Полная версия
Ключ скрытый в строении мироздания. Трактат об огне и соли
II. Именно в этой Душе, желающей нашего спасения, исходя из предвиденного обстоятельства, Агнец Христос распят от начала мира. В ней пребывает Христос своими Двумя Природами, показывая, что все вещи были сотворены во Христе и Христом. В ней Христос – вчера, сегодня и во веки веков. Во Христе Ангелы желают предвидеть грядущие вещи, которые должны Им исполниться. Именно Дух Христов вселяется в тех, кто в Нем совершенствуется, по слову Святого Апостола Петра: «Этой Душой Христос сопровождал всех Праотцев, начиная с Адама, пока не явился сам в Теле; «и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1-е Коринфянам Послание Святого Апостола Павла, Глава X, стих 4; цитаты Священного Писания даются по Синодальному (каноническому) тексту – прим. пер.) Душа есть десница Посредника, давшего Закон Моисею, своему служителю. В общем, все чаяния, знаки и чудеса Ветхого Завета совершены, благодаря Душе Христа, соединенной с Божеством».
III. Суровый Закон Божественного Правосудия позволяет Бездне Милосердия проникнуть в эту Душу, способную избавить от решений Правосудия; в противном случае, была бы невозможна не только сдержанность по отношению к падшему Ангелу, но еще в большей степени к грехопадению Человека; и тогда бы разом, повинуясь указу поколебленной Справедливости, все вещи сокрушились бы в конечном Творении, то есть в Ангеле и в Человеке. Для мятежного Ангела и согрешившего Человека, разрушивших в себе свои предназначения, было необходимым, чтобы Божественное Правосудие целиком их уничтожило, обратив непосредственно против них совратившихся вечные кары; этого не случилось лишь потому, что всякий суд был отдан Сыну Отцом, предвидевшим все вещи, дабы Отец мог бы в сей жизни умерять кары по заступничеству своего посредника, который должен ведать о делах и правах всех людей до последнего дня.
IV. Поскольку Божественное Благо создало разумные вещи подвластными испытанию смерти, ввиду заслуги и воздаяния каждой, оно предвосхитило все вещи даже перед тем, как любая из них должна была быть создана; отсюда необходимо, чтобы Благо действовало всегда равновелико, исполняя абсолютными милостями и совершенными воздаяниями все Творения вкупе, насколько они это заслужили своей смертью (в едином Раскаянии или покаянии тех, кто его принимают и ему следуют с чистой совестью) и насколько они должны были этого удостоиться в прошлой телесной жизни. Вот почему повелевающее всеми вещами Провидение не установило в Церкви зрелого периода никакой благодати, относящейся к Происхождению Души, ибо эта истина, весьма известная от времен Адама, сохранена для созерцания наших столетий.
V. Поскольку никакой человек не может отрицать того, что верховная Сила была смягчена Милосердием, которое никогда не угасает в неизменном Боге, часто являясь бедным людям, значит, необходимо, чтобы всякое милосердие, до сих пор облегчающее юдоль человеческого рода, успешно, реально, в общем и в частности, проистекало бы от того, кто соединен своими двумя нераздельными естествами с самим единым Богом, чтобы тот, кто кто есть автор Творения и Различия всех вещей был бы также во времени посредником объединенных Правосудия и Милосердия. Именно потому Мусульманин и верит, что Иисус – праведнейший Судия всех вещей.
Глава VII. Продолжение того же самого
I. Поскольку Мироздание, то есть все, что существует, управляется постоянными Превратностями, возрастаниями и падениями, искажениями и всеми видами изменений, и поскольку, прежде чем появился некий Исчисляющий Интеллект, это движение стремилось, по крайней мере, к порождению, то стало необходимым неподвижному и постоянному Богу, чтобы эта смена происходила от подвижной причины, не отделенной от Бога, но близкой к нему и, столь же хорошо направляющей и сохраняющей однажды данную Сущность, сколь и являющейся индивидуально отличным в себе Существом, ибо тот, кто дал всем Индивидам и каждому, в частности, свойство различаемого Существа, сохраняет в них свойство доброго Существа, доверяя их попечению Премудрости. Итак, Бог есть Сущий из сущих, род родов и форма форм, даже тогда, когда бы он не являлся ни родом, ни формой; и существо, благодаря которому существует род и форма, должно, в высшей степени, соединить одно с другим; это существо – Индивид Индивидов, в котором различаются все вещи, каждая по-особенному.
