Полная версия
Формула свободы: Автономная жизнь в согласии с собой
Алексей Тукмаков
Формула свободы: Автономная жизнь в согласии с собой
Предисловие
Эта книга вас ничему не научит. Даже не надейтесь. Только конченый идиот может всерьез думать, что книга может чему-то научить. Не может. Никакая. Научить может только другой человек или жизнь.
А книга может лишь помочь по-новому взглянуть на привычные вещи. И новое видение, как дверь, откроет новую дорогу. С этой задачей предлагаемая книга замечательно справляется.
В ней нет слащавого сиропа про позитив и успешность. В ней нет рецептов, как заработать миллиард или стать гигантом секса. В ней нет дифирамбов и убаюкивающего самоуспокоения, которые так любят заурядные посредственности.
В ней рассмотрены не слишком радующие темы:
– социальный запрет на чувства и самостоятельное понимание;
– стандартные жизненные ориентиры, которые работают только до 60 лет;
– подавление детей в школе и взрослых в повседневной жизни;
– жизнь на износ без радости, любви и интереса;
– ограбление в процессе наемного труда и привязывание детей матерями;
– внутренний разлад и привычка к самообману;
– обесценивание и демотивация токсичным окружением;
– необходимость агрессии для защиты личных границ;
– привычка отказываться от мечты и соглашаться на доступное.
Об этих вещах не говорят, но именно они определяют жизнь большинства. Чтобы поменять жизненную ситуацию, ее нужно для начала увидеть, какие бы тягостные чувства она не вызывала. Книга показывает, куда смотреть, а что увидит читатель – зависит от его честности и смелости.
А что насчет формулы свободы? Вот она!
Автономия в нескольких смыслах:
– самостоятельное мышление;
– радикальная сепарация от матери;
– работа на себя, а не на хозяина;
– территория, которую ни с кем не делишь;
– спокойное отношение к уединению.
Конгруэнтность – значит согласованность слов и поведения, а также окружающей обстановки (насколько она нам подконтрольна), с собственными чувствами. Для того чтобы стала возможной конгруэнтность, нужно для начала научиться чувствовать. Эта способность подавляется при социализации.
Книга содержит описание 20 экспериментов, которые представляют собой практические жизненные опыты, доступные каждому человеку, требующие смелых и решительных поступков и позволяющие выйти за пределы наезженной жизненной колеи.
Эти эксперименты позволяют получить неизвестный и полезный опыт и новые переживания. Их желательно выполнить, без размышлений о том «что мне это даст». Подобные мысли, торгашеские по своей сути, намертво блокируют движение вперед.
Два важных момента.
Во-первых, свобода – это не счастье, а лишь возможность для него.
Для счастья в смысле:
– самостоятельного понимания себя и мира, самостоятельного выбора пути;
– жизни в согласии с подлинными стремлениями души;
– самореализации в смысле творчества, а не социальных предписаний.
При этом «счастье» в обыденном смысле:
– сидеть в гуще друзей, родных и близких;
– делать то, что «должен» и что делают все;
– слушать дифирамбы за собственную нормальность (по сути – за стандартность и конформность);
– при малейшем отклонении ловить косые взгляды и уворачиваться от летящих какашек (это метафора), –
такое «счастье» со свободой не совместимо.
Во-вторых, книгу не стоит воспринимать как сборник указаний о том, как «надо жить». Любые указания такого рода противоположны свободе в смысле автономии.
Человек автономный:
– сам ориентируется в жизни и сам выбирает дорогу, ориентируясь на свои чувства, а не на социальные предписания и чьи-либо настоятельные советы;
– корректирует маршрут, исходя из собственного понимания происходящего, а не по указке экспертов-авторитетов;
– сохраняет выбранный курс, несмотря на отвлекающее и сбивающее с пути влияние среды.
Тот, кто идет по своему пути, образно говоря, обретает самого себя. И получает шанс, если повезет, встретить человека, который полюбит его самого, настоящего, а не будет видеть в нем лишь средство удовлетворения потребностей или дежурного статиста для выполнения социально-заданных предписаний.
