Полная версия
История Рима от основания Города
798
О плебейских эдилах см.: примеч. 14 к кн. III. Эдилы из патрициев стали называться курульными, их должность была более почетна, но плебеи почти тут же получили доступ и к ней (см.: VII, 1, 1–6).
799
О Великих играх см.: примеч. 119 к кн. I.
800
О понятии «новый человек» см.: примеч. 110 к кн. IV.
801
См.: примеч. 122 и 124 к кн. VI.
802
Где происходили выборы должностных лиц (см.: примеч. 11 к кн. II).
803
См.: примеч. 6 к кн. III.
804
См.: примеч. 3 к кн. II.
805
Речь идет о Камилле, который, согласно Плутарху (Камилл, 63), умер «в столь преклонном возрасте, какого удается достигнуть немногим».
806
О первом лектистернии (399 г. до н. э.) см.: V, 13, 5–6 и примеч. 27 к кн. V. Когда был второй, у Ливия не сказано. Может быть, в 392 г. до н. э. по случаю «голода и мора» (ср.: V, 31, 5)?
807
Рассказывая об учреждении сценических игр, Ливий, возможно, использует сочинение Луция Цинция Алимента – римского историка конца III в. до н. э. Один из ранних анналистов, он, как и его предшественник Фабий Пиктор, писал по-гречески. Свидетельства о сочинениях Цинция сохранены главным образом у Феста, Авла Геллия и Макробия. См. также: VII, 3, 7 и примеч. 19.
808
Валерий Максим (II, 4, 4) пишет, что танцы этих «игрецов» (ludiones) были заимствованы из Этрурии, а этруски, пришедшие, по его мнению, из Малой Азии, заимствовали их у лидийцев и у Куретов, спутников Реи (матери Зевса – так же назывались ее жрецы), пляски которых известны по мифам о рождении и младенчестве Зевса.
809
Пляски без слов, типичные для этрусков, быстро слились с теми древними обрядами в честь Цереры и других земледельческих богов, которые всегда сопровождались криками и песнями (см.: Вергилий. Георгики, I, 343–350; Тибулл, I, 1, 23–24).
810
Фесценнинский стих, по мнению античных комментаторов и этимологов (ср.: Фест,76L.), получил свое название либо от этрусского города Фесценнии, либо от слова fascinum, которым обозначалось колдовство (соответственно эти вирши рассматривались как оберегающие от него); тем же словом обозначался и фаллический символ, обычный для праздников плодородия.
811
Сатуры, несомненно, появились значительно позже, не ранее середины II в. (Энний, Луцилий и т. д.). Здесь речь идет, видимо, о текстах, написанных так называемым сатурнийским стихом.
812
Ливий Андроник писал более века спустя (во второй половине III в. до н. э.). Грек по происхождению (из Тарента), раб, а затем отпущенник, он положил начало ученой римской поэзии (своими переводами) и римскому театру.
813
Эксодий (греч.) – букв. «выход».
814
Ателлана – род короткой комедии, где действовали четыре маски (в разных ролях, но с постоянными характерами): обжора Макк, глупый хвастун Буффон, незадачливый старик Папп и хитрый горбун Доссен. Своим происхождением обязана, скорее всего, оскскому городу Ателле.
815
В отличие от театральных представлений греческого происхождения ателлана и в позднейшие времена сохраняла в какой-то мере черты народного праздничного действа, так что участие в ней не считалось актерским ремеслом, а значит, не позорило римского гражданина.
816
Профессиональные актеры (гистрионы) причислялись к эрариям (низшему разряду граждан – см.: примеч. 68 к кн. IV).
