bannerbanner
Евреи, иудеи и все остальные… Израиль – взгляд изнутри
Евреи, иудеи и все остальные… Израиль – взгляд изнутри

Полная версия

Евреи, иудеи и все остальные… Израиль – взгляд изнутри

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Ривка сама склонила Иакова к обману. Было это так: к старости Ицхак ослеп и не мог больше видеть. Этим-то и воспользовались в своих коварных планах жена и сын патриарха. Мы уже упоминали, что Иаков отличался от старшего брата изворотливым умом и кротостью характера. Он не любил утруждать себя чрезмерными физическими нагрузками. Он был чист и опрятен. Тогда как Эсав был решителен, силён, ловок и всё время проводил на охоте, он не носил одежду из ткани, предпочитая ей звериные шкуры, и не слишком следил за своей гигиеной, и оттого он дурно пахнул, к тому же всё его тело от макушки и до пят было покрыто волосяным покровом, и Эсав не отличался красотой.

Этим-то и воспользовались мать и сын, чтобы обмануть престарелого и слепого отца и мужа. Переодевшись в звериные шкуры старшего брата, Иаков выдаёт себя за оного и получает благословение отца стать главой рода. Подлог, конечно, был раскрыт.

/41/ И ВОЗНЕНАВИДЕЛ ЭСАВ ИАКОВА ЗА БЛАГОСЛОВЕНИЕ, КОТОРЫМ БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО ОТЕЦ, И СКАЗАЛ ЭСАВ В СЕРДЦЕ СВОЁМ: НАСТУПЯТ ДНИ СКОРБИ ПО ОТЦУ МОЕМУ, И УБЬЮ Я ИАКОВА, БРАТА МОЕГО.248

После этих слов, сказанных ему в сердцах Эсавом, Иаков был вынужден пуститься в долгие странствия, дабы не сбылись угрозы брата, оскорблённого обманом. Мать отправляет сына к своему брату Лавану, сыну Бетуэля – племяннику Авраама, жившему в Харране (не забывайте, что Авраам и Сарра были братом и сестрой, и Лаван был в равной степени племянником им обоим). Но вскоре, точнее, через семь лет, сам Иаков станет жертвой подлога. Теперь Лаван обманет своего племянника Иакова.

/15/ И СКАЗАЛ ЛАВАН ИАКОВУ: «РАЗВЕ ПОТОМУ, ЧТО ТЫ ПЛЕМЯННИК МОЙ, ТЫ СЛУЖИШЬ МНЕ ДАРОМ? СКАЖИ МНЕ, ЧТО В НАГРАДУ ТЕБЕ?

/16/ А У ЛАВАНА ДВЕ ДОЧЕРИ: ИМЯ СТАРШЕЙ – ЛЕЯ249, А ИМЯ МЛАДШЕЙ – РАХЕЛЬ250.

/17/ А У ЛЕИ ГЛАЗА СЛАБЫЕ, РАХЕЛЬ ЖЕ БЫЛА КРАСИВА СТАНОМ И КРАСИВА ВИДОМ.

/18/ И ПОЛЮБИЛ ИАКОВ РАХЕЛЬ, И СКАЗАЛ: БУДУ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ СЕМЬ ЛЕТ ЗА РАХЕЛЬ, ДОЧЬ ТВОЮ МЛАДШУЮ.251

На том они и порешили, а когда пришло время исполнять соглашение, Лаван подложил Иакову старшую дочь, полуслепую Лею.

/25/ И ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ВОТ – ЭТО ЛЕЯ! И СКАЗАЛ ОН ЛАВАНУ: «ЧТО ЭТО СДЕЛАЛ ТЫ МНЕ? ВЕДЬ ЗА РАХЕЛЬ СЛУЖИЛ Я У ТЕБЯ, ЗАЧЕМ ТЫ ОБМАНУЛ МЕНЯ?»252

Не знаю, как это там всё получилось, но Иаков не сразу распознал подлог, а утром Лаван объяснил свой поступок тем, что не может выдать младшую дочь замуж прежде старшей сестры. В принципе – это разумное объяснение. Лаван заключает с Иаковом новое соглашение, согласно которому Иаков отслужит ещё семь лет, взамен он получит право жениться и на младшей дочери Лавана – Рахель. На этот раз Лаван исполнит данное Иакову обещание, и через семь лет Рахель станет женой Иакова.