Тот, кто привык жить по чужим указаниям, никогда не станет собой. Даже если эти указания абсолютно правильны, практически эффективны и исходят от дипломированных авторитетов. Вопрос не в качестве указаний, а в том, чтобы видеть своими глазами и думать своей головой. Такой человек, образно говоря, никогда не перережет пуповину, связывающую человека с породившим его социумом, и никогда по-настоящему не родится как свободное существо.
Глава 1. Царство несвободы
Школа – фабрика рабов
Считается, что общеобразовательная школа дает знания, расширяет кругозор и готовит ребенка к взрослой жизни, и что обязательное бесплатное среднее образование – огромное благо. На самом деле, знания и кругозор – это лишь повод обработать массу детей и сделать из них послушных марионеток. Об этом книга американского школьного учителя Джона Гатто «Фабрика марионеток». Так что на самом деле делает с ребенком школа?
Приучение к насилию и отсутствию выбора
Прежде всего, школа учит подчиняться и терпеть. В школу ребенка загоняют, отказаться и не ходить он не может. Это – насилие.
Школьная программа сформирована Министерством образования, изменить ее под свои интересы ребенок не может. Это – безальтернативность.
За 11 лет ребенок привыкает и к тому, и к другому. И в дальнейшем взрослый человек без протеста подчиняется насилию и считает «нормальным» отсутствие выбора. Что скажут – то и будет делать, что на тарелку положат, то – и будет есть.
Приучение к самоподавлению и усидчивости
Ребенка, который до этого, по идее, был спонтанным и делал то, что было интересно и что хотелось делать, на 11 лет засаживают на парту. Сидеть нужно 45 минут, потом перемена, потом снова 45 минут, и так несколько раз в день, 5 или 6 дней в неделю.
Когда подросший ребенок поступит в ВУЗ, продолжительность «усидки» на одном месте возрастет до полутора часов. А после ВУЗа окончательно сформированный взрослый будет приспособлен к 8-часовому рабочему дню, с перерывом на обед посередине. Продолжительность «усиживания» планомерно возрастает: 45 минут в школе, полтора часа в ВУЗе, два раза по 3 часа на «взрослой работе».
Сидеть смирно, подавляя свою спонтанную активность – главный навык, который прививает школа. А для тех детей, которые сопротивляются обработке, придуман ярлык СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Их объявляют больными и лечат, иногда специальными таблетками, подавляющими активность.
Приучение к безынициативности и внешней дисциплине
Социальные винтики должны крутиться, как колесики в часах. Каждый на своем месте и делает то, что должен, а не что захочет, или к чему подвигнут чувства. Тогда экономический механизм будет работать как часы, без сбоев.
Этому также учат в школе, с помощью расписания уроков. Ребенка заставляют делать то, что положено, и тогда, когда положено. Причем положено кем-то другим, а не самим ребенком. За 11 лет при таком подходе любые поползновения к проявлению инициативы отбиваются напрочь.
Дисциплина считается добродетелью и достоинством. Правда, есть 2 вида дисциплины: внешняя (навязанный режим) и внутренняя (самодисциплина). Как правило, взрослый человек, привыкший подчиняться внешней дисциплине, оказывается совершенно неспособным к самодисциплине. Он – не хозяин самому себе, и не способен контролировать свои импульсы и инстинкты. Именно поэтому распространены ожирение и алкоголизм.
Приучение к власти чужих людей
До школы ребенок находился под властью родителей. Родители – родные люди и, как предполагается, любят ребенка, ребенок родителям дорог. В школе он попадает под власть учителей. Учителя – чужие, и ребенок им безразличен.
Власть чужого человека у здорового ребенка вызывает протест. При этом ребенок не может сопротивляться, т.к. психика еще не окрепла. За 11 лет школьной неволи этот протест подавляется. И в дальнейшем взрослый человек привычно подчиняется власти чужих и безразличных людей – работодателей.