817
Логика изложения Ливия в этой главе, видимо, такова. Ища средство для прекращения бедствия, римляне прибегли к «вбитию гвоздя» как к возобновлению старого забытого обряда. «Древний закон» поручал это дело «верховному предводителю» – больше всего подходила для этого чрезвычайная должность диктатора. Он избирался всякий раз для какого-то конкретного дела: отсюда – специальный диктатор, избиравшийся только для вбития гвоздя. Обряд приурочивался к дню посвящения храма и первый гвоздь был будто бы вбит консулом, посвящавшим храм (в первый год Республики – 509 г. до н. э.), но, рассказывая об этом событии (II, 8), Ливий о гвозде не упоминает. И Ливий, и Фест (49L.) считают, что гвоздь («годичный», по Фесту) вбивался ежегодно просто для счета лет. Прямых данных о возможном другом смысле этого заимствованного у этрусков обряда, кажется, нет. Возобновленный, он стал магическим средством для отвращения зла.
818
Некоторые современные комментаторы Ливия полагают, однако, что речь здесь идет не о Луции Цинции Алименте (см.: примеч. 8), а о некоем современнике Ливия, ближе нам неизвестном.
819
Норция – этрусская богиня судьбы.
820
Империоз (лат.) – «Самовластный», «Грозный».
821
Согласно комментарию Псевдо-Аскония к Цицерону (Против Верреса, Слушание первое, 30), «есть два вида военных трибунов, первые это так называемые руфулы, они обычно избираются прямо в войске, вторые же, comitiati, избираются в Риме на комициях».
822
О фециальной формуле требования возмещения см.: I, 32, 6 и далее и примеч. 104 к кн. I.
823
Это выражение указывает на верховное руководство, с которым соединено было право птицегадания.
824
Плебейское собрание, принимавшее постановление, получавшее силу закона («плебисцит»), проводилось народным трибуном, не имеющим права ауспиций.
825
См.: примеч. 23 к кн. IV.
826
См.: примеч. 33 к кн. II.
827
Авл Геллий (IX, 18) донес до нас ту же историю Тита Манлия Торквата в изложении Клавдия Квадригария (см.: примеч. 121 к кн. VI). Во многом Ливий следует Клавдию, но некоторые детали меняет. Так, у Клавдия галл наг и украшен лишь ожерельем и браслетами, Ливий же одевает его в пестрое платье; Манлий надевает на себя ожерелье галла, – по Клавдию, отрубивши у трупа голову, по Ливию же, «не ругаясь над телом павшего». Но такую деталь, как окровавленное ожерелье, Ливий сохраняет, только слегка смягчив выражения.
828
То есть из того же рода, что Тит Манлий Капитолийский.
829
У галлов и испанцев, как сообщает Ливий в XXII книге (46, 5), щиты были почти одной и той же формы, мечи же различные и непохожие одни на другие, у галлов – весьма длинные и без острия на конце, у испанцев, привыкших скорее колоть, чем рубить при нападении на неприятеля, – короткие, а поэтому удобные и остроконечные. Впрочем, в IV в. до н. э. римляне еще не знали испанского оружия, а «испанский меч» фигурировал уже в рассказе Клавдия Квадригария (см.: примеч. 28).
830
Этот язык так запомнился римлянам, что изображение галла с высунутым языком можно было видеть «на кимврском щите Мария», выставленном на римском форуме на рубеже I в. н. э. (Цицерон. Об ораторе, II, 266).
831
Здесь Ливий дважды прибегает к гомеризмам. «Двумя ударами поразил его в живот и в пах» («ictu ventrem atque inguina hausit») ср.: «копьем… ранил в утробу… и внутренность медь из утробы вылила» (Гомер. Илиада, XIII, 506–508, пер. Н. Гнедича). Употребленный Ливием глагол haurio и значит «выливать». В данном тексте он не вполне уместен и поэтому мог взяться только из цитаты, заимствованной, надо думать, не из самого Гомера, а у кого-либо из римских эпиков, скорее всего, у Энния, подражавшего «Илиаде». Второй гомеризм – падение тела, «занявшего огромное пространство» (ср.: Гомер. Илиада, XVI, 776 – «величествен он на пространстве великом… лежал»).
832
Согласно Плинию Старшему (XXX, 15), у галлов был обычай сражаться, надев на себя золотые вещи.