И снова мы сталкиваемся с проблемой: Рахель – любимая жена Иакова – оказывается бесплодной. Тогда как Лея была на редкость плодовитой и за короткое время родила Иакову подряд четырёх сыновей: Рувима253, Симеона254, Левия255 и Иуду256 (не путайте с Иудой Искариотом257, хотя между ними есть много общего).

Рахель понимает, что у неё есть серьёзная проблема. Как бы Иаков ни любил её, но если она не родит ему сына, то все лавры первенства258 в итоге достанутся Лее и её отпрыскам. Рахель лихорадочно ищет выход из создавшейся непростой ситуации. Она решает поступить, как поступили её свекровь – мать Иакова и бабушка – жена Авраама. Она уговаривает Иакова (!) переспать со своей служанкой Валлой259, а родившегося от рабыни ребёнка она выдаст за своего сына.

/3/ ОНА СКАЗАЛА: ВОТ СЛУЖАНКА МОЯ ВАЛЛА; ВОЙДИ К НЕЙ; ПУСТЬ ОНА РОДИТ НА КОЛЕНИ МОИ, ЧТОБЫ И Я ИМЕЛА ДЕТЕЙ ОТ НЕЁ.260

Как видим, и в то время уже практиковалось суррогатное материнство261.

/4/ И ДАЛА ОНА ВАЛЛУ, СЛУЖАНКУ СВОЮ, В ЖЕНУ ЕМУ; И ВОШЁЛ К НЕЙ ИАКОВ.

/5/ ВАЛЛА ЗАЧАЛА И РОДИЛА СЫНА.262

Валла родила Иакову двух сыновей: Дана263 и Нефтали264.

Лея, стараясь не отстать от сестры, предлагает Иакову собственную служанку Зелфу265, и та рожает ему сыновей: Гада266 и Асира267. Победа всё равно остаётся за Леей, и она в довесок рожает Иакову ещё двух сыновей: Завулона268 и Иссрахара269 и, как завершающий аккорд270 (фортиссимо!271), дочь Дину272.

В итоге Рахель родит Иакову только двух сыновей: Иосифа273 и Вениамина274; Лея – шестерых сыновей и дочь: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона, Дину; рабыня Валла – сыновья: Дан, Нафтали; рабыня Зелфа: Гад и Асир. Десять из них войдут в двенадцать колен Израиля, и при разделе Ханаана они получат земельные наделы275. Иосиф и Левий выпадают из этого списка, хотя в некоторых источниках их указывают как родоначальников двенадцати израильских колен.

«Почему?» – спросите вы.

Левий – его род не получит права собственности на землю, так как его потомки посвятят себя служению Богу. Иосиф закончит свои дни в Египте. Иаков усыновит двух его сыновей: Манасия276 и Эфраима277, сделав их своими наследниками. Следует добавить, что число колен в некоторых источниках также разнится.

Но вернёмся к Иакову.

После нескольких лет работы на тестя Иаков требует у тестя оплату за свой труд. Он просит у Лавана в качестве платы часть стада: овец и коз.

/32/ Я ПРОЙДУ СЕГОДНЯ ПО ВСЕМУ СТАДУ ОВЕЦ ТВОИХ; ОТДЕЛИ ИЗ НЕГО ВСЯКИЙ С КРАПИНКАМИ И С ПЯТНАМИ, ВСЯКУЮ СКОТИНУ ЧЁРНУЮ ИЗ ОВЕЦ, ТАКЖЕ С ПЯТНАМИ И С КРАПИНКАМИ КОЗ. ТАКОЙ СКОТ БУДЕТ НАГРАДОЮ МНЕ.278

Иаков говорит, что Лаван должен отдать ему в награду за долгий и честный труд всякую скотину, у которой на шерсти будут обнаружены пятна – вкрапления, неважно какого цвета. Как правило, большинство коз и овец рождаются одного цвета – либо белые, либо чёрные. Те, кто с этим сталкивался, хорошо это знают.

И Лаван с радостью соглашается, даже не подозревая, что у Иакова созрел хитрый план, как обмануть тестя.

План Иакова был на удивление прост. Он узнал секрет особого зелья, которое подмешивал в питьё животным, и молодняк от таких животных появлялся на свет пятнистым.

Вот, как это описывается в Ветхом Завете.