Приучение к власти внешних оценок
В школе ребенка оценивают, постоянно и систематически. За ответы у доски, домашние задания. За хорошие оценки хвалят учителя и родители, а одноклассники завидуют. За плохие оценки учителя и родители ругают, а одноклассники смеются.
Похвала, ругань, зависть и высмеивание, – влияют на эмоциональное состояние ребенка. А потом даже они становятся не нужными: эмоциональное состояние начинает зависеть напрямую от оценки. Хорошие оценки радуют, плохие расстраивают. При том, что оценка – это всего лишь закорючка в классном журнале. По сути, вырабатывается условный рефлекс, прямо по Павлову. В дальнейшем привычка к власти оценок позволяет управлять взрослым человеком.
Именно в школе человека подсаживают на социальное признание. Которое, по сути, тоже является оценкой. В погоне за этим самым признанием взрослые люди даже жизнью жертвуют, бросаясь на амбразуры пулемета, чтобы получить посмертную медальку и кликуху «герой». Не говоря уже о всяческих символах корпоративного признания типа почетных грамот, ради которых гробят свое здоровье и жизнь.
При этом способность оценивать самого себя по своим собственным критериям у большинства взрослых людей практически не развита. Они нуждаются во внешних оценках, до самой смерти.
Приучение к коллективизму и социальной зависимости
Школа учит быть в стаде и при этом быть как все.
Детей сгоняют в классы. В течение 11 лет они привыкают постоянно находиться в коллективе. Взрослый человек привыкает, что он всегда «с людьми», и в дальнейшем, оставаясь один, начинает испытывать дискомфорт.
Большинство людей, обработанных школой, не выносят одиночества. Именно поэтому они всегда с «друзьями» (которые сдадут за 3 копейки), всегда «в компании» (в стаде), всегда имеют партнера (а партнер имеет их). Как поется в песне Макаревича: «…и не ее вина, что она все время с кем-то и все время одна». И это так, потому что в условиях массовки невозможно искреннее общение и близость. Они возможны только в режиме тет-а-тет.
Масса нивелирует человека под общепринятый стандарт, вынуждает быть «как все». При отклонениях окружающие посылают сигналы неодобрения, пока выбившийся из общей колеи не исправится. А если исправляться он не захочет – его подвергнут репрессиям: высмеиванию или даже остракизму (перестанут замечать и приглашать на общие тусовки).
Привитая школой склонность быть в коллективе и неспособность выносить одиночество позволяют управлять человеком.
Отбивание увлеченности и живого интереса
Школа приучает к скучной деятельности. В школе – принудительная программа, примерно 20 предметов. А по-настоящему интересовать одного человека может максимум 2-3. Ребенка заставляют заучивать массу информации, невзирая на то, что она ему не интересна. Несмотря на скуку и внутреннее сопротивление.
В итоге за 11 лет насильственного впихивания в мозг неинтересной информации у ребенка возникает стойкое отвращение к самостоятельному познанию чего-либо. Способность увлекаться и испытывать живой интерес начисто подавляются.
Это крайне необходимо для управления взрослым человеком. Который будет заниматься тем, что «надо» и «должно», а не тем, что увлекает и вызывает интерес. Ведь надо же кому-то стоять у прилавка и чистить туалеты, такая деятельность по определению увлекать не может. Большинство «взрослой работы» носит именно такой, скучно-рутинный, характер. В школе детей приспосабливают к тому, чтобы подобные функции выполнять.
Отбивание вкуса к творчеству
Это – закономерное следствие подавления увлеченности и живого интереса. Творческие личности в большом количестве не нужны. А нужны послушные исполнители, которые хотят того, что им положено хотеть.
Вкус к творчеству отбиваются путем принуждения и оценок. Чтобы отбить интерес к творчеству (писательство, рисование, музицирование), нужно заставлять это делать в обязательном порядке, и ставить за это оценки. При этом делают вид, как будто «всесторонне развивают» ребенка.