833
Торкват (лат.) – «Ожерельный».
834
Не исключено, что об этой «смуте» упоминал Цицерон (Брут, 56): «Однажды в его (т. е. Марка Попилия) консульство, когда он в сане жреца Карменты совершал публичное жертвоприношение, его известили о бунте плебеев против сената, и он, как был, в жреческом одеянии, явился на сходку и усмирил смуту не только силой своего авторитета, но и силой речи».
835
Это так называемый Кассиев договор 493 г. до н. э. См.: II, 33, 4 и 9, а также примеч. 76 к кн. II.
836
Именно так поступили Марий при Аквах Секстиевых близ Массилии в 102 г. до н. э. (Фронтин, II, 4, 6) и Цезарь при Герговии (Цезарь. Записки о Галльской войне, VII, 45, 2), о чем Ливий мог быть хорошо осведомлен.
837
Провербиальное выражение. Ср.: Петроний. Сатирикон, 44 – «дома львы, вне дома лисицы», или: Сидоний Аполлинарий. Письма, 5, 7 – «в претории львы, на войне зайцы».
838
Приверн – город вольсков в Лации.
839
С ними число триб достигло 27.
840
См.: Тацит. Анналы, VI, 16: «Сначала двенадцатью таблицами было установлено, что никто не вправе взимать более одной унции росту…; в дальнейшем по предложению народных трибунов эту ставку снизили до половины унции». Унция – это 1/12 часть асса (фунта). Считают, что речь здесь идет о годовой ставке, в таком случае это 81,3 % в год. Можно предположить, что народными трибунами, о которых упомянул Тацит, и были Дуилий и Менений.
841
Этот налог шел в казну на пополнение резервного фонда. Накопление от двадцатины за отпуск рабов на волю за первые полтора века (357–209 гг. н. э.) составило четыре тысячи фунтов золота (см.: XXVII, 10, 11–12).
842
Право трибунского вмешательства действовало лишь в Городе и на расстоянии не более мили от городской черты. Дальше власть консула над солдатами была абсолютной.
843
В 376 г. до н. э. Гай Лициний Столон, будучи народным трибуном, провел закон, согласно которому никто не мог иметь во владении более 500 югеров земли. Теперь, в 357 г., он сам оказался нарушителем этого закона (см.: V, 26, 5; Плутарх. Камилл, 39).
844
Подвластный сын «не имел ничего своего» (см.: примеч. 92 к кн. II), т. е. его имущество входило в отцовское. Лициний Столон, конечно, как любой «отец семейства», мог вывести сына из-под своей власти (и тем самым сделать его самостоятельным собственником), но обстоятельства позволяли увидеть в этом обход закона.
845
Ср.: IV, 33, 2 и Флор, I, 12, 7. О фуриях см.: примеч. 144 к кн. I.
846
Ср.: III, 63, 11 – (о триумфе Валерия и Горация в 449 г. до н. э.).
847
Поскольку интеррекс избирался не более, чем на пять дней, а до избрания новых консулов их сменилось девять, междуцарствие продлилось 45 дней.
848
См. выше: примеч. 3.
849
Диодор Сицилийский (XVI, 45, 8) тоже описывает эту экзекуцию, но не относит ее к 354 г. до н. э.
850
То есть Тита Манлия Торквата.
851
Ср.: V, 40, 10, а также Страбон (V, 220), где рассказывается, как во время галльского нашествия церийцы приняли к себе римских жрецов и весталок, вывезших с собой римские святыни.
852
Храм Аполлона на Марсовом поле был посвящен в 431 г. до н. э. (см.: примеч. 107 к кн. III; 69 к кн. IV). Вероятно, он был разрушен во время нашествия галлов.
853
По закону Лициния Секстия, один из консулов должен был избираться из плебеев.
854
Лат. «mensarii» (от mensa).
855
Об этрусском двенадцатиградье см.: примеч. 40 к кн. I.
856
О цензе см.: I, 42, 5 и примеч. 133 к кн. I.