/37/ И ВЗЯЛ ИАКОВ СВЕЖИХ ПРУТЬЕВ ТОПОЛЕВЫХ, МИНДАЛЬНЫХ И ЯВОРОВЫХ, И НАРЕЗАЛ НА НИХ БЕЛЫЕ ПОЛОСЫ, СНЯВ КОРУ ДО БЕЛИЗНЫ, КОТОРАЯ НА ПРУТЬЯХ,

/38/ И ПОЛОЖИЛ ПРУТЬЯ С НАРЕЗКОЮ ПЕРЕД СКОТОМ В ВОДОПОЙНЫХ КОРЫТАХ, КУДА СКОТ ПРИХОДИЛ ПИТЬ, И ГДЕ, ПРИХОДЯ ПИТЬ, ЗАЧИНАЛ ПЕРЕД ПРУТЬЯМИ.

/39/ И ЗАЧИНАЛ СКОТ ПЕРЕД ПРУТЬЯМИ, И РОЖАЛСЯ СКОТ ПЁСТРЫЙ, И С КРАПИНКАМИ, И С ПЯТНАМИ.279

Таким образом Иаков смог присвоить себе большую часть стада Лавана.

Да, в изворотливости нашим предкам не откажешь. Того и гляди, что эти ребята либо обведут тебя вокруг пальца, либо подсунут что-то нехорошее.

Какой пример они подают нашей молодёжи?!

Когда тесть Иакова и братья Рахель обнаружили обман, Иаков уже был далеко. Он спешил вернуться в дом своего отца, надеясь, что за время его отсутствия Эсав поостыл и забыл о нанесённой ему обиде.

Как говорил великий Ходжа Насреддин280: «Ведь за двадцать лет кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт – или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие!»281

К тому же Иаков не возвращался домой с пустыми руками, он прихватил с собой всё нажитое им честным и не очень честным трудом имущество, большое стадо коз и овец, верблюдов; а также жён и детей, рабов и наложниц; и кое-что из имущества тестя. Лаван был язычником, и Рахель, втайне от мужа, украла у отца фигурки с изображением его богов. Когда Лаван настиг беглецов, он пытался выяснить – кто именно украл священные фигурки, чтобы вернуть их, но дочь не призналась отцу в воровстве.

/17/ И ВСТАЛ ИАКОВ, И ПОСАДИЛ ДЕТЕЙ СВОИХ И ЖЁН СВОИХ НА ВЕРБЛЮДОВ,

/18/ И ВЗЯЛ С СОБОЙ ВЕСЬ СКОТ СВОЙ И ВСЁ БОГАТСТВО СВОЁ, КОТОРОЕ ПРИОБРЁЛ, СКОТ СОБСТВЕННЫЙ ЕГО, КОТОРЫЙ ОН ПРИОБРЁЛ В МЕСОПОТАМИИ, ЧТОБЫ ИДТИ К ИЦХАКУ, ОТЦУ СВОЕМУ, В ЗЕМЛЮ ХАНААНСКУЮ.282

Лаван не стал наказывать зятя за обман и отпустил его с миром.

Я больше узнаю Израиль


Живя в Лоде, мы с шурином каждый день отправлялись на работу на стройку, в городе Бней-Брак283 – город-сателлит284, примкнувший с востока к «Большому Тель-Авиву285» или, как его ещё называют, Гуш-Дан286 – это шесть соседних городов-спутников: Рамат-Ган287, Гиватаим288, Бат-Ям289, Бней-Брак, Холон290, Яффо291.

Основные жители Бней-Брака – это ультра-ортодоксальные иудеи харедим292. Единственное, что бы мне хотелось в этой связи отметить, что город поразил меня своей скученностью неопрятных домов, узкими улочками и огромным количеством бородатых мужчин, одетых в чёрные костюмы и в широкополые шляпы. На некоторых из них были длинные чёрные лапсердаки293 и белые гольфы294 до колен. Встречались и мужчины в меховых шапках – штраймл295, носившие их в 40-градусную жару! Сказать, что увиденное поразило меня, – это не сказать ничего. Всё это было для меня столь непривычным и очень странным, что повергло в шок. Живя в Советском Союзе, я много путешествовал и был разных частях нашей («почившей296 с миром») бескрайней страны. Я видел туркменов297, ходивших летом в бараньих меховых шапках и в длиннополых халатах; узбекского298 дехканина299, обливающегося потом в ватном чапане300. Всё это были отзвуки архаичного301 прошлого, дань национальной культуре и средневековой традиции народа.

