильности и беспомощности

Взрослого человека трудно контролировать.

Когда я говорю «взрослый», я имею в виду, в частности:

– понимающий свои подлинные интересы (а не то, что ему внушено в качестве положенного интереса);

– способный отстаивать себя и самостоятельно решать проблемы (а не только искать помощи у «экспертов»);

– наполненный чувством уверенности, ощущением контроля над своей жизнью (а не беспомощностью, как маленький ребенок).

Большое число взрослых (зрелых) личностей опасно для «сильных мира сего»: они могут организоваться и поменять что-то в социальной реальности. Поэтому массы народонаселения целенаправленно сохраняют в инфантильном состоянии.

«Взрослым» особям навязываются инфантильные стратегии:

– желание попробовать все (навязчивая тяга к новенькому, в вещах и межличностных отношениях);

– любовь к взрослым игрушкам (мерседесы и яхты), а у кого денег не хватает – к айфонам и гаджетам;

– склонность искать спасателей, советчиков и внешние оценки (спрашивать чужого мнения, хорошо или плохо);

– делать вид, что «все хорошо», скрывать и замалчивать, прятать голову в песок (для ребенка это единственная стратегия, т.к. он слаб и зависим);

– сбегать в кусты при появлении проблем (и даже маленьких неприятностей).

В людях культивируется ощущение беспомощности, так ими легче управлять. Например, в СМИ муссируется информация о «бедах и ужасах». Таким способом транслируется установка «ты не можешь контролировать свою жизнь», вместо позиции «как избежать опасности или как действовать наиболее эффективно». Еще пример: распространенная в России поговорка «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Она несет посыл: «ты не можешь контролировать свою жизнь, управлять ею, значит и не пытайся».

Массе прививаются установки жертвы:

– жертва боится риска и усилий для достижения того, к чему лежит сердце;

– жертва верит, что существуют «гарантии», отменяющие необходимость риска и усилий для получения желаемого;

– жертва боится самостоятельного выбора пути и самостоятельного поиска средств и ответов;

– жертва ищет спасателя, не помощника, который окажет необходимое содействие, а того, кто все сделает за нее, причем сам скажет, что именно делать;

– жертва ищет поводыря (эксперта), который скажет, что «правильно» и что «не правильно»;

– за услуги спасателей и экспертов, за иллюзию фиктивных гарантий, – жертва сливает деньги.

Масса людей занята поиском волшебного решения своих «проблем». А точнее – следствий собственной неосознанности, импульсивности и отсутствия разумной самодисциплины. Методики, которая позволит «есть все что хочется и не жиреть», человека, с которым будет постоянное и автоматическое счастье, и прочих фантазмов.

Вместо того чтобы:

– понять подлинные стремления своей души;

– наметить реалистичный план действий, не дающий 100% гарантии (такого не бывает), а хотя бы максимально повышающий вероятность обретения желаемого;

– сделать что возможно;

– если не получается с первого раза – понять причину неудачи, изменить стратегию и сделать новую попытку.

И решать, таким образом, свои реальные проблемы. И улучшать, насколько возможно, свою реальную жизнь.

Жизнь на износ

Люди живут в режиме, который им жестко и безальтернативно навязан. Люди считают что «это нормально». При том, что жизнь по навязанному графику их разрушает.


Сон по графику, а не когда хочется спать

1) Сон только ночью, работа только днем. При этом около 20% людей имеют поздний хронотип (совы). Для них оптимально работать вечером и ночью. Но их вынуждают насиловать себя, чтобы подстроиться под привычки большинства.

2) Нет условий для дневного сна, по крайней мере, в России. При этом во многих странах практикуется послеобеденный сон (сиеста). Например, в Италии, Испании, Греции.

3) В итоге человек проводит без отдыха 16 и более часов подряд. Накапливается утомление, организм быстро изнашивается.

Иногда, из-за эмоционального напряжения, люди не могут заснуть ночью. Из-за жесткого графика работы и отсутствия условий для дневного сна им приходится принимать снотворные препараты, которые могут вызывать привыкание.


Еда по расписанию, а не когда голод

1) Трехразовое. При том, что оптимально дробное, 5-6 раз понемногу.

2) Строго по расписанию. Людей заставляют есть, когда удобно работодателю, а не когда появится чувство голода. Так же, как маленьких детей кормят по расписанию.

В итоге в желудке то пусто, то густо. Механизм регулирования аппетита, основанный на ощущении физиологического голода, нарушается. Человек начинает переедать и жиреет.


Работа и отдых – концентрация нагрузки

1) 8-часовой рабочий день, нет возможности свободного графика. При том, что работник часто может выполнить все служебные задачи и обеспечить свои материальные потребности часа за 4.

2) Рабочая неделя 5 дней, потом 2 выходных подряд. Хотя лучше разделить выходные, например четверг и воскресенье.