Дальше – путем стандартизации. Творчество вариативно, как игра. А в школе все по прописи. Школа основана на принципе копирования ребенком себе в мозг чужих мыслей и последующего воспроизведения. Писать или списывать, рисовать или срисовывать, – наблюдаемый результат как бы «одинаков». При этом эмоции разные: радость и триумф от творчества или скука от пересказа чужого своими словами.
После такой обработки взрослые «творцы», у которых вкус к творчеству отбит не полностью, принимают алкоголь и прочие вещества, чтобы раскрепоститься и ослабить последствия школьной обработки.
Приучение к шаблонному мышлению
Школа учит «познавать мир» через учебники и лекции, т.е. усваивая мнение авторитета, а не в результате непосредственного контакта с интересующей областью реальности. Школа учит усваивать готовые мнения, а не придумывать свои ментальные модели реальности и уточнять их но основе личного опыта взаимодействия с миром.
Прочитай – заучи – повтори.
Как вариант: на основе тенденциозно подобранного материала ответь на кем-то заданные вопросы и получи заранее запланированные выводы. Которым будешь верить, т.к. они якобы «твои собственные». Привлекать дополнительный материал и задавать неположенные вопросы запрещается.
Отбивание интереса к культуре, иллюзия что «все узнал»
После школы создается иллюзия, что уже «все узнал». Перечитал всех классиков, изучил историю, познакомился с достижениями культуры. И якобы «все уже известно». И что-то узнавать дальше и самому как бы незачем.
При этом, «знакомство» с культурой происходит в таком возрасте, когда человек понять ничего не может, по причине отсутствия жизненного опыта. И потом, когда опыт появится, человек не обращается к классической культуре, потому что он «все уже прошел». Вместо этого всасывает попсовую муть, льющуюся с киноэкранов. И эта самая муть подкрепляет его мировоззрение и мироощущение, сохраняя в качестве стандартного винтика социального механизма.
Блокировка самоопределения, приучение к поверхностности
Школа не позволяет сфокусироваться на том, к чему лежит сердце. Фокусировка на чем-то предполагает отказ от остального. А в школе отказаться от неинтересного и скучного нельзя. Программа для всех одна, независимо от того, кому что интересно. Что положено, то и должен усвоить. Такой подход вызывает отвращение ко всему вообще.
На выходе получаются стандартизированные посредственности без подлинного интереса и увлеченности. Поверхностно знакомые со всем подряд, и при этом ничем серьезно не увлекающиеся.
Школа духовно калечит детей
Детей загоняют в школу, родители их туда отдают, не задаваясь вопросом: «А можно ли по-другому?» Обрекают на 11 лет лишения свободы, на оболванивание, а зачастую на страдания, если ребенок становится объектом травли. Школа духовно калечит детей, формируя из спонтанного и непосредственного ребенка запуганного и послушного взрослого обывателя. В школе детей длительным давлением нагибают в конформно-зависимое положение, в котором они остаются всю оставшуюся жизнь. А иногда ломают ударом об коленку, если ребенок не хочет сгибаться и сопротивляется.
Лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка – избавить его от этой мясорубки, дав домашнее образование.
Социальное признание: почет в обмен на жизнь
Иногда говорят, что «социум навязывает человеку стандарты, поведение и т. д.» А поскольку социум большой, а человек маленький, противостоять он не может. И все что остается – подчиняться требованиям и терпеть.
Можно самоусопокительно назвать это «гармоничной встройкой». Правда, для этого нужно забыть о том, что о гармоничности можно говорить только при взаимной подстройке, а социум ни под кого не подстраивается, он только диктует.
Считается, что следовать социальному стандарту – это хорошо. Правда, не уточняется, а что же в этом хорошего? Давайте разберемся, как на самом деле обстоят дела со встройкой в социум и следовании социальному стандарту.
