Полная версия
Ключ скрытый в строении мироздания. Трактат об огне и соли
Следуя твоему желанию быть допущенным в тайное твоей души, о ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ и БЛАГОРОДНЕЙШИЙ сеньор, достопочтенный покровитель, я узнал с самого начала для своего вящего блага и своего утешения о том, что ты свыше был вдохновлен о всех вещах этого пресвятого исследования, которое ныне изгнано из мира.
Почему же я не могу во свидетельство признательной души и в память о Твоей Набожности и Твоей Благосклонности ко мне, повинуясь моим скудным заслугам, сочинить в тени моего Изгнания эту маленькую книжицу, о великий, благородный и славный Сеньор, и, дополнив и исправив ее, отобразить на ней твое имя и посвятить ее тебе? Дабы хотелось тебе ее принять по своему обыкновению благосклонным духом и дружеской рукой. Еще настоятельно прошу тебя соизволить сохранить ко мне, бедному изгнаннику, свое расположение и свою милость. Живи и пребывай в Нем, как Он живет и пребывает в Тебе. Ты стремишься (V.N.I.C.E. ΧΡΙΣΤΩ) только ко Христу, в ком нет ничего предосудительного и достойного порицания, который будет в тебе, с тобой, посредством самого себя и всех вещей.
К твоему высокому благородству с почтением: А(брахам) Ф(он) Ф(ранкенберг)К Читателю, в ком бесконечно пребудет Свет и Мир в Господе Нашем Иисусе Христе
Пролог
Наконец, пусть и весьма поздно, Свет рождается от Огня, Мир от Войны, Кротость от Свирепости, ибо, следуя изречению Платона НАМНОГО ЛЕГЧЕ СДВИНУТЬ ТО, ЧТО ПРЕБЫВАЕТ В ПОКОЕ, НЕЖЕЛИ УДЕРЖАТЬ ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ В ДВИЖЕНИИ. Посему остерегайся вносить смятение, ведь его нелегко потом усмирить. И хотя первый попавшийся из несчастных людей жаждет криков ликования после объявления войны, но день сменяет ночь, Лето Зиму, дабы плоды достигли своей зрелости. Как если бы кто-то, собрав порубанные дубовые ветки и устроив из них пожар, пытался унять пламя: он тщетно стремился бы это сделать, распаляя огонь мечом или подливая в него масло, или стараясь по-иному поддержать горение. Вот отчего мы одинаково даем обеты во Благо. В особенности же Христианский Мир, в эту эпоху коварства и притворства скверно разделенный и атакованный лукавством древнего змея, нуждается в воссоздании посредством МОЛИТВ и СЛЕЗ, а также советов и увещаний Людей Благочестивых и Мудрых; и Спасение Народа Христианского, Безопасность Царств, Душевный Покой зависят настолько же от их заботы и их сердец, насколько и сам ВЫСШИЙ ЗАКОН.
Между ними первый среди Первых, СВЕТЛЕЙШИЙ и МОГУЩЕСТВЕННЕЙШИЙ Король и ГОСПОДИН Божией Милостию ВЛАДИСЛАВ IV, МИРОЛЮБИВЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ и ТРИУМФАТОР, пожелал украсить свой ТРОН приращением ДОБРОДЕТЕЛИ и БЛАЖЕНСТВА, дабы, достигнув и обретя Спокойствие ГОСУДАРСТВА, он бы мог, после ратных и полководческих трудов, по-отечески заняться, предавшись сочинениям Святых и Канонам Церкви, обеспечением Согласия и Спасения в МИЛОСЕРДНОМ СОБРАНИИ, созванном в Королевском Граде Торне. Деяние (в мире нашем, почти полностью охваченном мятежами) воистину весьма достойно этого великого КОРОЛЯ и Христианского ЗАСТУПНИКА.
Впрочем, известно, что наш автор Пандохэус (Pandochaeus) (по-иному Постель), стремясь достигнуть этой цели, таинственно описал, всецело истолковал и с очевидностью показал Основание и Вселенский разум. Словом, он являлся одним из самых ученейших людей, о чем свидетельствуют его сочинения, человеком наиболее старательным и целеустремленным в своем столетии Пан-Софии или Вселенской Премудрости, то есть Истины и Милосердия (в них одних пребывает спасение и жизнь смертных).
