Полная версия
Почему ты это ешь?
Павел Силуянов
Почему ты это ешь?
Введение
Людям свойственно думать, что они всё знают. Но так ли это на самом деле? Они действительно знают, или просто думают, что знают? Достаточно ли у нас опыта и знаний, касающихся таких привычных для нас процессов как, например, правильное питание или нормальное функционирование организма?
В этой книге я рассмотрю такие простые, но такие важные вопросы о питании, пищевых привычках, пищевом поведении и функционировании нашей гормональной системы. Вы узнаете, как приобретаются те или иные пищевые привычки, как мы укореняем их в себе, можем ли передать их по наследству. Мы выясним, как реагирует гормональная система на наше пищевое поведение и на конкретные продукты, которые мы употребляем. Изучим как вырабатываются зависимости, и как с ними бороться. И рассмотрим мы эти вопросы с трёх разных позиций: относительно взглядов человека с большим опытом, согласно мнению психолога, с точки зрения врача диетолога и эндокринолога.
Глава 1. Как всё начиналось?
Для каждого из нас всё началось ещё до момента появления на свет. Существует большое количество научных исследований, изучающих формирование привычек ребёнка, находящегося ещё в утробе матери. И эти исследования также утверждают, что пищевые привычки передаются по наследству.
Я считаю, что это не совсем точная информация, и подобные случаи воспринимаю как случайные совпадения нежели закономерность. Но во многом мои рассуждения по данному вопросу опираются на научные факты, так как в них мы найдем много любопытного и интересного.
Первые месяцы жизни ребёнок питается молоком матери и через него получает все полезные и питательные вещества, необходимые для его правильного развития и роста. Через молоко он знакомится с разнообразными продуктами, которые употребляет мать в период грудного вскармливания, в том числе и те, к которым у матери есть определённое пищевое пристрастие. Вот здесь как раз и могут в дальнейшем проявляться вкусовые особенности и предпочтения ребёнка. Например, отвращение к какому-то определённому продукту, который часто употребляла мать, или, наоборот, особая любовь к нему.
Конечно, с точки зрения физиологии в этой теории много вопросов и нюансов, которые обусловлены различными факторами, условиями и показателями. Но если рассматривать эту ситуацию согласно психологии, то многие моменты становятся понятны и объяснимы. В дальнейшем я остановлюсь на этом вопросе более подробно.
Приобретение пищевых привычек – это каждодневное действие, направленное на формирование принципов питания и зависящее как от индивидуальных особенностей человека, так и от внешних и внутренних факторов социального поведения. А теперь обо всём по порядку.
Вы растёте в семье. У вас есть мама и папа, бабушки и дедушки, а может ваша семья неполная – это не играет никакой роли в этом вопросе. А вот что имеет значение, так это те пищевые привычки, которые приобрели ваши родители. Если они питаются неправильно, если этот факт внешне подтверждён ещё и лишним весом, то и вам, абсолютно точно, будут прививаться неправильные нормы пищевого поведения.
Например, я родился в СССР во времена дефицита. В магазинах не было выбора ни продуктов питания, ни товаров народного потребления, не говоря уже о чём-то более интересном и ценном. Люди гонялись абсолютно за всем. И если удавалось поймать момент завоза в магазин сгущённого молока, мой отец покупал сразу ящик. В то время сахар и муку покупали мешками, картошку и крупы тоже, в общем, всё, что можно было долго хранить, приобреталось в большом количестве. Люди были приучены к необходимости формировать запасы продуктов питания.
А наш организм (это я вам сейчас как врач говорю) устроен следующим образом. У него есть для нас так называемое внутреннее поощрение, за которое отвечают гормоны дофамин и серотонин. Они призваны вознаграждать нас, создавая ощущение удовольствия. Например, футболист, забивающий гол в ответственном матче, получает всплеск гормонов, что даёт ему ощущение радости от победы. Так же работала и гормональная система у советского человека. Вот только победы у него другого характера. Удалось купить вкуснятину – герой, а раз герой – заслужил съесть вкуснятину. Таким образом, начинает вырабатываться определённый алгоритм: достал еду – съел еду – получил дозу гормонов счастья. А так как других побед, к сожалению, нет, то этот алгоритм становится доминирующим и регулярным, так как есть нам хочется всегда.