Но в современной стране… всё это выглядело полной бессмыслицей и нелепостью. Не это я ожидал увидеть в современном и высокотехнологичном Израиле конца ХХ века.

Как выяснилось, всё это было не случайно. В городе сосредоточено огромное количество иешив, где, в том числе и великовозрастные ученики, кропотливо штудируют302 труды виднейших мудрецов каббалы303 и основы иудаизма. Причём это и есть их основное занятие, и государство ещё за это им платит деньги, а их жёны посвящают всё своё время ведению домашнего хозяйства, рожают и воспитывают огромную ораву детей, которая с каждым годом только увеличивается, и обслуживают мужей. Религиозные семьи в Израиле по традиции многодетные, в некоторых семьях число детей доходит до 8, 10, а порой до 12 и более. Конкуренцию иудейскому религиозному сектору составляют только арабы: арабы-мусульмане, бедуины и палестинцы. К тому же в арабском секторе, порой, в ходу многожёнство, а следовательно их возможности к воспроизводству детей могут быть практически неограниченными…

Жизнь Бней-Брака больше похожа на жизнь какого-то провинциального иудейского местечка, которые описывал в своих рассказах, известный еврейский писатель начала ХХ столетия, Шолом-Алейхем304. Видя такое, ловишь себя на мысли, будто перенёсся в другой мир, в другую эпоху, оказался на другой планете.

В этом городе меня ждало ещё одно разочарование – я на работе проколол огромным ржавым гвоздём ногу. Всему виной было отсутствие специальной рабочей обуви и полное пренебрежение хозяев и руководства стройки техникой безопасности, а говоря точнее – её полным отсутствием. Наши хозяева даже понятия не имели о таковой. Нога потом распухла и сильно болела, а я ещё долго не мог на неё наступать. И это меня сильно расстроило.

Тут-то и дрогнула моя вера в технологическую несокрушимость израильского могущества – всему виной стал ржавый гвоздь.

Я понял, что в этой стране не имели понятия, что такое техника безопасности на рабочем месте, и полностью пренебрегали её соблюдением.

У себя на Родине, в молодости, ещё в начале 70-х годов, я работал в «почтовом ящике»305 – предприятии, связанном с обороной страны. На Урале практически каждое предприятие являлось таковым. Наши инженеры по технике безопасности всех просто сводили с ума своими придирками и требовали строжайшего соблюдения правил техники безопасности на производстве. Нам всем в первый же день выхода на работу выдали рабочую одежду и обувь для работы – «спецовку»306. Конечно, нарушения были, и порой люди платили жизнью и здоровьем за свою беспечность. Но факт остаётся фактом. В Израиле начала 80-х техника безопасности никого не интересовала. Более того, меня уволили с работы, когда я высказал своё возмущение подобным отношением к людям.

Только позже, с появлением в Израиле высокотехнологичных предприятий наподобие Intel («Интел»)307, об этом задумались всерьёз.

Но вернёмся к нашей основной теме.

Всякий раз, отправляясь утром на работу, мы проезжали через Тель-Авив308. В начале ХХ столетия это место было пустынным песчаным пляжем, тянувшимся к северу от портового города Яффо вдоль берега Средиземного моря. Холм Весны – так назвали своё поселение первые колонисты309, прибывшие в Палестину для того, чтобы начать новую жизнь и построить город. Это были выходцы из Российской империи310 и Польши, мечтавшие о новой стране по примеру той, что была описана в утопическом романе Теодором Герцелем311 – «Старая новая земля»312, ставшей прообразом нового иудейского государства в Палестине. Для этого у арабов выкупались непригодные для ведения сельского хозяйства земли, затем делились на участки и разыгрывались в лотерею313 между всеми претендентами. Любопытно, но в качестве фишек314 использовались простые морские ракушки, собранные на берегу моря, на которых указывался номер того или иного участка. Выигравший получал участок и начинал собственными силами его обустраивать – возводить для себя жильё и необходимые хозяйственные постройки. Так возле старого города Яффо появилось небольшое ремесленное и аграрное315 поселение – еврейская слобода316. Жители поселения начали обрабатывать этот пустынный участок, занялись разведением скота, ремёслами, научились выращивать на этой земле овощи и фрукты, а произведённую продукцию и сельхозпродукты обменивали на что-то другое, необходимое в их жизни, либо продавали местным арабам. С годами маленькое поселение в пригороде Яффо, заложенное в начале прошлого века первыми переселенцами – квартал Ахузат Байт317 (родной дом), превратился в огромный город – Тель-Авив. Нынешний Яффо – это небольшой пригород разросшегося вширь и в высоту за последние несколько десятилетий Тель-Авива. А когда-то в прошлом Яффо считался одним из самых процветающих городов на побережье Средиземного моря – порт, к берегам которого причаливали суда с паломниками-христианами из Европы, отправляющимися на Святую землю318, чтобы защитить от посягательства неверных Святой Гроб Господа – Иисуса Христа.