3) Отпуск отгуливается сразу. Хотя лучше разделить на 2-3 части.

Равномерное распределение нагрузок и отдыха способствует сохранению здоровья. Концентрация режимов удобна работодателю – проще организовать рабочий процесс. При этом человек быстро изнашивается – нанимают другого, принцип «выжми и выброси». Именно так и задумано, ведь подрастает «молодая смена», и ей нужно найти место в социальном механизме, а для этого выкинуть тех, кто постарше.


Праздники по календарю, а не когда радость

1) Не когда есть праздничное настроение, а когда положено по графику.

2) Чтобы создать «праздничное» настроение, люди пьют алкоголь.

В праздники принято позволять себе то, чего не позволяют в будни. Хотя, возможно, именно в будни этого хочется, а в праздники нет.


Обрастание зависимостями и груз обязанностей

Живя, человек накапливает багаж обязанностей. Он всем и кругом должен, за деньги и «из моральных соображений»:

– ходить на работу, выполнять распоряжения начальства (даже если работа до смерти надоела);

– ухаживать за больными и немощными родителями (которые сами разрушили свое здоровье, а денег на сиделку отложить не соизволили);

– тратить себя на детей (произведенных от не вполне любимого человека, потому что было «пора» и «положено»);

– выплачивать кредиты (взятые под влиянием импульса на то, что, по сути, не было нужно);

– выгуливать собаку (которую завел под влиянием импульса, и от которой в городских условиях реальной пользы никакой нет);

– уделять внимание тем, кто на него претендует (всяческие друзья-приятели, изливающие душу и экономящие на услугах психолога, а отказать неудобно).

По сути, все это – зависимости. Человек ими обрастает, чем дальше, тем сильнее. Он постоянно принимает решения, ограничивающие его свободу. Часто необратимо. Если женился или вышел замуж – можно развестись, хотя нервотрепка гарантирована. Если завел собаку – можно сдать в приют. А если наплодил потомство – назад не родишь, придется 18 лет растить и корячиться, и это минимум.

Эти жизненные обстоятельства (муж-жена-собака-дети) ограничивают свободу. Они управляют жизнью человека, его распорядком дня, месяца, года, его решениями. На них приходится тратить ресурсы, прежде всего время, по сути – жизнь. И отказаться от этих трат невозможно, как говоря немцы, «дас ист импоссибл».

Процесс становится необратимым и неуправляемым, а человек – рабом жизненных обстоятельств, по сути – собственных опрометчивых решений.

И, образно выражаясь, они тянут человека ко дну, как корабль, до непозволительности обросший ракушками. Причем этот груз обязанностей-зависимостей считается «нормой», а терпила, который на себя это взваливает и покорно тянет лямку, гробя самого себя, – считается «ответственным» человеком.


Быстрый износ

На человека направлены ожидания окружающих. От него все чего-то ждут и всем чего-то надо. На человека давят: люди и обстоятельства. Вроде бы никто ничего чрезмерного не просит. Ведь другие же могут…

При этом, во-первых, конкретный человек – это не абстрактные другие. У него могут быть свои болевые точки, делающие «нормальную» нагрузку непереносимой.

А во-вторых, точек давления много. Причем тот, кто давит в одном месте, не знает, как в других местах. И знать не хочет. А силы человека не безграничны.

Куда еще уходит жизненная энергия?

1) Энергия съедается неконгруэнтностью, внутренними конфликтами, самоподавлением и подавлением внутреннего протеста.

2) Энергия тратится на беспорядочную активность: сделай то, потому что попросили, попробуй это, потому что все попробовали.

3) Энергия законсервирована в незавершенных гештальтах (то, что остается в результате неудовлетворения потребности).

Результат – хроническая усталость. Многие не понимают, откуда она берется, они же «нормально» живут. Пытаются взнуздывать себя с помощью кофе. Правда, на ночь приходится «отключаться» при помощи снотворного. И человек подсаживается на химию.

Нагрузки суммируются. Получается «хронический стресс». Система, подвергающаяся перегрузкам, быстро изнашивается. Человек рано стареет (некоторые в 35-40 лет).

А если суммарная нагрузка превосходит предел прочности, система разрушается. Человек умирает в 60-70, хотя мог бы жить до 120-ти. Если не дольше.

Социальное программирование смерти

Окружению выгодно, чтобы старый человек умирал.

Во-первых, после смерти он освободит жизненное пространство – жилье, в котором сможет жить кто-то более молодой.

Во-вторых, снизится нагрузка на систему социального обеспечения.

От старого человека ждут, что он умрет. Ему не говорят об этом прямо, т.к. неприлично. При этом исподволь убеждают в необходимости умереть, и человек умирает, хотя мог бы еще жить. Пишут, что «организм рассчитан на 120 лет», хотя это просто данные статистики, они не означают, что дольше жить невозможно. А большинство умирает где-то в 80.