Искусственный дефицит в Советском Союзе существовал не случайно. Изучая социологию и психологию, я понял, как работает весь этот механизм, и что развитие общества в любой стране мира – это абсолютно управляемый процесс. Но сейчас речь не об этом. Эту тему я подробно раскрою в другой книге.
Так вот, главным достижением советского человека становится возможность раздобыть что-то вкусное. То же самое обыкновенное сливочное масло никогда не было деликатесом, но и его найти в магазинах было не так-то просто. Чтобы стать счастливым обладателем такого простого и доступного в наши дни продукта нужно было ловить момент, бесконечно ждать, стоять в очередях. А ещё его зачастую продавали не больше килограмма в одни руки. А что уж говорить о таких деликатесах как сервелат или икра. За ними приходилось ездить даже в другие города. В моём случае, отец из г. Лобня Московской области ездил в Москву, чтобы купить что-то особенное.
Вот и представьте, каким трудом доставалась тогда какая-нибудь колбаса, ради которой приходилось ездить в другой город и отстаивать огромные многочасовые очереди. И когда человек наконец-то получал желаемое – это было настоящее счастье. И с этим счастьем люди бежали домой кормить семью, рассказывая, как добыть это было непросто, и что нужно ценить то, что достаётся с таким огромным трудом.
В этом тоже есть доля правды. Соглашусь, нужно ценить то, что мы едим. Но категорически нельзя возводить еду в культ. Помните, наверное, эти фразы родителей из детства: «Пока всё не съешь – гулять не пойдёшь», «Пока первое и второе не съешь – торт не получишь» или «Я весь день у плиты стояла, старалась, готовила, а ты даже не доел» и т.д. Еда становится центром интересов и положительных эмоций семьи, способом проявить свою любовь и заботу, а также предметом манипуляции близкими для достижения каких-то целей. Это и есть культ еды.
Ещё одна распространённая норма питания того времени, что сладкое – это не еда, а вознаграждение. Да, сладкое – это вознаграждение, в первую очередь, для гормональной системы, так как сладкое – быстрый углевод, подымающий уровень сахара в крови, что приводит к выбросу инсулина. Также вырабатывается дофамин, и, тем самым, организм принимает правила этой игры, и сладкое действует на нас как вознаграждение. Мы едим его за какое-то совершённое значительное действие или на значимые события, например, получил «пятерку» в школе – съешь что-нибудь сладкое, день рождения – значит можно очень много сладкого. Теперь получение любого положительного результата ассоциируется у нас с получением вознаграждения в виде сладкого. Наш организм привыкает к этому, и в дальнейшем мы становимся рабами углеводов.
Мы превращаемся в таких же «гонцов» за едой, какими были наши родители, бабушки и дедушки, несмотря на то, что никакого дефицита у нас сейчас нет. Просто это стало некой традицией, мы так привыкли. И эту неправильную модель пищевого поведения мы передаём по наследству своим детям.
Глава 2. Накатанная колея
Пищевая привычка – это не только склонность употреблять пищу в определённое время или есть какие-то особенные продукты, это ещё и работа гормональной системы.
Объясню, как врач диетолог и эндокринолог, как это работает. Почему неправильное пищевое поведение приводит к различным степеням ожирения. И почему привычка становится зависимостью, от которой сложно избавиться. Как накатывается колея?