Ибо среди прочих дарований и почестей он постиг БОГА в ЕСТЕСТВЕ, благодаря длительным странствиям и делам, одинаково выдающимся своей искусностью и своей набожностью, став Профессором двенадцати главных языков и будучи именитым гражданином Иерусалима, Александрии, Константинополя, Рима и Парижа (где он родился и умер); и он сумел заслужить, пусть даже и не был обласкан жизненными благами, поистине необычное, что счастливо умер, когда достиг сто тридцатого года своей жизни (как о том свидетельствует Елисей Рэзелин (Helisaeus Raeselinus) в книге «О Путешествии Морского Орла и Новой Звезды» – De Expeditione Aquilo Nautica et Stella Nova, chap. VII, p. 43) в сентябре месяце 1581 года. Он подлинно сумел удержать первенствующее место в своем столетии, странствуя, изучая, описывая, исследуя все периоды своей жизни, что и подтверждают его книги.
Настоящая книжица Постеля (Ключ скрытых вещей в строении мироздания) была издана более чем сто лет тому назад в славном городе Базеле; вот почему мы ее печатаем вновь, дабы вместе с опытом наших святейших наставников упрочить, повинуясь Правилу и спасительному Образу, вселенский Покой и Согласие, возродив стремление и желание к ним; дабы одновременно мы смогли бы объяснить Устроителям таинств, сколь было бы Благим и Приятным и даже весьма ПРЕКРАСНЫМ и СПАСИТЕЛЬНЫМ для всего Христианского мира не объединять, принуждая силой и страхом, насилием или звонким бряцанием оружия, Умы и Души (animos ас animas) Христиан с таковыми же Христиан скверных или невежественных рабов и христопродавцев, которые введены в заблуждение ошибочным культом обособившихся религий, но соединить их лучше в самом ХРИСТЕ, ГОСПОДЕ и СУЖЕННОМ Душ в духе Христовом, то есть Кротостью и Смирением, всецело предавшись Ему и подражая Ему в Святой Вере и Святой Жизни. Что заключается, согласно пророческому Ключу (Библия – III Книга Царств, стих и и 12), ни в бурном дуновении Мира и Естества, ни в смятении (от грозного закона), ни в Пылкости (Ревнителей осуждения), ставящих себя на место ГОСПОДА (חוחי), но в приятном и нежном гласе Милосердия и Евангелия Мира. И Господь Иисус есть Христос, Сын совершенной Любви, в ком СПАСЕНИЕ, МИР И ОТДОХНОВЕНИЕ ДУШИ и всякая воля и умиление ОТЦА Всемогущего, ДА БЛАГОСОВЕННО ЕГО ИМЯ!
Эта УНИКАЛЬНАЯ, но очень НЕОБХОДИМАЯ вещь до сих пор неусыпно не соблюдалась, и вышло так, что во всех местах и всеми в огромном количестве она была неблагоразумно попрана (если не выразиться хуже): именно здесь кроется причина того, почему мы во всей ЕВРОПЕ пребываем в настоящем плачевном состоянии, погрязши в Нестроении, Ненависти, Несговорчивости, Зависти, Горделивости, Крамолах, будучи без Духа, без Веры, без Милосердия, БЕЗ БОГА и (увы, христиане!) БЕЗ ХРИСТА!
Сотвори же ЯХВЕ (IeHoVaH), то есть Иисус, в ком – Путь, Истина и Жизнь вечная, нашим единым, прямым, наивысшим и каноническим ЗАКОНОМ вещи, по которым мы должны Веровать и Действовать, и, проникнувшись их природой, мы станем намного ближе к ним, чем были до сих пор: тогда мы смогли бы совершеннее предаться МИЛОСЕРДИЮ, спасительно и миролюбиво обратив все наши исследования и занятия только во благо, только во славу единого ИИСУСА ХРИСТА, нашего Царя и Первосвященника Кафолического и Вселенского. Ибо седьмой вид блажества обозначен в следующей заповеди (Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 9, 5):
БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ,ибо они будут наречены Сынами Божиими;также и Третий (ibid. vers. 4).БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ,ибо они наследуют землю (Земля Обетованная, Земля Живых).Написано под сеньюРайского сада (Gan Edenis) в стороне АКВИЛОНАВ граде Великого ЦаряВ год Миротворчества, в которыйsVb WLaDIsLal qVartl, bene VIVItVr VMbra![1] = 1645A.V.F.Ключ вещей, скрытых в строении мироздания, благодаря которому дух человеческий в познаниях сколь божественных, столь и человеческих, проникнет внутрь завесы Вечной Истины
Глава I
I. Подобно тому, как в Индивидах или людских Личностях, неспособных достичь Бесконечности, Всевышний и Всемогущий Бог сокрыл смыслы естественных и будущих вещей, проистекающих последовательно от самих себя, ибо всякое множество изначально предполагалось уже в первом Индивиде, то и сакральные вещи, благодаря которым существуют профанические вещи, Господь должен был непременно наполнить вящего совершенства.