857
Этот храм (см.: примеч. 24 к кн. VI) служил местом сбора для войск, которым предстояло отправляться по Аппиевой дороге.
858
Гастаты, принципы и Триарии – три возрастных разряда римских солдат. Подробнее см.: VIII, 8, 1–13.
859
Консул был ранен так называемой матарой, тяжелым галльским дротиком.
860
В это время, видимо, 1 июля.
861
Это считалось недопустимым (ср.: III, 35, 8–9).
862
Типичное для эпохи Принципата осуждение роскоши, приведшей к растлению нравов. См., например, так называемые римские оды Горация (Оды, III, 1–6), особенно: III, 6, 33–48.
863
Его отцом был знаменитый Марк Фурий Камилл.
864
Авл Геллий (IX, 11, 5), со ссылкой на «знаменитых авторов», утверждает, что то был галльский вождь, а не простой воин.
865
Типичное для римлян обращение к неизвестному божеству (чтобы не повредить делу ненадлежащим обращением).
866
У Ливия прозвище Марка Валерия – Корв (лат. corvus – «ворон»). Лишь в двух местах (гл. 32, 15 и 40, 3) он пользуется более поздней его формой – Корвин, которую мы находим и у Авла Геллия (IX, 11, 5).
867
См.: примеч. 22 к кн. III.
868
Первое у Ливия упоминание о договоре Рима с карфагенянами. Диодор Сицилийский (XVI, 69, 1) тоже говорит о нем, как о первом, но Полибий (III, 22) рассказывает о договоре, заключенном в первом году Республики (509 г. до н. э.).
869
Ср.: VI, 33, 4–5. См. также: примеч. 42 к кн. V.
870
См.: примеч. 25 к кн. IV.
871
Об этом же рассказывает Овидий в «Фастах» (VI, 183–186): «Также над крепостью храм, посвященный Юноне Монете, / Был в эти дни возведен, как обещал ты, Камилл, / Прежде там Манлия дом находился, который от галлов / Капитолийского храм смело Юпитера спас» (пер. Ф. А. Петровского).
872
См.: I, 31, 1–4.
873
В Сивиллиных книгах.
874
Ливий отмечает значение самнитских войн, начинающих новый этап римской истории, связанный с борьбой за владычество – сначала над всей Италией, затем над Центральным Средиземноморьем. Война с эпирским царем Пирром – 280–275 гг. до н. э. Пунийские войны – целая эпоха от 264 по 146 г. до н. э.
875
Ливий повторяет здесь одну из мыслей своего предисловия ко всему труду (I, Pr., 4).
876
Сидицины – оскское племя, обитавшее в Кампании (главный город – Теан Сидицинский).
877
По словам Флора (I, 16, 6), Капуя некогда была одним из трех величайших городов Италии. Позднее сделать Капую столицей всей Италии предполагал Ганнибал (XXIII, 10, 2).
878
Слова «склонитесь же к нам… изъявите… свою непреложную волю» окрашены эпическим стилем и представляют собой почти цитату из Вергилия (Энеида, 12, 187), восходящую, в свою очередь, к гомеровскому образу (Илиада, I, 528).
879
Флор (I, 16, 3 сл.) говорит: «Кампания – область прекраснейшая не только в Италии, но и во всем мире: нигде нет более мягкого климата; здесь дважды в год расцветают цветы; нигде нет более плодородной земли… нигде нет более гостеприимного моря» (пер. М. Ф. Дашковой).
880
То есть богов – гарантов договора.
881
См. выше: примеч. 24.
882
По-видимому, самниты рассчитывали на то, что римляне ограничатся войной в Кампании.
883
См.: VII, 29, 4–5.
884
Этрурия к этому времени была еще не вся покорена, а латины были покорены окончательно только в 340–338 гг. до н. э.
885
Валерий имеет в виду своего знаменитого предка Валерия Публиколу, одного из консулов 509 г. до н. э. (первого года Республики), и его ближайших потомков.