Конечно, в начале 90-х – это ещё был не тот Тель-Авив, к которому мы привыкли сегодня, в 20-е годы ХХI века. До начала «большой алии» он ещё выглядел совершенно по-другому. Тогда в нём не было такого огромного количества высотных зданий – небоскрёбов319, какими город славится сегодня, и дороги были похуже, но несмотря на это, даже тогдашний Тель-Авив произвёл на меня неизгладимое320 впечатление – я сразу полюбил этот город. Я полюбил его за неподражаемый дух космополитичного321 и свободного города, за особенный и неповторимый стиль жизни его обитателей, который вы не встретите ни одном другом городе мира. Полюбил его старые кварталы и улочки, несущие в себе отпечаток прежней его истории, когда город только зарождался. Этот город и поныне пропитан духом авантюризма и романтики первых его обитателей. В его старых улочках запечатлена вся прошлая история страны – настоящего Израиля.

Многие старожилы с тоской вспоминают старый автовокзал, который уже давно не существует – совершенно неподражаемое место, где царило особое и неповторимое обаяние; а рынок на улице Алленби322, названной так в честь Британского фельдмаршала Эдмунда Алленби323, воевавшего в Палестине; а небольшие духанчики324 – сколько в них прелести и местного колорита; улицы и дома, построенные в британском колониальном стиле325, словно ты оказался в одной из заокеанских британских колоний326, былые отзвуки присутствия подданных Его Величества короля Георга V327 на этой земле в начале века, когда Палестина перешла под мандатное правление Великобритании328.

Уверен, что ни в одной стране мира вы не встретите такого разнообразия культур, языков и традиций, которые сосредоточены в одном-единственном городе. Удивительная смесь Европы, Азии и Ближнего Востока.

Этот город ещё называют «город 24 часа», когда бы вы ни приехали в этот город, в нём кипит жизнь, работают маленькие ресторанчики, на улицах множество людей, звучит музыка. Этот город никогда не спит и никогда не отдыхает, он всегда в движении. Люди, живущие здесь, всегда отличались от всех остальных жителей Израиля. Его жители настоящие (в хорошем смысле) сионисты, романтики, патриоты, которые строили эту страну и защищали её. Именно в Тель-Авиве, в бывшем доме Меира Дизенгофа329, что расположен на бульваре Ротшильд330, названного так в честь одного из отпрысков династического рода – Эдмона де Ротшильда331, Давид Бен-Гурион332 в мае 1948 года зачитал Декларацию о создании независимого иудейского государства.

Я часто люблю бродить по его улицам.

Но, к сожалению, я снова забежал вперёд.

Семиты333, евреи и сыновья Иакова

Многие наверняка не раз уже слышали это слово – семиты, возможно, даже в каком-нибудь из контекстов334…

Но хоть раз задумывались ли вы: кто же такие – эти самые семиты? Уверен, что большинство из вас не смогут правильно ответить на этот вопрос. И дело не в том, что вы не знаете правильный ответ, а в том, что слишком уж запутанная это тема. Поэтому давайте попытаемся вместе разобраться в ней.

Как утверждают некоторые из исследователей, семиты – народы, входящие в так называемую семито-хамитскую группу афразийских народов, родиной которых, по мнению ряда учёных, является Северная Африка. Причём многие из нас ошибочно считают, что семиты – это только евреи-иудеи335. Арабы также являются семитами. Если бы я привёл весь перечень народов, входящих в эту группу, то получился бы весьма внушительный список. Семиты – это сложный конгломерат336, состоящий из различных племён337 и народностей338, в древности говоривших на схожем языке и связанных между собой общими культурными, родственными, религиозными и этническими традициями, ареалом расселения и образом жизни. Зоной расселения семитов традиционно считались Северная Африка и Юго-Восточная Азия. Позже они, под влиянием природных, геополитических и экономических изменений, начнут расселяться и в других регионах Ближневосточной Азии, при этом неизменно сохраняя основы традиций, обычаев и жизненного уклада своих предков – семитов. Со временем часть семитов мигрирует в Месопотамию и там обоснуется.