II. Долгая череда столетий всегда настолько же полезна для добродетелей и свойств, которые должно пробудить в человеке, насколько и осознание их принципов, которые нужно постичь усилием души и тела; и поелику сей закон неизменен даже в средоточии тьмы и пороков, то явилось необходимым, чтобы Господь предложил свои Священные Постановления, каковые могли бы укрепить человеческую слабость и в бегстве от порока, и в восприятии добродетели, ибо так уже складывались дела со времени самого великого помрачения человека. Эти постановления должны были быть составлены в таком виде, чтобы века, все больше и больше продвигаясь вперед, просвещаясь ими и истолковывая их под руководством Божественного Духа, делали постановления очень понятными и очень доступными человеку, и не оставалось бы никакой интонации, никакого места из Языка первого Человека, смысл которых нельзя было бы уловить при их помощи.
III. Ибо Слава Господня, по слову Пророка Соломона, сокрыта в Слове, подобно сокровенному Богу, и будущая слава Царей, то есть людей, которые своей победой правят во Вселенной, заключается в истолковании и изъяснении Слова Божия в сверхъестественном и естественном смысле, для чего необходимо обретение целостного и совершенного познания вещей естественных и сверхъестественных, что становится особенно очевидным теперь, когда проникаешься Священным Писанием.
IV. Поскольку бесконечный в благодеяниях Господь сотворил все осязаемые вещи в таком виде, который был бы известен, возлюблен и прославлен в них самой Вечностью, понадобилось, чтобы все сотворенные вещи четко бы соответствовали нашему интеллекту, в противном случае – они бы появились напрасно. И поскольку сие полностью требовалось для естественных вещей, то стало еще более необходимым для сверхъестественных вещей и Священных Писаний, ибо они должны были писаться для проходящего странника, но не для того, кто достиг цели, отчего в них с трудом нам передавалась лишь тень потаенного величия, за исключением познания первого пришествия Христова; итак, скажу, что должно было исполниться время, прежде чем Священные Писания сделались бы реально известными всем Людям, ибо они слагались для всех.
V. Когда бы и в самом деле получалось, что только весьма ограниченное число людей могло бы достичь истины, открыто проповеданной всем, то Господь сумел бы создать естественные вещи в состоянии, гораздо превосходном по отношению к состоянию вещей сверхъестественных, ведь огромное число людей постигают смыслы и принципы наиболее возвышенных из естественных вещей, обретая, таким образом, звание Философов, тогда как очень мало из них способны возвыситься в Сакральных вещах.
Глава II
I. Поскольку Божественное Добро полагает во всех вещах не только сущностную Силу, но еще Сущностную благость и, таким образом, существо может достигнуть верховного Блага (насколько оно к сему способно), то абсолютно необходимо, чтобы Бог предоставил всем Индивидам, кроме общей сути их естества, преимущество Отличия от иных существ (ибо все существа были бы одним существом, если бы не различались с другими); это отличие стало еще более значимым в Человеческом Естестве, благодаря которому существуют все иные низшие по отношению к нему естества, а потому потребовалось, чтобы Бог возвысил и совершил свое благодеяние так, что, помимо Различия ощутимых свойств, которыми обладают между собой человеческие тела наподобие других тел, таковое же различие и разнообразие в благодатях имелось бы и среди Душ, благодаря которым существуют тела.
II. И поскольку до наших дней сохранились в порядке естественных и ощутимых вещей те же самые виды и семейства существ, изначально образованные Им Самим, то явилось необходимым, чтобы Он совершил подобное со всеми сверхъестественными вещами, посредством силы столь же большей для тех из них, которые легче подвержены распаду и непостоянству. Конечно со времени, как первый интеллект был соединен с человеческим телом, естественные вещи всегда продолжались, невзирая на все превратности; итак, хотя благодать Господня, то есть Церковь Божия, коей она доверена, испытала много смутных волнений от человеческих деяний, все же Им, начиная от наших праотцев, созидалась одна и та же непрерывная и единая Церковь, чтобы возрастать и править до последнего Человека.