886
См. выше: VII, 26, 12 и примеч. 67. Прозванье Публикола осмыслялось как «Почитатель народа».
887
Ср. характеристику Тита у Тацита (История, V, 1).
888
То есть в 9 часов вечера.
889
Ср.: Вергилий. Энеида, II, 354: «Для побежденных спасенье одно – о спасенье не думать» (пер. С. А. Ошерова).
890
«Травяной», или «осадный», венок был очень высокой наградой – он давался за освобождение своих от вражеской осады и делался из травы (символ победы), сорванной на месте, которое было осаждено (см.: Фест, 208L).
891
См.: IV, 37, 1–2.
892
Почва Лация могла быть названа «гиблой и бесплодной» разве в сравнении с роскошной кампанской. В V книге (54, 4) Ливий устами Камилла восхваляет плодородие почв Лация (см. также: Страбон, V, 231).
893
То есть командующим.
894
См.: II, 40.
895
Корв и Квинкций, стремясь не к расправе, а к примирению с взбунтовавшимися солдатами, находят исторический прецедент, чтобы оставить их безнаказанными, а именно: две плебейские сецессии (см.: примеч. 94), тем более, что во второй действовали не просто плебеи, но войско («легионеры»).
896
О священном законе см.: примеч. 71 к кн. IV.
897
Это постановление отвечало интересам должников: пока они оставались в войске, они могли, не опасаясь, выжидать, чтобы военная добыча поправила их дела.
898
То есть центурионом. Видимо, этот пункт не имел общего значения (вряд ли было много охотников на центурионскую должность после трибунской) и солдаты просто хотели отделаться от конкретного человека.
899
Примипиларий – центурион первой центурии первого манипула первой когорты легиона. Он один из всех центурионов входил в военный совет.
900
Он был одним из консулов 347 г. до н. э. (см.: VII, 27, 3).
901
Оружие и доспехи, захваченные у врага и приносимые в жертву кому-нибудь из богов, сжигались. Ср.: I, 37, 5 (Вулкану); X, 29, 18 (Юпитеру Победителю).
902
Луя (Мать Луя, Луя Сатурна) – очень древнее римское божество с неясными функциями. В кн. XLV (33, 1) Ливий рассказывает об устроенном римлянами в Греции (в 167 г. до н. э.) публичном сожжении вражеского «всякого рода оружия», открывавшемся молитвой «Марсу, Минерве, Матери Луе и другим богам, которым позволено и положено жертвовать снятое с врагов».
903
В понятие «сабелльская земля» обычно включают обширную область Средней Италии, здесь более узко – страна самнитов (см. примеч. 86 к кн. IV), которых древние авторы нередко отождествляли с сабеллами (ср.: Страбон, V, 250).
904
См.: примеч. 77 к кн. VII.
905
См.: VII, 19, 4.
906
См.: VII, 30, 1; 31, 6.
907
Война Александра Эпирского с италиками началась лет на десять позже.
908
Олимпиада, мать Александра Македонского, была сестрой Александра Эпирского.
909
См.: I, 24 (о договоре Тулла с альбанцами) и 53 (о договоре Тарквиния Гордого с латинами).
910
См.: II, 19, 3; 20, 13.
911
Мать Земля, как и боги Маны (боги преисподней), – хтоническое божество, принимающее мертвых.
912
См.: примеч. 102 к кн. I.
913
См.: примеч. 34 к кн. II.
914
См.: примеч. 101 к кн. II.
915
То есть не думая о том, что в любом случае ему грозит смерть.
916
Ср.: Вергилий. Энеида, X, 501: «Ум не знает людской себе грядущую участь».
917
Следующий далее текст (5–8) в рукописной традиции не вполне исправен, и в разных изданиях передается по-разному (неодинаков и принимаемый издателями порядок фраз). Перевод следует изданию Б. О. Фостера, который принимает здесь редакцию Конвея.
918
То есть занимающими место перед «пилом» («отделением» триариев).