Есть и другая версия о происхождении названия семиты. Это история, описанная в Библии. Там говорится, что семиты обязаны своим происхождением сыну легендарного Ноя – Шему339. От Шема, как говорит Тора340, берут своё начало сыны Эвера341, населившие Ближневосточную Азию, и по мнению некоторых учёных, именно от имени Эвер и происходит название народа – евреи.

Предание гласит о том, что в далёкую пору жил человек по имени Ной. Праведностью он заслужил уважение Всевышнего своего, Бога Иеговы342. За грехи людские наслал Он – Всевышний, на землю потоп, и только Ною с домочадцами удастся избежать ужасной смерти, которая постигла всех живущих на земле людей и существ. Ною было велено построить большое судно, где бы он мог укрыться от потопа со всем своим семейством: жена, трое сыновей и их жёны; и «всякой твари по паре»343 – животных, птиц, гадов344 и прочей живности…

Так говорит нам Библия.

После сорока дней странствия по бурным водам Ной и всё его семейство со всей живностью пристали к горе Арарат345. И если мы будем придерживаться именно этой точки зрения, то центром зарождения семитов можно считать гору Арарат на востоке Турции346. Многие исследователи до сих пор пытаются там отыскать следы древнего ковчега, на котором Ной пересёк бурные воды.

/13/ И СКАЗАЛ БОГ НОАХУ (Ною): «КОНЕЦ ВСЯКОЙ ПЛОТИ НАСТАЛ ПРЕДО МНОЮ, ИБО ВСЯ ЗЕМЛЯ НАПОЛНИЛАСЬ НАСИЛИЕМ ОТ НИХ, И ВОТ Я ИСТРЕБЛЮ ИХ С ЗЕМЛЁЮ».

/18/ НО С ТОБОЮ ЗАКЛЮЧУ Я СОЮЗ, И ВОЙДЁШЬ В КОВЧЕГ ТЫ, И СЫНОВЬЯ ТВОИ, И ЖЕНА ТВОЯ, И ЖЁНЫ СЫНОВЕЙ ТВОИХ С ТОБОЮ.

/19/ А ОТ ВСЕГО ЖИВУЩЕГО, И ОТ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, ПО ДВА ИЗ ВСЕХ ВВЕДЁШЬ В КОВЧЕГ, ЧТОБЫ ОСТАЛИСЬ ОНИ В ЖИВЫХ ВМЕСТЕ С ТОБОЮ, МУЖСКОГО ПОЛУ И ЖЕНСКОГО ПУСТЬ БУДУТ ОНИ.

/20/ ИЗ ПТИЦ ПО РОДУ ИХ, И ИЗ СКОТА ПО РОДУ ЕГО, И ИЗ ВСЕХ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ ПО ЗЕМЛЕ ПО РОДУ ИХ, ПО ДВА ИЗ ВСЕХ ВОЙДУТ К ТЕБЕ, ЧТОБЫ ОСТАЛИСЬ ОНИ В ЖИВЫХ.347

Так, по утверждению летописцев, примерно всё и происходило.

Но подобная история не является уникальной. Как выяснилось, она сохранилась и в сказаниях других народов. События, описанные в Библии, это не первый и не единственный случай, рассказывающий нам о Великом потопе. Оно встречается в сказаниях у других народов.

К примеру: шумерские предания, найденные при раскопках развалин библиотеки в городе Ур, обнаруженные в XVII веке итальянским дипломатом, путешественником и любителем старины Пьетро делла Валле348 и в XIX столетии исследованные служащим Британского консульства в Барсе349 Джоном Тейлором350 по просьбе Британского музея351, рассказывают нам о некоем Утнапишти352 – последнем из легендарных мифических царей, десятой и последней династии правителей Шумер, ведущих свой род на протяжении не одного тысячелетия до Великого потопа.