II. Следовательно, нужно буквально понимать Символ Веры, где сказано: «И во единого Господа Иисуса Христа… Им же вся быша»; также должна быть признанной реально существующей от Вечности, прежде всех вещей и сверх всякого творения, не только Предвечная Мудрость, но еще и сотворенная Мудрость, в предопределении соединенная с Божественным Словом, которое говорило с нашими Отцами огромным количеством аллегорий, когда они его пили и ели, особенно же в жертвоприношении, совершенном первосвященником в присутствии Авраама, а также в огненном и облачном столпе, изображение которого вело Израильтян и сопровождало их повсюду, где они шли, ибо Бог из-за своей Неподвижности и своей Бесконечности никак неспособен изменить расположение и место.
Разворот из Инкунабулы Гильома Постеля. Заглавие на сирийском языке
III. Итак, один Царь (מלכיצךק) (Mal’ik Tsedeq) Справедливости и Мира, один Первосвященник Бога Всевышнего, один без Отца и без Матери, поскольку он никак не мог иметь телесной части, прежде чем не обрел ее от своей Матери, один Посредник Закона и Естества, по сугубой милости посещающий души: он один мог говорить Аврааму, благословенному Богом, ибо он был старше; он один, не имея ни начала дней, ни конца жизни, является истинным священником в Вечности; он один может уподобляться Сыну Божию, который способен воспринять священство только сам по себе. Ему не было достаточным оставаться священником в Вечности, посредством Души, и чтобы мы согласились поверить, что он им был не только в своей Душе, но и по Плоти, ему, по собственному Изволению, понадобилось иерархическое священство сразу в Душе и Теле, ибо он не мог быть поставлен иным порядком, что являлся бы для него верховным.
IV. В этом заключается одно из таинств Писания, которое ни Апостолы, ни сама Церковь не смогли нам сообщить, хотя Христос сохранил его со многими другими, дабы нам его уразуметь и преподать сильным. Так и осталось великое слово Мелхиседека, исходя из Святого Павла (Евреям Послание Святого Апостола Павла, Глава V, стих и), сложным в толковании и предназначенным нашему времени. Хорошо, что церковная цензура нашла смелость присоединиться к этому мнению; и все же она его не воспринимает, или, по крайней мере, воспринимает небрежно, подобно тому, как Жизнь Вечная указывает на много созданных в свое время Святым Духом знаний для управления подлинной и своеобычной Церковью в период ее Юности, в которых стерся настоящий смысл священных вещей и Божественная Истина исказилась в человеческом предании.
V. Отсюда проистекает основательное, устойчивое и целиком необходимое воззрение, которое, будучи тысячи и тысячи раз подвергнутым критике, тем не менее одерживает верх, воссылая вечную хвалу нашему Посреднику: «Его Душа, живя сверхтелесно в силе Божественного Союза, возжаждала креста от начала Мира, дабы искупить наши грехи в своем теле и в скорби безмерно страждущей Души». Именно это воззрение его одинаково наречет званиями Христа и Человека, коих он удостоился еще прежде своего телесного воплощения, и теперь мы по праву именуем Людьми и Христами (помазанниками) Божиими Святых Угодников, оставивших во Христе свою человеческую оболочку и пылко желающих нашего спасения, будто сам Дух Его молит за нас в непередаваемых воздыханиях.
Глава VIII. О Богочеловеческом естестве
I. Кроме того, сотворенная Мудрость является Посредником во Вселенной между Богом и другими Существами, занимающими пространство от Бога до Человека, а также Творцом-Хранителем и истинным Спасителем (sotrix) всех Индивидов, ибо она была создана от начала и прежде веков, она имеет еще имя действенного Искупителя в Священных Писаниях; вот почему языческий Пророк Иов говорит яснее, нежели любой из святых и признанных Пророков: «Я знаю, что мой Искупитель жив…» Что тождественно: «Я знаю, что мой Посредник жив». И равнозначно: «Я знаю, что Мессия ныне в деянии (что противоположно потенциальному). Он – мой сущий Искупитель. Ибо слово Искупитель выявляет сущность, образованную, подобно Христу, из двух естеств.