III. Одинаково мы наблюдаем, как, благодаря содействию четырех Элементов, благодаря исключительному праву или небесному укладу, благодаря предписанной свыше Творцом воли, четыре Времени Года великолепно производят всякие плоды: потенциально ли, промыслительно, но, в конце концов, реально; исходя из данной аналогии, низшего характера четырех Возрастов Человека и особой уступки Его милости, нужно и Церкви устремиться тем же самым путем, который должен вести ее до конца Света.
IV. И поскольку все естественные существа везде обладают способом своего размножения, необходимо, чтобы и Церковь при помощи людей, которые ее составляет, расширялась бы в заповеданном свыше божественном культе как среди чужеземцев, так и между собственных сыновей и служителей, благодаря чему она, пройдя четыре возраста своего развития, исполнилась бы совершенством, наподобие нас самих, ведомых, вплоть до нашей Старости, Детством, Юностью и Зрелостью.
V. Предвечная Истина желала сокрыть четыре Периода своей Церкви под покровом различных притч в Новом и Ветхом Завете (Instrumentum) для того, чтобы знак трех Минувших периодов, когда наступит, наконец, век Старости «был бы тогда явлен, ибо должно Церкви возродиться с одним Пастырем, на что во множестве фрагментов и образов указывают Святые Писания, и как об этом мыслят Брахманы, распространенные сегодня в Индии, и почти по всей Земле Мусульмане и Евреи: и в каком бы месте все они не находились, они свидетельствуют об этом своими Прорицаниями и в своих Молитвах».
Глава III
I. He противясь всякому здравому смыслу, нельзя подвергать сомнению, что совершеннейший Бог создавал Человека совершеннейшим образом, чтобы быть тому повелителем всех одушевленных Существ, чтобы являл себя Человек незыблемым Правилом и венчающим Каноном для всего театра осязаемой Природы, чтобы все вещи, устремленные к своему концу, находились бы в его ведении, в его промысле и его заботах; как видим, он был поставлен самим Богом посреди душ всех существ, дабы обрести собственный интерес в своих сыновьях, слугах, подданных и управляющих.
II. Поскольку мы часто видим Людей, неспособных достичь цели своих обетов, то никто не может отрицать: человеческий род подвергся напасти такого зла душевного и телесного, что для поддержания его в здравом состоянии требуются многочисленные предписания для Души и Тела; значит, необходимо, чтобы пребывающий в своем плачевном уделе человеческий Род был бы восстановлен в утраченном при грехопадении совершенстве, посредством законов, которые он отстаивает сегодня. В противном случае, развращающий Грех и презренные людишки (nebulones), возмутившие порядок Естества тиранией и похотью, стали бы гораздо сильнее Бога, ведущего к своим целям.
III. Ибо нечестие думать, будто Божественная Благость могла бы предвидеть в вечности, что сей мир будет подвергнут стольким горестным страданиям без надежды на освобождение; необходимо, чтобы Грех и Дьявол и все то, что порождено ими случайно, были бы разрушены Лекарством спасения; таким образом, в период старости Церкви, который наступает теперь после Детства Естества, Юности Писания и Зрелости Милосердия, все вещи должны сделаться примиренными и занявшими свое место, так как видна уже Цель, для чего Господь создавал существа низшего порядка.
IV. Равно необходимо, чтобы с Праотцем, прежде чем исказилось в нем все его потомство, соединились бы естество и милосердие, дабы он устремился к Богу через Посредника и творения; значит, нужно, чтобы свершилось Восстановление всех вещей там, где произошла Деструкция, чтобы все люди в этой жизни могли бы познать еще неведомого Бога, и чтобы они не как наказание, но как сугубый дар вновь обрели бы то, чем некогда обладал Адам и обладал бы в совершенстве, если не согрешил бы в своем потомстве.