1) Стандарт сам по себе ни хорош и ни плох. Плохи безальтернативность и некритичное усвоение стандарта.
2) Стандарты бывают разными. Существуют разные культуры, разные субкультуры, разные традиции (в частности, религиозные), – и они предлагают разные стандарты. Большинство людей считают нормой то, что говорят по телеку и чему подпевают мама с папой, насмотревшиеся этого телека. Осознанно стандарт для себя мало кто выбирает.
3) Диктует не огромный социум, а вполне конкретное ближайшее окружение: родители, родственники, друзья, коллеги, плюс еще телевизор и кинематограф. С этими факторами влияния вполне можно справиться.
4) Важно, что отдаешь и что получаешь, следуя социальному стандарту.
Например, человек, принимающий армейские стандарты, получает:
– звание военнослужащего и все вытекающие из него правовые преимущества;
– власть, конкретных людей в подчинение, которые будут выполнять его приказы;
– военную форму и погоны, которые выделяют из толпы и прибавляют самооценки.
А что получает тот, кто следует навязываемому стандарту «надо рожать в обязательном порядке» – большой вопрос.
5) Выполнение требований социального стандарта – это всегда игра в одни ворота. Человек отдает много, а получает мало (иногда просто фитюльку).
Разница компенсируется так называемым «социальным признанием»:
– оторвало ноги противопехотной миной – дали медальку;
– 40 лет пахал на корпорацию – получил ручку с гравировкой при выходе на пенсию;
– будешь как все – получишь дежурные дифирамбы в соцсетях;
– отклонишься в сторону – будут косо смотреть и, образно выражаясь, «кидаться какашками».
6) Апофеоз игры в одни ворота – почет в обмен на жизнь.
Человек гибнет на войне, не им развязанной и не за то, что лично ему дорого. Ему посмертно присваивают «героя». Но «герою» это уже безразлично, т.к. его самосознание исчезло, а труп гниет в могиле.
Внушенные ценности и жизненные ориентиры
Человек – это ресурс для социума, средство для выполнения социальных функций. Людей формируют так, чтобы они стремились выполнять эти функции, думая, что хотят этого, и что это им нужно.
В процессе социализации человеку прививаются ценности и жизненные ориентиры, которые позволяют использовать человека для достижения социально-полезных целей, и при этом удовлетворяют его инстинкты, что подкрепляет соответствующее поведение.
С возрастом жизненная ситуация человека меняется.
1) Его отстраняют от привычной работы. Заменяют более молодым работником. И зарабатывать не надо, т.к стариков кормят (пенсия).
2) Количество денег после выхода на пенсию резко уменьшается, возможность покупать вещи и получать удовольствие от потребления – тоже. Плюс с течением времени привычные стимулы от потребления дают все меньше удовлетворения. Это психологический закон называется «десенсибилизацией».
3) Утрачивается сексуальная привлекательность, из-за изменений во внешности. А прежде всего потому, что механизмы полового влечения сформировались и закрепились в глубокой древности, когда люди жили 30-40 лет. Стариков вообще не было, и возникновение полового влечения к старикам природой не предусмотрено.
4) Дети вырастают и начинают жить своей жизнью. В жизни родителя образуется пустота.
5) Появляются более молодые конкуренты, которые сформированы в современной социально-экономической ситуации, а значит и более приспособлены к ней. Плюс превосходство перестает вызывать прежние эмоции, в силу опять-таки десенсибилизации.
У человека появляется ощущение, что «жить незачем».
Возможны альтернативы.
1) Искусство, художественное творчество. Если человек рисует картины, пишет романы, сочиняет музыку, – кому-то будут интересны результаты его творчества, и в 70, и в 100, и в 150 лет.
Важно, чтобы занятия искусством вызывали реальное чувство удовлетворения (как говорят в НЛП, «положительную кинестстику») И были бы кому-то интересны настолько, чтобы за них платили деньги (хоть какие-то). Рисование от скуки для соседей по дому престарелых – не то.