II. Всякий человек с достаточной милостью во спасение, который никогда не делал никому зла, был обязан обратиться к познанию самого себя и Бога; но ему было невозможно постичь самого себя в этом познании, и он не мог по той же самой причине заслужить Небо, для которого мы все созданы, разве что Первенствующий водворился бы на небе и увлек бы нас за собой, будто виноградную гроздь, ибо именно он нас направил сюда в изгнание от начала нашего творения. С другой стороны, если мы сумели воспринять существование от десницы Посредника, и пусть это событие гораздо больше значит для Жизни Вечной, нежели для жизни временной, то мы могли бы без нынешнего греха, будучи только что сотворенными, намного меньше прибегать к Посреднику; хотя без него нас бы вообще не существовало.
III. Поистине, когда бы даже первый Человек не возмутил своим грехопадением порядок вещей во Вселенной и не сокрушил бы своего потомства, эта блаженная Душа была бы явлена в теле вскоре после Сотворения Мира, дабы побудить свои творения к благородным деяниям, которые бы всегда совершались в природе пред существом, ведомым к своим целям; таким образом, Первенствующий водворился бы на небе, всех устремивши во Священное Собрание (per sacram synaxin) своим телом, соединенным со всеми разделенными существами; но Грехопадение внесло смуту в них, и тогда возникла сугубая необходимость явления Первенствующего.
IV. К тому он был сподвигнут в себе всеми дарами Творца во устранение самим собой, посредством бедности, скорби и бесчестия, Преступлений во имя тех, кто их совершил, во исправление заблуждения житейскими Благами (фортуны, как говорят невежды), Благами тела и души, которые жалкие люди боялись себе не присвоить.
V. Я весьма определенно знаю, пользуясь в вещах восстановленной Веры не простой доверчивостью, но Созерцанием, что столь возвышенное, как Мировой Посредник, существо не должно было рождаться у иных людей; но поскольку его Душа существовала прежде его тела, и Бог своим обычным установлением совершает для наиболее возвышенного то же, что может сотворить и для наиболее униженного, следовательно, ему суждено было появиться на свет от матери Приснодевы без мужского участия, благодаря целиком Божественному деянию. И поскольку Тело одушевляется Душой, то Душа соединяется с Телом, как форма, в мужском участии, которое здесь стало бы излишним, ведь на его месте уже оказалось несравненное совершенство Души, соединенной в Божестве.
VI. Поскольку я суверенностью осознаю, что всякое Превосходство мира, поистине, обязано этому первому из первых, то всякое совершенство должно было пребывать в его Матери, более чем в любом ином Человеческом Творении: Мария должна была являться одинаково непорочной и по Естеству, и по преимуществу среди самых совершенных детей Адама, ибо от нее суждено было родиться бессмертному Посреднику без единоутробных братьев и без всякого права, сулящего ему затем долю в Наследстве, кроме Наследства по Благодати. Дабы его Человечество лучше относилось к своим чадам, он желал покориться смерти и ей покорился; впрочем, подвластные ему последние мученики Енох и Илия, долгое время хранимые от тления, добровольно пойдут на смерть, борясь с Армилоном[2].
Глава IX. О житийном состоянии Богочеловека
I. Поскольку весьма достоверно, что сотворенный Богом в Совершенстве Праотец (ארם Адам) должен был проникнуться в Интеллекте очень яркими мыслями обо всех вещах, происходивших во временной Жизни Посредника, то полностью необходимо, чтобы некогда утраченные Адамом в Грехопадении свойства вновь с лихвой обрелись бы в Восстановлении каждым верным, для чего следует усиленно осмыслить все сокровенные Таинства, заключенные в Рождестве, Жизни и Смерти Посредника. Поистине, нельзя ничего сказать о Родах Приснодевы, которые по существу представляли собой совершенно иное, нежели обычные роды, то есть этой Душе, соединенной в Божестве, прежде всех вещей, стало достаточным Божественного Таинства Святого Духа для рождения Сына без всякого действия, сообразного с нашим житием; так как через Посредника мы получаем преходящую Жизнь, в нем одном мы должны обладать вечным Блаженством в Душе и теле, ибо он слил воедино Душу и Тело.