Печать Соломона по Гильому Постелю
V. Хотя по заступничеству конечного и бесконечного Посредника и Искупителя, который может один своей простой силой освободить нас от нашей конечной и бесконечной обязанности по отношению к неподвижному и неизменному Богу; хотя все вещи, благодаря Христу, были восстановлены так, что, живя долго в нравственных треволнениях, мы способны по смерти вернуться в Жизнь Вечную; тем не менее, мы пребываем в этой жизни с огромным ущербом для себя, внесенным грехом, ибо «наш первый Отец жил счастливым и в совершенном блаженстве, будучи избавленным от бремени материи, нетронутым смертью, и мог в небе и по всей вселенной с небесными существами или со своими потомками, обретшими низшую ступень, вести себя как заслуженный воитель небесных когорт». Ибо повсюду, где есть бесконечный Бог, там есть Небо. Следовательно, прежде чем возродятся все принципы человеческого состояния, ускользающие несчастье и горе везде будут сильнее Дара, предназначенного для всех; до сих пор этот Дар посылается лишь малому числу людей, коих он утешает и украшает посреди самых великих несчастий и креста нашей жизни: он всегда таится в молитвах и обетах благочестивых людей о вещах, которые должны произойти в сей жизни.
Глава IV
I. Поскольку все эти проявленные вещи весьма достоверны, и сам Иисус Христос вновь войдет в нас при Восстановлении всех вещей (согласно изречению Святого Апостола Петра из Деяний Апостолов), когда прийдет с Илией, что будет очевидным дальше, то необходимо, чтобы мы стали опять способны воспринимать интеллектом то, что некогда милостиво было дано первому Человеку. Поскольку он после грехопадения получил обетование, что будет избавлен от зла (ибо от вечности ему было предписано веровать в совершенное обетование, и так обстоит дело, что обетование во свидетельство совести является воздаянием тем, кто трудится), отсюда необходимо, дабы сие обетование утвердилось в Интеллекте, «будучи подвластным законам вечного Разума, когда бы все от мала до велика без всякого усилия тех, кто учит» познали бы Господа, сделавшись все вместе целью божественных устремлений.
II. Итак, Господь снабдил немощи мира своим Лекарством, чтобы люди по всему миру не могли впредь подвергать сомнению священные вещи, самодостаточные Деяния, или больше того – Деяния и Предание, на что притязают те из них, кто вероломно называет себя Христианами, а равно и те, кто этого хочет, хоть и отличается от первых и следует предписаниям Совести и Закона Божия; и высший Свет, наконец, будет явлен миру: тогда первые станут последними, а последние – первыми. Свет был послан Христом своим ученикам, когда они укрепились в Боге, но не могли еще выдержать Его славы. Откуда и Омовение ног своих учеников, после которого Святой Петр должен был ведать и знать.
III. Ибо как понадобилось после Всемирного Потопа, еще до Моисея, установить у жестоковыйных приверженцев естественного закона, посредством набожных людей, наказание за грех в виде обряда Обрезания и иных соблюдавшихся культов, дабы евреи по совести осознали Греховность человека во внешних вещах, чего и было достаточно для того, чтобы, полагаясь на воспринятое милосердие, уготоваться во пренебрегаемое с давних пор спасение; так и после того, как народ Моисеев, олицетворявший юность Церкви, обратил страх перед грехом и отвращение к нему в тщетную показуху добродетелей, стало непреложным, чтобы Возлюбленный Сын Божий явился показать человечеству огромное число грехов и, как единосущный с Отцом, претерпел бы муки пред ликом Всевышнего и Всемогущего Бога во имя всех людей.
IV. Значит, нужно сильнодействующее Лекарство для Естества, ибо род человеческий, благодаря дарованному всем милосердию, не осознал греха ни по совести, ни во внешнем культе, да и нигде в мире грех не смог бы быть вразумленным суеверной организацией, а потому совершавшие его, внешне участвуя в церковных жертвоприношениях, отказывались принимать лекарство в крови Посредника; вот и необходимо в сугубой старости применить сугубое лекарство, через которое все люди по всей земле смогут досконально осознать Грех и его силу: тогда они раскроются неспособными тождественно удовлетворять его в самих себе, ибо, будучи конечными, они обязаны бесконечностью вещей бесконечности; ибо все алчно и искренне стремятся возлюбить Посредника, чтобы быть соединенным с ним и иметь часть в нем, как сам он соединен с Господом Богом. Выходит, все способны под руководством Разума осознать заключенные в вере вещи: путеводный Разум сначала убедит Виновных и испытает Благочестивых.