2) Наука, изучение мира. Если человек что-то открыл, или создал хорошую теорию, – это оценят, и в 70, и в 100, и в 150 лет.
Важно, чтобы был реальный интерес к предметной области и самостоятельное мышление. А также делиться результатами своего научного поиска с заинтересованной аудиторией. Простое чтение книжек и пересказ чужих мнений – не то.
3) Личностный рост, саморазвитие. Если человек идет по этому пути, он может делиться своим пониманием с другими, показывая им возможности для развития, – и в 70, и в 100, и в 150 лет.
Духовный рост подразумевает самопознание, освоение новых форматов отношений с миром. Не все понимают, что это такое. Простое усвоение новой информации, прокачка навыков, перекраивание себя по «духовному шаблону» (христианскому, буддийскому или какому-то еще) – не то.
Если человек усвоит такие жизненные ориентиры, и пройдет какой-то заметный путь в согласии с ними, ему никогда не покажется, что «жить незачем».
Мотивационная система – это инструмент, обеспечивающий включение человека в мир. Если он перестает выполнять свои функции, человек выпадает из мира, стареет и умирает. Мотивы-ценности секса, детей-размножения, работы-потребления, – перестают обеспечивать структурирование процесса жизни, из-за возраста и десенсибилизации. Перестают давать ответ на вопрос, зачем жить, а разум без цели существовать не может.
В обычном порядке мотивационную систему формирует школа, чтобы включить человека в социум на то время, пока его можно эффективно эксплуатировать. Встроенные школой мотивы работают примерно до 60 лет, потом – на свалку (пенсия и кладбище). Если есть желание жить дольше, мотивационную систему нужно сознательно преобразовывать.
Рабская установка «жить – значит служить»
Людям массово прививают рабскую установку «Жить – значит служить».
Как конкретно служить – здесь возможны варианты:
– просто «быть полезным», по мелочевке;
– помогать людям (врачи часто тешат себя подобной мыслью);
– конкретно улучшать мир, или даже спасать его, исступленно кидаясь на амбразуры пулемета.
На самом деле, служить – это функция прислуги. Свободный человек ощущает себя достойным существования, даже если он никому и ничему не служит. А героизм – это не «принести себя в жертву», чтобы получить посмертную дозу дифирамбов.
Героизм – это:
– избыточный энергопотенциал, который делает недостаточным банальные радости жизни для того, чтобы возникло чувство самореализации;
– самоопределение, самостоятельность в выборе пути, а не внушенные стандартные ценности;
– высокая цель, которую человек сам выбирает, а не указание типа «вон едет танк – возьми гранату и кинься под гусеницы – станешь героем».
В мозги обывателей исподволь вдалбливается идея о том, что смысл жить имеет только «ради чего-то»: семьи, детей, родителей, корпорации, страны. Стоит подумать о том, что приговоренные к электрическому стулу перед включением рубильника хотят просто – жить. Не ради «чего-то».
Жизнь просто для себя обесценивают. Убеждают, что жить для себя неправильно, эгоистично, бессмысленно. Нужно обязательно посвятить себя чему-то. Найти себе применение… как вещи. Многие глупцы, осознанно или нет, ищут «смысл жизни», ради чего стоит жить, а по сути – объект для служения. Идола, которому они будут поклоняться, и только при условии этого ощущать себя чем-то значительным.
Сюда же – культ патриотизма-героизма. Он культивируется и используется, чтобы заставить массу жертвовать собой за интересы государства. Сюда же – политический активизм. Людей втягивают в политическую борьбу, чтобы использовать. Особенно тех, кто способен откликаться на идеалы (романтиков).
В обоих случаях апеллируют к стремлению избавиться от чувства безликости. Совершить подвиг, или хотя бы поступок, и стать из безликого ничто – кем-то. Тот, кто ведется на пропаганду, совершенно не думает о том, что от политических перемен личная жизнь не-политиков не улучшится, а ухудшиться вполне может. И о том, что на войне калечат и убивают.