II. И даже если бы Человек не согрешил, Пришествие Посредника принесло бы великую пользу. Тогда бы, во-первых, проявилась в человеке, как в верховном вожде, наивысшая степень Добродетели, и он смог бы водвориться и утвердиться, подобно истинному Еноху, на высшем из небес: Енох родился в дни, когда должен был появиться на свет Посредник, и если бы мы не совершили греха, то Посредник был бы восхищен от жизни только в силе благодатей, с данной целью воздействовавших на него. Во-вторых, тогда бы мы познали Таинство его Воплощения в Причастии вечного Завета. «Ведь сие возможно только абсолютно Блаженному Душой и Телом питать своей Плотью и поить своей Кровью, и это Таинство соединяет нас Душой и Телом с ним». В-третьих, тогда бы его Тело, возносясь в Небо, увлекло бы с собой нас, соединенных в Таинствах и вскормленных его Плотью, приемлемой человеку, ведь наши глаза по немощи нашего зрения наблюдают солнечные лучи вовсе не по ним самим, но по Луне, где эти отраженные лучи светят умеренно.
Колесо Фортуны по Гильому Постелю
III. Но попущенное Грехопадение, когда вера взывала к Отцу во имя всех нас, стало необходимым, чтобы образ его жизни полностью воспротивился людской порочности, ибо он являлся невинным Господом всех рабов и грешников, совершивших преступление против бесконечного Бога и помрачивших Душевные Блага Тщеславной Похвальбой и Самолюбивой Славой, телесные Блага – Сладострастием, внешние Блага – Алчностью и Роскошью. Посему Посредник искал, вместо Славы и Похвалы – Бесчестие, вместо Наслаждений – Горе, вместо избыточных Богатств – Любовь самых Нищих слоев. И тогда он обрек свою бессмертную Жизнь, посредством своей троичной власти, на тягчайшие муки, неизвестные доселе в этой Империи, которая после его смерти и смерти его учеников должна была ему покориться, так как силам Посредника подчиняется все Мироздание.
IV. Ему понадобилось быть осужденным при Четвертой мировой монархии, являвшейся четвертым и абсолютным периодом Вавилонской Империи, чтобы суметь своей действенной смертью победить ее вместе с ее творцом Дьяволом, лишившимся пространства для своего вольного продвижения – от Дьявола отреклись сыны Церкви, в которой Христос был первым Камнем. Итак, восприяв своих учеников в образе Божием – урон для Дьяволаа еще значительнее – он еще больше увеличил свои заслуги, когда лил обильные слезы над своими распинателями и гонителями, ведь он поставлен во главу Угла (in caput Anguli).
V. Поскольку самая большая Любовь и самая безмерная скорбь приходили к нему при виде Моисеева народа, желает или не желает признавать это последний, то потребовалось, чтобы он спустился в Преисподнюю во свидетельство всех Горестей, ибо, будучи сущим, он проповедал нам догмат о своем и нашем Воскресении; следовательно, если даже мы целиком заслужили быть истребленными из-за заблуждения по отношению к божественным дарам; мы, тем не менее, надеемся со всей уверенностью, что были очищены и омыты его смертью реально и мистически, и что мы с лихвой обретем, каковыми бы не являлись, все утраченное нами по праву.
Глава X. О приемах Божественного суда
I. После смерти и Воскресения Посредник должен был вознестить на Небо, и здесь нет нужды, доказывая, рассуждать, будто все его действия «являлись тщетными, если в конечном счете не подтвердились на Небе. Даже если бы не было человеческого грехопадения, его цель осталась бы той же самой, и, не впав в нечестие, мы бы не лишили себя Неба и могли бы повелевать не только всем преходящим, но Ангелами и Блаженными, начиная от их незыблемости, свободно беседуя с их мыслью, и он бы снабдил человека источником милосердия в столь великом деле». Но вследствие наших грехов, это стало невозможным для того, кто желает достичь неба в телесном бессмертии, за исключением малого числа людей выдающейся святости.