Глава V. Вера, вознесенная к материнской мудрости, достигает Бога
I. Господь един: благодаря Ему, по причине Его, в Нем и с Ним пребывают все вещи; значит, Он существовал прежде всех вещей, и это не нуждается в доказательстве; в противном случае, стало бы необходимым, чтобы все вещи не только создали сами себя, но еще и существовали прежде своего существования, а это невозможно. Но Богу, дабы являться таковым, нужно было быть вечным, бесконечным, неподвижным, неизменным и содержащим в себе совокупность всего совершенства.
II. Ибо во всех сотворенных вещах мы видим Сущность, Единство, Истину и Благо; и нельзя представить себе, что Бог их все не содержит, а посему Господу нужно быть Сущностью, Единством, Истиной, Благом, иными словами, пребывать в Единстве Сущности, в Истине той же самой Сущности и в Благе той же самой Сущности.
III. Поистине, эта существовавшая прежде всяких вещей Сущность в Единстве, Истине и Благе создала всякие вещи; так отчего же ей не быть той же Силой, Мудростью и Милосердием, которые творят все вещи в Сущности на пользу Человека. Вот почему от Силы исходит в вечном зарождении Мудрость, равная ей в потенции; вот почему Сила названа именем Отца, а Мудрость именем Сына, ибо от обоих проистекает Любовь; эта объединяющая их Любовь была названа Святым Духом.
IV. Поскольку истинно, что Бог вечен, бесконечен, неподвижен и неизменен, а Мир и все, что вмещает в себя небосвод, обладает противоположным свойством, иными словами, тварно, конечно, подвижно и изменчиво, то необходимо, чтобы в Образовании всех вещей (так как нельзя переходить от крайности к другой крайности без посредничества) появилась бы сотворенная Мудрость, конечная, подвижная и изменчивая, которая соединилась бы в одном лице с несотворенной Мудростью, бесконечной, неподвижной и неизменной, и, благодаря этой связи и этой силе, могла бы создавать тождественности всех Форм в Существах и разнообразиях материи или каждого индивида.
V. Хотя Господь и мог своими абсолютными повелениями создать Естество в таком порядке, что оно возникало бы в себе самом во времени, пространстве и при определенных обстоятельствах; однако он ничего подобного не сделал, всегда используя не свое абсолютное могущество, а свою стройную иерархическую силу, что очевидно, если посмотреть на природу, в которой присутствует только дух верховных причин, воздействующий на существа и небесные тела, а затем небесными телами влияющий на земные существа во всех обособленных разрядах и упорядоченных вещах. Вот почему Творение и простая Сущность вещей всегда сообразны добродетели неизменной и вечной Мудрости; тогда как Различие и Характер существуют в добродетели изменчивой и тварной Мудрости; прежде всяких вещей обе Мудрости должны быть слиты воедино, чтобы Сущность и Свойство были бы соединены во всех тварных существах, что не может иметь места без высших Образа и Совершенства.
VI. Поскольку все вещи, образованные предвечной Любовью, включены на пользу Человека в Театр Естества, то необходимо, чтобы это Естество, прежде всех вещей вечное и созданное изначально еще до существования столетий, было бы очень близким с Человеческой Природой, иная часть которой являлась бы высшей по отношению к Естеству. Это нужно для того, чтобы Мир не только во благо Божие, но и для своего собственного блага, стремился бы соединять прежде всех вещей Бога с Человеком, насколько они могли быть едины. Итак, Разум нам очень верно показывает, что Церковь в пору своей Юности, обладая догматом Веры, исповедовала следующее: Душа Посредника есть первое Творение Божие, Закон и Посредница Вселенной; вот почему, благодаря своим священным свойствам, она называется Бина (בינה) и почитается слагающим в Боге творцом Всемирного порядка, опосредованной с Ним силой.
Глава VI. О том же самом
I. Поскольку бесконечный Бог создавал все вещи так, чтобы они были понятны разумным Творениям, кроме того, понадобилось и самому божественному Благу соразмериваться со способностью Ангелов и нас, чтобы Сияние славы (или как бы его не называли) соединило конечное с бесконечным. «Эта Сущность, одновременно являющаяся Творением и Творцом, есть Христос, которым созданы все Творения, благодаря которому Ангелы прославляли Божественное Величие в веках, прежде сотворенных Людей, и столетия эти не могут быть исчислены из-за отсутствия познания об Исчисляющем».