В сказании говорится, что Утнапишти приказывает построить огромный корабль. Когда корабль был готов, он взошёл на него с семьёй, погрузил на корабль животных, провизию и мастеровых: плотников, каменщиков и прочих умельцев, которые могли ему понадобиться в дальнейшем. Он приказал законопатить судно снаружи, чтобы в него не проникла вода. Так он смог пережить потоп.

Встречаются похожие истории и у египтян: бог Атуме353 грозит затопить всю землю водой.

Подобные истории существуют и в греческой мифологии, в частности легенда, рассказывающая о Зевсе – громовержце354 и метателе молний, когда он в гневе топит землю водой.

А легенда, описанная Платоном355, о Атлантиде356 – загадочной цивилизации, существовавшей за многие тысячелетия до нас и затонувшей в глубинах вод Мирового океана.

Похожие истории существуют и у коренных жителей Центральной, Южной и Северной Америк.

В индийском мифе «Махабхарата»357 рассказывается о некоем Ману358, который по совету чудесной рыбы построил корабль и избежал гибели.

Теперь мы перенесёмся вперёд, в первую половину второго тысячелетия до нашей эры. Семитские народы начинают переселяться в Ханаан. К тому времени эта территория уже поделена на мелкие удельные княжества, которые ослаблены бесконечной чередой междоусобных войн и вражеских набегов с территории соседних государств. Ханаан преимущественно населяют: кнаане, хетты359, амореи360, иевусеи361 и другие родственные семитам народы. Только в отличие от своих собратьев – кочевых семитов, эти народы уже ведут оседлый образ жизни и стоят на значительно более высокой ступени развития: они строят города, развивают технологии, науку, искусство.

Именно в этот период впервые народы, переселившиеся из Месопотамии в Египет, станут упоминаются в летописях как иври (евреи).

В Берешит362 (Книга Бытия), в недельной главе «Лех-Леха», в 14 главе, стих 13 пишется так: «Пришёл беглец и рассказал Авраму – еврею…»

Есть и другая версия происхождения этого слова, согласно которой слово «иври» (еврей), происходит от имени предка Авраама – Эвер, я уже упоминал эту версию, но некоторые знатоки считают, что она ошибочна.

Образ жизни кочевых народов неразрывно связан с перемещением. Их основное занятие – скотоводство363, а это означает – поиск новых пастбищ364 и, как следствие, захват новых земель. Вспомните тех же самых гуннов365, печенегов366, хазар367 и всем хорошо известных татаро-монголов368, на протяжении столетий совершавших разрушительные и кровавые набеги на другие народы.

Кочевники во все времена действуют более агрессивно и решительно. В одной из глав Книги Бытия описано, как Авраам собрал своих рабов, чтобы освободить своего племянника – Лота. Помните историю связанную с Содомом и Гоморрой, после чего Лот был захвачен в плен.

/14/ АВРААМ УСЛЫШАЛ, ЧТО СРОДНИК ЕГО ВЗЯТ В ПЛЕН, ВООРУЖИЛ РАБОВ СВОИХ, РОЖДЁННЫХ В ДОМЕ ЕГО, ТРИСТА ВОСЕМНАДЦАТЬ, И ПРЕСЛЕДОВАЛ НЕПРИЯТЕЛЕЙ ДО ДАНА369;

/15/ И, РАЗДЕЛИВШИСЬ, НАПАЛ НА НИХ НОЧЬЮ, САМ И РАБЫ ЕГО, И ПОРАЗИЛ ИХ ДО ХОВЫ370, ЧТО ПО ЛЕВУЮ СТОРОНУ ДАМАСКА.371

К тому же у кочевников, вне всякого сомнения, была хорошо отлажена связь между группами, при помощи которой они передавали информацию, чтобы в любое нужное время действовать быстро и решительно. Ситуация вполне типичная для того времени – деление жизненного пространства. Думаю, что именно оскудевшая земля в Месопотамии и сподвигла Авраама пуститься в дальние странствия.

Но мой рассказ был бы неполным, если бы я не рассказал вам о Иакове и его двенадцати сыновьях, и что произошло с ними в дальнейшем. Главы, описывающие деяния Иакова и его сыновей, особенно самого любимого и, как впоследствии окажется, наиболее успешного – Иосифа372, занимают значительное место в Священном Писании. На эту тему написано бессчётное количество комментариев, и многим из вас они хорошо знакомы.

На страницу:
3 из 6