Нашим родителям досталось по-своему голодное детство, я имею в виду людей, которые жили и росли в СССР. Я уже рассказал о том, что для советского гражданина было нормой гоняться за продуктами и каждый раз испытывать от этого чувство удовлетворения. А дальше он нёс это «счастье» в дом, чтобы разделить его с семьёй. Добытчику, не важно мужчина это или женщина, необходимо было также получить одобрение от тех, ради кого он так старался. Кстати, много таких ситуаций показано в советских фильмах. Помните, наверное, как матери или отцы частенько ругали своих отпрысков за то, что они не ценят и не понимают, как трудно достаётся кусок хлеба. И давили они именно на дефицитность и нехватку еды. Это классическая манипуляция, только пошла она сверху, с самого Кремля.
Дело в том, что кинематограф создан, в том числе, и для того, чтобы манипулировать восприятием и сознанием людей, ориентировать и программировать их на те или иные действия. Например, много фильмов демонстрируют, что люди жили впроголодь, и это считалось нормой для советского гражданина. Например, фильм «Авария – дочь мента», снятый в 1989 году. По сюжету честный гаишник, у которого в холодильнике «мышь повесилась», противостоит «мажорам», с которыми связалась его дочь. И весь фильм – это, по сути, пропаганда того, что быть мажором – плохо, а честным и бедным советским милиционером – хорошо и правильно. Такие фильмы на подсознании доносят до людей определённые сообщения, что они не одиноки, что всем вокруг тяжело, а виноваты в этом империалисты и им подобные. Происходит искажение фактов и перенос ответственности.
Но вернёмся к нашей теме. У советских людей всё сводится к процессу «добычи» пищи. А когда люди живут в дефиците, они меньше думают о качестве и пользе еды, о разнообразии питания. Они «хватают» то, что есть. Происходит подмена понятий. Ценность продукта в понятии «качество» заменяется на ценность в понятии «наличие».
Это ложная ценность хорошо прослеживается на примере сладостей как пищевого вознаграждения. Этот приём очень любит использовать старшее поколение. Придёшь в гости к бабушке, а она тебе обязательно что-нибудь сладенькое даёт. А если бабушка сама приходит, то непременно с пакетом гостинцев. Это всё объясняется вложенным в её подсознание механизмом вознаграждения. В еде видят ценность, но не ту, которую видит нутрициолог, а заложенную на бессознательном уровне обществом и временем. Для чего ребёнку всегда норовят дать конфету? Чтобы расположить к себе, подкупить, проявить таким образом заботу. Родители тоже часто манипулируют сладким. За хорошие поступки разрешают его есть, за плохие – лишают такой возможности.
А еще из далёкого прошлого пришла к нам привычка навязывать «любовь» к какой-то конкретной пище. Я помню, как в детстве мне говорили: «Ешь, что дают». Поэтому ели не то, что нравилось, а то, что приготовили.
Также не приветствовалось, если в тарелке что-то оставалось несъеденным. Понимаю, что родители доставали продукты с трудом, и, конечно же, им не могло не нравится, что их труды не вознаграждаются должным образом. Сейчас объясню, что я имею в виду.
Я сам люблю готовить и это моя основная обязанность, так как в нашей семье больше никто не готовит. И по себе знаю, как иногда хочется получить слова благодарности за старания. Думаю, что каждая хозяйка меня поймёт. Но у меня не возникает желания упрекнуть едой своих близких, рассказать, как тяжело она достаётся, и применять манипуляцию или шантаж, если кто-то не доел. Хотя так было не всегда. Я тоже совершал все эти ошибки, говорил те же самые «фразочки» своему сыну и воспринимал сладкое как вознаграждение. Но мне удалось победить эти привычки. А как именно, расскажу в одной из следующих глав.
Глава 3. Социальные привычки
Но не только семья диктует свои правила. Наши родители не сами такими стали, их такими сделали. Как я уже говорил, социологи не зря едят свой хлеб, и всё делается так, как нужно государству. Помимо института семьи есть ещё и институт образования. Давайте поговорим про школу, и вы поймёте, что и там не всё так просто.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.