II. Потребовалось, чтобы из-за грехов мира затворились Небесные врата (retinere Coelum) до той поры, пока не наступит время утешения (Tempora Refrigerii), когда Отец второй раз из сострадания к миру во время Восстановления всех вещей совершит предсказанное им самим в Пророках, и главным образом, в Моисее, возвестившем, как подтверждает это Святой Петр (Деяния Апостолов, Глава III, стих 22, 23), следующее: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он не будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». Из этих слов непременно выходит, что сей грядущий Судия есть тот, кто создал Индивиды и Характеры, и в своем труде он, будучи Первенствующим Судией, подобен пророку Моисею, ибо как было дано божественно Моисею право истреблять всех неправедных хозяев Святой Земли, по крайней мере, тех из них, кто не обратился к Закону Божию, так будет и позволено второму Святому Петру, второму Моисею и второму Давиду в присутствии Иисуса Мстителя заставить обратить силой всякого, не желающего ему следовать»; вот почему до сего дня не было никому позволено использовать Оружие, пока есть время Терпимости и торжества Невинности над жизнью.
III. Поскольку дольний Мир «создан воплотившейся на Небе и Земле Господней волей, то устранение нынешнего смятения не сможет совершиться прежде Суда над всеми живыми людьми, когда все нечестивые по всему Земному шару будут осуждены и истреблены, не сумев обрести в мыслях и деяниях (animo et factis) Божественного Закона, который, открывшись в восприятии каждого человека, должен распространиться во вселенной под руководством Разума». Нынешнее положение мира проистекает не от иерархической воли, но по Божественному попущению, пусть даже Небесная иерархия, слагающаяся из Ангельских чинов и Блаженных, зависит, наоборот, от иерархической, но не попустительной воли Господней. Отчего необходимо, чтобы Сатана, некогда изгнанный со своими присными из Ангельского Собрания, был бы извержен, наконец, настоящим Судом со товарищи из среды людей набожных. В противном случае, всемогущий Бог ошибался бы по своей воле относительно низших существ.
IV. Ведь бесконечно справедливый Господь, чтобы все очистилось, должен положить конец света в потрясении элементов и уничтожении сотворенных вещей. И он, конечно, не сможет собрать повсеместно всех людей в момент последнего суда, по крайней мере, тех из них, кто не должен на него являться, будучи освобожденными от влияния скверных людей и предопределенными в общение со всеми небесными вещами, утверждающими их веру: тогда праведники обретут состояние намного совершеннее, нежели человек до грехопадения. Более того, так как грех и добродетель могут быть приведены к своему последнему концу только теми, кто утвержден в Благодати и Бессмертии, значит, необходимо, чтобы перед последним Судом Благие и бессмертные подверглись бы, по образу Христову, воистину добровольной смерти вместе с Енохом и Илией, и Грешники возжелали бы в своей ничтожности горделиво возвыситься над всем, что именуется Богом, согрешив по примеру Дьявола против Духа Святого.
Глава XI. О высшем рассмотрении совершенства
I. Благо, что Дух Святой являлся Повелителем Вселенной, как Перст Господень во всех вещах и, главным образом, в управлении Церковью, прожившей от Адама до наших дней три возраста, а именно: возраст Естества, заключавшийся в Душе; возраст Писания, установивший Душу и внешний Культ; и возраст Благодати, стремящийся к отречению от самого себя и подражанию Искупителю. Они соответствуют Детству, Юности и Зрелости, которая теперь вступает в Старость и свое высшее совершенство, которое ознаменуется уничтожением Нечестивых и Концом во имя Согласия и будущего Восстановления. Вместе с тем, очевидно, что Церковь и Благодать Духа Святого намного шире, чем обыкновенно кажутся.