К смерти подталкивают разными способами.

1) Навешивают ярлык «старый». Старик/старуха – это социальное клеймо. Если ты живешь один на Марсе и в 80 лет выглядишь и чувствуешь себя как в 40, ты «старик» или нет?

2) На пожилого человека направлены соответствующие ожидания. Они выражаются невербально и паравербально. Снисходительный тон, например. Всяческие охи-вздохи. А люди конформны, они привыкли делать то, чего от них ждут.

3) Отстраняют от серьезной деятельности (уход на пенсию), лишая возможности получать достойное материальное вознаграждение и общественное признание за привычную работу.

А общественное признание очень важно для того, кого на иглу этого самого признания всю жизнь подсаживали. Всю жизнь внушали, как важно трудиться и приносить пользу людям. А потом лишают возможности работать и это самое признание получать.

Не существует профессий, которые были бы зарезервированы за пожилыми людьми. Чтобы именно они в какой-то сфере были нужны как работники. И где не подходит молодая замена.

4) Ребенок играет в игрушки, он действует в воображаемом мире. Взрослого приучают действовать в физической реальности. Ему становится мало игрушек нужна настоящая работа. При этом профессиональная сфера методично избавляется от пожилых. Потому что родились и выросли более молодые работники, их нужно пристроить, а для этого освободить место.

Правда, старики могут играть в компьютерные игры. Это возврат к детской стратегии действия в воображении, он не дает прежнего удовлетворения, как ребенку. Взрослый человек получил опыт взаимодействия с реальным миром, игрушки для него скучны.

5) Старики общаются со стариками. Точнее, со своим привычным окружением, которое раньше было молодым, а потом состарилось. Или с соседями по дому престарелых. Как правило, это единственно возможный для них круг общения. Старики заражают друг друга своим внутренним состоянием (немощью и пессимизмом). И транслируют друг другу старческие установки.

6) Врачи, которые думают про себя, что «пора бы уже и на тот свет», и своим видом это показывают. И авторитет «официальной медицины», которая «знает», сколько человек может жить.

Старого человека загоняют в могилу. Долго живущие старики никому не нужны. Точнее, он сам позволяет окружающим себя туда загонять. Потому что пока был молодым, о старости не думал. А думал, что так, как сегодня, будет всегда. И не позаботился о том, чтобы найти, освоить и полюбить 2-3 занятия, в которых не предусмотрено прекращение деятельности с возрастом. Не стоит повторять эту распространенную ошибку. К будущему нужно готовиться заранее.

Стандартные души, жизни и судьбы

Нижеперечисленные обстоятельства, в большей или меньшей степени, свойственны каждому человеку. В особенности тем, кто никогда не занимался деятельным саморазвитием, в смысле развития осознанности и перемены формата отношений с миром.


Банальные души

1) Шаблонный взгляд на реальность, некритично усвоенный и внутренне противоречивый.

2) Стандартные мотивы: работа – потребление – размножение – выращивание потомства.

3) Безосновательная вера в собственную исключительность и неотразимость. Я – центр мира. У меня все будет не так, как у других.

4) Внутренняя раздробленность и разлад. Подобные концепции есть в «Четвертом пути» Г. Гурджиева (множественное «Я»), психосинтезе Р. Ассаджиоли (субличности), НЛП (метафора частей личности).

5) Неконтролируемые переключения между состояниями под влиянием внешних стимулов-триггеров, метафорически «кнопок», на которые умело нажимают манипуляторы, а также под действием случайных впечатлений и внутреннего диалога.

6) Захваченность эмоциями, неспособность от них дистанцироваться, что позволило бы снизить интенсивность переживаний и сохранить контроль над своим поведением.

7) Реактивность, движение под влиянием внешних стимулов (толчков). Ожидание, что кто-то заинтересует, вовлечет. Падкость на соблазны, новизну.

8) Повседневный транс (метафора сна). Информационная перегрузка и социальная суггестия препятствуют осознанности (усыпляют). Обычное состояние массы – тупой расслабон.

9) Подавляемый страх смерти. Убежденность в том, что «Я буду существовать всегда», подкрепляемая религиозно-эзотерическими мифами.


Банальные жизни

1) Подвластные, зависимые, неавтономные. Родители, школа, работодатель, жена.

2) Делят территорию с кем-то. Своей территории, которую ни с кем не делишь, нет.

3) Одна профессия, поспешно выбранная, потом всю жизнь по ней работают, без увлеченности и интереса.

4) Не хватает денег, часто на необходимое.

5) Работают за долги: алименты, кредиты, ипотека.

6) Перегрузка. Работа – дети – уход за состарившимися родителями.

На страницу:
2 из 3