919
Словом «вексилла» (знамя) обозначалось и стоящее под этим знаменем подразделение.
920
Вместе со знаменосцами, правда, получается 189 человек, но, может быть, три знаменосца трех вексилл числятся вне ряда?
921
Рорарии – молодые легковооруженные солдаты (набирались из пятого цензового класса). В бою играли роль застрельщиков.
922
Акцензы – воины, набиравшиеся из граждан, по цензу не достигших пятого класса. Вооруженные лишь пращами, они тоже должны были беспокоить неприятеля перед началом битвы.
923
Река в Кампании.
924
По словам Цицерона, гаруспики «внимательнейшим образом разглядывают головку печени, а если ее совсем не обнаружат, то прискорбнее этого, считают они, ничего быть не может» (О предвидении, II, 32, пер. М. И. Рижского). Отсутствие этой самой «головки» (или «верхнего отростка») в печени жертвенного животного оповещало Цезаря о близкой гибели (Там же, I, 119). Повреждение важной части внутренностей было таким же предвестьем.
925
Видимо, существовало обыкновение, чтобы жрец-понтифик сопровождал войско для выполнения важных обрядов.
926
См.: примеч. 64 к кн. I.
927
Беллона – богиня войны, ее кровопролитий и ужасов. Для более раннего времени не упоминается.
928
Такой способ носить тогу (обычный при совершении некоторых обрядов) обеспечивал бо́льшую свободу движений.
929
«Обрекший себя… и т. д.» – qui sese devoverit Vulcano arma vovere volet… Текст построен на аллитерациях vo-vu-ve и, возможно, восходит к древней ритуальной формуле.
930
О Латинских торжествах см.: примеч. 36 к кн. V.
931
Статус, полученный этими всадниками, не вполне ясен. Возможно, они уже не рассматривались как граждане Капуи. Доска в их честь была прибита в храме Кастора (и Поллукса) в Риме, а Диоскуры была покровителями римских всадников (см.: примеч. 52 и 96 к кн. II).
932
Так же, как и всадникам в Риме, им выплачивались деньги на прокорм казенного коня. Денарий – серебряная монета (ее начали чеканить гораздо позднее – с 268 г. до н. э.), номинально (по смыслу слова) – 10 ассов, но при пересчете с серебра на медь считался за 16 ассов.
933
В Лации, точнее не идентифицируется.
934
См.: II, 1, 8; примеч. 4 к кн. II.
935
См.: VII, 11, 13 и далее.
936
Ср.: Фест, 418L.: «Стура – это река на Лаврентской равнине – некоторые называют ее Астурой».
937
Этот факт отмечен в триумфальных фастах под 415 г. от основания Города.
938
Видимо, с правом голосования, т. е. полные гражданские права.
939
В Ланувии находилось почитаемое в Италии святилище Юноны Спасительницы. Отныне оно принадлежало и римлянам. На него распространилась компетенция римских понтификов (см.: примеч. 75 к кн. I), а римские консулы ежегодно совершали в Ланувии жертвоприношение. Считалась богиней-воительницей и защитницей, хотя сохраняла древнейшие черты богини плодородия. Ср.: Проперций, IV, 8, 2–14: «Некий старинный дракон охраняет издревле Ланувий, / Стоит пойти посмотреть зрелище редкое здесь: / Спуск там таится крутой в заветную темную пропасть / Дева нисходит туда (бойся подобных путей!) / В праздник голодной змеи, когда требуя яств ежегодных, / С грозным шипеньем она вьется по недрам земли. / Девы бледнеют, когда их спускают для жертвы священной, / И наудачу суют руку в змеиную пасть. / Жадно хватает змея принесенные девою яства, / Даже корзины дрожат в нежных девичьих руках. Если невинны они, обнимают родителей снова, / А земледельцы кричат: “Год урожайный идет!”» (пер. Л. Остроумова). Подробнее этот же ритуал описывается у Клавдия Элиана (О природе животных, XI, 16).
940
См.: VI, 26, 8.