II. Ведь Господь, лучшее из Существ, хочет, чтобы все Люди по всей земле без всякого исключения были спасены, ибо Он их любит превыше всего и, не памятуя во зло о том, что когда-то свершилось, он тщетно бы одарил благодатью Святого Духа, если бы кто-то иной, а не посвященный во внешний и сокровенный культ церкви, мог бы спастись. Величайшее Крещение Духом и духовное Обрезание, освидетельствованные во все периоды Церкви, явились бы бесполезными, когда бы Дух, распределитель всех вещей, создал бы их недееспособными. Поскольку Бог в Благодати, десницей своей Церкви, по ее молитвам и заслугам, дает явную и сокровенную жизнь телесным существам, подобно тому, как одно сердце разносит по артериям воздух и по венам кровь, распространяя их по всему телу; однако части мистического тела значат не меньше сердца, вот почему даже те, кто недостойно раздают святые дары, их не отвергают. Отказавшись от самоотречения, эти люди удалили себя от лона Церкви.
Ключ Гильома Постеля в каббалистическом аспекте имени ЭЛИАКИМ
III. Вот почему все те, кто пребывают или пребывали в любом Законе, Народе или Эпохе, и никогда не слышали Проповедей Посредника о церемониальном (литургическом – прим. пер.) порядке Естества, Писания или Благодати, либо те, кто о них слышал, но их не уразумел, либо, уразумев их раньше, ныне частично или полностью утратил их смысл из-за превратностей жизни, нечестия ересей (injuria Haeresewn) или беспечности пастыря, «тем не менее, если они полагают свой Закон во свидетельство своей совести, как это делал Иов и множество других, то, воистину, они больше пребывают в Законе Посредника, воле которого следуют деяниями милосердия, нежели те, кто, являясь крещенными или обрезанными, отвергают свое исповедание, занимаясь преступными делами». Значит, тот, кто не спасается во Христе, не сможет обрести место рядом с ним, но будет осужден, даже если он воцерковлен. Итак, отрицающий Слово, но подвизающийся в Делах Воли Господней лучше того, кто не соединяет слов с делами, в чем давал обеты.
IV. Итак, поскольку наше Тело, сообразно всякому из живых существ, располагает, наряду со зримыми частями, благом многочисленных сокрытых частей, посредством которых укрепляется и живет, то несомненно, что тело Церкви должно обладать намного большими составными, ускользающими от наших глаз, когда видимые части проявляются во внешнем культе. Горе, горе, тысячу раз горе Миру, ибо он сохраняет столько порочности во спасение христианской бюрократии. Ведь ни Естество, ни Моисей, ни Мухаммед, ни всякий иной сектантский основоположник не являются причиной, по которой добрые деяния, согласные с волей Христовой, творятся повсюду; причина тому – Дух Божий, который, будучи Христовой Душой, сокровенно вдохновляет все Души, побуждая их к делам милосердия, даруя все свои таинства, кроме одной Евхаристии (Synaxin), абсолютно необходимой для реального завершения, телесного и сакраментального, ибо достоверно, что тело Человека не может быть прославленным иначе. Значит, если мы реально не едим Его Тело и не пьем Его Кровь, то мы не сможем иметь Жизни в себе. Именно Евхаристия дает нам Жизнь Вечную, именно она делает нас Душой и Телом Едиными во Христе в этой бренной или восстановленной Жизни, ведь Сам Христос Един с Отцом. Он Сам возделывает свою виноградную Гроздь к неодолимой и вечной Победе, к которой, как сказано в «Песне Песней», нужно взойти усилием и ее обрести: в нашей жизни она – самая возвышенная и наиболее близкая к Богу точка.
Глава XII. О состоянии совершенного общения
I. Бог сотворил Мир в таком виде, чтобы все сохранялось и поддерживалось в единстве с Господом по образу совершенного семейства, наподобие того, как обыкновенно бывает между Отцом семейства и его сыновьями, внуками, правнуками, друзьями и братьями. Господь, являющийся Отцом всех семейств, желал передать им обетование, чтобы они были едины в Божестве, для достижения чего Церковь, насколько может в этот момент, прилагает все свои усилия, и даже если бы Внешний человек предался чуждым культам, никакая Человеческая сила не сумела бы помешать в этом Внутреннему человеку. И дабы Человек правильно и надлежащим образом проникся своим Долгом, для которого и сотворен, он нуждается в сверхъестественном и всемогущем Лекарстве.